Внеурочная деятельность.
На данной странице размещены программы внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ Кондинская СОШ
Рассмотрено МО Согласовано Утверждено
учителей естественно- методсоветом Директор МКОУ
математического цикла Кондинская СОШ
Протокол№______ Протокол№_____ ___________________
от_____________2017 г. от______________2017 г. от____________2017 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Решение олимпиадных задач по географии»
Руководитель: Попова С.С.
Возраст учащихся: 5-6 класс
Срок реализации программы:
2017 – 2018 уч. год
пгт. Кондинское
2017 г.
Пояснительная записка
Направленность программы: научно – познавательная.
Направление внеурочной деятельности: научно – познавательное.
Вид внеурочной деятельности: познавательно-игровой, проблемно-ценностное общение.
Актуальность программы. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар.
Предметная олимпиада является такой формой организации учебно-воспитательной деятельности школьников, которая в существенной степени способствует формированию и развитию всесторонней личности. Олимпиады по географии – это не только массовый вид соревнований учащихся, но и пропаганда географических знаний в занимательной игровой обстановке, возможность проявить свою эрудицию и творческие силы буквально всем учащимся.
Программа вводит ребенка в мир науки «География», дает возможность проверить себя, в свои способности, предусматривает углубление знаний и расширение кругозора, развитие нестандартного мышления. Новизна программы заключается в отборе содержания и использовании на занятиях разнообразных видов заданий, в том числе обучение учащихся самостоятельному конструированию проблемных задач.
Педагогическая целесообразность программы заключается в её реализации с применением ведущих технологий освоения ФГОС ООО: проблемное изложение, «критическое мышление», «коммуникативно-диалоговых» технологий, технологии конструирования изобретательских задач.
Цель программы внеурочной деятельности «Решение олимпиадных задач по географии» для учащихся 6 классов - повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету, подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.
Задачи программы:
обучающие:
- формировать и развивать посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формировать диалектико - материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе земли, повышать их научные знания;
- вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные географические описания и характеристики.
развивающие:
- способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов;
- формировать образное и пространственное мышление и умение выражать свои мысли и идеи;
- развивать способности самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и варианты решений;
- развивать умения учащихся самостоятельно конструировать проблемные задачи.
воспитательные:
- воспитывать в детях любовь к своей Родине;
- навыки работы в группе;
- культуру общения;
- воспитывать внимание, целеустремлённость, доброжелательность друг к другу; самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе;
- воспитывать навыки самообразования.
Отличительные особенности программы.
Содержание программы внеурочной деятельности расширяет и углубляет программу школьного курса географии.
В программу включены следующие разделы:
- Развитие географических знаний о Земле
- Земля как планета Солнечной системы
- Географическая карта – модель земной поверхности
- Оболочки Земли
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент программыа, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования; учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся; обеспечение преемственности начального общего, основного и разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования; особенностей каждого учащегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Повторение, изучение, обобщение теоретического материала составляет не основу курса, а является вступительным, начальным этапом каждого занятия. Все теоретические сведения представляются в компактном и структурированном виде – в виде конспектов, таблиц, схем, кратких и четких определений.
Основная часть времени отводится на разбор заданий олимпиадного уровня. Задания сгруппированы по темам и соответствуют теме теоретического блока занятия. При подборе заданий особое внимание уделяется «типичным» заданиям (насколько этот термин вообще применим к олимпиадным заданиям), знакомству с наиболее частыми «ловушками» и типичными ошибками. В конце каждого занятия учащиеся получают задания для самостоятельной работы.
Теоретическая информация предлагается учащимися на занятии как продукт самостоятельной деятельности в разных формах: в виде докладов, коротких сообщений, презентаций, конструирования изобретательских задач или в игровой форме. Занятия проводится в форме игры с обязательным использованием атласов и настенных карт.
Задания охватывают практически все темы, предусмотренные школьно программой для данных классов, выходят за её рамки и сгруппированы не только по разделам, но и по трём уровням сложности:
- задания базового уровня сложности предполагают хорошие теоретические знания по предмету;
- задания повышенного уровня сложности – выявляются не только глубина знаний, но и практические навыки школьников;
- задания высокого уровня сложности направленные на выявление географического кругозора и логического мышления.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации
(работа со статистическими материалами, построение и анализ графиков, диаграмм, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы Интернет).
Реализация программы даёт возможность для интеллектуального развития и участия учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения:
Практические: подготовка сообщений/ рефератов; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ; игровые формы; проблемные ситуации; участие в олимпиадах различного уровня, в том числе и в дистанционных;
Наглядные: использование схем, таблиц, карт, рисунков, моделей, образцов, ЦОР, ЭОР.
При реализации программы применяются нестандартные формы занятий: викторины; игры- путешествия, мини – олимпиады и др.
Возраст детей: 11-12 лет, учащиеся 6 классов.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы занятий:
- Работа с номенклатурой (задания на знание географической карты).
- Работа с географическими терминами и понятиями.
- Повторение и закрепление географических правил и закономерностей.
- Задания на расширение географического кругозора (занимательные геофакты и события).
- Задания на знание географических открытий и путешественников.
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу, всего 35 часов в год.
Планируемые результаты и формы их оценки
Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
1) ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
2) гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными и предметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); вычитывать все уровни текстовой информации; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД: • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Формирование ИКТ- компетентности учащихся
Создание графических объектов
Ученик научится: • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
Коммуникация и социальное взаимодействие
Ученик научится: выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
Моделирование, проектирование и управление: проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится: выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом, работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ученик научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Программа «Решение олимпиадных задач по географии» обеспечивает достижение воспитательных результатов в соответствии с возрастом учащихся:
Первый уровень – приобретение учащимся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни на уровне взаимодействия с педагогом. Ребёнок осваивает личностные универсальные учебные действия – самопознание, самоопределение, позволяющие выработать жизненную позицию самого себя («Я – школьник»);
Второй уровень – получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом на основе взаимодействия школьников друг с другом на уровне группы, класса, школы, то есть в защищённой ему среде. Школьник начинает осознавать свою сопричастность с своей стране, у него формируется чувство патриотизма, возникает потребность в изучении географии своего государства.
Формы оценки планируемых результатов: беседы, наблюдения, олимпиады и конкурсы различных уровней.
Форма поведения итогов реализации программы: итоговое занятие.
Показателем эффективного освоения программы является уровень общего развития ребёнка: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самообразованию и самореализации, желание принимать участие в олимпиадном движении.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле | 3 | 1 | 2 | |
Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы | 3 | 1 | 2 | |
Раздел 3. Географическая карта – модель земной поверхности | 11 | 1 | 10 | |
Раздел 4. Оболочки Земли | 15 | 4 | 11 | |
Обобщение знаний | 3 | 3 | ||
Итого | 35 | 7 | 28 |
Содержание программы внеурочной деятельности по географии «Решение олимпиадных задач по географии»
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле - 3 ч.
Задачи раздела. Углубить и расширить представления школьников о возникновении науки география, развитии географических знаний; развивать умения вести поисковую работу, анализировать маршруты путешественников, находить имена путешественников на географической карте, составлять и решать кроссворды, ребусы, головоломки, что позволит более доступному запоминанию и осмыслению информации.
Содержание раздела.
Географические открытия Древности и Средневековья. Великие географические открытия. Открытие Австралии и Антарктиды. Достижение Южного полюса.
Изучение внутренних частей материков. Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. Изучение Мирового океана.
Практические работы:
- Выполнение заданий на установление соответствия между объектом и именем путешественника, совершившим его открытие.
- Решение олимпиады «Имена на географической карте».
Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы -3 ч.
Задачи раздела. Расширить знания о форме и размерах Земли. Понятие геоида. Устанавливать причинно – следственные связи осевого и орбитального вращения Земли, положение солнца в дни равноденствий и солнцестояний.
Содержание раздела. Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира. Движения Земли и их географические следствия.
Практические работы.
- Решение заданий по установлению формы и размеров Земли.
- Решение задач по установлению следствий орбитального и осевого вращения Земли.
Раздел 3. Географическая карта – модель земной поверхности – 11 ч.
Задачи раздела. Расширить знания о плане местности и географических картах.
Содержание раздела. Первые карты и атласы. Градусная сеть, параллели и меридианы. Географические координаты. Масштаб плана и карты. Азимут.
Практические работы.
- Задачи на определение географических координат объектов.
- Задания на определение масштаба плана и карты.
- Решение заданий по плану местности.
- Определение расстояний.
- Решение заданий по плану местности.
- Определение азимута.
- Задачи на определение географических объектов по контурам.
- Решение задач на определение направлений и расстояний на карте.
Высот и глубин местности.
- Решение олимпиады «Географическая карта и план»
Раздел 4. Оболочки Земли – 15 ч
Задачи раздела. Углубить знания о строении Земли. Развивать умения устанавливать взаимосвязи между объектом рельефа, тектонической структурой и залежами полезных ископаемых. Рассмотреть гипотезу дрейфа материков и решать задачи на прогнозирование новейших тектонических движений. Углубить знания о закономерностях природы Мирового океана, действия силы Кориолиса, поверхностных течениях океана. Развивать умения определять причинно – следственные связи в географической оболочке.
Содержание раздела. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера.
Природные процессы и явления в литосфере: движение литосферных плит, явления, происходящие на границах литосферных плит, сейсмические пояса, землетрясения, вулканическая деятельность. Природные процессы и явления в атмосфере: изменение температуры и осадков, циклоны, антициклоны, атмосферные фронты, ветер. Природные процессы и явления в гидросфере: изменение уровня воды в реке, режим реки, ветровые волны, цунами. Правила и закономерности физической географии - живая природа (биосфера). Географическая оболочка и её закономерности.
Практические работы
- Решение олимпиады «Литосфера Земли».
- Решение задач по определению изменения температуры воздуха на разной высоте. Решение задач по определению изменения давления воздуха на разной высоте.
- Решение задач по анализу климатограмм.
- Решение задач по определению влажности воздуха. Решение олимпиады «Атмосфера Земли».
- Решение олимпиады «Гидросфера. Земли».
- Решение олимпиады «Организмы на Земле».
Обобщение знаний – 3 ч
Решение олимпиады «В мире географии» - 2ч.
Подведение итогов изучения курса «Решение олимпиадных задач по географии».
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Тема | Форма занятия | Методы проведения | Дидактические материалы, ТСО | Формы подведения итогов | Дата проведения |
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле - 3ч. | ||||||
| Учебная игра | Словесные: рассказ, беседа. Практические: решение задач, конструирование задач Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. | Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. | Опрос | ||
| Олимпиада | Выполнение заданий на установление соответствия между объектом и именем путешественника, совершившим его открытие. | ||||
| Олимпиада | Выполнение заданий на установление соответствия между объектом и именем путешественника, совершившим его открытие. | ||||
Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы - 3 ч. | ||||||
| Познавательная викторина | Словесные: рассказ, беседа. Практические: решение задач, конструирование задач Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. | Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. | Анализ результатов выполнения викторины | ||
| Решение задач | Проблемно-ценностное общение. | ||||
| Решение задач | Анализ результатов решения задач | ||||
Раздел 3. Географическая карта – модель земной поверхности – 11 ч. | ||||||
| Учебная игра | Словесные: рассказ, беседа. Практические: решение задач, конструирование задач Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. | Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. | Анализ результатов игры | ||
| Учебная игра | Анализ результатов игры | ||||
| Учебная игра | Анализ результатов игры | ||||
| Учебная игра | Анализ результатов игры | ||||
| Учебная игра | Анализ результатов игры | ||||
| Учебная игра | Словесные: рассказ, беседа. Практические: решение задач, конструирование задач Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. | Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. | Анализ результатов игры | ||
| Учебная игра | Анализ результатов игры | ||||
| Учебная игра | Анализ результатов игры | ||||
| Учебная игра | Анализ результатов игры | ||||
| Учебная игра | Анализ результатов игры | ||||
| Мини –олимпиада | Анализ результатов решения олимпиады по теме. | ||||
Раздел 4. Оболочки Земли – 15 ч. | ||||||
Тема «Литосфера» - 3 ч | ||||||
| Учебная игра | Словесные: рассказ, беседа. Практические: решение задач, конструирование задач Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. | Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. | Анализ результатов игры | ||
| Мини – олимпиада | Анализ результатов решения олимпиады по теме. | ||||
| Мини – олимпиада | Анализ результатов решения олимпиады по теме. | ||||
Тема «Атмосфера» - 6ч | ||||||
| Викторина | Словесные: рассказ, беседа. Практические: решение задач, конструирование задач Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. | Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. | Анализ результатов выполнения викторин | ||
| Учебная игра | Анализ результатов игры | ||||
| Учебная игра | Анализ результатов игры | ||||
| Учебная игра | Анализ результатов игры | ||||
| Учебная игра | Анализ результатов игры | ||||
| Мини – олимпиада | Анализ результатов решения олимпиады по теме. | ||||
Тема «Гидросфера» - 3 ч | ||||||
| Викторина | Словесные: рассказ, беседа. Практические: решение задач, конструирование задач Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. | Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. | Анализ результатов выполнения викторин | ||
| Мини – олимпиада | Анализ результатов решения олимпиады по теме. | ||||
| Мини – олимпиада | Анализ результатов решения олимпиады по теме. | ||||
Тема «Биосфера и географическая оболочка» - 3ч | ||||||
| Викторина | Словесные: рассказ, беседа. Практические: решение задач, конструирование задач Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. | Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. | Анализ результатов выполнения викторин | ||
| Викторина | Анализ результатов выполнения викторин | ||||
| Мини – олимпиада | Анализ результатов решения олимпиады по теме. | ||||
Обобщение знаний – 3 ч | ||||||
| Мини – олимпиада | Словесные: рассказ, беседа. Практические: решение задач, конструирование задач Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. | Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. | Анализ результатов решения олимпиады по теме. | ||
| Мини – олимпиада | |||||
| Учебная игра | Анализ результатов игры |
Материально-техническое обеспечение программы
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- телевизор;
- DVD проигрыватель;
- принтер-сканер.
Литература для педагога
- Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Горбатова О.Н. география. 6-11 классы: технология решения творческих задач - Волгоград: Учитель, 2011.
- Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. В четырёх книгах. – М.: Новая школа, 1994.
- Макарцева Л.В.,. Кусков А.С. «Внеклассная работа по экономической и социальной географии России». ОАО
- Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы . – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Постникова М.В. География. Материки, океаны, народы и страны: контрольные вопросы, занимательные задания, тесты – М.: изд. НЦ ЭНАС, 2006. «Лицей», 2001.
- Снигирёв В.А. игры на уроках географии: метод. пособие. – М: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2015.
- Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения.- М.: ВЛАДОС, 2000.
- Хуторской А.В. Эвристические олимпиады и проекты.- М.: ВЛАДОС, 2000.
Литература для детей и родителей
- Андруз Дж., Найтон К. 100 научных экспериментов .:М, Изд.: «Росмэн», 2007 г.
- Безруков А. Пивоварова Г. «Занимательная география» АСТ Пресс. М. 2001.
- Глушкова В.Г., Симагин Ю.А.. «Тесты и задания по экономической и социальной географии мира». Владос. М. 2000.
- Завьялов А.И.. География в кроссвордах, ребусах, чайнвордах. Минск, 1990.
- Книга эрудита. – М.: МАХАОН, 2000г.
- Сборник олимпиадных задач по географии. М.П. 1999. Коллектив авторов.
- Постникова М.В. География. Материки, океаны, народы и страны: контрольные вопросы, занимательные задания, тесты – М.: изд. НЦ ЭНАС, 2006.
- Пивоварова Г.П. «По страницам занимательной географии». М. П. 1990. Энциклопедия живой природы. – М.: АСТ- ПРЕСС, 1999г.
- Энциклопедия окружающего мира. – М.: МАХАОН, 2000г.
Интернет - ресурсы
- Всероссийская олимпиада школьников http://www.rosolymp.ru/
- Все олимпиады для школьников на одном сайте https://olimpiada.ru/activities
- Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
- Карты Google http://maps.google.ru/?Hl=ru
- Google планета Земля http://earth.google.com/
- Блог географиня http://www.geografinya.blogspot.com
- Ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
- Представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
- Газета «География» http://geo. 1 september.ru/
- Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htm
- Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
- Клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
- Журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. Ru/
- Журнал «National geographic» http://wwvv. National -geographiс. Ru/ngm/ngs/
- Великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
- Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
Средства мультимедиа
- Электронное приложение к учебнику. География. 5-7 класс. Дрофа. 2015 г.
- Интерактивные карты.6-11 класс. Дрофа 2015г.
График:
Каждый понедельник – 7 урок
Список:
- Бабкин Денис
- Богданова Дарья
- Бронников Савелий
- Выдрин Артём
- Иженякова Виктория
- Кедрин Александр
- Махфиратов Даниил
- Солодкова Анстасия
- Толстогузов Александр
- Чалкин Егор
- Шадёркина Елена
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МКОУ Кондинская СОШ
Рекомендовано МО Согласовано Утверждено
учителей естественно- методсоветом Директор МКОУ
математического цикла Кондинская СОШ
Протокол№______ Протокол№_____ ___________________
от_____________2017 г. от______________2017 г. от____________2017 г.
Рабочая программа
Факультатива
«Решение географических задач»
по подготовке к ГИА
Руководитель: Попова С.С.
Возраст учащихся: 9 класс
Срок реализации программы:
2017 – 2018 уч. год
пгт. Кондинское
2017 г.
Пояснительная записка к программе факультатива по географии
Рабочая программа факультатива составлена на основе спецификации и кодификатора контрольно-измерительных материалов Демоверсии ОГЭ 2017 года по географии.
Программа рассчитана на 1 год в 9 классе 17 часов (1 час через неделю).
Программа предполагает углубленное изучение вопросов, рассматриваемых параллельно на уроках географии и отработку учебных умений выполнять задания КИМов.
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.
Предлагаемый факультативный курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии», «Географии материков и океанов», «География России» через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии.
Факультативный курс направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даёт возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии и сдаче ГИА по географии в 9 классе.
Задачи изучения данного факультативного курса:
- формирование систематических и прочных знаний по предмету;
- отработка специальных практических умений решать задачи географического содержания, необходимых для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала;
- расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний в практическую деятельность.
Планируемые результаты обучения:
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.
учащиеся должны уметь:
- выявлять причинно-следственные связи;
- выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;
- решать практические задачи разной степени сложности;
- сравнивать различные явления, территории и делать выводы
- развивать картографическую грамотность школьников.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли промышленности.
Содержание курса.
Тема 1: Источники географической информации. Планетарные особенности Земли. План, географическая карта, глобус. Измерение расстояний на плане местности. Работа с масштабом. Решение задач на отработку умения переводить масштаб из численного в именованный, и обратно. Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности. Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами. |
Тема 2:Географические открытия и исследования Земли. Накопление знаний о природе Земли. Важнейшие географические открытия. Имена русских путешественников на карте. |
Тема 3: Определение географических координат по карте. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Определение и анализ отличий расстояний на карте: с помощью масштаба, градусной сетки. Определение местоположения объекта по координате. Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным географических координат. |
Тема 4: Решение задач на определение часового пояса. Местное время, часовые пояса, декретное время, линия перемены дат. Определение поясного времени на поверхности земного шара. Решение задач по определению времени полета самолета. |
Тема 5: Определение географических координат по местному времени и углу падения солнечных лучей. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение задач на определение полуденной высоты Солнца. Решение задач по определению географических координат по поясному времени и углу падения солнечных лучей. |
Тема 6. Построение профиля рельефа местности по топографической карте. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности по заданной линии. Отработка навыков и умений. |
Тема 7. Литосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Геохронология. Экзогенные и эндогенные процессы. |
Тема 8. Гидросфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Воды суши: состав, свойства, происхождение. Воды Мирового океана и их свойства. Части Мирового океана. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов. Стихийные явления в гидросфере. |
Тема 9. Атмосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров. Климатические пояса Земли. Анализ климатограмм и определение по ним климатических поясов Земли. Решение задач по синоптическим картам. Стихийные явления. |
Тема 10. Биосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Природные зоны мира. Высотная поясность. Биоценоз. Факторы почвообразования, закономерности распространения почв. Эндемики. Природные комплексы. Охраняемые территории. |
Тема 11. Особенности природы материков: Африка. Австралия. Антарктида, Евразия, Северная Америка, Южная Америка. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Части света. Особенности природы материков. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. |
Тема 12. Особенности природы океанов. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Части океанов. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Определение водных объектов по краткому описанию. |
Тема 13. География России. Особенности географического положения, природы. Природные комплексы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Определение объектов по краткому описанию. |
Тема 14. Хозяйство России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. |
Тема 15. Население России. Демографическая ситуация в России. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Народы. Языковая принадлежность. Религиозный состав населения России. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Работа со статистическими данными. Решение задач по определению плотности населения, естественного прироста, величины миграционного прироста (убыли) населения. |
Тема 16. Природопользование и экология. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Классификация природных ресурсов. Решение задач по оценке ресурсообеспеченности страны, региона. |
Тема 17. Административно-территориальное устройство РФ. Экономические районы России. Многообразие стран современного мира. Административно-территориальное устройство РФ. Краткая характеристика районов. Решение задач по определению экономических районов по краткому описанию. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Типология стран. Страны-мировые лидеры по различным показателям. Определение стран по краткому описанию. |
Перечень обязательной географической номенклатуры
Тема | Перечень географических объектов, знание которых предусмотрено программой |
Литосфера | Равнины: Восточно-Европейская, Западносибирская, Великая Китайская, Великие Североамериканские; плоскогорья – Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское; горы – Гималаи, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи; действующие и потухшие вулканы – Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи; места распространения гейзеров – острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, Кордильеры. |
Гидросфера | Моря - Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское; заливы - Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский; проливы - Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский; острова - Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея; полуострова - Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали; течения – Гольфстрим, Северотихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское; реки – Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Янцзы, Хуанхэ; озера – Каспийское море-озеро, Арал, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Верхнее; области оледенения – Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер Аляски. |
География материков и океанов | Материки, части света, крупные острова, архипелаги Маршруты важнейших путешествий Материки, океаны Самые крупные литосферные плиты Влк.: Килиманджаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби, Горные системы: Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское, Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное Пассатное. Моря, заливы, проливы Мирового океана. Африка. Крайние точки: М. Бен-Секка, М. Игольный М. Альмади М.Рас-Хафун Средиземное море, Красное море, Персидский залив Гвинейский залив Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали, О. Мадагаскар, Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров Восточно-Африканское плоскогорье, Эфиопское нагорье, нагорья Тибести, Ахаккгар. Горы Атлас, Драконовы горы, Эфиопское нагорье Ливийская пустыня, Калахари, Сахара, Килиманджаро, Кения, Реки: Нил, Конго, Заир, Замбези, Оранжевая, Лимпопо, Нигер. Озера: Чад, Танганьика, Виктория, Ньяса. Водопад Виктория, Ливингстона. Страны и столицы. Австралия. Крайние точки: М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр. Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн. Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии. Страны и столицы. Южная Америка. Крайние точки. Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос. Плоскогорья: Бразильское, Гвианское. Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская. Горы: Анды. Реки: Парана, Ориноко, Амазонка и их притоки. Озера: Титикака, Маракайбо. Страны и столицы. Антарктида. Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса. Горы Вернадского, Трансантарктические горы, равнина Бэрда, влк.Террор, Эребус. Полярные станции. Северная Америка. Крайние точки: П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор. З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский О-ва: Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба. Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро Страны и столицы. Евразия. Мысы: Челюскин, Дежнева, Пиай, П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея. Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное. Заливы: Финский, Ботнический, Персидский. Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский. О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские. Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская. Плоскогорья: Среднесибирское, Декан. Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья.Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка. Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг. Озера: Онежское, Чудское, Ладожское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш. Основные страны материка, их столицы. Страны, столицы, крупные города |
География России | 8 класс Тема: «Географическое положение»России” Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония. Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское. Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза. Озёра: Каспийское море. Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова. Полуострова: Таймыр, Чукотский. Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю. Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России» Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье. Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье. Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус. Районы распространения полезных ископаемых: Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург). Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ). Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ). Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ). Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ). Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан ) Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ). Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ). Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье ) Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ). Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты). Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ). Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники). Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный). Тема «Климат и климатические ресурсы России» Города: Оймякон, Верхоянск. Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России» Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна. Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское. Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское. Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский. Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы. Тема «Природные комплексы России» Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский. 9 класс Тема: «Машиностроение» Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск, Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск. Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск. Тема: «ТЭК»:Нефтегазоносные месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское.Трубопроводы: с Тюменской области на запад. ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская. ЕЭС: Единая энергосистема. Тема: «Комплекс конструкционных материалов и химических веществ» Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк. Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск. Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре. Тема: «Инфраструктурный комплекс» Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский. Ж/Д магистрали: Транссибирская, БАМ. Тема ”Русская равнина” Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский. Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие. Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий. Крайние точки: Балтийская коса. Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский кряж. Горы: Хибины. Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина, Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон. Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское. Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы. Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука. Месторождения: Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак. Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань ЭС: Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС. Тема «Кавказ» Моря: Азовское, Чёрное. Заливы: Таганрогский. Проливы: Керченский. Полуострова: Таманский. Крайние точки: район горы Базардюзю. Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность. Горы: Большой Кавказ. Вершины: Казбек, Эльбрус. Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек. Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило. Каналы: Ставропольский. Заповедники: Тебердинский. Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа. Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда. Тема ”Урал” Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал. Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау. Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал. Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский. Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк. Тема ”Западная Сибирь” Моря: Карское. Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа. Острова: Белый. Полуострова: Гыданский, Ямал. Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы. Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол. Озёра: Кулундинское, Чаны. Заповедники: Гыданский, Юганский. Тема «Средняя и Северо-Восточная Сибирь» Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых. Заливы: Енисейский, Хатангский. Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева. Острова: Новосибирские остова, Северная Земля. Полуострова: Таймыр. Крайние точки: мыс Челюскин. Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность. Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского. Вершины: Победа. Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна. Озёра: Таймыр. Водохранилища: Вилюйское. Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский. Тема «Горы Южной Сибири» Равнины: Витимское плоскогорье. Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет. Вершины: Белуха. Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка. Озёра: Байкал, Телецкое. Водохранилища: Братское, Красноярское. Заповедники: Алтайский, Баргузинский. Тема «Дальний Восток» Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское. Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова. Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский. Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин. Полуострова: Камчатка, Чукотский. Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова. Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность. Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье. Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка. Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури. Озёра: Ханка. Водохранилища: Зейское. Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”. Сибирь и Дальний Восток Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро– и каменноугольные бассейны, Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь. Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск. ЭС: Сургутская ТЭЦ. Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск. Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ (Большая и Малая), Амуро-Якутская |
Календарно-тематическое планирование курса
« Решение географических задач» для учащихся 9 класса
№ урока | Дата проведения факультатива | Коррекция | Тема | Примеча- ние |
1 | 2.10.17 | Источники географической информации. | ||
2 | 16.10.17 | Географические открытия и исследования Земли. | ||
3 | 6.11.17 | Определение географических координат по карте. | ||
4 | 20.11.17 | Решение задач на определение часового пояса. | ||
5 | 4.12.17 | Определение географических координат по местному времени и углу падения солнечных лучей. | ||
6 | 18.12.17 | Построение профиля рельефа местности по топографической карте. | ||
7 | 8.01.18 | Литосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. | ||
8 | 22.01.18 | Гидросфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. | ||
9 | 5.02.18 | Атмосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. | ||
10 | 19.02.18 | Биосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. | ||
11 | 5.03.18 | Особенности природы материков: Африка. Австралия. Антарктида, Евразия, Северная Америка, Южная Америка. | ||
12 | 19.03.18 | Особенности природы океанов. | ||
13 | 2.04.18 | География России. Особенности географического положения, природы. Природные комплексы. | ||
14 | 16.04.18 | Хозяйство России. | ||
15 | 30.04.18 | Население России. Демографическая ситуация в России. | ||
16 | 14.05.18 | Природопользование и экология. | ||
17 | 28.05.18 | Административно-территориальное устройство РФ. Экономические районы России. Многообразие стран современного мира. |
Список литературы
- Герасимова Т.П. и др. Начальный курс географии, Дрофа, 2004 г.
- Атласы по географии 6 класс – 10 класс, Москва, Дрофа 2008 г.
- Баринова Н.А., «Природа России», учебник для общеобразовательных учебных заведений. Изд-во «Дрофа», 2013 г.
- В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
- В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
- Мультимедийная обучающая программа: География 6 класс. География 7 класс.
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, 10 класс. М.: Просвещение, 2013.
- География: население и хозяйство России. - Учебник для общеобразовательных учебных заведений. А.И. Алексеев, В.В.Николина. Изд-во «Просвещение», Москва – 2006 г.
- География: население и хозяйство России. - Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дронов, Ром. Изд-во «Просвещение», Москва – 2006 г.
- Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 304с.
- Олимпиады по географии. 6-11кл. Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2002. – 208с.
- Эртель А.Б. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА-9. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.-368.
- Ямковой В.. Занимательная география в вопросах и ответах (электронная версия).
Список учащихся:
- Бронникова Валерия
- Коваль Максим
- Ласкевич Галина
- Охремчук Никита
- Петров Иван
- Толстогузова Юлия
- Чумбаков Александр
- Якубенко Елизавета