СЕМИНАРЫ
Баландина М.Б. "Личностное портфолио ученика" презентация
Баландина М.Б. "Основные положения «Профессионального стандарта «Педагог»»: Концепция и содержание"
Баландина М.Б. "Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе"
Баландина М.Б. "Современные подходы в организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
Сырова Н.М. "Формирование УУД на уроках биологии"
Жукова И.А., Тарасенко Т.С., Тишина О.М. "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе" презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». К. Д. Ушинский
Профессиональный стандарт педагога Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утвержден приказом Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. зарегистрирован Министерством юстиции 06. 12. 2013 г. вводится в массовое применение с 1 января 2017 г. но с 2016 г.– режим апробации.
Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю (воспитателю), действующий на всей территории Российской Федерации. готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
« Стандарт »: уязвимость в педагогической среде самого термина Стандарт – антитеза творчества Стандарт – ограничитель свободы учителя Стандарт – способ мелочной регламентации Стандарт – инструмент тотального контроля Стандарт – признак восстановления административно-командной системы управления образованием
Компетентность – качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, информационная, правовая
Часто синонимически используемые понятия « компетенция » и « компетентность » необходимо различать: Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. ( А.В.Хуторской )
Качество общего образования под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося , выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы
Зачем нужны профстандарты Профессиональные стандарты применяются: работодателями — при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления
Профстандарт педагога призван: определять необходимую квалификацию педагога; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
I. Общие сведения Виды профессиональной деятельности Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование
Основная цель вида профессиональной деятельности: Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
II. Функциональная карта вида профессиональной деятельности Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
III. Характеристика обобщенных трудовых функций Возможные наименования должностей Требования к образованию и обучению Требования к опыту практической работы Особые условия допуска к работе Дополнительные характеристики
Компоненты трудовой функции 1.Трудовые действия 2. Необходимые умения ( ИКТ-компетентности ) 3. Необходимые знания
Диагностика соответствия профессиональных компетентностей педагогов требованиям профессионального стандарта Цель: выявление положительного опыта и профессиональных затруднений учителей ОО Трудовые действия Владею в совершенстве Владею в достаточной степени Владею в недостаточной степени Не владею + Умения _ Знания
«Дорожная карта» индивидуального образовательного маршрута педагога Направления деятельности Содержание деятельности Результат как педагогический продукт Формы презентации достижений 1.Повышение квалификации 2.Деятельность педагога в профессиональном сообществе 3.Участие педагога в методической работе 4.Самообразование педагога
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модернизация российского образования Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции учащегося в образовательном процессе, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Oн взрослых изводил вопросом «Почему?». Его прозвали «маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не досаждал вопросом «Почему ?». С.Я. Маршак
Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся: повышение мотивации учащихся при решении задач; развитие творческих способностей; смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому; формирование чувства ответственности; создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика: - навык самостоятельной исследовательской деятельности; - навык работы с научно-познавательной литературой; - инициатива и творчество; - использование, расширение и углубление школьных знаний; - навык совместной работы со специалистами; - самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.
Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности В урочной деятельности: • урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Во внеурочной деятельности • исследовательская практика обучающихся; • образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера; • факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся; • ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с научными обществами других школ; • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Предварительный просмотр:
Современные подходы в организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ООО
Сегодня мы говорим о внеурочной деятельности. Тему семинара вы видели.
Посмотрите на слайды и сформулируйте проблему нашего разговора.
СЛАЙДЫ 2-3
Подсказки СЛАЙД 5
Проблема: РОЛЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Школа перестаёт быть единственным источником знаний и информации для школьников.
Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. СЛАЙД 6
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:
- в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.);
- вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.). СЛАЙД 7
Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы в условиях ФГОС.
В условиях перехода к ФГОС школа теперь призвана не только развивать качественные предметные компетенции обучающихся, но и создавать условия для успешной социализации школьников в процессе воспитательной деятельности.
Три составляющих образования. Как они соотносятся друг с другом? Слайд 9-10
В ФГОС дано определение понятию «внеурочная деятельность». «Внеурочная образовательная деятельность - деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности». Таким образом, внеурочная (внеучебная) деятельность ребенка приобрела статус «образовательной деятельности» и является необходимым компонентом процесса получения образования.
Различаем ли мы формы урочной и внеурочной деятельности? СЛАЙД 11, 12, 13
Основание для сравнения | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
Цель | Формирование УУД | Развитие у детей мотивации познанию и творчеству. Содействие самоопределению и адаптации. Приобщение к ЗОЖ. |
Содержание деятельности | Определено в ООП на основе требований ФГОС | |
Обязательн-ть для учащихся | Является обязательной | Не является обязательной, если не вкл. в УП. Направления выбираются по желанию |
Время на реализацию | Входит в уч. нагрузку. Определяется расписанием. | Не входит в уч. нагрузку. Определяется расписанием кружков и секций. |
Реализация | УП | План внеурочной деятельности. |
Форма организации | Урок, уч. занятие. | Кружки, экскурсии, олимпиады… |
База реализации | ОУ | ОУ, УДОД, учреждения культуры и спорта. |
Состав участников | Постоянный коллектив | Переменный, группы смешанного состава, разновозрастные. |
Цель внеурочной деятельности. Сформулировать цель внеурочной деятельности
Подсказки : СЛАЙД 14
СЛАЙД 15 цель
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
СЛАЙД 16 Направления внеурочной деятельности
СЛАЙД 17 Задание группам
- Как представлены эти направления в нашей школе?
- Можно организовать внеурочную деятельность только по одному направлению? Аргументируйте свой ответ.
- Возможно ли создание разновозрастных групп во внеурочной деятельности? Какие положительные и отрицательные моменты в такой организации?
СЛАЙД 18 Назовите условия организации внеурочной деятельности. Выделите приоритетные.
СЛАЙД 19 Принципы
Риски и пути преодоления
СЛАЙД 20 Уровни
СЛАЙД 21 Какой тип организационной модели внеурочной деятельности выбирает наша школа?
Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является:
- родительский запрос,
- наличие необходимой учебно-материальной базы,
- наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров,
- соблюдение СанПиН, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания.
Принципы организации внеурочной деятельности:
∙ соответствие возрастным особенностям обучающихся;
∙ преемственность с технологиями учебной деятельности;
∙ опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
∙ опора на ценности воспитательной системы школы;
∙ свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является:
- родительский запрос,
- наличие необходимой учебно-материальной базы,
- наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров,
- соблюдение СанПиН, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания.
Принципы организации внеурочной деятельности:
∙ соответствие возрастным особенностям обучающихся;
∙ преемственность с технологиями учебной деятельности;
∙ опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
∙ опора на ценности воспитательной системы школы;
∙ свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является:
- родительский запрос,
- наличие необходимой учебно-материальной базы,
- наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров,
- соблюдение СанПиН, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания.
Принципы организации внеурочной деятельности:
∙ соответствие возрастным особенностям обучающихся;
∙ преемственность с технологиями учебной деятельности;
∙ опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
∙ опора на ценности воспитательной системы школы;
∙ свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование гармоничной личности, адаптированной к жизни в современном обществе
в школе системность , последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д . вне школы клиповость , хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д
Характер современного воспитания Традиционное воспитание Современное воспитание формирование личности согласно нормам, принятым в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим взаимная поддержка людей (Я – Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них Причина перехода – особенности современной цивилизации
Учебная деятельность Внеурочная деятельность Дополнительное образование
Учебная деятельность Внеурочная деятельность Дополнительное образование
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной , и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Сравнительная характеристика урочной и внеурочной деятельности Основание для сравнения Урочная деятельность Внеурочная деятельность Цель Формирование УУД Развитие у детей мотивации к познанию и творчеству. Содействие самоопределению и адаптации. Приобщение к ЗОЖ. Содержание деятельности Определено в ООП на основе требований ФГОС Обязательн-ть для учащихся Является обязательной Не является обязательной, если не вкл. в УП. Направления выбираются по желанию
Время на реализацию Входит в уч. нагрузку. Определяется расписанием. Не входит в уч. нагрузку. Определяется расписанием кружков и секций. Реализация УП План внеурочной деятельности. Форма организации Урок, уч. занятие. Кружки, экскурсии , олимпиады … База реализации ОУ ОУ, УДОД, учреждения культуры и спорта. Состав участников Постоянный коллектив Переменный, группы смешанного состава, разновозрастные.
«В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить» (Сократ) «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт» (из конвенции о правах ребенка)
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
5 направлений внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Общекультурное Социальное Общеинтеллектуальное Духовно-нравственное
Как представлены эти направления в нашей школе? Можно ли организовать внеурочную деятельность только по одному направлению? Аргументируйте свой ответ. Возможно ли создание разновозрастных групп во внеурочной деятельности? Какие положительные и отрицательные моменты в такой организации?
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является: родительский запрос, наличие необходимой учебно-материальной базы, наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров, соблюдение СанПиН , в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания.
Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Уровни организации внеурочной деятельности
Основные типы организационных моделей ВД
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Ушинский К.Д.
Предварительный просмотр:
Формирование УУД на уроках биологии и географии. 1 группа
Задание: 1. Прочитайте и выполните задания. 2. Определите общие УУД на данных уроках 3. Знания каких предметов и какие понятия должен использовать ученик при выполнении учебных заданий?
Биология 5 класс Тема «Живая и неживая природа»
Задание 1
Пронаблюдай, какие изменения в растительном и животном мире происходят в природе осенью. Запиши в дневник свои наблюдения. Сделай выводы о взаимосвязи живой и неживой природы.
Дата | Что наблюдаю (примерное содержание ответов, явления в живой природе) | Что думаю о причинах наблюдаемых явлений (явления в неживой природе) |
Желтеют листья | ||
Опадают листья | ||
Созревают и распространяются семена у растений | ||
Мало птиц. Птицы улетели на юг | ||
Животные меняют шерсть на густой мех | ||
Некоторые животные засыпают на зиму |
География 5 класс Тема «Атмосферное давление»
Прочитай текст учебника на стр. 130,131. Выполни следующие задания:
План работы:
- В течение нескольких дней наблюдай за изменениями атмосферного давления.
- Запиши результат в таблицу
- Сделай выводы о изменении атмосферного давления и попытайся обьяснить причины данного явления
Дата наблюдения | Результат наблюдения (атмосферное давление) | Дата наблюдения | Результат наблюдения |
с------20-г. по -----20-г | с------20-г. по -----20-г | ||
с------20-г. по -----20-г | с------20-г. по -----20-г | ||
с------20-г. по -----20-г | с------20-г. по -----20-г |
Формирование УУД на уроках биологии и географии. 4 группа
Задание: 1. Прочитайте и выполните задания. 2. Определите общие УУД на данных уроках 3. Знания каких предметов и какие понятия должен использовать ученик при выполнении учебных заданий?
Биология 7 класс Задание 1 Охарактеризуйте основные черты строения и жизнедеятельности представителей растений названных отделов. Сделайте вывод о направлении эволюции растений
Группа организмов | представители | Условия обитания, среда. | Способы размножения |
Водоросли | ламинария | Водная среда | слоевищем |
Моховидные | Кукушкин лен | болото | спорами |
Папоротниковидные | Папоротник щитовник | суша, влажный климат | спорами |
Голосеменные | ель | суша, сухой климат | семенами |
Покрытосеменные | береза | суша, умеренный климат | семенами |
Вывод
География 6 класс Тема «Человек и гидросфера»
Задание 1 Сделай расчет количества воды, потребляемой одним человеком в течении года в твоем населенном пункте.
расчет обьема воды, потребляемой одним человеком в течении года в твоем населенном пункте | |
расчет обьема воды, потребляемой семьей за месяц, м | |
Число членов семьи | |
расчет обьема воды, потребляемой одним человеком за месяц, м | |
расчет обьема воды, потребляемой одним человеком за год, м |
Отв на вопрос: Почему потеря человеком 10% воды приводит к гибели?
Формирование УУД на уроках биологии и физики. . 3 группа
Задание: 1. Прочитайте и выполните задания. 2. Определить общие УУД на данных уроках 3. Знания каких предметов должен использовать ученик при выполнении учебных заданий? Биология 7 класс
Тема «Условия прорастания семян »
Физика 7 класс
Тема «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»
Задание 1
Прочитайте содержание П. 10 Выполните задание: Проведите опыт с домашним растением. Проведите его подкормку путем опрыскивания кроны питательным раствором. Пронаблюдайте, как будет развиваться растение. Обьясните, на каком явлении основан такой способ подкормки.
Формирование УУД на уроках биологии и физики. 2 группа
Задание: 1. Прочитайте и выполните задания. 2. Определить общие УУД на данных уроках 3. Знания каких предметов должен использовать ученик при выполнении учебных заданий? Биология 7 класс
Физика 7 класс
Тема «Плавание тел»
Задание 1 Прочитайте содержание П. 52 на стр. 153 Ответьте на вопросы: 1 Почему водные животные не нуждаются в прочных скелетах? Какую роль играет плавательный пузырь у рыб? 3 Как регулируют глубину погружения киты?