Экспериментальная деятельность
«Модельная методика формирования
здоровьесберегающего образовательного пространства».
Миссия школы.
Школа представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы дошкольного, начального основного и среднего (полного) общего образования и программа дополнительного образования детей. При этом обучающиеся ориентируются на получение в стенах школы:
ü качественного общего образования, предполагающего владение развитыми навыками письменной и устной речи, разнообразными математическими умениями, основами наук, социально экономическими и правовыми компетенциями, которые служили бы фундаментом для их постоянного самообразования в течение всей жизни;
ü углублённых знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам и образовательным областям, необходимым им для дальнейшего профессионального образования;
ü удовлетворения разнообразных образовательных интересов и запросов, реализуемых в системе дополнительного образования.
Миссией нашего образовательного учреждения является предоставление широкого поля образовательных возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания, что соответствует социальному запросу к современной школе.
Основным условием успешности развития школы стало сочетание педагогического профессионализма учителей и внутренней учебной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счёт построения гуманистической, технологичной системы развития педагогического коллектива. Второе – за счёт ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.
Основные направления деятельности
1. Успешное достижение образовательных результатов каждым учеником в сочетании основного и дополнительного образования; разнообразных форм учебной деятельности; требований стандарта и индивидуальных способностей обучающихся; эмоционально – психологической комфортности и интенсивности учебной деятельности школьников.
2. Построение эмоционально привлекательной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышению качества обучения и воспитания.
3. Организация образовательного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, ориентированного как на формирование здорового образа жизни, развитие собственной творческой индивидуальности, так и на успешность общего дела.
Основные результаты деятельности
На сегодня в школе обеспечены все условия для соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности, здоровьесберегающий режим работы школы, организовано рациональное питание учащихся, обеспечивается оптимальный режим двигательной активности учащихся.
Также в школе с ноября 2016-2017 учебного года действует экспериментальная площадка по внедрению здоровьесберегающих технологий, направленных, прежде всего, на укрепление и сохранение здоровья школьников, повышение качества образования и развитие образовательной мотивации школьников, формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый ученик существует как активный субъект образовательного процесса. Основными идеями технологий будут идеи успеха и достижений, сотрудничества, творчества и самореализации.
В настоящее время в рамках, реализуемых в школе образовательных программ, разрабатываются и реализуются такие программы, как «Здоровушка» для учащихся начальной школы, «САД» для учащихся среднего звена, «Я выбираю здоровый образ жизни» для учащихся старших классов.
В начальной школе в двух первых классах реализуется программа «Модель ценностной ориентации учащихся в начальной школе на здоровый образ жизни». 1 «а» класс, классным руководителем, которого я являюсь, имеет статус экспериментального класса. 1 «б» класс, классный руководитель Очирова В.В. – статус контрольного класса.
Программа ориентирована на формирование культуры здоровья у школьников на основе формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни, осознания ценности здоровья.
В ноябре месяце прошли курсы БРИОП по теме «"Основные направления развития воспитания в контенте со стратегией развития воспитания детей в РФ на период до 2025 года"», на которых были освоены оздоровительные виды гимнастик, благотворно влияющих на умственную работоспособность, зрительный анализатор, дыхательную систему, кровообращение, опорно-двигательную систему и т.д.
Большое внимание мы уделяем формированию у обучающихся навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осознания важности заботливого отношения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.
На первоначальном этапе формирования здорового образа жизни многое зависит от знаний и умений родителей и педагогов. Очень важен личный пример педагога, ведь дети очень наблюдательны и склоны к подражанию взрослым. Процесс становления физической культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование знаний о физической культуре – это, прежде всего, воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое складывается исходя из внутренних потребностей, мотивов в процессе освоения знаний, умений и навыков, ценностей.
Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности.
В процессе всей экспериментальной работы нами будет уделяться большое внимание важнейшим компонентам деятельности обучения – умственным умениям: умению анализировать, сравнивать, прогнозировать и ориентироваться.
Для диагностирования физического, психического, функционального и др. состояний ребенка, а также для определения темпов прироста физических качеств, опирались на следующие методики:
1. Формула темпов прироста физических качеств
В.И.Усаковым для оценки темпов прироста физических качеств детей была предложена шкала оценки, где темпы прироста рекомендуется определять по формуле:
W = 100(V2 – V1)
1/2(V1 + V2)
где W – прирост показателей темпов в %, V1 – исходный уровень, V2 – конечный уровень.
По В.И. Усакову до 8% прироста считается неудовлетворительным; 8-10 % – удовлетворительным; 10-15 % – хорошо; свыше 15 % – отлично.
2. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – показатель, определяющий функциональные возможности системы дыхания. Для определения ЖЕЛ необходимо сделать максимально глубокий вдох, а затем максимально глубокий выдох. При диагностировании ЖЕЛ легко определить с помощью спирометра, причем водяные спирометры дают наиболее точные результаты.
3. После работы определенной интенсивности и объема наблюдается различная степень снижения ЖЕЛ, что связанно с утомлением дыхательных мышц. Эти данные могут служить для диагностики тренировочной нагрузки. Чтобы определить и оценить уровень физического состояния (УФС), нужно дать ребенку пробежать на время, в равномерном темпе, дистанцию известной длины (не менее 1 км). Сразу же после бега подсчитывается ЧСС. Имея эти данные можно определить УФС (см. ниже табл. ).
Определение уровня физического состояния
Показатели | Уровень физического развития | ||||
I низкий | II ниже среднего | III средний | IV выше среднего | V высокий | |
% от должного максимального потребления кислорода (ДМПК) Скорость бега (м/с) при ЧСС 136 уд/мин Скорость бега (м/с) при ЧСС 142 уд/мин Скорость бега (м/с) при ЧСС 148 уд/мин Скорость бега (м/с) при ЧСС 154 уд/мин Скорость бега (м/с) при ЧСС 160 уд/мин | 50-60 1,75 1,85 1,94 2,04 2,14 | 61-75 1,89 2,00 2,11 2,23 2,34 | 76-90 2,20 2,35 2,50 2,64 2,79 | 91-100 2,41 2,58 2,75 2,92 3,10 | 101 2,51 2,69 2,88 3,06 3,25 |
4. Уравнения для расчета должной величины ЖЕЛ
ДЖЕЛ = (31 × рост) + (32 × масса) – (20 × возраст) – 2950 (для тех, кто не занимается бегом).
ДЖЕЛ = (31 × рост) + (35 × масса) – 3000 (для интенсивно занимающихся бегом).
5. 30 приседаний за 30"(определение функционального состояния)
Р1 + Р2 + Р3 – 200
10
Р1- пульс сидя (до приседаний), Р2- пульс стоя (сразу после приседаний), Р3- пульс стоя через 1 мин. после нагрузки.
Оценка: меньше 0– отлично, 0-5–хорошо, 6-10– удовлетворительно, 10-15– слабо, более 15– плохо.
На практике замечено, что дети, имеющие отклонения в здоровье (вторую, третью и даже четвертую, пятую группы здоровья), часто не уступают остальным детям при выполнении контрольных нормативов (прыжки в длину с места, бег на 30 м., и т.д.), а иногда и показывают лучшие результаты в отдельных упражнениях.
Из этого можно сделать предположение, что не всегда по результатам традиционного диагностирования, принятого в настоящее время в детских дошкольных учреждениях, можно точно и достоверно судить о физическом состоянии ребёнка, о его здоровье
Нами были выработаны критерии для определения уровня сформированности здорового образа жизни.
Определение уровня сформированности здорового образа жизни
у обучающихся
Теоретическая подготовленность детей | ||
Показатели сформированности | Критерии | Методы диагностики |
- характер представлений о здоровом образе жизни; - степень усвоения основных понятий о здоровом образе жизни; - объем и систематичность знаний; - способность к переносу знаний, навыков в новые ситуации | - знание теоретических основ о здоровом образе жизни, предусмотренных программой по физическому воспитанию образовательного учреждения | - анализ устных ответов детей - тестирование; - анкеты, наблюдения |
Практическая подготовленность детей | ||
- успешность решения практических задач; - степень овладения практической деятельностью в сохранении и укреплении своего здоровья; быстрота анализа возможных методов решения проблем и выбор оптимального из них; - способность находить оригинальные методы и способы решений | - умение самостоятельно проводить утреннюю гимнастику; - соблюдение личной гигиены; - соблюдение оптимального двигательного режима на прогулке; - количество пропущенных дней по болезни в течение года | - анализ применения полученных знаний о здоровом образе жизни на занятиях по физической культуре и самостоятельной деятельности; - наблюдения; - беседы с детьми и воспитателями; |
Сформированность здорового образа жизни у детей на начало в экспериментальной группе достаточный уровень, необходимый и недостаточный составили 20%, 60 и 30% соответственно. Тогда как у детей контрольной группы –20%,55% и 25% (см. ниже табл. ).
Сравнительная таблица результатов сформированности здорового
образа жизни у обучающихся
Уровни | Количество детей на разных уровнях сформированности в % | |||
Экспериментальная группа (20 чел) | Контрольная группа (22 чел) | |||
Начало диагностики | Итоговая диагностика | Начало диагностики | Итоговая диагностика | |
Достаточный | 20% | 20% | ||
Необходимый | 60% | 55% | ||
Недостаточный | 30% | 25% |
.