6) Научная и методическая работа.
Выступления методического объединения учителей физик, публикации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая направленность на уроках физики | 28.85 КБ |
Преподавание физики в условиях введения ФГОС | 907.86 КБ |
Элементы проблемного обучения | 18.72 КБ |
Современный урок физики в свете требований ФГОС | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая направленность уроков физики
как средство развития способностей к познавательной
и творческой деятельности учащихся
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи учебного материала с практикой). В современной дидактике этот принцип называется принципом практической направленности подготовки учащихся. В существующее содержание принципа практической направленности подготовки включены идеи, не позволяющие наилучшим образом подготовить учащихся средних общеобразовательных учебных заведений к жизни. В итоге можно утверждать, что существует противоречие между жизненной потребностью практической направленности подготовки учащихся и невозможностью удовлетворить эту потребность на основе сложившегося содержания обучения. Существование этого противоречия в настоящее время обуславливает актуальность данной проблемы. Эта проблема актуальна, так как к проблемам качества образования отмечается повышенный интерес во всем мире. А новые жизненные условия выдвигают требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей – вот заказ нашего общества
Основные цели изучения физики:
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; планировать и выполнять эксперименты, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости.
- применение знаний для объяснения явлений природы, - свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике.
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры; уверенности в необходимости обосновывать позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений.
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природоиспользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Особенностью физики является то, что она изучает все! Цель – помочь учащимся лучше понять и полюбить интересную, но далеко не легкую науку – физику. Научить задумываться над окружающими явлениями и находить им правильное объяснение. Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты, на простых опытах и примерах раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем. Отвечая на вопрос какие основные идеи заложены в содержание принципа практической направленности подготовки, выделяем следующие аспекты:
1) основной идеей этого принципа является приобретение учащимися знаний и умений, которые потребуются им в будущей жизни;
2) конкретизация знаний и умений, необходимых человеку в современной жизни.
Для этого была проделана следующая работа:
Уже на первом уроке физики в 7 классе показываем учащимся неразрывную связь физики с жизнью. Говорим о том, что физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Приводим примеры неразрывной связи физики и техники: физика дала технике автомобили, тепловозы, кино, телевидение. В свою очередь техника позволила заглянуть в космос и начать его освоение. Ярким примером воплощения в жизнь достижений физической науки является создание современных транспортных средств, таких, как самолеты, автомобили, морские и речные судна, космические ракеты; средства связи с применением спутников Земли; лазерные технологии в промышленности и медицине. На последующих уроках просим ребят объяснять опыты, факты, явления из жизни “научно, грамотно, с точки зрения физики”. Это вначале вызывает некоторые затруднения у учеников, потому что им привычнее: “это так, потому что я это вижу”. Постепенно они понимают, что все, происходящее вокруг, объясняет физика. Здесь место удивлению: сколько в повседневной жизни интересной физики!
Считаем, что на первой ступени изучения физики определяющую роль играют демонстрационный эксперимент, самостоятельное выполнение опытов, понимание физических явлений, наблюдаемых в повседневной жизни, и умение их объяснить.
Ученик, хочет он этого или нет, задумается: как проще провести опыт, где встречался он с подобным явлением на практике, где еще может быть полезно данное явление. Большое значение имеют домашние наблюдения и эксперимент: придумайте способ измерения высоты дерева; исследуйте знак заряда наэлектризованных тел и др. В старших классах учащиеся явно ощущают потребность в систематизации представления о мире. По моему мнению, одной из важнейших педагогических задач учителя в процессе преподавания физики в профильных классах является раскрытие его творческого потенциала, гармонизация видения мира с точки физики. При изучении физики на профильном уровне используем в каждой теме дополнительный материал из истории этой науки или примеры практических применений изученных законов и явлений. ( Приложение 7) Например, при изучении закона сохранения импульса уместно ознакомить ребят с историей развития идеи космических полётов, с этапами освоения космического пространства и современными достижениями. Изучение разделов по оптике и физике атома завершаем знакомством с принципом действия лазера и различными применениями лазерного излучения, включая голографию.
Особого внимания заслуживают вопросы энергетики, включая ядерную, а также проблемы безопасности и экологии, связанные с её развитием. В разделе "Механика" раскрываем вопросы механизации производства; в разделах "Электродинамика" и "Квантовая физика" — вопросы электроэнергетики, электрификации. При изучении молекулярно-кинетической теории рассматривается создание материалов с заданными техническими свойствами.
Стараемся сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение их в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе: обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. Так как обществу необходим выпускник, умеющий творчески применить полученные знания на практике и способный к продолжению образования, самообразованию и труду приобщаю детей к проектно - исследовательской деятельности. Проектное обучение создает условия для самореализации школьника, нацеливает его на поиск путей оптимального решения проблемы, развивает у учащихся самостоятельность, творческое отношение к делу, привычку к обучению на протяжении всей жизни, знакомит с методами применения знаний по физике на практике, в быту, технике и на производстве.
В настоящее время исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разнообразными формами. Это и физический кружок, и элективные курсы, и научное общество учащихся.
Экспериментальные исследования важны учащимся, которые изучают физику не только на повышенном, но и базовом уровне, поскольку владение исследовательской компетентностью актуально для каждого человека. В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к формированию у учащихся устойчивых познавательных интересов, они охотно работают на уроке и вне урока. Наслаждение самим трудовым процессом (ведь ученик считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению данной работы.
Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество. Поэтому мои принципы: основа каждого занятия должна быть интересна учащемуся, чтобы увлекать его; выполнима, решение её должно быть получено участником исследования; оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, необычности; доступна, т.е. тема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Важную роль в усилении практической направленности обучения физики играют экскурсии, так как экскурсии – одно из средств связи преподавания физики с производством. Они дополняют теоретическое обучение, дают учащимся ясное представление о применении физических законов и явлений на производстве. Изучаемые в классе физические законы и явления позволяют понять наблюдаемые во время экскурсии производственные процессы, а эти наблюдения в свою очередь углубляют знания учащихся о законах природы, расширяют их политехнический кругозор, способствуют профориентации учащихся, повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, имеют воспитательное значение. Государственный стандарт по физике предусматривает развитие у школьников умений описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств.
Поскольку одно из важных направлений реформы школы – усиление практической направленности преподавания, которое для физики выражается, в частности, в том, что не менее 30% всех уроков должно быть отведено проработке учебного материала путём решения задач, выполнения лабораторных работ и практикума, а также повторения и обобщения материала. Это очень серьёзный потенциал в производственной и профориентационной подготовке школьников. Успешное выполнение их предполагает овладение учащимися первоначальными практическими умениями и навыками.
В работе обращаем внимание на практические умения, формирование которых предусмотрено программой, а именно:
- пользоваться измерительными приборами: мензуркой, весами, динамометром, барометром, манометром (VII класс);
-пользоваться калориметром, термометром, амперметром, вольтметром, реостатом, электронагревательными приборами, плавкими предохранителями, чертить схемы электрических цепей, собирать цепи по схемам (VIII класс);
-производить измерения и расчёты по определению скорости, ускорения, пути, времени движения, массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД механизма (IX класс);
-производить измерения и расчёты по определению объёма, давления и температуры газа, сопротивления и электроёмкости проводника, напряжённости и разности потенциалов, силы и мощности тока (X класс);
-экспериментально определять показатель преломления вещества, длину световой волны, фокусное расстояние линзы, определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях (XI класс);
Выполнение лабораторных работ связано с организацией самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Применяем вариант индивидуализации работы, подбираем нестандартные задания творческого характера например, постановка новой лабораторной работы. Хотя ученик и выполняет те же самые действия и операции, какие потом выполнят остальные учащиеся, но характер его работы существенно меняется, т.к. всё это он делает первым. Здесь, по существу, проверяется не физический закон, а способность ученика к постановке и выполнению физического эксперимента. Проведя серию необходимых измерений и вычислений, ученик оценивает погрешности измерений и, если они недопустимо велики, находит основные источники ошибок и пробует их устранить.
В профильных классах практикуем физпрактикум – один из любимых уроков у учащихся, т.к. они получают свободу деятельности, вызывают познавательный интерес. Учащиеся открывают что-то новое для себя, раскрываются их творческие способности. Это возможность организации коллективной деятельности на уроке, возможность установить межпредметную связь.
В процессе исследований и обобщения полученных результатов школьники должны научиться устанавливать функциональную связь и взаимозависимость явлений; моделировать явления, выдвигать гипотезы, экспериментально проверять их и интерпретировать полученные результаты; изучать физические законы и теории, границы их применимости.
При отборе работ предпочтение отдаём таким работам, которые позволили бы, с одной стороны, повторить, углубить и обобщить основные вопросы пройденного курса, а с другой стороны имели бы техническое содержание. Подготовку учащихся к практикуму проводим постепенно, систематически в течение всего года. С этой целью во время классных занятий знакомим учащихся со всеми лабораторными работами, входящими в практикум – раскрываем метод выполнения работ, показываем сами приборы, даём некоторые практические указания по работе с приборами.
Перед выполнением практикума сообщаем график работ и вывешиваем график в классе. Ставя оценку за лабораторную работу, учитываем подготовленность учащихся, качество выполнения работы, осознанность, уровень экспериментальных знаний, умений и навыков, владения общей культурой труда, отчет о работе.
Делаем отметку за выполнение работы в тетрадях самих учащихся. Затем они сдают зачет по теории этой практической работы. Так, например, по работе «Снятие вольтамперной характеристики полупроводникового диода» учащиеся отвечают на вопросы:
А) Что такое полупроводники?
Б) Какой проводимостью они обладают?
В) Устройство полупроводникового диода.
Г) Его назначение, преимущество.
В своей работе используем иллюстративный материал. Работа с таблицами и с рисунками вырабатывает у учащихся привычку всматриваться в них и получать большой объем информации, осуществляется выработка умения читать схемы приборов, умение определять по рисункам устройства и принцип действия приборов
Знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся внедряем на основе принципов здоровьесберегающей педагогики. Это способствует формированию здорового образа жизни, основанного на знаниях физических процессов, происходящих в организме человека и гуманистического отношения к окружающему миру, воспитанию духовности и нравственных основ личности. При изучении темы « Тепловые явления» мы говорим о влиянии параметров микроклимата на самочувствие человека, о теплообмене человека с окружающей средой, о роли кожи в терморегуляции, о значении влажности в жизни человека, о теплопроводности различных материалов. При изучении темы «Физика атома и атомного ядра» затрагиваем экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, ищем пути их преодоления, изучаем устройство дозиметра, говорим о последствия Чернобыльской и Челябинской аварий на атомных предприятиях. На заседаниях НОУ поднимаем глобальные вопросы экологии: экологические проблемы и охрана окружающей среды, влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.), парниковый эффект и загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.), возможные изменения климата в результате деятельности человека, необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды, международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Большое внимание уделяем организация самостоятельной работы учащихся.
В дидактике под самостоятельной работой ученика понимают такую его деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением.
Считаем, что усиление практической направленности преподавания выражается также в проработке учебного материала путём решения задач. Кроме качественных и количественных задач мы часто решаем экспериментальные задачи: «Что покажет амперметр, включённый в различные участки цепи при последовательном соединении проводников, при их параллельном соединении»; «Почему не выливается вода из опрокинутой вверх дном колбы, если горлышко её погружено в воду?» (соответствующий опыт демонстрируется); «Почему вода поднимается вверх, когда её втягивают поршнем?»; «Определите выталкивающую силу, действующую на камушек в воде?» (на столах динамометры, сосуды с водой и камушки с ниткой); «Чему равна сила трения, действующая на брусок?» (динамометр, брусок с ниткой); «Определите период колебания математического маятника» (на столах математические маятники разной длины). Проделывая этот опыт ученики сами убеждаются, что период колебания математического маятника зависит от длины нити маятника.
Далее, очень полезно решение таких задач: «Рассчитайте стоимость электрической энергии, потребляемой вашей семьёй за месяц, наметьте, совместно с родителями, пути экономии (тариф-330 коп/кВт*ч).
«Вычислите работу тока в лампе накаливания и в энергосберегающей лампе такой же мощности за сутки, месяц и так далее. Считаю, что решение подобных экспериментальных задач очень полезно для учеников, так как известно, что от услышанного ученик запоминает лишь 20-25%, от написанного – 50-60%, а от увиденного и сделанного самим ≈90%.
Как известно, для осознания учащимися сущности, структуры и особенностей физических задач, механизмов их решения, значение имеет составление ими физических задач самостоятельно, поэтому в своей работе практикуем такой вид работы. Прежде чем предложить учащимся самостоятельно составить по данной теме физические задачи, мы проанализируем возможный процесс выполнения этого задания, устанавливаю, владеют ли учащиеся всеми теми знаниями, которые они должны иметь для составления задачи, и при необходимости предлагаем им подготовительные учебные упражнения.
Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Явления природы взаимно связаны. Эту взаимосвязь необходимо раскрывать перед учащимися при изучении всех естественнонаучных дисциплин. Именно поэтому большое внимание уделяем интегрированным урокам. В практике проведены интегрированные уроки совместно с учителями биологии, информатики, литературы: «Плавание тел», «Звуковые явления» (Приложение№6), «Электромагнитные явления и, их влияние на живые организмы» «Световые явления в природе». Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задачи, имеющие связь с дисциплинами естественно – научного, исторического, гуманитарного цикла.
Ведь мир окружающий нас интересует школьников, побуждает их отвечать на вопросы, которые перед ними ставит жизнь. Задача учителя физики – помочь им.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. ФГОС начального общего образования . Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 2. ФГОС основного общего образования . Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 3. ФГОС среднего (полного) общего образования . Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 Введение ФГОС
Отличия образовательных стандартов второго поколения Новое качество образования Достижение планируемых результатов
Изменение требований к результатам освоения Основной образовательной программы Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ступени общего образования Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования Программы отдельных учебных предметов Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Компетентностные требования к педагогу, реализующему ФГОС обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей;
Компетентностные требования к педагогу, реализующему ФГОС организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся; использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Направления деятельности педагога при подготовке к реализации ФГОС Изучение содержания стандарта; определение результатов освоения учебного курса; Разработка или выбор контрольно-измерительных и диагностических материалов для оценивания результатов обучения; Выбор УМК, обеспечивающего реализацию ФГОС; Освоение и внедрение образовательных технологий, обеспечивающих реализацию ФГОС; Разработка рабочей программы учебного курса на основе Примерной программы.
Особенности ФГОС: профильный принцип образования для старшей школы; акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника; планируемые результаты обучения представлены на трех уровнях (предметном, метапредметном , личностном); планируемые предметы результаты освоения учебных программ представлены на двух уровнях: выпускник научится (уровень, обязательный для всех обучающихся), и выпускник получит возможность научиться.
Требования к предметным результатам освоения базового курса физики : 1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
Требования к предметным результатам освоения базового курса физики : 4) сформированность умения решать физические задачи; 5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; 6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Дополнительные требования к предметным результатам освоения курса физики на профильном уровне : 1) сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях; 2) сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями; 3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
Дополнительные требования к предметным результатам освоения курса физики на профильном уровне : 4) владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата; 5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.
ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; с амоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование : мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации ; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако - символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации ; у становления аналогий ; подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
● сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся ● убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу человеческой культуры ● самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; ● готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами ● мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода; ● формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения Личностные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение универсальными учебными действиями, составляющими основу умения учиться Универсальные учебные действия- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоение социального опыта, совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса http://standart.edu.ru/
Отличительные особенности учебно-методических комплектов, реализующих ФГОС Предполагает вариативность построения образовательного процесса. Структурирование и отбор учебного материала. Нацелен на реализацию личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода. Система заданий разного типа (вопросы, задачи расчетные, графические, экспериментальные). Позволяет организовать самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Изложение учебного материала с использованием физического эксперимента и теоретического исследования в форме постановки и разрешения проблем. Повышает эффективность организации учебного процесса.
УМК по физике, реализующие ФГОС основного общего образования: Андрюшечкин С.М. Физика, 7-9 Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика, 7-9 Бунчук А.В., Шахмаев Н.М., Дик Ю.И. Физика, 7-9 Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. / Под ред. Орлова В.А., Ройзена И.И. Физика, 7-9 Грачёв А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В. Физика, 7-9 Гуревич А.Е. Физика, 7-9 Изергин Э.Т. Физика, 7-9 Кабардин О.Ф. Физика, 7-9 Минькова Р.Д., Иванов А.И. Физика, 7-9 Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика , 7-9 Степанова Г.Н. Физика , 7-9 Фадеева А.А., Засов А.В., Киселёв Д.Ф. Физика , 7-9 Хижнякова Л.С., Синявина А.А. Физика, 7-9 Шахмаев Н.М., Бунчук А.В., Дик Ю.И. Физика , 7-9
УМК по физике, реализующие ФГОС среднего общего образования: Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика, 10-11(базовый уровень) Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. / под ред. Орлова В.А. Физика, 10-11 (базовый и углубленный уровни) Грачёв А.В., Погожев В.А., Салецкий А.М. и др. Физика, 10-11 (базовый и углубленный уровни) Изергин Э.Т. Физика, 10-11 (базовый уровень) Касьянов В.А. Физика, 10-11 (базовый уровень) Касьянов В.А. Физика, 10-11 (углубленный уровень) Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика, 10-11 Механика (углубленный уровень) Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А. Физика, 10-11 (базовый уровень) Степанова Г.Н. Физика, 10-11 (углубленный уровень) Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика, 10-11 (базовый и углубленный уровни) Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. Физика, 10-11 (углубленный уровень)
Изменение методики проведения урока Постановка цели урока совместно с обучающимися. Организация самостоятельной деятельности обучающихся; учитель – тьютор , организатор деятельности. Использование заданий на развитие мыслительных операций, на развитие информационных умений. Увеличение доли заданий на проверку методологических и экспериментальных умений. Решение проблем (для физики – решение задач). Рефлексия результатов деятельности; самооценивание и взаимооценивание . Дифференцированные домашние задания (экспериментальные задания и задания, выполняемые с применением ИКТ).
Педагогические технологии, обеспечивающие системно-деятельностный подход: технология исследовательской деятельности; проектная технология; технология развития критического мышления через чтение и письмо; технология формирующего оценивания; технология «Мастерские построения знаний»; технология продуктивного чтения; технологии дистанционного обучения; технология развивающего обучения; ИКТ - технологии.
Изменения в рабочих программах Результаты изучения курса не только предметные, но и личностные и метапредметные . Определение базового и повышенного уровней достижения предметных результатов (в физических понятиях, учебных действиях). Определение формируемых универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных). Выбор контрольно-измерительных материалов и диагностик для оценивания образовательных результатов. Выбор и обоснование методики обучения.
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение на уроках физики
Высокий уровень преподавания в Российской школе достигнут благодаря внедрению в учебный процесс новых методов обучения и воспитания. Одним из таких методов является проблемное обучение.
Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности. Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес.
Идеи проблемного обучения давно применялись в практике преподавания физики и других предметов. Появление теоретических работ по проблемному обучению в середине 70-х годов привело к тому, что учителя стали активнее использовать его в своей практике.
Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения в школе исследован М.И. Махмутовым, Р.И. Малафеевым, А.В. Усовой, И.Я. Лернером, И.Г. Дайри, Д.В. Вилькеевым, В. Оконь. Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Проблемность в обучении ими рассматривается как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся. Постепенно распространяясь, проблемное обучение из общеобразовательной школы проникло и в высшую, профессиональную школу.
Проблемным, эти авторы, называют обучение не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем и "открытия" новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебной проблемы - характерный признак этого обучения.
Проблема - означает задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Значительное место в проблемном обучении занимает решение проблемных задач. Проблемные задачи позволяют ученику даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность физических явлений, но и понять их суть, побудить его к самостоятельному решению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда. Такие задачи позволяют ученикам сопоставить получаемый ими результат с ранее изученным материалом, сделать выводы, задуматься.
Примером таких задач могут быть следующие:
Задача 1. Определить сопротивление реостата, произведя необходимые измерения и расчеты (количество витков, площадь поперечного сечения провода, радиус керамического основания).
Задача 2. Наэлектризовать разноименно два электроскопа, не прикасаясь к ним заряженным телом.
Задача3: Дан электрозвонок постоянного тока, гальванический элемент, провода. Как соединить провода, чтобы замыкание цепи вызвало только один удар молоточка о звонковую чашку?
Решение таких задач опытным путем дает возможность учащимся изученные закономерности применить к анализу реальных явлений.
Рассмотрим еще один пример создания проблемы при решении задачи по теме "Соединение проводников".
Задача 4. Определите силу тока, текущего через каждый резистор в цепи, схема которой изображена на рисунке, если напряжение на зажимах 6 В, а сопротивление резисторов R1=R2=R3=6Ом.
Эта задача более сложна, так как сразу не видно, как соединены проводники - это как раз и служит началом проблемной ситуации.
В задачах такого вида, главным действующим лицом являются учащиеся. Они, решая проблему, сами выдвигают гипотезы, доказывают их и проверяют.
Проблемная ситуация в педагогике, в отличие от психологии, рассматривается не как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным "препятствием для хода мысли", а как состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации, объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для ответа на возникший познавательный вопрос. Вопрос - это неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает человека и стимулирует умственный поиск.
Проблемные вопросы - это такие вопросы, с помощью которых создается проблема. Проблемный вопрос, как и проблемная задача, является характеристикой объекта мышления. Вопрос может входить в структуру проблемной задачи, выполняя функцию ее требования, и выступать как относительно самостоятельная форма мысли, как отдельное проблематизированное высказывание, требующее ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания.
Приведем для примера теоретический вопрос, который задается после изучения закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников.
Вопрос: Определите, как изменяется сила тока в ветвях параллельного соединения при уменьшении сопротивления одной из его ветвей (неразветвленная часть цепи тоже содержит резистор)?
Чтобы ответить на этот вопрос, учащиеся проходят несколько этапов. Отметим эти этапы:
1. Прежде всего, выясняют, как изменится сопротивление параллельного соединения и сопротивление всей цепи.
2. Выясняют, как изменилась сила тока в неразветвленной части цепи.
3. Выясняют, как изменилось падение напряжения на проводнике в неразветвленной части цепи.
4. Выясняют, как изменилось падение напряжения на параллельном участке.
5. Выясняют, как изменился ток в ветвях, сопротивление которых не изменилось.
6. Выясняют, как изменился ток в ветви, сопротивление которой уменьшилось.
7. Проверяют решение проблемы.
В процессе решения проблемных ситуаций, учащиеся сами добывают недостающие для решения знания, при этом они проходят все этапы научного познания мира: от выдвижения гипотезы до ее проверки, постигают логику открытия.
Проанализировав работы авторов, занимающихся проблемным обучением, предлагаем следующую структуру проблемного обучения, отличающуюся простотой и доступностью для практического применения:
· актуализация опорных знаний;
· возникновение проблемной ситуации;
· осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
· нахождение способа решения путем догадки или выдвижения гипотезы;
· доказательство гипотезы или догадки;
· проверка правильности решения проблемы;
Проблемное обучение, основанное на закономерностях развития мышления, призвано научить учеников самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. При проблемном подходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания. Когда перед учащимися ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно.
Предварительный просмотр:
Современный урок физики в свете требований ФГОС
Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок. Учителю предлагаются различные методические подходы к построению уроков, обеспечивающих субъектную позицию ученика.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – (ФГОС) - их системно-деятельностный характер, как известно направлен на развитие личности учащегося.
Современное образование отличается от прежней концепции в следующих стратегических направлениях:
- переход от целей школьного обучения как усвоения знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных предметов – к единой цели как умения учиться для удовлетворения потребности в самообразовании и саморазвитии всю жизнь;
- от изолированного, понятийного изучения учебных дисциплин – к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, что изменяет учебно-предметное содержание обучения на понимание учения как личностного процесса образования и порождения смыслов;
-смену учебной деятельности учащегося на стратегию ее целенаправленной организации и планомерное формирование с учетом возрастных и личностных особенностей;
-принципиально важен переход от индивидуальной формы усвоения знаний к пониманию решающей роли сотрудничества в достижении целей образования, овладение способами взаимодействия с миром.
Сегодня наибольшее распространение получила технология «деятельностного метода обучения», в основе которой лежит деятельность не учителя, а учащихся. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук), использование метапредметных связей.
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными учебными действиями- УДД, имеющими надпредметный характер.
Различают следующие виды УДД:
личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Таким образом, в отличии от стандартов 2004 года –ГОС, теперь при подготовке урока , учитель должен четко представлять себе какие универсальные учебные действия- УДД- он должен развивать и каких результатов достичь.
Цели на уроке должна быть поставлены с учётом реализации воспитательных и развивающих функций. Формирование субъектной позиции ученика связано с постановкой и решением учебной задачи по овладению новым способом действий. Во внутренней структуре должны выделяться этапы решения конкретно-практической и учебно-исследовательской задачи, а также этапы учебной деятельности, направленные на мотивацию, открытие и усвоение нового знания. Внутреннюю структуру урока также определяет система продуктивных заданий, способствующих активизации познавательных процессов, обеспечивающих вариативность и как следствие, дифференцированность и проблемность обучения.
Структура уроков в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения;построение проекта выхода из затруднения:цель,тема,способ и средство.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
3)процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
4. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
6. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Неотъемлемым качеством всякого урока должны стать понятные всем ученикам в классе конечная цель урока и путь ее достижения. Более того, каждый учащийся должен заранее знать, на сколько уроков рассчитана изучаемая тема и каковы будут требования учителя к конечному результату. При этом каждый предыдущий урок должен быть средством, обеспечивающим успех следующего.
В соответствии с планируемыми целями учитель отбирает содержание учебного материала, ту информацию, которая должна быть усвоена на уроке. Содержание должно быть научно обоснованно, логически выстроено и доступно.
Решение задач на уроках физики.
Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.
В частности на уроках решения задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается мной на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами. Учащиеся, в ходе занятий, приобретут:
-навыки самостоятельной работы;
-овладеют умениями анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;
-составлять план решения( приложение 1);
-проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).
Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:
1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),
2) собственно решения (составления плана и его осуществление),
3) анализа результата решения.
Формы контроля усвоенных знаний и приобретенных умений могут служить следующие виды работ:
- разработка и создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс;
- подготовка и проведение презентации, отражающей последовательность действий при исследовании влияния изменения параметра на состояние системы;
- тесты или контрольные работы.
На уроке взаимодействие учителя и ученика предполагается обмен содержанием, опытом познания. Учитель на уроке является носителем социокультурных образцов знаний, реализует свой опыт в виде собственной позиции, но и не перестает помнить, что субъектный опыт в виде разрозненных представлений в различных областях знаний имеется и у ученика. Поиски новых путей в преподавании всегда были важной частью любой науки. Преподавание, следуя развитию науки, должно непрерывно менять свои формы, ломать традиции, искать новые формы. Однако в этом процессе необходимо проявлять большую осторожность. И в заключении мне хотелось бы привести слова В.М.Монахова: «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».
Приложение 1.
Предлагаемый алгоритм решения физических задач.
- Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
- Запиши условие в буквенном виде.
- Вырази все значения в СИ.
- Выполни рисунок, чертёж, схему.
- Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
- Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
- Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
- Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
- Проанализируй реальность полученного результата.
Используемые материалы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
- Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
- 3.Новые стандарты в предметной области «Физика». – Б.Е.Железовский, Н.Г. Недогреева.,2012 г.
- Элективный курс «Методика решения задач по физике 10-11 класс»- Пасховер В.В.,2008г.