Мастер-класс "Педагогическая рефлексия"

Соколик Оксана Игоревна

Предварительный просмотр:

 Эпиграф: «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получит преимущества в движении вперёд».

 Евгений Доманский ( Доманский Евгений Витальевич, научный сотрудник лаборатории методологии образования ИСМО РАО)
 

Перед началом мастерской проводится деление на группы (пазлы и смайлы – двусторонние, на обратной стороне – номер)

1 группа –солнечный пейзаж – пазл

2 группа – хмурый пезаж – пазл (когда будем проверять картину, сразу дать вторую – противоположную)

3 группа – весёлый и грустный смайл – желтый цвет (двусторонний)

4 группа – весёлый и грустный смайл – зелёный цвет

– Уважаемые коллеги, здравствуйте! Мы  рады приветствовать вас в нашей мастерской.

- Хочется узнать ваше настроение. 1 и 2 группа – покажите ваши смайлики.

Третья группа  – Что у вас получилось? Солнечный и хмурый пейзажи.

-Слайд  солнечный и хмурый пейзаж. У кого такое настроение?  Кто хочет немного погрустить?

- Отлично. Настроение понятно, больше позитива – будем работать.

1) Цель нашей мастерской – повысить мотивацию учителей к овладению разными приемами рефлексии.

“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Это притча,  по  технологии АМО  ее можно использовать как прием рефлексии на разных этапах урока.

 В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным. 

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия?

3) Предлагаем вам оценить свои знания по данной теме  при помощи графических форм представления приёмов рефлексии

Каждый участник  выставляет свой номер на общем листе работы группы. Один педагог от группы озвучивает технику.

1 группа

Техника «График»

Задание: оценить уровень владения материалом по теме «Рефлексия». Поставить свой номер.

        Уровень %

Высокий

               100

  75

Средний

                50

                25

Низкий

                  0

        1               2         3

1 – понятие рефлексии

2 – приёмы рефлексии

3 – функции рефлексии

2 группа

Техника  «Шкалирование»: приём  «Линия»

Задание: оценить уровень владения материалом по теме «Рефлексия».

Поставьте  свой номер, ответив на вопрос «Используете  ли Вы в своей практике техники рефлексии?

Да                                    Нейтральное                                         Нет

Да – использую

Нет – не использую

0 – отношусь нейтрально

3 группа

Техника «Шкалирование»: приём «Лестница»

Задание: оценить уровень владения материалом по теме «Рефлексия». Поставить свой номер.

        применяю технологию

        

        использую приёмы

        владею понятием

- Показать общую картину группы (1 минута) – вывесить на общую доску.

- А теперь соотнесите свои знания с теоретическим материалом.

Теория (слайд показать)

  1. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

 Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

 Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

 Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

 Мы приготовили вам кейсы с краткой теорией и практическим заданием для каждой группы.

1группа - рефлексия настроения и эмоционального состояния

2 группа  – рефлексия деятельности учащихся

3 группа – рефлексия содержания учебного материала

Общая информация для всех групп

1)   Классификация рефлексии.
1. По содержанию:
• Устная рефлексия

Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей.
• Письменная рефлексия
2. По цели:
• Рефлексия настроения и  эмоционального состояния

 Целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности.
• Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
• Рефлексия содержания

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
3. По типу урока:
• После усвоения содержания материала
• Промежуточная рефлексия
• Контрольная рефлексия
• Итоговая рефлексия


4. По форме деятельности:
• Индивидуальная  (формирование реальной самооценки -за что ты можешь оценить свою работу; беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)
• Групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи)

2) Функции рефлексии в педагогическом процессе (по С.С. Кашлеву):

  • проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
  • организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
  • коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
  • смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
  • мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
  • коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

  1. Линии сравнения методов рефлексии (пример)

Метод рефлексии

Цель рефлексии

Место в уроке

Форма деятельности

Функция рефлексии

Кейс 1 группы – рефлексия настроения и эмоционального состояния

1.Познакомьтесь с классификацией и функциями рефлексии в  педагогическом процессе.

2. Изучите приемы и методы  рефлексии настроения и эмоционального состояния.

3.Представьте один из методов рефлексии, используя графическую схему представления информации (информацию о графических схемах смотрите в приложении).

4.Выступить с итогом деятельности группы (2-3 мин).

Приёмы и методы рефлексии настроения и эмоционального состояния.

  1. ДЕРЕВО НАСТРОЕНИЯ

Назначение метода:

Фиксация уровня эмоционального состояния перед занятием, после занятия, в начале учебного дня или в его конце.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество участников – до 25 человек.

Необходимое оборудование.

«Дерево», цветные фигуры красного, жёлтого и зелёного  цвета.

Порядок реализации метода.

Руководитель предлагает участникам выбрать фигуру того цвета, которая соответствует их состоянию (в начале или конце занятия, рабочего дня) и вывесить ее на «дерево»; («дерево» располагается на стене, на доске и должно быть видно всем участникам). Руководитель анализирует эмоциональное состояние группы перед занятием, в конце занятия, предлагает высказаться публично, либо наедине некоторым участникам (особенно тем, чье состояние

изменилось)

  1. КОМПЛИМЕНТ

Педагог предлагает каждому участнику взаимодействия, находящемуся в круге, сказать комплимент сидящему слева (или справа). По желанию можно использовать атрибуты эстафеты (ручка, открытка) или живой цветок, который создаст атмосферу благоприятной коммуникации (особенно, если в группе присутствуют девушки).

Педагог задает алгоритм рефлексии:

• опишите ваше эмоциональное состояние;

• объясните причины положительного настроения;

• зафиксируйте ваш эмоциональный подъем;

• подумайте, зачем мы говорим друг другу комплименты;

• почему отрицательные адреса появляются в наших мыслях быстрее и чаще, чем положительные обращения?

• каков бы был мир, если бы все люди говорили только чистые и душевные слова?

  1. ОСТРОВА

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения,  Бермудский треугольник и др.

Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося

взаимодействия. Например: «Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свою яхту, дрейфующей между островами Удовольствия, Радости и Просветления».

Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение,  педагог может предложить проанализировать его. Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в аудитории и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние обучаемых.

  1. РЕФЛЕКСИВНЫЙ РИНГ

Поочередно каждый из участников состоявшегося дела приглашается на рефлексивный ринг (в круг), рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму:

• эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;

• причины состояния;

• оценка прошедшего дела и т.д.

После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию. Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглашается по паре участников. Сначала они

обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшееся дело, затем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия.

2 группа – рефлексия  деятельности  учащихся

Кейс 2 группы – рефлексия деятельности учащихся

1.Познакомьтесь с классификацией и функциями рефлексии в  педагогическом процессе.

2. Изучите приемы и методы  рефлексии деятельности  учащихся.

3.Представьте один из методов рефлексии, используя графическую схему представления информации (информацию о графических схемах смотрите в приложении).

4.Выступить с итогом деятельности группы (2-3 мин).

Приёмы и методы рефлексии деятельности учащихся

  1. АНКЕТА-ГАЗЕТА

На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п. После того, как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.

  1. Все у меня в руках!

На доску прикрепляется плакат с изображением ладони. Большой палец –  «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…». Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы. Можно в ходе работы семинара предложить участникам отдельные ответы

перенести на карточки, которые затем прикрепляются к общему большому рисунку руки. Это поможет преподавателю, ведущему окончательное обсуждение итогов работы, классифицировать ответы и представить их в виде резюме.

  1. Голодный или сытый?

Упражнение может проводиться неоднократно в течение курса.

Цель: организация процесса рефлексии. Участники имеют возможность определить, насколько они удовлетворены тем, что получили в ходе обучения. Благодаря данному упражнению, преподаватель имеет возможность получить конкретную обратную связь от каждого студента и в дальнейшем учесть их пожелания. Участникам эта процедура покажет, насколько успешно работала группа.

Подготовка и проведение: Преподаватель предлагает тем участникам группы, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились»  содержанием изучаемого предмета, встать около двери; тем, кто еще ощущает себя «голодным» – у окна.  Перед выполнением упражнения необходимо предупредить участников о соблюдении полной тишины и недопустимости переговоров. После выполнения данной части следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение. Рекомендуется начинать с «сытых». Преподаватель либо экспертная группа фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности и, в заключение, обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их

«голода».

  1. «ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:
   
+ я это знал,
   - я этого не знал,
   ! это меня удивило
   
? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

-

?

5) «Уборка в доме»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Время: 15 мин.
Численность: Все ученики
Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры.
Проведение:
К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

6)  «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:

На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?»,
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист , комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.


3 группа – рефлексия содержания учебного материала

Кейс 3 группы – рефлексия содержания учебного материала

1.Познакомьтесь с классификацией и функциями рефлексии в  педагогическом процессе.

2. Изучите приемы и методы  рефлексии содержания  учебного материала.

3.Представьте один из методов рефлексии, используя графическую схему представления информации (информацию о графических схемах смотрите в приложении).

4.Выступить с итогом деятельности группы (2-3 мин).

1)

Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»

Пример приёма

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

2)

«Шесть шляп мышления»

Схема

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).

Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

***

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития…

Белая шляпа

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что…».

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».

Красная шляпа

Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».

Зеленая шляпа

Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».

Синяя шляпа

Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

Приём«Таблица ЗХУ»

Пример таблицы:

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Первые люди жили стаей, затем общинами.

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

Где появились первые люди?

Как люди заселили нашу Землю?

Почему сейчас люди не кочуют?

• Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.

• Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.

Цели ее применения:
1. Обучение умению определять уровень собственных знаний.
2. Пробуждение интереса к получению новой информации.
3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»:

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Выделим основные правила работы с приемом «ЗХУ»: 
– вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы;
– перечислите источники информации;
– попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации;
– поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения;
– познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя);
– ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы;
– посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории;
– поработайте с третьей частью таблицы. Создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните ее.

4)

Синквейн 

Схема

Схема

Схема

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Как это делать:
Название (обычно существительное)

Описание (обычно прилагательное)

Действия___________________
Чувство (фраза)______________
Повторение сути_____________

Пример синквейна:

Тайга

Хвойная, зеленая, необъятная.

Растет, завораживает, дарит

Щедра сибирская тайга!

Берегите!

Организационные формы работы с синквейнами .

 Самостоятельно при выполнении домашней работы

 Самостоятельно на уроке

В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме

В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн

При  выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна. 



Предварительный просмотр:

Общая информация для всех групп

1)   Классификация рефлексии.
1. По содержанию:
• Устная рефлексия

Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей.
• Письменная рефлексия
2. По цели:
• Рефлексия настроения и  эмоционального состояния

 Целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности.
• Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
• Рефлексия содержания

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
3. По типу урока:
• После усвоения содержания материала
• Промежуточная рефлексия
• Контрольная рефлексия
• Итоговая рефлексия


4. По форме деятельности:
• Индивидуальная  (формирование реальной самооценки -за что ты можешь оценить свою работу; беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)
• Групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи)

2) Функции рефлексии в педагогическом процессе:

  • проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
  • организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
  • коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
  • смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
  • мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
  • коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).



Предварительный просмотр:

http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2004/05/18/208373.jpg

http://www.x-top.org/prikol/images/2007/05/8/46c0d96b04817.jpg



Предварительный просмотр:

Заключение

-Проведём заключительную часть нашей мастерской . Перед нами «Корзина Рефлексии». Наполним её плодами. Выразите своё отношение к работе нашей мастерской.

- Яблоки - символизируют работу нашей мастерской.  Насколько для Вас была полезна эта работа ? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите  яблоки в корзину,  можно озвучить написанное.

- Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу

«Если у  Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.

А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»

ПРИТЧА ОБ ЯБЛОКАХ



Подписи к слайдам:

Техники рефлексии«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получит преимущества в движении вперёд». Доманский Е. В. 
Цель: повысить мотивацию учителей к овладению разными приёмами рефлексии
Что такое рефлексия?
Reflexio – обращение назад.Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Классификация приемов рефлексии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Лесенка успеха
Рефлексия содержания учебного материала
Сегодня на уроке я научился…Своей работой на уроке я …Урок заставил меня задуматься о …А особенно мне удалось …Я понял, что …Мне было интересно, потому что …Для меня стало открытием, что …Мне показалось важным …


Предварительный просмотр:

Приём  «Денотатный граф».

Описание приёма:

Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — один из графических приёмов ТРКМ. Денотатный граф предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия

.

Цель приёма:

Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого понятия.

Правила составления денотатного графа:

1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.

2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:

  • глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;
  • глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;
  • глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;
  • глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.

3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Внимание! Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.

Принципы построения:

  1. Выделение ключевого слова или словосочетания.
  2. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
  1. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель, — направлять, предполагать, приводить, давать и т. д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата, — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата, — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).
  2. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова-«веточки».
  3. Соотнесение каждого слова-«веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т. д.

Представим пример денотатного графа для понятия «педагогическая культура».

Пример денотатного графа по теме "Эрудит-марафон учащихся":

Пример денотатного графа



Предварительный просмотр:

Приём «Кластер». Описание приёма:

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

Схема

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". 

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Примеры кластеров:

За примерами кластера далеко ходить не нужно - достаточно вспомнить предыдущее занятие нашей мастерской. На нём мы сталкивались с задачей заполнения кластера. Вот какие бывают кластеры:

http://simora.ru/_moodle/file.php/3/Klaster.gif

Цель приёма:

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).



Предварительный просмотр:

Ментальные карты

Интеллект-карты - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Полушария человеческого мозга выполняют разные функции (смотрите картинку).

Мозг

На основе рисунка легко сделать вывод, что за ведение классических записей отвечает левое полушарие, а правое при этом отдыхает. А поскольку интеллект-карты интегрируют изображения, цвета и символы, можно говорить о них как о методе «целостного» мышления.

Тот, у кого задействованы в мышлении оба полушария мозга, учится эффективнее и добивается большего умственным трудом. Картирование мышления помогает лучше использовать возможности мозга, поскольку оно позволяет:

  • объединить информацию;
  • отобразить взаимосвязи;
  • визуализировать мысли.

Что даст перестройка на новый способ мышления, на Визуальное Мышление?

- Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного.

- Лучший охват происходящего. Более четкое планирование – не от логики, а от важности.

- Выигрыш во времени . Не только быстрее, но и эффективнее.

- Для людей склонных к визуализации – это лучший инструмент мышления!

- В учебе – лучшая фокусировка на материале (новый способ должен запаковать материал в ключевые слова и картинки, выстроить связи. И если это уже привычка – концентрация возрастает многократно).

- Гораздо быстрее просматриваются конспекты или обзоры с помощью карты ума. Гораздо легче запоминается и вспоминается.

- Обучение происходит намного естественнее и интереснее.

- Для метода мозгового штурма это самый лучший инструмент ( lluvia de ideas (исп.) – дождь идей ).

- Творчество - это самая сильная сторона карт ума.

Но! Все это относится к интеллект-картам, составленным правильно !

Карты ума делают обучение, работу и мышление приятными!

 Пример карты памяти, составленной на уроке русского языка:

Схема

Назначение ментальных карт

Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Ментальные карты можно использовать, чтобы

  • «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей
  • оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга»

Создатель технологии

Ментальные карты (в оригинале Mind maps®) - это разработка Тони Бьюзена. Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mind maps® как «Интеллект-карты», «Карты памяти» и «Карты ума».

Бьюзен осознал силу рисунка. Графические знаки, такие как пиктограммы или логограммы, составляют первооснову нашего современного алфавита. Пиктограммы — упрощенные изображения объектов, вроде указателей туалетных комнат или запасных выходов на вокзалах и в аэропортах. Логограммы — графические символы предметов и свойств, которые трудно изобразить. Операционная система Windows или дорожные знаки — лучшие примеры удобства и эффективности использования изображений и символов. Они понятны во всем мире, независимо от языка и культуры.   Метод интеллект-карт применим в любой сфере нашей жизни, где бы не требовалось развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь.

Интеллект-карта имеет четыре базовые отличительные черты:

- объект внимания/изучения сфокусирован в центральном образе,

- основные темы и идеи, связанные с объектом внимания, расходятся от центрального образа в виде идей ветви, принимающие форму плавных линий, объясняются и обозначаются ключевыми образами и словами. Идеи следующего порядка (уровня) также изображаются в виде ветвей, отходящими от центральных ветвей и так далее, ветви формируют связанную узловую структуру (систему).

Качество и эффективность интеллект карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, символов и аббревиатур, а также посредством придания карте трехмерной глубины, что позволяет повысить занимательность, привлекательность, оригинальности и эффективность карты ума. А это позволяет увеличить наши творческие способности при создании и дальнейшем использовании карт, генерировании идей, и улучшает запоминание содержащейся в карте информации.

Эффективное хранение информации означает ее усвоение и понимание. И чем больше информации Вы усваиваете таким способом, тем сильнее становится Ваша память и интеллект.

Цели создания карт могут быть самыми различными: прояснение какого-то вопроса, сбор информации, принятие решения, запоминание сложного материала, передача знаний ученикам или коллегам и еще множество других. Карты Ума можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций, в которых необходимо изучать и анализировать, учиться и думать. В обучении: для запоминания, ведения записей и лекций, написания сочинений,  при выступлениях, для размышлений и концентрации, на экзаменах.

В профессиональной деятельности: для планирования, написания сообщений, при обучении,  аттестации и при мозговых штурмах.

Все эти способы использования Карт ума позволяют сэкономить время, повысить эффективность мышления и ясность ума и получить от этого удовольствие. 



Предварительный просмотр:

Сводная таблица 

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе "линий сравнения" не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. "Важность" необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

Тема 1

Тема 2

Линия сравнения

Тема 3

Тема 4

Сводная таблица урока по теме "Развитие городского транспорта"

Извозчик

Конка

Омнибус

Линия сравнения

Трамвай

Автобус

Таксомотор

маршруты

популярность

внешний вид

Например, сравнительная таблица при изучении сказки «Бременские музыканты» Братьев Гримм и мультфильм «Бременские музыканты».

сказка

Линия сравнения

мультфильм

Автор произведения

Жанр произведения

Положительные качества героев.

Отрицательные качества

Сравнительную таблицу можно использовать не только при работе с художественными текстами, но и при работе с информационным текстом.

Например, при изучении темы по окружающему миру «Разнообразие животного мира» можно составить такую таблицу:

Линия сравнения

Млекопита-ющие

Насеко-мые

Земново-дные

Пресмыкаю-щиеся

Птицы  

тело

конечности

передвижение

питание

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления

Схема

При использовании приема «Сводная таблица» желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Дети старших классов обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не интересно. В начальных классах линии сравнения может выделять учитель. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие монологической речи.



Предварительный просмотр:

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«
| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.



Предварительный просмотр:

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.



Предварительный просмотр:

        В первом классе полезно использовать “волшебные линеечки”, напоминающие ребёнку измерительный прибор (инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном), на которых ребёнок сам оценивает свою работу. Ученикам предлагается две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. С помощью этих “волшебных линеечек” можно измерить всё, что угодно. Перед началом измерения объяснить  первоклассникам, что на самом верху “линеечки” может поставить крестик тот ребёнок, который все слова написал правильно, в самом низу этой “линеечки” - тот, кто все слова написал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося, учитель ставит свой крестик на той же “линеечке”. Несоответствие оценки ученика и моей оценки на “линеечке” потом становится темой для диалога с учеником. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Для первоклассника, учащегося писать, эти параметры оценки своей работы (правильность и красота) очень важны. По этому необходимо вести  достаточно долгую и кропотливую работу не только над тем, чтобы дети достаточно точно определили для себя важность обоих параметров, но и не путали содержательную оценку с эмоциональной.



Предварительный просмотр:

Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

        Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.



Предварительный просмотр:

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.



Предварительный просмотр:

Самооценка активности на каждом этапе урока.

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

Лестница успеха.



Предварительный просмотр:

Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.



Предварительный просмотр:

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.



Предварительный просмотр:

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.



Предварительный просмотр:

Прием «Выбор афоризма или пословицы».

 Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы.  Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Например:

 «Что за прелесть эти сказки!»
А.С.Пушкин

 «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его».
Л.Н.Толстой

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

О РОДИНЕ

Жить — Родине служить.

Родина — мать, умей за неё постоять.

Для  Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Где смелость, там и победа.

Кто дрожит, тот и от врага бежит.

ОБ УМЕНИИ И ТРУДОЛЮБИИ

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Терпенье и труд всё перетрут.

Делу — время, а потехе — час.

Мастер на все руки.

Семь раз примерь, а один отрежь.

Ученье — путь к умению.

О ЛЕНИ И НЕРАДИВОСТИ

Поспешишь — людей насмешишь.

Делать спустя рукава.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Словами и туда и сюда, а делами никуда.

О ДРУЖБЕ

Все за одного, один за всех.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

По прутику всю метлу переломить можно.

Нет друга — ищи, а нашёл — береги.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Сам погибай, а товарища выручай.

Использование афоризмов и пословиц делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.



Предварительный просмотр:

Прием незаконченного предложения.

(учебник «Родная речь», 3класс, Л.Ф.Климанова).

 Тема: В.Ф.Одоевский  «Мороз Иванович».

Мне (не) понравилась Рукодельница, так как она:

-  трудолюбива,

-  добра

-  почтительна

-  скромна

Мне (не) понравилась Ленивица, так как она:

- ленива

- зла

- неуважительна

- груба

- высокомерна



Предварительный просмотр:

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.

  Например:

(Учебник «Родная речь», 3 класс, Л.Ф.Климанова.)

 Тема урока: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Что если бы Иванушка не напился воды из копытца?

Что если бы ты оказался на месте купца?



Предварительный просмотр:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…

мне захотелось…



Предварительный просмотр:

Для организации рефлексии в группе, прежде всего, использую опорные слова и фразы для высказываний:

Помощь, вместе, совет, один, помогли, все, посоветовал, рассказывал, подружились, друг и т. п. .

Мы учились вырезать…,
Саша мне помог решить…,
Многие молчали…,
Мы вместе рисовали…,
Мы хотели написать… .

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде  схемы-паутины к внеклассному мероприятию по сказкам А.С.Пушкина.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.



Предварительный просмотр:

Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека
  • ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников группы
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы

сама задача оказалась неинтересной, трудной



Предварительный просмотр:

Завершая урок, учитель может использовать и другие приемы рефлексии: «Светофор»,

«Яблоко и стрелы» .



Предварительный просмотр:

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Вот несколько вариантов.

(Учебник «Родная речь», 3 класс, Л.Ф.Климанова)

Тема: Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

  1. Дедушка Мазай и зайцы.
  2. Добрый, бедные.
  3. Плыл, спас, чуть не утонули.
  4. Дед Мазай спас зайцев. Молодец!
  5. Друг животных.

(Учебник «Родная речь», 3 класс, Л.Ф.Климанова).

 Тема: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница».               

  1. Лягушка.
  2. Лупоглазая, толстая.
  3. Соображает, болтает, хвастает.
  4. Изобретает необыкновенный способ летать.

Путешественница.



Предварительный просмотр:

Интересен прием с различными цветовыми изображениями.

        У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой»

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

Какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.



Предварительный просмотр:

Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.

Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.



Предварительный просмотр:

        На современном этапе развития образования большое внимание уделяется не столько сумме научных знаний, которые учащиеся приобретают в школе, сколько формированию у них информационной, деятельностной и коммуникативной компетенций. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Опираясь на современные тенденции развития образования, целью своей педагогической деятельности ставлю становление основ учебной деятельности младших школьников. Я работаю в начальных классах, поэтому можно говорить только об основах учебной деятельности. Исходя из цели, строю свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы она была направлена на формирование у младших школьников умений, входящих в состав учебной деятельности: постановка цели деятельности, планирование своих действий по реализации поставленной цели, сама деятельность и рефлексия по поводу полученного результата.

Для формирования деятельностной компетенции я строю изучение учебного материала таким образом, чтобы в ходе его усвоения учащиеся смогли “пережить” все этапы деятельности: постановка цели деятельности, планирование своих действий по реализации поставленной цели, сама деятельность и рефлексия по поводу полученного результата.

Весь учебный материал делю на блоки – темы. Первые уроки в теме посвящены постановке учебной задачи и изучению нового способа действия. Здесь учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно или совместно с учителем (в зависимости от сложности изучаемого материала) отделили известное от неизвестного, выявили проблему, поставили перед собой учебную задачу, зафиксировали её, “открыли” новый способ действия, замоделировали его (построили алгоритм “нового” способа действия).

Далее на последующих уроках закрепления (решения частных задач) происходит уточнение полученных знаний, применение их в ходе решения различных практических задач.

Третьим и последним звеном в теме являются уроки контроля, оценки и индивидуальной работы. К этим урокам я отношусь особенно серьёзно, поскольку именно здесь индивидуально выявляются и решаются проблемы каждого ученика. На мой взгляд, рефлексивные способности очень важны для формирования учебной деятельности, поскольку только после рефлексии собственных действий у детей появляется возможность выделения собственных дефицитов, что является основой для построения программы действий по их ликвидации. Умение проводить собственную рефлексию (содержательную самооценку) формируется достаточно длительное время. Я строю формирование рефлексии поэтапно в совместной деятельности с учеником.

1 этап формирования рефлексивных способностей начинаю в 1 классе в период обучения грамоте. Основной целью своей деятельности на данном этапе ставлю разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы я использую “волшебные линеечки”, напоминающие ребёнку измерительный прибор (инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном), на которых ребёнок сам оценивает свою работу. В первом классе я предлагаю своим ученикам две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. С помощью этих “волшебных линеечек” можно измерить всё, что угодно. Перед началом измерения объясняю первоклассникам, что на самом верху “линеечки” может поставить крестик тот ребёнок, который все слова написал правильно, в самом низу этой “линеечки” - тот, кто все слова написал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося, я ставлю свой крестик на той же “линеечке”. Несоответствие оценки ученика и моей оценки на “линеечке” потом становится темой для диалога с учеником. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Для первоклассника, учащегося писать, эти параметры оценки своей работы (правильность и красота) очень важны. По этому я веду достаточно долгую и кропотливую работу не только над тем, чтобы дети достаточно точно определили для себя важность обоих параметров, но и не путали содержательную оценку с эмоциональной. Поскольку за время своей работы с детьми заметила, что для детей 6-7 лет эмоциональная окрашенность деятельности оказывает сильное влияние на саму деятельность, и первоклассник может в параметре правильности или красоты оценить на самом деле своё настроение.

На 2 этапе формирования рефлексивных способностей у детей происходит становление содержательной самооценки. Целью своей деятельности на данном этапе ставлю организацию выделения способа действия, а затем и критериев оценки сформированности этого способа. Этот этап начинается в конце 1 класса после периода обучения грамоте и продолжается до конца 4 класса. Теперь важным является не общее оценивание своих действий по параметру “правильность” (т.е. по количеству допущенных ошибок), а оценивание своих умений по количеству правильно выполненных операций, входящих в способ действия.

Показываю разворачивание этого этапа на примере темы “Умножение многозначных чисел”. Последовательность изучения этой темы представлена системой знаний и умений, позволяющих поставить и решить задачу на конструирование способа письменного умножения многозначных чисел. Способ умножения многозначных чисел строится на способе умножения многозначного числа на однозначное число, который состоит из следующих операций:

  1. Правильно записать числа для умножения с учётом поразрядности.
  2. “Прикидка” - определение переполненных разрядов.
  3. Определение количества цифр в произведении.
  4. Нахождение произведения однозначных чисел, т.е. табличное умножение.
  5. Нахождение суммы произведений в каждом разряде.

Эти выделенные операции (отдельные “шаги”) и станут критериями для оценки освоения способа действия. Теперь уже каждая “линеечка” будет оценивать отдельную операцию (отдельный “шаг”).

Оценив свои действия по данным “линеечкам”, ребёнок увидит, как овладел способом, какие действия он уже умеет делать, а какие ещё вызывают затруднения.

Далее при умножении уже многозначных чисел на двузначные и трёхзначные числа способ расширится, к известным уже ранее операциям добавится ещё одна операция.

Нахождение суммы неполных произведений.

Теперь при нахождении произведения многозначного числа и двузначного (или трёхзначного) ребёнок рисует шкалу, на которой показаны все “шаги”, и, выполняя каждый “шаг”, делает пометку на шкале. Этим он, во-первых, каждый раз восстанавливает способ действия, а, во-вторых, далее проводя рефлексию собственных действий, сможет, опираясь на способ, точно выделить свои трудности. В момент самооценки на данном этапе я не вмешиваюсь. Разговор по этому поводу состоится после проведения диагностической работы, которая составляется таким образом, что каждое задание направлено на проверку усвоения каждого шага способа.

После усвоения способа действия организовывается целостная рефлексия по поводу усвоения способа действия. Учащимся даются диагностические работы, составленные в виде тестов или самостоятельных работ таким образом, чтобы ребёнок мог, выполняя данные ему задания, чётко определиться по шагам алгоритма и ещё раз проверить себя по поводу выполнения всех шагов и произвести оценку своих действий. Эта самооценка после диагностической, самостоятельной и проверочной работы заносится в рефлексивную табличку. Например, таблица “Мои достижения по теме: “Умножение многозначных чисел” (4 класс):

Дата или номер урока по теме.

умения

Диагн. работа

Самост. работа

Провер. работа

1

Запись действия умножения в столбик.

+

+

+

2

Определение количества цифр в произведении.

?

+

+

2

Нахождение одного неполного произведения.

+

+

+

3

Нахождение более одного неполного произведения.

?

+

+

4

Запись неполных произведений.

?

+

+

5

Сложение неполных произведений.

+

+

+

6

Умножение многозначных чисел, оканчивающихся на ноль.

?

?

+

Заполняя данную таблицу, ребёнок имеет возможность увидеть своё продвижение в теме. Вчера я ещё не мог разобраться, как найти неполное произведение, а сегодня я это понял! И т.д. О том, как заполнять данную таблицу, дети договариваются сами, но так, чтобы знаки, которыми они будут пользоваться, были одинаковыми, для того, чтобы учитель и ученик могли понять друг друга. Это могут быть значки: +, -, ? или дети будут закрашивать клеточки на столько, на сколько посчитают нужным.

По окончанию темы, после итоговой контрольной работы учащиеся работают с “Дневником достижений”, куда занесены все умения, которым должны научиться учащиеся за год. Для каждого года обучения составляются свои “Дневнички успехов”. Данный “Дневник достижений” составлен для учащихся 4 класса на основе стандартов 1998 года и требований программы. Заполняя этот дневник, ребёнок видит своё продвижение и проблемы, над которыми ему нужно ещё работать и дальше, ставит цели и планирует свою работу по ликвидации своих дефицитов. В настоящее момент я веду только уроки русского языка, математики и литературного чтения в начальных классах, по этому дневник достижений представлен только по этим предметам для учащихся 4 класса.

ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ

Мои умения по математике.

Я умею месяцы

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Читать и записывать многозначные числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Сравнивать многозначные числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Решать простые уравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Складывать (устно) числа до 100.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Вычитать (устно) числа до 100.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Знаю таблицу умножения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Знаю таблицу деления..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Делить числа с остатком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Умножать и делить числа на 10, 100, 1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Складывать (“в столбик”) многозначные числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Вычитать (“в столбик”) многозначные числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Умножать (“в столбик”) многозначные числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Делить (“в столбик”) многозначные числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Знаю порядок выполнения действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Решать простые задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Решать составные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Решать задачи на движение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Записывать условия задач в виде схемы или таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Измерять отрезки разними измерительными приборами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Находить периметр прямоугольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Находить площадь прямоугольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Строить геометрические фигуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Сравнивать и преобразовывать единицы длины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Сравнивать и преобразовывать единицы времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Сравнивать и преобразовывать единицы массы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

Сравнивать и преобразовывать единицы площади.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

Работать с логическими рядами чисел (продолжать ряды, упорядочивать числа по возрастанию или убыванию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мои умения по русскому языку.

месяцы

Я умею

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Списывать текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Выполнять звукобуквенный разбор слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Разбирать слово по составу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Разбирать слово как часть речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Разбирать предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Писать изложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Писать сочинения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Писать под диктовку без ошибок: 

Пропуск, замена букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перенос слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление предложения на письме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большая буква в именах собственных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буквосочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь – показатель мягкости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буквосочетания: К, чн, щн, нщ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слитно-раздельные написания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделительный мягкий знак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделительный твёрдый знак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяемый безударный гласный в корне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непроверяемый безударный гласный в корне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парный согласный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непроизносимый согласный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удвоенный согласный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание приставок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мягкий знак на конце глаголов 2 лица ед.ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соединительные гласные в сложных словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безударные падежные окончания существительных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безударные окончания прилагательных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безударные окончания глаголов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запятая при однородных членах предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запятая в сложном предложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Выполнять работу над своими ошибками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мои умения по чтению.

Я умею

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Читать (вслух) по слогам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читать (вслух) по слогам и целыми словами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читать (вслух) целыми словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Скорость чтения вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Скорость чтения про себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Правильность чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Выразительность чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Осознанность чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Чтение наизусть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мои общие учебные умения.

Я умею месяцы

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Озаглавливать текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Пересказывать текст (устно или письменно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Отвечать на вопросы к тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Составлять вопросы к тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Составлять план текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Строить своё высказывание (монолог) на заданную тему (строить монолог).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Участвовать в диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Аргументировать (доказывать) свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Строить схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Заполнять таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Пользоваться словарями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Работать со справочниками (атласами, энциклопедиями)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Подбирать литературу по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Работать с планами, географической и исторической картой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Оценивать свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Работать в группе (договариваться, распределять работу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, мои ученики постоянно вынуждены рефлексировать по поводу своей деятельности. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дала свои ощутимые результаты. В диаграмме, представленной ниже, показана динамика формирования рефлексивной самооценки своих действий у моих учащихся на протяжении 4 лет обучения. При диагностике данной способности бралось за основу совпадение оценки своих действий учеником и оценки этих же действий учителем. Если рефлексивные оценки совпадали, то считалось, что данная способность у ученика сформирована. Если не совпадали, то рассматривался род несовпадений. Если ученик всегда занижает или завышает оценку своих действий, то способность считалась несформированной. Некоторое повышение процента несформированности рефлексивных способностей в 4 классе произошло из-за прихода в класс нового ученика, которому было сложно включиться в данный процесс обучения.

Результаты своей деятельности я отслеживаю, заполняя мониторинговые таблицы на класс и на каждого ребёнка, где помещены все умения по предметам, которыми должен овладеть ученик начальных классов, а также общеучебные умения и навыки. Заполнение их после различного вида диагностических, проверочных и контрольных работ, помогает чётко проследить продвижение и проблемы каждого ученика в отдельности и класса в целом. Исходя из этого, намечаю и провожу как индивидуальную коррекционную работу с отдельными учащимися, так и с классом в целом.

В конце 4 класса я смогла убедиться, что рефлексивные способности стали проявляться у большинства детей, хотя с небольшой группой ребятишек ещё приходится работать совместно. Могу отметить, что мои нынешние выпускники сильно отличаются от тех, которых выпускала ранее тем, что они более осознанно относятся к процессу обучения, т.к. большинство из них понимает, на что направлена их деятельность в данный момент. Они, “пережив” все этапы учебной деятельности совместно с учителем, к четвёртому классу начинают пробовать осуществлять эту деятельность самостоятельно. Это проявилось в активном участии моих учеников в научно-исследовательской и проектной деятельности. Участие моих учеников в школьных олимпиадах всегда приносит призовые места. Я думаю, что систематическая работа над формированием рефлексии не только помогает “выращивать” самостоятельность в ребёнке, но и способствует сохранению его психологического здоровья. Моим ученикам не знаком страх перед контрольными работами. Дети не боятся высказывать своё мнение, даже если оно потом будет ошибочным. Учащиеся открыты взрослому и активно включаются в совместную деятельность с ним. Несомненно, эту работу нужно также систематически проводить и дальше в средних и старших классах, поскольку в начальной школе закладывается только основа детской самостоятельности, основное её формирование и становление происходит в средней и старшей школе.