Уголок классного руководителя

Степанова Лилиана Ховановна

Быть "классной мамой" - счастье, которое дано прочувствовать не каждому!!!

Этот раздел для тех, кого не страшит это замечательное бремя!!!

 

Кодекс классного руководителя

 

Классный руководитель – это не работа, это образ жизни.

 

Советы, рекомендации, предостережения классному руководителю.

 

1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.

2. Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

3. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.

4. Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.

5. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.

6. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними. 

7. Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник. 

8. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья. 

9. Главное – не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований. 

10. Дети в классе – твое отражение: старайся постоянно работать над собой. 

11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

 

Являясь классным руководителем, осуществляю образовательную деятельность в тесном сотрудничестве с родителями. Для реализации инициатив по развитию взаимодействия обучающихся с родителями мною применяются современные формы и методы, с помощью которых повышается интерес родителей к вопросам воспитания детей: родительские конференции, круглые столы, дискуссии, совместное планирование и проведение образовательно-воспитательных мероприятий («Осенняя ярмарка», День матери, спартакиады и т.д.).Взаимодействие осуществляется на постоянной основе через планирование и организацию различных видов деятельности: социальные акции.

 

 

Материалы от методического журнала для классных руководителей

" Классное руководство и воспитание школьников"  

(издательский дом "Первое сентября")

 

Классное руководство и воспитание школьников № 1 (парад методик и не только....)

Классное руководство и  воспитание школьников № 2 (мифы о воспитании)

Классное руководство и воспитание школьников № 3 (об имидже классного руководителя и прочих полезных вещах)

Классное руководство и воспитание школьников № 4 (тонкости воспитания...)

Классное руководство и воспитание школьников № 5 (интересно и полезно...)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика воспитанности школьников классным руководителем

2) Тест “Незаконченный тезис” (Методика “свободный выбор”)

Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.

Учащиеся в течение 1–2 минут дописывают незаконченные предложения. На основании их определяется позитивное или негативное отношение школьника к миру (табл. 2)

Таблица 2

ФИО _________________________________________________________ класс ________

Утверждение

Оценка (позитивная или

 негативная)

1

2

3

4

5

6

7

8

      9

Хорошая жизнь — это ...

Быть человеком — значит ...

Самое главное в жизни ...

Нельзя прожить жизнь ...

Чтобы иметь друзей, надо ...

В хорошей школе ...

Когда есть свободное время, я ...

Музыка нужна, так как ...

Я не согласен с тем, что говорят, будто я ...

Вывод:

3) Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (подготовлена Л.В. Байбородовой)

Цель: выявление мотивов поведения учащихся.

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах (табл. 3).

Таблица 3

ФИО _________________________________________________________ класс ________

№ п/п

Что тебя привлекает в деятельности?

Ответ: от 3 до 1 баллов

1

2

3

1

2

Интересное дело.

Возможность общения с разными людьми.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Возможность помочь товарищам.

Возможность передать свои знания.

Возможность творчества.

Возможность приобрести новые знания, умения.

Возможность руководить другими.

Возможность участвовать в делах своего коллектива.

Возможность заслужить уважение товарищей.

Возможность сделать доброе дело для других.

Возможность выделиться среди других.

Возможность выработать у себя определенные черты характера

Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем

Вывод:

IV. Ценностные ориентации личности

1) Методика “Что важнее?”

Цель — выявить мотивы дружбы в коллективе.

Каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты, представленной в таблице 7.

Таблица 7

ФИО_________________________________________________________ класс________

I.На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?

1

2

3

4

5

на взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;

на взаимопонимании, единстве интересов;

на доверии и откровенности;

на умении говорить правду в глаза, принципиальности;

верности и доброжелательности

II.Что мешает дружбе между одноклассниками в вашем классе?

Основную причину подчеркните тремя чертами, вторую — двумя, третью — одной:

1

2

3

4

5

6

зависть и соперничество, стремление человека казаться лучше, чем он есть на самом деле;

обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;

каждый думает в первую очередь о себе;

ребята плохо знают друг друга;

отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;

нет общих интересов

V. Дополнительные сведения

Анкета для классных руководителей “Классный руководитель глазами воспитанников”

Данная анкета проводится для самоанализа деятельности педагога. Ее цель — побудить классных руководителей “поставить” себя на место своих учеников и посмотреть на образовательный процесс “их” глазами.

Также ее можно предложить заполнить и учащимся, однако сделать это может лишь довольно уверенный в себе учитель, который не боится узнать о себе мнение собственных учеников.

Инструкция

Уважаемый классный руководитель, Вы завершили очередной год работы с классом. А теперь остановитесь, передохните и посмотрите на себя глазами какого-либо своего воспитанника. Попробуйте оценить свою деятельность с его позиций.

1. С каким настроением ты чаще всего идешь в школу?

 с радостью;

 с равнодушием;

 с предчувствием неприятностей.

2. Как часто бывают у тебя в школе неприятности?

 часто;

 редко;

 никогда.

3. Если неприятности все же бывают, то от кого они чаще всего исходят?

 от учителей-предметников;

 от классного руководителя;

 от учеников твоего или другого класса.

4. Как часто у тебя бывают конфликты с классным руководителем?

 часто;

 редко;

 никогда.

5. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?

 контролер за успеваемостью и дисциплиной;

 “вторая мама”;

 организатор досуга;

 помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ;

 другое (укажите свой вариант).

6. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? (ответ сформулируй сам)                        

7. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя? (ответ сформулируй сам)

        

        

8. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю? (пожелание сформулируй сам)

        

        

9. Ты считаешь, что твой класс:

 сплочен и дружен;

 разбит на группы;

 каждый живет сам по себе.

10. Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, тебе понравились больше всего?

        

        

11. Что ты знаешь о своем классном руководителе (увлечения, мечты):                        



Предварительный просмотр:

Составление психологического портрета класса — одно из условий успешной организации образовательного процесса

Нечипуренко Любовь Николаевна, учитель начальных классов 

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе 


Любая методика обучения тому или иному предмету ориентирует учителя на “абстрактного” ученика, успешного уже потому, что учитель правильно его учит. Но в реальности перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Они, как утверждают специалисты, по-разному слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство, ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Воспитывать, обучать и даже любить их, видимо, надо по-разному.

Умение учиться вместе с ребенком, ориентировать программу и методику обучения на конкретного ученика или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления, создает предпосылки к сохранению детского психологического здоровья на этапе начального общего образования.

Тип мышления ребенка определяется тем, как действуют полушария его мозга. Наши полушария неравноценны. Они действуют совместно, “рука об руку”, но у каждого свои “излюбленные приемы”.

Так, левое полушарие называют аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно пространственно-образное, интуитивное мышление.

Используя специальные тесты на определение трех важнейших показателей – называемых “рукость”, “глазость” и “ухость”, я смогла определить стратегии работы мозга и составить психологический портрет каждого ребенка в обучаемом мною первом классе, а также – портрет класса.

3 мальчика в классе – правополушарники (“художники”) с ведущим левым глазом и левым ухом. У этих детей очень высокий уровень образного мышления, неплохая память. Они обладают сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами возбуждения и торможения.

По предпочтению канала восприятия эти дети в основном кинестетики.

По мнению психологов, эти дети имеют неплохие задатки. И действительно, в традиционном обучении правополушарники – в числе первых учеников. Однако при обучении по системе Л.В. Занкова (а я учу детей именно по этой системе!), как утверждает В.Д. Еремеева, они в последних рядах. Следовательно, акцент в обучении, в подборе методов обучения делать приходится на них.

Мальчики-правополушарники обычно мало делают ошибок при письме, а напоминание правил, и я это держу постоянно в поле зрения, часто мешает их письму.

Мальчиков смешанного типа – девять. Причем трое из них имеют ведущий левый глаз и правое ухо. Эти дети обычно внимательны на уроке, но часто имеют заниженную самооценку, то есть считают свои возможности и способности невысокими. Часть из них относится к холерикам, но есть дети – меланхолики со слабыми нервными процессами, с высокой тормозимостью, возникающей на любой сильный раздражитель. Они могут отказаться от деятельности, повышение голоса у них вызывает слезы.

Все эти мальчики – визуалы, то есть они опираются в первую очередь на зрение, на то, что видят, а не на то, что им говорят. В традиционном обучении они не особенно успешны, а вот в системе Л.В. Занкова они могут быть лучшими учениками. Но на письме могут делать ошибки, часто очень много. Камнем преткновения являются словарные слова, имена собственные пишут с маленькой буквы, часто встречаются описки.

6 мальчиков смешанного типа с ведущим правым глазом и левым ухом имеют прекрасное пространственное и творческое мышление, хорошие показатели речевого развития, отличное переключение внимания и самое высокое желание учиться в школе. Но эти дети с кинестетическим каналом обработки информации, а следовательно, требующие особых стратегий обучения, направленных на развитие и других каналов работы с информацией.

Среди девочек картина несколько иная.

5 девочек по типу функциональной асимметрии относятся к правополушарникам с ведущим левым глазом и левым ухом. Именно эта группа девочек обладает хорошей памятью, пространственным и творческим мышлением, очень высоким желанием учиться (до начала школьных занятий). Но способность этих детей к переключению внимания, как показывают исследования психологов, самая низкая. Четыре девочки из пяти – кинестетики. И по типу темперамента они ближе к холерикам. Внешне они часто неряшливы.

Потенциальные возможности у девочек-правополушарниц достаточно велики, но в начальной школе они учатся с трудом.

В отличие от группы мальчиков, среди девочек оказались две левополушарницы с правым ведущим глазом и ухом. Это, как правило, в начальной школе одни из лучших учениц. В немалой степени успехам способствуют старательность, аккуратность, внимательность левополушарниц. Но в пятом классе успеваемость этих девочек нередко снижается, что переживается детьми очень болезненно.

8 девочек относятся к смешанному типу. Но три из них с ведущим левым глазом и правым ухом. У них хорошо развиты логическое и творческое мышление. Ведущие каналы обработки информации у них разные – по одному визуалу, аудиалу и кинестетику.

5 девочек смешанного типа с ведущим правым глазом и левым ухом имеют хорошую память, высокую внимательность, достаточно высокий уровень и логического и творческого мышления. Среди них три визуала и два кинестетика. Обычно эти девочки хорошо учатся, но имеют завышенную самооценку.

Леворуких детей в классе нет. Но, как известно, и праворукие дети разные. Особенно это остро проявляется при обучении письму и чтению, поскольку и письмо, и чтение – асимметричные виды деятельности.

С помощью “Теста на кручение” удалось выяснить, что треть детей предпочитают движение по часовой стрелке, но это направление не является основным при написании букв. Следовательно, эти дети будут испытывать неудобство при письме. Общепринятое написание букв мешает им, сдерживает скорость.

Наблюдение за положением руки при письме помогло мне определить, в какой стадии развития находятся межполушарные связи, что, в свою очередь, информировало меня о затруднениях детей при обработке информации. Так, например, промежуточное положение ручки и когда конец ее смотрит вбок, параллельно строчке, может означать, что нервные пути между полушариями еще не созрели, а значит, поступающая информация из одного полушария в другое будет “медленной” – ребенку на обдумывание времени надо больше, чем обычно.

Итак, составлено представление о классе, о возможных затруднениях детей в обучении. Теперь главное, как говорят специалисты, не навредить. Но это не означает только ждать, надо помогать ребенку быть успешным.

Но как это лучше сделать? На этот и множество других вопросов ищу ответы в литературе, в опыте коллег, в своем опыте.

Реализация технологии дифференцированного обучения предполагает написание психологического портрета учащихся класса на основе наблюдения за ними на преподаваемом учителем предмете, корректировку психологического портрета по мере изменения особенностей учащихся, продумывание учителем своих действий по реализации дифференцированного подхода к учащимся на каждом уроке и включение данной информации в конспект каждого урока.
Существует 5 подходов к изучению человека:
Социально-демографический подход представляет собой первую ступень изучения человека, в основе которой лежит расшифровка (раскодирование) его анкетных данных (пол, возраст, национальность, партийность, семейное положение). Иначе говоря, важно не просто констатировать тот или иной анкетный показатель (судить о человеке по формальным показателям), а раскрывать смыслы, стоящие за ним. Такой подход значительно обогащает и уточняет представление о человеке.
Социально-психологический подход представляет собой вторую ступень изучения человека, в основе которой лежит расшифровка особенностей социального поведения человека. Здесь рассматриваются такие показатели как потребности, мотивы, отношения, уровни понимания информации.
Индивидуально-личностный подход представляет собой третью ступень изучения человека, в основе которой лежит расшифровка внутренних, индивидуальных проявлений человека. Здесь рассматриваются такие проявления, как каналы восприятия, типы мышления, психосоматические типы, внимание, память, мировосприятие, мировоззрение, уровни общего развития, уровни развития сознания, этапы личностного развития.
Экзистенциально-личностный подход представляет собой четвертую ступень изучения человека, в основе которой лежит расшифровка состояний, переживаемых человеком. Здесь рассматриваются как здоровьеразрушающие, так и здоровьесберегающие состояния.
Биоэнергетический подход представляет собой пятую ступень изучения человека, в основе которой лежит расшифровка особенностей энергетики человека. Здесь рассматриваются такие понятия как низкая энергетика, высокая энергетика.
Учет этих особенностей позволит создавать благоприятные условия для понимания учащимися учебной информации. Мы может определить названные особенности, опираясь на анкетирование, беседы с учениками, их родителями, школьным психологом; для этого нам не понадобятся ни диагностическая аппаратура, ни методики, требующие специальных психологических знаний для обработки данных.
Однако известно, что неповторимая индивидуальность каждого человека складывается из совокупности бесчисленного количества свойств. Учителю, решающему одновременно множество учебно-воспитательных задач на уроке, не под силу учитывать все индивидуальные особенности учеников. Поэтому в процессе поисковой работы я определила такие особенности, которые наиболее существенны при обучении и доступны для диагностики учителю.
Рассмотрю два подхода к изучению учащихся:
Социально-психологический подход к изучению человека.
УРОВНИ ПОНИМАНИЯ представляют следующее, весьма существенное, социально-психологическое проявление. Известно, что люди даже одного возраста и уровня образования по-разному понимают одну и ту же информацию, ибо у них различен уровень развития и весьма специфична по своей структуре психофизиологическая природа. Прежде чем рассматривать уровни, определимся со значением термина «понимание», который мы в данном контексте используем в значении «постижение смыслов информации».
Согласно существующей в социальной психологии шкале можно выделить четыре уровня понимания.
1. О ЧЕМ (дилетантский уровень понимания): человек на данном уровне понимания имеет слабое представление о рассматриваемом предмете, так как не проник (не смог или не захотел) в его сущность, поэтому, как правило, выдает ложное, искаженное суждение о нем, т. е. понимает по принципу «слышал звон, да не знаю, где он».
Признаки первого уровня понимания:
• человек плохо владеет содержанием информации,
• человек не в состоянии осмыслить информацию,
• человек не может применить информацию.
2. О ЧЕМ + ЧТО (уровень поверхностного понимания): этот уровень характеризуется тем, что человек «входит» в содержание предмета, но осмыслить его еще не в состоянии, находясь пока на ступеньке запоминания чужих мыслей и слов (действует по принципу «как собака: все понимаю, а сказать не могу»). Именно здесь заложена опасность возникновения ситуации зубрежки и информационного натаскивания.
Признаки второго уровня понимания:
• человек знаком с содержанием информации,
• человек не может передать информацию своими словами без искажения, т.е. не в состоянии размышлять по поводу информации,
• человек не может применить информацию.
3. О ЧЕМ + ЧТО + КАК (уровень осмысленного понимания): человек на этом уровне уже готов к осмыслению содержания предмета, чужих мыслей, может пропустить их через себя и выработать свою позицию.
Признаки третьего уровня понимания:
• человек владеет содержанием информации,
• человек размышляет над информацией и выражает к ней свое отношение,
• человек не применяет информацию (отрыв теории от практики).
4. О ЧЕМ + ЧТО + КАК + ЗАЧЕМ (уровень осознанного понимания): на данном уровне человек может не только осмысливать информацию, а уже и осознавать, т. е. знает, зачем она ему нужна, где и когда сможет ее использовать. Это означает, что человек вышел на уровень применения (полезности) информации, как основное условие ее жизнеспособности.
Признаки четвертого уровня понимания:
• человек владеет содержанием информации,
• человек осмысленно подходит к информации,
• человек применяет информацию.
Заметим, что два первых уровня понимания являются довольно примитивными, поэтому именно здесь наиболее вероятна возможность искажения информации. Третий уровень закладывает первую ступень понимания в собственном смысле этого, а на четвертом уровне процесс понимания достигает своей глубины.
Истоки того или иного уровня понимания, также как потребностей, мотивов, отношений лежат в основном во «внутреннем плане» человека, т. е. определяются главным образом индивидуально-личностными проявлениями.

Индивидуально-личностный подход к изучению человека
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Социальные признаки ВАТЫ
I. ТЕЛЕСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Сильные
проявления Слабые проявления Гармонизация
1. Быстрота движений;
2. Стройность:
3. Гибкость тела;
4. Пластичность: полезны занятия легкой атлетикой, противопоказаны занятия тяжелой атлетикой;
5. Энергичность. Не переносят
1. Холод;
2. Обливание холодной водой;
3. Духоту;
4. Сквозняки;
5. Жажду;
6. Голод;
7.Неподвижность;
Вредны:
8. Рутинный труд;
9. Тяжелая физическая работа;
10. Сухая еда;
11. Курение, т.к. легкие - уязвимый орган;
12. Трудоголизм. 1. Следить за сном;
2. Уделять время отдыху;
3. Соблюдать режим дня;
4. Избегать физических перегрузок;
5. Принимать горячее питание;
6. Беречь легкие: не курить, делать дыхательную гимнастику;
7. Избегать просмотра фильмов ужасов, вызывающих бессонницу;
8. Переключаться на разные виды деятельности;
9. Общаться с природой;

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Сильные
проявления Слабые проявления Гармонизация
1. Общительность;
2. Эмоциональность;
3. Артистизм;
4. Эстетичность;
5. Быстрая переключаемость;
6. Умственная неутомимость;
7. Гибкость мышления;
8. Развитое воображение;
9. Развитое абстрактное мышление;
10. Быстрая речь;
11. Быстрое запоминание информации;
12. Способность к языкам;
13. Активность всех каналов восприятия.
14. Открытость новому. 1. Тревожность;
2. Нарушение сна;
3. Страх перед неизвестностью;
4. Не переносят шум, громкий голос, ругань;
5. Быстрая утомляемость;
6. Впечатлительность. 10. Избегать шум;
12. Заниматься аутотренингом для регулирования негативных психических состояний, например, через аффирмации.
Социальные признаки ПИТТЫ
I. ТЕЛЕСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Сильные
проявления Слабые проявления Гармонизация
1. Подвижность, активность;
2. Универсальная спортивность;
3. Устойчивость к холоду. Не переносят:
1. Долгого пребывания на солнце, т.к. внутри и так огонь;
2. Жажду;
3. Голод;
4. Нерегулярное питание.
Вредны:
5. Алкоголь;
6. Биостимуляторы: кофе, чифир, возбуждающие травы. 1. Умеренность во всем;
2. Восстановление состояния умиротворения через пребывание на природе, любование прекрасным, развитие духовной ориентации;
3. Регулярное питание;
4. Чувство меры в принятии горячительных напитков;

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Сильные
проявления Слабые проявления Гармонизация
1.Уверенность в себе;
2.Упорство в достижении целей;
3.Аккуратность, чистоплотность;
4.Требовательность к себе и другим;
5.Стремление к материальному благополучию;
6.Тяга к уюту, комфорту;
7.Соответствие слова делу. 1. Раздражительность;
2. Нетерпимость к инакомыслию;
3. Чрезмерное стремление к власти, лидерству;
4. Неоправданный риск;
5. Гордыня;
6. Задиристость. 5. Развитие саморефлексии; благодаря чему могут стать отличными руководителями, лидерами, управленцами.
Социальные признаки КАПХИ
I. ТЕЛЕСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Сильные проявления Слабые проявления Гармонизация
1. Чаще здоровы;
2. Выносливость;
3. Физическая сила;
4. Устойчивость к воздействию среды («толстокожие»). 1. Медлительность во всем;
2. Ригидность (негибкость) мышц, неприспособленность к занятию спортом;
3. Неуклюжесть;
4. Лишний вес. 1. Постоянная стимуляция: составлять и придерживаться почасового плана на день, самостоятельно увеличивать темп деятельности и т.д.;
2. Контроль веса: ограничивать углеводы в пище, но не голодать;
3. При взаимодействии с капхами нельзя употреблять такие слова как «быстрее», «скорее», а также повышать голос;
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
1. Основательность;
2. Ответственность;
3. Доброжелательность;
4. Мягкость;
5. Психологическая устойчивость;
6. Долгая память. 1. Медлительность: медленно читают, говорят, что-либо делают;
2. Низкая переключаемость, сонливость;
3. Молчаливость;
4. Интравертированность
5. Нерешительность;
6. Ощущение своей никчемности;
7. Ранимость;
8. Излишний консерватизм. 4. Разнообразие видов деятельности;
5. Подвижный образ жизни: ходить пешком, меньше лежать или сидеть;
6. Использовать аффирмации для избавления от комплексов неполноценности.

КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ
Выделяют три канала восприятия: аудиальный (слуховой), визуальный (зрительный), кинестетический (ощущение). Рассмотрим характеристику каналов восприятия по ряду параметров.
Параметры Аудиальный Визуальный Кинестетический
Комфортная дистанция в общении Средняя
(50 – 60 см) Дальняя
(1,5 м и больше) Близкая
(меньше 50 см)
Голос Грудной, поставленный, бархатистый Яркий, звонкий Низкий с хрипотцой, монотонный
Поза Склоненная голова или повернутая ухом вперед Созерцательная (поза Наполеона) Кивание, вздрагивание, направление тела вперед
Глаза В процессе обдумывания глаза движутся по горизонтали или пристально смотрят на собеседника В процессе обдумывания глаза движутся в правый верхний или левый угол В процессе обдумывания глаза опущены вниз
Отношение к пространству Предпочитает маленькое пространство, необходимо свое рабочее место Предпочитает большое светлое помещение, не терпит темноты Предпочитает комфорт, уют, мягкий свет, мягкие атрибуты (подушки, игрушки)
Темп познавательной деятельности Быстрый Средний Медленный
Способы запоминания На слух с закрытыми глазами Надо прочитать самим Надо ощутить, почувствовать, потрогать, понюхать
Отношение к деятельности Ответственное, при этом содержание важнее, чем форма Форма важнее, чем содержание. Любят делать на показ, представительствовать. Нужен алгоритм действий
Конечно, в каждом человеке есть все три канала восприятия, однако какой-то канал может быть преобладающим. Важно подчеркнуть, для того, чтобы быть успешным в жизни, необходимо развивать все каналы восприятия.
ТИПЫ И ХАРАКТЕР МЫШЛЕНИЯ
Принято выделять три типа мышления: образное, логическое, смешанное. Рассмотрим характеристику двух полярных типов мышления по пяти параметрам.

Параметры Образное мышление Логическое мышление
Канал восприятия Визуальный либо Кинестетический Аудиальный
Способ мышления Ассоциативный Рациональный
Речь Выразительная, многословная Краткая, точная, логичная, «сухая»
Внешность Оживленная мимика, активная жестикуляция; предпочитают разнообразную одежду, любят украшения Сдержаны в жестах и мимике, одежду предпочитают строгую, аккуратную, официальную, равнодушны к украшениям
Область образования Гуманитарная Естественно-научная, техническая
ВНИМАНИЕ
Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Легкость возникновения (без усилий) и быстрота переключения (мгновенность)
Произвольное Постановка цели, задач, проблемы и необходимость ее решения Целенаправленность. Требует волевых усилий. При частотном проявлении может вызывать напряжение и утомление
Постпроизвольное Появление интереса к деятельности Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, появляется чувство удовольствия и удовлетворения. Через данный вид внимания реализуются 5 вышеназванных качеств внимания, а также развивается внутренний мотив деятельности (эмоционально-эстетический и эмоционально-волевой).

Важно подчеркнуть, что постпроизвольное внимание, особенно в наше время, является наиболее ценным видом внимания, так как побуждает человека в любом деле находить интерес (пользу, полезность). Известно, когда человек что-либо делает с интересом, то это позитивно влияет на его здоровье (нет причин для усталости и утомляемости).

ПАМЯТЬ
Если говорить об актуальности информации, то не вся информация, касающаяся памяти сегодня имеет ценностный смысл для современного человека. На наш взгляд, интерес может представлять классификация видов памяти, согласно которой память делится на два вида: нейронная (клеточная, механическая) и смысловая.

Рассмотрим характеристику названных видов памяти.
Виды памяти Краткая характеристика
Нейронная
Обладает ограниченным объемом удерживаемой информации, поскольку количество нейронов ограничено. Основывается на повторении материала без его осмысливания. (1 – 2 уровень понимания информации). Главное – запоминание информации, которое носит механический характер. С этим связаны такие процессы как зазубривание, натаскивание.
Смысловая Позволяет человеку хранить неограниченный объем информации. Основывается на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, т.е. человек не просто запоминает информацию, а понимает запоминаемую информацию и может применить ее на практике (3 - 4 уровень понимания информации).



Предварительный просмотр:

Mуниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение

«Курумканская  средняя общеобразовательная школа № 2»

учитель начальных классов Вандаева Жаргалма Михайловна

Диагностический инструментарий классного руководителя

I  этап  (август 2010 - май 2011 г.)

Задачи  1этапа:

  1. сформировать банк педагогических диагностик;
  2. провести диагностику на начальном этапе;
  3. обработать полученные результаты;
  4. составить программу реализации  поставленных задач;
  5. спрогнозировать ожидаемый  результат.

Критерии оценки:

  1. Создание информационного банка.
  2. Выявление основных тенденций развития учащихся.
  3. Создание прогноза развития учащихся.
  4. Выявление наиболее типичных ошибок и проведение коррекционной работы.
  5. Совершенствование методов педагогической диагностики.

Для решения поставленных задач мною был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретический метод: моделирование педагогической системы, теоретическое обобщение результатов исследования. Эмпирический метод: включенное наблюдение, беседы с учителями, родителями, учащимися, анкетирование, изучение и анализ творческих работ.          На начальном этапе для выявления  уровня адаптации, подготовленности к школьному обучению учащихся 1 класса я  подобрала  следующий диагностический инструментарий.

№ п/п

Диагностический

инструментарий

Класс

Сроки

выполнения

Карта наблюдения за поведением ребенка в школе (Приложение 1)

1

август,

сентябрь 2010 г.

«Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)

1

сентябрь 2010 г.

 «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)

1

сентябрь 2010 г.

«Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)

1

сентябрь 2010 г.

 «Разметка» (методика Н.К. Индик, Н.А. Цирулик).

1

сентябрь 2010 г.

Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)

1

сентябрь 2010 г.

«Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой)

1

сентябрь 2010 г.

 «Математический диктант» (методика И.И. Аргинской)

1

сентябрь 2010 г.

 «Развитие устной речи» (методика Н.В. Нечаевой)

1

сентябрь 2010 г.

Опросник школьной мотивации (Ратанова Т.А.,Шляхта Н.Ф.)

1 класс - рисуночный тест

1

октябрь 2010 г.

Данный инструментарий дал  возможность составить на каждого ребенка индивидуальную карту изучения,  отражающую те его особенности, которые способствуют или препятствуют успешному усвоению учебной программы. Комплект методик, разработанный  авторами Наталией Нечаевой и Светланой Яковлевой, предназначен для фронтального изучения детей, что является составной частью разноплановой многомерной диагностики изучения готовности ребенка к школе. Фронтальное изучение детей осуществляется на второй-третьей неделе сентября, когда учитель уже имеет некоторое представление о своих учениках.
Представленные здесь методики позволяют установить:
– владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;
             – интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
           – развитие устной речи (внешнюю характеристику, связность);
           – фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на...», «меньше на...»), представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.

п/п

Уровни готовности к обучению

% учащихся

1.

Высокий уровень готовности к обучению

29%

2.

Хороший уровень готовности к обучению

29%

3.

Средний уровень готовности к обучению

18,5%

4.

Низкий уровень готовности к обучению

22%

Диагностика, проведённая совместно с психологом,  показала, что 29% учащихся имеют высокий уровень готовности к обучению. 29% учащихся имеют хороший  уровень готовности к обучению. 18,5% учащихся имеют средний уровень готовности к обучению. 22% учащихся имеют низкий уровень готовности к обучению,

п/п

Уровни школьной мотивации

% учащихся

1.

Высокая школьная  мотивация

55,5%

2.

Хорошая школьная мотивация

14,8%

3.

Положительное отношение к школе

22,2%

4.

Низкая школьная мотивация

7,4%

Результат исследования показал, что у 55,5%  учащихся  1 класса  преобладает высокая школьная мотивация.Это соответствует  возрасту и новому для  ребят виду деятельности - учебной.

  • владение основными компонентами деятельности. Использовался ряд методик «Бусы», «Разметка». Основной целью диагностики было определить степень сформированности навыка учебной деятельности. Учитывалось то, как могут дети выполнять задания по указанию учителя, по  образцу  и по образцу с продолжением. Анализ диагностики показал, что только у восьми учащихся  из двадцатисеми высокий уровень сформированности навыка учебной деятельности, у 5 учащихся-хороший уровень, 8 учащихся – средний, у 6 учащихся – низкий уровень. Этот показатель позволяет развивать заложенный в учащихся  потенциал.

п/п

Уровни сформированности навыка учебной деятельности

% учащихся

1.

Высокий уровень сформированности навыка учебной деятельности

29%

2.

Хороший уровень сформированности навыка учебной деятельности

18,5%

3.

Средний уровень сформированности навыка учебной деятельности

29%

4.

Низкий уровень сформированности навыка учебной деятельности

22%

  • диагностика интеллектуальной готовности. Использовались три методики («Раскрашивание фигур»,  «Продолжи узор»)  по каждой отдельно подводился результат. Результат суммировался и выводился средний балл, который и указывает на  уровень интеллектуальной готовности.

п/п

Уровни интеллектуальной готовности

% учащихся

1.

Высокий уровень интеллектуальной готовности

22%

2.

Хороший уровень интеллектуальной готовности

22%

3.

Средний уровень интеллектуальной готовности

29%

4.

Низкий уровень интеллектуальной готовности

22%

  • развитие устной речи: Оценка развития устной речи устанавливалась на основании наблюдений за речью учащихся на уроках и вне уроков.

п/п

Уровни развития устной речи

% учащихся

1.

Высокий уровень

18,5%

2.

Хороший уровень

18,5%

3.

Средний уровень

22%

4.

Низкий уровень

41%

  • фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями 

Во время проведения диагностики учитывался и уровень сформированности мелкой моторики:

№п /п

Уровни

% учащихся

1.

Высокий уровень

29%

2.

Хороший уровень

29%

3.

Средний уровень

18,5%

4.

Низкий уровень

22%

Результаты диагностики позволили выявить ряд проблем: не все учащиеся  имеют соответствующую подготовку перед школой,  это и  выражается в  низком  уровне интеллектуальной готовности. Очень скудный словарный запас, недостаточно развито логическое мышление, низкий уровень  познавательной самостоятельности. Данные диагностики подтвердили, что в этой ситуации необходим механизм оказания педагогической поддержки учащимся начальной школы средствами педагогической диагностики.  Именно  эти  обстоятельства я и учитывала  при выборе темы своей педагогической системы, её основной цели.

Ожидаемые результаты:

  • создание теоретической базы для изучения  психофизиологических особенностей ребёнка;
  • создание индивидуальных карт изучения ребёнка;
  • создание единого образовательного пространства путём сотрудничества всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог).
  • внедрение в практику педагогических технологий;
  • разработка и реализация  программы внеурочной деятельности

          « Я- исследователь»(Приложение 2)

  • Создание    информационного банка педагогических диагностик.

II этап – подготовительный (май 2011  - сентябрь  2011 г).

Задачи этапа:

  1. изучение  научно-методической  литературы по проблеме педагогической системы;
  2. анализ учебного материала (программное обеспечение, учебники);
  3. отбор  учебно-методического комплекта (УМК).

Программа  по реализации поставленных задач

№ п/п

Программа   реализации

Сроки  реализации

Результаты

Изучение научно-методической литературы по проблеме «Диагностическое сопровождение обучения в начальной школе»

август 2010 г.

Разработка педагогической системы

Изучение программного обеспечения по традиционной  системе  обучения.

2010-2011

Выбор  программы  

  1. .

Анализ  содержания  учебников русского языка авторы Бунеевы

август 2010

Выбор учебника

  1. .

Анализ содержания учебников  «Литературное чтение» авторы Бунеевы

август 2010

Выбор учебника

Анализ содержания учебников «Моя математика», авторы  Козлова, Демидова, Тонких.

август 2010

Выбор учебника

  1. .

Анализ содержания учебников «Окружающий нас мир », автор Вахрушев.

август 2010

Выбор учебника

Проведя анализ диагностических  исследований,   изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме,  я пришла к выводу, что проблема диагностического сопровождения обучения в современной системе образования  действительно стоит очень остро. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Современная, научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики.

Этот инструментарий был создан в течение последних ста лет. Предтечей теста школьной успеваемости были появившиеся приблизительно в 1864 г. «scale books» (шкалированные книги) англичанина Джорджа Фишера. В 1894 году американец Дж.М. Райс применял свои таблицы по проверке знаний орфографии для изучения эффективности дидактических приемов. Применение диагностик в зарубежных школах имеет давнюю историю. В России же педагогическая диагностика своё  активное  развитие получила  в  системе развивающего обучения. Педагогическая диагностика базируется на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. В работах этих учёных наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. Педагогическая диагностика создаёт условия для развития  индивидуальности каждого ребенка, помогает организовать своевременную коррекционную поддержку.

За основу своей работы я взяла традиционную систему, так как в общеобразовательном учреждении учатся дети с разными способностями и возможностями. В моём классе есть дети, которые требуют квалифицированной  коррекционной помощи, а так же учащиеся, которые могут выполнять задания повышенного уровня.  

В  рамках деятельности этой системы  создаётся программа кружка «Я -исследователь», который является частью школьного научно исследовательского общества.

Изучив программу и ознакомившись с содержание образовательных областей,  решила использовать в своей работе учебно-методический комплект «Школа 2100» (под редакцией Бунеевых и использую следующие учебники, рекомендованные министерством  образования и науки РФ.

В  выбранных мною учебниках органически соединяются традиции отечественной начальной школы и новейшие достижения современной методики начального обучения. Это принципы коммуникативно-деятельностного  подхода   к обучению родному языку, дифференциация и индивидуализация обучения. В комплекте воплощены основные направления модернизации школьного образования: гуманизация,  деятельностный и личностно ориентированный подходы к процессу обучения.

III этап – практический (октябрь 2011 г.- май 2014 г.).

Задачи этапа:

  1. внедрять и вовлекать учащихся в проетно-исследовательскую деятельность;
  2. обучение учащихся  на основе проблемно-диалогического обучения;
  3. использовать  эффективные формы, методы и средства обучения;
  4. провести мониторинг промежуточных результатов достижений учащихся;

Основные  направления реализации системы:

  1. разработка и реализация учебных и воспитательных проектов;
  2. реализация школьной программы «Академия талантов» через вовлечение  учащихся в деятельность школьного кружка « Я –исследователь»;

Программа  по реализации поставленных задач

№ п/п

Программа реализации

Сроки

Результат

      1.

Использование метода проекта в учебной и внеклассной деятельности.

Декабрь 2010 г

Участие в российском конкурсе рисунков «Новогодик». Благодарственное письмо

       2

Использование метода проекта в учебной и внеклассной деятельности.

Октябрь 2011

Участие в школьном конкурсе «Безопасное колесо». Капсудин О. -2 место, Аханаева Катя -3 место

3

Использование метода проекта в учебной и внеклассной деятельности.

январь 2012 г

Участие в районном конкурсе проектов по внеурочной  деятельности «Моя малая родина» 2012 г. ( благодарственное письмо)

Использование  исследовательского метода в учебной и внеклассной деятельности

2011-2012

Участие учащихся в работе спецкурса «Я – исследователь»

Анализ используемых форм, методов и приёмов обучения.

Промежуточный мониторинг достижений учащихся

Проведён мониторинг промежуточных результатов



Предварительный просмотр:

Примерные разработки
родительских собраний в начальной школе

(1–4 классы)

1 КЛАСС

Первое собрание

Тема: Знакомство с родителями 
учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.

2. Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения*:

 Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка?

 По каким законам должно идти воспитание в семье?

 Что  интересного  есть  в  отдельно  взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?

План проведения собрания (примерный)

I. Знакомство с директором школы и школьной администрацией.

II. Представление педагога, который будет работать с классом.

III. Экскурсия по школьному зданию.

IV. Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?».

V. Анкетирование родителей по теме собрания.

VI. Самопредставление – визитная карточка семьи.

VII. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

Ход собрания-встречи

Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.

I. Вступительное слово директора школы (вариант).

– Уважаемые папы и мамы, дедушки и  бабушки, все  взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши!

Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по начальной школе.

II. Выступление заместителя директора по начальной школе.

Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом.

III. Самопредставление учителя.

Учитель проводит самопредставление (вариант):

1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

2. Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.

IV. Самопредставление семей.

Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.

План самопредставления семьи

1. Фамилия, имя, отчество родителей.

2. Возраст родителей, день рождения семьи.

3. Интересы, увлечения семьи.

4. Традиции и обычаи семьи.

5. Девиз семьи.

Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.

V. Экскурсия по школьному зданию.

После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.

VI. Советы родителям.

В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

VII. Анкетирование родителей.

Проводится в конце собрания по обозначенной теме.

Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

Второе собрание

Тема: Проблема адаптации 
первоклассников в школе

Форма проведения: круглый стол.

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.

2. Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.

Вопросы для обсуждения:

 Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.

 Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.

 Система взаимоотношений детей в классе.

Ход собрания

I. Обсуждение первого школьного дня ребенка.

Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителями: с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки.

II. Родительский практикум-игра «Корзина чувств».

Это может выглядеть примерно так.

Слово педагога. Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне ее находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени, назовите его.

Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.

Такое задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Физиологические условия адаптации ребенка к школе.

Обсуждение вопроса.

Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение  близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Психологические трудности адаптации ребенка к школе.

При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные  у с л о в и я  психологической комфортности в жизни первоклассника:

– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;

– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);

– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;

– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;

– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);

– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;

– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;

– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;

– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Взаимоотношения одноклассников.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

● Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

● Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

● Не дерись без причины.

● Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

● Играй честно, не подводи своих товарищей.

● Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

● Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

● Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

● Старайся быть аккуратным.

● Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

● П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

Третье собрание

Тема: Телевизор в жизни семьи 
и первоклассника

Задачи собрания:

1. Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка.

2. Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

Вопросы для обсуждения:

 Роль телевидения в жизни ребенка.

 Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.

Вопросы для дискуссии:

 Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?

 Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?

 как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребенком? Предположите возможные варианты.

Ход собрания

I. Вступительное слово учителя (вариант).

– Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько времени и какие передачи должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.

немного статистики:

 Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.

 Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.

 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.

 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.

 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.

Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Вот результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим  в о п р о с а м:

 Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?

 Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?

 Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?

 Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?

II. Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы.

III. Дискуссия.

Далее возможна дискуссия по  в о п р о с а м:

 Что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?

 Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?

Проводится  о б с у ж д е н и е  проблемы и обмен мнениями.

Мнения учащихся 10-летнего возраста о просмотре телепередач.

Просмотр телевизора дает возможность:

– расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;

– находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;

– понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;

– узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;

– развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу.

К о м м е н т а р и й  учителя,  о б с у ж д е н и е.

К данному родительскому собранию можно подготовить выставку рисунков детей «Я смотрю телевизор».

IV. Рекомендации родителям:

1) Вместе с детьми определять телепередачи для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.

2) Обсуждать любимые телепередачи взрослых и детей после просмотра.

3) Выслушивать мнения детей по поводу взрослых передач и высказывать свои мнения по поводу детских.

4) Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.

5) Необходимо понять, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже может испытывать от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

V. Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на  вопросы:

 Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?

 Задает ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?

 Какие передачи предпочитает?

 В какой передаче хотел бы сам принять участие?

 Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.

ϖ Родителям на заметку:

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. к примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.

Четвертое собрание

Тема: Эмоции положительные 
и отрицательные

Форма проведения: семейный совет.

Задачи собрания:

1. Ознакомиться с самооценкой учеников класса.

2. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

Ход собрания

I. Вступительное слово педагога (вариант).

– Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собирается тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдем к совету по объявленной проблеме, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись ответов детей на вопрос: какой я? (Например, я – добрый, красивый, умный и т. д.)

После прослушивания записи родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества. Происходит  о б м е н  м н е н и я м и.

– Сегодня мы поговорим о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

II. Родительский тренинг.

В о п р о с ы:

 Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.

 Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей.) Как формировать положительные эмоции? С чего начинать?

 Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.

В ы в о д. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:

 Я тысячу раз говорил тебе, что…

 Сколько раз надо повторять…

 О чем ты только думаешь…

 Неужели тебе трудно запомнить, что…

 Ты становишься…

 Ты такой же, как…

 Отстань, некогда мне…

 Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…

При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:

 Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).

 Как хорошо, что у меня есть ты.

 Ты у меня молодец.

 Я тебя очень люблю.

 Как ты хорошо это сделал, научи меня.

 Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

 Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.

III. Рекомендации родителям:

1) Безусловно принимайте своего ребенка.

2) Активно слушайте его переживания, мнения.

3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.

4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

5) Помогайте, когда просит.

6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.

7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

8) Разрешайте конфликты мирно.

9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

IV. Домашнее задание родителям: напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы.

А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й

1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как это вы делаете?

2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?

3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.

Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10–15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, который использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.

Пятое собрание

Тема: Итоги прошедшего учебного года –
«Перелистывая страницы…»

Форма проведения: устный журнал.

Устный журнал – это листы ватмана, сложенные в виде большой книги, перевитой лентой. Каждый лист – страница жизни класса за год.

На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися.

Ход собрания

I. Обзор страниц устного журнала.

Страница первая. «Наша жизнь на уроках» (фрагменты уроков).

Страница вторая. «Наши переменки» (физкультпауза, игры и т. д.).

Страница третья. «Наша жизнь после уроков» (самые яркие моменты мероприятий, проведенных в классе за год).

Страница четвертая. «Наше творчество» (смотр творчества учащихся: чтение стихов, песен, кружковая деятельность).

Страница пятая. «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе).

Медаль – детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.

Страница шестая. «Наши планы на лето» (каждый ученик получает на лето задание, которое он должен выполнить для всего класса).

II. Итоги работы родителей, учащихся за год.

Выступает с сообщением классный руководитель, представитель от родительского комитета.

В конце собрания учащиеся вместе с родителями и учителями фотографируются. Вручаются фотографии, сделанные ранее на других собраниях и мероприятиях класса.

2 КЛАСС

Первое собрание

Тема: Физическое развитие младшего школьника
в школе и дома

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями новый этап в физическом и психическом развитии детей.

2. Повысить контроль со стороны родителей за физической подготовкой.

Вопросы для обсуждения:

 Значение физической культуры для полноценного развития личности.

 Урок физкультуры и его требования к ученику.

План проведения собрания

I. Анкетирование родителей (в начале собрания проводит педагог).

II. Сообщение данных о влиянии физической культуры на развитие личности (возможно привлечение преподавателя физической культуры и медицинских работников).

III. Оперативный анализ результатов анкетирования (дается в конце собрания).

А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й

1. Нравятся ли вашему ребенку уроки физической культуры?

2. Расспрашиваете ли вы своего ребенка о занятиях физической культурой дома?

3. Каким вы хотели бы видеть урок физической культуры?

К собранию можно подготовить выставку рисунков «Я на уроке физической культуры».

Второе собрание

Тема: Агрессивные дети. Причины 
и последствия детской агрессии

Задачи собрания:

1. Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей.

2. Помочь родителям понять причины агрессии у детей и найти способы их преодоления.

Вопросы для обсуждения:

 Причины детской агрессии.

 Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.

 пути преодоления детской агрессивности. Рекомендации по преодолению детской агрессии.

План проведения собрания

I. Анкетирование родителей.

II. Сообщение результатов анализа причин детской агрессии (выступление педагога, рекомендации родителям).

III. Оперативный анализ ответов родителей.

IV. Обмен мнениями по теме собрания.

А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й

1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?

3. Против кого он проявляет агрессию?

4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

Третье собрание

Тема: Наказание и поощрение в семье

Задачи собрания:

1. Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания.

2. Рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике.

Вопросы для обсуждения:

 Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

 Значение наказания и поощрения в семье (анализ педагогических ситуаций и результатов анкетирования).

План проведения собрания

I. Выступление классного руководителя по результатам анкетирования.

II. Обмен опытом родителей.

Используя материалы специальной литературы и результаты анкетирования родителей по теме собрания, проведенного заранее, учитель организует активный родительский обмен опытом и дает рекомендации на основе своего педагогического опыта.

А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й

1. Какие меры наказания и поощрения используются в семье?

2. За что вы наказываете и поощряете ребенка?

3. Как реагирует ребенок на поощрения и наказания?

Четвертое собрание

Тема: Итоги прошедшего учебного года

Проводится традиционно.

3 КЛАСС

Первое собрание

Тема: Значение общения в развитии 
личностных качеств ребенка

Задачи собрания:

1. Определить значение общения для детей и взрослых.

2. Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.

Вопросы для обсуждения:

 Общение и его роль в жизни человека.

 Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей.

План проведения собрания

I. Выступление учителя, подготовленное по данным специальной литературы.

II. Оперативное анкетирование и анализ ответов родителей и учеников, если и они отвечали на аналогичные вопросы.

А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й

1. Сколько времени в день вы отводите на общение с ребенком?

2. известно ли вам от самого ребенка о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы, как зовут его соседа или соседку по парте?

3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребенка?

Второе собрание

Тема: Трудовое участие ребенка в жизни семьи.
Его роль в развитии работоспособности 
и личностных качеств

Задачи собрания:

1. Ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.

2. Определить роль семьи в воспитании трудолюбия ребенка.

Вопросы для обсуждения:

 Труд и его значение в жизни ребенка.

 Интеллектуальный труд и работоспособность.

 Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия ребенка.

План проведения собрания

I. Разбор ситуаций (выступление педагога).

Используя результаты анкетирования родителей, проведенного до собрания, учитель останавливается на конкретных педагогических ситуациях.

II. Ознакомление с выставкой. 

Родители знакомятся с подготовленной учениками к собранию фотовыставкой «Труд в нашей семье».

III. Рекомендации родителям. 

Педагог дает рекомендации по физиологическим аспектам детского труда, а также советы по развитию работоспособности и воспитанию трудолюбия.

А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й

1. Любит ли ваш ребенок трудиться?

2. Что он любит делать?

3. Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей помощью?

4. Как долго может трудиться ваш ребенок?

5. Работа выполняется увлеченно или неохотно?

Третье собрание

Тема: Воображение и его роль 
в жизни ребенка

Задачи собрания:

1. Подчеркнуть важность воображения в общем и эстетическом развитии ребенка.

2. Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.

Вопросы для обсуждения:

 Роль воображения в жизни человека.

 Роль воображения в развитии эстетической культуры ребенка. Встреча родителей с учителем музыки, педагогами музыкальной школы, учителем рисования и специалистами, работающими в области других видов искусств.

План проведения собрания

I. Анкетирование родителей.

II. Выступление классного руководителя по проблеме.

Педагог рассматривает проблемы воображения в жизни ребенка, сообщает данные анализа анкет, заполненных родителями к собранию. Результаты анкетирования педагог использует в дальнейшей работе в классе.

III. Выступления представителей творческих профессий.

Консультации с ними желательно организовать для родителей после собрания.

А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й

1. Умеет ли ваш ребенок фантазировать и мечтать?

2. Любит ли ваш ребенок перевоплощаться?

3. Стимулируется ли в семье желание ребенка проявить фантазию, выдумку (сочинение стихов, поздравлений к празднику, ведение дневников, украшение дома и т. д.)?

Четвертое собрание

Тема: Итоги прошедшего учебного года –
музыкальный праздник «Мы и наши таланты»

Подобное собрание проводится традиционно.

4 КЛАСС

Тема: Физиологическое взросление и его влияние
на формирование познавательных 
и личностных качеств ребенка

Задачи собрания:

1. Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей.

2. Наметить пути воздействия на личностные качества ребенка.

Вопросы для обсуждения:

 Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реакции ребенка.

 Педагогические ситуации по теме собрания.

План проведения собрания

I. Анкетирование родителей.

II. Выступление классного руководителя по проблеме.

Педагог знакомит родителей с общими проблемами физиологического взросления.

III. Выступления школьного врача и психолога.

IV. Сообщение учителя по результатам анализа анкет, которые родители заполнили в ходе собрания.

А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й

1. Что изменилось в вашем ребенке за последнее время?

2. Как он стал вести себя дома?

3. Проявляет ли он свою самостоятельность? (Как и в чем?)

4. Боитесь ли вы предстоящего разговора с ребенком по вопросам пола?

Второе собрание

Тема: Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности

Собрание проходит совместно с учениками.

Форма проведения: познавательные «Олимпийские» игры для определения лучшего (в письме, счете, чтении, декламации, пении и т. д.).

Задачи собрания:

Главная задача игр – дать возможность каждому ребенку проявить свои способности, свою уникальность и неповторимость.

Вопросы для обсуждения:

 Способности, их виды и значение в жизни человека.

 Способности учащихся нашего класса и их реализация в учебной деятельности.

План проведения собрания (игр)

I. Вступительное слово классного руководителя.

II. «Олимпийские» соревнования.

Сделав небольшое вступление о способностях человека и их развитии, педагог организует «олимпийские» соревнования с учетом конкретных способностей детей. В судейскую коллегию входят члены администрации, учителя-предметники и родители, они награждают «олимпийцев».

Третье собрание

Тема: Речевые навыки и их значение 
в дальнейшем обучении школьников

Задачи собрания:

1. Оценить речевые навыки и умения учащихся.

2. Дать рекомендации родителям по результатам анализа итогов обучения за 4 года.

Вопросы для обсуждения:

 Актуальность проблемы. Влияние речевых навыков на умственный труд школьников.

 Роль родителей в развитии речевых навыков. Особенности разговорной речи в домашней обстановке.

План проведения собрания

I. Вступительное слово учителя по результатам анализа речевых умений учащихся (сочинения, буриме и т. д.).

II. Выступление учителей-специалистов по результатам анализа психолого-педагогического консилиума (по итогам четырех лет обучения) и формулирование рекомендаций по развитию речевых умений детей в семье.

III. Знакомство с классным руководителем и учителями, которые будут учить детей в пятом классе.

Четвертое собрание

Тема: Итоги четырех лет обучения

Подготовительная работа к собранию.

За неделю до собрания необходимо провести анкетирование учащихся и родителей.

Проанализированные результаты анкетирования используются классным руководителем при подготовке итогового собрания, которое проводится с участием учащихся.

Собрание должно быть праздничным и запоминающимся и для детей, и для родителей.

Вопросы для обсуждения:

 подведение итогов четырёхлетнего обучения.

 особенности (психологические и физиологические) предстоящей адаптации выпускников начальной школы к обучению в средней школе.

А н к е т а  д л я  у ч а щ и х с я

1. Понравилось ли тебе учиться в твоем классе?

2. Какие предметы тебе нравились больше всего и почему?

3. Хочется ли тебе учиться дальше?

4. Что запомнилось больше всего?

5. Какими ты представляешь учителей в пятом классе?

6. Каким ты хочешь стать, обучаясь дальше?

7. Каким ты представляешь своего классного руководителя?

8. Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним общаться?

9. Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам?

10. Что бы ты хотел пожелать своей первой учительнице?

А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й

1. Какими вы видите будущих учителей своего сына или дочери? Какими качествами характера они должны обладать?

2. Какими профессиональными качествами они должны обладать?

4. Какие качества вы хотите развить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут работать в пятом классе?

5. Какие качества вы хотели бы изменить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут с ним работать?

6. В чем мог бы проявить себя ваш ребенок помимо учебной работы?

7. Что вы ожидаете от классного руководителя, который будет работать с вашим ребенком?

8. Какую помощь вы можете оказать классу, чтобы жизнь вашего ребенка в этом классе была интересной?