Задания на 29.04.20.
для групп ПКД2.9, №25, №12 и 11СПМС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Д/З для группы ПКД 2.9 Электроотрицательность | 50.5 КБ |
Д/З для группы ПКД 2.9 презентация | 2.87 МБ |
для гр №25-Итоговый тест | 25.39 КБ |
Д/З для группы 12 повторение | 21 КБ |
для группы 11СП Органика | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Для ПКД2.9 29.04.20
Повторение материала.
Ознакомиться с материалом по ссылке.
Законспектировать в тетрадь.
Определить степень окисления элементов
Выслать на мою почту или в контакт.
Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь
Химическая связь – это связь между атомами, осуществляемая в молекулах и кристаллах вещества с помощью энергии электронов, входящих в состав атомов.
В зависимости от способа соединения атомов все химические связи в веществах были поделены учеными на:
- Ионную – образуется между ионами;
- Ковалентную – между атомами за счет образования общих электронных пар;
- Металлическую - между атомами элементов металлов.
Ковалентная связь – химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар. Она делится на полярную, которая осуществляется между разными атомами химических элементов, и неполярную, которая существует между атомами одного химического элемента с помощью общих электронных пар.
Если ковалентная неполярная связь образуется между одинаковыми атомами элементов-неметаллов, то полярная ковалентная связь может образовываться только между атомами разных элементов-неметаллов.
Рассмотрим образование ковалентной полярной связи на примере фтороводорода НF. Молекула фтороводорода образуется из атомов водорода и фтора.
Запишем электронные формулы атомов водорода и фтора:
Мы видим, что у атома водорода на внешнем энергетическом уровне один неcпаренный электрон, и до завершения энергетического уровня не хватает одного электрона. У атома фтора также на внешнем энергетическом уровне один неспаренный электрон, и до его завершения тоже не хватает одного электрона. Объединяясь в молекулу, оба атома образуют общую электронную пару, то есть возникает ковалентная связь.
Так как ковалентная связь образуется между атомами различных элементов неметаллов, то общая электронная пара будет принадлежать атомам водорода и фтора не в равной степени. Значит, одному атому общая электронная пара будет принадлежать в большей степени, а другому в меньшей. Для определения этого явления используют понятие электроотрицательность.
Электороотрицательность – это способность атомов химического элемента смещать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи.
Перед вами ряд химических элементов, расположенных в соответствии с уменьшением их электроотрицательности:
F→O→ N → CI → Br → I → S → C → Si →P → H
Электрооотрицательность уменьшается от первого до последнего в представленном ряду химических элементов-неметаллов, с уменьшением электроотрицательности уменьшаются и способность атома смещать общую электронную пару ближе к своему ядру.
Давайте вернемся к молекуле фтороводорода и узнаем, какому из этих атомов будет принадлежать общая электронная пара в большей мере.
В ряду электроотрицательности водород и фтор стоят на противоположных концах. Значит, электроотрицательность фтора гораздо выше, чем у водорода, и электронная пара будет смещаться больше к фтору, образуя полярность. При этом водород приобретет положительный заряд, а фтор отрицательный.
В отличие от ионного вида связи, где электрон полностью смещается на орбиталь соседнего атома, при ковалентной полярной связи это смещение не полное. Его можно назвать лишь смещением электроотрицательности.
Атом в молекуле вещества, обладающий меньшей электроотрицательностью, всегда приобретает положительный заряд и при записи изображается первым, а второй атом, приобретающий отрицательный заряд, вторым. Поскольку заряд, приобретаемый атомами, лишь частичный, то он обозначается латинской буквой «дельта» - δ.
Например, смещение электроотрицательности в молекулах воды Н2О и оксида азота (II) NO записывается следующим образом:
Алгоритм образования ковалентной полярной связи рассмотрим на примере оксида серы (IV) SO2:
- Схематически запишем электронные формулы кислорода и серы:
Мы видим, что на внешнем энергетическом уровне у атома кислорода шесть электронов, из которых два неспаренных электрона.
Сера также на внешнем энергетическом уровне имеет шесть электронов, два из которых неспаренные.
- Изобразим расположение внешних электронов у знаков химических элементов кислорода и серы:
В молекуле оксида серы (IV) SO2 один атом серы связан с двумя атомами кислорода. Значит, каждый из атомов кислорода использует по одному неспаренному электрону для соединения с неспаренным электроном на орбитали атома серы.
- Записываем электронно-структурную формулу образовавшейся молекулы оксида серы (IV) SO2:
- Определяем по рассмотренному нами ранее химическому ряду электроотрицательности, какой из двух атомов обладает большей электроотрицательностью и смещает общие электронные пары в свою сторону:
F → O → N → CI → Br → I → S → C → Si → P → H
Электроотрицательность кислорода (как мы видим из ряда электроотрицательности) выше, чем электроотрицательность серы, значит, общая электронная пара смещается к кислороду.
Обладая меньшей электроотрицательностью, сера записывается первой, а затем с помощью символов указывается электророотрицательность атомов в молекуле.
Число ковалентных связей, которыми атом одного химического элемента связан с атомами этого же или других элементов, называется валентностью.
Именно валентность определяет запись индексов в письменном написании молекулы.
В представленных примерах молекулы записываются следующим образом:
Аммиак NH3 (эн аш три) (NIIIHI)
Вода H2O (аш два о) (HIOII)
Оксид фосфора P2O5 (пэ два о пять) (PVOII)
Римскими цифрами в скобках указана валентность атома, которая в виде индекса сносится к соседнему атому.
Если валентность обоих элементов кратна какому-нибудь числу, то индексы записываются, уменьшенными на это число.
Например:
Оксид серы – (VI)SVIOII (валентности кратны двум) = S2O6 = SO3
Сульфид железа – (II) FеIISII (валентности кратны двум) = Fе2S2 = FеS
Оксид свинца – (IV) PlIVOII (валентности кратны двум) = Pl2O4= PlO2
Валентность является постоянной для одних элементов и непостоянной для других. Например: у алюминия AI постоянная валентность равна трем, а у серы S валентность может быть равна двум, четырем и шести. Поэтому валентность алюминия AI не указывается при написании названия формулы, а валентность серы S указывается римской цифрой в скобках.
Например: оксид серы – (II) SO; оксид алюминия - Al2O3.
По формуле также можно определить валентность одного элемента, если валентность другого известна.
Например:
- Формула оксида серы SO2.
- Нам известно, что валентность кислорода О равна 2.
- Необходимо найти валентность серы S.
- Определим общее число валентностей всех атомов кислорода: II * 2 = 4.
- Разделим полученное число на число атомов серы: 4 : 1 = 4. Это и будет значение ее валентности.
Число электроотрицательности и валентность не являются равными между собой. Электроотрицательность не привязана к какому-нибудь числовому значению, это лишь указание на смещение общих электронных пар в сторону какого-нибудь из атомов в молекуле. Валентность же, равная общему числу ковалентных связей, может быть различной у одного и того же элемента.
Например, возьмем атом азота, который может быть связан с атомом кислорода одной или двумя ковалентными связями.
Исходя из ряда электроотрицательности элементов, мы знаем, что общие электронные пары или пара смещены к кислороду:
В то же время азот может быть связан с атомом кислорода одной или двумя ковалентными связями:
Определить степень окисления следующих элементов:
А) SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3, FeO
Б) CO, HCl, HBr, Cl2O5, SO2, РН3, Cu2O,
B) Al2O3, P2O5, NO2, Mn2O7,Cl2O7, Cr2O3,
Г) SiO2, B2O3, SiH4, N2O5,MnO, CuO, N2O3.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
связь между ионами Ионная Химическая связь связь между атомами за счёт общих электронных пар Ковалентная связь между атомами элементов металлов Металлическая
Ковалентная связь — химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар .
осуществляется между разными атомами химических элементов Полярная Ковалентная связь осуществляется между атомами одинаковых химических элементов Неполярная
Молекула водорода Ковалентная неполярная связь образуется между одинаковыми атомами элементов-неметаллов,
Полярная ковалентная связь может образовываться только между атомами разных элементов-неметаллов. фтороводород Н F
Молекула фторводорода H 1 1S 1 F 9 1S 2 / 2S 2 2p 5 H F Неспаренный электрон Неспаренный электрон
H F + → H F Общая электронная пара
Электроотрицательность — это способность атомов химического элемента смещать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи.
F → O → N → CI → Br → I → S → C → Si → P → H Ряд химических элементов, расположенных в соответствии с уменьшением их электроотрицательности С уменьшением электроотрицательности уменьшаются и способность атома смещать общую электронную пару ближе к своему ядру.
H F + → H F Общая электронная пара F → O → N → CI → Br → I → S → C → Si → P → H
H F + → H F Смещённая электронная пара + - Частичный заряд, приобретаемый атомами, обозначается латинской буквой «дельта» — δ .
Смещение электроотрицательности в молекулах воды Н 2 О и оксида азота NO Н 2 О NO 2 H + O → H H δ + δ + → → O δ - N δ + O δ - →
Алгоритм образования ковалентной полярной на примере оксида серы SO 2 1. Запись электронных формул кислорода и серы. O + 1 2 (кислород) 6 Внешний энергетический уровень O 8 1S 2 / 2S 2 2p 4 1S 2 / 2S 2 2p 6 / 3S 2 3p 4 S (сера) +16 2 8 Внешний энергетический уровень 6 S 16
Алгоритм образования ковалентной полярной на примере оксида серы SO 2 2. Изображение расположения внешних электронов у знаков химических элементов кислорода и серы. S O
Алгоритм образования ковалентной полярной на примере оксида серы SO 2 3. Запись электронно-структурной формулы образовавшейся молекулы оксида серы SO 2 S O O Общие электронные пары
Алгоритм образования ковалентной полярной на примере оксида серы SO 2 3. Определение по рассмотренному нами ранее химическому ряду электроотрицательности кислорода и серы F → O → N → CI → Br → I → S → C → Si → P → H O δ - S δ + → O δ - →
Валентность — это ч исло ковалентных связей, которыми атом одного химического элемента связан с атомами этого же или других элементов. S O O
Аммиак NH 3 N III H I Вода H 2 O H I O II Оксид фосфора P 2 O 5 P V O II Валентность Запись валентности
Если валентность обоих элементов кратна какому-нибудь числу, то индексы записываются, уменьшенными на это число. Оксид серы S VI O II SO 3 S 2 O 6 Сульфид железа F II S II F2S2 F 2 S 2 FS Оксид свинца Pl VI O II Pl 2 O 4 PlO 2
Al III S II S VI S IV Al 2 O 3 Оксид алюминия SO 2 Оксид серы
По формуле также можно определить валентность одного элемента, если валентность другого известна. SO 2 II ? II × 2 = 4 4 : 1 = 4 IV
N δ + O δ - → Валентность, равная общему числу ковалентных связей, может быть различной у одного и того же элемента. O δ - N δ + → O δ - → N O O N O Одна ковалентная связь Две ковалентные связи
Предварительный просмотр:
Для группы №25
Надо выполнить тестовые задания и как можно скорее отправить мне на почту, либо сообщение в контакте.
1вариант - фамилии студентов от А до Р ;
2вариант-от С до Я;
Итоговый тест по дисциплине: Естествознание (Химия и биология)
1 вариант
1.Какие из перечисленных положений составляют основу клеточной теории:
а) все организмы состоят из клеток;
б) все клетки образуются из клеток;
в) все клетки возникают из неживой материи?
2.Какой способ питания характерен для вирусов и бактериофагов:
а) паразитный; б) сапрофитный?
3. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, являются микроэлементами
Н, О, Р, С, CI, Na, Mg, I, Zn, N, Cu, Ni, Ag, Br?
4. Каково значение калия в жизнедеятельности клетки:
а) способствует перемещению веществ через мембрану;
б) активизирует обмен веществ;
в) участвует в проведении возбуждений и импульсов?
5. Какое химическое соединение играет большую роль в поддержании осмотического давления в клетке:
а) белок, б) АТФ, в) жир, г)NaCI?
6. Какова роль углеводов в животной клетке:
а) строительная; б) транспортная; в) энергетическая; г) компонент нуклеотидов?
7.Какие из перечисленных положений составляют основу клеточной теории:
а) все организмы состоят из клеток;
б) все клетки образуются из клеток;
в) все клетки возникают из неживой материи?
8. Какие организмы являются многоклеточными:
а) водоросли; б) бактерии; в) кишечнополостные?
9. Каково значение воды для жизнедеятельности клетки:
а) среда для химических реакций; б) растворитель;
в) источник кислорода при фотосинтезе; г) химический реагент;
д) источник кислорода при диссимиляции?
10. Какое значение для организма имеют жиры у животных:
а) структура мембран ;б) источник энергии;
в) теплорегуляция ;г) источник воды?
11. Какие углеводы относятся к моносахаридам:
а) сахароза; б) глюкоза; в) фруктоза; г) целлюлоза?
12.Абиотическими факторами среды не являются:
а) вода и выпадение осадков б) грунт
в) взаимодействие организмов типа «паразит-хозяин».
13. Передача энергии в экосистеме происходит последовательно:
а). От редуцентов через продуценты к консументам.
б). От продуцентов через консументы к редуцентам.
в). От консументов через редуценты к продуцентам.
г). От консументов к продуцентам.
14. Круговорот веществ на Земле обеспечивают геохимические процессы преобразования горных пород, система течений в Мировом океане, циркуляция в атмосфере, испарение воды, выпадение осадков. Возникновение жизни на Земле привело к развитию биохимических процессов, обеспечивающих круговорот:
а). Биофильных элементов: С, О, N, S, Р и др.
б). Радиоактивных элементов.
в). Сверхтяжёлых элементов.
г). Космических элементов.
15. По мнению В.И. Вернадского, живое вещество содержит огромное количество «действительной энергии» и совершает в земной коре большую работу. Он определил 4 биохимических функций живого в биосфере: 1-газовая (все газы верхней части земной коры порождены жизнью), 2-концентрационная — накопление веществ (каменные угли, торф, известняки накоплены в результате жизни биосферы), 3-окислительно-восстановительная, 4-биохимическая (связана с ростом, размножением, перемещением), или давление жизни.
Относил ли В.И. Вернадский деятельность человека к биохимической деятельности живого вещества?
а). Нет. б ). Да. в ). Не знаю г ). Да, но не во всех случаях.
16. Озоновый слой — необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона:
а). Образуется в результате космических излучений.
б). Препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей.
в). Препятствует загрязнению атмосферы. г). Отражает космические излучения.
17. Испарение воды с поверхности океана, конденсация водяного пара в атмосфере и выпадение осадков на поверхности океана образуют.
а). Большой круговорот воды. б). Биохимический круговорот воды.
в). Малый круговорот воды. г). Биологический круговорот.
18 .Реакция, уравнение которой
2СН3СООН + Мg → (СН3СОО)2Мg + Н2↑, является реакцией
а) обмена б) соединения в) замещения
19.Полипропилен можно получить из вещества, формула которого
а) СН3 – СН2 – СН3 б) СН = СН в) СН2 = СН – СН3
20.Аммиачный раствор оксида серебра является реактивом на
а) альдегид б) декан в) бензол
21.Сложение эфиры образуется при взаимодействии
а) спирта и кислоты б) при окислении спиртов в) при окислении альдегидов
22.Свежеосажденный гидроксид меди (II) Сu(ОН)2 является реактивом на растворы
а) этанола б) уксусного альдегида в) фенола
23 .Качественной реакцией на глицерин является реакция с
а) раствором Cu(OH)2 б) раствором HCl в) раствором NaOH
24.Вещество, формула которого NH2 – CH2 – COOH является
а) амфотерным веществом б) органической кислотой в) органическим основанием
25. Пропан и пропен реагируют с
а) кислородом б) хлороводородом в) аммиачным раствором Аg2О
26. Изомер глюкозы
а) фруктоза б) сахароза в) лактоза
27. Фенол взаимодействует с растворами
а) Br2 (бромная вода) б) H2SO4 (раствор) в) CuCl2 (раствор)
28.Олеиновая кислота сочетает в себе свойства карбоновой кислоты и
а) амина б) спирта в) алкена
29.Укрепление костной ткани способствуют элементы:
а)Железа и меди б)Бронза и хлора в)Углерода и кислорода г)Кальция и фосфора.
30.Изучением развития зародышевых форм различных организмов занимается наука:
а)Зоология б)Генетика в)Эмбриология г)Цитология.
Итоговый тест по дисциплине: Естествознание (Химия и биология)
2 вариант
1.Каково значение воды для жизнедеятельности клетки
а)среда для химических реакций, б)растворитель,
в)источник кислорода при фотосинтезе,
г) химический реагент,
источник кислорода при диссимиляции
2.Какое значение для организма имеют жиры у растений
а)структура мембран,б) источник энергии,
в)теплорегуляция
3. Какие гаметы вырабатывают семенники
а) сперматозоиды, б)яйцеклетки
4. От каких обезьян произошли человекообразные
а)проплиопитеки, б)дриопитеки, в) парапитеки
5. Какие из людей первыми овладели членораздельной речью
а)неандертальцы, б)кроманьонцы, в)синантропы
6.По каким признакам Г.Мендель избрал горох объектом своих исследований
а)перекрёстноопыляющийся, б)самоопыляющийся; в)однолетник, многолетник; г)имеющий контрастные признаки или сглаженные признаки
7. Появление на Земле живого вещества привело к возникновению циркуляции — перемещению в биосфере химических элементов, переходу их из внешней среды в организмы и возвращению во внешнюю среду. Такая циркуляция химических элементов получила название:
а). Биогеохимических круговоротов. б). Биогеохимических реакций.
в). Круговорот воды в природе. г). Круговорот азота в природе.
8.Ферменты, разрушающие все органические вещества, сосредоточены в клетке в:
а)Митохондриях б)Лизосомах в)Эндоплазматической сети г)Цитоплазме.
9. Способностью к самоудвоению обладают молекулы:
а)Только ДНК б)и-РНК И ДНК в)ДНК и белков г)Всех нуклеиновых кислот
10. При делении клетки кроссинговер происходит:
а)Только в профазе мейоза 1 б)В профазе мейоза 1 и мейоза 2. в)В метафазе мейоза 1.
11. В клетках животных в отличие от растений отсутствуют:
а)Хлоропласты б)Вакуоли в)Митохондрия г)Клеточная мембрана
12. Размножение, при котором из одной материнской клетки образуются две новые, называется:
а)Гаметогенезом б)Почкованием в)Спорообразование г)Митоз
13. Эукариоты — ядерные организмы — появились в форме одноклеточных, а многоклеточная организация стала дальнейшим этапом и привела к появлению растений и животных, для которых характерно:
а). Автотрофное и гетеротрофное питание. б). Только автотрофное питание.
в). Только гетеротрофное питание .г). Редуцентное питание.
14. Простейшие обитатели почвы, питаются бактериями, в круговороте веществ они:
а). Являются первичными разрушителями растительного опада.
б). Регулируют численность микроорганизмов.
в). Образуют органическое вещество в процессе фотосинтеза.
г). Первичные потребители продуцентов.
15. Озон образуется из молекул кислорода в присутствии оксидов азота и углеводородов под воздействием:
а). Ультрафиолетовых лучей. б). Инфракрасных лучей в ). Световых лучей г )Хладонов.
16. Следует признать верным:
а). В природном сообществе существует одна пищевая сеть,
б). В природном сообществе существует несколько пищевых сетей.
в). В природном сообществе существует две пищевые сети.
г). В природном сообществе существует только линейные пищевые цепи.
17.Реакция, уравнение которой 2СН3СООН + Мg → (СН3СОО)2Мg + Н2↑, является реакцией
а) обмена б) соединения в) замещения
18.Полипропилен можно получить из вещества, формула которого
а) СН3 – СН2 – СН3 б) СН = СН в) СН2 = СН – СН3
19.Аммиачный раствор оксида серебра является реактивом на
а) альдегид б) декан в) бензол
20.Сложение эфиры образуется при взаимодействии
а) спирта и кислоты б) при окислении спиртов в) при окислении альдегидов
21.Свежеосажденный гидроксид меди (II) Сu(ОН)2 является реактивом на растворы
а) этанола б) уксусного альдегида в) фенола
22.Формула предельного углеводорода
а) СН3 – СН2 – СН3 б) СН = СН в) Н2С = СН – СН = СН2
23.К соединениям, имеющим общую формулу относится
а) пентан б) пентадиен в) бензол
24.При взаимодействии уксусной кислоты с Са образуются
а) ацетат кальция и вода б) ацетат кальция и водород в) формиат кальция и вода
25.Формула простого диэтилового эфира
а) СН3-О-СН3 б) С2Н4(ОН)2 в) С2Н5ОН
26.Формула циклоалкана
а) С2Н6 б) С2Н4 в) СН2 – СН2
27.Общая формула сложных эфиров (мед. наркоз)
а) СnН2n + 2 б) R – C в) R1 – C - R2
28.Реакция дегидрирования, это
а) присоединение Н2 б) потеря Н2 в) замещение Н2
29.Вещество, структурная формула которого СН2=СН-СН=СН2, называется:
а) бутадиен – 1,3 б) бутадиен – 2,4 в) бутадиен – 1,4
30. Какое из веществ оказывает на организм человека наркотическое действие?
а) С2Н5ОН б) С6Н6 в) С12Н22О11
Предварительный просмотр:
Для группы 12 29.04.20
Повторить темы.
Законспектировать.
Выполнить самостоятельно.
Выслать задания на мою почту.
Элементы и их неорганические соединения
( металлы и неметаллы).
Железо
В периодической системе находится в четвёртом периоде, в побочной подгруппе VIII группы.
Химический знак – Fe (феррум). Порядковый номер – 26, электронная формула 1s22s22p63s23p63d64s2.
Валентные электроны у атома железа находятся на последнем электронном слое (4s2) и предпоследнем (3d6). В химических реакциях железо может отдавать эти электроны и проявлять степени окисления +2, +3 и иногда +6.
Физические свойства
Чистое железо весьма пластичный металл серебристо-белого цвета. Плотность железа 7,87 г/см3, температура плавления 1539 C. В отличие от многих других металлов железо легко подвергается коррозии.
Железо реагирует с разбавленной серной и соляной кислотами, вытесняя из них водород:
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2
Fe0 + 2H+ = Fe2+ + H20
При обычной температуре железо не взаимодействует с концентрированной серной кислотой, так как пассивируется ею. При нагревании концентрированная H2SO4 окисляет железо до сульфата железа (III):
2Fe + 6H2SO4 = Fe2(SO4) +3SO2 + 6H2O
Разбавленная азотная кислота окисляет железо до нитрата железа (III).
Fe + 4HNO3 = Fe(NO3)3 + NO2 + 2H2O
Концентрированная азотная кислота пассивирует железо.
Из растворов солей железо вытесняет металлы, которые расположены правее его в электрохимическом ряду напряжений:
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu, Fe0 + Cu2+ = Fe2+ + Cu0.
Применение и биологическая роль железа и его соединений
Важнейшие сплавы железа – чугун и стали – являются основными конструкционными материалами практически во всех отраслях современного производства.
Хлорид железа (III) FeCl3 применяется для очистки воды. В органическом синтезе FeCl3 применяется как катализатор. Нитрат железа Fe(NO3)3 * 9H2O используют при окраске тканей.
Железо является одним из важнейших микроэлементов в организме человека и животных (в организме взрослого человека содержится в виде соединений около 4 г. Fe). Оно входит в состав гемоглобина, миоглобина, различных ферментов и других сложных железобелковых комплексов, которые находятся в печени и селезёнке. Железо стимулирует функцию кроветворных органов.
Выполнить самостоятельно:
Fe + HCl =
Fe + CuSO4 =
Возможные степени окисления железа…
Применение железа.
ГАЛОГЕНЫ (Г)
Галогены находятся в Периодической системе Д.И. Менделеева в 7 группе. На внешнем слое атомов находится по 7 электронов. Все они – типичные окислители: их атомы могут присоединять по 1 электрону и превращаться в отрицательно заряженные ионы.
Г +е= Г-
Иногда у галогенов может проявляться положительная степень окисления.
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.
ФТОР- газ светло- зеленого цвета, трудно сжижается, сильно ядовит.
ХЛОР- газ желтовато – зеленого цвета, легко сжижается, тяжелее воздуха, характерный запах.
БРОМ-тяжелая красно-бурая жидкость с резким неприятным запахом ( греч. «бромос» - зловонный). Пары брома ядовиты, при попадании на кожу образуются трудно заживающие, болезненные раны. Бром мало растворим в воде, но хорошо растворяется в бензине и керосине.
ЙОД – темно-серые кристаллы с металлическим блеском.
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.
Активность взаимодействия галогенов с водородом уменьшается с увеличением зарядов ядер атомов.
- Н2+ Сl2= 2НСl (H2- 2e =2H+ Cl+ 2e =2Cl+)
- Сu +Cl2 = CuCl2
- 2H2O +2F2 = 4HF + O2
- Cl2 + H2O = HCl + HClO
2Na + Г2 =2NaГ 2Fe +3Г2 =2FeГ3 Сu +Г2 = Cu Г2
ГАЛОГЕНЫ В ПРИРОДЕ. ПРИМЕНЕНИЕ ИХ.
В земной коре в виде соединений фтора и хлора содержится 0,02%. В свободном состоянии в природе не встречаются. Фтор входит в состав пластмасс, обладающих кислотоустойчивыми свойствами, являющихся прекрасными электроизоляторами и имеющих низкий коэффициент трения. При нехватке соединений фтора эмаль зубов легко разъедается кислотами, находящимися в пище, зубы разрушаются, и возникает кариес – изъязвление зубов. Вреден и избыток фтора.
Применение хлора в народном хозяйстве основано на его химических свойствах. При растворении хлора в воде разрушаются красящие вещества, хлор убивает болезнетворные бактерии, при его помощи отбеливают бумагу, хлопчатобумажные ткани, обеззараживают водопроводную воду. Идет на получение соляной кислоты, пластмасс и синтетических материалов, средств борьбы с вредителями с\х.
Йод содержится в организме человека и накапливается в щитовидной железе в виде сложных органических соединений. При недостатке йода может возникнуть заболевание щитовидной железы.
ВЫПОЛНИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО:
- Fe + Cl2 →
- Na + J2 →
- Cu + F2 →
- Fe + F2 →
- Na + Cl2 →
- Cu + Br2→
Предварительный просмотр:
Для групп №11СПМС 29.04.20
Ознакомиться с материалом.
Законспектировать первую тему в тетрадь (выделенным шрифтом),
2 тему полностью списать.
Значение органической химии. Органическая химия среди наук о природе |
Не смотря на большое разнообразие живых организмов, все они состоят из органических соединений. На данный момент известно более 60 млн органических соединений. Основу всех органических соединений составляют атомы углерода. Они способны образовывать прочные связи как друг с другом, так и с другими атомами. |
Изучение свойств, способов и методов получения органических соединений является очень важным аспектом современной науки. Естественно-научная дисциплина, изучающая химию органических соединений – органическая химия. |
Основная задача органической химии – описание органических соединений: установление их молекулярного состава, выявление пространственного расположения атомов, изучение способности вступать в различного рода реакции. Все это делается с целью познания путей получения и практического использования определенных органических веществ. |
Органическая химия исследует соединения как природного, так и синтетического происхождения. Поэтому эта отрасль химии обрела статус крупнейшего и наиболее важного раздела современной химии. Главными причинами выделения органической химии в отдельную науку являются следующие факты: 1. Число органических соединений значительно превышает число соединений всех остальных элементов периодической системы. 2. Органические вещества заслуживают особого внимания, так как они находят широкое разнообразное практическое применения, ввиду их важной роли в процессах жизнедеятельности организмов. |
Природные органические соединения и их превращения – основа жизнедеятельности всего живого. Органическая химия позволяет понять суть явлений живой природы. Синтетические органические соединения производятся в промышленности для использования в разнообразных (если не сказать, что во всех) отраслях деятельности человека. Например, полимерные материалы (пластмассы, каучуки, волокна, пленки, лаки), нефтепродукты, красители, гербициды, пестициды, лекарства, вкусовые добавки и многое другое. |
Чтобы экологически грамотно использовать все эти продукты органического синтеза, человек должен знать основы органической химии. Изучение органических соединений открывает большие возможности для получения веществ и материалов с нужными свойствами. |
Ввиду специфики органических соединений, органическую химию определяют как науку изучающую углеводороды и их производные. По этой причине долгое время ученые не могли провести границу между органической и неорганической химией. На самом деле по сегодняшний день эта задача неразрешима, так как она изначально неправильна. В природе все явления взаимосвязаны, а значит, отделить одну отрасль науки от другой невозможно. Между близкими дисциплинами существуют естественные переходы. В химии на границе между органическими и неорганическими соединениями находятся некоторые углеродсодержащие вещества: сода, сероуглерод, мочевина, оксид углерода (IV). Их можно рассматривать в качестве как органических, так и неорганических соединений. |
В ряду естественных наук органическая химия находится по соседству с неорганической химией, но не только этим определяется ее место в научном мире. Естественно фундаментом органической химии, как и многих других точных наук, является математика, что указывает на их непосредственную взаимосвязь. Нельзя отрицать тот факт, что органическая химия тесно связана с биологией. Все живые организмы построены из органических веществ, а без знания их свойств и особенностей невозможно в полной мере понять процессы жизнедеятельности. По причине тесной связи органической химии и биологии возникла еще одна наука, находящаяся на границе между ними, биологическая химия (биохимия). В настоящее время при изучении органических веществ, стали широко использовать физические методы исследования, что указывает на связь органической химии с физикой. Одной из областей исследований экологии является изучением влияния синтетических органических веществ на окружающую среду и организмы, т.е. и здесь прослеживается определенная связь. Геология и география также неотделимо взаимосвязаны с органической химией. |
На современном этапе органическая химия одна из наиболее развитых фундаментальных наук. Она является основой многих близких ей дисциплин, например, биоорганической химии, химии элементоорганических соединений, химии полимеров, нефтехимического синтеза, физической органической химии, фармацевтической химии, фармакогнозии, фармакологии. |
Теория химического строения органических веществ А. М. Бутлерова
Основные положения теории:
- Все атомы, образующие молекулы органических веществ связны в определённой последовательности согласно валентности.
Углерод (С) во всех органических соединениях IV-х валентен.
Схематическое изображение строения молекул, называется структурными формулами.
- Свойства веществ зависят не только от того, какие атомы и сколько их входит в состав молекул, но и от порядка соединения атомов в молекулах.
Изомерами называются вещества, имеющие одинаковый состав и молекулярную массу, но различающиеся строением молекулы.
- По свойствам данного вещества можно определить строение его молекулы, а по строению молекулы предвидеть свойства.
- Атомы и группы атомов в молекулах веществ взаимно влияют друг на друга.
Полимеризацией называется процесс соединения одинаковых молекул (мономеров), протекающий за счёт разрыва кратных связей, с образованием высокомолекулярного соединения полимера.