Дополнительное образование
Дополнительное образование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приказ МАОУ КСОШ-ДС
ОД-____ от ____.08.2023
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического
совета МАОУ «КСОШ - ДС»
протокол №___от ______ 2023
Директор МАОУ «КСОШ - ДС» Данилов К.Е.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«ВЕСЁЛЫЙ МЯЧ».
НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: с 5 – 8 лет
Срок реализации: 1 год
Составители: Скоркина О. Н.
г. Пыть-Ях,
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1.1. | Пояснительная записка. | 3 |
1.1.1. | Цели и задачи реализации программы. | 4 |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию программы. | 5 |
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации программы характеристики. | 5 |
1.1.4. | Педагогические условия реализации программы. | 6 |
1.1.5. | Факторы успешности реализации программы. | 6 |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы. | 7 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 7 | |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка. | 7 |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. | 8 |
2.3. | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. | 9 |
2.4. | Система деятельности педагога по поддержке инициативы. | 10 |
2.5. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. | 11 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 12 | |
3.1. | Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды. | 12 |
3.2. | Материально – техническое обеспечение Программы. | 12 |
3.3. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания. | 14 |
3.4. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. | 14 |
3.5. | Оценка результативности программы. | 15 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | ||
Приложение 1 Учебный план | 17 | |
Приложение 2 Планирование образовательной нагрузки и расписание образовательной деятельности | 20 | |
Приложение 3 Комплексно – тематическое планирование | 22 | |
Перечень литературных источников | 23 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Повышение эффективности физического воспитания воспитанников дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.
Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:
– недостаточная двигательная активность воспитанников в течение дня (особенно в холодный период года);
– большая загруженность статическими занятиями;
– желание воспитанников реализовать себя в движении;
– желание родителей видеть ребёнка физически совершенным: развитым, здоровым, активным.
Одним из путей совершенствования физического воспитания дошкольников является применение известных и хорошо зарекомендовавших себя средств физического воспитания – игры и игровые упражнения с мячом.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт воспитанников. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения и воспитывают выдержку. В игре ребёнок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций привлекают детей старшего дошкольного возраста.
Обучение воспитанников основным приёмам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление воспитанников со спортивными играми в доступной форме. Спортивная игра требует соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм.
Программа полностью построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную воспитанникам.
Основание разработки Программы:
– Федеральный закон от 29.12.2012года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 года №2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
– СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года;
– Устав МАОУ «КСОШ-ДС».
- Цели и задачи реализации программы.
Реализация программы – повышения результатов физического развития
воспитанников старшего дошкольного возраста посредствам освоения движений с мячом и изучения доступных элементов техники спортивных игр.
Задачи реализации программы дополнительного образования «Весёлый мяч».
Образовательные:
– приобщить детей к здоровому образу жизни и систематическим физкультурным занятиям;
– формировать интерес к командно-игровым элементам видов спорта;
– обеспечивать оптимальный объём двигательной активности и улучшение функционального состояния организма на фоне положительных эмоций при выполнении игровых и соревновательных действий;
– содействовать формированию первоначальных умений выполнения движений с мячом, освоение элементов техники доступных видов спортивных игр и развитию двигательной способности;
–формировать представления об общих правилах, культуре и способах ведения соревновательной борьбы.
Развивающие:
– развивать волевую, мотивационную сферы, создавать условия для нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания детей;
– развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игр;
– развивать ловкость, выносливость, координацию движений, меткость.
Воспитательные:
– воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;
– воспитывать умению играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
- Принципы и подходы к формированию программы.
В основу программы заложены следующие основные принципы:
– соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
– сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
– соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
– обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
– строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
– основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
– предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
– предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
– строится с учётом региональных особенностей организации образовательного процесса;
– строится с учётом соблюдения преемственности между всеми возрастными группами.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
Возрастные способности детей 5 – 8 лет.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к пяти – шести годам ещё не завершено.
Наибольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений связанных с уменьшением площади опоры или её повышением –ходьба по гимнастической скамейке, рейке, бревну, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом – у ребёнка достаточно силы, чтобы добросить мяч до партнёра, но недостаточно развитая координация движений может снизить направление полёта, и тогда мяч попадает не в руки, поэтому детям необходимо давать своевременные указания, напоминать, что бросок мяча выполнять в руки партнёру.
Систематические тренировки с мячом проводятся в игровых упражнениях и спортивных заданиях.
Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой в кружке «Весёлый мяч», упражнения с мячом дети данного возраста выполняют более правильно и осознано. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, что позволяет доступность в умении овладеть элементами спортивных игр.
Потребность в двигательной активности у многих воспитанников настолько велико, что инструктору по физической культуре необходимо контролировать двигательную деятельность на занятиях.
- Педагогические условия реализации программы.
Педагогические условия реализации программы:
– построение программы в соответствии с задачами на данный период, основными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей;
– использование разнообразных методических приёмов и способов организации детей;
– последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, правильное распределение физической нагрузки на детский организм;
– развитие у детей физических и нравственно-волевых качеств личности;
– использование различного спортивного инвентаря и оборудования.
- Факторы успешности реализации программы.
Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции учебно-воспитательного процесса и кружковой работы.
Особое внимание удаляется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п.
Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений с мячом.
Содержание программы сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.
В Программу включены игры с мячом, специальные упражнения по закреплению навыков владения мячом.
Обучение детей основным приёмам владения мячом в игровых условиях является достижением благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленностью детей.
Основное внимание на успешность реализации Программы «Весёлый мяч» направлена на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм.
- Планируемые результаты освоения программы.
По освоению Программы: укрепление здоровья, повышение уровня двигательной активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих возможностях, умение владеть мячом на достаточно высоком уровне.
К концу года дети должны уметь:
– действовать по сигналу инструктора, быстро реагировать на сигнал;
– играть с мячом не мешая другим;
– согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в командных видах;
– бросать и ловить мяч двумя руками вверх, с хлопками впереди, за спиной;
– передачи мяча в парах снизу двумя руками;
– передачи мяча в парах из-за головы;
– передачи мяча от груди двумя руками;
– передачи мяча от плеча (правой, левой рукой);
– передачи мяча в разных направлениях стоя, сидя;
– передачи мяча волейбольную сетку;
– передачи мяча в парах с помощью ноги;
– метать мяч;
– выполнять бросок мяча в баскетбольное кольцо: двумя руками от груди, от головы, правой, левой рукой от плеча;
– отбивать мяч на месте правой, левой рукой;
– ведению мяча правой, левой рукой;
– ведению мяча змейкой;
– забивать мяч в ворота;
– выполнять удары по мячу с места, с разбега, с попаданием в цель, останавливать мяч во время передачи.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка.
В области физического развития ребёнка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:
– становления у воспитанников ценностей здорового образа жизни;
– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
– развития представлений о своих возможностях;
– формирования начальных представлений о видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
Необходимо поддерживать интерес детей к подвижным играм и элементам спортивных игр. Для воспитанников организованы все условия развития силы, ловкости, равновесия и выносливости.
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
Методы функционального развития.
Наглядные:
– наглядно-зрительные (показ физических упражнений, использование наглядных пособий);
– тактильно-мышечные приёмы.
Словесно:
– объяснение, пояснение, указания;
– подача команд, распоряжений, сигналов;
– вопросы к детям;
– образный словесный рассказ;
– словесная инструкция.
Практические:
– повторение упражнений без изменения и с изменением;
– проведение упражнений и заданий в игровой форме;
– самостоятельное выполнение упражнений на спортивном оборудовании в свободной игре;
– проведение упражнений в соревновательной форме.
Формы, способы, средства реализации программы.
Совместная образовательная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность | Образовательная деятельность | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
– тренирующие занятия Общеразвивающие упражнения: – с предметами; – без предметов; – сюжетные; – имитационные; – игры с элементами спортивных игр | Индивидуальная работа с детьми. Игровые упражнения. Игровые ситуации. Утренняя гимнастика: – классическая; – игровая; – полоса препятствий; – музыкально-ритмическая; – имитационные движения. Физкультминутки. Подвижные игры. Динамические паузы. Игровые упражнения. Игровые ситуации. Спортивные праздники и развлечения. Гимнастика после дневного сна: – оздоровительная; – коррекционная. Полоса препятствий. Упражнения: – корригирующие; – классические; – коррекционные. | Подвижные игры. Игровые упражнения. Имитационные движения. | Беседа. Совместные игры. Походы. Посещение спортивных секций. Посещение бассейна. |
- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определённых задач развития, воспитания и обучения.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности.
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности.
Двигательная деятельность организуется в процессе выполнения упражнений и заданий.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью воспитанников дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах – это развивающие, подвижные игры, игры – путешествия, игровые проблемные ситуации, спортивные игры, эстафеты и другое.
- Система деятельности педагога по поддержке инициативы.
В образовательном процессе ребёнок и взрослые выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям представляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Задача педагога – помочь ребёнку с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой он в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы.
Педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы. Необходимо создать условия, что бы воспитанники самостоятельно придумывали упражнения, игры, спортивные задания и получали от этого удовольствие.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в возрасте 5 – 8 лет является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях деятельности. Для поддержки инициативы педагогу необходимо:
– вводить адекватную оценку результатов деятельности ребёнка с одновремённым признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования своих способностей;
– спокойно реагировать на успех ребёнка и предлагать варианты улучшения выполнения задания: повторное выполнение спустя некоторое время, совершенствование личных результатов.
Рассказать детям о своих трудностях при выполнении видов деятельности:
– создать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
– обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
– поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
– создавать условия для различной самостоятельной двигательной деятельности;
– при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
– проводить планирование деятельности с учётом интересов, стараться реализовать их пожелания и предложения;
– показывать родителям чему научились воспитанники.
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Взаимодействие родителей и педагога основано на разных приоритетах. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения, построенных на сотрудничестве и взаимодействии.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения.
Главным моментом в контексте «семья – дошкольное учреждение» – является личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка.
Реализовать открытость дошкольного учреждения – это означает создать учебный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.
Для этого необходимо создать некоторые условия:
– личную готовность педагога открыть себя в деятельности (важно соблюдать такт);
– вовлечение родителей в образовательный процесс (родители участвуют в мероприятиях и подготовке к ним).
Родителям и педагогам необходимо строить отношения на доверительности:
– родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к своему ребёнку;
– педагогу необходимо ознакомить родителей с целью и задачами программы;
– родители должны иметь возможность прийти в физкультурный зал и посмотреть, чем занимается ребёнок в кружке «Весёлый мяч»;
– родители и педагоги должны иметь возможность сообщить друг другу свои соображения о тех или иных проблемах физического развития ребёнка;
– дифференцированный подход;
– воздействия на семью проходит через ребёнка: если ему нравится заниматься в кружке, он обязательно поделится впечатлениями с родителями.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды.
Развивающая предметно – пространственная среда МАОУ отвечает следующим требованиям:
– обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства физкультурного зала, соответствие особенностях каждого возрастного этапа;
– обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников, учёт особенностей и коррекции недостатков развития дошкольников;
– обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и педагога, двигательной активности детей;
– учёт национально – культурных, климатических условий, учёт возрастных особенностей детей;
– развивающая предметно – пространственная среда является содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, безопасной.
Среда физкультурного зала стимулирует физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. На игровой площадке созданы условия для развития крупной моторики. Игровое пространство трансформируется в зависимости от игры и представлено достаточно места для двигательной активности.
Оснащение физкультурного зала способствует приобщению детей к достижениям в области физической культуры, ознакомлению с эффективными технологиями сохранения и укрепления здоровья, обогащению двигательного опыта каждого воспитанника, расширению функциональных возможностей организма, целостному развитию личности. Для реализации программы используются мячи диаметром, 12, 20, 25 см, а так – же спортивный инвентарь и оборудование.
3.2. Материально – техническое обеспечение Программы.
Организация имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников, педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:
– учебно-методический комплект программы;
– физкультурный зал;
– спортивное оборудование и инвентарь.
План и расписание занятий утверждены директором учреждения, составлены в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049 – 13, режимные моменты соблюдаются, что в достаточной степени обеспечивает реализацию Программы.
Наименование | Количество |
Кегли (набор) | 2 шт. |
Кольцеброс | 2 шт. |
Мишень навесная | 5 шт. |
Доска для катания | 1 шт. |
Мяч средний | 15 шт. |
Мяч массажный | 15 шт. |
Мяч фитбол | 5 шт. |
Мяч прыгающий | 5 шт. |
Мяч большой | 15 шт. |
Мяч для метания | 15 шт. |
Баскетбольный щит | 2 шт. |
Волейбольная сетка | 1 шт. |
Физкультурный зал оснащён спортивно-игровым оборудованием и инвентарём.
3.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Перечень основных средств обучения.
Спортивный инвентарь: мячи резиновые (малые, средние и большие), мячи надувные, мячи массажные резиновые, мячи фитболы, баскетбольное кольцо, волейбольная сетка, футбольные ворота, обручи, скакалки, гимнастические лестницы, гимнастические скамейки, мишени, свисток.
Технические средства обучения: магнитофон, CD диски, интерактивный пол.
Методическое обеспечение программы:
Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» издательство НЦ ЭНАС, 2004;
Николаева Н.И. «Школа мяча» издательство «Детство пресс», 2008;
Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4 – 7 лет» издательство «Детство пресс», 2009;
Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» издательство «Детство пресс», 2010.
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
В основу реализации комплексно – тематического принципа построения программы положен примерный календарь праздников и знаменательных дат, традиционных событий и мероприятий МАОУ который обеспечивает:
– социально – личную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников и других форм итоговых мероприятий;
– поддержание эмоционально – положительного настроения ребёнка в течение всего периода освоения программы;
– многообразие форм подготовки и проведения досугов и праздников;
– выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования.
Образовательная деятельность выстраивается в соответствии темой недели согласно комплексно – тематическому плану и перспективному плану физкультурных досугов и праздников.
Воспитанники принимают активное участие в традиционных спортивно – оздоровительных мероприятиях: «Всемирный день здоровья», «Зарница», «Лыжня России», «День бегуна», «День здоровья», «Велосипедный заезд» и другие.
3.5. Оценка результативности программы.
Ожидаемые результаты:
– дети овладеют техническими приёмами и техническими взаимодействиями спортивных игр;
– выполнять комплекс общеразвивающих и специальных упражнений;
– узнают правила игры;
– узнают основы личной гигиены, причины травматизма и правила предупреждения;
– самостоятельно сумеют организовать игру.
Контроль за результативностью образовательного процесса.
В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала.
Технический контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого ребёнка. Применяется такой приём, как обсуждение тактических действий выполнения задания.
Периодический контроль проводится в виде игр на закрепление учебного материала.
Итоговый контроль проводится в мае в виде проведения тестов по закреплению учебного материала.
Оценка результативности Программы:
– по оценке результатов дошкольников, проявленных на занятиях и на соревнованиях;
– по повышению уровня общей и физической культуры дошкольников;
– по улучшению морально-волевых качеств дошкольников.
Диагностическая методика – на выявление уровня усвоения двигательных умений и навыков Программы «Весёлый мяч».
№ п/п | Ф.И.О | Бросок мяча вверх и ловля | Ведение мяча правой рукой (на месте) | Ведение мяча левой рукой (на месте) | Ве де ние мя ча в дви же нии | Бро сок мя ча в бас кет боль ное коль цо дву мя ру ка ми | Пе ре да ча мя ча в па рах | Ве де ние мя ча | Бро сок мя ча в во ро та | Пе ре да ча мя ча в па рах че рез сет ку | Итого |
10 раз и больше (3) 5 - 10 раз (2) менее 5 раз (1) | 10 раз и больше (3) 5 - 10 раз (2) менее 5 раз (1) | 10 раз и больше (3) 5 - 10 раз (2) менее 5 раз (1) | |||||||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 |
ПРИМЕЧАНИЕ.
Все оценки показателей по каждому заданию суммируются.
Максимальное число баллов – 27
На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню усвоения двигательных умений и навыков владения мячом:
1 – 7 – низкий уровень;
8 -14 – средний уровень;
15 – 27 – высокий уровень.
Приложение 1.
Учебный план.
№ п/п | Раздел | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Диагностика | 2 | – | 2 |
2 | Беседа «Игры с мячом». Правила, техника выполнения упражнений. | 1 | 1 | – |
3 | Передача мяча (баскетбол) | 7 | – | 7 |
4 | Ведение мяча (баскетбол) | 6 | – | 6 |
5 | Бросок мяча в кольцо (баскетбол) | 6 | – | 6 |
6 | Передача мяча (футбол) | 4 | – | 4 |
7 | Ведение мяча (футбол) | 4 | – | 4 |
8 | Бросок мяча в ворота (футбол) | 4 | – | 4 |
9 | Игра «Пионербол» | 2 | – | 2 |
Итого | 36 | 1 | 35 |
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Задачи | Срок |
1 | Выявить уровень владения детей мячом на начало учебного года. Подготовить детей к обучающему процессу. Научиться управлять мячом, чувствовать его. Дать детям возможность осознать и закрепить физические качества мяча (упругость, вес, объём, прыгучесть) | Сентябрь |
2 | Формировать умение владеть мячом, контролировать мяч в движении. Обучать играм с мячом; развивать внимание и быстроту реакции. | Октябрь |
3 | Учить передвигать мяч в игре друг другу; развивать быстроту. Упражнять в прокатывании мяча в цель, в бросании мяча, формировать умение владеть мячом, развивать глазомер. Контролировать мяч в движении. Формировать умение владеть мячом. | Ноябрь |
4 | Обучать играм с мячом; развивать внимание и быстроту реакции. Развивать внимание и быстроту реакции. | Декабрь |
5 | Учить бросать и ловить мяч, перебрасывать мяч через препятствие на расстоянии, развивать меткость, глазомер. | Январь |
6 | Тренировка меткости, ловкости, развитие координации движений, умение играть в мяч. Развивать ловкость, быстроту движений. Упражнять в метании, развивать меткость, глазомер. | Февраль |
7 | Развивать силу, ловкость, координацию движений; упражнять детей в броске мяча в баскетбольное кольцо. Упражнять в метании, развивать меткость, глазомер. Приобретение навыка броска мяча, развитие ловкости, координации движений. | Март |
8 | Упражнять в броске мяча через волейбольную сетку, развивать меткость, глазомер, ловкость, быстроту движений. Упражнять в ловле мяча, развивать внимание. Тренировка точности движений в игре с мячом. | Апрель |
9 | Выявить уровень владения детей мячом на конец учебного года. Упражнять в приёме и передачи в футболе, развивать внимание. Развивать глазомер, развивать меткость, скорость в выполнении эстафет. | Май |
Примечание 2.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ.
Объём деятельности в день (мин) | Объём деятельности в неделю (мин) | Время деятельности в режиме дня (час, мин) | Период курса | Количество занятий (в год) |
25 | 25 | 15.30 | Сентябрь - май | 36 |
Срок реализации программы дополнительного образования «Весёлый мяч»: 1 год
Планирование образовательной нагрузки: 36 часов
Категория обучающихся: воспитанники 5 – 8 лет
Форма обучения: специально организованные занятия по овладению техникой игры с мячом.
Место проведения: физкультурный зал МАОУ КСОШ-ДС.
Приложение 3.
Комплексно – тематическое планирование.
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | |
1-ая не-де- ля | 1. Учить правильно держать мяч в руках. 2. Ловля мяча с набрасывания. 3.Бег в медленном темпе в течении 30 секунд. 4. Игра «Горячий мяч» | 1. Ведение мяча правой и левой рукой на месте. 2. Передача мяча двумя руками от груди. 3. Бросок мяча в кольцо. 4. «Эстафеты с мячом». | 1. Ведение мяча правой и левой рукой в движении. 2. Ведение мяча – остановка – передача мяча партнёру. 3. Бросок мяча в кольцо. 4. Игра «Мяч следующему». | 1. Передача мяча в парах. 2. Ведение мяча правой и левой рукой. 3. «Игра мячей». 4. Игра «Кто больше». |
2-ая не- де- ля | 1. Ловля мяча с набрасывания. 2. Знакомство с игрой баскетбол. 3. Сгибание, разгибание рук от пола (10 раз). 4. Игра «Кто дальше». | 1. Ведение мяча правой и левой рукой с продвижением вперёд. 2. Передача мяча правой и левой рукой в парах. 3. Бросок мяча в кольцо. 4. Подъём прямых ног в висе на гимнастической стенке. | 1. Передача мяча в парах правой и левой рукой от плеча, двумя руками от груди. 2. «Игра мячей». 3. Бег в среднем темпе (1минута). 4. Игра «Горячий мяч». | 1. Бег в среднем темпе (1 минута). 2. Броски мяча на дальность пра- вой и левой рукой. 3. Игра «Догони свой мяч». 4. Игра «Горячий мяч». |
3-ая не- де- ля | 1. «Игра мячей». 2. Передача мяча двумя руками от груди, приём мяча. 3. Прыжки на двух ногах с про- движением вперёд. 4. «Эстафеты с мячом». | 1. «Игра мячей». 2. Передача и приём мяча. 3. Сгибание, разгибание рук от пола (11 раз). 4. Игра «Догони свой мяч». | 1. Бросок мяча в кольцо. 2. Передача мяча в движении. 3. О.Ф.П. 4. Эстафеты с мячом. | 1. Передача мяча в движении. 2. Бросок мяча в кольцо любым способом. 3. Эстафеты с мячом. 4. Игра на внимание. |
4-ая не- де- ля | 1. Передача мяча двумя руками от груди. 2. «Игра мячей». 3. Бег в медленном темпе (40 сек) 4. Игра «Мяч следующему». | 1. Бросок мяча в кольцо. 2. Поднимание туловища из поло- жения лёжа на спине в сед за 30 секунд. 3. Игра «Не потерять мяч». 4. Эстафеты с мячом. | 1. Бросок мяча в кольцо правой и левой рукой. 2. Ведение мяча с остановкой и передачей мяча партнёру. 3. «Домашний стадион». 4. Эстафеты. | 1. О.Ф.П. 2. Бросок мяча в кольцо. 3. Передача мяча в пол – приём мяча. 4. Эстафеты. |
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |
1-ая не- де- ля | 1. Передача мяча двумя ру- ками из-за головы через сетку. 2. Ловля мяча с набрасывания. 3. Бег в медленном темпе в течении 1 минуты. 4. Игра «Мяч следующему». | 1. Передача мяча двумя рука- ми от груди. 2.Ведение мяча правой и левой рукой. 3. Бросок мяча двумя руками в стену и ловя мяча. 4. Эстафеты с мячом. | 1. Бросок мяча в кольцо правой и левой рукой. 2. Ведение мяча в среднем темпе. 3. Лазание по гимнастической стенке на скорость. 4. Элементы баскетбола. | 1. Передача мяча одной и двумя руками. 2. Ведение мяча правой и левой рукой. 3. Бросок мяча в кольцо. 4. Игра «Баскетбол». | 1. Знакомство с игрой футбол. 2. Ведение мяча в среднем темпе правой и левой ногой. 3. Отбивание мяча правой и левой ногой. 4. Элементы футбола. |
2-ая не- де- ля | 1. Ловля мяча с набрасывания. 2. Знакомство с правилами игры в баскетбол. 3. Сгибание, разгибание рук от пола (12 раз). 4. Игра «Догони свой мяч». | 1.Передача мяча правой и левой рукой – ловля двумя руками. 2. Ведение мяча правой и ле- вой рукой с продвижением вперёд в медленном темпе. 3. Челночный бег. 4. «Игра мячей». | 1. Бросок мяча в кольцо правой и левой рукой. 2. Ведение мяча в быстром темпе. 3. Полоса препятствий. 4. Элементы баскетбола. | 1. Обойти противника, передача мяча партнёру – бросок мяча в кольцо. 2. Передача мяча в движении друг другу. 3. Эстафеты с мячом. 4. «Кто больше забросит мячей в кольцо». | 1. Отбивание мяча ногой с продвижением вперёд. 2. Забей гол в ворота. 3. Мы – вратари. 4. Чья команда забьёт больше мячей. |
3-ая не- де- ля | 1. Передача мяча двумя руками от груди. 2. Приём мяча двумя руками - руки согнуты в локтях. 3. Подъём прямых ног в висе на гимнастической лестнице. 4. Игра «Эстафеты с мячом». | 1. Игра с мячом. 2. Передача мяча правой, левой рукой – приём двумя руками. 3. Бег в среднем темпе (1 минута). 4. Игра «Пионербол». | 1. Бросок мяча в кольцо двумя руками от головы. 2. Игра «Пионербол». 3. Бег 300 метров с высокого старта в медленном темпе. 4. Эстафеты с мячом. | 1. Полоса препятствий. 2. Эстафеты с мячом. 3. Игра «Мяч следующему». 4. Игра «Баскетбол». | 1. Передача мяча левой, правой ногой друг другу в движении. 2. Играем в футбол. 3. Мы – вратари. 4. Эстафеты. |
4-ая не- де- ля | 1. Передача мяча двумя руками от груди. 2. Передача мяча в пол – приём партнёром. 3. Бег в медленном темпе (1 минута). 4.Игра «Горячий мяч». | 1. Передача мяча двумя руками друг другу продвигаясь вперёд – два шага - передача. 2. Бросок мяча в кольцо. 3. Наклон вперёд из положения сидя на полу. 4. Эстафеты с мячом. | 1. Бросок мяча в кольцо любым способом. 2. Ведение мяча – остановка - бросок мяча в кольцо. 3. Челночный бег. 4. «Кто больше забросит мячей». | 1. Передача мяча через сетку. 2. Ведение мяча – два шага с мячом в руках – бросок в кольцо. 3. Ведение мяча – остановка – бросок в кольцо. 4. Игра «Пионербол». | 1. Разыгрываем мяч. 2. Кто больше забьёт мячей в ворота. 3. Мы – вратари. 4. Играем в футбол. |
Перечень литературных источников.
- Рунова М.А. «Дифференцированные занятия по физической культуре». М. «Просвещение», 2007 Для всех возрастных групп.
- Кенеман А.В. «Физическая подготовка детей 5 – 6 лет к школе». М. «Просвещение», 1983
- Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам». – М. «Владос», 2004
- Касаткина Е.И. «Школа мяча». Вологда, 2011
- Адашкявичене Э.Й. «Баскетбол для дошкольников». М., 1983.
- Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать». М. «Просвещение»,1983
- Гончарук Г.Н. «Игровая физкультура». – СПб, 2000.
- Волошина Л.Н. «Играй на здоровье!»: Программа и технология физического воспитания детей 5 – 7 лет. М., 2004
- Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду». М. «Мозаика-Синтез». 2000
- Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М. 1992.1.3.
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
группы здоровья «Крепыш» для детей с ОВЗ.
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | 1. Бег 30 м. с высокого старта. 2. Метание мяча. 3. Прыжки в длину с места. 4. Игра «Сова». | 1. Бег 300 м в медленном темпе. 2.Метание мяча в цель. 3. Полоса препятствий. 4. Игра: «Мышеловка». | 1. Бег 30 м. с высокого старта. 2. Прыжок в длину с места. 3. Лазание по гимнастической лестнице. 4. Игра «Ловишки». | 1. Бег 300 м в медленном темпе. 2.Перелезание через препятствия. 3. Полоса препятствий. 4. Игра «Перелёт птиц». |
Октябрь | 1. Прыжки через шнур. 2. Ползание по гимнастической скамейке. 3. Метание мяча. 4. Игра «Мяч следующему». | 1. Прыжки на скакалке. 2. Бросок и ловля мяча. 3. Эстафеты. 4. Игра: «Тряпичная кукла». | 1. Бег в медленном темпе с заданием. 2. Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове. 3.Бросок мяча в кольцо. 4. Игра «Классы». | 1. Лазание по гимнастической стенке. 2. Ходьба по корригирующей дорожке. 3. Ведение мяча. 4. Игра «Горячий мяч». |
Ноябрь | 1. Ходьба по канату боком. 2. Бросок и ловля мяча. 3. Бег в медленном темпе. 4. Игра «Собери и разложи». | 1. Прыжки через короткую скакалку. 2. Подлезание под шнур боком. 3. Бросок мяча в корзину. 4. Эстафеты. | 1. Обручи. 2. Влезание на гимнастическую стенку и переход на другой пролёт по диагонали. 3. Прыжки из обруча в обруч на двух ногах. 4. Игра «Удочка». | 1. Ползание по гимнастической скамейке с мешочком на спине. 2. Передачи мяча в парах. 3. Ведение мяча правой и левой рукой. 4. Игра «Быстро передай». |
Декабрь | 1. Бег с заданием. 2. Подтягивание на низкой перекладине. 3. Сгибание и разгибание туловища из и.п. сидя. 4. Игра «Найди и промолчи». | 1. Отжимание. 2. Наклон вперёд. 3. Челночный бег. 4. Эстафеты. | 1. Бег в медленном темпе с заданием. 2. «Школа мяча». 3. Подтягивание на низкой перекладине. 4. Игра «Два Мороза». | 1. Челночный бег. 2. Лазание по гимнастической стенке. 3. Обручи, скакалки. 4. Игра «Снежинки». |
Январь | 1. Челночный бег. 2. Прыжки в длину с разбега. 3. «Школа мяча». 4. Игра «Ловишка с мячом». | 1. Бег в медленном темпе с заданием. 2. Полоса препятствий. 3. Хоккей (элементы игры). 4. Эстафеты. | 1. Метание мяча на дальность. 2. Занимаемся на тренажёрах. 3. Прыжки на мяче-попрыгунчике. 4. Игра: «Кто скорее до флажка». | 1. Подтягивание на низкой перекладине. 2. Челночный бег. 3. Наклон вперёд из и.п. стоя на гимнастической скамейке. 4. Игра: «Мяч водящему». |
Февраль | 1. Бег в медленном темпе с заданием. 2. Ходьба по корригирующей дорожке. 3. Играем в хоккей. 4. Игра «Северный ветер – южный ветер». | 1. Метание в горизонтальную цель. 2. «Школа мяча». 3. Сгибание и разгибание туловища из и.п. сидя. 4. Эстафеты. | 1. Ходьба по гимнастической скамейке с заданием. 2. Подтягивание на низкой перекладине. 3. Челночный бег.
4. Игра: «Передал - садись». | 1. Бег в медленном темпе. 2. Играем в хоккей. 3. «Школа мяча». 4. Игра «Ловишка с мячом». |
Март | 1. Ходьба по корригирующим дорожкам. 2. Бег с заданием. 3. «Школа мяча». 4. Игра «Горелки». | 1. Челночный бег. 2. Занимаемся на тренажёрах. 3. Лазание по гимнастической стенке. 4. Эстафеты. | 1. Подтягивание на низкой перекладине. 2. Бадминтон. 3. Обручи, скакалки. 4. Игра «Пожарные на учении». | 1. Ходьба по корригирующим дорожкам. 2. «Домашний стадион». 3. «Ведение мяча» (футбол). 4. Игра «Мяч через сетку». |
Апрель | 1. Бег в медленном темпе. 2. «Домашний стадион» 3. Играем в футбол. 4. Игра «Мяч через сетку». | 1. Наклон вперёд. 2. Сгибание и разгибание туловища из и.п. сидя. 3. «Школа мяча». 4. Эстафета. | 1. Челночный бег. 2. «Домашний стадион». 3. Обручи. 4. Игра: «Караси и щука». | 1. Ходьба по корригирующим дорожкам. 2. Сгибание и разгибание туловища из и.п. сидя. 3. Подтягивание на низкой перекладине. 4. Игра: «Мишень - корзинка». |
Май | 1. Бег 30 м. 2. Полоса препятствий. 3. Метание мяча. 4. Игра «Мяч водящему». | 1. Бег 300 м. 2. Лазание по гимнастической стенке. 3. Обручи, скакалки. 4. Самокаты. | 1. Челночный бег. 2. Играем в футбол. 3. Метание мяча. 4. Велосипеды. | 1. Бег 30 м. 2. Бросок мяча в цель. 3. Самокаты, велосипеды. 4. Эстафеты. |