1.3. Системность профессионального развития
План самообразования
учителя начальных классов МБОУ «СШ №43»
Соколик Оксаны Игоревны
на 2020-2024 учебный год
Методическая тема: «Формирование ключевых компетенций младших школьников через использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира и во внеурочное время для повышения качества образования»
Предмет: начальные классы
Педагогический стаж: 28
Категория: высшая
Год аттестации: 2019
Цель работы по методической теме: Повышение качества знаний младших школьников через создание условий для практического применения исследовательской технологии на уроках окружающего мира как средства формирования ключевых компетенций обучающихся.
Задачи:
- Изучить методическую и методологическую литературу.
- Разработать авторский модуль применения форм и методов исследовательской технологии на уроках окружающего мира для формирования ключевых компетенций.
- Разработать сценарии уроков окружающего мира с применением методов исследования.
- Создать творческую группу учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью.
- Обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.
№ |
Содержание |
Планируемая работа |
Результат |
1 | КПК, семинары, вебинары. | КПК Фонда «Педагогический университет «Первое сентября» Вебинары издательства «Просвещение», «Дрофа», «Вентана Граф» |
|
2 | Исследовательская и проектная деятельность | Исследовательские проекты коллективные и индивидуальные |
|
3 | Освоение педагогической технологии | Проблемное обучение |
|
4 | Самообразование по ИКТ | Сервисы для организации дистанционного обучения (виртуальная доска) Twiddla
|
|
5 | Создание методических материалов | Интерактивные ресурсы по предметам начальной школы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.
|
|
6 | Изучение методической литературы | ФГОС; ИКТ; дистанционное образование; приемы формирующего оценивания | |
7 | Обмен опытом | Посещение уроков коллег школы и города. Общение в рамках форумов педагогических сообществ. | |
8 | Правовое самообразование | Изучение материалов сайта «Учитель и право» | |
9 | Работа по внедрению ФГОС | Внедрение ИКТ, технологии развития критического мышления, проектно-исследовательской деятельности, АМО. |
|
10 | Распростране- ние опыта | Публикация на сайте-портфолио учителя, на сайтах педагогических сообществ. Участие в мероприятиях разного уровня: от школьного до федерального. |
Методическая тема 2020-2024 г.
"Формирование ключевых компетенций младших школьников
через использование исследовательской технологии
на уроках окружающего мира и во внеурочное время
для повышения качества образования"
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Исследовательская деятельность – всегда была и остаётся неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.
Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Умения и навыки исследователя, полученные на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину – всё это способствует развитию индивидуально-личностной позиции ребёнка.
Авторская программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» в рамках реализации образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности составлена мною в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с образовательной программой «Начальная школа XXI века» и положения
о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «СШ №43».
В программе учтены требования образовательной программы «Начальная школа XXI века». Предлагаемая программа имеет рецензию Г.А. Петровой, кандидата педагогических наук, доцента Нижневартовского государственного университета.
Программа посвящена организации исследовательской деятельности с младшими школьниками. Формирование исследовательских навыков актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; раскрывать способности и поддерживать одаренных детей.
Программа рассчитана на 4 года. Каждое занятие по программе «Я – исследователь» позволяет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. При этом количество часов аудиторных занятий не превышает 50% от общего количества занятий.
Цель программы: формирование и развитие первоначальных исследовательских и коммуникативных умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных навыков сотрудничества).
Задачи программы:
* развитие мотивации к процессу получения знаний;
* ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
* формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
* развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
* развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
* воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
В программе четко сформулированы планируемые результаты. Разработаны способы проверки данных результатов.
Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся, в 1 классе на самостоятельную работу отводится – 7 часов, во 2 классе –9 часов и в 3 классе -5 часов и в 4 классе - 9 часов.
В программе запланирована работа с социальными партнерами: детской библиотекой, школьным музеем, городским музеем Русского быта, центром детского творчества. Программа предполагает тесное сотрудничество со школьным научным обществом учащихся, со старшеклассниками и родителями.
Предусмотрено использование современных учебных материалов и образовательных технологий. Кроме исследовательской технологии предполагается использование, проектной технологии, технологии проблемного обучения, информационно - коммуникационных технологий. Методы и приемы, применяемые на занятиях, прописаны.
К программе имеются приложения с системой современных оценочных средств. Индивидуальная карта «Мои достижения». В программе указаны критерии оценивания исследовательских работ.
Используя опыт по курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь», мною были разработаны:
- семинары для учителей начальной школы, на которых изучена теория по теме «Исследовательская деятельность младших школьников»;
- разработана и предложена ученикам классификация тем для исследовательской деятельности, к каждой теме представлены специфические ключи к поиску и систематизации информации.
- практические материалы (памятки) для учителей, учащихся и родителей:
- «Как организовать исследование» (методические рекомендации для учителя),
- «Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике» (памятка для учащегося),
- «Участие в исследовательской деятельности» (памятка для родителей).
ОТКРЫТЬ:
Эссе "Быть исследователем самой и увлечь этим детей"
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Педагогический проект «Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира и во внеурочное время как средство формирования ключевых компетенций»
Авторская программа "Я - исследователь"
Рецензия на авторскую программу
Уроки-исследования, уроки-проекты:
Урок-исследование «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» |
Проектно-исследовательские работы учащихся: