Контроль знаний обучающихся

Левонисова Наталья Владимировна

Материалы для срезов знаний по русскому языку и литературе в течение учебного года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ночь

 

Ночь была тёмной. Луна хотя и взошла, однако же её скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист её крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять всё тихо.

Вдруг раздаётся глухой, протяжный рёв и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовёт самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.

Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами вёсел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперёд и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (По И. Бильфельду.)

(167 слов.)

Контрольный срез по русскому языку, 9 класс (начало года)

Ф.И. _____________________________________________________________________________

1. В каком ряду написание всех слов не совпадает с произношением?

1. шёпот, молотьба, осенний, резкий 
2. ночёвка, редкий, аллея, кино 
3. счастье, орешек, резьба, громкий 
4. ток, девчонка, долина, меткий

2. Какое существительное не имеет форм множественного числа?

1. ведро  2. посуда  3. сковородка  4. вилка

3. В каком ряду все слова состоят из приставки, корня, одного суффикса, окончания?

1. орешник, загрузивший, осторожно 
2. заботливый, популярно, переплывая 
3. принёсший, рассекреченный, обводка 
4. обещание, выпачканный, подставляющий

 4. В каком ряду во всех словах пропущена гласная, правописание которой зависит от наличия в слове суффикса -а- ?

1. соб…рутся, заг…раться, к…ммерсант 
2. к…рмить, тр…щать, зам…рать 
3. зад…рать, к…снуться, заст…лить 
4. пон…мание, од…рённый, ст…рательно

 5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е/Ё ?

1. кузнеч…к, ч…сать, человеч…к 
2. ноч…вка, туш…ный, девч…нка 
3. под душ…м, хорош…го, ключ…вой 
4. ноч…вать, могуч…, горяч…

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. бе…домный, бе…работный, бе…чувственный 
2. ра…дать, ра…жать, ра… задориться 
3. и…дать, и…вержение, и…черпать 
4. во…стание, во…звание, во…пылать

 7. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1. Абитуриент (не)читал этого произведения. 
2. (Не)продуманный ответ может быть оценен очень низко. 
3. Характер записей в дневнике (не)совсем обычный. 
4. Надо было наконец приступить к этому далеко (не)легкому делу.

 8. В каком слове пишется НН ?

1. клюкве…ое  2. топле…ое молоко  3. кожа…ая куртка  4. ветре…ый вечер

9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е ?

1. скользящ…м движени…м, по шаркающ…й походк… 
2. син…м мор…м, около лающ…й собак… 
3. в открывш…йся галере…, утихающ…й бур…й 
4. в горяч…м ча…, о выдающ…йся личност…

 10. Какое из словосочетаний слов не является словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ ? 
1. гордость за сына  2. гордиться сыном 3. гордясь сыном  4. сыновняя гордость

11. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

1. Озеро ( ) как блестящее зеркало. 
2. Ласковое слово ( ) что весенний день. 
3. Я ( ) всем чужой. 
4. Труд ( ) самое лучшее лекарство.

12. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые ?

Вот уездный городок (1) с деревянными (2) кривыми домишками (3) бесконечными заборами (4) купеческими (5) необитаемыми каменными строениями (6) старинным мостом над глубоким оврагом…

13. В каком из предложений выделенная конструкция обособляется ?

1. Ещё не вошедшее в силу солнце греет бережно и ласково. 
2. Мальчик лет пятнадцати
кудрявый и краснощёкий сидел кучером и с трудом удерживал сытого пегого жеребца. 
3. Гости отправились в
отведенные для них комнаты и на другой день поутру расстались с любезным хозяином, дав друг другу обещание вскоре снова увидеться . 
4. Как легкая тень, молодая красавица приблизилась к месту
назначенного свидания .

14. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые ?

В одно ясное, холодное утро (1) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться (2) верхом (3) на всякий случай (4) взяв с собою пары три борзых (5) стремянного и несколько дворовых мальчишек (6) с трещотками.

15. Укажите номер предложения с простым глагольным сказуемым.

1. Ещё в гимназии я начал зачитываться Буниным. 
2. Меняются поколения, а чудный собор недвижно и вечно стоит в центре города. 
3. Я начал писать автобиографическую повесть и дошел в ней до середины жизни. 
4. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик.

16. Укажите номер определенно-личного предложения .

1. Я бы сделал уроки пораньше. 
2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? 
3. После драки кулаками не машут. 
4. Мне холодно.

 17. Укажите номер неопределенно-личного предложения
1. Нужны песок, лопата. 
2. Смелому всюду почёт. 
3. Любишь кататься – люби и саночки возить. 
4. …И на обломках самовластья напишут наши имена!



Предварительный просмотр:

Диагностическая работа № 1 по русскому языку учени___10 класса МБОУ

"СОШ с.Большая Чечуйка»____________________________________________________

Вариант № 1.

        1.Это нужно видеть  когда на ра…вете капля дождя величестве(н,нн)ая и пр…красная опускает(?)ся на деревя(н, нн)ую звучную крышу. 2.Она летит (от)туда где всё клубит(?)ся. 3. Со(н, нн)ая только что появившаяся на свет эта капля л…тит как оч….рова(н, нн)ая птица с зам…рающ…м сердцем робея взглянуть на мир и ож…дая чуда. 4.Капля опускает(?)ся медле(н,нн)о и ветер покачива…т ее колыш…т как весе(н,нн)ий лист и несет бережно. 5.Со…нце сквозь тусклую полоску на г…ризонте ск…льзнуло под тучу и п…дставило ей свою огне(н,нн)ую л…донь.  6. Оно к…чает на ней это прозрач(?)ное существо которое г…рит и п…р…ливает(?)ся. 7. Оно неви(н,нн)о и послушно всему что к нему прик…снёт(?)ся. 8.Вот капля пр…вратилась в струйку колыш…щуюся (на) лету как робкое но (не)м…нуемое мгн…вение судьбы. 9. Вот она плющ…тся потом р…стекает(?)ся и на краях её вспыхивают крошеч(?)ные светящиеся ф…нтаны наподоби... стекля(н,нн)ых ноч(?)ных фиалок. 10.Они живут лишь долю мгн…вения и (на)всегда и(с, з)чезают. 11.Так что тот кто их вид…л едва ли сам успеет улыбнут(?)ся. 12. И только ровный г…роховый грохот р…кочет по крыше разгоня…мый ветром и ра(н,нн)ими р…скатами утре(н,нн)ей п…рывистой гр…зы.

(По Ю. Куранову)

1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!

2. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер._____________________________________

3. Из предложений 3 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

_______________________________________________

4. Замените словосочетание капля дождя (предложение № 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.__________________________________________

5. Выпишите грамматическую основу  предложения № 5.___________________________

6. Из предложения № 3 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.___________________________________________________________

7. Среди предложений 8 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения._____________________

Диагностическая работа № 1 по русскому языку учени___10 класса МБОУ

«СОШ с.Большая Чечуйка»____________________________________________________

Вариант № 2

1. Проч…тал поэмы Пушкина все сразу охваче(н, нн)ый тем жадным чувством которое испытыва…ш(?) попадая в (не)виданно красивое место и всегда стр…миш(?)ся об…жать его всё сразу. 2.Так бывает после б…лотистого леса когда долго ходиш(?) по м…ховым коч(?)кам и неожида(н, нн)о р…звернёт(?)ся перед тобой сухая п…ляна вся в цветах и со…нце. 3.Минуту смотриш(?) на неё очарова(н, нн)ый а потом счастливо об…жиш(?) всю  и каждое прик…сновение ноги к мя…ким травам пл…дородной земли тихо радует.

4. Пушкин до того уд…вил меня пр…стотой и музыкой стиха что долгое время проза к…залась мне (не)естественной и читать ее было (не)ловко. 5.Пролог  к «Руслану» напоминал мне луч(?)шие ска(з, с)ки бабушки чудесно (з,с)жав их в одну а (не)которые строки изумляли меня чека(н, нн)ой правдой и я мысле(н, нн)о повторял их и видел таинстве(н, нн)ые следы которыми пр…мята трава ещё не стр…хнувшая капель росы т…желых как ртуть. 6. (Полно)звучные строки стихов запом…нались уд…вительно легко укр…шая праз…нично все о чем г…ворили они. 7. Это делало меня счас…ливым жизнь мою – ле…кой и пр…ятной. 8.Стихи звучали как (благо)вест новой жизни. 9. Какое счастье    быть грамотным!

(По М. Горькому)

1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!

2. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.________________________________

3. Из предложений 2 – 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

____________________________________________________________________

4. Замените словосочетание строки стихов (предложение № 6), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.__________________________________________________

5. Выпишите грамматическую основу  предложения № 9.___________________________

6. Из предложения № 1 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.______________________________________________________________

7. Среди предложений 1 – 3 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.__________________________



Предварительный просмотр:

                                     Билет 1.

1)Что такое имя существительное?

2)Не с именами прилагательными.

Имя существительное- это самостоятельная часть речи ,отвечающая на вопрос кто? Что? И обозначающая предмет. Имена существительные могут быть нариц;собствен;одушевл;неодушевлен. Изменяются по родам,числам,падежам,  склонениям.В предложении могут быть подлежащим,сказуемым,обстоятельством и дополнением.

Орфограмма «Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными»

Не с полными  и краткими прилагательными пишется слитно,если:

1)прилагательное без не не употребляется;

2)прилагательное в сочетании с не образует новое слово,антонимичное тисходному,его можно заменить близким по значению словом или выражением.

Частица не с полными и краткими прилагательными пишется раздельно,если:

1)есть или подразумевается противопоставление с союзом а;

2)прилагательные имеют при себе пояснительные словА С НИ и слова далеко,вовсе,отнюдь.

                                   Билет 2.

1)Не с именами существительными.

2)Н и нн в суффиксах прилагательных.

Не с именами существительными пишется слитно,если:

1)существительное без не в современном русском языке не употребляется;

2)существительное в сочетании с не образует новое слово,антонимичное исходному, его можно заменить близким по значению словом, или выражением.

Частица не с именами существительными пишется раздельно,если:

 1)есть или подразумевается противопотсавление с союзом а;

2)существительное с частицей не имеет отрицательное значение.

Орфограмма «одна и две буквы  Н в суффиксах имен прилагательных».

Две буквы н в прилагательных пишутся,если они образованы от существительных:

1)с основой на н при помощи суффикса н;

2)при помощи суффиксов онн или енн.

Исключение: Ветреный, но безветренный.

Одна буква н пишутся в прилагательных,если они образованы от существительных:

1)при помощи суффикса нн;

2)при помощи суффиксов ан или ян.

Исключение:Оловянный,деревянный,стеклянный.

В краткой форме прилагательных пишется столько же н,сколько в полной форме.

                             Билет 3.

1)Что такое прилагательное.

2)Как определить спряжение глагола.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи ,отвечающая на вопрос какой? Чей?,обозначающая признак предмета.Имена прилагательные имеют три разряда,начальная форма имени прилагательного ед.ч;м.р;имена прилагательные изменяются по родам,числам и падежам,род,число,падеж можно узнать по имени существительному.В предложении имя прилагательное может быть определением,в краткой форме сказуемым.

Изменение глаголов по числам и лицам  называется спряжением глагола.Чтобы определить спряжение глагола нужно посмотреть куда падает ударение : на окончание или на основу.Если ударение падает на окончание глагола ,то спряжение определяется на слух.У глаголов 1 спряжения в окончаниях пишется е,а у глаголов 2 спряжения и.

1 спр.

2 спр.

ать

ить

оть

(кроме брить,стелить)

еть

7 глаголов на  еть: смотреть, видеть,ненавидеть,терпеть,зависеть,обидеть,вертеть.

уть

4 глагола на ать:держать,гнать,слышать дышать.

ять

ыть

ть

Лицо

1 спр.

2 спр.

1 лицо

У;ю

Ем

У;ю

им

2 лицо

ешь

ете

ишь

ите

3 лицо

ет

Ют

ут

ит

Ат

ят

                                          Билет 4.

1)Расскажите о разрядах прилагательных.

2)Н и нн в суффиксах причастий.

У имен прилагательных есть три разряда:

1)имена прилагательные ,обозначающие признак,которым предметы могут быть наделены в разной степени,называются качественными.Это означает,что от этих прилагательных можно образовать сравнительную и превосходную формы.

От качественных прилагательных можно образовать краткую форму.

К качественным прилагательным можно подобрать антоним. Например:красивый,мудрый.

2)Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение к другим предметам.Это может быть обозначение признака по материалу,по значению,по времени.

Относительные прилагательные не имеют краткой формы и форм сравнения.Например:деревянный,стеклянный.
3)Среди относительных прилагательных есть особая группа –
притяжательные прилагательные. Они обозначают принадлежность предмета,лица или животного.

Притяжательные прилагательные всегда образуются от имен существительных с помощью суффиксов:

1)ин

2)ов

3)ий(й)

Притяжательные прилагательные в И.п мужского рода имеют нулевое оканчание.

2)В полных страдательных причастиях с суффиксами енн и нн пишутся две буквы н(нн),если:

1)причастие имеет приставку(кроме не):сваренная рыба, вспаханное поле.

2)причасти имеет зависимые от него слова:жаренная в масле рыба.

3)причастие совершенного вида:решенный пример.

4)причастие образовано от глаголов с суффиксами ова,ева(ирова):маринованные грибы,асфальтированное шоссе.

Если слово не имеет ни одного из перечисленных признаков,оно пишется с одним н:вареная рыба,жареная рыба.

                                 Билет 5.

1)Формы сравнения имен прилагательных.

2)Не с причастиями.

1)Имена прилагательные могут иметь формы сравнения.

Сравнительная форма прилагательного обозначает признак предмета по сравнению с каким- то другим проявлением того же признака.

Сравнительная форма образуется при помощи суффиксов ее(ей),е;а также прибавлением слова более к начальной форме прилагательного.

Превосходная форма прилагательного образуется при помощи суффикса ейш(айш);а также прибавлением слова самый или наиболее к начальной форме прилагательного.

Если формы сравнения состоят из одного слова,то они называются составными.  

Прилагательные в сравнительной форме в предложении являются сказуемым, а в превосходной форме определением.

Прилагательные в простой сравнительной форме не изменяются по родам,числам и падежам.

У прилагательных в составной сравнительной форме второе слово изменяется по родам,числам,падежам.

2)Не с полными причастиями пишется раздельно:

1)если причастие имеет зависимые слова,т.е образует причастный оборот:На столе лежало не отправленное мною письмо.- На столе лежало неотправленной письмо.

2)если в предложении есть противопоставление с союзом а: В вазе стояли не увядшие,а свежие цветы.

Не с полными причастиями пишется слитно:

1)если причастие не имеет зависимых слов:непрекращающийся дождь.

2)если причастие без не не употребляется :ненавидящий взгляд.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно:Письмо не отправлено.Книга не прочитана.

                                      Билет 6.

1)Что такое глагол.

2)О и е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных.

1)Глагол – это самостоятельная часть речи ,отвечающая на вопрос что делать? Что сделать?,и обозначающая действие предмета.Глагол может быть переходным и непереходным;1 и 2 спр;совершенного и несовершенного вида. Глагол изменяется по временам;по наклонениям;по числам, в настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем по родам.В предложении является сказуемым.

2)В суффиксах и окончаниях имен прилагательных и существительных после шипящих и ц под ударением пишется о,без ударения е.

                                             Билет 7.

1)Расскажите о количественных числительных.

2)Корни с чередованием а и о.

1)Количественные числительные – это самостоятельная часть речи,отвечающая на вопрос сколько?и обозначающая количество.Изменяется по родам,числам,падежам,которые узнаем по имени существительному.В предложении является дополнением,обстоятельством,может быть и подлежащим и сказуемым. Числительное один изменяется по родам,числам и согласуется с существительным во всех падежах,как прилагательное.

Числительное два в И.п. имеет две формы рода:два(м.р и ж.р) и две(ж.р).

У числительных один,два,три,четыре В.п. совпадает с И.п.,если существительное неодушевленное, и с Р.п. ,если существительное одушевленное.Простые количественные числительные от пяти до двадцати и тридцати склоняются,как существительные 3-го склонения.

Числительное сорок,девяносто,сто имеют две падежные формы.

2)В корне зар,зор под ударением пишется гласная в соответствии с произношением,без ударения а.Исключение:зоревать.В корне кас,кос(н) – пишется о,если дальше следует согласная н,в остальных случаях – а.В корне клан,клон,под ударением пишется гласная в соответствии с произношением,в остальных случаях о.В безударном корне лаг,лож,пред г пишется а,перед ж-о. Исключение:полог.

                                               Билет 8.

1)Расскажите о порядковых числительных.

2)Корни с чередованием  е и и.

1)Порядковые числительные – это самостоятельная часть речи,отвечающая на вопрос какой?,обозначающая порядок предметов при счете.Изменяется по родам,числам,падежам,которые узнаем по имени существительному.В предложении является определением.При склонении сложных порядковых числительных изменяется только последняя часть:Две тысячи шестой.

2)В корнях с чередующимися гласными е и и (бер,бир,пер,пир,мер,мир,стел,стил,дер,дир,тер,тир,блест,блист,жег,жиг,чет,чит,буква и пишется только тогда,когда после корня следует суффикс а ,в остальных случаях е.

                              Билет 9.

1)Что такое причастие.

2)Буквы ы и и после ц.

1)Причастие – это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопрос какой?,обозначающая признак предмета по действию,объединяет в себе свойства прилагательного и глагола,образуется от глагола.Причасти изменяется по временам.В настоящем времени это суффиксы:ущ,ющ,ащ,ящ,ем(ом),им.В прошедшем времени это суффиксы:Вш,ш,енн,нн,т.Изменяется по родам,числам,падежам,которые узнаем по имени существительному.В предложении является определением,в краткой форме сказуемым.

2)

                               и

                                     ы

1)В корнях:цирк

1)В суффиксах:синицын

2)В словах на ция:лекция,полиция.

2)В окончаниях:огурцы.

3)Искл:цыган,цыпленок,на цыпочках,цыц.

                                                  Билет 10.

1)Как образуются действительные причастия.

2)Правописание приставок пре и при.

1)Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов несов.вида,с помощью суффиксов ущ(ющ)(если это глагол 1 спр.),и суффиксов ащ(ящ)(если это глагол 2 спр.).

Действительные причастия прошедшего времени – образуются от основы неопределенной формы глаголов,сов. и несов.вида,с помощью суффиксов:вш(если основа заканчивается на гласный звук), и суффикса ш(если основа заканчивается на согласный звук).

2)

                       при

                         пре

1)В значении приближения.Приехать

1)Если она близка по значению слова очень

2)В значении близости.Пригород

Прекрасный

3)В значении присоединения.Пришить

2)Если она близка по значению приставки

4)В значении неполноты дейстивия.

Пере.Прервать

Присесть

                                   Билет 11.

1)Как образуются страдательные причастия.

2)Правописание приставок на з и с.

1)Страдательные причастия настоящего времени образуютсяот основы настоящего времени глаголов,несов.вида,с помощью суффиксов:(ом(ем) (если это глагол 1 спр),и суффикса им (если это глагол 2 спр).

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени глаголов,соверш.вида,с помощью суффиксов:

2)В русском языке нет приставки з,есть приставка с.Сбежать,сделать сшить.

Кроме слов:здание,здоровье,здесь.

 Если после приставки на з и на с идет звонкая согласная,то приставка оканчивается на з,если после приставки идет глухая согласная,то приставка оканчивается на с.

                                  Билет 12.

1)Краткие страдательные причастия.

2)Однородные члены предложения.Знаки препинания.

1)Страдательные причастия имеют полную и краткую форму:Прочитанный рассказ.- Рассказ прочитан.

Краткие страдательные причастия изменяются по родам в (ед.ч) и числам,но не изменяются по падежам(не склоняются). В предложении они обычно являются скузуемыми.

В кратких страдательных причастиях пишется одна буква н:прочитан,рассказан.

2)Однородные члены предложения – это те члены предложения ,которые отвечают на один и тот же вопрос,выражаются одной и той же частью речи,являются одним и тем же членом предложения,вопрос задается от одного и того же слова.

Однородными могут быть все члены предложения.На письме однородные члены выделяются запятыми .В предложении с однородными членами может стоять обобщающее слово.

                                                Билет 13.

1)Обращение.Знаки препинания.

2)Мягкий знак после шипящих в существительных,прилагательных,глаголах.

1)Обращение – это слово,которое обозначае того,к кому обращаются с речью.

Обращение не является членом прадложения,а только его осложнением.

                                      Знаки препинания при обращении.

О!...,

О,…..

…..О,…..

….,О.!?

Ребята,вы хорошо относитесь к книгам?

2)Мягкий знак после шипящих в именах существительных пишется в словах 3 склонения.  



Предварительный просмотр:

Итоговый срез знаний по  русской литературе за курс 10 класса.

1.Каким предстаёт русское общество в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

2.Чем может быть интересна пьеса А.Н.Островского «Гроза» современному читателю и зрителю?

3.Прокоментируйте фразу Обломова из романа И.А.Гончарова: «Скука, скука,скука!..Где же тут человек?Где его целость?Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

4.Почему Достоевский подробно описывает убийство Раскольниковым старухи-процентщицы и Лизаветы,пятна крови на его одежде, однако Соню,которая тоже «переступила»,всегда показывает чистой , светлой,незапятнанной?.

5.Проследите путь нравственных исканий одного из главных героев романа Л.Н.Толстого«Война и мир» Андрея Болконского или Пьера Безухова(по выбору).Каков итог их нравственных исканий?



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме: «Определённо-личные и неопределённо-личные предложения» 8 класс

1. Спишите. Подчеркните сказуемое в односоставных предложениях; укажите их тип, напишите, какими глагольными формами выражено сказуемое.

1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.)

2) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.)

3) Останемся ещё на один день. (Ч.)

4) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. (Светл.)

 5) Бездонную бочку водой не  наполнишь. (Посл.)

 6) Вас просят к телефону.

 7)  Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впрягают. (П.)

8) По улицам слона водили. (Кр.)

2. Прочитайте, укажите сказуемые и обращения в односоставных определённо-личных предложениях. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

  1. Шумим братец шумим.... (Гр.) 2) Постоим ещё Гриша. (Н.) 3) Ну солдат пойдём со мной.(Тв.) 4) Взвейтесь кострами синие ночи. (Жар.) 5) Пой моя хорошая! (Жар.) 6) Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди. (Шведов.) 7) В защиту мира вставайте люди! (Френкель.)

3. Какое предложение является односоставным?

1) Посетителей в коридоре не наблюдали.
2) Много песен сложено о любви.
3) На небе солнце  было большое, горячее.
4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.

4. Какое предложение является односоставным определенно-личным?

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
2) Дорога шла по низменным, болотистым местам.
3) Стою один среди равнины голой...
4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

5. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?

1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.
2) Больничный распорядок неизменен.
3) У прилавка стояло три покупателя.
4) Им еще предстоит долго учиться.

6. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?

1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.
2) Опять отложили вылет.                        3) Цыплят по осени считают.
                                                                       4) Придешь завтра ко мне в гости?