4) Элективные курсы по физике.
Рабочие программы по элективным курсам, литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса по физике 8 класс | 29.6 КБ |
Программа элективного курса по физике 9 класс | 35.46 КБ |
Программа элективного курса по физике 10 класс | 46.19 КБ |
Программа элективного курса по физике 11 класс | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по физике для 8-го класса по теме "Решение физических задач"
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса «Решение физических задач» для 8 класса разработана самостоятельно в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники,
Актуальность курса – формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей.
Задачи:
- углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике;
-умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни;
-формирование умений работать со школьной учебной физической задачей.
Цели:
– развитие интереса к физике, к решению физических задач;
– совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
– формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач;
Ожидаемые результаты.
- повышение интереса к предмету;
- развить мыслительную и творческую деятельность по предмету;
- решать по возможности задачи профильного обучения (профессиональная ориентация).
- умение применять полученные знания и навыки к решению задач или вопросов в смежных предметах (математика, химия, биология, география, астрономия).
- сформировать личность с положительными качествами, приносящую пользу себе и обществу;
- сформированное умение работы с литературой;
Программа рассчитана для учащихся 8 класса на один год обучения: 34часа.
Содержание
Программа согласована с содержанием основного курса физики. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, а на формирование углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной степени теоретический характер, здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии "задача", осознают значение задач в жизни, науке, знакомятся с различными сторонами работы с задачами.
Не смотря на то, что программа рассчитана на учащихся 8-го класса, в начале рассматриваются задачи из разделов курса физики 7-го класса по теме “Взаимодействие тел”, так как она включает в себя понятия, используемые на протяжении всего курса физики. Затем повторяется тема “Давление”, рассматриваются как давление твёрдого тела, так и гидростатическое давление. Тем более что в дальнейшем на уроках эта тема не изучается, а знания в этой области применяются при решении качественных задач по теме “Тепловые явления” в 8- классе. Последующие разделы включают задачи по разделам курса физики 8 класса, т.е. тепловым, электрическим и световым явлениям.
Учебно-тематический план
1. Классификация задач (1 ч)
Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех типов.
2. Правила и приёмы решения физических задач (1 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные недочеты при решении и оформлении физических задач. Изучение примеров решения.
3. Взаимодействие тел (4 ч)
Понятие плотности, расчет массы тела через плотность и объём. Сила тяжести, определение силы трения, расчет силы упругости. Движение тел, определение скорости.
Практические задачи:
- определение скорости движения шара по желобу.
- определение максимальной скорости движения пальцев рук.
- определение массы линейки.
- изучение закона движения падающего воздушного шара.
- определение своей максимальной мощности.
Давление (3 ч)
Давление твёрдых тел. Давление в газах и жидкостях, действие газа и жидкости на погруженное в них тело. Сила Архимеда, подъёмная сила крыла самолёта.
Практические задачи:
- Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха.
- Изучение законов реактивного движения.
- Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.
4. Молекулы (4 ч)
Основные положения МКТ. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела. Капиллярные явления.
Демонстрации:
- фотографии молекулярных кристаллов.
- Диффузия жидкостей в сообщающихся сосудах.
- Растекание масла по поверхности воды.
- Явления смачивания и капиллярности.
- Смачивание и капиллярность в природе.
Практические задачи:
- Определение размеров частиц эмульсии методом рядов.
- Вычисление среднего диаметра капилляров в теле.
5. Тепловое расширение тел. Теплопередача. (5 ч)
Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Термометры. Особенности теплового расширения воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляция.
Демонстрации:
- Расширение тел при нагревании.
- Изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор.
- Термометры разных видов.
- Теплопроводность разных тел.
Практические задачи:
- Исследование теплопроводности тел.
- Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы.
6. Физика атмосферы. (2 ч)
Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образование тумана и облаков. Возможность выпадения кислотных дождей. Образование ветра. Парниковый эффект и его пагубное влияние.
Демонстрации:
- Строение атмосферы.
- Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.
- Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы.
Практические задачи:
- определение точки росы.
- наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.
7. Электрический ток. (4 ч)
Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование его в технике. Электрические явления в атмосфере. Электризация пылинок и загрязнение воздуха. ГЭС.
Демонстрации:
- Электролиз раствора медного купороса.
- Дуговой разряд.
- Модель молниеотвода.
Практические задачи:
- Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.
- Расчёт сопротивления человеческого тела.
- Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры.
8. Электромагнитные явления. (3 ч)
Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле. Электромагнитная индукция. Получение переменного тока. Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури.
Демонстрации:
- Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра.
- Переменный ток на экране осциллографа.
- Явление электромагнитной индукции.
Практические задачи:
- Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику.
- Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки.
- Определение КПД электродвигателя.
9. Световые явления. (5 ч)
Скорость света в различных средах. Элементы фотометрии. Законы распространения света. Формула тонкой линзы. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино.
Практические задачи:
- Изготовление перископа.
- Глаз как оптический прибор.
- Измерение времени реакции человека на световой сигнал.
- Измерение линейных размеров тел с помощью микрометра и микроскопа.
- Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы.
10. Итоговое занятие. (2 ч)
Методическое обеспечение
При работе по данной программе учитель использует разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся используются:
- выступления школьников,
- подробное объяснение примеров решения задач,
- коллективная постановка экспериментальных задач,
- индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,
- конкурс на составление лучшей задачи.
При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование познавательной деятельности через решение задач. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности.
Литература для учителя:
- Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983;
- Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М: Просвещение, 1977;
- Зильберман А.Р. Задачи для физиков. – М.: Знание, 1971;
- Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987;
- Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. – М.: Просвещение, 1988;
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972;
- Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. – М.: Просвещение, 1971;
- Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для учащихся:
- Бутиков Б.И. Физика в задачах. – М.: Просвещение, 1976;
- Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа, 1973;
- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1985;
- Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1980;
- Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 1977;
- Слободецкий И.Ш. Задачи по физике. – М.: Наука, 1980.
Предварительный просмотр:
«Решению задач повышенной сложности» (для учащихся 9 класса).
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности» для 9 класса разработана самостоятельно в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся: через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящён одним из самых важных вопросов школьного курса:
• решению теоретических и экспериментальных задач;
• выполнению работ физического практикума.
Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности.
Основная цель курса – повысить физическую культуру учащихся в рамках школьной программы, перейти от репродуктивного усвоения материала (простого усвоения материала) к творческому. Развить у учащихся самостоятельность в обращении с измерительными приборами, научить разбираться в границах применения приборов в разных условиях, самостоятельно собирать установки и проводить эксперименты с ними, применять полученные знания на практике. Познакомить учащихся с некоторыми простейшими методами исследований и измерений, которыми пользуются в современной технике.
Элективный курс «Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач. Физический практикум» поможет учащимся оценить свои способности не только к физике, но и к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор дальнейшего обучения.
Элективный курс способствует формированию у учащихся общенаучных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для данного курса являются:
• познавательная деятельность;
• информационно – коммуникативная деятельность;
• рефлексивная деятельность.
Курс рассчитан на 34 часа.
Литература.
1. Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005.
2. Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2005.
3. Рымкевич А.П. Физика.Задачник. 10 – 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2002.
4. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2006.
5. Буров В.А., Дик Ю.И., Практикум по физике в средней школе: Пособие для
учителя. - М.: Просвещение, 1987
6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:
Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1977.
7. Практикум по физике в средней школе. Дидакт. материал. Под редакцией
А.А.Покровского. - М.: Просвещение, 1977.
8. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы. /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 200
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного предмета по физике составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы учебного предмета и авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. Рассчитана на расширение базового уровня содержания предмета физика и подготовку к ГИА.
Курс рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики в 10 классе ученик должен:
знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;
• смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила;
• смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
уметь
• описывать и объяснять:
физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;
физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
• приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
• определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
• измерять расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока; скорость, ускорение свободного падения; плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
• применять полученные знания для решения физических задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Кинематика | 4 |
3 | Динамика и статика | 10 |
4 | Законы сохранения | 15 |
5 | Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел | 10 |
6 | Основы термодинамики | 9 |
7 | Электрическое поле | 8 |
8 | Постоянный электрический ток в различных средах | 13 |
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Кинематика(4 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Динамика и статика(10 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Законы сохранения (15 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (10 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики (9 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Электрическое поле (8 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Постоянный электрический ток в различных средах (13 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты.
Календарное планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Вид деятельности | Дополнительные сведения |
Введение (1 час) | ||||
1 | Физическая задача. | беседа | ||
Кинематика (4 часа) | ||||
2 | Основные законы и понятия кинематики. | лекция | ||
3 | Решение расчетных и графических задач на равномерное движение. | Решение задач | ||
4 | Решение задач на равноускоренное движение. | Решение задач | ||
5 | Движение по окружности. Решение задач. | Практическая работа | ||
Динамика и статика (10 часов) | ||||
6 | Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. | лекция | ||
7 | Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. | практикумы по решению задач | ||
8 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | Практическая работа | ||
9 | Задачи на принцип относительности: кинематические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. | беседа | ||
10 | Задачи на принцип относительности: динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. | беседа | ||
11 | Подбор, составление и решение задач по интересам. | подбор и составление задач на тему | ||
12 | Подбор, составление и решение задач по интересам | |||
13 | Зачет в форме ОГЭ | зачет. | ||
14 | ||||
15 | ||||
Законы сохранения (15 часов) | ||||
16 | Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. | Групповая работа | ||
17 | решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. | Решение задач | ||
18 | Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. | Решение задач | ||
19 | Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. | Решение задач | ||
20 | Задачи на определение работы и мощности. | Решение задач | ||
21 | Задачи на определение работы и мощности. | Решение задач | ||
22 | Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. | практикумы по решению задач | ||
23 | Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. | практикумы по решению задач | ||
24 | Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. | подбор и составление задач на тему | ||
25 | Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. | подбор и составление задач на тему | ||
26 | Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. | семинар | ||
27 | Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. | семинар | ||
28 | Зачет в форме ОГЭ | зачет | ||
29 | ||||
30 | ||||
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (10 часов) | ||||
31 | Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). | лекция | ||
32 | Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). | диспут | ||
33 | Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ. | беседа | ||
34 | Задачи на описание поведения идеального газа: определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. | беседа | ||
35 | Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона. | практикумы по решению задач | ||
36 | Задачи на свойства паров: характеристика критического состояния. | |||
37 | Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение. | Практическая работа | ||
38 | Задачи на определение характеристик твердого тела: запас прочности, сила упругости. | практикумы по решению задач | ||
39 | Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. | зачет. | ||
40 | Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. | практикумы по решению задач | ||
Основы термодинамики (9 часа) | ||||
41 | Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. | Индивидуальная работа | ||
42 | Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. | Групповая работа | ||
43 | Задачи на тепловые двигатели. | практикумы по решению задач | ||
44 | Задачи на тепловые двигатели | практикумы по решению задач | ||
45 | Конструкторские задачи и задачи на проекты: | подбор и составление задач на тему | ||
46 | Конструкторские задачи и задачи на проекты: | Решение задач | ||
47 | Зачет в форме ОГЭ | зачет | ||
48 | ||||
49 | ||||
Электрическое поле (8 часа) | ||||
50 | Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. | лекция | ||
51 | Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. | практикумы по решению задач | ||
52 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона. | лекция | ||
53 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: силовыми линиями, напряженностью. | практикумы по решению задач | ||
54 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов. | лекция | ||
55 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: энергией. | практикумы по решению задач | ||
56 | Решение задач на описание систем конденсаторов. | практикумы по решению задач | ||
57 | Решение задач на описание систем конденсаторов | Решение задач | ||
Постоянный электрический ток в различных средах (13 часа) | ||||
58 | Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. | практикум | ||
59 | Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. | |||
60 | Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. | Экспериментальная работа | ||
61 | Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов. | практикумы по решению задач | ||
62 | Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. | практикумы по решению задач | ||
63 | Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. | практикум | ||
64 | Подготовка к итоговому тестированию | Решение задач | ||
65 | ||||
66 | Итоговое тестирование | зачет | ||
67 | ||||
68 | ||||
69 | Анализ результатов итогового тестирования | беседа | ||
70 |
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
- Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа
- Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
- Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение
- Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа
- Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение
- Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука
- Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен
- Курашова С. А. «ЕГЭ. Физика. Раздаточный материал тренировочных тестов», СПб, Тригон
- Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому государственному
- Литература для обучающихся
- Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач. Лексикон», М., Образование
- Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа
- Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)», СПб
- Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение
- Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями», М., Мнемозина
- Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы», М., Просвещение
- Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями», М., Наука
- Черноуцан А. И. «Физика. Задачи с ответами и решениями», М., Высшая школа
- . Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., просвещение
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного предмета по физике составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы учебного предмета и авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. Программа рассчитана на расширение базового уровня содержания предмета физика и подготовку к ГИА.
Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы»,
Курс рассчитан на 68 часов ( 2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Магнитное поле | 2 |
2 | Электромагнитные колебания и волны | 16 |
3 | Механика | 19 |
4 | Молекулярная физика. Термодинамика. | 15 |
5 | Электричество. | 13 |
6 | Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач | 3 |
Содержание учебного предмета
Магнитное поле (2 ч)
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Электромагнитные колебания и волн (16 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.
Механика (19 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Молекулярная физика. Термодинамика. (15 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Электричество. (13 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач
(3ч)
Календарное планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Вид деятельности | Дополнительные сведения |
Магнитное поле (2 часа) | ||||
1 | Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера. | Лекция | ||
2 | Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца. | Беседа | ||
Электромагнитные колебания и волны (16 часов) | ||||
3 | Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. | Лекция | ||
4 | Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока. | Работа в группах | ||
5 | Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор. | Работа с источниками | ||
6, 7 | Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. | Семинар | ||
8, 9 | Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. | Решение задач на построение | ||
10 | Классификация задач по СТО и примеры их решения. | лекция | ||
11 | Классификация задач по СТО и примеры их решения. | Лекция | ||
12 | Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. | Конструирование | ||
13 | Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. | Решение задач | ||
14 | Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. | Экскурсия | ||
15 | Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. | Экскурсия | ||
16 | Зачет в форме ОГЭ | зачет | ||
17 | ||||
18 | ||||
Механика (19 часов) | ||||
19 | Общие методы решения задач по кинематике. | Лекция | ||
20 | Общие методы решения задач по кинематике. | Решение задач | ||
21 | Задачи на основные законы динамики. | Решение задач | ||
22 | Задачи на основные законы динамики. | Решение задач | ||
23 | Задачи на принцип относительности. | Решение задач | ||
24 | Задачи на принцип относительности. | Решение задач | ||
25 | Задачи на закон сохранения импульса. | Решение задач | ||
26 | Задачи на закон сохранения импульса. | Решение задач | ||
27 | Задачи на закон сохранения энергии. | Решение задач | ||
28 | Задачи на закон сохранения энергии. | Решение задач | ||
29 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | Решение экспериментальных задач | ||
30 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | Решение задач | ||
31 | Механика жидкостей. | Лекция | ||
32 | Механика жидкостей. | Решение задач | ||
33 | Решение комбинированных задач | Решение задач | ||
34 | Решение комбинированных задач | Решение задач | ||
35 | Зачет в форме ОГЭ | зачет | ||
36 | ||||
37 | ||||
Молекулярная физика. Термодинамика. (15 часов) | ||||
38 | Задачи на описание поведения идеального газа. | Решение задач | ||
39 | Задачи на описание поведения идеального газа. | Решение задач | ||
40 | Задачи на свойства паров. | Решение задач | ||
41 | Задачи на свойства паров. | Решение задач | ||
42 | Задачи на определение характеристик влажности воздуха. | Лабораторная работа | ||
43 | Задачи на определение характеристик влажности воздуха. | Решение задач | ||
44 | Задачи на первый закон термодинамики. | Решение задач | ||
45 | Задачи на первый закон термодинамики. | |||
46 | Задачи на тепловые двигатели. | Решение задач | ||
47 | Задачи на тепловые двигатели. | Решение задач | ||
48 | Задачи на уравнение теплового баланса. | Самостоятельное составление задач | ||
49 | Задачи на уравнение теплового баланса. | Решение задач | ||
50 | Зачет в форме ОГЭ | зачет | ||
51 | ||||
52 | ||||
Электричество. (16 часов) | ||||
53 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами. | Беседа | ||
54 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами. | Решение задач | ||
55 | Общая характеристика решения задач по электростатике. | Лекция | ||
56 | Общая характеристика решения задач по электростатике. | Решение задач | ||
57 | Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей. | Лекция | ||
58 | Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей. | Решение задач | ||
59 | Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС. | Решение задач | ||
60 | Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС. | |||
61 | Задачи на описание постоянного тока в различных средах. | Решение задач | ||
62 | Задачи на описание постоянного тока в различных средах. | Решение задач | ||
63 | Зачет в форме ОГЭ | зачет | ||
64 | ||||
65 | ||||
66 | Обобщающее занятие. | беседа | ||
67 | ||||
68 |
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
- Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа
- Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО
- Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение
- Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа
- Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение
- Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука
- Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен
- Курашова С. А. «ЕГЭ. Физика. Раздаточный материал тренировочных тестов», СПб, Тригон
- Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому государственному
- Литература для обучающихся
- Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач. Лексикон», М., Образование
- Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа
- Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)», СПб
- Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение
- Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями», М., Мнемозина
- Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы», М., Просвещение
- Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями», М., Наука
- Черноуцан А. И. «Физика. Задачи с ответами и решениями», М., Высшая школа
- . Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., просвещение