Консультации для родителей

Мухартова Любовь Александровна

Предварительный просмотр:

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Рекомендации к проведению упражнений:

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

«Лопаточка»

Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.

«Иголочка»

Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«Часики»

Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Футбол», «Орешки»

Рот открыт. Напряженным языком упереться сначала в одну, затем в другую щеку.

«Качели»

Рот открыт, губы в улыбке. 1.Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. 2. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.

«Худышка-толстячок»

Сначала втянуть щеки в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах, затем надуть обе щеки одновременно.

«Улыбка»

Зубы сомкнуты, губами имитируется произнесение звука [и].

«Горка», «Киска сердится»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка оставался за зубами, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Чашечка»

Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать).

Мухартова Любовь Александровна.



Предварительный просмотр:

"Беседа для родителей  будущих первоклассников"

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача. В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности. Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься; очень скоро начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. В результате учебная “задолженность” с каждым днём становится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться. Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учёбы.

Так проходит процесс приспособления к школе у большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым условиям оказывается непосильной задачей: они часто или длительно болеют, а заболевания ещё больше ослабляют их организм. Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения. Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей. Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача. Данные медицинских осмотров являются основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Ослабленность организма, частые заболевания, хронические болезни – вот фактор риска в отношении готовности ребёнка к поступлению в школу. К этой группе относят также детей, биологический уровень зрелости которых отстаёт от возрастного уровня. Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с шести лет решает врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует добиваться пересмотра этого решения.

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

Эти советы адресованы и тем, чьи дети посещают детский сад. Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому. Помните о пользе свежего воздуха. Воздух – это подлинный элексир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием. Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения. При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
  5. Конструирование.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  8. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  9. Всасывание пипеткой воды.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, пришивание пуговиц , вышивание , лепка, рисование, для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание . Научить наших детей всему, что умеем сами!
  13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
  14. “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
  15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
  16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно. Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой. Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку – рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость. При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте . Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, чаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут “проходить” с ним предметы.

Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади . Чем лучше ребенок это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ 

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли. Иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное - несъедобное, одушевлённое- неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

 Чем больше родители общаются со своим ребенком, тем более  развит кругозор и речь .  Сейчас дети  много времени проводят с компьютером и телефоном. Это не идет им на пользу. Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и об окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество , место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Чаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас. 



Предварительный просмотр:

Игротека    в  кругу    семьи

Уважаемые  родители! Вам  предлагаются игры, которые  помогут  Вашему  ребёнку подружиться со  словом,  научат  рассказывать, отыскивать  интересные слова, а  в  итоге  сделать  речь  Вашего  ребёнка  богаче  и  разнообразнее.

Эти  игры  могут  быть  интересны  и  полезны  всем  членам  семьи. В них  можно  играть  в  выходные  дни, в  праздники, в будние дни  вечерами, когда  взрослые и дети собираются  вместе  после  очередного  рабочего  дня.

Во  время  игры  со  словом  учитывайте  настроение  Ребёнка, все  возможности и  способности.

Играйте   с Ребёнком   на  равных, поощряйте  его   ответы,  радуйтесь  успехам  и  маленьким  победам!

"ТОЛЬКО  ВЕСЁЛЫЕ  СЛОВА".

Играть  лучше в  кругу. Кто-то  из играющих  определяет тему. Нужно  называть  по очереди, допустим, только  весёлые  слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий "Смех" и т.д. Игра движется  по  кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно  сменить  тему и называть только зелёные  слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т.д.)

"ПОДБЕРИ  СЛОВО".

Ребёнку  предлагается  подобрать  к  любому  предмету, объекту, явлению  слова, обозначающие  признаки. Например, зима,  какая?  (холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый)

"КТО  ЧТО  УМЕЕТ  ДЕЛАТЬ?"

Ребёнку  предлагается  подобрать  к  любому  предмету, объекту   как  можно  больше  слов -  действий. Например, что  умеет делать  кошка?   (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать ).

"АВТОБИОГРАФИЯ".

Вначале  кто-то  из  Взрослых   берёт  на  себя  ведущую роль и представляет  себя  предметом, вещью или  явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные  игроки  должны  его  внимательно  слушать  и  путём  наводящих  вопросов  выяснить, о ком или о чём  идёт  речь. Тот  из  игроков, который  это  угадает, попробует  взять  на  себя  роль  Ведущего и  перевоплотится в  какой-нибудь  предмет  или  явление.

Например, "Я  есть  в  доме у каждого  человека. Хрупкая, прозрачная. От  небрежного  отношения  погибаю, и становится темно не только  в  душе … (лампочка)".

"ВОЛШЕБНАЯ   ЦЕПОЧКА".

Игра  проводится  в  кругу. Кто-то  из   Взрослых  называет какое-либо  слово, допустим,  "мёд",  и  спрашивает у  игрока, стоящего рядом, что  он  представляет  себе, когда  слышит это слово?

Дальше  кто-то  из  членов  семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий  игрок,  услышав слово "пчела",  должен  назвать   новое  слово, которое  по  смыслу  подходит  предыдущему, например, "боль" и т.д. Что  может  получиться?                                   Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва.

"СЛОВА  МЯЧИКИ".

Ребёнок  и  взрослый  играют  в  паре.  Взрослый  бросает  ребёнку  мяч  и  одновременно  произносит  слово,  допустим, "тихий". Ребёнок  должен  вернуть  мяч  и  произнести  слово с противоположным  значением  "громкий". Затем  игроки  меняются  ролями. Теперь  уже  ребёнок  первым  произносит  слово, а  взрослый  подбирает  к  нему  слово  с  противоположным  значением.

"ВЕСЁЛЫЕ   РИФМЫ".

Играющие  должны  подбирать  к  словам  рифмы.                Свечка - … печка;   трубы -  … губы; ракетка - … пипетка;  сапоги - пироги  и т.д.

" ЕСЛИ   ВДРУГ …".

Ребёнку  предлагается  какая- либо  необычная  ситуация, из  которой  он  должен  найти  выход,  высказать  свою  точку  зрения.

Например, Если  вдруг  на  Земле  исчезнут:

* все  пуговицы;  * все  ножи; * все  спички; * все  книги и т.д.

Что  произойдёт?  Чем  это  можно  заменить?                        Ребёнок  может  ответить: "Если  вдруг  на  Земле  исчезнут все пуговицы, ничего  страшного  не  произойдёт, потому  что  их  можно заменить: верёвочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д." Можно  предложить  Ребёнку  и  другие  ситуации, например, если бы у меня  была:

* живая   вода; * цветик - семицветик; * ковёр - самолёт и т.д.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Игры, способствующие развитию речи и мышления»

«Развиваем у детей умение классифицировать»

В основе таких учебных трудностей детей, как невнимательность и рассеянность, неусидчивость, непонимание объяснения педагога с первого раза, плохое выполнение самостоятельных заданий, как правило, находится низкий уровень произвольности высших психических функций. Для развития этого качества необходимо использовать материал, отличающийся достаточной интеллектуальной насыщенностью. Наиболее эффективны коррекционные упражнения, направленные на формирование умений классифицировать предлагаемый материал по одному или нескольким признакам, а также по самостоятельно найденным основаниям.

Примерные коррекционно-развивающие упражнения

«Светофор»: «Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и каждом столбце не было одинаковых кружков ».

«Игра с обручами» (формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким признакам)

Ребенок должен расположить предметы (разных геометрических форм) так, чтобы только округлые оказались внутри обруча. После этого ребенок отвечает на вопросы:

Какие фигуры лежат внутри обруча?

Какие фигуры оказались вне обруча?

Что общего у предметов, лежащих в кругу? Вне круга?

Игру с одним обручем, меняя заданный признак для группировки фигур, нужно повторить 3—5 раз, прежде чем перейти к игре с двумя или тремя обручами. Правила для классификации могут быть разные:

— расположи предметы или фигуры так, чтобы все заштрихованные (красные, зеленые), оказались внутри обруча;

— расположи предметы (картинки) так, чтобы одушевленные оказались внутри обруча.

«Игра с двумя обручами» (формирование умения классифицировать предметы с учетом двух признаков)

Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые на листе бумаги двумя обручами, а именно:

— внутри обоих обручей (место пересечения);

— внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерывистой линии;

— внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии;

— вне обоих обручей.

Каждую из областей можно обвести карандашом. Правила для классификации могут быть разные:

— расположи фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии — все угольные;

— разложи картинки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии — все маленькие животные. Начиная заполнять внутреннюю часть круга из прерывистой линии, заштрихованные угольные фигуры располагают вне обруча из черной линии, а остальные заштрихованные фигуры вне обруча из прерывистой линии, в результате чего пересечение обручей остается пустым.

Важно привести ребенка к пониманию того, что есть фигуры, обладающие обоими свойствами одновременно. С этой целью задаются вопросы:

Какие фигуры лежат внутри обруча из черной линии? Вне его?

Какие фигуры лежат внутри обруча из прерывистой линии? Вне его? Внутри обоих обручей?

Это упражнение целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры: например, классификация по форме и цвету, цвету и размеру, форме и размеру.

Упражнение «Игра с тремя обручами» из черной, прерывистой и волнистой линий направлено на формирование умения классифицировать предметы по трем признакам и работа над ним строится аналогично предыдущей.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ !

 Вы любите своего ребенка?

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно?

Учите своего малыша говорить.

Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно.

Не заглядывая в отдаленное будущее, оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Если Ваше любимое чадо получило прозвище «Картавый» или «Шепелявка», не Ваша ли в этом вина? Уделяете ли Вы должное внимание тому, чтобы ребенок вовремя научился четко и правильно различать все звуки родного языка и правильно их произносить.

Правильное, чистое произношение и развитая речь —  заслуга прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной их дислалии — недостатки произношения, невыговаривания или искажения звуков.

Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку поможет учитель- логопед . И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

С чего начать?

Начинать надо с малого. Я  имею в виду возраст ребенка и те «малые» посильные задачи, которые Вы поставите перед ним на первом этапе.

Решение речевых проблем требует и Вашего желания и знания (использования) элементарных принципов любого обучения.

•    Ребенок должен учиться, играя.

•    Обучающий только тогда научит обучаемого ребенка, когда сам в достаточной мере овладеет материалом.

•    В сотворчестве со своим ребенком Вы добьетесь наибольших результатов.

•    Сочетание разных приемов обучения не утомит ребенка, а разовьет его интерес и восприимчивость.

Последовательность (но не принудительность!), регулярность (не навязчивость!) и методичность (не скукота) занятий сделают Ваши усилия плодотворными.

Успехов Вам и Вашему ребенку!

Учитель-логопед  МОСШ №8 Мухартова Любовь Александровна



Предварительный просмотр:

Задания, направленные на развитие внимания , памяти и речи

Корректурные задания

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. 

Корректурные упражнения с детьми с ЗПР должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Ребенку обязательно предлагаются домашние задания.

Инструкция: «В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву) ». По мере овладения заданием правила усложняются:

меняются отыскиваемые буквы;

• по-разному зачеркиваются и др. ;

• одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается;

• на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п.

Все вносимые изменения должны четко отражаться в инструкции, предлагаемой в начале занятия.

Игра "Найди отличие"

Цель: развитие умения сосредоточить внимание на деталях.

Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.

Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

 «Что перепутал художник?» Учащимся предъявляется изображение той или иной степени сложности, на котором они должны выявить все специально допущенные ошибки. Для самых маленьких учеников используются картинки с явными несуразностями (например, кошка на цепи у собачьей будки, белый медведь, загорающий под пальмой, и т.п.). Для более старших школьников задание может быть усложнено необходимостью поиска логических ошибок (например, ветер несет дым от костра в одну сторону, а ветви деревьев наклонены в другую), диспропорций в изображениях тех или иных предметов или масштабных несоответствий. В качестве раздаточного материала для этого и следующего заданий могут применяться фрагменты из детских журналов.

Данный вид работы используется на уроках рисования и ознакомления с окружающим миром.

«Запутанные дорожки». Школьники должны, внимательно рассматривая в течение некоторого времени рисунок, определить в сложном переплетении линий связи между теми или иными предметами (лицами). Сюжеты могут быть самыми разнообразными (например, кто с кем разговаривает по телефону, кто к кому идет в гости и т.д.).

Упражнение способствует развитию устойчивости внимания. Его эффективно использовать в начальный период обучения на уроках рисования, математики, ознакомления с окружающим миром.

Игра «Внимательная муха».

Цель : развитие слухового и зрительного внимания развитие навыка самоконтроля.

Содержание : квадрат расчерчивается на 9 равных квадратов ( 3 х 3 ) . В одном из квадратов ставится точка. Это муха. Затем учитель задает движение «мухи». Например, 2 клетки вверх,1 клетка влево, 1клетка вниз, 1 клетка влево. Ученики следят сначала ручкой, а затем только взглядом. Если «муха» выходит за пределы большого квадрата , ученики должны сказать : «СТОП».

Первоначальное расположение клетки - «мухи» произвольно.

       

     

Игра «Пишущая машинка»

Цель:   развитие вербального внимания, умения работать в коллективе.

Содержание : Между детьми распределяются буквы алфавита. Ведущий диктует слова или фразу (в зависимости от уровня подготовленности детей). А ребята , как на пишущей машинке должны «распечатать»  эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопком или вставанием того участника игры , за которым закреплена данная буква.

Игра "Найди картинку".

 Цель:  Развитие произвольного внимания.

Оборудование : Набор из 10 – 12 картинок ( например виды каких – либо городов ).

Ход игры: К столу учителя по очереди подходят ученики. На несколько секунд под счет "Раз, два, три – внимательно смотри!" ученику показывается одна какая-либо картинка. Затем она помещается среди 4 – 5, а затем среди 10 –12 других картинок. Ученик должен как можно скорее отыскать заданную картинку.

Игра " Календарь"

Цель игры: Развитие внимания, наблюдательности и орфографической зоркости.

Оборудование: Плакат с напечатанными буквами.

Ход игры: Найдите среди этих букв названия всех месяцев года. Читать можно не только слева направо , но и сверху вниз и снизу вверх.

п

ж

я

о

к

т

я

б

р

ь

о

ь

н

щ

ю

з

р

с

и

у

ы

р

в

л

о

ь

ь

н

ю

и

щ

б

а

у

р

ц

а

ы

л

ш

м

а

р

т

н

ю

ч

э

ь

х

х

к

ь

ь

а

п

р

е

л

ь

з

е

з

р

в

г

а

щ

е

л

ф

д

о

б

г

я

м

ф

ж

а

ъ

э

н

я

у

г

и

з

п

р

б

д

ь

о

с

ж

а

о

г

в

а

с

е

н

т

я

б

р

ь

е

й

а

м

ш

к

р

ф

й

п

ф

Игра "Снеговики"

Цель:  Развитие внимания и наблюдательности у детей .

Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать , чем отличаются снеговики друг от друга.

Выиграет тот, кто больше назвал различий в рисунках.

Вариант – можно отвечать письменно.

                   Вот зайчишка у реки

                   Встал на задних лапках…

                   Перед ним снеговики

                   С метлами и в шапках.

                   Заяц смотрит , он притих ,

                   Лишь морковку гложет

                   Но что разного у них -

                   Он понять не может.  

Материал к заданию «Запутанные дорожки»

        

Тестовый бланк к заданию «Корректурная проба»

Задания, направленные на развитие памяти

«Точки». Детям на несколько секунд предъявляется клеточное поле той или иной конфигурации, на котором определенным образом расположено несколько точек. Предлагается запомнить расположение точек и затем воспроизвести их на карточках с незаполненными полями.

Зрительный диктант. Детям поочередно предъявляется несколько предметных картинок (от 3 до 7), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради. Это упражнение рекомендуется использовать на уроках ознакомления с окружающим миром и математики.

«Найди отличия». Учащимся раздают по две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все отличия. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и последовательно. Кроме картинок, могут использоваться также последовательности геометрических фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком расположения элементов.

Это задание можно использовать на уроках математики, рисования, ознакомления с окружающим миром.

«Внимательный художник». Детям предлагается по памяти подробно описать внешность одноклассника, интерьер какого-либо помещения, подробности пути в школу и т.п. Данное упражнение целесообразно применять на уроках рисования, труда, чтения, ознакомления с окружающим миром.

Развитие тактильной памяти

«Волшебный мешочек». В мешочек из плотной ткани укладываются различные предметы и дети по очереди на ощупь должны определить, какой предмет им попался. В 1классе в мешочек могут быть сложены вырезанные из картона буквы. Ученик с завязанными глазами вынимает букву, ощупывает ее и называет. Из букв, которые дети достали из "волшебного мешочка" можно предложить сложить слово.

Игра " Поймай злодея" Игра развивает зрительную память, тренирует процессы припоминания, развивает внимание. Дети – миллиционеры, которые ловят преступника. "Портрет" преступника изображен на карточке геометрическими фигурами разного цвета. Учитель на какое – то время показывает детям "портрет" и предлагает его хорошо запомнить, т. к. взять с собой его нельзя.

Потом портрет убирается и учитель задает детям вопросы о том, как выглядит преступник. - какой формы у него глаза? - какого они цвета? - какой формы нос ? и т. д. После того, как ребята вспомнили как "выглядит преступник", портрет демонстрируется еще раз и дети проверяют себя.

Материал к заданию «Точки»

Материал к заданию «Зрительный диктант»

Игры направлены на формирование целостной учебной деятельности.

Игры первого вида – это игры, в которых ученикам для группировки "посредством рук и зрения" предлагаются сначала реальные объекты – геометрические фигуры, небольшие игрушки и другие предметы, находящиеся в поле их непосредственного визуального восприятия в классе, на улице. На первых порах педагог сам задает игрокам основание для группировки, которую они должны выполнить. Затем дети сами определяют основание для группировки и объясняют его.

Игра " Разноцветные пуговицы" ( название условно, так как пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и по форме, размеру, количеству отверстий и т.д. ) Педагог предлагает игрокам разделить собранную совместными усилиями "богатую коллекцию" пуговиц сначала на две группы – подходящие к подходящим, потом – на три, четыре и т.д. Каждый раз после того, как дети выполнят игровое задание, с ними необходимо обсудить основание, по которому были выделены группы, и оценить соответствие результата группировки выбранному основанию (основаниям).

Игры второго вида направлены на развитие у учеников умений анализировать слуховые сигналы и определенным образом группировать их. Игры направлены также на развитие вербального внимания.

Игра "Угадай, кого позову". Педагог предлагает встать тем ученикам, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например, учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего должны встать : Се – ре – жа, Ма – ри – на, Ок – са – на и др. Вместо имен ученикам можно предложить называть предметы, которые они видят в классе, овощи, мебель, и т.д.

Игра "Летает – не летает" Педагог объясняет правила игры: " Я буду называть предмет и говорить слово "летает", например голубь летает, самолет летает и т.д. Если я назову предмет, который летает вы поднимаете руки вверх. Если я назову не летающий предмет, вы хлопаете в ладоши.

Игра "Трава, кусты, деревья". Ее можно проводить во время физкультминутки. Если ведущий говорит: "деревья " дети встают , поднимают руки вверх и поднимаясь на носках , тянутся вверх; если ведущий говорит: "кусты" – дети вытягивают руки перед грудью на уровне плеч, а если "трава" – дети приседают.12 Ведущий свои команды сопровождает действиями, которые могут быть и правильными и обманывающими. Дети же должны слушать команды и выполнять их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Для вас родители Артикуляционная гимнастика

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения ; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Слайд 3

Упражнение « УЛЫБКА» Ты хочешь красиво говорить, но твои губы не всегда бывают послушными. Научись управлять губами Родителям, «Улыбка» нужна для правильного произнесения свистящих звуков [С], [С 1 ], [3], [3'], [Ц]. Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются. А глаза у них, как блюдца . Послушай стихотворение и улыбайся вместе с веселыми лягушатами .

Слайд 4

Упражнение «ЗАБОРЧИК» Зубы ровно ты смыкаешь И «заборчик» получаешь. А сейчас раздвинешь губы И увидишь свои зубы. Сделай «заборчик» из своих зубов

Слайд 5

Упражнение «ХОБОТОК (ТРУБОЧКА)» Сделай своими губами «хобот»: вытяни их вперед и сомкни . Подражаю я слону: Губы хоботом тяну... Даже если я устану, Их тянуть не перестану. Буду долго так держать, Свои губы укреплять. Теперь ты можешь легко пропеть гудок поезда • Губы вытяни трубочкой и пропой песенку поезда: «У-у-у».

Слайд 6

Сделай губами «бублик», Упражнение «БУБЛИК» Бублик мы изобразили — Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, «Бублик» надо удержать. Родителям . Изображать «бублик» губами нужно для правильного произнесения шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

Слайд 7

Упражнение «ЗАБЕЙ МЯЧ В ВОРОТА» Возьми поролоновый мячик. Положи перед футбольными воротами. Забивай гол плавной струей воздуха. Теперь забивай гол резкой, отрывистой струёй воздуха. Родителям. Цель упражнения — научить ребёнка выдувать сильную отрывистую струю воздуха. К игре подготовьте поролоновый или ватный мячик диаметром 2—3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки. Поиграй в футбол, потренируй своё дыхание. Внимание! 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Слайд 8

Упражнение «ЛОПАТОЧКА» Попробуй сделать свой язык лопаточкой. Учись управлять языком. Улыбнись. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Подержи его в током положении. Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. Родителям. Цель упражнения — выработать умение удерживать язык широким, расслабив его мышцы. Если язык напряжён, не расслабляется, то предложите ребёнку положить язык на нижнюю губу и произнести «пя-пя-пя», пошлё­пывая непослушный язык верхней губой .

Слайд 9

Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Представь , что ты ешь очень вкусное варенье и испачкал верхнюю губу. Слегка приоткрой рот. Широким кончиком языка слижи варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз. Родителям. Цель упражнения — выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы. Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. Родителям. Цель упражнения — выработать умение делать язык широким приподнимая его края и удерживая форму чашечки. Открой рот . Положи язык «лопаточкой» на нижнюю губу. Приподними кончик и боковые края языка —получилась «чашечка». Упражнение « ЧАШЕЧКА»

Слайд 10

Упражнение «ЧИЩУ ЗУБЫ» Родителям. Цель упражнения — выработать умение удерживать кончик языка за нижними и за верхними зубами. Похожее движение, как будто чистишь зубы, можно делать и своим языком. Это движение нужно повторять старательно каждый день — тогда язычок станет послушным и ты будешь правильно произносить звуки. Улыбнись. Приоткрой рот. Почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почисти кончиком языка верхние зубы, делая движения из стороны в сторону. Чищу зубы, чищу зубы И снаружи, и внутри. Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они.

Слайд 11

Упражнение «ГОРКА» Широко открой рот (опусти нижнюю челюсть). Широкий язык опусти за нижние зубы, упрись в них языком. Плотно прижми боковые края к верхним коренным зубам. Получилась «высокая горка». Удержи «горку», пока слушаешь стихотворение. Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются А теперь сделай «низкую горку». Для этого сначала вновь сделай «высокую горку». Потом приподними нижнюю челюсть (рот откроется менее широко). Боковые края языка плотно прижимай к верхним коренным зубам. Родителям. Цель упражнения — выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы.

Слайд 12

Упражнение «КАЧЕЛИ» Родителям. Цель — выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа. Первоначально взрослый имитирует движение языка кистью руки вверх-вниз. Улыбнись. Открой рот, как при звуке [а]. Подними кончик языка за верхние зубы. Затем опусти язык за нижние зубы. Повтори несколько раз. На качелях я качаюсь: Вверх-вниз, вверх-вниз. Высоко я поднимаюсь, Опускаюсь снова вниз. Вверх язык поднимай, Потом за зубы опускай. Так качаться продолжай... Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными .

Слайд 13

Упражнение «СТУПЕНЬКИ» Научи свой язычок шагать по ступенькам Приоткрой рот. Широким кончиком языка обними верхнюю губу — это первая ступенька. Широким кончиком языка обними верхние зубы -- это вторая ступенька. Широкий кончик языка прижми к верхним бугоркам — это третья ступенька. Обрадовался язычок, что поднялся на третью ступеньку, и весело попрыгал на ней, произнося звуки: [Т], [Д], [Н]. Родителям. Цель упражнения — выработать подъём языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении. Твердые звуки [Т], [Д], [Н] помогают закрепить этот навык.

Слайд 14

Упражнение «БАРАБАНЩИК» Улыбнись. Открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук [д]. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Родителям. Цель упражнения — укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым. Барабанщик очень занят, Барабанщик барабанит, Д-д, д-д-д! Бей, руками помогай, Ритм ногами отбивай, Д-д, д-д-д! Учись играть на барабане, Твой язык послушным станет, Д-д, д-д-д! Язык, кверху поднимайся: Только с ритма не сбивайся, Д-д, д-д-д! Внимание! Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться.

Слайд 15

Упражнение «ЛОШАДКА» Улыбнись. Приоткрой рот. Цокай медленно кончиком языка. Следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык. Родителям. Упражнение полезно для произнесения звуков [Р], [Р 1 ]. Оно укрепляет мышцы языка, отрабатывает подъём языка вверх. Цоканье должно быть чётким, непохожим на чмоканье. Научи свой язык красиво цокать Я лошадка Серый Бок, Цок-цок-цок. Я копытцем постучу, Цок-цок-цок. Если хочешь —прокачу! Цок-цок-цок. Ты с лошадкой прокатись, Звонко цокать поучись .

Слайд 16

Води кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперёд-назад. Родителям. Цель упражнения -- отработать подъём языка вверх и его подвижность. Мы работаем с утра, Красить потолок пора, Челюсть ниже опусти, Язык к нёбу подними. Поводи вперёд-назад — Наш маляр работе рад. Внимание! Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. Упражнение «МАЛЯР»

Слайд 17

Молодец!



Предварительный просмотр:

Советы родителям леворуких детей

Леворукость не определяется, как патология и для беспокойства нет причин. Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Владение ребенком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы. Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период). Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом. У ребенка возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость. Появляются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма. Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею. Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой руке, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности. В процессе развития у ребенка может самостоятельно произойти смена доминирующего полушария, после чего у праворукого ребенка может развиться так называемое «скрытое левшество» (критический период — 11 —12 лет). Смену доминирующего полушария у ребенка следует принять как естественное проявление развития. Переучивать леворуких – значит «ломать» специфические качества их психики, что отрицательно может влиять на психическое благополучие и здоровье ребенка. Леворукий ребенок очень ранимый и требует бережного, внимательного и доброго отношения! Уважаемые родители будьте доброжелательны к своему ребенку! Успехов  Вам и Вашему ребенку!

Учитель-логопед МБОУ «СШ №8»  Мухартова Любовь Александровна