Работа с родителями

Иванина Ирина Валерьевна

На странице представлены консультации, памятки для родителей с целью психолого-педагогического просвещения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, а ткже методический материал по работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей "Оригами - как искусство"101.26 КБ
Файл Консультация для родителей "Оригами - как средство развития мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте"42.8 КБ
Файл Консультация для родителей "Обучение дошкольников правилам дорожного движения"149.25 КБ
Файл Консультация для родителей "Значение оригами в развитии детей дошкольного возраста"39.23 КБ
Файл Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье"44.71 КБ
Файл Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"854.68 КБ
Файл Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников"60.47 КБ
Файл Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"223.51 КБ
Файл Консультация для родителей "Сказка в жизни детей"38.89 КБ
Файл Консультация для родителей "Значение мелкой моторики у детей дошкольного возраста"41.57 КБ
Файл Консультация для родителей "Экспериментируйте с детьми, играя"110.49 КБ
Файл Консультация для родителей "Формирование у детей дошкольного возраста привычек здорового образа жизни"465.86 КБ
Файл Консультация для родителей "Творческий мир детей дошкольного возраста"265.82 КБ
Файл Мастер-класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста"42.98 КБ
Файл Мастер-класс для родителей "Игры своими руками для развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста"2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Искусство оригами»

Разработала: Иванина И.В.

Искусство оригами имеет огромное значение в развитии дошкольников, благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Оригами в работе с детьми воздействует на развитие мелкой моторики, координаций движения, а также таких психических процессов ребенка как, внимание, мышление, воображение, память, следовательно, на развитие интеллекта в целом.

Техника оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей. Понять оригами, значит создать настоящие произведения. Учить ребенка смотреть на мир глазами творческого человека. Работа в технике оригами-это уход от серых будней, возвращение радости, дефицит которой мы испытываем.

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности, мышление, память, пространственное воображение. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания дошкольников. Занятия оригами формируют нравственные качества: коллективизм, умение сопереживать, желание радовать окружающих результатами своего труда. Оригами учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции, последовательно выполнять действия, контролировать тонкие движения рук.

Список литературы:

  1. Афонькин С. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей / под ред. С.Ю. Раделов. - Москва: Сфера, 2017. - 664 c.
  2. Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие - М.: «Мозаика-синтез», 2014. - 108 с.
  3. Соколова #1042;. Оригами для старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. ФГОС / под ред. Кожина Н. С. Москва: Детство - Пресс, 2015. - 48 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Оригами – как средство развития мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте»

Разработала: Иванина И.В.

Оригами - искусство изготовления декоративных изделий из бумаги путем сгибания ее в различных направлениях.

В развитии детей, оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Основной материал для занятий по типу оригами – бумага ярких цветов.

Бумага - доступный для ребенка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапевтическую, развивающую, образовательную функции.

Любая работа с бумагой (складывание, плетение, скручивание, скатывание) не только увлекательна, но и познавательна, полезна для развития мелкой моторики. при введении оригами на постоянной основе, дети очень быстро начинают мыслить пространственными образами , При этом оригами это искусство, которое:

- помогает развивать художественный вкус и логику;

- эффективно способствует формированию пространственного воображения;

развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);

- активизирует мыслительные процессы;

- совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;

- развивается глазомер;

- дисциплинирует;

- воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;

- влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышает самооценку.

Правила при обучении оригами:

- заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый;

- заготовка должна иметь точно квадратную форму;

- бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной;

- показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей;

- при показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия;

- обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми;

- линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться;

- Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным;

- после того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания.

В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Так что же можно сказать, что занятия оригами положительно влияют на развитие всех психических функций детей. Не менее важна и воспитательная функция занятий оригами, чтобы выполнить работу надо затратить достаточное количество времени, сидя за столом, следовательно, вырабатывается – усидчивость. При этом надо соблюдать постепенность усложнения поделок. Сначала детей следует учить складывать фигурки по произвольным линиям, а затем по намеченным. Сначала в поделке малое количество сгибов, затем все больше и больше. Сначала поделка состоит из одного листа бумаги – затем из нескольких. Однако не будем забывать, что эта работа требует аккуратности. Вот и второй навык. Чем аккуратнее действия ребенка в процессе труда, тем красивее поделка.

Список литературы:

  1. Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие - М.: «Мозаика-синтез», 2014. - 108 с.
  2. Егорова Е. П. Особенности обучения дошкольников искусству оригами / Е. П. Егорова // Образование и воспитание. - 2016. - № 2. - С. 19-21.
  3. Кирьянова Ю. С. Большая книга оригами / Ю.С. Кирьянова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2010. - 640 c.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье»

Разработала: Иванина И.В.

Уважаемые родители, хотелось бы поговорить о важном вопросе, которому в нашем детском саду уделяется большое внимание, это вопрос о знании и соблюдении правил дорожного движения. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что дети часто оказываются в аварийных ситуациях на улицах нашего города.

Рекомендации по обучению детей правилам безопасности поведения в процессе пешего движения:

  • При выходе из дома:
  • если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
  • если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья,- закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглядитесь — нет ли за препятствием скрытой опасности.
  • При движении по тротуару:
  • не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
  • маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку;
  • родители должны быть готовы удержать его при попытке вырваться;
  • приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;
  • покажите и разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом и др.) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
  • не приучайте детей выходить на проезжую часть: коляски и санки с детьми возите только по тротуару;
  • при движении группы ребят учите их идти в паре, не выходя из колонны, не нарушая ее порядка и выполняя все указания сопровождающих детей взрослых.
  • Готовясь перейти дорогу:
  • остановись, замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
  • привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге;
  • подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги;
  • остановку для пропуска автомобилей;
  • учите ребенка всматриваться вдаль и различать приближающиеся транспортные средства;
  • не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
  • обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
  • покажите неоднократно ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции, как водитель пытается резко его остановить, чтобы не сбить пешехода.
  • При переходе проезжей части:
  • переходите дорогу только по пешеходным переходам или на, перекрестках — по линии тротуаров, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
  • идите только на зеленый сигнал светофора. Ребенок должен привыкнуть, что на красный и даже на желтый сигнал не переходят, даже, если нет транспорта. Не переходите дорогу на красный сигнал светофора: если ребенок это делает с вами, он тем более сделает это один;
  • выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры;
  • ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговоры излишни;
  • не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом, иначе ребенок научится спешить и бегать там, где надо наблюдать, чтобы обеспечить безопасность перехода;
  • не переходите дорогу под углом к оси, подчеркивайте и показывайте ребенку всякий раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автотранспортными средствами;
  • не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, так как он приучится делать так же — это типичная ошибка детей;
  • не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели: друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, приучите ребенка, что это опасно;
  • не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
  • при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.
  • При посадке и высадке из транспортных средств общего пользования (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси):
  • выходите первыми, впереди ребенка. Иначе маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
  • если вы выходите с ребенком последними, то предупредите водителя, чтобы он не закрывал двери, думая, что посадка и высадка закончены;
  • подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колесо;
  • не садитесь в транспорт общего пользования (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прищемить дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так после прищемления ею можно попасть под колеса этого транспортного средства;
  • научите ребенка быть внимательным в зоне остановки —это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращаетобзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь частоспешат и могут вытолкнуть ребенка на проезжую часть.
  • При ожидании транспортных средств общего пользования:
  • автобуса, троллейбуса, такси: стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине;
  • такси: при необходимости остановить автомобиль вне зоны посадочной площадки, стойте с ребенком только на тротуаре или обочине;
  • трамвая: следует стоять на специальной посадочной площадке для ожидания рельсового транспорта на проезжей части улицы, а при ее отсутствии (на узких участках проезжей части) — только на тротуаре или обочине;
  • после высадки из трамвая вместе с ребенком не задерживайтесь на проезжей части.
  • Даются, рекомендации по обучению детей правилам безопасного движения в транспортном средстве.
  • При движении в автомобиле:
  • приучайте детей дошкольного возраста сидеть в автомобиле только па заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции внезапно бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло или переднюю панель. Этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен;
  • не разрешайте ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться в переднее стекло или панель;
  • ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода пли перекрестка;
  • не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра. Ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.
  • При поездке в транспортном средстве общего пользования:
  • приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара;
  • научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей.

Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших детей. Быть может, замечание, сделанное Вами ребенку, вовремя протянутая рука помощи предотвратит возможную беду.

Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример — самая доходчивая форма обучения!



Список литературы:

  1. Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. – 272 с.
  2. Белая К.Ю., Зиина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице. Для средн. и ст. дошк. возраста. 4-ое изд. М: Просвещение, 2011. - 47 с.
  3. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015. – 64 с.
  4. Козловская Е.А. Формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах (для педагогов учреждений дополнительного образования) / Е.А. Козловская, С.А. Козловский. М., 2015. - 80.
  5. Усова Т. Правила дорожного движения для детей. М.: Ай, 2014. – 43 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение оригами для развития детей дошкольного возраста»

Разработала: Иванина И.В.

Оригами – это не только развлечение для ребенка, но и крайне полезное для его развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и психического развития ребенка является развитие его мелкой моторики рук. Сегодня ученые и педагоги единогласно утверждают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами существует прямая связь.

Оригами имеет большое значение в развитии ребенка. Оно позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получать положительный результат, бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Дает возможность приобщаться к творческому процессу рождения красоты. В процессе оригами решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели, диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многоугольников. С легкостью ориентируясь на листе бумаги. Развиваются моторика пальцев рук, логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое.

Таким образом, овладение конструкторскими навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.

Основные задачи работы по оригами:

  • воспитывать у детей трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности;
  • развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  • развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, по операционным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;
  • знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности;
  • приобщать детей к мировой культуре, формировать эстетический вкус.

Общие правила при обучении технике оригами:

1. Заготовки для поделок ребенка должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна быть в форме квадрата.

3. Бумага, используемая для подделок должна быть цветной и наилучшего качества.

4. Показ изготовления должен производиться на столе или на доске. Заготовка должна быть больше чем у зрителей.

5. Показ должен быть четко спланирован, чтобы избежать лишних действий и не запутывать детей.

6. Обучение должно быть поэтапным: после демонстрации каждого пункта необходима практическая реализация его детьми.

7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8. Максимально точное совмещение сторон подделки.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

Список литературы:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома: экспериментальный учебник для начальной школы. - М.: Аким, 2013. -205 с.
  2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей дет. сада и родителей. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 208 с.
  3. 100 оригами. / Г. И. Долженко, художники А. Ю. Долбишева, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 224 с.
  4. Соколова СВ. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 61 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Роль оригами в формировании представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста»

Разработала: Иванина И.В.

Одним из эффективных средств развития у старших дошкольников представлений о форме является оригами.

Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадратика разнообразных поделок и игрушек. Искусство складывания из бумаги – оригами – родилось в Японии.

В оригами заложены богатые возможности для развития детей. Оригами знакомит дошкольников с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Традиционным, классическим способом складывания оригами по праву считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания, исключая какие-либо надрезы и склеивания. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста оригами является отличным средством развития логического и пространственного мышления, активизации творческих способностей за счет стимуляции мыслительных процессов. Данный вид творческой деятельности способствует формированию представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и так далее) и одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

К базовым навыкам освоения дошкольниками техники складывания бумаги можно отнести следующие:

  • осознание основных геометрических понятий и базовых форм оригами;
  • освоение моделирования через создание изделий оригами с помощью схем и чертежей.

На первом этапе в процессе складывания простейших фигурок дети знакомятся с основными геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, прямоугольник), с понятиями (точка, прямая, отрезок, угол, диагональ и др.), их свойствами и учатся основам оригами. На данном этапе в игровой форме дошкольники делают плоские фигурки. Это создает предпосылки к творческой деятельности, стимулирует развитие мышления. На этом этапе дети учатся складывать фигурки по образцу.

На втором этапе особое место уделяется работе по схемам складывания. Различные линии, стрелки указывают на правильный путь работы. Неправильное их прочтение не позволит достичь результата. Эта первоначальная работа по схемам направлена на развитие высшей формы восприятия - осмысленного визуального восприятия, которая связана с развитием пространственного мышления. Любая схема оригами дает детям опыт работы с геометрическим чертежом.

В процессе работы, имея дело с геометрическими формами, дети легко овладевают геометрическими эталонами, учатся видеть в предметах их абстрактную геометрическую основу, лучше осознают структуру сложных форм, правильнее анализируют их и синтезируют части в единое целое при воспроизведении соответствующих предметов в поделке.

Список литературы:

  1. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 2012. - 231 с.
  2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2013. - 124 с.
  3. Кирьянова Ю. С. Большая книга оригами / Ю.С. Кирьянова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2010. - 640 c.
  4. Рудник Т. Ф. Волшебная страна оригами / Т.Ф. Рудник. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание культуры общения»

Разработала: Иванина И.В.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия, направленные на создание практического условия и закрепления правил и норм культурного общения.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Овладение культурой общения предполагает:

  • овладение умением не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции;
  • овладение культурой речи, то есть наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Воспитание ребенка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой атмосферы в доме. Вежливое слово становится волшебным, когда в нем появляются лучики солнца и тепла, когда оно подкреплено примером. А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по-особому, приветливо, с улыбкой. Только примером.

Детям дошкольного возраста полезно раскрывать нравственный смысл правил, что правила необходимо выполнять. Родители должны помочь своему ребенку уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе. Психологической особенностью дошкольник является его стремление к подражанию, и это необходимо помнить родителям.

Руководя поведением детей, взрослым нужно подходить к этому творчески, доброжелательно. Для того, чтобы дошкольник усвоил знания, умения необходим контроль за поведением ребенка в игровой, учебной, трудовой деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками. Однако, контроль должен быть ненавязчивым.

Правила культуры общения:

  • Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю» и др.
  • Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
  • Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
  • На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания. Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
  • Умей выслушать товарища, не перебивая его.
  • С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
  • Уступай в транспорте место взрослым и малышам.
  • Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
  • Подними и вежливо подай обронённый кем-то предмет
  • Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.
  • Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
  • Делись с товарищами игрушками, книгами; играй дружно.

Продолжая в старшем дошкольном возрасте развивать культуру общения, родители и воспитатели должны помнить, что ребёнок в этом возрасте готовится к ному этапу своей жизни – школьному обучению. Поэтому на них ложится большая ответственность в формировании у детей навыков поведения, осознанного, активного отношения к порученному делу, товарищества.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. Когда ребенок овладевает правилами, культурой общения, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки общения друг с другом.

Список литературы:

  1. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. - 96с.
  2. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения - М.: ВЛАДОС, 2010. - 224с.
  3. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В Петерина. - М.: Просвещение, 2009. - 96с.
  4. Стернин И.А. Общение с дошкольниками. – Изд. 2. испр. и доп. -Воронеж: «Истоки», 2011. – 83с.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Разработала: Иванина И.В.

В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением стало патриотическое воспитание. Возникла необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его вековым корням, к такому вечному понятию, как Родина. В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

Перед родителями дошкольников стоит нелегкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. Все это требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение, многие из родителей не могут ответить на вопросы о сути гражданственности и патриотизма. А ведь именно родителям нужно начинать развивать в детях чувство привязанности к отеческим ценностям, так как пример взрослых, в особенности близких людей, имеет большое значение.

В семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако, дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость. Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.

Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Необходимо, чтобы родители вместе с детьми читали детские книги, смотрели фильмы, ходили в походы, слушали и напевали вместе песни о дружбе, добре, любви к Родине, занимались вместе творчеством (рисовали, лепили, вышивали).

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достичь результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине, гордость и уважение к родной земле. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Список литературы:

  1. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа): Пособие для воспитателя ДОУ. - М.: Издательство Скрипторий, 2012. - 104с.
  2. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду / под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: Сфера, 2010 - 158с.
  3. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие / Н. Г. Комратова. – М: ТЦ Сфера, 2014. – 224с.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96с.
  5. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / авт.-сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2019. - 109с.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие связной речи у детей старшего возраста»

Разработала: Иванина И.В.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

К шести годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.

Основные виды развития связной речи в старшем дошкольном возрасте – монологическая и диалогическая. Каждая из них имеет свои особенности.

Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни и семьи. Родителям следует знать, что овладение диалогической речью – является необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Родители, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.

Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка. Основные виды - это рассказ и пересказ.

Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи.

Прежде всего, родителям необходимо выразительно прочитать рассказ, который ребёнку предстоит пересказать. После чтения провести беседу, основное значение которой – выяснить, правильно ли ребёнок понял содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы.

Самостоятельный рассказ - высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий. Рассказывание может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению.

Оба вида речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ - из диалога по поводу событий из личного опыта. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослого должна прослеживаться огромная заинтересованность и желание осваивать вместе с ребенком все этапы развития связной речи.

Основные задачи для развития связной речи ребенка, которые необходимо решать в семье:

  • Формировать интерес ребенка к художественной литературе.
  • Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье:

  • составление рассказов по семейным фотографиям (летний отдых, поход за грибами и т. п.);
  • рассказы по сериям картинок с последовательно развивающимся действием (от 4-х и более);
  • составление рассказа по сюжетной картине, о предмете, о событиях из личного опыта;
  • составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему; придумывать свои концовки к сказкам.

Советы родителям:

  • Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
  • Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
  • Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
  • Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
  • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
  • До овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале сказок. Прочитав сказку, задайте ребенку вопросы по ее содержанию, следите, чтобы ребенок отвечал полным ответом.
  • Побуждайте детей рассказывать о каком-либо интересном для него событии, игре, просмотренном мультфильме. Слушайте ребенка внимательно, направляя сбивчивый рассказ в нужное русло путем постановки вопросов.
  • Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.
  • Соблюдению последовательности в изложении событий помогает составление рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа.
  • Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

Список литературы:

  1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 272 с.
  2. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.– М.: Просвещение, 2010. - 240 с.
  3. Сидорчук, Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Просвещение, 2004. - 230 с.
  4. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
  5. Яшина, В.И., Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2013. – 500 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сказка в жизни детей»

Разработала: Иванина И.В.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Сказка активизирует воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, формируется эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Восприятие литературного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции и воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через сказку. Они являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, которые в свою очередь приобщают его к духовному богатству.

Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребенок живет в любящей и заботливой семье, то его готовят к этому с младенчества. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остается с ней на всю жизнь. Сказка является таким же необходимым этапом развития ребёнка, как и игра.

Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Сказки вселяют в детей надежду, веру в лучшее. Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества.
Особое влияние чтение сказок оказывает на речевое развитие ребёнка. Словарный запас расширяется, происходит понимание грамматического строя речи, появляется умение правильно строить диалог, развивается связная логическая речь. Читать сказку надо с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок быстрее научится четко выговаривать звуки.

В сказках противопоставляется добро и зло, великодушие и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир устроен сложно, что в нем много несправедливости; что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность, но самое главное, что они вселяют в ребенка уверенность, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, когда он не изменяет своим нравственным принципам, не поддаётся искушению, то обязательно выйдет победителем.

Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Всё происходящее в этих сказках фантастично: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть. Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь скорректировать свое поведение или исправить какую-то ситуацию.

Сказка подобна чуду. Если бы не было чудес, то жизнь была бы скучной и неинтересной. Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто заканчиваются лукавой присказкой: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!».

Как читать сказку?

Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время - когда ребенок и родитель находятся в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Читать нужно эмоционально, с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а родитель положительные эмоции. Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

Уважаемые родители, помните, что сказки - совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности - некая картотека, библиотека жизненных ситуаций!

Список литературы:

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 119 с.
  2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.З. Гликман. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 415 с.
  3. Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю.А.Лебедев. - М.:Изд. «Просвещение», 2009. - 235 с.
  4. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 208 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Разработала: Иванина И.В.

Мелкая моторика рук - это движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность человеку выполнять тонкие двигательные акты, такие как рисование, лепка, письмо, вышивание и т. д.

Учеными доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Развитие речи ребенка начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определенного уровня развития. Известно, что мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма, взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Все виды моторик заключаются в методике - Пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Родителям рекомендуется вместе с детьми:

- раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры;

- рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики;

- эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребенок должен правильно держать и вырезать как четкие линии (геометрические фигуры) так и извилистые линии и силуэты.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык ребенка. Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля над высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в раннем возрасте. Массаж играет большую роль, стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Огромную помощь оказывают подвижные игры на воздухе:

- чем больше ребенок двигается, тем лучше полушария обогащаются кислородом, следовательно, это благотворно влияет на все рецепторы головного мозга;

- во время игры дети разговаривают и тем самым обогащают свой словарный запас;

- в играх также закрепляются движения руками, т. е. укрепляется -крупная моторика

Список литературы:

  1. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 с.
  2. Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 401-404.
  3. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 144 с.
  4. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2010. - 234 с.
  5. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2014. - 194 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Экспериментируйте с детьми, играя»

Разработала: Иванина И.В.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет детское экспериментирование. Экспериментирование понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).

5. Объясните почему? Доступными для ребенка словами.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.

В кухне можно поставить на стол несколько одинаковых емкостей, и предложить ребенку растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у ребенка, что стало с продуктами и почему? Пусть сам ответит на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребенка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет - становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.

Чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка необходимо:

  • Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?».
  • Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
  • Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
  • В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
  • Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
  • Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
  • Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
  • Создавайте ситуацию успешности.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребенка.

Список литературы:

  1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
  2. Куликовская И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
  3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
  4. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование у детей дошкольного возраста привычек здорового образа жизни»

Разработала: Иванина И.В.

Воспитание здорового ребенка в семье включает в себя очень много аспектов. Что можно подразумевать под словосочетанием "здоровый ребенок"? В первую очередь, это физическое здоровье малыша. Но и совсем немаловажное значение имеет психическое состояние здоровья ребенка. Большую часть жизни ребенок проводит в семье, через нее он познает мир и получает первые навыки и жизненные установки.

Воспитание здорового ребенка - одна из важнейших задач семьи. Из курса дошкольной педагогики вы знаете о тесной взаимосвязи физического и психического развития ребенка, о том, что полноценное физическое развитие - своеобразный фундамент, на котором «выстраивается» каркас личности.

Поскольку воспитание здорового ребенка содержит много аспектов, напомним о наиболее важных для современной семьи.

Невероятно важно с детства приучить ребенка соблюдать личную гигиену и вести здоровый образ жизни. Основное значение имеет распорядок дня, закаливания организма и, безусловно, занятия спортом. Здоровье каждого человека зависит от его поведения и образа жизни, поэтому необходимо еще с детства привить ребенку бережное отношение к самому себе и заботу о собственном здоровье. Правильное воспитание здорового ребенка в семье поможет сформировать физически и психически устойчивого члена общества.

Физическое воспитание является основой для развития личности ребенка в семье.

Физическое воспитание в семье - многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности детей, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.

Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание. С этой точки зрения, важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у детей потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли.

Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у детей двигательных умений и навыков, воспитание и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

Физическое воспитание также включает в себя развитие у детей физических способностей и стремления к занятиям в различных видах физкультуры и спорта: в легкой или тяжелой атлетике, в спортивных играх, плавании и т.д.

Подлинная забота родителей о полноценном физическом и психическом здоровье - залог рационального режима дня, в котором предусмотрено достаточное время для полноценного сна (ночного и дневного), прогулок на свежем воздухе (не менее 4 ч), часы приема пищи, игр. Необходимо избегать нарушений привычного режима в праздничные и выходные дни, когда у ребенка много впечатлений, он утомляется, вследствие чего особо нуждается в отдыхе, спокойных занятиях. Поэтому в интересах охраны здоровья ребенка следует исключить позднее возвращение из гостей, отказ от дневного сна, неупорядоченное питание, как это часто случается, особенно в молодых семьях.

Рост, развитие ребенка, предупреждение многих заболеваний напрямую зависят от рационального питания: достаточного, доброкачественного, разнообразного, с необходимым количеством витаминов. Сегодня можно говорить о двух крайностях в организации детского питания в семье: усиленное внимание родителей к питанию ребенка, что ведет к перееданию, ожирению, и, напротив, достаточно безразличное отношение к тому, когда и что поел ребенок. Излишняя упитанность детей из-за перекармливания проявляется уже в раннем возрасте, однако она редко волнует родителей, хотя и бывает одной из причин крапивницы или экземы, респираторных заболеваний, более позднего овладения ходьбой и т.д. Напротив, молодые родители часто с гордостью говорят о быстрой прибавке в весе ребенка первого года жизни, ошибочно считая это признаком хорошего развития малыша. Между тем именно в первый год жизни из-за перекармливания происходит рост жировых клеток, которые остаются на всю жизнь, увеличиваясь в размерах в сотни раз. Полные, упитанные дети-дошкольники обычно слабее худощавых, чаще и тяжелее болеют.

В последние годы многие родители стали приобретать разного рода тренажеры, спортивные центры, заниматься с детьми гимнастикой, бегом, ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде и т.д. Все это заслуживает всяческого одобрения при условии соблюдения правил безопасности, четкой дозировки занятий, учета возрастных возможностей детей, чтобы не допустить их переутомления. Каждой семье доступны занятия спортом, подвижные игры, пешие прогулки, туристические походы, которые способствуют развитию у детей двигательных качеств, ловкости, силы, выносливости организма. И еще один важный момент: воспитание здорового ребенка облегчается, если протекает на положительном эмоциональном фоне, если в семье царит мажорный тон, преобладает оптимистическое настроение.

Наиболее заразительным для маленьких детей бывает пример родителей, других членов семьи, демонстрирующих свою любовь к физической культуре, спортивную подготовку, приверженность к здоровому образу жизни.

Список литературы:

  1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 160 с.
  2. Морозов М. П. Основы здорового образа жизни. - М.: ВЕГА, 2014. – 148 с.
  3. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 96 с.
  4. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни. - М.: Академия, 2013. - 256 с.
  5. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И.А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2014. – 128 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Творческий мир детей дошкольного возраста»

Разработала: Иванина И.В.

Формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач в воспитании ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации у детей углубляются представления об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.

Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:

  • Окружающий мир
  • Развивающие игры и игрушки
  • Рисование
  • Лепка
  • Чтение
  • Музыка
  • Аппликация

Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

  • Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
  • Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
  • Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка.
  • Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны.
  • Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребенку… порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Список литературы:

  1. Погодина О.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 352 с.
  2. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. инст. / Под ред. В. Б. Косминской. - М.: Просвещение, 2010. - 255 с.
  3. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2010. - 160 с.
  4. Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012. - 156 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Филиппок»

Мастер-класс для родителей

«Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста»

Разработала: Иванина И.В.

Нижневартовск, 2023

Цель мастер-класса: повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей.

Задачи:

1. Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

2. Дать возможность родителям проявить свое художественное творчество, используя в своей работе понравившиеся изобразительные техники.

3. Побудить родителей к совместной деятельности с детьми дома.

Участники: родители воспитанников старшей группы, педагог.

Предварительная работа: рисование с детьми в разных техниках рисования для выставки, изготовление пригласительных для родителей; организация пространства для проведения мастер - класса.

Материалы и оборудование:  гуашь разных цветов, кисточки, баночки для кистей, листы бумаги синего цвета, тарелочки для гуаши, влажные и бумажные салфетки на каждого родителя, бумажные полотенце.

План:

1. Встреча родителей. Приветствие.

2. Игра «Клубочек».

3. Знакомство с различными техниками рисования.

4. Практическая часть мастер-класса.

5. Обмен мнениями, впечатлениями.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Приветствую Вас, уважаемые родители в нашей группе. Я очень рада, что Вы нашли время и пришли на нашу встречу, уверена, что Вы сегодня узнаете много интересного и полезного для себя, почувствуете себя необычно.

- Предлагаю поиграть в игру, чтобы объединиться, задаться общей целью. Хочу с вами поиграть в игру» Клубочек». Мы будем передавать клубочек друг другу, и говорить одно слово, которое ассоциируется с детским садом. Начнем с меня. Я говорю слово «Радость» и передаю клубок следующему родителю, нитку клубочка удерживаю в руках, следующий родитель называет слово и держит нить в руке и т.д.

- Уважаемые родители, не стесняйтесь, задавайте вопросы прямо по ходу мероприятия, либо после мастер-класса, как Вам будет удобно, я постараюсь на них ответить. Но сначала расскажу о роли рисования в жизни ребят.

На пальчиках наших детей сосредоточен огромный нераскрытый мир творчества и задача каждого родителя, вовремя увидеть это и в нужный момент помочь открыть.

Рисование нетрадиционными способами имеет большую силу в развитии и формировании потенциала каждого ребенка, ведь в таком юном возраст как ранний, дошкольник рисовать могут немногие, а вот попробовать нарисовать чем-то другим, не кисточкой и не карандашом может каждый ребенок. Рисование развивает уверенность в собственных силах, навыки мелких движений пальцев, кисти рук. Способствует формированию положительных черт характера, как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.

К нетрадиционным техникам рисования относятся: отпечатывание, кляксография, штампование, рисование ладонью и пальцами, набрызг, рисование по ткани, рисование различными крупами и т. д. И сегодня мне хотелось бы познакомить вас с наиболее интересными, на мой взгляд, нетрадиционными техниками рисования:

Печатание

Можно использовать: поролон, смятую бумагу, пенопласт, листья, ватные палочки и многое другое.

Понадобится: предмет, оставляющий нужный отпечаток, мисочка, гуашь, штемпельная подушечка из тонкого поролона, белая бумага.

Методика рисования: рисунок у детей получается в результате того, что ребенок прижимает предмет к пропитанной краской подушечке и потом наносит оттиск на белую бумагу. Чтобы изменить цвет, следует вытереть штамп и поменять мисочку с краской.

Ниткография

Понадобится: нитка, кисточка, мисочка, краски гуашь. Это доступный для детей среднего дошкольного возраста метод.

Возьмите шерстяную или акриловую нить, немного распушите ее. Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей. Длина нити – 40-45 см.

Методика рисования: приготовьте обычный лист бумаги формата А4. Опустите нить в краску любого цвета. Положите нить на листок бумаги. Накройте лист с нитью другим бумажным листом. Можно использовать не два, а один лист. В этом случае его нужно сложить пополам и ниточку располагать между двумя половинами листа. Поводите нитью в любом направлении. Раскройте половинки листа (если используете один листок) или уберите второй лист (если работаете с двумя листами). Уберите нить с краской. Дорисуйте причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.

Монотипия

Понадобится: бумага белого цвета, кисти, краски (гуашь или акварель).

Методика рисования: сложите лист бумаги пополам, а затем – разверните его, и нарисуйте что-нибудь на одной половине листа. Например, половину бабочки ил дерева. А затем – снова сложите лист, плотно прижав нарисованную сторону к чистой стороне. Разверните лист и посмотрите, что получилось!

Кляксография

Понадобится: жидкая краска (акварель или гуашь), кисточка, белая бумага.

Методика рисования: набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капать на середину листа, потом бумагу наклонять в разные сторону или дуть на полученную каплю. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.

Набрызг для фона

Набрызг краски зубной щеткой широко используется для фона будущих картин. Для него помимо краски и щетки понадобится еще и небольшой кусочек картона или линейка.

Воспитатель: Сегодня я бы хотела с Вами окунуться в прекрасный мир детства и ощутить, как же это хорошо ходить в детский сад!

Предлагаю вам немного порисовать и познакомиться с необычными способами рисования.

Это способ рисования ладошками и пальчиками. Так как за окном осенняя пора, то мы с вами нарисуем лебедей, улетающих в теплые края.

- Посмотрите, каких лебедей я вам подготовила.

Для того чтобы так нарисовать нам понадобится краска и лист бумаги, который вы видите перед собой. Опускаем ладошку в тарелочку с краской, и ставим оттиск своей ладошки на бумаге, пальцы держим вместе. Рядом ставим еще один оттиск. Вот наши лебеди, летят в теплые края. Теперь возьмем тонкую кисть и прорисуем глазки, клюв и лапки лебедям. А под ними пальчиком поставим печати желтой краской. Это желтые деревья леса виднеются внизу на земле.

(Родители выполняют работу, звучит легкая музыка).

Воспитатель: Я вижу замечательные работы, мне кажется, что все они заслуживают похвалы.

- Уважаемые родители! Наша встреча подошла к концу.

Я думаю, что каждый из вас сегодня получил возможность окунуться в детство, ощутил радость творчества, получил добрую оценку от своих детей. Надеюсь, что вам понравилось, и дома вы продолжите рисовать, но уже вместе со своими детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для родителей «Игры своими руками для развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Филиппок» Разработала : Иванина И.В. Нижневартовск, 2022

Слайд 2

В данном мастер-классе для родителей представлен практический материал для развития мелкой моторики дошкольников - это игры, которые можно изготовить своими руками из бросового материала.

Слайд 3

В современных магазинах можно купить любую игру, но именно игры, сделанные своими руками, а еще лучше с родителями наиболее интересны и дороги для ребенка. Детские игры своими руками делать несложно, главное немного свободного времени и желание. Зато ребенок по достоинству оценит ваши старания и сразу опробует новую игру.

Слайд 4

Кукольный театр « Русские народные сказки» Материал : разноцветный фетр, цветные нитки, мелкие детали для оформления. Ход работы: и з фетра вырезаются фигурки героев сказки ( двустронние ), затем эти половинки сшиваются, внизу оставляется место для пальчиков. Кукольный театр готов!

Слайд 5

Игры с прищепками Материал : цветной картон , прищепки . Ход работы: из картона вырезаются фигурки ёжика, ёлочки, солнышка и др.., можно сделать для них подставки. Прищепки прикрепляются на эти игрушки, можно подбирать прищепки по цвету (на одну фигуру прищепки одного цвета, или предлагается чередовать прищепки по цвету и т.д.).

Слайд 6

Игры с крышками Материал: цветной картон, крышки от пластиковых бутылок с горлышком. Ход работы: из цветного картона делается картина по дорожному движению. На месте сигналов светофора и колес у машины вставляется горлышко от бутылок. Крышки можно заклеить цветным картоном. Игра готова.

Слайд 7

Игра « Веселые матрешки » Материал: цветной фетр , крючки, молния, липучки, пуговицы и т.п . Ход работы: шьются матрешки разного размера, к ним пришиваются разнообразные приспособления для застегивания . Пришиваются личики к матрешкам .

Слайд 8

Кукольный театр «Весёлые зверята» Материал: цветной фетр , детали для оформления. Ход работы: и з фетра вырезаются фигурки животных, героев сказок. Приклеиваются детали. Внизу фигурок вырезаются отверстия для двух пальчиков. Фигурки одеваются на пальчики и можно ими играть, а также показывать спектакли.

Слайд 9

Каждая игра - это общение ребенка со взрослыми и сверстниками, форма сотрудничества , в которой ребенок учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность , поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.

Слайд 10

Спасибо за внимание!