Диагностический инструментарий

Степанова Лилиана Ховановна
Анкетирование учащихся позволит классному руководителю определить отношение детей к своей семье, к взрослым.

 

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки.
Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы не предлагаем
ученику вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.

 

В помощь классному руководителю.

 

 Ребенок глазами взрослого (опросник).
Заполняет родитель или педагог, или психолог

Анализ   диагностических   возможностей   методики   позволяет диагностировать агрессивные тенденции у детей,позволит выявить некоторые осо­бенности их поведения.

 

 Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап? Естественно, для этого нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, но может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика.

 

 Данное исследование необхо­димо проводить именно в четвертом классе, когда учащиеся гото­вятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мо­тивации дает возможность подготовить рекомендации по изменению мо­тивации учащихся на среднем этапе обучения.

 

 Данная методика позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются для учащихся приоритетными. Это позво­ляет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.

 

 Цель данной методики - оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

 

Данная методика разработана А.М. Прихожан и З. Василяускайте и предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5—9 лет.

Цель исследования: определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Методика лесенка
  
   Данная методика разработана В.Г.Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

    Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

        ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

  Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
    Беседа с ребенком начинается с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем экспериментатор показывает деревянную лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три — вниз. (В модифицированном варианте методики аналогичная лесенка рисуется экспериментатором на листе бумаги). При этом ребенку дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже — просто хорошие, затем — средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке — самые плохие и т.д.». После этого ребенку дается фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.
    Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто — на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми.
    По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции (в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках).
Беседа с одним ребенком занимает примерно 20—30 мин.

     ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста проявляют большой интерес к своим отношениям с другими людьми и, как правило, с готовностью участвуют в беседе на данную тему.
   При оценке результатов необходимо прежде всего установить отношение ребенка к себе. В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В.Г.Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.
   Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по-разному относятся к ним.
Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже — на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными».
    Другой вариант — высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:
    — действительно благополучных;
   — инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);
  — «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).
    И еще один вариант — дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. Автор методики считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл — его не любят. По данным В.Г.Щур, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены мамой на самую верхнюю ступеньку.
    Вместе с тем именно для таких детей чрезвычайно важно, чтобы их позиция на верхней ступеньке была подкреплена кем-то из взрослых. В этой ситуации целесообразно задать вопрос: «А кто из близких все-таки поставит тебя на самую верхнюю ступеньку?» И, как правило, у каждого ребенка находится кто-то из окружающих людей, для кого он «самый хороший». Чаще всего это папа или бабушка и дедушка, даже если ребенок встречается с ними довольно редко.
Если же дети не ожидают высокой оценки ни от кого из близких взрослых, они заявляют, что на самую высокую ступеньку их поставит друг или подруга.
   Для младших школьников важно также выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.

С сайта учителя Сеновой Натальи Владимировны

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта индивидуального развития личностных и метапредметных результатов

Учащегося:

Дата рождения:

Входная диагностика:  

Итоговая диагностика:__________________ (май 1 класс)

Дата: _____________ (2 класс)  _____________ (3 класс) ________________ (4 класс)

Характеристика

1 класс (начало года)

1 класс (конец года)

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Личностные результаты
  1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Основы гражданской идентичности

1

Знает название страны, города, адрес проживания

1

2

Знает государственную символику (флаг, герб, гимн)

1

Знание картины мира

1

Знает имена родителей, их профессии, может рассказать о содержании труда

2

2

Уважительно относится к результатам своего и чужого труда

2

Самооценка  и самовосприятие

1

Умеет объективно оценить свои сильные и слабые стороны

1

2

Демонстрирует поведение в соответствии с социальной ролью ученика

2

  1. СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ

Мотивация учебной деятельности

1

Положительно относится к школе, желает учиться

2

2

Заинтересован содержательной стороной деятельности (проявляет интерес к фактам, закономерностям, любознательность, познавательную активность)

2

3

Заинтересован в результатах учебной деятельности                      (переживает успехи и неудачи)

2

Социальные мотивы принятия

1

Проявляется потребность в социальном признании

2

  1. НРАВСТВЕННО – ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Ориентация в нравственном содержании поступков

1

Владеет основными нравственно – этическими понятиями (добро, зло, справедливость, отзывчивость)

2

2

Умеет оценивать как свои, так и чужие поступки в соответствии с нормами морали

1

3

Осмыслено соблюдает нравственно – этические нормы поведения

1

Толерантность

1

Стремится  к установлению доброжелательных, уважительных отношений с окружающими

2

2

Уважительно относится к представителям другой национальности

3

3

Нетерпим к любым видам насилия и стремится противостоять им

3

4

Понимает чувства других людей и сопереживает им

2

Сформированность эстетических чувств

1

Умеет воспринимать красоту окружающего мира

2

2

Регулярно посещает культурные мероприятия

2

Сформированность установки на здоровый образ жизни

1

Владеет представлениями о ЗОЖ

2

2

Культурно – гигиенические навыки сформированы

2

3

Проявляет готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения

2

ОБЩИЙ ИТОГ

41

  1. Метапредметные результаты
  1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Целеполагание

1

Принимает и сохраняет учебную задачу

1

Прогнозирование

1

Способен описать ожидаемый результат деятельности

1

Планирование  

1

Планирует работу до её начала

1

2

Умеет придерживаться плана, сохраняя общую последовательность действий

1

Контроль

1

Завершая задание, добивается запланированного результата

1

Коррекция

1

Способен увидеть расхождение между эталоном и полученным результатом

2

2

Может самостоятельно  исправить ошибки

2

Оценка

1

Способен объективно определить степень успешности выполнения своей работы

2

2

Умеет адекватно реагировать  на оценку своей работы учителем  

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общеучебные навыки

1

Понимает смысл учебного материала

2

2

Умеет выделять и называть существенные признаки объектов и явлений окружающего мира

2

3

Умеет составить схему, алгоритм

1

4

Умеет решать задачи разными способами  и выделять наиболее оптимальный

1

5

Ориентируется в прочитанном тексте, может выделить главную мысль

1

6

Умеет логично изложить собственную мысль в письменной форме

1

Мыслительные операции

1

Умеет сравнивать объекты по существенным признакам

2

2

Владеет аналитико – синтетической деятельностью

1

3

Устанавливает причинно – следственные связи

1

Постановка и решение проблем

1

Умеет формулировать проблему

1

2

Способен оригинальным, творческим способом решить задачу  

1

  1. КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Отношения со сверстниками

1

Проявляет заинтересованность в общении со сверстниками

2

2

Способен устанавливать доброжелательные отношения

2

Отношения с взрослыми

1

Способен к удержанию социальной дистанции в ходе общения

2

Владение монологической и диалогической речью

1

Может самостоятельно изложить свою мысль в устной форме

1

2

Способен самостоятельно формулировать корректные вопросы

1

3

Умеет слушать собеседника

1

Умение договариваться

1

Умеет аргументировано отстаивать свою позицию и корректно возражать оппоненту

1

2

Способен гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию

1

Умение сотрудничать

1

Владеет навыками сотрудничества в группой деятельности

1

2

Способен к выполнению обязанностей и порученной групповой роли

1

3

В случае необходимости может оказать помощь и поддержку членам группы

1

ОБЩИЙ ИТОГ

37

3 балла – устойчивое проявление (высокий уровень)                                                              

2 балла – частое проявление (повышенный уровень)                                                                      1 балл – эпизодическое проявление (базовый уровень)

Личностные результаты:                        

22 – 39  баллов – базовый уровень (22-32 балла «Я в начале пути»; 33-46 балла «Мне ещё многому надо научиться»; 47-55 балла «Я на верном пути»)

40 – 56 баллов - повышенный путь

57 – 66 баллов – высокий уровень

Метапредметные результаты:

18 – 55   баллов – базовый уровень (18-33 балла «Я в начале пути»; 34-47 балла «Мне ещё многому надо научиться»; 48-55 балла «Я на верном пути»)

56 – 79  баллов - повышенный путь

80 – 93  баллов – высокий уровень

 Класс\ результат

1 класс (начало года)

1 класс (конец года)

2 класс

3 класс

4 класс

балл

уровень

балл

уровень

балл

уровень

балл

уровень

балл

уровень

Личностные результаты

41

базовый

Метапредметные результаты

37

базовый



Предварительный просмотр:

Формы самооценки

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

1. «Светофор».

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

      3. «Лесенка успеха»

http://yamal-obr.ru/content/yamal/pics/gallery/1110.jpg

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

4. «Карточка сомнений»

+ - «Я понял все»;

-  - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

? – «Не понял».

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

+  - НОВОЕ

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ

5. «Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

6. «Дерево успехов»

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

7. Листы индивидуальных достижений.

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании УУД».