Классному руководителю
Родительское собрание "О значениии домашних заданий" ( 5 класс) Материал представляет презентацию по данной теме, анкеты для родителей. учителей, учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_na_temu-_o_znachenii_domashnego_zadaniya_v_u.pptx | 1022.85 КБ |
kommentariy_k_slaydam.docx | 21.97 КБ |
dlya_roditeley.docx | 11.8 КБ |
uchenikam.docx | 13.28 КБ |
uchitelyam.docx | 14.72 КБ |
stsenariy_8marta.docx | 26.72 КБ |
9_maya.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями. Н.Г.Чернышевский
1. Домашнее задание и его значение в умственном труде школьника. 2. Назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника. Советы родителям Вопросы для обсуждения:
Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?
Дети начинают учиться у разных учителей; Изменяется ситуация общения ученика и учителя; Происходят изменения в содержании домашнего задания.
Главное назначение домашнего задания: воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей; формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение).
Как организовать помощь ребенку Выполнение распорядка дня Распределение заданий по степени сложности. Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки Сначала проверить то, что выполнено правильно. Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер. Оказать помощь при заучивании информации из учебника
№ Вопросы анкеты для детей Результаты анкетирования 1 Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий? 2,5 часа – 3 ученика 1-2 часа – 2 ученика Полдня – 1 ученик 2 На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные? русский (3), английский (4), литература (1), ОБЖ(1) 3 Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого – нибудь ? Не в сегда понятно –4, нет - 2 4 Ты делаешь домашние задания самостоятельно или с помощью взрослых? Иногда помогают -5 С помощью взрослых -1 5 Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? Да - 5 , иногда – 1 6 Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? Да – 3, нет - 3 7 С каким настроением ты выполняешь домашние задания? С веселым, с позитивным - 3 Мне все –равно -2 Грустным - 1 8. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь домашнее задание перед уроком у своих товарищей. Нет-2, никогда в жизни не делал этого -1, да (когда забываю, когда затрудняюсь) – 2, изредка -1
Фи ученика Регулярность выполнения д/з (+, -, не всегда) Результативность выполнения д/з (хорошо, плохо) Русский язык Литер. Матем . История Анг . яз При род. ОБЖ Русский язык Литер Матем . История Анг.яз Природ. ОБЖ И. + Не всегда + Не вс. Не вс. Не всегда Не всегда Хор. Хор. Хор. Устно хор. плохо Хор. средне Р . + + + +,но не объясняет не всегда _ Хор. –письм. Устно-плохо Затр. Отвечать на вопросы Плохо Не стар. Плохо плохо Н . Не всегда полн. + + Не всегда полн. + + средне хорошо Хор. Устно хор. Хор. плохо Хорошо К . Не всегда полн. + Не всегда Устно хор. Не всегда + Не всегда готов устно хорошо Хор. Письм. Не всегда старается Хорошо Хорошо М. Не всегда Не всегда Не всегда + + + Не готов. устно Несистем. Несистем. Устно хор. Хор. Хорошо Хорошо Н . + + + + + + + хорошо Хор. хор Не всегда хор. хорошо Хорошо
Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания. Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание, это сослужит им плохую службу. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил, инструкций.
Хвалите сына или дочь за своевременно и качественно выполненное домашнее задание. Покупайте энциклопедии, справочники, словари. Демонстрируйте достижения ребенка перед другими членами семьи.
Предварительный просмотр:
Слайд 4 -5
Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Слайд 7.
Нередко в учебе детей возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы могут быть связаны: во-первых, со слабой учебной подготовкой ; во-вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой память и вниманием; в-третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей.
Как помочь ребенку
Слайд 8
1. Выполнение распорядка дня
Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Если ребенок определил примерное время выполнения домашних заданий, то нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. И не надо будет их «вылавливать» и «усаживать» их за работу. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.
Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу , выполненную с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение родителей является признаком доброжелательного внимания, у ребенка появляется ощущение завершенности работы, а также формируется чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. С этой уверенностью дети приходят в школу и будут чувствовать себя спокойным, при выполнении классной работы. Если ребенок не понял какой-то материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.
2. Распределение заданий по степени сложности.
Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут долго мучиться над ее решением. И предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом , у ребят оказывается выполненным больше количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.
3. Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки.
Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители находятся постоянно с ними, некоторые сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто даже просто перестает работать, как только родитель отходит. Часто такие несамостоятельные дети не справляются с классной работой и приносят недоделанные задания домой. Если родители оказались в таких ситуациях, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей, надо двигаться постепенно.
4.Сначала проверить то, что выполнено правильно.
Взрослым нужно отметить, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А в которых допущена ошибка нужно сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Ученик вернется к заданию без отвращения. Но если родитель начинает проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится или покричит, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.
Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того как школьник решил задачу или выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить ответ родителей, что сделано все без ошибок. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание.
5. Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер.
Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание данное требует столько времени на выполнение. Однако, если за это время ребенок не сделал задание, то надо прекратить это бесполезное занятие. В таком случае необходимо написать учителю записку, объясняющую происшедшее или встретиться с педагогом.
Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома:
- ученик мог не понять новый материал и поэтому не в состоянии выполнить домашнее задание;
- у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом;
- ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания;
- возможно, у школьника уже сформировалось чувство беспомощности.
6. Помощь при заучивании информации из учебника.
Часто школьники не знают, на что обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить его с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такой метод (тактику), школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.
Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Целесообразно дать ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое является, по его мнению, ответом на один из вопросов.
- Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.
- Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.
- Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.
- Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.
- Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
- Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
- Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
- Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
- Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания.
- Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
- На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
- В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы.
- Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить.
- Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.
- Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.
- Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее.
- Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
Предварительный просмотр:
- Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой? Если «да», то в чем это выражается?
- Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
- Какие предметы требуют больших затрат времени?
- Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?
- Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?
Спасибо.
Предварительный просмотр:
- Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?
- На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?
- Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого – нибудь?
- Ты делаешь домашние задания самостоятельно или с помощью взрослых?
- Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?
- Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?
- С каким настроением ты выполняешь домашние задания?
- Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь домашнее задание перед уроком у своих товарищей.
9.Регулярно ли ты записываешь домашние задания?
10.Регулярно ли ты их выполняешь?
11.Назови предметы, по которым ты выполняешь домашние задания к каждому уроку?
12.Назови предметы, по которым ты совсем не выполняешь домашние задания?
Предварительный просмотр:
Регулярность выполнения д/з (+, -, не всегда) | Результативность выполнения д/з (хорошо, плохо) | ||||||||||||||
Русский язык | Литер. | Матем. | История | Анг. яз | При род. | ОБЖ | Русский язык | Литер | Матем. | История | Анг.яз | Природ. | ОБЖ | ОБЖ | |
И. | + | Не всегда | + | Не вс. | Не вс. | Не всегда | Не всегда | Хор. | Хор. | Хор. | Устно хор. | плохо | Хор. | средне | |
Р. | + | + | + | +,но не объясняет | не всегда | _ | Хор. –письм. Устно-плохо | Затр. Отвечать на вопросы | Плохо | Не стар. | Плохо | плохо | |||
Н. | Не всегда полн. | + | + | Не всегда полн. | + | + | средне | хорошо | Хор. | Устно хор. | Хор. | плохо | Хорошо | ||
К. | Не всегда полн. | + | Не всегда | Устно хор. | Не всегда | + | Не всегда готов устно | хорошо | Хор. | Письм. Не всегда | старается | Хорошо | Хорошо | ||
М. | Не всегда | Не всегда | Не всегда | + | + | + | Не готов. устно | Несистем. | Несистем. | Устно хор. | Хор. | Хорошо | Хорошо | ||
Н. | + | + | + | + | + | + | + | хорошо | Хор. | хор | Не всегда хор. | хорошо | Хорошо |
Предварительный просмотр:
«Дочки-матери»
(конкурсно–игровая программа)
I.Песня слайд1
Данил
Добрый день, дорогие друзья! Вот и пришла весна, вот и наступил март.
Никита К
А март - это песня!
Настя
А март - это сказка!
Миша
А март - это сплошь чудеса и весна!
Костя
А март - это свежесть,
Регина
А март - это праздник
Все
Добрых и милых мам!
Ирина
Мама – первое слово,
Главное слово в нашей судьбе!
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе!
Маша.
8 Марта - это, когда солнце начинает пригревать землю, когда на лесных проталинах расцветают подснежники и прилетают грачи... Все любят этот праздник. Ведь это праздник наших мам, бабушек, сестренок и одноклассниц. Всех, кого мы знаем. И кого не знаем. Всех, кто живет рядом с нами... И далеко от нас... Праздник половины человечества. И какой половины! Самой обаятельной, самой красивой, самой доброй.
Даша Устинова
Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!
Данил
Всех представительниц прекрасного пола мы поздравляем с этим днем. Будьте счастливы, будьте добры и веселы.
Для вас звучит песня…
Маша
Сегодня мы проводим веселую конкурсно-игровую программу “Дочки-матери”.
Кулинич Тамара Модестовна и ее дочь Лиза
Коваленко Галина Ивановна и ее дочь Ульяна
Бородкина Елена Николаевна и ее дочь Дарья
Спицина Татьяна Ивановна и ее дочь Алена
Гаффарова Галина Станиславовна и ее дочь Ирина
Болханцова Марина Владимировна и ее дочь Софья
Приглашаем всех на сцену.
Звучит музыка
Данил
А судить конкурс будет беспристрастное жюри в составе:
Окунь С.А.
Мисева А.А.
Шипилова О.И.
Данил
Конкурс первый “Знакомство”.
Это домашнее задание. Командам нужно было приготовить рассказ о себе
Маша
Конкурс 2 Моя мама лучшая на свете!
Задание: В течение 2 минут рассказать о достоинствах мамы и убедить жюри в том, что каждая мама — лучшая на свете. Оценивается рассказ и актёрское мастерство (1 — 5 баллов).
Маша
Замерла от счастья я сегодня ночью...
Просто мне подумалось: «У меня есть Дочка»
Удивляюсь каждый день, заново как будто
У меня есть девочка, как так и откуда-то?
Много или мало, мало или много…
Просто это счастье данное мне Богом.
Для каждой мамы дороже и лучше ее дочери нет.
В этом мы сейчас убедимся.
Задание:
В течение 2 минут рассказать о достоинствах дочери и убедить жюри в том, что ваша дочь — лучшая на свете.
Любимым мамам и их доченькам посвящаем эту песню
Данил.
Вам нужно решить задачу: посчитать родственников в этой семье.
Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка.
А самый младший – я
Какая же у нас семья?
(Ответ: 6 чел. – дед и бабка, отец и мать, сын и дочь).
А сейчас мы проверим, насколько хорошо знают наши конкурсанты свои родственные связи, да и не только…
Конкурс 4: Семейная хроника
Каждый ребенок берет вопрос из шкатулки, ведущий читает этот вопрос. Мама должна написать на листочке ответ, отдает листок ведущему. Потом на этот же вопрос отвечает ребёнок устно, после чего зачитывается ответ мамы. Если их ответы совпадут, то они получают 5 баллов, если совпадения неточные, то 1 — 4 балла, в зависимости от ответа.
ВОПРОСЫ (детям):
1. Как зовут маму твоей мамы?
2. Какого цвета была юбка на тебе, когда ты пришла в школу в 1 класс?
3. Сколько родных сестер и братьев у твоей мамы?
4. Что в свободное время будет делать мама?
5. Как зовут папу твоей мамы?
6. Какие мама любит цветы больше всего?
7. Назови любимый цвет мамы.
Маша
Все мы любим мамины блюда, вкусные, оригинальные, неповторимые…Наверняка дочки уже тоже знают секреты кулинарии. Но сегодня нужно приготовить необычные блюда, которые предлагаются в ресторане «Школьник»
итак,
котлета “Опять двойка”;
геометрический картофель;
солянка «Переменка»
коктейль “Химическая реакция
пирожное “Классное”;
салат “Отличник”.
Задача участников описать из чего приготовлены эти блюда.
звучит музыка (видео)
Данил
Дети, как ни странно, также испытанье.
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье.
Дети – это время, дети – это труд.
Нашим мамам это очень знакомо, поэтому они вместе с дочками без труда выдержат конкурс интеллектуальный
- Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)
- Фамилия какого композитора похожа на выстрел охотника? (Бах)
- Можно ли принести воды в решете? (Можно. Кусок льда)
- Какое колесо не вертится в автомобиле во время движения? (Запасное)
- Кто говорит на всех языках? (Эхо)
- Хищная ночная птица. (Сова)
- Оборка на платье (Волан)
- Птица, первой прилетающая к нам весной. (Грач)
- Какой город летает? (Орел)
- Самое большое государство в Южной Америке. (Бразилия)
- Жидкость, придающая блеск обрабатываемой поверхности. (Лак)
- Из какого полотна не сшить рубашку? (Из железнодорожного)
- Какое крыло никогда не летает? (Крыло автомобиля)
- Спрятанные сокровища (Клад)
- Корзина из бересты. (Короб)
- Гладкая блестящая поверхность, дающая отражение. (Зеркало)
- Участок земли под овощами. (Огород)
- Женское платье без рукавов. (Сарафан)
- Древнерусский князь, легендой о котором воспользовался А.С. Пушкин для одного из своих произведений. (Олег)
Маша
А вот следующий конкурс необычный: необходимо мамам прочитать Мысли своих детей на расстоянии
Задание:
Дети должны нарисовать пословицу на ватмане, без единой буквы. Для этого можно рисовать животных, людей, любые предметы, стрелочки, значки и др. Глядя на рисунок, каждая мама должна отгадать пословицу.
Данил
И последний конкурс, который , мы не сомневаемся, покажет, насколько талантливы наши мамы и их очаровательные дочки
Каждая команда показывает концертный номер, который они подготовили заранее. Это может быть танец, песня, стихотворение, и др. Выступление оценивается в 1-20 баллов.
Маша
Наша конкурсная программа подошла к концу. Для подведения итогов слово предоставляется нашему уважаемому жюри.
Слово жюри
Данил
Мы еще раз всех поздравляем с праздником и благодарим за участие в праздничной программе.
Катя
С годами, став взрослее, в чувствах строже.
Вдруг сердцем начинаешь понимать.
Нет человека ближе и дороже.
Чем женщина, которой имя - Мать.
Она с тобой и в радости и в горе
Она с тобой, пускай далёко ты.
И сколько же в её таится взоре -
Сердечной, материнской теплоты.
Спешите к ней сквозь годы и разлуки.
Что бы её утешить и обнять.
С благоговеньем поцелуйте руки.
Той женщине, которой имя - Мать!
Милана
Перед тобой, моя родная,
Всю жизнь мы в неоплаченном долгу,
И не сказать тебе об этом
Сейчас я, мама, не могу:
Любви твоей нам не измерить,
Добра не взвесить никогда,
Не сосчитать всех слов хороших,
Которые находишь ты всегда.
Не хватит всех богатств на свете,
Чтоб рассчитались мы с тобой,
Всего вернуть не могут дети –
Взамен любви твоей большой…
Маша
Ваш праздник сердечный улыбкой увенчан,
С него первый шаг начинает весна...
Что может быть в жизни прекраснее женщин?
Прекрасней быть женщина может одна!
Песня Витаса «М ама»
Предварительный просмотр:
Просмотр видеофильма (см. диск)
Вступительное слово:
Война…Как много говорит это слово. Война- страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей.
Время успело запахать траншеи на полях былых сражений. Однако он бессильно ослабить память о несгибаемости стойкости и героизме миллионов советских людей.
Женщина и война…Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы….
В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
Война отобрала молодость, родной дом, близких… Но отобрать любовь она не смогла.
Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки. Женщины отгремевшей войны…Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно- в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли. Наше выступление мы посвящаем ей, женщине, чья любовь и верность помогла солдату выстоять, идти в бой и победить.
На фоне взрывов, пулеметных очередей
Голос Левитана о начале Великой Отечественной войны
Звуки войны: взрывы, пулеметные очереди.
1 чтец.
До свидания, мальчики
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли —
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
2 чтец.
Путь к победе был долгим и трудным... долгих 1418 дней и ночей. Каждый день войны — это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев...
3 чтец.
Война и любовь. На первый взгляд, эти два слова несовместимы.
Можно ли было победить народ, женщины которого в самый трудный час тащили с поля боя и своего, и чужого раненого солдата? Можно ли было победить народ, женщины которого ждали, верили и любили … Нет, тысячу раз нет! И на войне солдаты продолжали жить: они вспоминали дом, мать, любимую, писали письма…
Исполняется песня «Огонек»
4 чтец.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
5 чтец.
Невеста, жена, вдова... Судьбы этих женщин во многом одинаковы, но в то же время в чем-то разные. Объединяло их большое прекрасное, сильное чувство-любовь. Любовь к близкому, родному человеку, которая помогла вынести все тяготы, весь ужас войны. Она верила, надеялась, ждала... И на войне солдаты тоже продолжали жить: они вспоминали дом, мать, любимую…
Исполняется в песня «В землянке»
6 чтец.
Женщина в себе воплощала три силы: Любовь, Надежду и Веру.
Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла.
Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым,
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву шептал, как молитву
Далёкое имя твоё.
7.Сценка «О благородстве».
Действующие лица:
Автор
Инженер (он же командир партизанского отряда)
Евгения Сергеевна – врач госпиталя
Клавочка – медсестра госпиталя
Степан (он же боец 2)
Бойцы
Старшина
Ксения Андреевна – учительница
Ученики
Фашистский офицер, фашист
Партизан
На авансцене появляются два мужчины, мимо них проходит пара – девушка и моряк, прихрамывающий на ногу.
Автор. Смотрите, какая замечательная пара. Вроде бы ничего особенного в них нет, а свет добрый какой-то излучают.
Инженер. Да, Вы правы, это – замечательная пара, они оба работают у нас в шлифовальном цехе. История их знакомства и их любви могла бы послужить темой для романа – настолько она необыкновенна и вместе с тем естественна.
Автор. Расскажите.
Инженер. Что ж, путь у нас с вами не близкий, по дороге расскажу.
(уходят)
Сцена в госпитале.
Девушка в медицинском халате, смотрит показания градусника и пишет в журнал отметки, к ней подходит доктор – Евгения Сергеевна.
Евгения Сергеевна. Клавочка, вот ещё на выписку оформи, будь добра.
Клава. Обязательно, Евгения Сергеевна.
Евгения Сергеевна. (берёт со стола бумагу) А что это, Клавочка?
Клава. (смущаясь) А это…Это…Знаете, я хочу посылочку на фронт отправить неизвестному бойцу.
Евгения Сергеевна. Неизвестному?
Клава. Ну да!
Евгения Сергеевна. И что же ты хочешь послать неизвестному бойцу, добрая наша душа?!
Клава. (показывает вещи) А вот – варежки, я их сама связала, мыла кусочек, папиросы, платочек с вышивкой, носочки тёпленькие…
Евгения Сергеевна (улыбаясь) Какая же ты у нас всё-таки умница, Клавочка!
Клава. Правда?
Евгения Сергеевна. Правда! А что же ты ему напишешь?
Клава. Кому?
Евгения Сергеевна. Ну ему – неизвестному бойцу?
Клава. А вот писать-то я и не мастерица, уже столько бумаги извела – всё зря, не получается!
Евгения Сергеевна. Ты вот что, Клавочка, ты обязательно пошли ему свою фотокарточку.
Клава. Вы так думаете? Но это как-то не очень скромно получается.
Евгения Сергеевна. Нет, нет, а на обратной стороне напиши свой адрес.
Клава. Пожалуй, это будет лишним, а на обороте я напишу «Самому храброму»
Евгения Сергеевна. И больше ничего?
Клава. Больше ничего!
Евгения Сергеевна. Ну тебе знать видней!
Клава. Спасибо Вам, Евгения Сергеевна.
Евгения Сергеевна. А мне-то за что?
Клава. За добрый совет и за понимание!
Евгения Сергеевна. Ну, беги, отправляй свою посылочку!
Клава. (убегает) Спасибо, Евгения Сергеевна, Вы самая лучшая…
(из-за кулис голос: «Евгения Сергеевна, Вас в третью палату просят зайти)
Евгения Сергеевна. Иду! (уходит)
Сцена 3.
Звучат звуки пулемета, взрывы гранат.
Несколько бойцов сидят у костра(на фоне музыки см. диск «У костра» )
Боец 1. А я вот мечтал инженером стать.
Боец 2. А я фокусником в цирке…
Боец 3. Да ты, брат, уже им стал вчера.
Боец 2. Ладно тебе…
Боец 3. А чего ладно, вон как уничтожил вражеский БТР, прямо фокус настоящий.
Боец 2. Да я ж серьёзно…
Боец 3. А я-то как серьёзно, серьёзней и не бывает!
(все смеются, входит старшина)
Старшина. Ребята, тут вот какое дело! Посылочка пришла.
Боец 1. Кому?
Старшина. В том-то и дело, что не знаю.
Боец 1. Без адресата?
Старшина. Да вроде бы и с адресом, а вроде бы и нет.
Боец 3. Товарищ старшина, не тяните, кому посылка-то?
Старшина. Подписано – «Самому храброму».
Боец 3. (присвистывая) Первый раз такое слышу, ну дела!
Старшина. Вот и я в замешательстве. Кому её теперь отдать?
Боец 3. Есть идея! А давайте Степану – он у нас в бою отличился.
Боец 2 (Степан) Ребят, перестаньте…
Боец 1. Точно! Стёпа, ты заслужил посылочку!
Степан. Ладно Вам, ребята, я ж не один…
Старшина. А оно и верно, Степан, на сегодняшний день ты у нас и получаешься самым храбрым!
Степан. Да я вовсе не считаю себя самым храбрым.
Боец 3. Это ты верно сказал, тут все храбрые, но если бы посылочка дня три тому назад пришла, она бы досталась Сёмке.
Боец 1. Точно, мне бы досталась!
Боец 3. Но пришла она сегодня, логично?
Боец 1. Логично!
Боец 3. А на сегодня у нас самый храбрый – кто?
Боец 1. Степан!
Боец. Логичнее не бывает! Правильно, товарищ старшина?
Старшина. Совершенно правильно!
Степан. Да мне не совсем удобно, ребят!
Боец 3. Не смущайся, Стёпа, бери, всё равно ж поделишься?!
Старшина. Присоединяюсь ко всеобщему мнению – держи, Степан! (вручает посылочку)
Отдыхайте, завтра снова в бой – есть приказ – взять батарею противника!
(ребята разворачивают посылку)
Боец 1. Да мы за такие посылочки…
Боец 3. Точно…Не только возьмём…Снесём с лица земли гадов фашистских! Вперёд, ребята!
Выходят Автор и инженер.
Автор. И что же дальше?
Инженер. Ребята с удовольствием разглядывали содержимое посылки, а Степан долго смотрел на фотокарточку Клавдии и не мог понять, отчего ему совсем не хочется отводить взгляд с неё…
Автор. Любовь с первого взгляда…
Инженер. А на следующий день был тяжёлый бой, и Степана в этом бою тяжело ранило в ногу, его отправили в госпиталь…
Автор. Постойте-ка, скорее всего именно в тот, где и работала Клава.
Инженер. Судьба, голубчик, распорядилась именно так…
(уходят)
Сцена 4. Госпиталь.
Евгения Сергеевна. Клавочка, зарегистрируй личные вещи только что принятых раненых, будь добра!
Клава. Хорошо, Евгения Сергеевна!
(Клава перебирает вещи, пишет их в журнал, останавливается на 3, видит сою фотографию, зовёт доктора)
-Евгения Сергеевна, Евгения Сергеевна!
Евгения Сергеевна. Слушаю тебя, Клавочка!
Клава. Евгения Сергеевна, карточка моя, он здесь, позвольте мне сиделкой…
Евгения Сергеевна. Клава, не волнуйся, и давай-ка всё по порядку.
Клава. Я регистрировала вещи раненых и вот (даёт карточку), значит он здесь, у нас, мне обязательно надо к нему, позвольте мне перейти сиделкой в палату.
Евгения Сергеевна. Что ты, Клава? Что это вдруг?
Клава. Там лежит он, раненый…
Евгения Сергеевна. Да кто он-то?
Клава. Ну тот герой, которому я посылочку отправляла, помните?
Евгения Сергеевна. Ах да, посылка…Так что же ты стоишь, скорей беги разыскивай своего храброго…
Сцена 5. Палата госпиталя, на кровати лежит Степан, входит Клава.
Клава. Здравствуйте, самый храбрый боец!
Степан. Это Вы?
Клава. Я!
Степан. Здравствуйте! Как зовут Вас, прекрасная незнакомка?
Клава. Клавдией, а Вас?
Степан. А меня Степан…
Автор. Надо же как сложилось?!
Инженер. Потом Клава стала ухаживать за Степаном, их добрая дружба перерастала в настоящую и преданную любовь…
Клава. (помогает идти Степану) Ты поправишься, Стёпа, обязательно поправишься. Вот так, шаг и ещё шаг…Молодец!
Степан. Зачем ты, Клавдюша, связываешь свою жизнь с калекой? Не торопись, подумай…
Клава. Молчи, ты ничегошеньки не понимаешь, мы ещё будем счастливы!
Степан. Но ведь…
Клава. Я вырвала тебя из рук смерти, я буду тебе матерью, сестрой и женой, главное, чтобы ты жил!
Евгения Сергеевна. Молодец ты, Клавочка! Всё у тебя получится! А Вы, Степан, слушайтесь её, она у нас словно солнечный лучик, добра от неё столько, сколько вряд ли где сыщешь! Вы обязательно будете вместе, и всё у Вас хорошо сложится…
Инженер. Вот такая история.
Автор. Действительно, простая и совершенно замечательная история. Мне так хочется подойти к ним и пожать руку Степану, а Клавдии поцеловать крепко руку.
Инженер. Не надо, не смущайте этих милых, очаровательных людей, настоящих русских патриотов. Вы можете оскорбить их скромность, которая всегда сопутствует истинной доблести и душевной чистоте…
Автор. Да, да, Вы правы.
Звучит песня «Ах, эти тучи в голубом….»
8 чтец.
Восемнадцать было вам в то лето,
Первым чувством сердце расцвело.
Грянула война и на полсвета
Распростерла черное крыло.
Что тогда вы, милые, умели?
Знали лишь одно — пришли враги.
Не в театр надели вы шинели,
Не на бал обули сапоги.
В тот июнь чего не повидали вы,
Женщины с военными медалями!
На войне в кустах не отсидеться,
Трудно, страшно — маму не зови.
Защищали вы и наше детство,
Юные защитницы земли.
Как солдатам вы нужны бывали —
Отпускала боль фронтовика,
И быстрее раны заживали,
Лишь коснется девичья рука.
(А. Ванеев. Женщины с военными медалями)
Звучит песня «Синий платочек»
10 чтец
С каждым годом всё дальше и дальше от нас уходят те страшные события, но мы не должны забывать подвиг нашего народа, ведь это была действительно великая священная война. Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня в памяти всегда будут живы безмерное страдание военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле...
11 чтец на фоне песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса
Поклонимся великим тем годам
Тем самым командирам и бойцам
И маршалам страны, и рядовым,
Всем тем, кого нам позабыть нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!