Презентации к урокам литературы

"Ночь Перед Рождеством": мультимедио-продукт

В.П.Астафьев

И.А.Бунин 5 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественное богатство стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий»

Слайд 2

Цель: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева « Нищий » . Задачи: углубить представление о жанре «стихотворение в прозе»; выявить идею стихотворения; проанализировать использованные автором средства выразительности; совершенствовать навыки исследовательской работы с текстом.

Слайд 3

Дом И.С.Тургенева в Буживале

Слайд 4

« Posthuma » («Посмертное ») « Senilia » («Старческое») « Стихотворения в прозе»

Слайд 5

Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.

Слайд 6

Признаки лирического стихотворения небольшой объём; часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала; повышенная эмоциональность.

Слайд 7

Прозаическая форма отсутствие ритма; отсутствие рифмы.

Слайд 8

Стихотворение в прозе «Нищий»

Слайд 9

Нищий - 1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием 2) лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек.

Слайд 10

Исследовательская работа . Подчеркните ключевые слова – смыслы. С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчеркивает писатель в образе героя? Какие глаголы передают состояние нищего? О чем свидетельствует выбор лексики?

Слайд 11

Ключевые слова Воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука Стонал, мычал, прошамкал. Вывод: Автор передает состояние героя. Старику трудно говорить, голос героя становится все глуше.

Слайд 12

Лирический герой Найдите причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении. Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? Прочитайте их выразительно. Почему так много многоточий? Какое образно-выразительное средство подчеркивает настроение лирического героя?

Слайд 13

Выводы: Потерянный, смущенный. Испытывает потрясение, неловкость, смятение, ужас… Предложения с многоточиями встречаются 7 раз. С помощью многоточий передано крайнее волнение лирического героя. Риторическое восклицание «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!». передает возмущение и сострадание лирического героя.

Слайд 14

Подаяние подать Милостыня милость

Слайд 15

Брат- 1. Сын в отношении к другим детям одних родителей; 2. фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.) 3. Товарищ, единомышленник. 4. Свой брат (разг.) , близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди.

Слайд 16

Мини-исследование: заполнить правую часть таблицы Лирический герой Нищий - 1 реплика - «Не взыщи…» обращение «брат» (2) - «…я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» -подаяние

Слайд 17

Лирический герой Нищий 1 реплика «Не взыщи…» обращение «брат» (2) «…я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» подаяние 1 реплика «…и на том спасибо» обращение «брат» (2) «…и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы» подаяние

Слайд 18

Проверь себя Нет озлобленности против человека, который не смог дать ему деньги, еду, что-то материальное. Он смог разглядеть в лирическом герое искреннюю смущённость и потерянность. Герои на равных обмениваются рукопожатием. Поступок лирического героя, протянувшего руку нищему, больному человеку, тот воспринял как признание в нём равного себе.

Слайд 19

Какова главная мысль стихотворения в прозе «Нищий», его художественная идея?

Слайд 20

К аждый получает своё подаяние: Нищий – признание в нём человека, лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность. П еред Богом все люди равны, каждый из нас вправе рассчитывать на понимание, помощь и поддержку другого человека, а главное – на уважение к своей личности. А чтобы понять человека, иногда достаточно попытаться встать на его место.

Слайд 21

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». А.П.Чехов

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!