Распространение педагогического опыта

Иванина Ирина Валерьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Автор : Иванина И.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Филиппок» Нижневартовск, 2024

Слайд 2

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 3

Актуальность мнемотехники У детей дошкольного возраста преобладает зрительно-образная память. И если ребенок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех рассчитывать не стоит . Очень важно, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у дошкольников к занятиям.

Слайд 4

Задачи использования мнемотехники 1. Развитие речи и пополнение словарного запаса, а также развитие правильного звукопроизношения. 2. Преобразование образов в символы. 3. Развитие памяти, внимания и образного мышления. 4. Развитие мелкой моторики. 5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Слайд 5

Структура мнемотехники

Слайд 6

Структура мнемотехники Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Слайд 7

Структура мнемотехники Далее педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Слайд 8

Структура мнемотехники И , наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы .

Слайд 9

Мнемотаблица Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию .

Слайд 10

Изображение персонажа или предмета в графическом виде

Слайд 11

Этапы работы с мнемотаблицами Работа с мнемотаблицами строится по принципу «от простого к сложному »: Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов. Преобразование символов в образы. Пересказ при помощи символов. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы . Таблица воспроизводится ребенком при ее показе.

Слайд 12

Методические требования к мнемотаблицам (при описании предмета) Лист бумаги размером 45*30 сантиметров (чаще используем формат А4 ), который разделен на квадраты (по количеству характерных признаков). Цвет: нарисованы цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» - «форма». Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме. Величина: нарисованы два предмета контрастной величины . Детям напоминают , что рассказывая о величине предмета, кроме понятий « большой-маленький », надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…). Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей необходимо заранее познакомить с названиями частей. Действия с предметом: изображена кисть руки с развернутыми пальцами.

Слайд 13

Методические требования к мнемотаблицам (при разучивании стихотворений) Алгоритм : Выразительное чтение стихотворения взрослым. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой , что это стихотворение будет разучиваться наизусть. Вопросы по содержанию стихотворения: Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение ее ребенком с опорой на мнемотаблицу . Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу .

Слайд 14

Перессказ с помощью мнемотаблиц Алгоритм: 1. Чтение взрослым текста. 2. Рассматривание мнемотаблицы . 3. Ответы на вопросы по содержанию. 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 5. Пересказ текста ребенком своими словами по мнемотаблице .

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Филиппок»

Мастер-класс для педагогов

«Экспериментирование как форма развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста»

Разработала: Иванина И.В.

Нижневартовск, 2022

Цель мастер-класса: повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

1. Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.

2. Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.

3. Повысить уровень мастерства педагогов.

4. Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада Вас приветствовать. Вашему вниманию представляется мастер-класс по теме «Экспериментирование как форма развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста». В ходе проведения мастер-класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Предлагаю вам для начала, вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребенка?

  • Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательных способностей и интереса.
  • Развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
  • Творческих способностей, ребенок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Расширению кругозора детей.
  • Поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
  • Обогащению словарного запаса.
  • Воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях в природе; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности. Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

При проведении опытов рекомендуется придерживаться следующей структуры:

  • постановка проблемы;
  • поиск путей решения проблемы;
  • проведение наблюдения;
  • обсуждение увиденных результатов;
  • формулировка выводов.

Правила проведения экспериментов:

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.

Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются и заносятся в дневники наблюдений.

Когда данная задача уже отработана, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

В процессе игр-экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.

В группах создаем уголки экспериментирования, где дети могут проводить различные опыты как сами, так и с помощью педагогов.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («цeнтp»,«уголок», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Задача по созданию уголка экспериментирования достаточно проста. Общепринятого стандарта не существует, но в каждом уголке должна быть емкость с песком и водой, где дети обнаруживают свойства этих веществ. Можно найти такой материал для оформления уголка как земля, глина и опилки. При контакте с водой все они получают различные свойства. Различные камешки, пробки, шишки, и прочие позволяет детям получать сведения о таких свойствах как плавучесть и др.

Практическая часть

Эксперимент 1. «Мой веселый, звонкий мяч»

Цель: формирование у дошкольников представлений о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

Оборудование и материал: ванночка, вода, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши, листы бумаги для каждого ребенка.

Ход работы:

Постановка исследовательской задачи. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиком в прятки. Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Утонет ли мячик в воде?» (Предположения детей).

Выполнение эксперимента:

Дети под руководством воспитателя мнут мячик в ладонях.

Воспитатель: Какой он? (Упругий, легкий.)

Дети опускают в ванночку с водой.

Воспитатель: Что происходит с мячиком, почему он не тонет? (Мяч легкий).

Дети погружают мячик на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают.

Воспитатель: Что произошло с мячиком? (Мячик выскакивает на поверхность воды).

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делают зарисовки.

Выводы: мячик заполнен воздухом, он легкий - легкие предметы не тонут. Вода выталкивает легкие предметы па поверхность.

Эксперимент 2. «Узнай все о себе, шарик»

Цель: познакомить с качествами и свойствами резины; научить устанавливать связи между материалом и способом его потребления.

Оборудование и материалы: воздушные шары (два надутых, один сдутый, резиновые перчатки, резинка для волос).

Ход работы:

Постановка исследовательской задачи. Воспитатель приносит в группу воздушный шарик.

Воспитатель: К нам в гости прилетел воздушный шарик. Он хочет, чтобы вы рассказали о нем, так как сам о себе он ничего не знает. Помогите шарику узнать, из какого материала он сделан. (Шарик резиновый).

Прогнозирование результата. Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Чем резина отличается от бумаги, ткани?» (Предположения детей).

Выполнение эксперимента:

Воспитатель: Не надувайте очень большие шарики. Потрогайте шарик. Какая резина?

С помощью разных действий дети выясняют, что резина мягкая, гладкая.

Воспитатель: Покажите, каким маленьким может быть шарик. Дети спускают воздух из шарика.

Воспитатель: Нет, нет, дети, шарик не соглашается, возмущается, просит надуть его.

Надувает шарик и предлагает каждому ребенку надуть воздухом их шарики.

Воспитатель: Если шарик растягивается, то о каком свойстве резины мы говорим? (Резина эластичная).

Дети говорят шарику, что его называют воздушным шариком, так как у него внутри воздух. Шарик при помощи воспитателя «предлагает» помыть его в воде. Дети моют шарик, выясняют, что резина стала сверху мокрой.

Сравните это с бумагой, тканью. (Бумага намокает, рвется, ткань намокает, но не рвется). Вытирают шарик, и он опять становится сухим. Смотрят внутрь шарика.

Воспитатель: Попала ли туда вода? (Не попала).

Резина не пропускает воду, то есть она - водонепроницаемая.

Воспитатель называет не пропускающие воду предметы, которые человек сделал из резины: резиновые сапоги, например, носят в дождливую погоду, резиновые перчатки надевают на руки, когда моют посуду, и руки остаются сухими и чистыми.

Дети под руководством воспитателя проводят опыт с перчатками: надевают их на руки и опускают руки в воду, затем снимают перчатки, руки остались сухими.

Шарик «предлагает» детям назвать его друзей, которые тоже сделаны из резины. Дети перечисляют предметы из резины. Шарик прощается и «улетает».

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети проговаривают свойства резины.

Выводы: резина мягкая, гладкая, эластичная, растягивается, она водонепроницаема.

Эксперимент 3. «Наживка для льда»

Оборудование и материал: пиала с водой, кубик льда, нотка, соль.

Ход работы:

Постановка исследовательской задачи. Воспитатель предлагает детям проверить, можно ли с помощью нитки вытащить из воды кубик льда, не замочив рук.

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Как можно втащить лед?» (Предположения детей).

Выполнение эксперимента:

Воспитатель:

1. Опустим лед в воду.

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыпаем немного соли на лед и подождем 5-10 минут.

4. Потянем за свободный конец нитки, и вытащим кубик льда из стакана.

Выводы: соль попав на лед, слегка подтапливает небольшой его участок. Через несколько минут лед, охлаждается, примораживает нитку.

Эксперимент 4. «Вулкан»

Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Оборудование и материал: Картинка с извержением вулкана; поддоны, картон; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги для фиксации наблюдений, цветные карандаши; чайные ложки.

Выполнение эксперимента:

Склеим конус из плотного картона. Вставим внутрь конуса, пустую баночку. Помещаем в банку одну чайную ложку соды, красной сухой краски (не жалеем) и немного мающей жидкости. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Это уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю немного уксуса. Что наблюдаете?

Выводы: при смешивании разных веществ, происходит химическая реакция.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающая технология « Су-Джок терапия»

Слайд 4

Используя су-джок в занятиях с детьми мы преследуем следующие цели : 1 Укрепление здоровья ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов. 2 Уравновешивание психоэмоционального состояния малыша. Массаж су- джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности , тренируя усидчивость и умение концентрироваться. 3 Повышение иммунной защиты организма. 4 Стимулирование развития познавательного интереса, памяти, внимания, мышления. 5 Подготовка руки будущего школьника к письму.

Слайд 5

Дети проговаривают слова и повторяют движения по тексту: Шарик в ручки мы возьмем, Покатаем и сожмем, Вверх подбросим и впоймаем . И иголки посчитаем. Пустим «ежика на стол» И ладошкою прижмем, Вновь немножко покатаем И потрем его слегка, Помассируем бока. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошел (поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё поел, Оттого и потолстел.



Предварительный просмотр:

Доклад

Семинар – практикум для педагогов

Здоровьесберегающая   технология  «Су-Джок терапия»

Подготовила:

Иванина И. В.

1 слайд Здравствуйте уважаемые коллеги!

 Сегодня хочу рассказать вам о

 Здоровьесберегающей  технологии,  «Су-Джок терапия»

 2 слайд Су – Джок – терапия это достижение восточной           медицины, являеющейся одной из инновационных и здоровьесберегающей технологией.

В переводе с корейского языка СУ- кисть, Джок- стопа. Разработана южно корейским ученым Пак Чже Ву.

     Игровой массаж с шариками Су – Джо -полезное,а главное -очень приятное занятие. Массажный мячик-су-джок предназначен для микромассажа. Шипы на его поверхности при перекатыванием воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови. Игры с массажным мячиком можно проводить как по телу,так и используя только руки. Мячики легко умещаются в ладошки,что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук.

3слайд  На этом слайде мы видем  что все наше тело находится у нас в ладошках.

 4 слайд 

Используя су-джок в занятиях с детьми мы преследуем следующие цели:

     1 Укрепление здоровья ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.

2 Уравновешивание психоэмоционального состояния малыша. Массаж су- джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности , тренируя усидчивость и умение концентрироваться.

3 Повышение иммунной защиты организма.

4 Стимулирование развития познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.

5 Подготовка руки будущего школьника к письму.

5слайд  Чтобы процесс массажа был более интересным и увлекательным,мы сопровождаем его стихами.

Дети проговаривают слова и повторяют движения по тексту:

Шарик в ручки мы возьмем,

Покатаем и сожмем,

Вверх подбросим и впоймаем.

И иголки посчитаем.

Пустим «ежика на стол»

И ладошкою прижмем,

Вновь немножко покатаем

И потрем его слегка,

Помассируем бока.

Делая массаж кольцом его нужно поочередно надевать и снимать с каждого пальца.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел,

Этот  пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё поел,

Оттого и потолстел.

Спасибо за внимание!