Картотеки

Иванина Ирина Валерьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Филиппок»

Картотека дидактических игр по развитию речи детей от 4 до 5 лет

Разработала: Иванина И.В.

Нижневартовск, 2022

Картотека дидактических игр по развитию речи детей от 4 до 5 лет

1. «Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка .... (узкая).

2. «Узнай, чей лист»

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

3. «Отгадайте, что за растение»

Цель: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

4. «Кто же я?»

Цель: учить называть растение, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

5. «У кого кто»

Цель: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

6. «Кто (что) летает?»

Цель: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

7. «Что за насекомое?»

Цель: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

8. «Прятки»

Цель: закрепить умение детей использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

9. «Кто больше назовет действий?»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

  • Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать).
  • Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега).

10. «Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

10. «Что это за птица?»

Цель: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

11. «Загадай, мы отгадаем»

Цель: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

12. «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цель: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

13. «Третий лишний» (растения)

Цель: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа — деревья, сирень — кустарник)

14. «Игра в загадки»

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

15. «Знаешь ли ты ...»

Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

Ход игры: Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд — изображения зверей, во второй - птиц, в третий - рыб, в четвертый - насекомых. Играющие дети поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает ребенок, выложивший больше фишек.

16. «Когда это бывает?»

Цель: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

17. «А что потом?»

Цель: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры: дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

  • Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили.
  • Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?». Передает камешек кому-либо из играющих детей. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.

Примечание: Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

18. «Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка, а потом изображает какое - нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

19. «Выдели слово»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

20. «Дерево, кустарник, цветок»

Цель: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок ...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

21. «Кто кем (чем) будет?»

Цель: развивать речевую активность, мышление.

Ход игры: Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца — цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

22. «Лето или осень»

Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель. Если листики желтеют - это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Воспитатель: Если птицы улетают — это ….. и т. д.

23. «Будь внимательным»

Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

24. «Брать - не брать»

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, малина.

25. «Что сажают в огороде?»

Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

- Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

26. «Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

27. «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

28. «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

Ход игры: Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям.

29. «Отгадай - ка!»

Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

30. «Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

  • «Мама принесла хлеб и положила его в … (Хлебницу).
  • Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу).
  • Вова вымыл руки и положил мыло ...Куда? (В мыльницу).

31. «Догони свою тень»

Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

Ход игры: Воспитатель: Кто отгадает загадку?

Я иду - она идет,

Я стою - она стоит,

Побегу - она бежит. (Тень).

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Филиппок»

Картотека развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Разработала: Иванина И.В.

Нижневартовск, 2024

Картотека развивающих игр

1. Игра «Переназывалки»

Цель: развитие речи, логики, фантазии.

Ход игры:

Для проведения этой игры понадобится мяч. Ведущий (взрослый) бросает игроку мяч и называет какой-нибудь предмет, а игрок должен придумать для этого предмета новое название. Перед началом игры ведущий должен привести детям несколько примеров переназывания слов и объяснить, почему он в шутку предлагает именно такие варианты. Например, кошка - мурчалка, т. к. она мурлыкает, когда ее гладят; форточка - проветренница, потому что ее открывают, чтобы проветрить помещение и т. д. Ребенок, который не смог придумать новое название, выбывает из игры. Побеждает тот, кто придумает большее количество новых названий.

Примерные варианты новых названий:

Молоток - стучалка

Заяц - ушастик

Лиса - хитрюля

Дверь - закрывашка

Ваза - подцветочник

Таблетка - лечилка

Зонт - поддождник

Веник - выметатель

Мороженое - холодинка

2. Игра «Трамвай»

Цель: развитие умения складывать, изучение состава числа.

Ход игры:

Ведущий (взрослый) при помощи считалочки выбирает несколько игроков. Они становятся «трамваями». Игроки - «трамваи» берут в руки, заранее приготовленные большие карточки с цифрами. Эти цифры - номера трамваев. Остальных игроков ведущий разбивает на пары и раздает им тоже заранее приготовленные карточки с несколькими цифрами. Игроки с ведущим произносят текст:

  • Трам-рам-тара-рам!

Приезжайте в гости к нам!

  • Обязательно приедем!

А на чем же мы поедем?

  • Девочки и мальчики!

Конечно, на трамвайчике!

  • Трам-рам-тара-рай!

В гости нас везет трамвай!

Затем «трамваи» по очереди подходят к остановке. В трамвай № 10 могут сесть только те игроки, у которых сумма цифр на карточках равна 10. В трамвай № 6 только те игроки, у которых сумма цифр на карточках равна 6, и т. д. Выигрывают те игроки, которые ни разу не ошиблись. В качестве поощрения они могут стать «трамваями».

3. Игра «Скажи наоборот»

Цель: развитие речи, логики фантазии.

Ход игры:

Для проведения игры понадобится мяч Ведущий (взрослый) бросает мяч игроку, называя какое-нибудь слово, а игрок должен придумать слово с противоположным значением и бросить мяч обратно ведущему.

Игрок, не сумевший придумать слово с противоположным значением, выбывает из игры или пропускает ход.

Например:

День - ночь

Девочка - мальчик

Умный - глупый

Мягкий - твердый

Говорить - молчать

Стоять - сидеть

Много - мало

Высоко - низко

Далеко - близко

3. Игра «Магазин»

Цель: развитие математических способностей, навыка практического пользования деньгами.

Ход игры:

Для проведения этой игры понадобятся монеты и бумажные купюры различного достоинства (можно нарисовать деньги и использовать «игрушечные»). Ведущий (взрослый) выдает деньги игрокам и предлагает им купить какой-нибудь товар в магазине. Предварительно нужно изготовить ценники. (На ценниках стоимость товара лучше записать в рублях и без копеек, так как детям трудно будет считать).

В игре отрабатываются навыки приобретения товара: получение сдачи, оплата покупки несколькими монетами или купюрами, покупка двух и более предметов.

Желательно, чтобы в роли продавца выступал взрослый, который в случае затруднения сможет помочь детям справиться с заданием.

4. Игра «Веселый счет»

Цель: развитие внимания, навыков счёта, закрепление знания цифр.

Для проведения игры понадобятся две таблицы, расчерченные на 10 квадратов. В каждом квадрате написано число от 1 до 10 в произвольном порядке. В зависимости от подготовленности детей количество квадратов в таблице и цифр может быть больше. В состязании принимают участие два игрока. По сигналу они начинают считать от 1 до 10, указывая на соответствующие цифры карандашами. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

5. Игра «Дрессированный жук»

Цель: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Для проведения этой игры понадобятся лист бумаги, расчерченный на 16-20 клеток, и игрушечный жук (его можно заменить пуговицей).

Ведущий (взрослый) сажает жука на любую клетку игрового поля и выбирает двух игроков. Один из игроков говорит, на сколько клеточек и в каком направлении должен переместиться жук, а второй игрок передвигает жука на нужную клетку. Затем игроки меняются ролями.

6. Игра «Архитекторы»

Цель: развитие внимания, логики и пространственного мышления.

Ход игры:

Перед началом игры ведущий (взрослый) рассказывает детям о профессии архитектора. А затем каждому из них предлагает построить дом из кубиков или строительного конструктора по чертежу. Когда дети хорошо научатся строить домики по чертежу, можно предложить им другие варианты этой игры.

1. Дети рисуют чертеж готовой постройки.

2. Дети рисуют чертежи друг для друга, а затем строят по ним домики.

3. Из нескольких домиков дети находят тот, который соответствует чертежу.

4. По чертежу дети ищут ошибки в постройке дома.

6. Игра «Светофор»

Цель: закрепление знания цветов.

Ведущий (взрослый) при помощи считалочки выбирает ребенка, который будет «светофором». Остальные игроки выстраиваются в линию. «Светофор» стоит в 10-15 шагах от них. Он называет какой-нибудь цвет (желательно, чтобы он не совпадал с цветом одежды игроков). Если названный цвет есть на одежде игрока, то он, показывая на него, спокойно проходит мимо «светофора», который не имеет права его трогать. Игроки, у которых нет на одежде названного цвета, должны пробежать мимо «светофора». Пойманный игрок становится «светофором».

7. Игра «Краски»

Цель: закрепление знания цветов, развитие навыков общения, речи.

Ход игры:

Ведущий (взрослый) выбирает «хозяина магазина» и двух «покупателей». Остальные игроки становятся «красками». Каждая «краска» придумывает себе цвет и тихо, чтобы не слышали остальные игроки, называет его «хозяину». Когда все дети «краски» выбрали себе цвет (не повторяясь) и сказали его «хозяину», тот приглашает «покупателя». «Хозяин» с «покупателем» разыгрывают такой диалог:

  • Тук! Тук!
  • Кто там?
  • Я монах

В синих штанах,

В красной рубашке,

В зелёной фуражке

Приехал на коняшке.

  • Зачем пришел?
  • За краской!
  • За какой?
  • За красной.

Если есть «краска» такого цвета, то «покупатель» забирает её себе. Если такой нет, то «хозяин» говорит:

  • Иди по красной дорожке,

Найди красные сапожки,

Поноси да назад приноси!

Со вторым «покупателем» происходит тот же диалог. Выигрывает тот «покупатель», кто набрал больше «красок».

8. Игра «Веселый телефон»

Цель: развитие навыков общения, развитие речи и внимания.

Ведущий (взрослый) при помощи считалочки выбирает водящего, остальные игроки садятся в ряд на стулья. Каждому игроку его сосед справа от водящего в тайне сообщает слово. Затем водящий задает вопросы. Например: «С кем ты играл в прятки?», «Что у тебя в кармане?», «Что тебе подарили на день рождения? », «Что ты видел сегодня во сне? » и т. д. Игрок должен ответить словом, которое было сказано его соседом. Затем вновь выбира.

8. Игра «Робот»

Цель: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Ведущий (взрослый) при помощи считалочки выбирает «робота» и того, кто будет им управлять. Задача управляющего - привести «робота» к определённому предмету в комнате. Управляющий подает команды «роботу»: «Прямо», «направо», «налево» и т.д. Если «робот» справляется с заданием, он становится управляющим и выбирает себе «робота» из числа других игроков.

9. Игра «Расшифруй слово»

Цель: закрепление знания букв русского алфавита, развитие логики и внимания.

Ведущий (взрослый) зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Игроки пытаются разгадать слово, сравнивая значки с обозначаемыми ими буквами. Схема замены букв на знаки должна быть у каждого из игроков. Выигрывает тот игрок, который первым расшифрует слово. Он получает право под руководством ведущего зашифровать свое слово.

10. Игра «Кляксография»

Цель: развитие фантазии.

Ведущий (взрослый) раздает игрокам листочки с кляксами, либо просит каждого из детей самостоятельно нарисовать пятно на листе бумаги. Затем он предлагает детям дорисовать кляксу - превратить ее в какой-либо предмет. Выигрывает тот, чей рисунок будет самым оригинальным. Аналогичную игру можно проводить с использованием геометрических фигур. В этом случае игрокам нужно предложить превратить в предмет какую-нибудь геометрическую фигуру, например, треугольник.

11. Игра «Составляем слова»

Цель: развитие умения делить слова на слоги, расширение активного словаря, развитие внимания и фантазии.

Для проведения этой игры понадобится мяч. Ведущий (взрослый) при помощи считалочки делит игроков на две команды. По жребию выбирается команда, которая начинает игру. Игроки встают в две шеренги друг напротив друга. Один из игроков первой команды произносит слог (например - «ру») и бросает мяч игроку второй команды. Этот игрок ловит мяч и составляет слово с заданным слогом (например - рука, рукав, руда, ручей и т. д.), а затем быстро придумывает и называет свой слог и бросает мяч игроку противоположной команды. За задержку с ответом командам начисляются штрафные баллы. Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных баллов.

12. Игра «Что такое, кто такой»»

Цель: развитие речи, логики и фантазии.

Играющие дети по очереди изображают друг для друга различные предметы, животных или людей (чайник, телефон, кастрюлю, кошку, продавца, милиционера, учителя и т. д.). При этом они могут использовать только жесты, мимику и некоторые звуки (могут шипеть, булькать и т. д.) Побеждает тот, кто отгадает большее число предметов.

13. Игра «Три слова»

Цель: развитие речи и фантазии.

Ход игры:

Ведущий (взрослый) придумывает и называет игрокам три слова, не связанных между собой по смыслу. Например: «заяц», «чемодан» и «верёвка». Каждый из игроков должен придумать предложение, используя эти три слова. (Можно добавлять другие слова и менять форму заданных слов). Игрок, который не сумел придумать предложение, выбывает из игры.

Варианты предложений:

Заяц тащил чемодан за верёвку. У зайца сломался замок на чемодане, и он перевязал его верёвкой. Петя дрожал, как заяц: он потерял чемодан, от него осталась только бирка на верёвке. К чемодану за верёвку был привязан игрушечный заяц.

14. Игра «На что это похоже?»

Цель: развитие речи, логики и фантазии.

Ход игры:

Ведущий (взрослый) задумывает какой-нибудь предмет и записывает его название на листочке. Игроки, не зная, что задумано, наугад говорят, на что этот предмет похож. У каждого из них должна быть своя версия. Затем ведущий называет предмет и предлагает игрокам доказать своё утверждение: чем загаданный предмет похож на названные игроками предметы. Например, задуман «мяч». Игрок сказал, что он похож на солнце. Тогда нужно найти сходство между мячом и солнцем: они оба круглые. Если игрок сказал, что мяч похож на птичку, то он может сказать, что и мяч, и птичка умеют прыгать и т. д. Игрок, не сумевший доказать своё утверждение, выбывает из игры.

15. Игра «Зашифруй сказку или рассказ»

Цель: развитие логики, внимания, памяти и речи.

Ведущий (взрослый) читает игрокам небольшую сказку или рассказ, а дети схематично изображают содержание. Затем каждый игрок, пользуясь своей схемой, пересказывает услышанный текст. Выигрывает автор самой оригинальной схемы и самого полного пересказа.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Филиппок»

Картотека подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

Разработала: Иванина И.В.

Нижневартовск, 2023

Картотека подвижных игр

1. Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Ход игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит:

«Зайки скачут, скок – скок – скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк».

Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

2. Подвижная игра «Кот и мыши»

Цель: учить действовать согласно словам текста, формировать у детей навыки активности, развивать смелость, ловкость, быстроту действий.

Материалы: шапочка кота.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. На одной стороне зала ставит стулья (это норки мышек) или ставит стойки с натянутым на высоте 50 см от уровня пола шнуром – это дом мышей. На некотором расстоянии от дома мышей в центре зала на стуле располагается кот (ребенок в шапочке кота). Кота можно выбрать с помощью считалки.

Воспитатель читает текст:

Кот мышей сторожит,

Притворился, будто спит.

Далее воспитатель приговаривает:

Тише, мыши, не шумите

И кота не разбудите.

Кот усами шевелит,

Всем вам прятаться велит.

После окончания текста дети – «мыши» легко, стараясь не шуметь, а тихо начинают бегать по всему залу. Через 30 - 35 секунд воспитатель дает сигнал: «Кот проснулся!» «Кот» ребенок, кричит: «Мяу!» и бежит быстро за «мышами», а те, убегая от кота, прячутся в «норки» (садятся на стулья или подлезают под стойки, и быстро вбегают в свои норки).

3. Подвижная игра «Кролики»

Цель: развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в беге, в прыжках на 2 ногах.

Ход работы: На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки!». Кролики бегут домой, и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает.

4. Подвижная игра «Лиса в курятнике»

Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Ход работы: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

5. Подвижная игра «Ловишки»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный ребенок становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий.

6. Подвижная игра «Лохматый пес»

Цель: приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Ход игры: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид, что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, воспитатель говорит:

«Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит – не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим – что же будет?».

Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту). Роль передается другому ребенку.

7. Подвижная игра «Лошадки»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

Ход игры: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.

8. Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: развивать ловкость, умение действовать после сигнала.

Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку дети, начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их – просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот захлопнем мышеловку,

И поймаем сразу вас! Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают - мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные дети становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу детей или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.

9. Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Цель: развивать ловкость, внимание.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие дети хором произносят:

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать.

1,2,3 – лови!

После слова «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот, кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

10. Подвижная игра «Карусель»

Цель: учить одновременно двигаться и говорить, быстро действовать после сигнала.

Ход игры: Играющие дети стоят в кругу. На земле лежит веревка, концы которой связаны. Они подходят к веревке, поднимают ее с земли и, держась за нее правыми или левыми руками, ходят по кругу со словами:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слова «бегом» бегут.

По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону. На словах:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра.

Движение карусели постепенно замедляется, а с последними словами останавливается. Играющие дети кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, то есть взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего звонка (хлопки). Опоздавший ребенок на карусели не катается.

11. Подвижная игра «Котята и щенята»

Цель: учить передвигаться на носочках, соединять движение со словами; развивать ловкость.

Ход игры: Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают «котят», Другой – «щенят». «Котята» находятся около скамейки; «щенята» - на другой стороне участка. Воспитатель предлагает «котятам» побегать легко, мягко. На слова воспитателя: «Щенята!» - вторая группа детей перелезает через скамейки. Они бегут за «котятами» и лают: «Ав-ав-ав». «Котята», мяукая, быстро влезают на скамейку. Воспитатель все время находится рядом. «Щенята» возвращаются в свои домики. После 2-3-х повторений, дети меняются ролями, и игра продолжается.

12. Подвижная игра «Найди и промолчи»

Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.

Ход игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.

13. Подвижная игра «Найди свой цвет»

(1 вариант)

Цель: упражнять детей действовать по сигналу, ориентироваться по цвету, выполнять ходьбу, бег врассыпную, использовать всю площадь зала.

Ход игры: В трех местах площадки положены обручи (5 см), в них стоят кубики (кегли) разных цветов. Дети делятся на три группы, и каждая группа занимает место вокруг кубика определенного цвета. Воспитатель предлагает запомнить цвет своего кубика, затем по сигналу дети разбегаются по всему залу. На сигнал: «Найди свой цвет!» - дети стараются занять место около обруча, в котором кубик того же цвета, вокруг которого они занимали место первоначально.

(2 вариант)

Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, ориентироваться в пространстве, выполнять ходьбу, бег врассыпную, соотносить цвета, использовать всю площадь зала, действовать совместно.

Ход игры: Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета собираются в разных углах комнаты, обозначенных воспитателем заранее флагом определенного цвета. По сигналу воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке (комнате) в разные стороны. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет», - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель

После нескольких повторений, когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель может предложить во время прогулки остановиться, закрыть глаза, а сам тем временем переставляет флаги, стоящие в углах комнаты.

14. Подвижная игра «Найди себе пару»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Ход игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

15. Подвижная игра «Огуречик… огуречик…»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.

Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

16. Подвижная игра «Охотник и зайцы»

Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: На одной стороне – «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. «Заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.

17. Подвижная игра «Перелет птиц»

Цель: развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.

Ход игры: Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу воспитателя: «Птицы улетают! » - птицы летят, расправив крылья. По сигналу «Буря! » - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.

18. Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом и ритмом стихотворения, выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, действовать совместно, использовать всю площадь зала.

Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам, по камешкам, по камешкам

В яму - бух!

При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам», - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму - бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется.

19. Подвижная игра «Пробеги тихо»

Цель: учить бесшумно двигаться.

Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек, распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец площадки. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит, какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

20. Подвижная игра «Птички и кошка»

Цель: развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Ход игры: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку, который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.

21. Подвижная игра «Салки»

Цель: воспитывать быстроту, улучшать реакцию на звуковой сигнал.

Ход игры: По считалке выбирается водящий («салка»). Условно устанавливается площадка, на которой играют. Все разбегаются по площадке, водящий объявляет «Я салка!» и начинает догонять всех игроков.

Кого догонит и «осалит» (дотронется), тот становится «салкой», громко объявляет об этом, и начинает догонять игроков. Продолжаем до бесконечности.

22. Подвижная игра «Найди, где спрятано»

Цель: учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.

Ход игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора! ». Дети начинают искать предмет.

23. Подвижная игра «Самолеты»

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну; упражнять в беге.

Ход игры: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие дети изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

24. Подвижная игра «Совушка»

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры: Дети свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д.

Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Филиппок»

Картотека дидактических игр по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

Разработала: Иванина И.В.

Нижневартовск, 2023

Картотека дидактических игр по познавательному развитию детей от 4 до 5 лет

1. «Не ошибись»

Цель: закрепить представления детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

Игровое правило: выигрывает тот, кто первым сложил картинку (из шести частей) об одном виде спорта.

Ход игры: У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры.

По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям.

2. «Так бывает или нет?»

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега и стали кататься с нее на санках».

3. «Где это можно купить

Цель: закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки.

Игровое правило: Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото

Ход игры: Детям раздают маленькие картинки, каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин)

4. «Из чего сделано?»

Цель: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло и др.); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание.

Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.

Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала.

5. «Что за насекомое?»

Цель: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

6. «Чей детеныш?»

Цель: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

7. «Кто (что) летает?»

Цель: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

8. «Какое время года?»

Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило: Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Ход игры: У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»

9. «Узнай по описанию»

Цель: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровое правило: Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Ход игры: Воспитатель рассказывает:

- Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как называется» - подумала Наташа. Дети , кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать)

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

10. «Где живет?»

Цель: закреплять знания детей о среде обитания животных, фантастических героев

Игровое правило: Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры:

- Где живет медведь?

- Где живет собака?

- Где живет ромашка?

- Где живет гвоздь?

- Где живут вежливые слова?

Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы.

- Где живет радость?

- Где живет зло?

- В каких словах живет буква "А"?

- Где живет слово?

- В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

- Где живет грустная мелодия?

11. «На что похоже»

Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Игровое правило: Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него (по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу).

Ход игры:

  • На что похож абажур?
  • На что похожа улыбка?
  • На что похож дождь?
  • На что похожа коробка цветных карандашей?
  • На что похожа кисть?
  • На что похож светофор?
  • На что похожа иголка?
  • На что похож звук «Р»?
  • На что похожа мелодия вальса?

12. «Так бывает или нет»

Цель: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

  • Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

13. «Узнай, чей лист»

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

14. «Отгадайте, что за растение»

Цель: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

15. «Что это за птица?»

Цель: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

16. «Загадай, мы отгадаем»

Цель: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Филиппок»

Картотека дидактических игр по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Разработала: Иванина И.В.

Нижневартовск, 2024

Картотека дидактических игр по развитию внимания у детей от 5 до 6 лет

1. «Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

2. «Выкладывание узора из мозаики»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

3. «Найди двух одинаковых животных»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов).

Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых». Воспроизведение геометрических фигур

4. «Смешанный лес»

Цель: развитие распределения внимания.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.

Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстро.

5. «Построй дорожку»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Оборудование: таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки.

Описание. Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:все треугольники (круги, квадраты).

6. «Найди предмет»

Цель: развитие саморегуляции и умение концентрировать внимание.

Оборудование: рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей).

Описание. Ребенку предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельности. Приступай к выполнению задания».

Примечание. На первом этапе работы целесообразно предложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.

7. «Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

8. «Выкладывание узора из мозаики»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

9. «Найди двух одинаковых животных»

Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов).

Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых». Воспроизведение геометрических фигур.

10. «Смешанный лес»

Цель: развитие распределения внимания.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.

Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать».

11. «Найди два одинаковых предмета»

Цель: развитие объема внимания.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, где два предмета одинаковые; остро заточенный простой карандаш.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти и показать и объяснить сходство предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца, необходимо найти предмет подобный образцу и показать;

в) рисунок (карточка с изображением более пяти предметов) из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».

б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».

12. «Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

13. «Ладошки»

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки, ладошки, поднятые не вовремя, выбывают из игры.

14. «Строители»

Цель: развитие концентрации и распре деления внимания.

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а три остальные отличаются от образца не достающими деталями; простой карандаш.

Описание. Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунка ми, содержащими элементы башни. Первый рисунок — образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

15. «Быстрее нарисуй»

Цель: развитие умения переключать внимание.

Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.

Описание. Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого яблока листик, а на каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания».

Примечание. Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.

16. «Найди героев передачи»

Цель: развитие распределения, переключения и объема внимания.

Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи — Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.

Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской пере дачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести палочкой каждого из героев».