Экспериментальная деятельность

Степанова Лилиана Ховановна

«Модельная методика формирования

здоровьесберегающего образовательного пространства».

 

Миссия школы.

Школа  представляет  собой  образовательное  учреждение,  в  котором реализуются  образовательные  программы  дошкольного,  начального  основного и  среднего  (полного)  общего  образования  и  программа  дополнительного образования  детей.  При  этом  обучающиеся  ориентируются  на  получение  в стенах школы:

ü качественного  общего  образования,  предполагающего  владение развитыми  навыками  письменной  и  устной  речи,  разнообразными математическими  умениями,  основами  наук,  социально  экономическими и  правовыми  компетенциями,  которые  служили  бы  фундаментом  для  их постоянного самообразования в течение всей жизни;

ü углублённых  знаний,  умений  и  навыков  по  учебным  дисциплинам  и образовательным  областям,  необходимым  им  для  дальнейшего профессионального образования;

ü удовлетворения  разнообразных  образовательных  интересов  и  запросов, реализуемых в системе дополнительного образования.

Миссией  нашего  образовательного  учреждения является предоставление  широкого  поля  образовательных  возможностей наибольшему  числу  учащихся,  ориентированных  на  высокий  уровень образования  и  воспитания,  что  соответствует  социальному  запросу  к современной школе.

Основным  условием  успешности  развития  школы  стало  сочетание  педагогического профессионализма учителей и внутренней учебной мотивации школьников.  Первое  обеспечивается  за  счёт  построения гуманистической,  технологичной  системы  развития  педагогического коллектива.  Второе  –  за  счёт  ориентации  во  взаимодействии  с  учениками  на развитие  их  познавательного  интереса,  общеучебных  и  предметных  умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.

Основные направления деятельности

1.    Успешное достижение образовательных  результатов  каждым  учеником  в сочетании   основного и дополнительного образования;   разнообразных форм учебной деятельности; требований стандарта и индивидуальных способностей обучающихся; эмоционально  –  психологической  комфортности  и  интенсивности учебной деятельности школьников.

2.    Построение  эмоционально  привлекательной  образовательной  среды, способствующей сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышению качества обучения и воспитания.

3.    Организация образовательного  взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, ориентированного как на  формирование здорового образа жизни, развитие собственной  творческой  индивидуальности,  так  и  на  успешность  общего дела.

Основные результаты деятельности

На сегодня в школе обеспечены все условия для соблюдения  санитарно-гигиенических  норм  при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности, здоровьесберегающий режим работы школы, организовано рациональное питание учащихся, обеспечивается оптимальный режим двигательной активности учащихся.

Также в школе с ноября 2016-2017 учебного года действует экспериментальная площадка по внедрению здоровьесберегающих технологий, направленных,  прежде  всего, на укрепление и сохранение здоровья школьников,  повышение  качества  образования  и  развитие образовательной  мотивации  школьников,  формирование  и  преобразование комфортной  развивающей  образовательной  среды,  в  которой  каждый  ученик существует  как  активный  субъект  образовательного  процесса.  Основными идеями  технологий  будут  идеи  успеха  и  достижений,  сотрудничества, творчества  и  самореализации.

В  настоящее  время  в  рамках,  реализуемых  в  школе  образовательных  программ, разрабатываются  и реализуются такие программы, как «Здоровушка» для учащихся начальной школы, «САД» для учащихся среднего звена, «Я выбираю здоровый образ жизни» для учащихся старших классов.

В начальной школе в двух первых классах реализуется программа «Модель ценностной ориентации учащихся в начальной школе на здоровый образ жизни». 1 «а» класс, классным руководителем, которого я являюсь, имеет статус экспериментального класса. 1 «б» класс, классный руководитель Очирова В.В. – статус контрольного класса.

 Программа ориентирована на формирование культуры здоровья у школьников на основе формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни, осознания ценности здоровья.

В ноябре месяце прошли курсы БРИОП по теме «"Основные направления развития воспитания в контенте со стратегией развития воспитания детей в РФ на период до 2025 года"», на которых были освоены оздоровительные виды гимнастик, благотворно влияющих на умственную работоспособность, зрительный анализатор, дыхательную систему, кровообращение, опорно-двигательную систему и т.д.

Большое внимание мы уделяем формированию у обучающихся навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осознания важности заботливого отношения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.

На первоначальном этапе формирования здорового образа жизни многое зависит от знаний и умений родителей и педагогов. Очень важен личный пример педагога, ведь дети очень наблюдательны и склоны к подражанию взрослым. Процесс становления физической культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование знаний о физической культуре – это, прежде всего, воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое складывается исходя из внутренних потребностей, мотивов в процессе освоения знаний, умений и навыков, ценностей.

Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности.

В процессе всей экспериментальной работы нами будет уделяться большое внимание важнейшим компонентам деятельности обучения – умственным умениям: умению анализировать, сравнивать, прогнозировать и ориентироваться.

Для диагностирования физического, психического, функционального и др. состояний ребенка, а также для определения темпов прироста физических качеств, опирались на следующие методики:

1. Формула темпов прироста физических качеств

В.И.Усаковым для оценки темпов прироста физических качеств детей была предложена шкала оценки, где темпы прироста рекомендуется определять по формуле:

W = 100(V2 – V1)

1/2(V1 + V2)

где W – прирост показателей темпов в %, V1 – исходный уровень, V2 – конечный уровень.

По В.И. Усакову до 8% прироста считается неудовлетворительным; 8-10 % – удовлетворительным; 10-15 % – хорошо; свыше 15 % – отлично.

2. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – показатель, определяющий функциональные возможности системы дыхания. Для определения ЖЕЛ необходимо сделать максимально глубокий вдох, а затем максимально глубокий выдох. При диагностировании ЖЕЛ легко определить с помощью спирометра, причем водяные спирометры дают наиболее точные результаты.

3. После работы определенной интенсивности и объема наблюдается различная степень снижения ЖЕЛ, что связанно с утомлением дыхательных мышц. Эти данные могут служить для диагностики тренировочной нагрузки. Чтобы определить и оценить уровень физического состояния (УФС), нужно дать ребенку пробежать на время, в равномерном темпе, дистанцию известной длины (не менее 1 км). Сразу же после бега подсчитывается ЧСС. Имея эти данные можно определить УФС (см. ниже табл. ).

 

Определение уровня физического состояния

Показатели

Уровень физического развития

I

низкий

II

ниже среднего

III

средний

IV

выше

среднего

V

высокий

% от должного максимального потребления кислорода (ДМПК)

Скорость бега (м/с) при ЧСС 136 уд/мин

Скорость бега (м/с) при ЧСС 142 уд/мин

Скорость бега (м/с) при ЧСС 148 уд/мин

Скорость бега (м/с) при ЧСС 154 уд/мин

Скорость бега (м/с) при ЧСС 160 уд/мин

50-60

1,75

1,85

1,94

2,04

2,14

61-75

1,89

2,00

2,11

2,23

2,34

76-90

2,20

2,35

2,50

2,64

2,79

91-100

2,41

2,58

2,75

2,92

3,10

101

2,51

2,69

2,88

3,06

3,25

 

4. Уравнения для расчета должной величины ЖЕЛ

ДЖЕЛ = (31 × рост) + (32 × масса) – (20 × возраст) – 2950 (для тех, кто не занимается бегом).

ДЖЕЛ = (31 × рост) + (35 × масса) – 3000 (для интенсивно занимающихся бегом).

 

5. 30 приседаний за 30"(определение функционального состояния)

Рhttps://refdb.ru/images/985/1968120/mc116966.gif1 + Р2 + Р3 – 200

10

Р1- пульс сидя (до приседаний), Р2- пульс стоя (сразу после приседаний), Р3- пульс стоя через 1 мин. после нагрузки.

Оценка: меньше 0– отлично, 0-5–хорошо, 6-10– удовлетворительно, 10-15– слабо, более 15– плохо.

На практике замечено, что дети, имеющие отклонения в здоровье (вторую, третью и даже четвертую, пятую группы здоровья), часто не уступают остальным детям при выполнении контрольных нормативов (прыжки в длину с места, бег на 30 м., и т.д.), а иногда и показывают лучшие результаты в отдельных упражнениях.

Из этого можно сделать предположение, что не всегда по результатам традиционного диагностирования, принятого в настоящее время в детских дошкольных учреждениях, можно точно и достоверно судить о физическом состоянии ребёнка, о его здоровье

 

Нами были выработаны критерии для определения уровня сформированности здорового образа жизни.

Определение уровня сформированности здорового образа жизни

у обучающихся

Теоретическая подготовленность детей

Показатели

сформированности

Критерии

Методы диагностики

- характер представлений о здоро­вом образе жизни;

- степень усвоения основных поня­тий о здоровом образе жизни;

- объем и систематичность знаний;

- способность к переносу знаний, навы­ков в новые ситуации

- знание теорети­ческих основ о здоровом образе жизни, предусмот­ренных програм­мой по физиче­скому воспитанию образовательного учреждения

- анализ устных ответов детей

- тестирование;

- анкеты, наблюдения

Практическая подготовленность детей

- успешность решения практических за­дач;

- степень овладения практической дея­тельностью в сохранении и ук­реплении своего здоровья;

быстрота анализа возможных мето­дов реше­ния проблем и выбор оптимального из них;

- способность находить оригиналь­ные методы и спо­собы решений

- умение самостоя­тельно проводить утреннюю гимна­стику;

- соблюдение лич­ной гигиены;

- соблюдение оп­тимального двига­тельного режима на прогулке;

- количество про­пущенных дней по болезни в течение года

- анализ применения полу­ченных знаний о здоро­вом образе жизни на занятиях по физиче­ской куль­туре и самостоятельной деятельно­сти;

- наблюдения;

- беседы с детьми и воспи­тате­лями;

 

Сформированность здорового образа жизни у детей на начало в экспериментальной группе достаточный уровень, необходимый и недостаточный составили 20%, 60 и 30% соответственно. Тогда как у детей контрольной группы –20%,55% и 25% (см. ниже табл. ).

Сравнительная таблица результатов сформированности здорового

образа жизни у обучающихся

Уровни

Количество детей на разных уровнях

сформированности в %

Экспериментальная группа

(20 чел)

Контрольная группа

(22 чел)

 

Начало

диагно­стики

Итоговая

диаг­ностика

Начало

диагно­стики

Итоговая

диаг­ностика

Достаточный

20%

 

20%

 

Необходимый

60%

 

55%

 

Недостаточный

30%

 

25%

 

.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: