Сообщения на педсоветах, МО
На данной странице размещены мои выступления на педагогических советах, методических объединениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий,т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясь функционально по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) наиболее целесообразно фиксировать и анализировать в соответствии с разработанными образовательным учреждением.
Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
- стартовая диагностика;
- текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов;
- промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
- текущее выполнение выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданийна оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- защита итогового индивидуального проекта.
Установлены следующие уровни достижений:
- Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
- повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
- высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить:
- пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»).
Недостижение базового уровня (пониженный уровень достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Формы контроля
Стартовый, промежуточный (2 раза в год), контрольные работы. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами. Итоговый контроль в форме ОГЭ.
Мониторинг метапредметных УУД
по предметам естественнонаучного цикла
Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать.
И.В. Гёте
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
И. Г. Песталоцци
«Знание — сила». Этот афоризм к началу XXI века потерял свою безусловную очевидность. И сегодня все более и более злободневным оказывается вопрос: как сделать так, чтобы знания не обременяли человека, но действительно давали ему силу и радость — в течение всей жизни?
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века.
С 1 января 2010 года в официально утверждённых образовательных стандартах введено новое понятие: «метапредметные образовательные результаты».
Планируемые метапредметные результаты: овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения (выдержка из ФГОС). Слайд №3
Согласно ФГОС метапредметные результаты должны иметь системный характер и состоять из следующих составляющих: Слайд №4
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации и др.
При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов: Слайд №5
- Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом?
- Что такое метапредметы? Где их взять (или как их разработать) ? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузки учебного материала?
- Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с высокой подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ?
- Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе?
- Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?
Прежде всего, нужно разобраться с понятиями: метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность, определить иерархию их отношений. Слайд №6
«Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная – это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, выращиваю растения, здания проектирую). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
- стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
- исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
- проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
- сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
- моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов и логических конструктов изучаемых систем);
- конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
- прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т. е. уровнем развития личности.
Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т. е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука).
Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Примерами метазнаний являются:
- диаграмма знаний;
- карта знаний;
- базы знаний, представления об их устройстве.
Метаспособы – способы, с помощью которых человек открывает новые способы решения зада, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскивать нестандартные способы решения задач.
Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) умения и навыки. К ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять соответствия заявленным фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция всей деятельности);
- качества мышления(гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу).
В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей всего обучения.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача». Слайд №7, 8
Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Важнейшей задачей ФГОС является формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В своем выступлении мы поделимся опытом работы по оценке сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.
Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов ООО. Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся мы , начиная с 5 класса, заполняем «Таблицы образовательных результатов». Таким образом, работая с таблицами предметных достижений учитель наглядно сможет увидеть на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребенка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Слайд №9
Таблица образовательных результатов
Фамилия, имя уч-ся | Уровень сформированности УУД | ||||
предметные | личностные | метапредметные | |||
| регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
|
|
|
|
|
|
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД (регулятивных УУД, познавательных УУД и коммуникативных УУД).
Какими средствами контролируются метапредметные и личностные результаты? Слайд №10
Главное средство контроля – специальные диагностические работы:
- задания по отдельным универсальным учебным действиям;
- комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
Мы используем специальные интегрированные проверочные работы по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов (УУД) для 5-6 классов. Данная диагностика включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырех вариантах.
Первая работа включает задания на выявление метапредметных и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она дает возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные).
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что дает возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
Чтобы обучение было личностно-ориентированным, на каждого пятиклассника можно завести индивидуальную карточку – матрицу его метапредметных достижений, которая поможет подбирать индивидуальные задания.
Индивидуальная карточка учащегося – матрица его метапредметных достижений
Фамилия, имя учащегося | Тема_____________________ | |||||
сравнение | обобщение | логика | смысловое чтение | анализ | определение понятий | |
|
|
|
|
|
|
|
Существует два основных подхода к оценке метапредметных результатов: Слайд №11
1) достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;
2) достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.
На наш взгляд, наиболее рационально использование второго подхода к оценке метапредметных результатов, поэтому в нашей работе мы использовали три формы учебной деятельности для оценки метапредметных результатов
На примере стартовой работы мы познакомим вас с мониторингом метапредметных УУД по предметам естественнонаучного цикла.
Цель данной работы: определение у учащихся уровня сформированности метапредметных умений по биологии и географии.
Предметом диагностических исследований является выявление уровня
метапредметных умений (регулятивных и познавательных (логических) универсальных учебных действий).
Данная работа направлена на создание системы оценки сформированности умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем.
Разработанный инструментарий диагностики включает следующие материалы: Слайд №12
- план работы для стартовой диагностики метапредметных умений;
- текст работы для обучающихся 6-х классов;
- кодификатор метапредметных результатов обучения;
- кодификатор тем, рекомендации по проведению и оцениванию, ключи;
- перевод баллов в оценки.
В стартовую метапредметную диагностическую работу входит 14
заданий, распределенных по предметным областям «Биология», «География».
На выполнение работы отводилось 40 минут.
Максимальный балл за выполнение всех заданий составил 23 балла. Слайд №13 Слайды №14, 15 (текст, задания) Слайы №16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
План работы для стартовой диагностики метапредметных умений
|
| Баллы |
Диагностируемые предметные умения (базовый уровень) | ||
1-12 |
| 16 |
Диагностируемые предметные умения (повышенный уровень) | ||
13, 14 |
| 7 |
Кодификатор метапредметных результатов обучения
№ вопроса | УУД | Баллы |
Регулятивные универсальные учебные действия | 2,8 | |
13 | Принятие учебной задачи, контроль, коррекция
| 2 |
8, 10 | Определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий | 0,3+05=0,8 |
Познавательные универсальные учебные действия | 20,2 | |
5, 6,7, 8 | Поиск и выделение необходимой информации | 0,5+0,5+1+0,3=2,3 |
13 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме | 3 |
5, 8, 9, 11, 12 | Структурирование знаний | 0,5+0,4+2+2=4,9 |
6 | Выбор оснований для сравнения, классификации | 0,5 |
11, 12, 14 | Анализ объектов с целью выделения признаков | 3 |
1,2, 3, 4 | Извлечение необходимой информации из прочитанного текста | 4 |
14 | Построение логической цепи рассуждений | 1 |
10 | Самостоятельное создание способов решения проблемы | 1,5 |
Перевод баллов в оценки
Баллы | Оценка |
1 - 6 | 2 |
7 - 13 | 3 |
14 - 19 | 4 |
20 - 23 | 5 |
Кодификатор тем, рекомендации по проведению и оцениванию, ключи
№ вопроса | Блок содержания | Проверяемые умения | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение | Правильный ответ |
1 | Понимание и преобразование информации | Умение находить информацию, заданную в тексте в явном виде | Базовый | 1 балл | Медведь белый и зимой, и летом |
2 | Базовый | 1 балл | Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли | ||
3 | Базовый | 1 балл | Пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками | ||
4 | Базовый | 1 балл | Летом меню его более разнообразно | ||
5 | Умение выявить при чтении главную мысль. | Базовый | 1 балл | 4 абзац | |
6 | Умение работать с информацией. | Базовый | 1 балл | 5 абзац | |
7 | Умение находить информацию, заданную в тексте в явном виде | Базовый | 1 балл | 2 абзац | |
8 | Умение составлять простой план текста | Базовый | 1 балл | 3 абзац | |
9 | Природные зоны. Растительный и животный мир. | Умение определять природную зону по представителю животного мира | Базовый | 2 балла | Зона арктических пустынь |
10 | Арифметические действия по тексту | Устанавливать порядок действий; находить значение числового выражения, используя текст | Базовый | 2 балла | 300 тюленей |
11 | Овладение методологическими умениями | Умение использовать карту при выполнении учебных заданий | Базовый | 2 балла | Северный Ледовитый океан |
12 | Растения | Умение выделять лишайники из группы травянистых растений. | Базовый | 2 балла | Мхи, водоросли |
13 | Человек – часть природы | Умение определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты | Повышенный | За каждую характеристику по 1 баллу. Максимум 5 баллов | В ответе есть прямые указания или приведены примеры по следующим характеристикам: - загрязнение арктических вод; - уничтожение животных, браконьерство; - враги; - нехватка пищи и другие. |
14 | Природные зоны России | Умение проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе известных характерных свойств | Повышенный | Каждое слово оценивается в 1 балл. Максимум 2 балла | Травянистые; степь |
Анализ метапредметной работы
6… класс
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | № вопроса | Баллы | Оценка | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
% выполнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Предметные УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Регуляторные УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Познавательные УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Класс | Всего учащихся | Выполняло работу | % участия | «5» | «4» | «3» | «2» | Уровень сформированности регулятивных УУД | Уровень сформированности познавательных УУД | Качество обученности | Уровень обученности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наиболее высокие результаты получены в ответах на задания, контролирующие умение находить информацию, заданную в тексте в явном виде (задания №1, 2, 3, 4, 7), умение выявить при чтении главную мысль (задание №5), умение работать с информацией (задание №6), умение составлять простой план текста (задание №8). Большинство учащихся умеют устанавливать порядок действий и находить значение числового выражения, используя текст (задание №10). У многих учащихся нет навыка работы с географической картой (задание №11).
Низкие результаты получены при выполнении заданий, контролирующих умения определять природную зону по представителю животного мира (задание №9) и выделять лишайники из группы травянистых растений (задание №12). Ответы большинства учащихся неполные. Подавляющее большинство учащихся не умеют дать полный ответ на поставленный вопрос (задание №13). С заданием повышенной сложности, контролирующем умение проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе известных характерных свойств (задание №14) справился полностью всего один человек и двое выполнили его частично.
Рекомендации:
- необходимость индивидуальной коррекционной работы с каждым ребенком, у которых частичное или полное отсутствие метапредметных умений;
- компактно и системно обучать структурированию знаний и логике;
- организовать самостоятельную работу учащихся над конкретной темой при выполнении ими творческого, исследовательского задания;
- учить умению осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
- учить умению работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
- учить строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Мы уверены, что именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знания. Слайд №13
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
учитель географии МКОУ Кондинская СОШ
Попова Светлана Станиславовна
Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:
- читательские способности;
- естественнонаучное;
- математическое.
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:
- работу с текстом
- работу с географической картой
- работу со статистическими данными.
Сейчас мне бы хотелось предложить вам проанализировать задания для учащихся в наших учебниках географии и выписать примеры заданий, направленные на достижение этих предметных результатов.
1 группа – работа с текстом (5-6 класс)
2 группа – работа с картами (7 класс)
3 группа – работа со статистическими данными (8 класс)
Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.
Приёмы работы с текстом:
- комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное
- составление простой таблицы на основе параграфа учебника
- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений
- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы
- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по указанной схеме
- составление развернутых планов и конспектов параграфов
- создание схематичного рисунка по тексту
- нахождение географических ошибок в предложенном тексте
- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу
- составление кроссвордов
- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.
Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.
Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:
- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему
- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм
- решение различных географических задач (можно использовать тренажёр и рабочие тетради)
- работа со статистической матрицей данных - распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.
Например на уроке в 6 классе мы заполняем таблицу в календаре погоды, по прохождению месяца, мы проводим анализ данной таблицы, строим график «Розу ветров», график облачности. Высчитываем среднемесячную температуру воздуха, высчитываем амплитуду температур, строим график среднемесячных температур воздуха за год. В 7 классе мы учимся анализировать климатограммы и определяем по ним тип климата. В 8 классе анализируем половозрастные пирамиды и учимся их составлять сами.
Такие задания можно встретить и в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:
- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы
- работа с климатограммами (7 класс, 8 класс)
- выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы
- работа со статистической матрицей данных (в 10 – 11 классе углубленного уровня изучения географии.
Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:
- задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта
- задание, требующее владения приемом наложения карт
- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.
Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Уже с пятого класса я формирую у детей умение работы с картой. Мы изучаем топографические карты и планы местности, учимся составлять карто-схемы, учимся определять географические координаты и наоборот по географическим координатам на картах ищем города, горы, учимся составлять описание маршрута по топографической карте. В 7 классе на уроках изучения материков совершаются воображаемые путешествия. Путешествие проходит на маленьком самолёте, с борта которого хорошо видно над чем пролетают путешественники. Во время этих путешествий ребята отслеживают свой маршрут по карте и описывают то, что они видят с борта самолёта. Описывают над какой природной зоной они пролетают, какие растения и животные могут встретиться им, над какими странами пролетает их самолёт, чем занимается население этих стран и т.д.
Как вы уже поняли УМК «Полярная звезда» позволяет нам на уроках работать над формированием функциональной грамотности. Но, кроме того, я для развития и проверки функциональной грамотности использую ещё открытый банк заданий по функциональной грамотности в РЭШ.
Сейчас я хочу вам рассказать, как работаю с банком заданий поэтапно. (презентация)