Групповые задания
Групповые задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_trenirovochnyh_uprazhneniy_po_russkomu_yazyku.doc | 555 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на уроках русского языка.
Верно — неверно.
Цель: Развитие умения слышать ударный гласный в слове.
Ход игры: Учитель на доске записывает столько слов, сколько учащихся в классе. Игра ведется как соревнование рядов. Учитель ставит над первым словом значок ударения. Он может быть поставлен правильно или ошибочно. Представитель одного из рядов произносит слово, выделяя голосом указанный ударный слог, и говорит, верно или неверно отмечено ударение. Если значок поставлен неправильно, слово произносится еще раз с нужным ударением и исправляется ошибка. Такую же работу со следующим словом проводит ученик из другого ряда и т. д.
За каждый точный ответ ряду насчитывается два балла. Если ученик выполняет только одну из двух частей задания (произносит слово в соответствии со значком ударения, поставленным учителем, или называет правильно ударный гласный), ряд получает одно очко, а второе передается другому ряду, дополнившему ответ.
Комментарий для учителя. Слова подбираются в два или три слога в зависимости от программных требований к данному классу.
Один — два. Один — два — три.
Цель: Развитие умения слышать ударный гласный в слове.
Оборудование: Предметные картинки, названия которых произносятся с ударением на первом, втором, третьем слоге.
Ход игры: Картинки выставляются на доске или наборном полотне. Каждая команда получает одну из цифр— 1, 2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с ударением на первом, втором или третьем слоге (см. комментарий к предыдущей игре). Представители команд берут по одной картинке. Следующий ученик команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место.
Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончила игру.
Назови много предметов.
Цель: Отработка способа проверки безударных гласных.
Ход игры: Учитель называет один предмет, а ученик называет много таких предметов и объясняет, какую гласную надо писать в корне обоих слов. За каждый правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
П р.и м е р н ы и материал. Слова: страна, волна, коса, доска, толпа, тропа, ведро, весна, звезда, звено, свеча, село, письмо, плита, свинья, ядро, яйцо, трава, вода, гора, коза, нога, нора, оса, роса, сова, сосна, змея, перо, река, стена, зима, лицо, пила, число, пятно.
Назови один предмет.
Цель: Отработка способа проверки безударных гласных.
Ход игры: Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученик называет один такой предмет и объясняет, какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал. Слова: враги, глаза, грачи, сады, тазы, шаги, шары, шарфы, бока, дожди, дома, дворы, кроты, моря, мосты, ножи, плоды, поля, рога, слоны, сомы, столы, холмы, дела, леса, меха, мечи, следы, снега, хлеба, винты, грибы, листы, мячи, ряды.
Подпиши картинку.
Цель: Закрепление правописания безударных гласных и способов их проверки.
Оборудование: Для каждого ряда набор предметных картинок по количеству играющих.
Ход игры: Учитель говорит, а класс повторяет за ним:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
Работу начинают одновременно представители всех рядов. Они берут каждый из своей стопки верхнюю картинку, записывают ее название на доске в специально отведенном для группы месте и ставят ударение в слове. Если в корне имеется безударная гласная, рядом необходимо записать проверочное слово. После этого мелок передается следующему ученику ряда. В конце игры производится взаимопроверка записанных слов и подсчитываются штрафные очки за допущенные ошибки. Выигрывает ряд, получивший меньше штрафных очков.
Комментарий для учителя. Картинки раскладываются по стопкам с учетом возможностей каждого ученика. В работу могут быть включены также слова, написание которых не расходится с произношением, и слова из словарика.
Соревнуемся.
Цель: Закрепление правописания слов с безударной гласной.
Ход игры: На доске записаны в два или три столбика
(по числу рядов) слова с пропущенной безударной гласной. От
каждого ряда по одному выходят ученики, пишут проверочное слово, вставляют безударную гласную. Когда работа закончена, группы производят взаимную проверку выполнения задания. Выигрывает та- группа, которая правильно выполнила свою работу и исправила ошибки у соперника.
Три пирамиды.
Цель. Закрепление правописания слов с безударной гласной. Оборудование. На доске три пирамиды, в кольца которых вписаны слова с пропущенной безударной гласной.
Ход игры. По сигналу учителя к доске выходят представители каждого ряда, вписывают букву в нижнее кольцо и передают мел следующему. Побеждает тот ряд, который быстрее других «собрал» свою пирамиду, т. е. добрался до верхнего кольца и не сделал ошибок.
в | да | |
з | мля | |
дв | ры | |
кр | ты | |
ст | на | |
гр | бы | |
к | са | |
л | са | |
к | ты | |
р | ка | |
ст | лбы | |
гр | чи |
Покажи гласную.
Цел ь. Закрепление правописания слов с безударной гласной.
Оборудование: У каждого ученика карточки с гласными буквами а, о, е, и, я.
Ход игры: Учитель называет слова с безударными гласными в корне, а ребята должны показать карточки с гласной, которую необходимо писать в этом слове. По вызову учителя один из учеников подбирает проверочное слово. За каждый правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.
Примерный материал. Слова: грачи, сады, трава, шары, вода, гора, дома, дрозды, коза, нора, нога, оса, роса, слоны, сова, сосна, змея, леса, перо, река, стена, зима, лиса, лицо, пила, число, мячи, пятно, ряды.
Волшебная яблоня.
Цель. Закрепление правописания слов с безударной гласной.
Оборудование: На доске нарисована яблоня, к веткам прикреплены плоские картонные изображения яблок с буквами я, и, а, о, е. Яблок столько, сколько учеников в классе. На доске также написаны в столбик слова с пропущенной безударной гласной.
Ход игры: Учитель говорит: «На этой яблоне выросли необычные яблоки. Они очень крупные, и на них написаны буквы. Сорвать
яблоко может только тот, кто скажет, какую букву надо писать в слове». Ученик выходит к доске, читает свое слово, говорит, какая буква пропущена, берет яблоко, на котором написана эта буква, и называет проверочное слово, доказывая верность своего выбора. Правильное выполнение задания оценивается игровой фишкой.
Примерный материал. Слова: глаза, вода, гнездо, грибы, пятно, мячи, весна, волна, земля, число, грачи, сосна, столы, трава, река, сестра, листок, пила.
Парный выход.
Цель. Закрепление правописания слов с безударной гласной.
Оборудование: Предметные картинки: пчела, змея, лиса, шары, сова, ведро, коза, звезда, яйцо, нора, осел, свеча, сосна, пила.
Ход игры: Команда мальчиков соревнуется с командой девочек. Двое учащихся, мальчик и девочка, выходят к доске, берут по картинке, записывают названия изображенных на картинках предметов, рядом пишут проверочные слова, выделяя ударную и безударную гласные в корне цветным мелком. Выявляется команда победителей по количеству правильно выполненных заданий.
Комментарий для учителя. Когда работа закончена, можно предоставить учащимся минуту для запоминания написанных слов. Затем запись на доске закрывается, а ученики по памяти записывают пары слов в тетради.
Цель: Закрепление правописания слов с безударной гласной. Оборудование. Нарисованные на доске «лесенки» со словами, в которых пропущены безударные гласные.
Ход игры. Класс делится на группы, у каждой своя «лесенка». Учащиеся выходят по очереди к доске и вставляют пропущенную букву в одном из слов начиная с верхней «ступеньки». Побеждает та группа, которая первой спустилась с «лесенки», не сделав при этом ни одной ошибки.
Соберем урожай.
Цель: Развитие умения объяснять правописание слов с безударной гласной.
Оборудование: На доске две-три фигурки корзин с кармашками; фигурки различных овощей или фруктов, на обратной стороне которых написаны слова с пропущенной безударной гласной.
Ход игры: Класс делится на два-три отряда (или по рядам). Отряды выбирают себе корзинку, в которую будут собирать урожай. Представители каждого ряда выходят по порядку к столу, берут фигурку какого-либо овоща или фрукта, читают на обороте слово и, объяснив его правописание, вставляют пропущенную букву. Если объяснение правильное, фигурка кладется в отрядную корзинку. Выигрывает отряд, который к концу игры соберет больший урожай.
Лото.
Цель: Отработка объяснения правильного написания слов с безударной гласной.
Оборудование: Карточки лото с картинками: гора, коза, нога, оса, рога, слоны, сова, сосна, ведро, гнездо, звезда, змея, цветы, лиса, письмо, пила, мячи, яйцо,— подобранными в различных сочетаниях по три штуки; маленькие карточки с отдельными вышеперечисленными картинками для ведущего; у каждого ученика по три фишки. (См. Приложение.)
Ход игры: Ведущий берет свою карточку и называет картинку. Ученики ищут ее на карточках лото. Кто нашел, поднимает руку. Отвечающий должен повторить слово, указать, в написании какой гласной он сомневается, подобрать проверочное слово и сказать, какую гласную надо писать. Например: «Сова. Я сомневаюсь, как писать: сова или сава. Я проверяю — совы. Значит, после с пишем о». Если ответ правильный, ученики закрывают соответствующие картинки на своих карточках фишками. Выигрывает тот ученик, который первым закрыл все картинки на своей карточке лото.
Подбери противоположное по значению слово.
Цель: Активизация словаря; закрепление правописания безударных гласных.
Ход игры: Учитель называет по одному слову для каждого
ряда. Ученики должны подобрать слово, противоположное по значению, назвать в нем безударный гласный, подобрать проверочное слово. Если один ряд не справляется с заданием, он получает штрафное очко, а это задание выполняет другой ряд. Выигрывает команда, у которой к концу игры меньше штрафных очков.
Примерный материал. Слова: друзья (враги), лето (зима), близко (далеко), лживый (правдивый), ругать (хвалить), маленький (большой), сытый (голодный), начало (конец), старый (молодой), хороший (плохой), вредный (полезный), пресный (соленый), теплый (холодный), утро (вечер), легкий (тяжелый), трудолюбивый (ленивый), темно (светло).
Какая буква пропущена?
Цель: развитие умения слышать ударный гласный в слове; закрепление правописания безударных гласных в корне слова; активизация словаря;
развитие внимания
Прочитайте, к каждому слову с пропущенной буквой выберите своё проверочное.( Замёрзнет, скажет, завяжет, смотрит).
Приобрёл я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло зав…зал.
Чтоб в мороз не зам…рзал.
А жираф ск…зал: «См…три!
Ещё нужны мне тридцать три».
Игра «Эстафета»
Цель: развитие умения слышать ударный гласный в слове; закрепление правописания безударных гласных в корне слова; активизация словаря; развитие внимания
На доске записаны столбики слов с безударными гласными
Столы дома
гора роса
река стена
сестра дрова
старик перо
коса моря
слеза соринка
солить глотать
Ребята! Вам необходимо выполнить задание по проверке безударных гласных. Каждый член команды должен подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.
Игра «Кто отгадает?»
Цель:развитие умения слышать ударный гласный в слове; закрепление правописания безударных гласных в корне слова; активизация словаря; развитие внимания
Каждому игроку нужно отгадать одну загадку, сказать, какая безударная гласная в корне отгадки и как её проверить.
На стебельке сидит и усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит. (колос)
Его весной и летом мы видели одетым
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)
Лежит верёвка, шипит плутовка.
Брать опасно – укусит, ясно? (змея)
Утром падаю всегда: не дождинка, не звезда,
Но сверкаю в лопухах на опушке и лугах. (роса)
В белом поле на просторе я оставлю тонкий след,
Но жить он может много лет. (перо)
Игра «Различай на слух!»
Цель:развитие умения слышать ударный гласный в слове; закрепление правописания безударных гласных в корне слова; активизация словаря; развитие внимания
Учитель - логопед читает каждому из игроков по четверостишию:
Мама простыни стирала
И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.
Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает,
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок.
К старости наш дедушка очень поседел.
Он в саду на брёвнышко сел и посидел.
Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание проверяемыми словами. Класс оценивает работу игроков.
Переменка
Ребята. Вы хорошо выполнили задания, давайте отдохнём. Я загадаю вам загадки, а ответы запишите графически.
- Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из-под земли.
Я качаю в океанах
Великана – корабли.
- Что за кнопочка? Нажал,
У порога подождал,
И тебе открыли дверь.
Заходи ,ты гость теперь!
- По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт-
Тут и пропадёт. (Вода, звонок, волна).
Игра « Угадай-ка!»
Цель:развитие умения слышать ударный гласный в слове; закрепление правописания безударных гласных в корне слова; активизация словаря; развитие внимания
Выберите слово, противоположное по значению. Вставьте в него пропущенную букву. Проверьте.
Друзья, б…льшой, ругать, к…нец, хв…лить, тёплый, лёгкий, темно, х…лодный, начало, св…тло, т…жёлый, маленький, вр…ги.
Найди ошибку
Цель: развитие умения определять ударный гласный в слове; закрепление правописания безударных гласных в корне слова; активизация словаря; развитие внимания
Прочитайте. Спишите, исправив ошибки.
Потинуло холадом. Последние клочья тумана мокрой марлей палзли по склону. Открылись яркие сияющие виршины гары. (5 ошибок).
Составь текст
Расставьте предложения по порядку. В пустые окошки вставьте нужные буквы.
Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына.
Мать к…рмила его молоком и учила бегать по горам.
М…лыш др…жит от страха, о прыгает.
Р…дился к…злёнок в д…лине горной реки.
Мать лижет ему шёрстку.
Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.
Немая картинка.
Цель: Развитие умения находить слова с безударной гласной.
Оборудование. Сюжетная картинка: весна. На переднем плане двор, дом, сарай. У сарая дрова. Видна кое-где земля и трава. Дерево. На дереве грачи вьют гнезда. У крыльца ведро с водой. Девочка гонит козу. На заднем плане: деревенская улица, дома. Набор карточек с гласными о, е, а.
Ход игры. Класс молча рассматривает картинку. Учитель предлагает найти на ней предметы, в названиях которых есть безударный гласный. Ученики, нашедшие эти предметы и определившие гласный, выходят к доске и вставляют соответствующую букву в прорезь картинки, объясняя правильность выполнения задания. Ответы детей поощряются фишками.
Затем картинка озвучивается: учащиеся составляют по ней предложения. Фишками оценивается правильно составленное предложение и выделение нового слова с безударным гласным.
Картинка убирается, а ученики записывают слова с безударными гласными по памяти. Запись также отмечается дополнительными фишками. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.
Викторина.
Цель: Активизация словаря; развитие умения иллюстрировать правило примерами.
Оборудование. Полоски бумаги с заданиями.
Ход игры. Учитель раздает каждому ученику по одной-две полоски с заданиями. По сигналу учителя они должны прочитать вопросы и письменно на них ответить. Выигрывает тот, кто первым наиболее правильно и полно ответил на вопросы.
Примерный материал.
1. Названия каких времен года имеют безударную гласную в корне? (Зима, весна, осень.)
2. В названиях каких животных встречается безударный гласный в корне? (Свинья, лиса, коза, осел.)
3. В названиях каких птиц есть безударный гласный в корне? (Сова, снегирь, скворец.)
Кроссворды.
Цель: Активизация словаря; закрепление правописания слов с безударными гласными.
Оборудование: Начерченные на доске кроссворды; в центре кроссвордов находятся буквы о, е, и, закрытые чистым листом бумаги (они открываются только в конце работы).
Ход игры. Учитель объявляет, что надо отгадать для заполнения клеток под номерами 1, 2, 3 и т. д. Учащиеся, отгадавшие слово, вписывают его на доске в соответствующий ряд клеток. Каждый выход награждается фишкой. После заполнения кроссворда открывается квадрат с буквой. Неправильно записавший слово возвращает фишку. Выявляется победитель.
Комментарий для учителя. Если игра идет с одним кроссвордом, задание учителя выполняет любой ученик класса. Для игры-соревнования требуется столько кроссвордов, сколько команд в классе. Задания записываются на доске или даются на листке каждой команде.
Примерный материал.
С буквой о:
1. Ночная птица. (Сова.)
2. Сигнал, предупреждающий о начале и конце урока. (Звонок.)
3. Столовая для зимующих птиц. (Кормушка.)
4. Нижняя конечность человека. (Нога.)
5. Дом диких животных в земле. (Нора.)
6. Домашнее животное, дающее молоко. (Коза.)
7. Капельки влаги на траве. (Роса.)
8. Узкая протоптанная дорожка. (Тропинка.)
9. Свободное от деревьев место в лесу. (Поляна.)
10. Домашнее животное. (Осел.)
С буквой е:
1. Птичий домик. (Гнездо.)
2. Ползающее животное с извивающимся туловищем. (Змея.)
3. Водоем. (Река.)
4. Время года. (Весна.)
5. Сиденье для езды верхом на лошади. (Седло.)
6 . Школьник. (Ученик.)
7. Человек, охраняющий лес. (Лесник.)
8. Крупа из проса. (Пшено.)
9. Предмет, с помощью которого плывут на лодке. (Весло.)
10. Маленький населенный пункт. (Село.)
11. Прибор, которым взвешивают. (Весы.)
12. Предмет, которым украшают верхушку новогодней елки. (Звезда.)
С буквой и:
1. Очень сильный человек. (Силач.)
2. Учебный предмет для черчения. (Линейка.)
3. Столярный инструмент. (Пила.)
4. Дикое животное с пушистым хвостом. (Лиса.)
5. Холодное время года. (Зима.)
6. Часть головы. (Лицо.)
7. Милицейский сигнал. (Свисток.)
8. Предмет, на котором готовят пищу. (Плита.)
Начинай с буквы с.
1. Комната для еды.
2. Мастер по дереву.
3. Член семьи.
4. Хвойное дерево.
5. Ночная птица.
6. Часть комнаты.
7. Окно — это рама и ... .
8. Домашнее животное.
9. Частичка снега.
(Столовая, столяр, сестра, сосна, сова, стена, стекло, свинья, снежинка.)
Начинай с буквы к.
1. Столовая для зимующих
2. Дом для лошадей.
3. Прическа из длинных волос у девочки.
4. Площадка для катания на коньках. '
5. То, чем покрыты ствол и ветки деревьев.
6. Предмет, которым покрывают пол и стены.
7. Домашнее животное.
8. Детеныш кошки.
9. Детеныш козы. (Кормушка, конюшня,
коса, каток, кора, ковер, коза, котенок, козленок.)
Начинай с буквы п.
1. Свободное от деревьев место в лесу.
2. Слово, противоположное по значению слову кривой.
3. Грязное место на одежде.
4. Часть туловища от шеи до руки.
5. Место для игр.
6. Насекомое, дающее мед.
7. Тот, кто готовит пищу.
8. Тот, кто пасет стадо.
9. Детеныш птицы.
(Поляна, прямой, пятно, плечо, площадка, пчела, повар, пастух, птенец.)
Угадай последнее слово и запиши.
Цель: Развитие умения подбирать в рифму нужные по смыслу слова; закрепление правописания слов с безударными гласными.
В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные ... (шары).
Белка спряталась в дупло,
В нем и сухо, и ... (тепло).
Глубока и широка Наша быстрая ... (река).
Вышел Коля на крыльцо,
Вымыл руки и ... (лицо).
Улетел скворец не зря
За леса и за ... (моря).
Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и ... (вода).
На каток ушла с утра
Моя младшая ... (сестра).
Подводной лодке не страшна
Океанская ... (волна).
Для тебя мы дом построим,
Не скворешню, а дворец.
Прилетай же, наконец,
Наш пернатый друг ...
(скворец).
Кругом гречиха зацвела—
В улей мед несет ... (пчела).
Нарядили елку: бусы в три ряда,
Наверху сверкает красная ... (звезда).
Свой железный язычок
Прячу я под колпачок,
Созываю на урок,
А зовут меня ... (звонок).
Зимой и летом зелена,
Стоит красавица ... (сосна).
В поле сеют и растят,
Убирают, сыплют в склад,
И на хлеб идет оно.
А зовут его ... (зерно).
Березы, рябины, дубы, тополя —
Богата деревьями наша ... (земля).
Загадки.
Цель: Развитие умения отгадывать загадки; закрепление правописания безударной гласной в словах-отгадках.
— Кто вы
Мы лисички, дружные сестрички.
— Как, с одной-то лапкой?
— Нет, еще со шляпкой. (Грибы.)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево.)
Дуб громадный повалю я,
Говорю не хвастая.
Все, что хочешь, распилю я —
Острая, зубастая. (Пила.)
Что за кнопочка? Нажал,
У порога подождал,
И тебе открыли дверь:
— Заходи, ты гость теперь.(Звонок.)
Сроду он не ест, не пьет —
Песни звонкие поет.
И с урока на урок
Подает свой голосок.(Звонок.)
У меня длинней иголки,
Чем у елки. Очень прямо я расту
В высоту.(Сосна.)
Стоят вдоль дороги, а на них нити висят. (Столбы.)
Бежит, бежит — не выбежит.
Течет, течет — не вытечет..(Река.)
Я как лента голубая
В ясный, солнечный денек.
Детвору, резвясь, купаю
И качаю поплавок.(Река.)
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды Всей округи полила.(Гроза.)
Рано утром на цветах
Ты найдешь меня в садах.
Встанет солнышко напиться –
И исчезнет вся водица.(Роса.)
Я, сознаюсь, виновата,
Я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком.(Лиса.)
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.(Лиса.)
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том.
Только круглое окошко —
Не пролезет даже кошка.(Скворечник.)
Лежит веревка,
Шипит плутовка.
Брать ее опасно —
Укусит. Ясно?(Змея.)
На солнышке сидит
И усами шевелит.
Разомнешь его в ладони —
Золотым зерном набит.(Колос.)
В лесу темно,
Все спят давно.
Одна птица не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит.(Сова.)
Шелестя, шурша травой,
Проползает шнур живой,
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.(Змея.)
С утра жужжу,
Цветы бужу,
Кружу — жу-жу
И мед вожу.(Пчела.)
Не птица, а с крыльями,
Над цветком летает,
Медок собирает.(Пчела.)