Главные вкладки
Материалы для педагогов
На странице представлены методические разработки для педагогов по организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Методика ознакомления дошкольников с природой»
Разработала: Иванина И.В.
В связи с потребностью общества в изменении экологического мышления, миропонимания людей возникает необходимость в переориентации, прежде всего, системы образования на новую стратегию усвоения ценностей и формирования на этой основе экологической культуры личности.
Результаты многочисленных научных исследований показывают, что на этапе дошкольного возраста целью экологического воспитания является формирование только первоначальных основ экологической культуры. Этой цели можно достигнуть, если решаются следующие задачи:
1. Формирование у дошкольников адекватных экологических представлений.
2. Формирование у дошкольников субъективного отношения к природе.
3. Формирование у детей практических навыков и умений разнообразной деятельности в природе.
Первая задача - формирование у дошкольников адекватных
экологических представлений – предполагает, что ребенок будет знать, что
и как происходит в мире природы, между природой и человеком, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.
Решение данной задачи предполагает работу в
следующих направлениях: формирование представлений о взаимосвязи
живого организма со средой обитания; формирование представлений о
морфофункциональной приспособленности организма к среде обитания;
формирование представлений о взаимодействии человека с природой.
Второй задачей экологического воспитания является формирование у
ребенка субъективного отношения к природе.
Для решения задачи педагогический процесс следует направлять на
расширение возможности проявлять ребенком свое нравственное,
эстетическое и познавательное отношение.
Достижение определенного уровня эстетического отношения к природе
обеспечивается, если выявляются эстетическая ценность всего многообразия
природных объектов и явлений, их эстетическая неповторимость и
выразительность и если формируется способность у ребенка эмоционально откликнуться на встречу с природными объектами: чувством,
оценкой, творческим действием с ними или их образами.
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией
педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных
переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках,
на экскурсиях, занятиях и пр. Педагог должен уметь вызывать у детей
сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и
восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный
поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Важно научить
оценивать ребенка свои поступки и поступки сверстников, взрослых в
процессе общения с природой с точки зрения экологической
целесообразности.
Познавательное отношение к природе обеспечивается, если процесс
экологического воспитания опирается на следующие ориентиры:
познавательная активность ребенка в процессе восприятия экологической
информации. Необходимо формировать у ребенка высокую восприимчивость
к сведениям о мире природы, показать каким путем эти сведения можно
использовать; обучение детей элементарным приемам и правилам
самостоятельных наблюдений в природе.
Третья задача – формирование у дошкольников практических
навыков и умений разнообразной деятельности в природе - предполагает именно природоохранительный и непрагматический характер деятельности,
который формируется через овладение навыками и умениями практической
деятельности с конкретными природными объектами.
В процессе реализации данной задачи работа осуществляется по
следующим направлениям: формирование навыков и умений эстетического
поведения к природе; формирование навыков и умений взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды; формирование
навыков и умений природопользования в естественной среде; формирование
навыков и умений природоохранительной деятельности.
Эстетическое поведение в природе предполагает наличие умения
эстетического освоения природного объекта, умения наслаждаться их
красотой, умения проводить время среди природы, не мотивируя это хоть
какой-либо ощутимой пользой. Эстетическому освоению мира природы
способствует изобразительное и литературное творчество детей на тему
природы. В процессе рисования пейзажа, отдельного животного или
растения органично постигаются цвета, их сочетания, формы, пропорции,
размеры, симметрия и т.д. Изображение объектов природы актуализирует
ассоциации, размышления о совершенстве мира природы, его хрупкости и уязвимости.
Эстетическому усвоению природы может служить литературное
творчество детей на тему природы. Стихи и рассказы могут посвящаться и
временам года, и элементам ландшафта, и конкретным растениям, животным,
и явлениям неживой природы (облако, дождь и т.д.). Углублять эстетическое
освоение природы можно с помощью музыки, пластики, декоративно -
прикладного искусства и т.д.
Список литературы:
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2011. - 272 с.
- Газина О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - М.: Прометей, 2013. - 254 с.
- Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно - методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288 с.
- Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 416с.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Роль оригами в формировании представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста»
Разработала: Иванина И.В.
Одним из эффективных средств развития у старших дошкольников представлений о форме является оригами.
Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадратика разнообразных поделок и игрушек. Искусство складывания из бумаги – оригами – родилось в Японии.
В оригами заложены богатые возможности для развития детей. Оригами знакомит дошкольников с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Традиционным, классическим способом складывания оригами по праву считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания, исключая какие-либо надрезы и склеивания. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста оригами является отличным средством развития логического и пространственного мышления, активизации творческих способностей за счет стимуляции мыслительных процессов. Данный вид творческой деятельности способствует формированию представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и так далее) и одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
К базовым навыкам освоения дошкольниками техники складывания бумаги можно отнести следующие:
- осознание основных геометрических понятий и базовых форм оригами;
- освоение моделирования через создание изделий оригами с помощью схем и чертежей.
На первом этапе в процессе складывания простейших фигурок дети знакомятся с основными геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, прямоугольник), с понятиями (точка, прямая, отрезок, угол, диагональ и др.), их свойствами и учатся основам оригами. На данном этапе в игровой форме дошкольники делают плоские фигурки. Это создает предпосылки к творческой деятельности, стимулирует развитие мышления. На этом этапе дети учатся складывать фигурки по образцу.
На втором этапе особое место уделяется работе по схемам складывания. Различные линии, стрелки указывают на правильный путь работы. Неправильное их прочтение не позволит достичь результата. Эта первоначальная работа по схемам направлена на развитие высшей формы восприятия - осмысленного визуального восприятия, которая связана с развитием пространственного мышления. Любая схема оригами дает детям опыт работы с геометрическим чертежом.
В процессе работы, имея дело с геометрическими формами, дети легко овладевают геометрическими эталонами, учатся видеть в предметах их абстрактную геометрическую основу, лучше осознают структуру сложных форм, правильнее анализируют их и синтезируют части в единое целое при воспроизведении соответствующих предметов в поделке.
Список литературы:
- Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 2012. - 231 с.
- Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2013. - 124 с.
- Кирьянова Ю. С. Большая книга оригами / Ю.С. Кирьянова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2010. - 640 c.
- Рудник Т. Ф. Волшебная страна оригами / Т.Ф. Рудник. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Нетрадиционные техники лепки для детей дошкольного возраста»
Разработала: Иванина И.В.
Лепка как вид изобразительной деятельности имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста, который способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков.
Лепка - это вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру.
Термин «нетрадиционные техники» применительно в лепке означают использование различных материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми.
К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относятся:
- использование в лепке различных нетрадиционных пластических материалов;
- интеграцию лепки с различными видами детской изобразительной деятельности;
- создание оригинальных лепных образов.
Нетрадиционные техники в лепке позволяют детям познакомиться с разнообразными пластическими и вспомогательными материалами, что способствует повышению выразительности лепных образов, поддерживанию их эмоционально-положительного отношения к данному виду деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества. Нетрадиционные техники лепки способствуют развитию данного вида художественной деятельности. Одно из основных достоинств является привлекательность нетрадиционных техник для детей и легкость некоторых техник в освоении детьми. Вместе с этим нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты и индивидуальности каждого ребенка.
Тестопластика – лепка декоративных изделий из соленого теста.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников.
Пластилинография относится к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
Эта техника способствует развитию у детей стремления создавать различные тематические картинки. Получившиеся работы впоследствии могут быть приятным украшением, служить обычными декорациями или стать красивым подарком. Во время занятий пластилинографией нужно использовать плотный картон вместо обычных тонких листков бумаги. Это необходимо для сохранения результатов примазывания, придавливания, сглаживания поверхностей.
Пластилиновая мозаика – это способ создания изображения из небольших пластилиновых шариков. Детям доставляет удовольствие отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать из них шарики.
Создание изображений из пластилиновой мозаики развивает у детей воображение, мышление, мелкую моторику рук, общую ручную умелость.
Существует два вида способа создания изображения способом пластилиновой мозаики:
- контурный
- силуэтный.
Контурный способ включает в себя выкладывание изображения шариками из пластилина по представлению или нарисованному контуру.
Силуэтный способ предполагает сначала выкладывание изображения из пластилиновых шариков по контуру, а затем заполнение изображения внутри силуэта контура.
Таким образом, в лепке в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания детей дошкольного возраста, раскрывается творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, которые помогают всестороннему развитию личности, помогают ребенку расслабится и благотворно влияют на его психику. Дети начинают стремиться к познанию самих себя и окружающего их мира.
Список литературы:
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2016. - 192с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа» / Т.С. Комарова. - М.: Мозайка – Синтез, 2014. – 112с.
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2011. - 236с.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Оригами как средство развития детского творчества»
Разработала: Иванина И.В.
Оригами относится к художественной форме конструирования и представляет технику получения поделок из бумаги путем многократного сгибания в разных направлениях Оригами – японское искусство складывания бумаги. Японцы считают, что искусство оригами несет душевное успокоение и физическое оздоровление, оно полезно для творческого и духовного развития детей. Оригами – это не только складывание из бумаги, но и творчество.
Искусство оригами имеет огромное значение для развития творческих способностей детей – (например, оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок).
Достоинства оригами в развитии ребенка:
- доступность бумаги, как материала, простота ее обработки;
- безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
- отсутствие больших материальных затрат;
- оригами – индивидуальное и коллективное творчество.
Выполняя изделия из бумаги, ребенок получает дополнительные знания и умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предмета, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их исполнения.
В процессе складывания фигур оригами ребенок знакомится с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д., сможет легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнает многое другое, что относится к геометрии и математике.
Традиционная методика обучения дошкольников технике «оригами» строится на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или горизонтали, и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. Особенно важно использовать показ и подробное объяснение изготовления игрушки, поделки, так как сама деятельность сложна для детей (множество операций, последовательность которых запоминается механически). В оригами дети могут изобретать приемы, способы на основе уже имеющегося у них опыта и приобретенного в процессе подражания взрослым.
Использование образцов необходимо для формирования у детей таких умений и навыков, которые затем обязательно будут задействованы ими в самостоятельной деятельности, приобретут обобщенный характер и станут исходной позицией для развития творчества.
Сначала предлагается формирование нескольких обобщенных способов конструирования из бумаги (оригами, киригами) вне контекста изготовления какой-либо конкретной поделки, затем эти способы наполняются конкретным содержанием. Независимо освоенный способ является основой самостоятельного и творческого изготовления разных поделок на следующих этапах обучения, в котором каждому ребенку предоставляется право выбора.
Эту систему работы можно использовать как основу деятельности по развитию творчества детей в технике оригами.
Список литературы:
- Кирьянова Ю. С. Большая книга оригами / Ю.С. Кирьянова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2010. - 640 c.
- Рудник Т. Ф. Волшебная страна оригами / Т.Ф. Рудник. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.
- Соколова #1042;. Оригами для старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. ФГОС / под ред. Кожина Н. С. Москва: Детство - Пресс, 2015. - 48 с.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Разработала: Иванина И.В.
Включение духовного, патриотического и нравственного компонента в практику дошкольного образования осуществляется посредством переход от образов и понятий, близких дошколятам, к более абстрактным. Так, чтобы осознать значимость и величие родовых традиций и культурных достижений, становление которых стало доступным благодаря вкладу соотечественников, малышам важно принять ценность своей семьи, мудрость советов предков, святость народных традиций. Деятельность, реализуемая для достижения ключевых целей нравственно-патриотического воспитания дошкольников должна быть интересной для детей и эмоционально насыщенной. Опора на чувственную сферу ребенка позволяет актуализировать внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, развить чувство сопереживания и готовности к активному участию.
Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, позволяющей каждому ребенку осознавать нормы поведения, особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина, достойного продолжателя славных традиций русского народа.
Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности. Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и наглядные предметы, и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т. д.).
Список литературы:
- Данилюк А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2012. - 18 с.
- Дудкина Р.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: Психолого-педагогический аспект. Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2013. - № 3. - С. 49-53.
- Жуковская Р.И. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.
- Иванова Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. - 96 с.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»
Разработала: Иванина И.В.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактические игры способствуют активизации познавательных способности детей. Они основаны на какой-либо интеллектуальной задаче, при решении которой и заключается познавательный и развивающий смысл игры.
В дидактических играх заключены возможности для развития познавательных способностей дошкольников, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий, что положительно влияет на познавательное развитие детей.
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. Правила влияют на решение дидактической задачи, так как незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, то есть они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи. Дидактическая задача, замаскированная в игровой деятельности, выполняется ребенком опосредованно, в то время как его внимание сосредоточено на желании выиграть, выполнив правила игры, которые выступают в качестве средства самоконтроля для всех играющих, которое и содействует развитию внимания ребенка.
Благодаря использованию дидактических игр в познавательном развитии дошкольников происходит поэтапное движение от непроизвольного к произвольному вниманию, при этом совершенствуются умения следовать инструкциям и указаниям воспитателя, осуществлять контроль и самоконтроль при выполнении отдельных операций, сохранять сосредоточенность и проявлять волю при решении учебной задачи. Подбирая те или иные дидактические игры, педагогам необходимо учитывать, что у каждого возраста свои особенности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача;
- игровая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат (подведение итогов).
Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Словесные игры наиболее сложны, они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
Таким образом, одним из эффективных средств развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста является дидактическая игра. Познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста. Основу дидактических игр составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний.
Список литературы:
- Давидчук А.Н. Обучение и игра: метод. пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 168 с.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М.: Юнити, 2011. - 189 с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2009. - 192 с.
- Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. - Минск, 2010. - 117 с.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Разработала: Иванина И.В.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Дидактические игры, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди сверстников.
Тематика дидактических игр многообразна, темы подсказывают сами дети. Они изображают быт семьи, строительство новых домов, праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей.
Дидактической игре отводится значимая роль при формировании и укреплении дружеских отношений детей. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними.
От педагога требуется большое мастерство, глубокое знания детской
психологии и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений.
Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений со сверстниками.
Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Требовательность к нему, искренность и доброжелательность.
Рассмотрим ряд дидактических игр, целью которых является развитие
коммуникативных навыков дошкольников в разных ситуациях.
1. «Слова вежливости».
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет и др.); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
2. «Круглый рассказ».
Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в
партнерах и ситуациях общения. Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: «Сегодня выходной день и ...» его подхватывает следующий ребенок. Рассказ продолжается по кругу.
3. «Изобрази пословицу».
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо
пословицу:
«Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»
«Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты»
«Нет друга – ищи, а найдешь – береги»
«Как аукнется, так и откликнется».
4. «Кладоискатели».
Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.
Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих товарищей. Воспитатель просит детей разбиться на две команды несколько необычным способом, по цвету волос – темные и светлые.
Во второй части игры детям говорится о том, что сейчас каждая команда начнет искать «клад», спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад.
Список литературы:
- Белкина В. Н. Взаимодействие детей со сверстниками: психологический и педагогический аспекты / В. Н. Белкина. – Ярославль: ЯГПУ, 2018. - 165 с.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. – М., 2011. - 190 с.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 160 с.
- Куницына В.Н. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2012. - 367 с.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Основы формирования ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста»
Разработала: Иванина И.В.
Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Необходимо поддержание и укрепление здоровья детей. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.
Здоровый образ жизни должен включать:
- настрой на здоровый образ жизни;
- достаточную двигательную активность (занятия физкультурой, прогулки);
- умение регулировать свое психическое состояние;
- правильное питание;
- четкий режим жизни;
- выполнение гигиенических требований: закаливание, создание условий для полноценного сна.
Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ включает в себя создание системы двигательной активности:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультурные занятия;
- музыкально - ритмические занятия;
- прогулки с включением подвижных игр;
- оздоровительный бег;
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
- зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях);
- оздоровительная гимнастика после дневного сна;
- физкультминутки и паузы;
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- ходьба по массажным коврикам;
- спортивные досуги, развлечения, праздники.
Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез.
Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Цель взаимодействия педагогов с родителями по вопросам формирования здорового образа жизни – это формирование у них способности понимать потребности ребенка и обеспечить возможность удовлетворять их («педагогической компетенции») и умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность («педагогической рефлексии»). Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в дошкольном учреждении.
Список используемой литературы:
- Здоровый дошкольник: социально оздоровительная технология 21 века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. - М.: Гардарики, 2013. - 164 с.
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. – М: Сфера, 2011. - 208 с.
- Морозов М. П. Основы здорового образа жизни. - М.: ВЕГА, 2014. – 148 с.
- Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни. - М.: Академия, 2013. - 256 с.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Организация работы по нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста»
Разработала: Иванина И.В.
Нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. Воспитание нравственности ребенка – непрерывный, комплексный процесс.
Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром. Важно и очень хочется, чтобы в семье ребенка воспринимались те же ценности, которым учат в детском саду.
Период дошкольного детства - время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребенок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.
Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом.
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В среднем дошкольном возрасте происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения.
На данном этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции («Посмотри на этих детей на картинке и расскажи кому из них весело, а кто загрустил и т.д.»).
Можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша»?). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе, как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления.
В возрасте 4-5 лет чаще проявляется недоброжелательное отношение к сверстникам, так как ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности. Отсюда следует, что воспитательная работа должна быть направлена на привлечение внимания детей к способам отношений, на обогащение их жизни ситуациями, требующими проявления доброжелательности к окружающим. Значимыми для детей остаются оценка взрослого и его пример. У ребенка на этом этапе появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя.
Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:
художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) - оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному. Как было сказано выше, дошкольники учатся воспринимать и оценивать поступки персонажей по картинкам.
Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Для повышения эффективности нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.
Список используемой литературы:
- Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос. - 2008. - 289с.
- Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с.
- Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.
- Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. - 209с.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Условия развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Разработала: Иванина И.В.
Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития логического мышления является центральной задачей воспитания детей посредством решения различного рода классических логических загадок и неординарных головоломок.
Мышление - основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.
Логическое мышление у детей должно развиваться одновременно с интеллектуальным формированием и развитием фантазии. Развитие логики у детей должно начинаться с дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью. Логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики».
В дошкольном возрасте мышление ребенка опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.
Предпосылками развития логического мышления в дошкольном возрасте являются овладение мыслительными операциями и усвоение действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладывающиеся в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. Также известно, что на протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно–действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта.
Становление и совершенствование мышления у дошкольников зависит от развитости у ребенка воображения. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Основными дидактическими приемами развития логического мышления в дошкольном возрасте выступают: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, закономерности и т. д. Таким образом, у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.
Индивидуальный подход в проведении занятий дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность детей, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.
Список используемой литературы:
- Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.-Л., 2001. - 91 с.
- Иванова О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2013. - 52 с.
- Шведова, Л. Развитие логического мышления и интеллекта
- / Л. Шведова. – М.: Рипол Классик, 2015. – 352 с.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Методика экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Разработала: Иванина И.В.
Основы осознанного отношения к окружающему миру закладываются в дошкольный период детства.
Экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умения и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Во-первых, экологическое воспитание помогает старшим дошкольникам развивать чувство ответственности. Когда дети понимают, что их действия могут повлиять на окружающую среду, они начинают проявлять более заботливое и ответственное поведение. Это включает в себя более экономичное использование ресурсов, уменьшение количества отходов и использование экологически чистых материалов.
Во-вторых, экологическое воспитание помогает детям понимать взаимосвязь между животными, растениями и окружающей средой. Дети, которые понимают, как функционирует экосистема, начинают проявлять больший интерес к природе и становятся более заинтересованными в ее сохранении. Они также могут проявлять большую заботу о животных и растениях и участвовать в различных программах по их защите.
В-третьих, экологическое воспитание помогает детям развивать творческое мышление и предпринимательские навыки. Решение экологических проблем требует креативного и инновационного подхода, что стимулирует детей находить новые способы решения проблем. Они могут стать предпринимателями, которые занимаются разработкой экологически чистых технологий или продуктов, что помогает создавать более здоровую и устойчивую будущую экономику.
В-четвертых, экологическое воспитание помогает детям развивать уважение к окружающей среде и культурным традициям. Это включает в себя уважение к местным экосистемам, к местным обычаям и традициям, которые могут быть связаны с охраной окружающей среды. Например, многие культуры имеют обряды, связанные с почитанием природы и животных, и понимание этих традиций может помочь детям уважать и беречь окружающую среду. Это также помогает детям понимать, что мы все живем вместе на одной планете и что мы все в ответе за ее благосостояние.
Экологическое воспитание помогает детям понимать, что их действия могут оказывать влияние на окружающую среду. Это включает в себя осознание того, как выбор продуктов питания, способ транспортировки и утилизации отходов, использование энергии и ресурсов могут повлиять на здоровье планеты. Воспитание экологического мышления и практик помогает детям стать более ответственными и активными гражданами, которые могут сделать свой вклад в борьбу с изменением климата и сохранением природы.
Экологическое воспитание также включает в себя учение детей, как уважать и защищать окружающую среду. Важными компонентами такого воспитания являются уважение к природе и животным, снижение использования материалов, которые могут наносить вред природе, и участие в деятельности по защите окружающей среды, такой как уборка мусора в парках или участие в программе по переработке отходов.
Кроме того, экологическое воспитание помогает дошкольникам развивать креативность и инновационное мышление в области экологии и устойчивого развития. Они могут придумывать новые идеи и решения для решения экологических проблем, которые возникают в их жизни, а также в более широком масштабе. Это может включать в себя использование новых технологий для сокращения выбросов углекислого газа или разработку новых материалов, которые меньше наносят вред окружающей среде.
Обучение детей экологическим проблемам - один из самых важных аспектов экологического воспитания. Среди наиболее значимых проблем, которые необходимо обсудить с детьми, следует отметить загрязнение воздуха, воды и почвы, потерю биоразнообразия и изменение климата.
Развитие экологического мышления у детей - это важный этап в формировании их отношения к окружающей среде. Для того чтобы дети начали понимать экологические проблемы и развивать экологическое мышление, необходимо использовать различные методы и техники.
Одним из эффективных методов является обучение на примерах. Дети должны видеть, какие проблемы экологии существуют в их регионе и как они могут внести свой вклад в решение этих проблем. Важно рассказывать детям о важности раздельного сбора мусора и правильной утилизации отходов.
Еще один метод — это использование игр и экспериментов. Это помогает детям в интерактивной форме узнавать о принципах экологии и учиться применять их на практике. Например, можно провести эксперимент с ростом растений при разной концентрации углекислого газа, чтобы дети понимали, как это влияет на окружающую среду.
Участие в экологических мероприятиях, таких как уборка территории, посадка деревьев или участие в экологических акциях, также является важным методом для развития экологического мышления у детей. Такие мероприятия не только помогают детям понять, что они могут внести свой вклад в защиту окружающей среды, но также способствуют формированию их экологической ответственности.
Наконец, важно, чтобы родители и учителя включали экологические принципы в повседневную жизнь детей. Это может быть простыми действиями, такими как экономия воды и энергии в доме, использование общественного транспорта и покупка продуктов без упаковки. В результате такой практики дети осознают важность экологических принципов и начинают применять их в своей жизни.
Список литературы:
- Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187 с.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада.: кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 2011. - 208 с.
- Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: Изд-во «Академия», 2009. - 149 с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 432 с.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Методика развития представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста»
Разработала: Иванина И.В.
Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка.
Измерительная деятельность дошкольника способствует развитию у него наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления. Измерительная деятельность формирует математические представления и понятия. С ее помощью можно решить практические и бытовые задачи.
Дети старшего дошкольного возраста должны владеть несколькими видами измерения условной меркой:
– линейное измерение, когда дети с помощью условной мерки (полосок бумаги, палочек, ленточек и др.) измеряют длину, ширину, высоту предметов;
– определение объема сыпучих веществ условной меркой (стаканом, ложкой и другими емкостями) вымеряют количество сыпучих веществ (крупы, сахара) в пакете, кружке, тарелке и т.д.;
– это измерение объема жидкостей, для того чтобы узнать сколько кружек воды в бидоне в графине, чайнике и т.д.
Необходимо знать основные этапы в обучении детей измерению величины предметов:
– детям поясняют смысл и значение деятельности, которой им необходимо овладеть;
– показывают способы выполнения действий, сообщают сумму правил, которыми следует руководствоваться;
– дети практически овладевают этими способами, получая конкретные задания по измерению величины различных предметов.
Существует алгоритм линейного измерения и алгоритм измерения объемной меркой жидких и сыпучих веществ. Представим эти алгоритмы.
Алгоритм измерения объемной меркой жидких и сыпучих веществ включает требования:
#1057;облюдать полноту мерки.
- Сочетать измерения со счетом.
#1054;тражать способы и результат измерения в речи.
Показ с объяснением приемов измерения должен быть четким, ясным, немногословным, действия педагога должны находиться в поле зрения детей. Педагог указывает, что следует измерить, последовательность действий и требования к ним, кто с кем будет измерять. В процессе измерительных действий и счете мерок детям предлагаются фишки-эквиваленты. Отмерив мерку, ребенок одновременно откладывает фишку-эквивалент, посчитав фишки, дети узнают, сколько мерок получилось при измерении, и тем самым определяют величину измеряемого объекта в точных количественных показателях. Этот прием позволяет ребенку осмыслить сущность измерения, его результат независимо от того, что измеряют. Особенно необходим он на первых занятиях по освоению нового вида измерения условной меркой.
Упражняя детей в измерении величины предметов подчеркивается, что и чем измеряется, каков результат. Данные действия помогают разграничить объект, средство и результат измерения. Обращается внимание на точность формулировок ответов на вопросы: «Что ты измерял?» – «Я измерил длину ленты, ширину шкафа и т.д.», «Чем измерял?» – «Меркой». – «Какой?» – «Лентой». Результаты измерения величины предметов осмысливаются благодаря применением вариативных вопросов: «Сколько раз уложилась мерка при измерении? Сколько получилось мерок? Какова длина стола? Сколько стаканов крупы помещается в миске? Как ты догадался, что…? Почему так получилось? Определяя результат измерения, дети учатся связывать получаемое число с названием мерки, например, длина шкафа равна шести меркам, в графине четыре чашки воды и т.д.
Важной рекомендаций для измерения величины предметов детьми старшего дошкольного возраста является понимание того, что для каждого объекта подбирается мерка одного и того же рода с ним: «Какими мерками можно измерить длину комнаты? Годится ли эта мерка для измерения крупы в тарелке? Какую мерку из нескольких лучше взять, чтобы определить, сколько воды в банке?». С этой же целью следует превращать саму мерку в объект, для измерения спрашивая у детей, «Можно ли измерить саму мерку? Как это сделать и чем?». Постепенно дети с помощью взрослого приходят к пониманию: мерка – это предмет для измерения, мерки могут быть разными.
Таким образом, учитывая перечисленные рекомендации по соблюдению правил измерения величины предметов условной меркой с учетом их особенностей, дети старшего дошкольного возраста будут хорошо владеть средствами измерения величины предметов и знать алгоритм их применения.
Список литературы:
- Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. – М.: Директ - Медиа, 2014. – 534 с.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
- Зайцев В.В. Математика для дошкольников: учебное пособие для родителей и воспитателей детских садов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 50 с.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 191 с.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Педагогические условия организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Разработала: Иванина И.В.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, республикой, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д.
Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для своего края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край. Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Этапы нравственно-патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Средства нравственно-патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Методы нравственно-патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности. Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счёты и компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания). Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.
Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия».
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т. д.).
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Целесообразно использовать проектную деятельность. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки». Хорошо если проект содержит работу фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские святки, русской масленицы и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Список литературы:
- Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 175 с.
- Бесова М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. - Мозырь: Белый ветер, 2012. - 235 с.
- Воронова Е. Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие / Е. Н. Воронова. - М.: Гардарики, 2016. - 153 с.
- Жуковская Р.И. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2014. - 72 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Актуальность мнемотехники У детей дошкольного возраста преобладает зрительно-образная память. И если ребенок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех рассчитывать не стоит . Очень важно, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у дошкольников к занятиям.
Задачи использования мнемотехники 1. Развитие речи и пополнение словарного запаса, а также развитие правильного звукопроизношения. 2. Преобразование образов в символы. 3. Развитие памяти, внимания и образного мышления. 4. Развитие мелкой моторики. 5. Развитие творческих способностей, фантазии.
Структура мнемотехники
Структура мнемотехники Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Структура мнемотехники Далее педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
Структура мнемотехники И , наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы .
Мнемотаблица Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию .
Изображение персонажа или предмета в графическом виде
Этапы работы с мнемотаблицами Работа с мнемотаблицами строится по принципу «от простого к сложному »: Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов. Преобразование символов в образы. Пересказ при помощи символов. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы . Таблица воспроизводится ребенком при ее показе.
Методические требования к мнемотаблицам (при описании предмета) Лист бумаги размером 45*30 сантиметров (чаще используем формат А4 ), который разделен на квадраты (по количеству характерных признаков). Цвет: нарисованы цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» - «форма». Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме. Величина: нарисованы два предмета контрастной величины . Детям напоминают , что рассказывая о величине предмета, кроме понятий « большой-маленький », надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…). Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей необходимо заранее познакомить с названиями частей. Действия с предметом: изображена кисть руки с развернутыми пальцами.
Методические требования к мнемотаблицам (при разучивании стихотворений) Алгоритм : Выразительное чтение стихотворения взрослым. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой , что это стихотворение будет разучиваться наизусть. Вопросы по содержанию стихотворения: Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение ее ребенком с опорой на мнемотаблицу . Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу .
Перессказ с помощью мнемотаблиц Алгоритм: 1. Чтение взрослым текста. 2. Рассматривание мнемотаблицы . 3. Ответы на вопросы по содержанию. 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 5. Пересказ текста ребенком своими словами по мнемотаблице .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Филиппок»
Мастер-класс для педагогов
«Экспериментирование как форма развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста»
Разработала: Иванина И.В.
Нижневартовск, 2022
Цель мастер-класса: повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
2. Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
3. Повысить уровень мастерства педагогов.
4. Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада Вас приветствовать. Вашему вниманию представляется мастер-класс по теме «Экспериментирование как форма развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста». В ходе проведения мастер-класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Предлагаю вам для начала, вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребенка?
- Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательных способностей и интереса.
- Развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
- Творческих способностей, ребенок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Расширению кругозора детей.
- Поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
- Обогащению словарного запаса.
- Воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях в природе; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности. Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
При проведении опытов рекомендуется придерживаться следующей структуры:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проведение наблюдения;
- обсуждение увиденных результатов;
- формулировка выводов.
Правила проведения экспериментов:
Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.
Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются и заносятся в дневники наблюдений.
Когда данная задача уже отработана, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.
В процессе игр-экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.
В группах создаем уголки экспериментирования, где дети могут проводить различные опыты как сами, так и с помощью педагогов.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («цeнтp»,«уголок», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Задача по созданию уголка экспериментирования достаточно проста. Общепринятого стандарта не существует, но в каждом уголке должна быть емкость с песком и водой, где дети обнаруживают свойства этих веществ. Можно найти такой материал для оформления уголка как земля, глина и опилки. При контакте с водой все они получают различные свойства. Различные камешки, пробки, шишки, и прочие позволяет детям получать сведения о таких свойствах как плавучесть и др.
Практическая часть
Эксперимент 1. «Мой веселый, звонкий мяч»
Цель: формирование у дошкольников представлений о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.
Оборудование и материал: ванночка, вода, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши, листы бумаги для каждого ребенка.
Ход работы:
Постановка исследовательской задачи. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиком в прятки. Прогнозирование результата.
Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Утонет ли мячик в воде?» (Предположения детей).
Выполнение эксперимента:
Дети под руководством воспитателя мнут мячик в ладонях.
Воспитатель: Какой он? (Упругий, легкий.)
Дети опускают в ванночку с водой.
Воспитатель: Что происходит с мячиком, почему он не тонет? (Мяч легкий).
Дети погружают мячик на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают.
Воспитатель: Что произошло с мячиком? (Мячик выскакивает на поверхность воды).
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети делают зарисовки.
Выводы: мячик заполнен воздухом, он легкий - легкие предметы не тонут. Вода выталкивает легкие предметы па поверхность.
Эксперимент 2. «Узнай все о себе, шарик»
Цель: познакомить с качествами и свойствами резины; научить устанавливать связи между материалом и способом его потребления.
Оборудование и материалы: воздушные шары (два надутых, один сдутый, резиновые перчатки, резинка для волос).
Ход работы:
Постановка исследовательской задачи. Воспитатель приносит в группу воздушный шарик.
Воспитатель: К нам в гости прилетел воздушный шарик. Он хочет, чтобы вы рассказали о нем, так как сам о себе он ничего не знает. Помогите шарику узнать, из какого материала он сделан. (Шарик резиновый).
Прогнозирование результата. Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Чем резина отличается от бумаги, ткани?» (Предположения детей).
Выполнение эксперимента:
Воспитатель: Не надувайте очень большие шарики. Потрогайте шарик. Какая резина?
С помощью разных действий дети выясняют, что резина мягкая, гладкая.
Воспитатель: Покажите, каким маленьким может быть шарик. Дети спускают воздух из шарика.
Воспитатель: Нет, нет, дети, шарик не соглашается, возмущается, просит надуть его.
Надувает шарик и предлагает каждому ребенку надуть воздухом их шарики.
Воспитатель: Если шарик растягивается, то о каком свойстве резины мы говорим? (Резина эластичная).
Дети говорят шарику, что его называют воздушным шариком, так как у него внутри воздух. Шарик при помощи воспитателя «предлагает» помыть его в воде. Дети моют шарик, выясняют, что резина стала сверху мокрой.
Сравните это с бумагой, тканью. (Бумага намокает, рвется, ткань намокает, но не рвется). Вытирают шарик, и он опять становится сухим. Смотрят внутрь шарика.
Воспитатель: Попала ли туда вода? (Не попала).
Резина не пропускает воду, то есть она - водонепроницаемая.
Воспитатель называет не пропускающие воду предметы, которые человек сделал из резины: резиновые сапоги, например, носят в дождливую погоду, резиновые перчатки надевают на руки, когда моют посуду, и руки остаются сухими и чистыми.
Дети под руководством воспитателя проводят опыт с перчатками: надевают их на руки и опускают руки в воду, затем снимают перчатки, руки остались сухими.
Шарик «предлагает» детям назвать его друзей, которые тоже сделаны из резины. Дети перечисляют предметы из резины. Шарик прощается и «улетает».
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети проговаривают свойства резины.
Выводы: резина мягкая, гладкая, эластичная, растягивается, она водонепроницаема.
Эксперимент 3. «Наживка для льда»
Оборудование и материал: пиала с водой, кубик льда, нотка, соль.
Ход работы:
Постановка исследовательской задачи. Воспитатель предлагает детям проверить, можно ли с помощью нитки вытащить из воды кубик льда, не замочив рук.
Прогнозирование результата.
Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Как можно втащить лед?» (Предположения детей).
Выполнение эксперимента:
Воспитатель:
1. Опустим лед в воду.
2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.
3. Насыпаем немного соли на лед и подождем 5-10 минут.
4. Потянем за свободный конец нитки, и вытащим кубик льда из стакана.
Выводы: соль попав на лед, слегка подтапливает небольшой его участок. Через несколько минут лед, охлаждается, примораживает нитку.
Эксперимент 4. «Вулкан»
Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.
Оборудование и материал: Картинка с извержением вулкана; поддоны, картон; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги для фиксации наблюдений, цветные карандаши; чайные ложки.
Выполнение эксперимента:
Склеим конус из плотного картона. Вставим внутрь конуса, пустую баночку. Помещаем в банку одну чайную ложку соды, красной сухой краски (не жалеем) и немного мающей жидкости. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Это уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю немного уксуса. Что наблюдаете?
Выводы: при смешивании разных веществ, происходит химическая реакция.
Спасибо за внимание!