Дополнительное образование

Скоркина Оксана Николаевна

Дополнительное образование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приказ МАОУ КСОШ-ДС

                                                                                                                                                                                                                       ОД-____ от ____.08.2023

Рассмотрено                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ      

на заседании методического

совета МАОУ «КСОШ - ДС»

протокол №___от ______ 2023                                            

Директор  МАОУ «КСОШ - ДС» Данилов К.Е.

                                                                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

 «ВЕСЁЛЫЙ МЯЧ».

НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Направленность: физкультурно-спортивная

Возраст обучающихся: с 5 – 8 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                     Составители:  Скоркина О. Н.

                                                                                 

г. Пыть-Ях,

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка.

3

1.1.1.  

Цели и задачи реализации программы.

4

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию программы.

5

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики.        

5

1.1.4.

Педагогические условия реализации программы.

6

1.1.5.

Факторы успешности реализации программы.

6

1.2.  

Планируемые результаты освоения программы.

7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

7

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка.

7

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

8

2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

9

2.4.

Система деятельности педагога по поддержке инициативы.

10

2.5.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

11

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

12

3.1.

Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды.

12

3.2.

Материально – техническое обеспечение Программы.

12

3.3.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

14

3.4.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

14

3.5.

Оценка результативности программы.

15

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1  Учебный план

17

Приложение 2  Планирование образовательной нагрузки и расписание образовательной деятельности

20

Приложение 3  Комплексно – тематическое планирование

22

Перечень литературных источников

23

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

        Повышение эффективности физического воспитания воспитанников дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.

Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:

– недостаточная двигательная активность воспитанников в течение дня (особенно в холодный период года);

– большая загруженность статическими занятиями;

– желание воспитанников реализовать себя в движении;

– желание родителей видеть ребёнка физически совершенным: развитым, здоровым, активным.

Одним из путей совершенствования физического воспитания дошкольников является применение известных и хорошо зарекомендовавших себя средств физического воспитания – игры и игровые упражнения с мячом.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт воспитанников. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения и воспитывают выдержку. В игре ребёнок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций привлекают детей старшего дошкольного возраста.

Обучение воспитанников основным приёмам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление воспитанников со спортивными играми в доступной форме. Спортивная игра требует соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм.

        Программа полностью построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную воспитанникам.

        Основание разработки Программы:

– Федеральный закон от 29.12.2012года  №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 года №2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

– СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года;

– Устав  МАОУ «КСОШ-ДС».

  1. Цели и задачи реализации программы.

Реализация программы – повышения результатов физического развития

воспитанников старшего дошкольного возраста посредствам освоения движений с мячом и изучения доступных элементов техники спортивных игр.

        Задачи реализации программы дополнительного образования «Весёлый мяч». 

Образовательные:

– приобщить детей к здоровому образу жизни и систематическим физкультурным занятиям;

– формировать интерес к командно-игровым элементам видов спорта;

– обеспечивать оптимальный объём двигательной активности и улучшение функционального состояния организма на фоне положительных эмоций при выполнении игровых и соревновательных действий;

– содействовать формированию первоначальных умений выполнения движений с мячом, освоение элементов техники доступных видов спортивных игр и развитию двигательной способности;

–формировать представления об общих правилах, культуре и способах ведения соревновательной борьбы.

        Развивающие:

– развивать волевую, мотивационную сферы, создавать условия для нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания детей;

– развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игр;

– развивать ловкость, выносливость, координацию движений, меткость.

        Воспитательные:

– воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;

– воспитывать умению играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

  1. Принципы и подходы к формированию программы.        

        В основу программы заложены следующие основные принципы:

 – соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;

– сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

– соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

– обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

– строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

– основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;

– предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;

– предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

– строится с учётом региональных особенностей организации образовательного процесса;

– строится с учётом соблюдения преемственности между всеми возрастными группами.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.        

        Возрастные способности детей 5 – 8 лет.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к пяти – шести годам ещё не завершено.

Наибольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений связанных с уменьшением площади опоры или её повышением –ходьба по гимнастической скамейке, рейке, бревну, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом – у ребёнка достаточно силы, чтобы добросить мяч до партнёра, но недостаточно развитая координация движений может снизить направление полёта, и тогда мяч попадает не в руки, поэтому детям необходимо давать своевременные указания, напоминать, что бросок мяча выполнять в руки партнёру.

Систематические тренировки с мячом проводятся в игровых упражнениях и спортивных заданиях.

Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой в кружке «Весёлый мяч», упражнения с мячом дети данного возраста выполняют более правильно и осознано. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, что позволяет доступность в умении овладеть элементами спортивных игр.

Потребность в двигательной активности у многих воспитанников настолько велико, что инструктору по физической культуре необходимо контролировать двигательную деятельность на занятиях.

  1. Педагогические условия реализации программы.

        Педагогические условия реализации программы:

– построение программы в соответствии с задачами на данный период, основными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей;

– использование разнообразных методических приёмов и способов организации детей;

– последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, правильное распределение физической нагрузки на детский организм;

– развитие у детей физических и нравственно-волевых качеств личности;

– использование различного спортивного инвентаря и оборудования.

  1. Факторы успешности реализации программы.

        Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции учебно-воспитательного процесса и кружковой работы.

        Особое внимание удаляется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п.

        Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений с мячом.

        Содержание программы сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.

        В Программу включены игры с мячом, специальные упражнения по закреплению навыков владения мячом.

        Обучение детей основным приёмам владения мячом в игровых условиях является достижением благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленностью детей.

        Основное внимание на успешность реализации Программы «Весёлый мяч» направлена на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

        По освоению Программы: укрепление здоровья, повышение уровня двигательной активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих возможностях, умение владеть мячом на достаточно высоком уровне.

        К концу года дети должны уметь:

– действовать по сигналу инструктора, быстро реагировать на сигнал;

– играть с мячом не мешая другим;

– согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в командных видах;

– бросать и ловить мяч двумя руками вверх, с хлопками впереди, за спиной;

– передачи мяча в парах снизу двумя руками;

– передачи мяча в парах из-за головы;

– передачи мяча от груди двумя руками;

– передачи мяча от плеча (правой, левой рукой);

– передачи мяча в разных направлениях стоя, сидя;

– передачи мяча волейбольную сетку;

– передачи мяча в парах с помощью ноги;

– метать мяч;

– выполнять бросок мяча в баскетбольное кольцо: двумя руками от груди, от головы, правой, левой рукой от плеча;

– отбивать мяч на месте правой, левой рукой;

– ведению мяча правой, левой рукой;

– ведению мяча змейкой;

– забивать мяч в ворота;

– выполнять удары по мячу с места, с разбега, с попаданием в цель, останавливать мяч во время передачи.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка.

В области физического развития ребёнка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

– становления у воспитанников ценностей здорового образа жизни;

– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

– развития представлений о своих возможностях;

– формирования начальных представлений о видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Необходимо поддерживать интерес детей к подвижным играм и элементам спортивных игр. Для воспитанников организованы все условия развития силы, ловкости, равновесия и выносливости.  

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

        Методы функционального развития.

        Наглядные:

– наглядно-зрительные (показ физических упражнений, использование наглядных пособий);

– тактильно-мышечные приёмы.

        Словесно:

– объяснение, пояснение, указания;

– подача команд, распоряжений, сигналов;

– вопросы к детям;

– образный  словесный рассказ;

– словесная инструкция.

        Практические:

– повторение упражнений без изменения и с изменением;

– проведение упражнений и заданий в игровой форме;

– самостоятельное выполнение упражнений на спортивном оборудовании в свободной игре;

– проведение упражнений в соревновательной форме.

        Формы, способы, средства реализации программы.

Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность

Образовательная деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

– тренирующие занятия

Общеразвивающие упражнения:

– с предметами;

– без предметов;

– сюжетные;

– имитационные;

– игры с элементами спортивных игр

Индивидуальная работа с детьми.

Игровые упражнения.

Игровые ситуации.

Утренняя гимнастика:

– классическая;

– игровая;

– полоса препятствий;

– музыкально-ритмическая;

– имитационные движения.

Физкультминутки.

Подвижные игры.

Динамические паузы.

Игровые упражнения.

Игровые ситуации.

Спортивные праздники и развлечения.

Гимнастика после дневного сна:

– оздоровительная;

– коррекционная.

Полоса препятствий.

Упражнения:

– корригирующие;

– классические;

– коррекционные.

Подвижные игры.

Игровые упражнения. Имитационные движения.

Беседа. Совместные игры.

Походы. Посещение спортивных секций. Посещение бассейна.

  1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определённых задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности.

Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности.

Двигательная деятельность организуется в процессе выполнения упражнений и заданий.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью воспитанников дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах – это развивающие, подвижные игры, игры – путешествия, игровые проблемные ситуации, спортивные игры, эстафеты и другое.

  1. Система деятельности педагога по поддержке инициативы.

В образовательном процессе ребёнок и взрослые выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям представляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Задача педагога – помочь ребёнку с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой он  в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы.

Педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы. Необходимо создать условия, что бы воспитанники самостоятельно придумывали упражнения, игры, спортивные задания и получали от этого удовольствие.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в возрасте 5 – 8 лет является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях деятельности. Для поддержки инициативы педагогу необходимо:

– вводить адекватную оценку результатов деятельности ребёнка с одновремённым признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования своих способностей;

– спокойно реагировать на успех ребёнка и предлагать варианты улучшения выполнения задания: повторное выполнение спустя некоторое время, совершенствование личных результатов.

Рассказать детям о своих трудностях при выполнении видов деятельности:

– создать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

– обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

– поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

– создавать условия для различной самостоятельной двигательной деятельности;

– при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;

– проводить планирование деятельности с учётом интересов, стараться реализовать их пожелания и предложения;

– показывать родителям чему научились воспитанники.

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Взаимодействие родителей и педагога основано на разных приоритетах. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения, построенных на сотрудничестве и взаимодействии.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения.

Главным моментом в контексте «семья – дошкольное учреждение» – является личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка.

Реализовать открытость дошкольного учреждения – это означает создать учебный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого необходимо создать некоторые условия:

– личную готовность педагога открыть себя в деятельности (важно соблюдать такт);

– вовлечение родителей в образовательный процесс (родители участвуют в мероприятиях и подготовке к ним).

        Родителям и педагогам необходимо строить отношения на доверительности:

– родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к своему ребёнку;

– педагогу необходимо ознакомить родителей с целью и задачами программы;

– родители должны иметь возможность прийти в физкультурный зал и посмотреть, чем занимается ребёнок в кружке «Весёлый мяч»;

– родители и педагоги должны иметь возможность сообщить друг другу свои соображения о тех или иных проблемах физического развития ребёнка;

– дифференцированный подход;

– воздействия на семью проходит через ребёнка: если ему нравится заниматься в кружке, он обязательно поделится впечатлениями с родителями.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды.

        

Развивающая предметно – пространственная среда МАОУ отвечает следующим требованиям:

– обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства физкультурного зала, соответствие особенностях каждого возрастного этапа;

– обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников, учёт особенностей и коррекции недостатков развития дошкольников;

– обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и педагога, двигательной активности детей;

– учёт национально – культурных, климатических условий, учёт возрастных особенностей детей;

– развивающая предметно – пространственная среда является содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, безопасной.

        Среда физкультурного зала стимулирует физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. На игровой площадке созданы условия для развития крупной моторики. Игровое пространство трансформируется в зависимости от игры и представлено достаточно места для двигательной активности.

        Оснащение физкультурного зала способствует приобщению детей к достижениям в области физической культуры, ознакомлению с эффективными технологиями сохранения и укрепления здоровья, обогащению двигательного опыта каждого воспитанника, расширению функциональных возможностей организма, целостному развитию личности.        Для реализации программы используются мячи диаметром, 12, 20, 25 см, а так – же спортивный инвентарь и оборудование.

3.2. Материально – техническое обеспечение Программы.

        Организация имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников, педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

– учебно-методический комплект программы;

– физкультурный зал;

– спортивное оборудование и инвентарь.

        План и расписание занятий утверждены директором учреждения, составлены в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049 – 13, режимные моменты соблюдаются, что в достаточной степени обеспечивает реализацию Программы.

Наименование

Количество

Кегли (набор)

2 шт.

Кольцеброс

2 шт.

Мишень навесная

5 шт.

Доска для катания

1 шт.

Мяч средний

15 шт.

Мяч массажный

15 шт.

Мяч фитбол

5 шт.

Мяч прыгающий

5 шт.

Мяч большой

15 шт.

Мяч для метания

15 шт.

Баскетбольный щит

2 шт.

Волейбольная сетка

1 шт.

Физкультурный зал оснащён спортивно-игровым оборудованием и инвентарём.

3.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

        Перечень основных средств обучения.

        Спортивный инвентарь: мячи резиновые (малые, средние и большие), мячи надувные, мячи массажные резиновые, мячи фитболы, баскетбольное кольцо, волейбольная сетка, футбольные ворота, обручи, скакалки,  гимнастические лестницы, гимнастические скамейки, мишени, свисток.

        Технические средства обучения: магнитофон, CD диски, интерактивный пол.

        Методическое обеспечение программы:

Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» издательство НЦ ЭНАС, 2004;

Николаева Н.И. «Школа мяча» издательство «Детство пресс», 2008;

Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4 – 7 лет» издательство «Детство пресс», 2009;

Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» издательство «Детство пресс», 2010.

 

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

        В основу реализации комплексно – тематического принципа построения программы положен примерный календарь праздников и знаменательных дат, традиционных событий и мероприятий МАОУ который обеспечивает:

– социально – личную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников и других форм итоговых мероприятий;

– поддержание эмоционально – положительного настроения ребёнка в течение всего периода освоения программы;

– многообразие форм подготовки и проведения досугов и праздников;

– выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования.

        Образовательная деятельность выстраивается в соответствии темой недели согласно комплексно – тематическому плану и перспективному плану физкультурных досугов и праздников.

        Воспитанники принимают активное участие в традиционных спортивно – оздоровительных мероприятиях: «Всемирный день здоровья», «Зарница», «Лыжня России», «День бегуна», «День здоровья», «Велосипедный заезд» и другие.

3.5. Оценка результативности программы.

        Ожидаемые результаты:

– дети овладеют техническими приёмами и техническими взаимодействиями спортивных игр;

– выполнять комплекс общеразвивающих и специальных упражнений;

– узнают правила игры;

– узнают основы личной гигиены, причины травматизма и правила предупреждения;

– самостоятельно сумеют организовать игру.

        Контроль за результативностью образовательного процесса.

        В процессе обучения по программе  проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала.

        Технический контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого ребёнка. Применяется такой приём, как обсуждение тактических действий выполнения задания.

        Периодический контроль проводится в виде игр на закрепление учебного материала.

        Итоговый контроль проводится в мае в виде проведения тестов по закреплению учебного материала.

        Оценка результативности Программы:

– по оценке результатов дошкольников, проявленных на занятиях и на соревнованиях;

– по повышению уровня общей и физической культуры дошкольников;

– по улучшению морально-волевых качеств дошкольников.

Диагностическая методика – на выявление уровня усвоения двигательных умений и навыков Программы «Весёлый мяч».

п/п

Ф.И.О

Бросок мяча вверх и ловля

Ведение мяча правой рукой (на месте)

Ведение мяча левой рукой (на месте)

Ве

де

ние

 мя

ча в дви

же

нии

Бро

сок

мя

ча

в бас

кет

боль

ное коль

цо

дву

мя ру

ка

ми

Пе

ре

да

ча мя

ча в

па

рах

Ве

де

ние

мя

ча

Бро

сок

мя

ча

в

во

ро

та

Пе

ре

да

ча

мя

ча

в

па

рах

че

рез

сет

ку

Итого

10 раз и

больше (3)

5 - 10 раз (2)

менее 5 раз (1)

10 раз и

больше (3)

5 - 10 раз (2)

менее 5 раз (1)

10 раз и

больше (3)

5 - 10 раз (2)

менее 5 раз (1)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

ПРИМЕЧАНИЕ.

Все оценки показателей по каждому заданию суммируются.

Максимальное число баллов – 27

На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню усвоения двигательных умений и навыков владения мячом:

1 – 7 – низкий уровень;

8 -14 – средний уровень;

15 – 27 – высокий уровень.

Приложение 1.

Учебный план.

№ п/п

Раздел

Всего часов

Теория

Практика

1

Диагностика

2

2

2

Беседа «Игры с мячом». Правила, техника выполнения упражнений.

1

1

3

Передача мяча (баскетбол)

7

7

4

Ведение мяча (баскетбол)

6

6

5

Бросок мяча в кольцо (баскетбол)

6

6

6

Передача мяча (футбол)

4

4

7

Ведение мяча (футбол)

4

4

8

Бросок мяча в ворота (футбол)

4

4

9

Игра «Пионербол»

2

2

Итого

36

1

35

 ПЛАНИРОВАНИЕ

Задачи

Срок

1

Выявить уровень владения детей мячом на начало учебного года.

Подготовить детей к обучающему процессу.

Научиться управлять мячом, чувствовать его.

Дать детям возможность осознать и закрепить физические качества мяча (упругость, вес, объём, прыгучесть)

Сентябрь

2

Формировать умение владеть мячом, контролировать мяч в движении.

Обучать играм с мячом; развивать внимание и быстроту реакции.

Октябрь

3

Учить передвигать мяч в игре друг другу; развивать быстроту.

Упражнять в прокатывании мяча в цель, в бросании мяча, формировать умение владеть мячом, развивать глазомер.

Контролировать мяч в движении.

Формировать умение владеть мячом.

Ноябрь

4

Обучать играм с мячом; развивать внимание и быстроту реакции.

Развивать внимание и быстроту реакции.

Декабрь

5

Учить бросать и ловить мяч, перебрасывать мяч через препятствие на расстоянии, развивать меткость, глазомер.

Январь

6

Тренировка меткости, ловкости, развитие координации движений, умение играть в мяч.

Развивать ловкость, быстроту движений.

Упражнять в метании, развивать меткость, глазомер.

Февраль

7

Развивать силу, ловкость, координацию движений; упражнять детей в броске мяча в баскетбольное кольцо.

Упражнять в метании, развивать меткость, глазомер.

Приобретение навыка броска мяча, развитие ловкости, координации движений.

Март

8

Упражнять в броске мяча через волейбольную сетку, развивать меткость, глазомер, ловкость, быстроту движений.

Упражнять в ловле мяча, развивать внимание.

Тренировка точности движений в игре с мячом.

Апрель

9

Выявить уровень владения детей мячом на конец учебного года.

Упражнять в приёме и передачи в футболе, развивать внимание.

Развивать глазомер, развивать меткость, скорость в выполнении эстафет.

Май

Примечание 2.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ.

Объём деятельности в день (мин)

Объём деятельности в неделю (мин)

Время деятельности в режиме дня (час, мин)

Период курса

Количество занятий (в год)

25

25

15.30

Сентябрь - май

36

        

        Срок реализации программы дополнительного образования «Весёлый мяч»: 1 год

        Планирование образовательной нагрузки:  36 часов

        Категория обучающихся: воспитанники 5 – 8 лет

        Форма обучения: специально организованные занятия по овладению техникой игры с мячом.

        Место проведения: физкультурный зал МАОУ КСОШ-ДС.

Приложение 3.

Комплексно – тематическое планирование.  

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1-ая

не-де-   ля

1. Учить правильно держать мяч

 в руках.

2. Ловля мяча с набрасывания.

3.Бег в медленном темпе в течении  30 секунд.

4. Игра «Горячий мяч»

1. Ведение мяча правой и левой

 рукой на месте.

2. Передача мяча двумя руками

от груди.

3. Бросок мяча в кольцо.

4. «Эстафеты с мячом».

1. Ведение мяча правой и левой

 рукой в движении.

2. Ведение мяча – остановка –

передача мяча партнёру.

3. Бросок мяча в кольцо.

4. Игра «Мяч следующему».

1. Передача мяча в парах.

2. Ведение мяча правой и левой

 рукой.

3. «Игра мячей».

4. Игра «Кто больше».

2-ая

не-  

де-

ля

1. Ловля мяча с набрасывания.

2. Знакомство с игрой баскетбол.

3. Сгибание, разгибание рук от

пола (10 раз).

4. Игра «Кто дальше».

1. Ведение мяча правой и левой

 рукой с продвижением вперёд.

2. Передача мяча правой и левой

 рукой в парах.

3. Бросок мяча в кольцо.

4. Подъём прямых ног в висе на

гимнастической стенке.

1. Передача мяча в парах правой

и левой рукой от плеча,  двумя

руками от груди.

2. «Игра мячей».

3. Бег в среднем темпе (1минута).

4. Игра «Горячий мяч».

1. Бег в среднем темпе  (1 минута).

2. Броски мяча на дальность пра-

вой и левой рукой.

3. Игра «Догони свой мяч».

4. Игра «Горячий мяч».

3-ая

не-

де-

ля

1. «Игра мячей».

2. Передача мяча двумя руками

от груди, приём мяча.

3. Прыжки на двух ногах с про-

движением вперёд.

4.  «Эстафеты с мячом».

1. «Игра мячей».

2. Передача и приём мяча.

3. Сгибание, разгибание рук от

пола (11 раз).

4. Игра «Догони свой мяч».

1. Бросок мяча в кольцо.

2. Передача мяча в движении.

3. О.Ф.П.

4. Эстафеты с мячом.

1. Передача мяча в движении.

2. Бросок мяча в кольцо любым

способом.

3. Эстафеты с мячом.

4. Игра на внимание.

4-ая

не-

де-

ля

1. Передача мяча двумя руками

от груди.

2. «Игра мячей».

3. Бег в медленном темпе (40 сек)

4. Игра «Мяч следующему».

1. Бросок мяча в кольцо.

2. Поднимание туловища из поло-

жения лёжа на спине в сед за

30 секунд.

3. Игра «Не потерять мяч».

4. Эстафеты с мячом.

1. Бросок мяча в кольцо правой и

левой рукой.

2. Ведение мяча с остановкой и

передачей мяча партнёру.

3. «Домашний стадион».

4. Эстафеты.  

1. О.Ф.П.

2. Бросок мяча в кольцо.

3. Передача мяча в пол – приём

 мяча.

4. Эстафеты.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1-ая

не-

де-

ля

1. Передача мяча двумя ру-

ками из-за головы через

сетку.

2. Ловля мяча с набрасывания.

3. Бег в медленном темпе в течении 1 минуты.

4. Игра «Мяч следующему».

1. Передача мяча двумя рука-

ми от груди.

2.Ведение мяча правой и левой рукой.

3. Бросок мяча двумя руками в стену и ловя мяча.

4. Эстафеты с мячом.

1. Бросок мяча в кольцо правой и левой рукой.

2. Ведение мяча в среднем темпе.

3. Лазание по гимнастической стенке на скорость.

4. Элементы баскетбола.

1. Передача мяча одной и двумя руками.

2. Ведение мяча правой и левой рукой.

3. Бросок мяча в кольцо.

4. Игра «Баскетбол».

1. Знакомство с игрой футбол.

2. Ведение мяча в среднем темпе правой и левой ногой.

3. Отбивание мяча правой и левой ногой.

4. Элементы футбола.

2-ая

не-

де-

ля

1.  Ловля мяча с набрасывания.

2. Знакомство с правилами игры в баскетбол.

3. Сгибание, разгибание рук от пола (12 раз).

4. Игра «Догони свой мяч».

1.Передача мяча правой и левой рукой – ловля двумя руками.

2. Ведение мяча правой и ле-

вой рукой с продвижением

вперёд в медленном темпе.

3. Челночный бег.

4. «Игра мячей».

1. Бросок мяча в кольцо правой и левой рукой.

2. Ведение мяча в быстром темпе.

3. Полоса препятствий.

4. Элементы баскетбола.

1. Обойти противника, передача мяча партнёру – бросок мяча в кольцо.

2. Передача мяча в движении друг другу.

3. Эстафеты с мячом.

4. «Кто больше забросит мячей в кольцо».

1. Отбивание мяча ногой с продвижением вперёд.

2. Забей гол в ворота.

3. Мы – вратари.

4. Чья команда забьёт больше мячей.

3-ая

не-

де-

ля

1. Передача мяча двумя руками от груди.

2. Приём мяча двумя руками - руки согнуты в локтях.

3. Подъём прямых ног в висе на гимнастической лестнице.

4. Игра «Эстафеты с мячом».  

1. Игра с мячом.

2. Передача мяча правой, левой рукой – приём двумя руками.

3. Бег в среднем темпе                   (1 минута).

4. Игра «Пионербол».

1. Бросок мяча в кольцо двумя руками от головы.

2. Игра «Пионербол».

3. Бег 300 метров с высокого старта в медленном темпе.

4. Эстафеты с мячом.

1. Полоса препятствий.

2. Эстафеты с мячом.

3. Игра «Мяч следующему».

4. Игра «Баскетбол».  

1. Передача мяча левой, правой ногой друг другу в движении.

2. Играем в футбол.

3. Мы – вратари.

4. Эстафеты.

4-ая

не-

де-

ля

1. Передача мяча двумя руками от груди.

2. Передача мяча в пол – приём партнёром.

3. Бег в медленном темпе

(1 минута).

4.Игра «Горячий мяч».        

1. Передача мяча двумя руками друг  другу продвигаясь вперёд – два шага - передача.

2. Бросок мяча в кольцо.

3. Наклон вперёд из положения  сидя на полу.

4. Эстафеты с мячом.

1. Бросок мяча в кольцо любым способом.

2. Ведение мяча – остановка - бросок мяча в кольцо.

3. Челночный бег.

4. «Кто больше забросит мячей».

1. Передача мяча через сетку.

2. Ведение мяча – два шага с мячом в руках – бросок в кольцо.

3. Ведение мяча – остановка – бросок в кольцо.

4. Игра «Пионербол».

1. Разыгрываем мяч.

2. Кто больше забьёт мячей в ворота.

3. Мы – вратари.

4. Играем в футбол.

Перечень литературных источников.

  1. Рунова М.А. «Дифференцированные занятия по физической культуре». М. «Просвещение», 2007  Для всех возрастных групп.
  2. Кенеман А.В. «Физическая подготовка детей 5 – 6 лет к школе». М. «Просвещение», 1983
  3. Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам». – М. «Владос», 2004
  4. Касаткина Е.И. «Школа мяча». Вологда, 2011
  5. Адашкявичене Э.Й. «Баскетбол для дошкольников». М., 1983.
  6. Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать». М. «Просвещение»,1983
  7. Гончарук Г.Н. «Игровая физкультура». – СПб, 2000.
  8. Волошина Л.Н. «Играй на здоровье!»: Программа и технология физического воспитания детей 5 – 7 лет. М., 2004
  9. Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду». М. «Мозаика-Синтез». 2000
  10. Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М. 1992.1.3.



Предварительный просмотр:

Перспективное  планирование

группы здоровья «Крепыш» для детей с ОВЗ.

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

1. Бег 30 м. с высокого старта.

2. Метание мяча.

3. Прыжки в длину с места.

4. Игра «Сова».

1. Бег 300 м в медленном темпе.

2.Метание мяча в цель.

3. Полоса препятствий.

4. Игра: «Мышеловка».

1. Бег 30 м. с высокого старта.

2. Прыжок в длину с места.

3. Лазание по гимнастической лестнице.

4. Игра «Ловишки».

1. Бег 300 м в медленном темпе.

2.Перелезание через препятствия.

3. Полоса препятствий.

4. Игра «Перелёт птиц».

Октябрь

1. Прыжки через шнур.

2. Ползание по гимнастической скамейке.

3. Метание мяча.

4. Игра «Мяч следующему».

1. Прыжки на скакалке.

2. Бросок и ловля мяча.

3. Эстафеты.

4. Игра: «Тряпичная кукла».

1. Бег в медленном темпе с заданием.

2. Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове.

3.Бросок мяча в кольцо.

4. Игра «Классы».

1. Лазание по гимнастической стенке.

2. Ходьба по корригирующей дорожке.

3. Ведение мяча.

4. Игра «Горячий мяч».

Ноябрь

1. Ходьба по канату боком.

2. Бросок и ловля мяча.

3. Бег в медленном темпе.

4. Игра «Собери и разложи».

1. Прыжки через короткую скакалку.

2. Подлезание под шнур боком.

3. Бросок мяча в корзину.

4. Эстафеты.

1. Обручи.

2. Влезание на гимнастическую стенку и переход на другой пролёт по диагонали.

3. Прыжки из обруча в обруч на двух ногах.

4. Игра «Удочка».

1. Ползание по гимнастической скамейке с мешочком на спине.

2. Передачи мяча в парах.

3. Ведение мяча правой и левой рукой.

4. Игра «Быстро передай».

Декабрь

1. Бег с заданием.

2. Подтягивание на низкой перекладине.

3. Сгибание и разгибание туловища из и.п. сидя.

4. Игра «Найди и промолчи».

1. Отжимание.

2. Наклон вперёд.

3. Челночный бег.

4. Эстафеты.

1. Бег в медленном темпе с заданием.

2. «Школа мяча».

3. Подтягивание на низкой перекладине.

 4. Игра «Два Мороза».

1. Челночный бег.

2. Лазание по гимнастической стенке.

3. Обручи, скакалки.

4. Игра «Снежинки».

Январь

1. Челночный бег.

2. Прыжки в длину с разбега.

3. «Школа мяча».

4. Игра «Ловишка с мячом».

1. Бег в медленном темпе с заданием.

2. Полоса препятствий.

3. Хоккей (элементы игры).

4. Эстафеты.

1. Метание мяча на дальность.

2. Занимаемся на тренажёрах.

3. Прыжки на мяче-попрыгунчике.

4. Игра: «Кто скорее до флажка».

1. Подтягивание на низкой перекладине.

2. Челночный бег.

3. Наклон вперёд из и.п. стоя на гимнастической скамейке.

4. Игра: «Мяч водящему».

Февраль

1. Бег в медленном темпе с заданием.

2. Ходьба по корригирующей дорожке.

3. Играем в хоккей.

4. Игра «Северный ветер – южный ветер».

1. Метание в горизонтальную цель.

2. «Школа мяча».

3. Сгибание и разгибание туловища из и.п. сидя.

4. Эстафеты.

1. Ходьба по гимнастической скамейке с заданием.

2. Подтягивание на низкой перекладине.

3. Челночный бег.

 

4. Игра: «Передал - садись».

1. Бег в медленном темпе.

2. Играем в хоккей.

3. «Школа мяча».

4. Игра «Ловишка с мячом».

Март

1.  Ходьба по корригирующим дорожкам.

2. Бег с заданием.

3. «Школа мяча».

4. Игра «Горелки».

1. Челночный бег.

2.  Занимаемся на тренажёрах.

3. Лазание по гимнастической стенке.

4. Эстафеты.

1. Подтягивание на низкой перекладине.

2. Бадминтон.

3. Обручи, скакалки.

4. Игра «Пожарные на учении».

1. Ходьба по корригирующим дорожкам.

2. «Домашний стадион».

3. «Ведение мяча» (футбол).

4. Игра «Мяч через сетку».

Апрель

1. Бег в медленном темпе.

2. «Домашний стадион»

3. Играем в футбол.

4. Игра «Мяч через сетку».

1. Наклон вперёд.

2. Сгибание и разгибание туловища из и.п. сидя.

3. «Школа мяча».

4. Эстафета.

1. Челночный бег.

2. «Домашний стадион».

3. Обручи.

4. Игра: «Караси и щука».

1. Ходьба по корригирующим дорожкам.

2. Сгибание и разгибание туловища из и.п. сидя.

3. Подтягивание на низкой перекладине.

4. Игра: «Мишень - корзинка».

Май

1. Бег 30 м.

2. Полоса препятствий.

3. Метание мяча.

4. Игра «Мяч водящему».

1. Бег 300 м.

2. Лазание по гимнастической стенке.

3. Обручи, скакалки.

4. Самокаты.

1. Челночный бег.

2. Играем в футбол.

3. Метание мяча.

4. Велосипеды.

1. Бег 30 м.

2. Бросок мяча в цель.

3. Самокаты, велосипеды.

 4. Эстафеты.