1) Учебная деятельность
Рабочие программы, конспекты уроков, контрольно-измерительные материалы, литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изображение даваемое линзой | 20.77 КБ |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток | 1.27 МБ |
Механическая работа | 36.44 КБ |
Объяснение электрических эвлений | 15.9 КБ |
Первый закон термодиамики | 34.75 КБ |
Полное отражение | 35 КБ |
Работа и мощность | 135.18 КБ |
Сила трения | 32.15 КБ |
Электрический ток. Источник электрического тока | 40 КБ |
Условие плавания тел | 667.12 КБ |
Рабочая программа по физике 7 класс | 37.88 КБ |
Рабочая программа по физике 8 класс | 37.83 КБ |
Рабочая программа по физике 9 класс | 38.55 КБ |
Рабочая программа по физике 10 класс | 46.55 КБ |
Рабочая программа по физике 11 класс | 14.26 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
«Изображения, даваемые линзой»
- Класс: 8 класс
- Тема и номер урока в теме: «Изображения, даваемые линзой», (раздел 5, урок 6)
- Базовый учебник: А. В. Перышкин
- Цели урока:
обучающие: Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.
Развивающие: развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы, расширение кругозора учащихся, развитие речи, закрепление умения правильно оформлять и решать задачи.
Воспитательные: воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач; воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.
- Задачи урока:
Обучающие: научить строить изображения в линзах с разными характеристиками, активизация познавательной деятельности через содержание и степень сложности задач;
Развивающие: развитие устной и письменной речи с использованием специальных терминов, развитие логического мышления;
Воспитательные: формирование интереса к теме.
- Тип урока: урок изучения нового материала.
- Формы работы учащихся: Фронтальная и индивидуальная.
- Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР
- Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР(c указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, Например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин) |
1 | Организационный момент | Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных | Рабочее место ученика | 2 | |
2 | Проверка знаний учащихся | Проводится фронтальный опрос: -Что такое линза? Каковы ее свойства? -Что называют главной оптической осью линзы? -Какую точку называют фокусом линзы? -Как по внешнему виду определить какая линза собирающая, а какая рассеивающая? У какой из них короче фокусное расстояние? -Какая из двух линз, имеющих разные фокусные расстояния, дает большее увеличение? | Ученики отвечают на поставленные вопросы | 5 | |
Тест "Линзы. Оптическая сила линзы" (1) | Учащимся предлагается проверить свои знания по теме прошлого урока. | Выполняют тест | 5 | ||
3 | Изучение нового материала | Построение изображений, даваемых линзами (2) | При помощи линз можно не только собирать и рассеивать лучи света, но и получать разнообразные изображения предметов. Именно благодаря этой способности линзы широко используются на практике. Так, линзы в киноаппаратах способны давать увеличенное в сотни раз изображение маленького кинокадра, а в фотоаппарате такие же линзы дают уменьшенное изображение фотографируемого предмета, умещающееся внутри аппарата на обычной фотопленке. Как же получаются столь различные изображения? Оказывается, характер получаемого изображения зависит от взаимного расположения предмета и линзы. Изменяя расстояние между ними, можно увеличить или уменьшить изображение, сделать его прямым или обратным (перевернутым), действительным или мнимым. Как получается изображение? Мы знаем, что любой (видимый) объект представляет собой совокупность светящихся своим или отраженным светом точек. От этих точек исходят расходящиеся пучки лучей, которые после преломления в линзе либо сами, либо своими продолжениями снова сходятся в определенных точках; их совокупность и образует изображение данного предмета. Для построения изображения каждой точки достаточно двух лучей. Из бесчисленного множества лучей, выходящих из данной точки, выбирают те, ход которых наиболее прост и потому легко может быть воспроизведен в процессе построения изображения. Такими лучами являются:
| Смотрят и принимают участие в обсуждении, делают выводы и записывают их в тетради. | 10 |
4 | Выполнение виртуальной лабораторной работы | Построение изображений, даваемых линзами (2) | Исследуйте зависимость характера изображения от взаимного расположения предмета и собирающей линзы. Вы сможете перемещать предмет и изменять его размеры. Результаты запишите в таблицу. | Выполняют лабораторную работу, заполняют таблицу. | 8 |
5 | Закрепление знаний, умений и навыков | Тест: «построение изображений, даваемых линзами» (3) | Учащимся предлагается выполнить тест, который включает 5 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки. | Учащиеся выполняют тест | 5 |
6 | Подведение итогов | -Какие лучи используются при построении в линзах? -Какие изображения можно получить с помощью собирающей линзы? Рассеивающей линзы? -Где нужно расположить предмет, чтобы с помощью собирающей линзы получить действительное изображение равной величины? | Отвечают на вопросы | 3 | |
7 | Домашнее задание | §67, Составить таблицу зависимости характера изображения в линзах (собирающей и рассеивающей) от расстояния d от предмета до линзы. | Делают записи в дневниках | 2 |
Таблица 2
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Тест "Линзы. Оптическая сила линзы" | Интерактивное задание | тест | |
2 | Построение изображений, даваемых линзами | Иллюстрация, анимация | Презентация, анимация, виртуальная лабораторная работа | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf |
3 | Тест: «построение изображений, даваемых линзами» | Интерактивное задание | тест |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Механическая работа
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать понятие механической работы, на основе эксперимента рассчитать работу силы тяжести и силы трения;
- продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента;
- формировать умение обосновывать свои выводы.
Развивающие:
- сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
- развивать умение анализировать учебный материал;
- развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.
Воспитательные:
- воспитать умения и навыки коллективной работы;
- содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Оборудование:
Демонстрационное: гири, тележка, динамометр, пружина, линейка, набор грузов, шарик и наклонная плоскость, деревянные бруски (1 шт. на парту), лабораторные динамометры (1 шт. на парту), компьютер, проектор, экран, мячик.
Лабораторное: деревянные бруски (1 шт. на парту), лабораторные динамометры (1 шт. на парту), рабочие листы для учащихся.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
Перед тем, как приступить к изучению новой темы, я бы хотела напомнить вам стихотворение Маяковского «Кем быть?».
-Что вы понимаете под словом «работа»? (трудовая деятельность человека).
-Приведите примеры совершения работы.
Тема нашего урока «Механическая работа». Мы выясним, что в физике понимают под данным термином, от чего зависит работа и как ее можно определить.
У вас на столах есть карта для активной работы на уроке. В процессе работы вы будете заполнять и дополнять ее.
3. Изучение нового материала
Исторически термин «работа» ввел французский ученый Ж. Понселе. Для него работа, как понятие, была связана с деятельностью человека. В физике под работой понимают физическую величину, которую можно измерить. В физике изучают механическую работу.
-Рассмотрите примеры:
-движение автомобиля;
-плывет корабль;
-взлетают шары;
-колесница.
Что общего во всех этих случаях? (работа совершается под действием приложенной к телу силы, и при этом тело перемещается).
Для выполнения работы необходимо два условия:
- На тело должна действовать сила
- Под действием этой силы тело должно перемещаться.
ДЕМОНСТРАЦИЯ:
- К тележке, нагруженной гирей, прикладывают силу, недостаточную для того, чтобы вызвать движение тележки. Совершается ли механическая работа?
- На гирю, подвешенную к пружине, действует сила упругости пружины. Но гиря не перемещается.
ВЫВОД: если есть сила, а нет перемещения, то работа равна нулю.
- Тележка по инерции перемещается на некотором участке гладкой поверхности.
ВЫВОД: работа равна нулю, так как результирующая сила равна нулю. Без действия силы не может быть и работы.
-Какой опыт вы бы показали, чтобы продемонстрировать совершение силой механической работы?
4. Тележку при помощи динамометра перемещают по столу.
5. Нагруженная тележка под действием силы перемещается сначала на расстояние 0,5 м, а затем на 1 м. В каком случае совершается большая работа?
6. Нагруженная тележка под действием силы перемещается на 1 м. Фиксируем значение силы, совершающей работу. Нагрузку тележки увеличивают и опыт повторяют. Отмечают возросшее значение силы. В каком случае совершается большая работа?
От каких величин зависит механическая работа? Какая это зависимость?
ВЫВОД: механическая работа прямо пропорциональна силе и прямо пропорциональна пройденному пути.
Работа =сила×путь
A=F×S
За единицу работы принимают работу, совершаемую силой в 1 Н, на пути, равном 1 м.
Единица работы – джоуль (Дж) в честь английского ученого Дж. Джоуля.
Часто применяют кратные и дольные единицы:
1кДж=1000Дж
1МДж=1000000Дж
1мДж=0,001Дж
Давайте немного поиграем в мяч.
Рассмотреть рисунок девочка с мячем:
- Если направление движения тела совпадает с направлением действия силы, то сила совершает положительную работу.
- Если направление движения тела противоположно направлению силы, то данная сила совершает отрицательную работу
- Работа равна нулю, если сила действует, а тело не перемещается; тело перемещается, а сила равна нулю; направление действия силы и направление движения взаимно перпендикулярны.
- Закрепление ЗУН
-на столах лежат брусочки, динамометры. Протяните брусок при помощи динамометра с одного края стола на другой. Вы совершали работу? Как можно ее определить?
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
-при перелете с большого пальца руки человека на указательный комар совершает работу
0,000 000 000 000 000 000 000 000 001 Дж.
-Сердце человека за одно сокращение совершает приблизительно 1 Дж работы, что соответствует работе, совершенной при поднятии груза массой 10 кг на высоту 1 см.
-Объясните пословицы с точки зрения физики:
-С горы вскачь, а в гору хоть плач.
-Сверху легко бросать, попробуй–ка снизу.
-В гору то семеро тащат, а с горы и один столкнет.
ЗАДАЧА: Пока Петины друзья занимались общественно полезным трудом, Петя, масса которого 35 кг залез на самую верхушку березы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Петя?
- Подведение итогов.
-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что вас заинтересовало? Что понравилось?
- Домашнее задание
Я вижу вы люди творческие, инициативные, поэтому кроме параграфа в учебнике и упражнения я вам предлагаю выполнить такое задание: вычислить механическую работу, которую вы совершаете, равномерно поднимаясь с первого на третий этаж школы. Подготовить пословицы, поговорки, высказывания о работе и объяснить их с точки зрения физики.
Предварительный просмотр:
Тема: «Объяснение электрических явлений»
Цели: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся об электризации тел. На основании электронной теории объяснить процесс электризации тел.
2. Воспитывать наблюдательность и дисциплинированность.
3. Развивать мышление учащихся при решении качественных задач.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Оборудование: электроскопы, проводник на изолирующей ручке, эбонитовая палочка, шерсть, гильза из фольги, закрепленная на нити.
План урока.
- Оргмомент. Цели и задачи урока.
- Проверка знаний учащихся.
- Обобщение и систематизация изученного материала.
- Решение задач.
- Подведение итогов и домашнее задание.
Ход урока.
- Оргмомент. Цели и задачи урока.
- Проверка знаний учащихся (тест)
- Обобщение и систематизация изученного материала. (Решение проблемных задач).
Прежде всего необходимо напомнить учащимся ряд положений, вытекающих из электронной теории.
Тело нейтрально, когда сумма всех отрицательных зарядов в теле равна по абсолютному значению сумме всех положительных зарядов и тело в целом не имеет заряда.
Тело заряжено отрицательно в том случае, если оно обладает избыточным, по сравнению с нормальным, числом электронов.
Тело обладает положительным зарядом в том случае, если у него недостаточно электронов.
При электризации трением заряды обоих тел равны по абсолютному значению и противоположны по знаку, ведь при электризации заряды не создаются, а только разделяются – часть отрицательных зарядов переходят с одного тела на другое.
Вопрос: 1) имеют ли электроны и ядро в атоме свое электрическое поле?
2) Почему же тогда атом нейтральный?
Демонстрация 1: Заряжаем электрометр. Соединяем проволокой, закрепленной на изолирующей ручке, заряженный и незаряженный электрометры.
- Почему часть заряда перешло с заряженного электрометра на незаряженный?
Демонстрация 2: Притяжение незаряженной гильзы к наэлектризованной палочке.
- Почему незаряженные тела притягиваются к заряженным не зависимо от знака их заряда?
Заряженное тело создает вокруг себя электрическое поле, которое, действуя на электроны и протоны в незаряженном теле, вызывает в нем разделение зарядов. В результате заряженное тело 1 будет притягивать «ближнюю половину» незаряженного тела 2 и отталкивать «дальнюю».
Хотя заряды половин тела 2 по модулю одинаковы, на «ближнюю» его половину действует более сильное поле, поскольку она находится ближе к телу 1. Вследствие этого притяжение пересилит отталкивание.
Задача: Как с помощью отрицательно заряженного металлического шарика зарядить положительно другой такой же шарик не изменяя заряда первого шарика?
Можно поднести заряженный шарик к незаряженному, коснувшись при этом незаряженного шарика пальцем (на короткое время заземлить). В результате этого шарик приобретет положительный заряд. Заряд первого шарика останется неизменным.
Задача: Как известно, одноименные заряды отталкиваются. А могут ли два одноименно заряженных тела притягиваться друг к другу?
Эффект перераспределения зарядов может привести к притяжению одноименно заряженных тел: ближняя сторона одного из них может изменить знак заряда. Притяжение меньшего по модулю, но ближе расположенного заряда пересилит отталкивание большего по модулю, но более далекого заряда. Такое возможно, если тела находятся достаточно близко друг к другу и заряд одного из них во много раз превышает заряд другого.
Задача: Покажите с помощью схематических рисунков, как располагается заряд на проводящих шаре и конусе. Внешнее электрическое поле отсутствует.
Электроны располагаются равномерно по поверхности проводника. Поэтому в шаре заряд располагается равномерно, а в конусе – самое сильное электрическое поле у вершины, где на единицу объема приходится больший заряд.
Задачи для самостоятельного решения.
- Чем отличается наэлектризованное тело от не наэлектризованного с точки зрения его внутреннего строения?
- Если телу, заряженному положительно, сообщить такой же по модулю отрицательный заряд, то тело окажется электрически нейтральным. Можно ли сказать, что заряды в этом теле исчезли?
- Могут ли две, подвешенные на нитях проводящие гильзы сначала притянуться друг к другу, а затем оттолкнуться, если до взаимодействия одна из них была заряженная, а другая - нет? Если до взаимодействия обе были заряжены одноименно? Если до взаимодействия обе были заряжены разноименно?
5.Подведение итогов и домашнее задание. §31 упр 12 (1, 2)
Дополнительное задание: используя старую пластиковую мыльницу, изготовить пылесос и продемонстрировать его работу.
Предварительный просмотр:
"Первый закон термодинамики"
Цели:
- актуализировать знания учащихся по изучаемой теме; добиться усвоения учащимися закона сохранения и превращения энергии для тепловых процессов – первого закона термодинамики; показать практическую значимость закона;
- способствовать развитию умения сопоставлять факты; логично и сжато строить свой ответ; систематизировать учебный материал;
- показать всеобщность этого закона, используя межпредметные связи курсов физики, биологии, технологии и познаваемость мира; формировать целостное восприятие мира; создать условия для создания положительной мотивации учебной деятельности;
Оборудование:
Ход урока:
- Оргмомент
- Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы познакомились с несколькими физическими характеристиками термодинамической системы. Давайте вспомним основные моменты. (На доске на листочках написаны формулы. Из приведенных формул выберите по какой из них определяется внутренняя энергия? Изменение внутренней энергии? Количество теплоты, необходимого для нагревания и выделяемого при охлаждении? Работа газа? Как связаны между собой работа газа и работа над газом? Уравнение Менделеева – Клапейрона?).
А сейчас мы выполним небольшую лабораторную работу. Вы работаете в группах. Руководители группы получили задание заранее. Используя необходимое оборудование придумать способ изменения внутренней энергии воды в колбе.
- Нагревание воды на спиртовке
- Нагревание воды на батарее отопления
- Нагревание воды при быстром встряхивании пробирки
- Нагревание натиранием тряпочкой
- Нагревание в руках
- Опустить пробирку в горячую воду
Обсудить результаты эксперимента и сделать вывод, что одни группы изменяли внутреннюю энергию при совершении работы, другие при помощи теплопередачи. (СЛАЙД 1)
- Изучение нового материала
В этом и заключается первый закон термодинамики. Берем информационный лист и записываем тему урока: «Первый закон термодинамики». (СЛАЙД 2)
U = A + Q
Изменение внутренней энергии системы при переходе ее из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе.
Часто вместо работы внешних тел над системой рассматривают работу системы над внешними телами. Учитывая, что они противоположны по знаку, первый закон можно переписать:
Q =
Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами.
Сообщение учащегося (История открытия.) (У него особая история открытия, отличная от открытия других законов. Обычно сначала формулируется закон, а затем создаются технические устройства. В этом случае было наоборот.)
Первое начало термодинамики было сформулировано в середине XIX века в результате работ немецкого учёного Ю. Р. Майера(1814-1894), английского физика Дж. П. Джоуля(1818-1889) и немецкого физика Г. Гельмгольца(1821-1894).
Майер был первым, кому удалось прийти к этому закону, и последним, чья деятельность была признана. Выполняя обязанности врача, Майер делал переливание крови заболевшим матросам. Он заметил, что венозная кровь у больных оказалась необыкновенно ярко-красной. И Майер предположил, что в тропических зонах процесс окисления крови может происходить медленнее из-за уменьшения скорости теплообмена организма животного с окружающей средой. Обобщение этого наблюдения привело Майера к идее об эквивалентности тепла и механической работы. До 1851 года Майер написал четыре статьи об этой теории. В одной из них он говорил ” Формула закона сложна, будет понятна на простых примерах. Когда человек более у него поднимается температура, и увеличивается внутренняя энергия. Человек принимает лекарства, понижающие температуру, вызывающие потоотделение. Количество теплоты отрицательно, так как тепло отдаётся. Температура снижается до нормальной температуры.» И не зря открыл закон врач.
Джеймс Прескотт Джоуль работал более сорока лет над экспериментальным исследованием работы и теплоты.
Гермгольц Герман Людвиг Фердинанд в 1847 году в работе «О сохранении силы» впервые математически обосновал закон о сохранении энергии. Проанализировав большинство известных в то время физических явлений, он показал его всеобщность.
С помощью первого закона термодинамики можно делать важные заключения о характере протекающих процессов. Рассмотрим различные процессы, при которых одна из физических величин остается неизменной (изопроцессы). Пусть система представляет собой идеальный газ. Это самый простой случай.
Название процесса | Постоянный параметр | P(V) -диаграмма | Изменение внутренней энергии | Работа газа | Количество теплоты | Первый закон термодинамики |
Изохорное нагревание | V = const | U>0 | =0 | Q>0 | Q = | |
Изохорное охлаждение | V = const | U<0 | =0 | Q<0 | Q = | |
Количество теплоты, переданное системе идет на изменение внутренней энергии системы | ||||||
Изотерми-ческое расширение | T= const | U=0 | >0 | Q>0 | Q = | |
Изотерми-ческое сжатие | T= const | U=0 | <0 | Q<0 | Q = | |
Количество теплоты, переданное системе, идет на совершение системой работы над внешними телами. | ||||||
Изобарное расширение | P= const | U>0 | >0 | Q>0 | Q = | |
Изобарное сжатие | P= const | U<0 | Q<0 | Q = | ||
Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами. | ||||||
Адиабатный процесс – это процесс в теплоизолированной системе | ||||||
Адиабатное расширение | Q=0 | U<0 | >0 | Q=0 | ΔU= - U = A | |
Адиабатное сжатие | Q=0 | U>0 | <0 | Q=0 | ΔU= - U = A | |
Изменение внутренней энергии происходит только за счет совершения работы |
Охлаждение газа при адиабатном расширении происходит в грандиозных масштабах в атмосфере земли. Нагретый воздух поднимается вверх и расширяется, так как атмосферное давление падает с увеличением высоты. Это расширение сопровождается значительным охлаждением. В результате водяные пары конденсируются и образуют облака. Если процесс конденсации пара в воздухе идет более интенсивно, Чем процесс испарения капель воды на поверхности облака , развитие облака может завершиться выпадение дождя, снега или града.
- Закрепление знаний, умений и навыков
Решение задач
- 1. Идеальный газ получил количество теплоты, равное 300 Дж, и совершил работу, равную 100 Дж. Как изменилась внутренняя энергия газа?
- При неизменной температуре идеальный газ расширился и совершил работу 15 кДж. Какое количество теплоты сообщили газу?
- В теплоизолированном цилиндре с поршнем находится гелий массой 0,3 кг при температуре 20 С. Гелий расширяясь совершил работу 6705 Дж. Определите изменение внутренней энергии гелия и его температуру после расширения.
- Объем кислорода массой 320 г, температура которого 127 С, при изобарном нагревании увеличился вдвое. Найти работу газа при расширении, количество теплоты, которое пошло на нагревание, и изменение внутренней энергии газа.
- Подведение итогов и д/з
Предварительный просмотр:
Тема: «Полное отражение»
Цели: 1. Ознакомить учащийся с явлением полного отражения света и его практическим применением.
2. Воспитывать наблюдательность при проведении экспериментов и умение делать выводы.
3. Развивать мышление учащийся при решении задач.
Оборудование: прибор для изучения законов геометрической оптики, источник питания, банка, лампочка, резервуар для воды.
План урока
- Оргмомент. Цели и задачи
- Проблемная ситуация
- Изучение нового материала
- Закрепление ЗУН
- Подведение итогов и Д/з
Ход урока
- Оргмомент. Цели и задачи урока. На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с новым оптическим явлением, которое нашло широкое применение в различных оптических приборов, например, в полевых биноклях, перископах и многих других, но сначала давайте решим задачу.
- Проблемная ситуация
Задача: Луч света падает из воды на границу раздела « вода – воздух» под углом 50°. Найдите угол преломления луча в воздухе.
3. Изучение нового материала
Давайте рассмотрим данную ситуацию теоретически. Луч света переходит из оптически более плотной среды в менее плотную, следовательно, угол преломления будет больше угла падения. Если мы постепенно будем увеличивать угол падения, то угол преломления так же будет увеличиваться и при некотором
Если увеличится угол падения дольше, то будет наблюдаться явление полного отражения.
Угол падения , соответствующий углу преломления 90°, называют предельным углом полного отражения.
ЭКСПЕРИМЕНТ:
От проекционного аппарата направлен узкий световой пучок на круглую поверхность стеклянного полуцилиндра через стекло. Наблюдаем за измерением интенсивности трех световых пучков, падающего на границу раздела « стекло – воздух», отраженного в стекле и преломленного в воздухе в зависимости от угла падения.
Если угол падения пучка в стекле невелик, то интенсивности отраженного пучка мала и почти вся энергия переходит в воздух. При увеличении угла падения интенсивности отраженного пучка возрастает, преломленного убывает. Когда преломленный пучок скользит вдоль поверхности раздела, интенсивности преломленного пучка падает до нуля и практически вся энергия падающего пучка отражается внутрь более плотной среды (т.е. среды)
4.Закрепление ЗУН
Задача: Почему блестят воздушные пузырьки в воде?
Ответ: Падающий на пузырьки солнечный свет испытывает на их поверхности полное отражение и не проходит внутрь, отражаясь как от зеркала.
Эксперимент: « свет в струе воды»
Сообщение учащиеся «Волоконная оптика»
Задача: Определить предельный угол полного отражения для алмаза.
Задача: Найти предельный угол полного отражения для сред вода (1,33)- стекло (1,5).
Задача: На какой глубине под водой находится водолаз, если он видит отраженными от воды те части горизонтального дна, которые от него на расстоянии 15м и более? Рост водолаза 1,7м.
Человек видит предметы, расположенные горизонтально на дне в том случае, если имеет место полное отражение на границе сред.
5.Подведение итогов и Д/з. §62 упр 8 (12,14,10)
Предварительный просмотр:
Механическая работа Для выполнения работы необходимо: 1) 2) Механическая работа прямо пропорциональна ________________ и прямо пропорциональна __________________. Формула механической работы: Единица работы:
| Механическая работа Для выполнения работы необходимо: 1) 2) Механическая работа прямо пропорциональна ________________ и прямо пропорциональна __________________. Формула механической работы: Единица работы:
|
Механическая работа | Механическая работа |
1. Для выполнения работы необходимо: 1)__________________________________________________________________ 2) __________________________________________________________________. | 1. Для выполнения работы необходимо: 1)__________________________________________________________________ 2) __________________________________________________________________. |
2. Механическая работа прямо пропорциональна ________________ и прямо пропорциональна __________________. | 2. Механическая работа прямо пропорциональна ________________ и прямо пропорциональна __________________. |
3. Формула механической работы: | 3. Формула механической работы: |
4. Единица измерения работы:
| 4. Единица измерения работы:
|
|
|
Предварительный просмотр:
Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока».
Цели: 1. Сформировать понятие об электрическом токе и роли источника в цепи; разъяснить устройство и принцип действия аккумулятора и гальванического элемента.
2. Воспитывать у учащихся интерес к науке, стремление к знаниям.
3. Развивать мышление учащихся в процессе физического эксперимента и решение задач.
Оборудование: электрофорная машина, фотоэлемент, термоэлемент, модель генератора электрического тока, лампа на подставке, соединительные провода, гальванометр, проводники из разных материалов, лимон, гальванический элемент, таблицы, рисунки.
План урока:
1. Оргмомент. Цели и задачи.
2.Повторение пройденного.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление ЗУН.
5. Подведение итогов и Д/з.
1.Оргмомент. Цели и задачи урока.
Когда говорят об использовании электрической энергии в быту, на производстве или транспорте, то имеют в виду работу электрического тока. Электрический ток проводят к потребителю от электростанции по проводам. Поэтому, когда в домах неожиданно гаснут электрические лампы, или прекращаются движение электропоездов, троллейбусов, говорят, что в проводах исчез ток. Что же такое электрический ток, что необходимо для его возникновения и существования в течение нужного нам времени мы и узнаем на сегодняшнем уроке. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока: « Электрический ток. Источники электрического тока». Но сначала давайте проверим ваши знания по пройденному материалу.
2.Повторение пройденного (тест по вариантам).
3. Изучение нового материала.
ЭКСПЕРИМЕНТ 1
Заряжаем электрометр, добиваясь максимального отклонения стрелки. Соединяем проводником с другим электрометром. Наблюдаем уменьшение показаний первого и увеличение показаний второго.
- Что произошло?
( Под действием электрического поля электроны проводимости перемещаются по проводнику). Электроны обладают отрицательным электрическим зарядом. Электрическими зарядам и могут обладать и более крупные частицы вещества – ионы.
Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.
Для существования электрического тока необходимы следующие условия:
1.Наличие свободных заряженных частиц (электронов, положительных и отрицательных ионов).
2. Наличие электрического поля.
Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.
Источники тока бывают различные. Но во всяком из них совершается работа по разделению положительного и отрицательного заряженных частиц. Разделенные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Так называется места, к которым с помощью клеем или зажимов присоединяют проводники. Один полюс источника тока заряжается положительно, а другой – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то под действием электрического поля свободные заряженные частицы будут перемещаться в определенном направлении, возникает электрический ток.
В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение какой – либо энергии в электрическую.
- Какие виды энергии вы знаете?
ЭКСПЕРИМЕНТ 2
Электрофорная машина (механическая энергия – электрическую)
ЭКСПЕРИМЕНТ 3
Термоэлемент (внутренняя – электрическую)
ЭКСПЕРИМЕНТ 4
Фотоэлемент ( световая – электрическую)
ЭКСПЕРИМЕНТ 5
Гальванический элемент (химическая – электрическую)
Источники тока, у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов, получили название гальванических. Такое название было предложено итальянским ученым Вольта в 1796 г в честь ученого Гальвани.
( При помощи таблицы рассматривается устройство и принцип действия элемента).
1.Цинковый сосуд.
2. Угольный стержень.
3. Полотняный мешочек, наполненный смесью оксида марганца с углем.
4. Клейстер, изготовленный из муки на растворе нашатыря.
5. Слой смолы.
При взаимодействии нашатыря с цинком от цинка отделяются положительные ионы. Цинк становится отрицательно заряженным, а угольный стержень – положительно заряженным. Между заряженными угольным стержнем и цинковым сосудом, которых называется электродами, возникает электрическое поле. Если угольный стержень и цинковый сосуд соединить проводником, то по всей длине под действием электрического поля свободные электроны придут в упорядоченное движение. Возникает электрический ток.
К гальваническим источникам относятся и электрические аккумуляторы. Простейший аккумулятор состоит из двух свинцовых пластин (электродов), помещенных в раствор серной кислоты.
Чтобы аккумулятор стал источником тока, его надо зарядить. Для зарядки через аккумулятор пропускают постоянный ток от какого – нибудь источника. В процессе зарядки в результате химических реакций один электрод становится положительно заряженным, а другой – отрицательно. Когда аккумулятор зарядится, его можно использовать как самостоятельный источник тока.
Кроме свинцовых, или кислотных , аккумуляторов широко применяют железоникелевые, или щелочные, аккумуляторы . В них используется раствор щелочи, а пластины состоят одна из спрессованного железного порошка, вторая из пероксида никеля.
Аккумуляторы имеют широкое и разнообразное применение. Они служат для освещения железнодорожных вагонов, автомобилей, для запуска автомобильного двигателя. Батареи аккумуляторов питают электроэнергией подводную лодку под водой. Радиопередатчики и научная аппаратура на искусственных спутниках Земли также получают электропитание от аккумуляторов, установленных на спутнике.
На электростанциях электрический ток получают с помощью генераторов.
ЭКСПЕРИМЕНТ 6 (Модель генератора электрического тока).
4. Закрепление
Задача: на рисунках изображены различные виды движения электрических зарядов: а) молния между облаком и землей; б) тепловое (беспорядочное) движение электронов в металле; в) поток электронов, вызывающих изображение на экране телевизора. Укажите, в каком случае движение электронов представляет собой электрический ток.
Задача: Имеются заряженный электроскоп и металлическая палочка. Что следует сделать, чтобы в палочке возник электрический ток?
Задача: На рисунках показаны палочки на изолирующих ручках и заряженные электроскопы, расположенные парами. Скажите, по какой палочке потечет электрический ток, если она своими концами одновременно соприкоснется с шариками двух электроскопов.
Задача: В чем состоит главное различие между током, возникшим в металлическом проводнике, с помощью которого заряжают электроскоп, и током, текущим по проводнику, соединяющему полюсы гальванического элемента?
5. Подведение итогов и д/з.
Предварительный просмотр:
Опыт №1
Материал: железная (Fe), алюминиевая (Al) и деревянная палочки, миска с чистой водой, учебник физики 7 класса.
Задание:
1) Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде;
2) Найти в таблице плотности (учебник стр. 50-51) соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы:
Жидкость | Предмет | Наблюдение | ||
Наименование | Плотность (кг/м3) | Материал | Плотность (кг/м3) | |
Вода (H2O) | Железо (Fe) | |||
Вода (H2O) | Алюминий (Al) | |||
Вода (H2O) | Дерево (сосна) | |||
Вода (H2O) | Пробка | |||
Вода (H2O) | Парафин (свечка), нет предмета |
3) Сравните глубину погружения дерева и парафина в воду
Описание наблюдения и вывод:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике для 7 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы
Учебно-методический комплект
- А.В.Перышкин. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2012.
- В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.
- А. Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2008.
Материал комплекта полностью соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования.
Учебная программа 7 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.
По программе за год учащиеся должны выполнить 5 контрольных работ и 11 лабораторных работ.
Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;
- смысл физических величин: путь, скорость; масса, плотность, сила; давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Количество часов, отведенных на контроль знаний |
1 | Тема 1. Введение | 4 | |
2 | Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | |
3 | Тема 3. Взаимодействие тел | 21 | 2 |
4 | Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 23 | 1 |
5 | Тема 5. Работа и мощность. Энергия | 13 | 1 |
6 | Повторение (резервное время) | 4 | 1 |
Основное содержание учебного предмета
- Введение - 4 часа.
- Первоначальные сведения о строении вещества - 5 часов.
- Взаимодействие тел - 21 час.
- Давление твердых тел, жидкостей и газов - 23 час.
- Работа и мощность. Энергия - 13 часов.
- Повторение - 4 часов
Введение
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации
Наблюдение физических явлений:
- Свободное падение тел.
- Колебания маятника.
- Притяжение стального шара магнитом.
- Свечение нити электрической лампы.
- Электрические искры.
Лабораторные работы
- Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.
Демонстрации
- Диффузия в растворах и газах, в воде.
- Модель хаотического движения молекул в газе.
- Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Лабораторные работы
- Измерение размеров малых тел
Взаимодействие тел
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы. Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.
Демонстрации
1. Равномерное прямолинейное движение.
2. Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.
3. Явление инерции.
4. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
5. Измерение силы по деформации пружины.
6. Свойства силы трения.
7. Сложение сил.
Лабораторные работы
- Измерение массы тела на рычажных весах
- Измерение объема тела
- Определение плотности твёрдого тела
- Градуирование пружины
- Измерение силы трения с помощью динамометра
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации
- Барометр.
- Опыт с шаром Паскаля.
- Опыт с ведерком Архимеда.
Лабораторные работы
- Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело
- Выяснение условий плавания тела в жидкости
Работа и мощность. Энергия.
Работа силы. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Виды равновесия. «золотое правило» механики. КПД механизма. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации
- Простые механизмы
- Превращение одного вида энергии в другой
Лабораторные работы
- Выяснение условия равновесия рычага
- Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости
Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка.
Повторение
Повторение проводится по темам: строение вещества и их свойства, механическое движение, давление. Предусмотрена итоговая контрольная работа и анализ ее результатов.
Литература:
- Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010.
- Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2008.
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. 7-9 классы.
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году государственной итоговой аттестации по ФИЗИКЕ.
- М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.
- А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011.
- В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.
- Рабочие программы 7 – 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2009.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. Физика. 7-9 классы
Учебно-методический комплект
- А. В. Перышкин. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2012.
- В. И. Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.
- А. Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2008.
Материал комплекта полностью соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования.
Учебная программа 8 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.
По программе за год учащиеся должны выполнить 6 контрольных работ и 11 лабораторных работ.
Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса
В результате изучения физики в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом;
- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;
- решать задачи на применение физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников информации (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков и презентаций);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Количество часов, отведенных на контроль знаний |
1 | Тема 1. Тепловые явления | 12 | 1 |
2 | Тема 2. Изменения агрегатных состояний вещества | 11 | 1 |
3 | Тема 3. Электрические явления | 27 | 2 |
4 | Тема 4. Электромагнитные явления | 7 | |
5 | Тема 5. Световые явления | 9 | 1 |
6 | Повторение (резервное время) | 4 | 1 |
Основное содержание учебного предмета
Тема 1. Тепловые явления | - 12 часов |
Тема 2. Изменения агрегатных состояний вещества | - 11 часов |
Тема 3. Электрические явления | - 27 часов |
Тема 4. Электромагнитные явления | - 7 часов |
Тема 5. Световые явления | - 9 часов |
Повторение (резервное время) | - 4 часа |
1. Тепловые явления (12 ч)
Тепловое движение. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Лабораторные работы
- Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры
- Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.
2. Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
Лабораторная работа
3. Измерение относительной влажности воздуха.
3. Электрические явления (27 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Лабораторные работы
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи
6. Регулирование силы тока реостатом
7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра
8. Измерение работы и мощности электрического тока
4. Электромагнитные явления (7 ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Лабораторные работы
9. Сборка электромагнита и испытание его действия
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока
5. Световые явления (9 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Лабораторные работы
11. Получение изображений при помощи линз
Повторение (4 часа)
Повторение проводится по темам: тепловые явления, электрические явления. Предусмотрена итоговая контрольная работа и анализ ее результатов.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. Физика. 7-9 классы
Учебно-методический комплект
- А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. Физика. 9 класс. М.: Дрофа, 2009.
- В. И. Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.
- А. Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2008.
- А. П. Рымкевич. Физика. Задачник. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2013.
Материал комплекта полностью соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования.
Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
По программе за год учащиеся должны выполнить 5 контрольных работ и 6 лабораторных работ.
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
В результате изучения физики в 9 классе ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Количество часов, отведенных на контроль знаний |
1 | Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел | 27 | 2 |
2 | Тема 2. Механические колебания и волны. Звук. | 10 | 1 |
3 | Тема 3. Электромагнитное поле | 17 | 1 |
4 | Тема 4. Строение атома и атомного ядра | 11 | 1 |
5 | Повторение (резервное время) | 3 | 1 |
Основное содержание учебного предмета
Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел | - 27 часов |
Тема 2. Механические колебания и волны. Звук. | - 10 часов |
Тема 3. Электромагнитное поле | - 17 часов |
Тема 4. Строение атома и атомного ядра | - 11 часов |
Повторение (резервное время) | - 3 часа |
1. Законы взаимодействия и движения тел (26+1 (из резервного времени на тему: «Закон сохранения энергии») ч.)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Лабораторные работы
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
2. Механические колебания и волны. Звук (10 ч.)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Лабораторная работа
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
3. Электромагнитное поле (17 ч.)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света.
Лабораторная работа
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Строение атома и атомного ядра (11 ч.)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Лабораторные работы
5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Повторение (Резервное время 3 ч.)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике для 10 класса (базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10 – 11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев. – М.: Просвещение, 2006.)
Учебно-методический комплект
1) Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика. 10 класс. – М.: Просвещение, 2010.
2) А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2013.
Учебная программа 10 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.
По программе за год учащиеся должны выполнить 6 контрольных работ и 4 лабораторные работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики в 10 классе ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;
- смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила;
- смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
уметь
- описывать и объяснять:
физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;
физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
- приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
- измерять расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока; скорость, ускорение свободного падения; плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
- применять полученные знания для решения физических задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Количество часов, отведенных на контроль знаний |
1. | Введение | 1 час | |
2. | Кинематика | 8 часов | 1 час |
3. | Динамика | 8 часов | 1 час |
4. | Законы сохранения в механике. Статика. | 9 часов | 1 час |
5. | Основы молекулярно-кинетической теории. | 7 часов | |
6. | Температура. Энергия теплового движения молекул | 2 часа | |
7. | Свойства твердых тел, жидкостей и газов | 6 часов | |
8. | Основы термодинамики | 6 часов | 1 час |
9. | Основы электродинамики | 9 часов | |
10. | Законы постоянного тока | 8 часов | 1 час |
11. | Электрический ток в различных средах | 3 часа | |
12. | Повторение (резервное время) | 3 часа | 1 час |
Содержание учебного предмета
1. | Введение | 1 час |
2. | Кинематика | 8 часов |
3. | Динамика | 8 часов |
4. | Законы сохранения в механике. Статика. | 9 часов |
5. | Основы молекулярно-кинетической теории. | 7 часов |
6. | Температура. Энергия теплового движения молекул | 2 часа |
7. | Свойства твердых тел, жидкостей и газов | 6 часов |
8. | Основы термодинамики | 6 часов |
9. | Основы электродинамики | 9 часов |
10. | Законы постоянного тока | 8 часов |
11. | Электрический ток в различных средах | 3 часа |
12. | Повторение (резервное время) | 3 часа |
Основное содержание программы
Введение
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания. Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.
Кинематика
Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.
Лабораторная работа
1. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
Демонстрации
1. Зависимость траектории от выбора отсчета.
2. Падение тел в воздухе и в вакууме
Динамика
Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения. Силы упругости, Силы трения.
Демонстрации
3. Явление инерции.
4. Измерение сил.
5. Сложение сил.
6. Зависимость силы упругости от деформации.
Законы сохранения в механике. Статика.
Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия твердых тел.
Демонстрации.
7. Реактивное движение.
8. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
9. Равновесие твердых тел.
Лабораторная работа
2. Изучение закона сохранения механической энергии.
Основы молекулярно – кинетической теории
Молекулярно – кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания. Идеальный газ.
Демонстрация
10. Механическая модель броуновского движения
Температура. Энергия теплового движения молекул.
Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура.
Свойства твердых тел, жидкостей и газов
Уравнение состояния идеального газа. Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой .Строение жидкостей и твердых тел.
Лабораторная работа
3. Опытная проверка закона Гей-Люссака
Демонстрации
11. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
12. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
13. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
14. Устройство гигрометра и психрометра.
15. Кристаллические и аморфные тела.
Основы термодинамики
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.
Демонстрации
16. Модели тепловых двигателей.
Основы электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле.
Демонстрации
17. Электризация тел.
18. Электрометр.
19. Энергия заряженного конденсатора.
Законы постоянного тока.
Электрический ток. Закон Ома. Соединение проводников. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи.
Лабораторные работы
4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников
5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Демонстрация
20. Электроизмерительные приборы
Электрический ток в различных средах
Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники. Электрический ток в жидкостях
Демонстрация
21. Электролиз
Повторение
Обобщающий урок. Итоговая контрольная работа. Анализ результатов итоговой контрольной работы.