Конспекты занятий
Представлены конспекты занятий с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЭМП у детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) «В гостях у Феи»
Воспитатель: Иванина И.В.
Цель: формирование у дошкольников математических представлений, счетных умений.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в использовании счетных навыков в пределах пяти, в выкладывании числового ряда от 1 до 5;
- совершенствовать умения различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- закрепить понятие величины: большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление);
- развивать мелкую моторику, зрительную координацию;
- расширять и активизировать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности, доброжелательные взаимоотношения, навыки сотрудничества.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: геометрические фигуры, большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: магнитная доска, мяч, мягкий кубик, картинка с шариками разного цвета и размера, обручи.
Раздаточный материал: набор цифр (от 1 до 5), набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), цветные автобусы из картона, цветы из цветного картона, бабочки из цветной бумаги.
Предварительная работа: чтение сказок, считалок; решение логических упражнений; знакомство с геометрическими фигурами, счет и соотнесение цифр с количеством; дидактические игры и упражнения «Разложи по форме», «Подбери фигуру, «Разложи по порядку», «Высокий низкий» и т.д.
Методы работы: словесные, наглядные, практические.
Ход работы:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть.
Становитесь ко мне в круг!
Все на месте? Все ли тут?
Повернулись, оглянулись,
И друг другу улыбнулись!
2. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня нас пригласила в гости волшебная фея Считалочка. Поедем к ней в гости? А вы догадались, почему ее так зовут - Считалочка?
- Правильно, она любит считать.
- Для того чтобы отправиться в путешествие нужно проговорить считалочку. Приготовьте свои ручки и считайте вместе со мной.
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики
- 1,2,3,4,5! Начинаем счет опять!
- 1,2,3,4,5! Вот закончили считать!
Задание 1: «Назови фигуру».
Воспитатель: Все возьмите билеты - геометрические фигуры и найдите свои автобусы с такой фигурой. Назовите, какая у вас фигура? (Ответы детей).
- Поехали.
Задание 2: «Сравни предметы».
Воспитатель: Вот мы и приехали в гости к фее Считалочке. В честь нашего приезда она развесила разноцветные воздушные шары.
На доске 5 воздушных шариков разного цвета и размера.
- Посчитайте по порядку воздушные шары (первый, второй и т. д.).
- Сколько всего воздушных шаров? (5)
- Одинаковые ли шары? (Нет)
- Скажите, чем отличаются шары? (шары отличаются цветом и размером)
- Скажите, что у шаров одинаковое? (У шаров одинаковая форма)
- Какого цвета первый шарик, второй, третий и т.д.?
- Который по счету красный шар? (желтый? синий? и т.д.)
1. Игра на полянке «Собери букет».
Воспитатель: Фея Считалочка оставила нам задание.
(Воспитатель приглашает детей к «полянке», где на полу разложены обручи и цветы из цветного картона).
Посмотрите, какая красивая поляна. Нужно в обруч положить столько цветов, сколько указывает цифра на карточке.
2. «Игра с кубиком».
Воспитатель: Я буду бросать вам кубик, а вы должны поймать и назвать цифру, которая указана на стороне кубика.
Физкультминутка.
- Сначала буду маленьким,
- К коленочкам прижмусь (дети приседают)
- Потом я вырасту большим.
- До лампы дотянусь (дети выпрямляются, и тянуться вверх).
Задание 3: «Считаем до 5» (на слух).
Воспитатель: Фея Считалочка приготовила еще задание, просит посчитать зайчиков.
Возле каждого из вас лежит набор цифр от 1 до 5. Я прочитаю стих о зайчиках, а вам нужно в нужном месте поднять цифру, которая соответствует количеству зайчиков.
Бежал заяц вдоль равнины, а значит, заяц был один.
К нему зайчиха прибежала, тогда всего два зайца стало.
Еще один к ним сел, смотри. Теперь уж зайцев стало три.
Мчит новый заяц «Путь мне шире»
И стало их теперь четыре.
Вот бежит один опять, теперь уж зайцев стало пять.
3. Игра «Скажи наоборот» (с мячом).
(Воспитатель по очереди бросает мяч детям)
Большой….-маленький
Высокий….-низкий
Длинный….-короткий
Толстый….-тонкий
Широкий…-узкий и т.д.
Задание 4. «Цифры рассыпались».
Воспитатель: Чтобы вернуться домой, нужно собрать по порядку цифры, которые рассыпались.
Вот мы и в детском саду.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?
Скажите, чем мы занимались?
Что вам больше всего понравилось?
А что вызвало затруднения?
Молодцы, вы хорошо потрудились.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)
«Волшебные витамины»
Воспитатель: Иванина И.В.
Цель: закрепление представлений детей о пользе витаминов, их значении для здорового развития организма.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о пользе и значении витаминов для здоровья человека, их влиянии на организм человека;
- совершенствовать представления детей о правильном и здоровом питании, о наличии витаминов в продуктах питания;
- закрепить представления детей о пользе овощей и фруктов для человека.
Развивающие:
- развивать умения детей различать витаминосодержащие продукты;
- развивать внимание, мышление, воображение.
Воспитательные: воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: витамины, организм, полезное питание.
Материалы и оборудование: цветные карандаши, лист ватмана для рисования.
Предварительная работа: беседа с детьми о здоровье, о правильном питании, о пользе фруктов и овощей для организма; чтение художественной литературы по теме, просмотр презентаций; дидактические игры.
Методы работы: словесные, наглядные, практические.
Ход работы:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне, сделайте круг и возьмитесь за руки.
С добрым утром! С новым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от Винни-Пуха, послушайте, что он нам пишет:
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Винни-пух. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел все только вкусное: пирожные, конфеты, чипсы, пил кока колу. Но, к сожалению, мне становится все хуже и хуже. Ребята, помогите мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».
- Нужно помочь Винни-пуху стать здоровым.
2. Основная часть.
Воспитатель: А как вы понимаете, что значит быть здоровым? (Ответы детей). (Показ опорных картинок для облегчения ответов детей).
- Верно, это когда не болеешь, растешь, когда хорошее настроение чудесный аппетит, когда можно гулять на улице, чувствовать в себе силы.
- Ребята, а вы знаете, что каждый человек сам может укрепить себе здоровье? Есть такая поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Так как же можно укрепить свое здоровье? Как вы думаете? (Ответы детей). Показ опорных картинок.
Воспитатель: Правильно, нужно закаляться, делать зарядку, заниматься спортом, купаться в море, правильно питаться, гулять на свежем воздухе.
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Если продукт полезный, хлопните в ладоши и громко скажите «Да!», если неполезный, тогда все дружно топните и скажите «Нет!
Есть вредные и полезные продукты питания.
Кто даст правильный ответ,
Что полезно, а что нет?
Каша - вкусная еда
Это нам полезно? (да)
Лук зеленый иногда
Нам полезен дети? (да)
В луже грязная вода
Нам полезна иногда? (нет)
Щи отменная еда
Это нам полезно? (да)
Мухоморный суп всегда-
Это нам полезно? (нет)
Фрукты – просто красота!
Это нам полезно? (да)
Грязных ягод иногда
Съесть полезно, детки (нет)
Овощей растет гряда
Овощи полезны? (да)
Сок, компотик иногда
Нам полезны, дети? (да)
Съесть мешок большой конфет
Это вредно, дети? (да)
Лишь полезная еда
На столе у нас всегда!
А раз полезная еда –
Будем мы здоровы? (да)
Воспитатель: Можем ли мы теперь ответить Винни-пуху на его письмо. Что мы ему напишем? (ответы детей).
Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? (Ответы детей).
Воспитатель: Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура.
- А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, очень вредны для здоровья. Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю оформить плакат «Волшебные витамины». Узнайте, по силуэту полезные продукты и раскрасьте их.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что вы нового узнали сегодня? А что вам понравилось (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?
Скажите, чем мы занимались?
Что вам больше всего понравилось?
А что вызвало затруднения?
Молодцы, вы хорошо потрудились.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
«Составление рассказа о профессиях с опорой на картинно-графическую схему»
Воспитатель: Иванина И.В.
Цель: обучение детей составлению описательных рассказов с опорой на графическую схему.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий с опорой на картинно-графическую схему;
- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на графические схемы.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать связную речь;
- развивать внимание, воображение, мышление.
Воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность и инициативу.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; письмо; картинки с изображением инструментов; схема для составления описательных рассказов.
Предварительная работа: беседы о разных профессиях, дидактические игры и упражнения, загадывание загадок о профессиях, рассматривание иллюстраций.
Методы и приемы работы: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседа, дидактические упражнения.
Ход работы:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей). Давайте мы улыбнемся, и подарим свое настроение всем, кто нас окружает.
Приветствие:
Нежные, добрые девочки!
Сильные, смелые мальчики!
Встанем в круг и за руки все возьмемся
И радостно друг другу улыбнемся!
2. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о людях разных профессий, и составлять рассказы о них.
Сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь, приносят письмо.
Воспитатель: Ребята, кому-то пришло письмо. А вот кому? (читают).
«Здравствуйте ребята, это я, Незнайка! Я к вам пишу прямо из Цветочного города. Я слышал, что вы сегодня про разные профессии говорить будете. А я все профессии знаю и даже сам умею лечить, учить, готовить обед, машину водить и в космос летать на ракете. Я предлагаю вам поиграть».
1. Игра «Исправь ошибку».
Детям необходимо определить, правильно ли проведено сравнение.
- Повар лечит, а врач готовит;
- Маляр рисует, а художник красит;
- Космонавт ездит, а шофёр летает.
Воспитатель: Молодца ребята, не дали себя запутать.
- Ребята, а вместе с письмом нам принесли мешочек. На нем написано «Волшебный». А еще к нему инструкция приклеена. (Воспитатель читает инструкцию – игра «Определи по предмету профессию»).
2. Игра «Определи по предмету профессию».
Воспитатель по очереди достает из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, краска, нитки, шприц и пр.) которые необходим для той или иной профессиональной деятельности. Задача детей по предмету назвать профессию, в которой он используется.
Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.
Воспитатель предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.
- Кто это? (название профессии)
- Где работает
- Что делает человек данной профессии
- Какую спецодежду носит, какой головной убор
- Нравится ли эта профессия
Самостоятельные рассказы детей.
Физкультминутка «Профессии».
Ну-ка, дайте нам продукты
(кладут ладошка на ладошку)
Мясо, яйца, сухофрукты
(загибают пальчики)
И получится тогда
Очень вкусная еда.
(гладят по животику)
На педаль нажали смело
(имитируют нажим на педаль)
Посмотрели вправо, влево (поворачивают голову)
И поехали вперед
К тем, кто нас, конечно, ждет
(едут по кругу, держа в руках воображаемый руль)
Быстро голову помыли
(имитируют мытье головы шампунем)
Расчесали, посушили
(сначала пальцами рук расчесывают голову, потом поглаживают)
Взяли ножницы, расческу
(показывают пальцами рук ножницы и расческу)
Вот и сделали прическу
(руки в стороны, как бы красуясь)
Дидактическая игра «Кто, где работает?».
Воспитатель – в детском саду;
Учитель – в школе;
Врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
Повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т. д.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).
- Чему научились?
- Вам понравилось?
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологическому развитию детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)
«Удивительный мир природы»
Воспитатель: Иванина И.В.
Цель: развитие у детей познавательных интересов, представлений о о живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о живой и неживой природе;
- закрепить представления об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
- формировать представления о животных, умение классифицировать их.
Развивающие:
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать.
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к ней.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: картинки с изображением живой и неживой природы, схемы развития живых организмов (человека, цыпленка, дерева); нарисованное дерево на ватмане, краски (зеленая, красная, желтая, голубая, листы бумаги, смятые в комок; стаканчики с землей, фасоль, палочки, лейки с водой; куклы, избушка Бабы-Яги, иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природе, чтение художественной литературы по теме, беседа, наблюдения, дидактические игры и упражнения.
Методы работы: игровые, практические, словесные.
Ход работы:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы попасть в сказку? Ну, тогда закрывайте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три, на месте повернись и в сказке очутись!»
Воспитатель: Ой, смотрите, какая-то девочка сидит. Она чем-то очень расстроена. Как вы думаете, в какую сказку мы попали? («Гуси-лебеди») Правильно, а вон там, вдалеке, смотрите, мелькнули и гуси-лебеди. Унесли они братца Ванечку. Поэтому девочка такая грустная.
Воспитатель: А я возле девочки письмо нашла. Интересно, что же там? Прочитаем?
Дети: да.
- «Если хотите спасти Иванушку, пройдите весь путь, до моей избушки, и выполните все задания, которые я вам приготовила. Тогда, может быть, я вам и отдам братца Иванушку. Баба-Яга».
2. Основная часть.
Воспитатель: Дети, ну, что, мы будем спасать Иванушку? (да).
- Ребята, а где же живет Баба-Яга, где нам ее искать? (в лесу).
Верно, в лесу, на природе, и задания она нам тоже, скорее всего, приготовила о природе. А что такое природа? (ответы детей).
Воспитатель: Это все, что нас окружает: солнце, цветы, деревья, животные, воздух, камни, реки и многое другое, ведь природа очень многообразна. Итак, для того, чтобы спасти Иванушку, нам нужно пройти все испытания Бабы-Яги. Идемте скорее.
- Посмотрите, записка. Это первое испытание. Испытание называется «Три слова». Я буду называть понятие, а вы мне отвечать, что входит в это понятие.
1. Игра «Три слова»:
- Овощи (капуста, огурец, помидор).
- Фрукты (банан, апельсин, яблоко).
- Домашние животные (корова, лошадь, собака).
- Дикие животные (волк, лиса, заяц).
- Зимующие птицы (ворона, воробей, голубь).
- Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка).
- Насекомые (комар, муха, бабочка).
- Ягоды (малина, клубника, вишня).
Воспитатель: Молодцы, вы все назвали правильно. Идем дальше.
Ребята, известно ли вам, что природа бывает живая и неживая.
Живая природа – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показываю картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается (показ схемы).
Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показ картинок). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
На полу лежит «волшебный» мешок.
Воспитатель: Ух, ты. Что это? (мешок).
Да он не простой, а волшебный. Там лежит что-то (заглядываю). Да, тут картинки. Вытяните из мешка по одной картинке (дети вытягивают картинки с изображениями объектов живой и неживой природы: звезды, луна, ветер, вода, воздух, камни, песок, растения, животные, насекомые, рыбы и т. д.). А вот и задание:
- «Разделитесь на команды «живая природа» и «неживая природа» (делятся по картинкам). И отгадайте хитрые загадки Бабы-Яги» (после каждого ответа обсуждаем, к какой природе относится отгадка).
2. Игра «Отгадай, что это?»:
1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).
2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).
3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).
4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).
5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака)
6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи).
7. Как увидеть воздух (флюгер, вертушка, воздушный шар).
8. Чего не унесешь в решете? (воду).
9. По небу гуляет, землю освещает (солнце).
А вот еще одно задание. Что же там? Ага. Третье испытание: «Ответьте на вопрос: Как растет все живое? Что для этого необходимо?»
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, как растет и развивается ребенок? (схема развития). Что для этого нужно? (Тепло + питание + вода + воздух + любовь). Так развивается и растет человек.
А теперь необходимо сложить из карточек, как появляется цыпленок, и рассказать, что нужно, что бы рос и развивался цыпленок? (надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом).
Оказывается, для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:
Дети: Тепло + питание + вода + воздух +забота.
Воспитатель: как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.
А как же растут и развиваются растения? Растения - это (травы, деревья, кусты, цветы). Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)
Почему вы говорите, что растения живые?
Дети: они растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.
Воспитатель: Верно, ребята. Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище – там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их). Рассказ сопровождаю показом слайдов.
Воспитатель: Посмотрите на схему, как растет дерево (семя – росток – деревце - взрослое дерево).
- Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).
- Правильно, деревья называют легкими планеты.
Физкультминутка «Шел король по лесу».
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Воспитатель: А вот и следующее задание от Бабы-Яги: «Я заколдовала это дерево. Попробуйте его оживить». Давайте вместе нарисуем дерево. (На ватмане нарисован ствол дерева. В тарелочках зеленая, желтая, голубая, красная краска. Смятые в комок листы бумаги).
Воспитатель: Посмотрите, это дерево пока без листьев. Давайте нарисуем ему пышную крону. Для этого обмакните комок бумаги в зеленую краску и поставьте отпечаток на нашем дереве. Также мы можем нарисовать небо, солнце, траву и цветы.
Воспитатель: Молодцы, вот какая красивая картина у нас получилась.
А теперь послушайте народные изречения о растениях:
Растение – земли украшение.
Сломать дерево – недолго, вырастить – годы.
Одно дерево погубил – посади сорок.
Старые деревья молодые охраняют.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Воспитатель: А вот и еще одно задание: «Вам необходимо что-нибудь посадить. Наверное, вы не сумеете это сделать. Ха-ха-ха». Вот вредная Баба-яга. А мы все равно справимся, правда, ребята? Проходите к столу. Перед вами стоят стаканчики с землей. Сделайте палочкой ямку и положите туда фасолинку, заройте и полейте водой. Заберем их с собой и будем наблюдать, как они будут расти. Каждый будет следить за своим растением, который запомнит по наклейке на стаканчике (садят, поливают).
Дети возвращают Иванушку девочке.
3. Заключительный этап. Рефлексия.
Воспитатель: Ну, вот мы снова вернулись к себе в детский сад.
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Что вы запомнили? (Ответы детей).
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
«Зимующие птицы»
Воспитатель: Иванина И.В.
Цель: развитие представлений детей об окружающем мире, о жизни зимующих птиц, об их повадках, питании.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять у детей знания о зимующих птицах;
- продолжать учить детей узнавать зимующих птиц по внешнему виду;
- формировать представление о значении подкормки для зимующих птиц.
Развивающие:
- развивать связную речь, умение аргументировать свои высказывания;
- развивать мышление, память, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать у детей самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать зимующим птицам.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: карточки с изображением перелетных и зимующих птиц; карточка с изображением кормушки, картинки с изображением корма для птиц; корм для птиц (хлеб, семена арбуза, семечки подсолнуха, пшено, сало).
Основные понятия: кормушка, корм, зимующие, стайки.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах; беседы, чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей», М. Н. Богданова «Домашний воробей; дидактическая игра «Когда это бывает?»; игровое упражнение «Назови ласково», «Что лишнее?».
Ход работы:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада вас видеть! Какая сегодня замечательная погода, правда, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окошко. Скажите, ребята, какая погода стоит зимой?
Дети: Холодная.
Воспитатель: Если зимой снежно, то значит, какая зима?
Дети: Зима снежная.
Воспитатель: А если зимой морозно, то какая зима?
Дети: Зима морозная.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, это хорошо или плохо, когда зима снежная? Для кого хорошо? А для кого это плохо?
Дети: Очень плохо, холодно и голодно птицам, которые зимуют рядом с нами.
Воспитатель: Почему птицам зимой трудно находить корм?
Дети: Кругом снег, а под снегом не видно пищи.
Воспитатель: Ребята, а какие птицы остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Чем же питаются зимующие птички?
Дети: Семенами трав, деревьев, насекомыми и личинками, которые уснули в коре деревьев.
Воспитатель: Всегда ли они могут найти корм?
Дети: Не всегда, трудно, когда все занесено снегом.
Воспитатель: Как же мы можем помочь зимующим птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
2. Основная часть.
Воспитатель: Вы очень добрые дети. Правильно. Мы так и делаем.
Пальчиковая гимнастика «Покормите птиц».
Воспитатель: Давайте мы с вами проведем пальчиковую гимнастику.
Покормите птиц зимой! (Дети изображают, как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны).
К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).
Стайки на крыльцо (Кончики пальцев соединяют, изображая крышу дома).
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло (Обнимают и гладят себя).
Приучите птиц в мороз (Дети изображают, как сыплют крошки)
К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Наступила зимушка-зима. Это самое трудное для птиц время года. Давайте прогуляемся по зимнему лесу, и посмотрим, как же там живут птицы. Все за руки возьмемся и отправимся по тропинке в зимний лес.
(В группе размещены картинки с изображением времени года – зимы и зимующие птицы).
Упражнение «Птички-невелички».
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами птички-невелички. Повторяем все вместе:
Птичка-невеличка
Дети присаживаются на корточки.
В небе летала
Села под окошком,
Крошек наклевала.
Стучат пальцами об пол.
Встрепенулась птичка,
Встают, чирикают.
Выпрямила спинку,
Песенку запела,
Бегут, машут руками-крыльями
В домик полетела.
Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки? Хотите отгадать загадки о птицах?
Дети: Хотим!
Отгадывание загадок о птицах.
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно. Тот, кто правильно отгадает загадку, получит снежинку.
1. Они летать умеют,
Их пух и перья греют.
(Птицы).
Воспитатель: А сейчас я загадаю загадку про одну из них, а вы отгадайте, о ком я говорю.
2. Красногрудый, чернокрылый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут
(Снегирь).
Воспитатель: А вот еще одна загадка.
3. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока).
4. «Спинка зеленовата, животик желтоват.
Черная шапочка и полоска шарфика» (Синица).
5. В серой шубке перовой и в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится. Не орел, но все же птица» (Воробей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!
Работа с предметными картинками.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, перед вами картинки с изображением зимующих птиц. Вам нужно будет назвать каждую птицу по картинке.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно: воробей – чирикает, синица и снегирь – свистят, ворона – каркает, голубь – воркует и т.д.
Воспитатель: Как вы думаете, дети, чем питаются птицы зимой?
(Ответы детей).
Воспитатель: Я вам покажу семена, которыми можно покормить птиц.
Дидактическая игра «Найди и покорми зимующую птицу».
Карточки с изображением перелетных и зимующих птиц (щегол, ласточка, грач, скворец, зяблик, жаворонок, стриж и др.); карточка с изображением кормушки.
Воспитатель: Ребята, хотите мы с вами сейчас покормим птиц?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно. Вам надо разделить картинки с птицами по группам и поместить около кормушки зимующих птиц. Кто нам сможет рассказать о видах кормушек, о том, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц зимой, как часто это надо делать?
Ответы детей.
За каждый правильный ответ ребенок или команда получает снежинку. Дети выполняют игровую роль защитников природы.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Воспитатель: Следующее задание – сложить картинку из разных кусочков. Педагог показывает детям части тела птицы, предлагает догадаться по ним, какая это птица, сложить ее.
Игра «Угощение для птиц».
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в игру «Угощение для птиц»?
Дети: Да!
Воспитатель: Из всего предложенного надо выбрать только то, чем питаются птицы и объяснить свой выбор.
Это семена арбуза, семечки подсолнуха, пшено. А еще у нас есть сало, какая птичка любит сало? (синица).
Дети насыпают корм для птиц в кормушку.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие? Что еще хотели бы узнать?
Сейчас на прогулке мы повесим кормушку на нашем участке и будем подкармливать птиц. И не будем забывать подсыпать в кормушку угощение для наших пернатых друзей каждый день.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
«Такие разные деревья»
Воспитатель: Иванина И.В.
Цель: систематизация и углубление представлений детей о живой природе – деревьях, формирование у детей основ экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- углублять экологические знания детей на основе представлений детей о деревьях и хозяйственном значении древесины;
- систематизировать знания об особенностях строения дерева;
- устанавливать связи между состоянием деревьев и условиями окружающей среды;
- совершенствовать умения в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках рисования.
Развивающие:
- активизировать в разгадывании загадок;
- развивать у детей память, внимание;
- способствовать развитию фантазии и творчества.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Основные понятия: древесина, лыко, матрешка, деревянная ложка.
Предварительная работа: чтение стихов и художественной литературы о лесе, о деревьях, рассматривание гербария листьев и семян деревьев, просмотр презентаций и иллюстраций по теме «Деревья».
Методы и приемы: введение образного сказочного героя, как сюрпризный момент; путешествие, как форма организации детей, игровая мотивация, создание ситуации успеха; нетрадиционная техника рисования.
Оборудование: ноутбук, диск с записью шума леса и голосами птиц; корзина, спички, карандаш, матрешка-игрушка, письмо от Старичка-Лесовичка; альбомные листы, гуашь, емкость с водой, губки.
Ход ООД:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к нашим лесным друзьям - деревьям. А путешествие у нас будет необычным, т. к. мы с вами отправимся в волшебный лес. Ну, что готовы к путешествию? Закрыли глаза (звучит фонограмма шума леса, пения птиц).
2.Основная часть..
Воспитатель:
Здравствуй лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвой
Ночью темной грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Весной - веселит,
Летом - холодит,
Осенью - питает,
Зимой - согревает. Дети: Дерево (воспитатель показывает корзину).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это лесной сюрприз. Что это?
Ответы детей: Корзина.
Воспитатель: Верно, а вы знаете, из чего сплетена эта корзина?
Дети: Сплетена из веток или лыка, то есть древесных материалов.
Воспитатель: Ой, посмотрите, а в корзине письмо и какие-то предметы (Воспитатель достает письмо от старичка-Лесовичка).
Воспитатель: Ребята это письмо от лесовика. А вы знаете кто такой Лесовик?
Ответы детей: Это сказочный персонаж, старичок-Лесовичок охраняет лес.
Воспитатель: Верно, ребята, лесовик - это сказочный персонаж, который охраняет лес.
Вот послушайте, что он пишет: (читает письмо).
«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте! Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по волшебному лесу, во время которого вас ожидают сюрпризы. Вы сможете узнать что-то новое и интересное. Отгадайте загадки, а в корзине найдите отгадки. Желаю вам удачи! Ваш друг - старичок - Лесовичок.
Загадка 1: Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер. Дети: Спички! (выбирают коробок со спичками).
Воспитатель: В руки спички не бери,
Сам огонь не разводи
Может пожар случиться-
Для детей опасны спички.
Воспитатель: Ребята, из чего сделаны спички?
Дети: из древесины.
Воспитатель: Вот, ребята, для вас вторая загадка: Умный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведет
Там заметку кладет. Дети: Это карандаш (если дети затрудняются, воспитатель берет и показывает карандаш).
Воспитатель:
Вот он, Маленький Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где пройдет – коснется
Там след остается.
Воспитатель: Молодцы, ребята
Ребята – дошколята.
Но вот снова загадка, отгадайте-ка ребятки: Рядом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всегда одна игрушка.
Дети: Матрешка!
Воспитатель: Правильно.
А вот еще загадка:
Трудная, работа.
Сама не ем, а людей кормлю.
Дети: Ложка.
Воспитатель: (показывает разделочную доску и спрашивает).
Ребята что это? И для чего она нужна?
Дети: Доска разделочная. На ней можно резать все что угодно.
Воспитатель: следующая загадка:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети: Книга.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что бумага тоже сделана из дерева путем сложной переработки. На бумаге пишут, рисуют. Чтобы мы делали, если бы не было бумаги?
Дети: Мы бы были безграмотными, не могли бы читать, писать.
Игра: «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
Физкультминутка.
Воспитатель называет части дерева, а дети выполняют движения.
«Ствол» - опускают руки вниз,
«Листья» - шевелят пальцами.
«Корни» - топают ногами.
«Ветви» - поднимают руки вверх.
Воспитатель: Ребята, а что еще делают из дерева?
Ответы детей: Из деревьев заготавливают древесину, а из древесины делают мебель, бумагу, посуду, игрушки, лыжи, сани, музыкальные инструменты.
Воспитатель: А как надо относиться к деревьям?
Ответы детей: деревья надо беречь, охранять. Не ломать.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, возвращаемся в детский сад. А все, что вы увидели в волшебном лесу, запомните и расскажите своим родным.
3. Практическая часть.
Воспитатель: Ребята, а давайте Лесовичку нарисуем в подарок картину (дети с помощью воспитателя рисуют восковой свечой силуэт дерева).
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось с вами гулять по лесу. Дети, а понравилось ли вам? Что особенно понравилось? О чем вы расскажите дома своим мамам, папам (ответы детей).
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)
«Экскурсия в зоопарк»
Воспитатель: Иванина И.В.
Цель: развитие у детей связной речи, представлений о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о диких животных, их повадках, среде обитания, питании;
- формировать у детей умение составлять описательные рассказы с опорой на зрительные образы - мнемотаблицы;
- упражнять в умении составлять описательные рассказы, закрепить в речи обобщающее понятие «Дикие животные».
Развивающие:
- способствовать развитию речевой активности, памяти, внимания, наглядно – действенного мышления и воображения;
- развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к жизни диких животных, бережное отношение к природе;
- воспитывать навыки культурного и безопасного поведения в зоопарке.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Основные понятия: берлога, логово, хищник, вольер, мех, лапа.
Предварительная работа: чтение стихов и художественной литературы о животных, рассматривание иллюстраций диких животных, просмотр презентаций по теме «Дикие животные»; дидактические и подвижные игры.
Материалы и оборудование: билеты-картинки диких животных; конверты с разрезными картинками зверей; иллюстрации волка, зайца, лисы, медведя; мнемотаблица для составления описательного рассказа; карточки для игр; аудиозапись песни «Веселые ребята», фото зоопарка, мнемотаблица о правилах поведения в зоопарке.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Организационный момент. Приветствие.
Дети заходят, встают в полукруг, здороваются и отгадывают загадку.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. А куда, попробуйте догадаться.
«Это очень странный сад,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовем
Где смотреть зверей идем?»
(зоопарк)
2.Основная часть.
Воспитатель: На чем мы поедем в зоопарк?
- Да, мы поедем на автобусе.
- А, что мы должны сделать, чтобы занять места в автобусе?
- Правильно, нужно приобрести билеты.
- Посмотрите, билеты ваши, необычные!
- Что на них изображено?
(ответы детей).
- Занимайте стульчики, на которых изображены такие же животные, что и на билетах.
(Дети называют животное, согласно своим билетам занимают места в автобусе).
- Поехали! (аудиозапись «Веселые ребята»).
Воспитатель: Вот мы и добрались, но прежде чем начнется наша экскурсия по зоопарку, давайте вспомним правила поведения в нем. В этом нам поможет волшебная таблица.
(Дети, опираясь на таблицу, вспоминают правила поведения в зоопарке и отвечают на вопросы).
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете правила поведения в зоопарке.
Воспитатель: Сегодня мы побываем в той части зоопарка, где живут животные наших лесов, которые часто встречаются не только в наших лесах, но и в сказках, загадках, стихах.
- Как их можно назвать одним словом? (дикие)
- Где они обитают? (в лесу)
- А вы хотите узнать, кто обитает в наших вольерах?
- Давайте сейчас подойдем к ним (разбиваются парами) и узнаем, кто же там живет. Воспитатель обращает внимание на конверты с разрезными картинками (волк, лиса, заяц, медведь).
- Для этого вам надо собрать разрезные картинки.
- Так кто же живет в ваших вольерах?
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Теперь нам надо еще кое-что уточнить о ваших животных.
- Нам снова надо выполнить два задания.
- Готовы? Начинаем.
Воспитатель: На столе разложены: изображения жилищ животных, и то чем они питаются.
- Вам нужно выбрать только то, что соответствует вашему дикому животному.
(дидактические игры «Угадай, чей дом?», «Кто, чем питается?»).
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием!
А сейчас каждый из вас побывает экскурсоводом и расскажет нам о своём диком животном, которое находится у вас в вольере.
- Но, чтобы рассказ получился всем понятным и интересным, воспользуемся этой схемой – подсказкой.
Как называется животное?
Какое это животное?
Где живет?
Какого размера?
Чем покрыто тело?
Из каких частей состоит его тело?
Чем питается?
Дети находят соответствие между животным и изображением его дома и тем чем он питается. Все раскладывают в «вольере»; готовятся все рассказать о нем, опираясь на мнемотаблицу.
Воспитатель: А сейчас, давайте превратимся в «животных» и покажем их.
Динамическая пауза.
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой (идут друг за другом по кругу)
За мамой - лосихой топал лосенок,
(громко топают)
За мамой - лисицей крался лисенок,
(идут крадучись)
За мамой - медведицей шел медвежонок,
(передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-зайчихой – косые зайчата,
(скачут, сделав ушки)
Волчица вела за собою волчат.
(идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.
Воспитатель: Отдохнули? Теперь занимаем свои места и продолжим. Кто еще у нас не побывал экскурсоводом?
Дети составляют рассказы о диком животном, опираясь на мнемотаблицу.
Воспитатель: Вот какие вы молодцы. Теперь мы отправляемся обратно в детский сад. Садимся в автобус по нашим заработанным билетам и едем домой.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия по зоопарку. Вы были хорошими экскурсоводами. Давайте вспомним, кого мы видели в зоопарке?
- Вам понравилось путешествие?
- Кого мы видели в зоопарке?
- А, что больше всего?
Дети слушают и отвечают на вопросы.
- Сегодня, дети, вы узнали много нового и интересного. Когда придете домой обязательно расскажите родителям о нашей экскурсии и попросите их сводить вас в настоящий зоопарк, где много разных, еще неизвестных вам животных. А еще директор зоопарка передал вам за хорошие рассказы о животных раскраски – загадки.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
«Сезонные изменения в природе. Весна»
Воспитатель: Иванина И.В.
Цель: расширение и обогащение представлений детей о весенних изменениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о сезонных изменениях в природе весной;
- способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы;
- закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение строить причинно – следственные связи;
- упражнять в произношении закличек, чистоговорок, в разгадывании загадок;
- развивать и закрепить знание народных примет о весне.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру, умение любоваться красотой весенней природы, наблюдательность, желание оказывать помощь.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Основные понятия: капель, проталины, первоцветы, сосульки.
Материалы и оборудование: конверт с письмом от Весны, картинки «Времена года», слайды о весне, ткань зеленого цвета (весенний лужок). Музыкальный репертуар: «Весна» П.И. Чайковского, музыка для «Весеннего хоровода», образец «весенний цветок»; тарелочки с цветной бумагой, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеенки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, сюжетных картин на весеннюю тематику, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, составление описательных рассказов по теме «Весна», заучивание стихотворений, закличек, народных примет, разгадывание загадок, игры с пальчиками на тему: «Весна», дидактическая игра «Приметы весны», хороводные игры.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Дети заходят в группу и находят у окна конверт, отдают его воспитателю.
Воспитатель: Ребята, кто-то бросил к нам в оконце посмотрите, письмецо, может это лучик солнца, может быть кто-то еще. Как вы думаете, от кого это может быть послание? (от Весны).
Воспитатель: Почему, вы так решили? (ответы детей).
Все вместе рассматривают конверт, находят на нем весенние цветы, скворечник со скворцом, ручеек с корабликом…
Воспитатель: Как же нам узнать, от кого же на самом деле это письмо? (давайте, откроем конверт, и узнаем что там написано).
2. Основная часть.
Воспитатель: Давайте откроем (открываем конверт).
В конверте загадка.
Долго шла я к вам тайком
От ветров и стужи
А сегодня босиком
Шлёпаю по лужам.
Гоню талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
Воспитатель: Ребята, так от кого же это письмо? (от Весны).
Это оказывается необычное письмо, оно музыкальное (рассматривание слайдов о весне под музыкальное сопровождение - любуются красотой весенней природы).
Воспитатель: Но что-то красавица Весна задерживается. Как вы думаете, что с ней могло случиться? (предположения детей).
- Что же нам тогда делать? (предположения детей).
Закличка «Ау, ау, аукиваем, весну приаукиваем».
Ау, ау, аукиваем,
Весну приаукиваем:
Март, март
Солнцу рад;
Апрель, апрель
Откроет дверь;
Май, май
Сколько хочешь, иди, гуляй!
Ау, ау, аукиваем!
Весну приаукиваем.
Воспитатель: Ребята, а когда же приходит весна?
- Весна приходит за зимой,
- Тепло приносит нам с тобой
- Приносит небо голубое,
- Сосульки, пенье ручейка
- Проталины и первоцветы,
- И таянье на речках льда.
Игра «Узнай весну по приметам».
Воспитатель: А теперь давайте найдем картинки с признаками, по которым мы можем узнать время года – весну. (Перед детьми картинки с изображением разных времен года. Детям необходимо найти картинку с признаками весны и объяснить свой выбор).
- Если прислушаемся весной, то услышим, как вся природа радуется ее приходу. Весело щебечут птицы, журчат ручейки.
Давайте и мы споем весеннюю песенку природы.
Упражнение «Звонко капают капели».
Звонко капают капели (кап-кап-кап);
Птицы весело запели (чик-чирик, чик-чирик);
Встретят солнце птичьи трели (тр-р-р-р);
Птицы к нам тепло зовут:
Синица - тинь-тинь-тинь;
Ворона - кар-кар-кар;
Кукушка - ку-ку; ку-ку.
Воробей - чик-чирик; чик-чирик;
Тает снег, сугробы оседают (а-а-ах);
Бежит звонкий, чистый ручеек (бл-бл-бл).
Воспитатель: Наш мудрый народ по приметам узнавал, какая же будет весна, давайте и мы вспомним народные приметы.
- Длинная сосулька – к долгой весне.
- Увидал грача – весну встречай.
- Грач на горе – весна на дворе.
- Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
- Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.
- Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Воспитатель: Молодцы, вспомнили народные приметы. А кто помнит чистоговорки?
(Проговаривают все вместе чистоговорки).
Пло-пло-пло – на дворе тепло;
Пель-пель-пель – капает капель;
Ля-ля-ля – расцветай земля.
- Самая красивая пора у весны, когда цветут цветы. Давайте поможем весне украсить землю цветами.
Продуктивная деятельность «Весенние цветы»
(звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Весна»).
Воспитатель: Посмотрите, а вот и появилась первая весенняя проталина, травка зазеленела. Давайте украсим ее первыми весенними цветами (по окончанию работы дети выкладывают свои цветы на «зелёный лужок»).
Воспитатель: Какие вы, молодцы! Замечательные цветы у вас получились. Теперь Весна, точно найдет к нам дорогу. (Под музыкальное сопровождение дети заводят хоровод вокруг «зеленого лужка»)
«Весенний хоровод».
Согревайте скорей землю солнышка лучи,
Прилетайте скорей в свои гнездышки грачи.
А мы песенку споём, хоровод заведм. (2 раза).
Расцветайте скорей все цветочки на лугах,
Поспевайте скорей, вкусны ягодки в лесах.
А мы песенку споем, хоровод заведем. (2 раза).
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня сделали? Кому помогли? (помогли весне найти к нам дорогу)
- Как помогли?
- Важно ли то, что мы сегодня сделали? Почему? (это хорошие поступки, доброе дело).
- И я вам говорю, что вы все молодцы!
Упражнение «Цы-цы-цы – мы ребята, молодцы!»
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
«Правила дорожного движения»
Воспитатель: Иванина И.В.
Цель: формирование представлений детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить применять их в различных ситуациях;
- расширять и закреплять знания детей о сигналах светофора и о дорожных знаках.
Развивающие:
- развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением;
- развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
- воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Основные понятия: пешеход, пассажир, тротуар, дорожные знаки, светофор.
Материалы и оборудование: дорожные знаки; светофор; кружочки красного, желтого, зеленого цвета; картинки транспорта; руль, кепка водителю; игра «Автодорога» для сюрприза, коробка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Стоп машина!», С. Михалков «Если свет зажегся красный», Б. Житков «Светофор»; беседа «Сигналы светофора», «Красный, желтый, зеленый», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог» и др.; рассматривание фотографий. Рисование «Автобус», аппликация «Улица нашего города»; дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки».
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, объяснение, рассматривание, закрепление.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ребята, обратите внимание, к нам в группу сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел еще один гость. Попробуйте догадаться, кто же это такой?
Он трехглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнет и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный… Светофор
Воспитатель: Молодцы! Это Светофорчик.
2. Основная часть.
Воспитатель: Он нам приготовил подарок, но оставил случайно на последней станции своего пути к нам. Давайте попробуем вместе добраться до последней станции, где находится наш подарок. Для этого нам нужно будет проехать обратный путь Светофорчика через несколько станций и выполнить задания.
Воспитатель: Мы готовы с вами отправиться в небольшое путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: А повезет нас сегодня наш веселый автобус. Занимайте свои места в салоне автобуса. У нас сегодня проездные билеты от Светофорчика. Делимся на три сектора. (Красный, желтый, зеленый).
Воспитатель: Вот мы все уселись. И прежде чем отправится, чтобы с нами по дороге ничего не случилось, и мы смогли добраться до места нам обязательно нужно помнить и соблюдать правила дорожного движения.
- Что такое, Правила Дорожного Движения? Кто знает?
Дети: Правила Дорожного Движения – это правила, которые должны соблюдать все участники дорожного движения - водители, пассажиры, пешеходы.
Воспитатель: Сейчас мы с вами находимся в автобусе, а значит какими участниками дорожного движения мы являемся?
Дети: Пассажиры.
Воспитатель: Правильно! Давайте вспомним несколько правил поведения в автобусе.
Дети: Не шуметь, не бегать, не мусорить, уступать старшим, не высовываться из окна, не толкаться.
Воспитатель: Молодцы, вы правы. Теперь мы спокойно можем отправиться в путь (Музыка веселого автобуса).
Воспитатель: Первая наша остановка на станции «Путешествие в историю». Послушайте Стихотворение Сергея Михалкова «От кареты до ракеты» (Картинки).
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век -
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин -
Мчатся тысячи машин.
В паровые тихоходы
Забирались пешеходы.
И могли они в пути
На ходу легко сойти.
А теперь под стук колес
Нас везет электровоз.
Не успел двух слов сказать -
Смотришь: надо вылезать!
Корабли такими были -
Как игрушечные, плыли.
Плыли месяц, плыли год...
Появился пароход!
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.
Лишь одним ветрам послушный,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год...
Появился самолет!
В кресло сел, завтрак съел.
Что такое? Прилетел!
Ну, а это, ну, а это -
Кругосветная ракета!
От кареты до ракет!
Это чудо или нет?
Воспитатель: Вот оказывается, как люди жили в далеком прошлом и как изменился транспорт сейчас. Какие вы молодцы, ребята, наблюдательные. А мы поедем с вами дальше.
Воспитатель: Вот мы и прибыли на вторую станцию, где попробуем вспомнить наших помощников на дороге – Станция называется «Дорожные знаки!»
(На доске дорожные знаки, которые воспитатель открывает по порядку).
Воспитатель: Знаки спрятались, чтобы их открыть, а нам нужно отгадать загадки.
Воспитатель: Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Загадки про дорожные знаки:
Место есть для перехода.
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали.
Где ходить всем указали.
(Пешеходный переход).
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо,
Там где строится район,
Школа, дом иль стадион.
(Движение пешеходов запрещено).
Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
(Подземный переход).
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети!
(Осторожно, Дети).
Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги -
Берегите свои ноги!
(Знак «Дорожные работы»).
Красный круг, а в нем мой друг,
Быстрый друг - велосипед.
Знак гласит: здесь и вокруг
На велосипеде проезда нет.
(Движение на велосипедах запрещено).
Чудо-конь - велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак,
Не понять его никак!
(Велосипедная дорожка).
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
(Место остановки автобуса и троллейбуса).
Белый треугольник, красная кайма.
Чудный паровозик с дымом у окна.
Этим паровозиком правит дед-чудак.
Кто из вас подскажет, что это за знак?
(Железнодорожный переезд).
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко,
Что здесь, свалка кирпича?
(Въезд запрещен).
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - ...
(Дорожный знак).
На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать.
(Дорожные знаки).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все знаки отгадали. Отправляемся дальше.
Наша следующая станция «Поиграй-ка». Здесь мы с вами поиграем.
Воспитатель: Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!» и хлопайте в ладоши, если не согласны – топаете ногами (не громко) и говорите: «Не я!»
А теперь я вас проверю:
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!».
Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Кто вперед всегда идет, широко разинув рот?
Кто машины пропускает, правила все соблюдает?
Кто всегда в автобусе тесном уступает старшим место?
Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
Кто чтоб проветриться в автобусе немножко,
голову и туловище высунул в окошко?
Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?
Знает кто, что желтый свет дает сигнал, чтобы ты зеленый ждал?
Знает кто, что свет зеленый означает – путь открыт?
Кто бежит вперед так скоро, что не видит светофора?
Кто же знает, чтоб по улицам ходить и в беду не угодить, нужно правила движения хорошо помнить?
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с игрой и отправляемся с вами дальше. Вот и добрались с Светофорчиком до его подарка. Станция «Сюрпризная».
Давайте скорее же посмотрим что же там внутри. (В подарке лежит игра для детей по ПДД, медали «Молодцы»).
3. Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Светофорчик очень доволен. А вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да
Воспитатель: Что именно Вам понравилось в нашем путешествии? О чем мы с вами вспомнили в начале занятия? На чем отправились в путешествие?
Какие станции мы с вами проехали? В какую игру играли?
Воспитатель: Молодцы, все хорошо запомнили. Светофорчик нам подарок подарил, давайте и мы с вами ему сделаем подарок:
- если вам оно очень понравилось наше сегодня путешествие, положите Светофорчику в кармашек зеленый кружок;
- если понравилось, но было трудно – желтый;
- если кому-то было совсем неинтересно, то положите красный.
Воспитатель: Спасибо, ребята! Ну а теперь пора попрощаться с Светофорчиком, он отправляется к другим ребятам в гости.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
«Пожарная безопасность»
Воспитатель: Иванина И.В.
Цель: формирование у детей основ пожарной безопасности, способности предвидеть опасные ситуации, выполнение правил пожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с правилами поведения при пожаре;
- закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения;
- формировать умение реально оценивать возможную опасность.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, речь;
- развивать умение вызывать пожарного по телефону.
Воспитательные:
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности, осторожности и самосохранения.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Основные понятия: пожарные, языки пламени, задымление, пена, огнетушитель, ожог.
Предварительная работа: Экскурсия в пожарную часть, дидактическая игра «Кому что нужно», чтение художественной литературы: рассказа Л.Н. Толстого « Пожарные собаки», стихотворение С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; заучивание стихотворения М. Лазарева «Если вдруг произошла с тобой беда».
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Огонь - друг, огонь - враг», два мольберта, маркеры, цветные карандаши, фломастеры; игрушечный телефон для игры «Сигнал тревоги», набор картинок «Что нужно пожарным?», мяч для игры «Лови – бросай, сразу отвечай», красные и голубые ленточки, дорожные знаки, светофор.
Ход работы:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Дети! Я сейчас вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать.
Веселый шалунишка - оранжевый мальчишка,
Лишь вечер настает - концерт в печи дает.
Разбегался мальчонка, трещат дровишки звонко.
Оранжевые пряди так хочется погладить...
Проказника не тронь - зовется он …
Дети: Огонь!
Воспитатель: Верно, это – огонь! ( Показывает символ огня).
А сейчас я вам расскажу сказку. Подходите сюда поближе к экрану. (Воспитатель обращает внимание детей на экран).
2.Основная часть.
Воспитатель: Сказка «Жил - был огонь».
«Жил - был Огонь. Он был веселый и горячий. Гулял огонь, где хотел - по лесам, домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого».
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Он сжигал все подряд.
Воспитатель: И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал:
«Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой служить тебя буду». Пожалел его человек, заставил служить себе. Вот и стал Огонь служить Человеку и стал его другом.
А сейчас я вам ребята предлагаю нарисовать такой огонь, с которым подружился человек.
Конкурс рисунков « Кто быстрее нарисует огонь?»
Для этого конкурса каждый из вас выберет карандаш, восковой мелок, фломастер, маркер нужного цвета и постарается нарисовать большой костер на ватманском листе. Но это надо сделать очень - очень быстро. Вот какой красивый огонь у вас получился.
(Звучит музыка и вбегает ребенок в костюме огонька).
Огонёк: Я - огонёк! Я - друг ребят!
Но, когда со мной шалят
Становлюсь тогда врагом-
И сжигаю все кругом!
Воспитатель: Здравствуй, мальчик Огонёк!
Огонёк: Здравствуйте! Дети, скажите, зачем человеку огонь?
(Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором изображен костер, газовая плита, свеча, факел).
Дети: Огонь нужен человеку, чтобы приготовить еду.
Огонь зажигает газовую плиту.
Огнем можно согреться, если разжечь печь или костер.
Огонь освещает, например, если зажечь факел или свечу.
Ребенок 1: Знают все - человек без огня
Не живет ни единого дня!
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята вокруг,
Нам огонь - повседневный наш друг!
Ребенок 2: Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Воспитатель: Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, плавит металл, в других варит стекло, из которых выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет хвост пламени - это сгорает ракетное топливо. (На экране слайды с изображением автомобиля , паровоза, парохода, металлургического завода, кузницы, стеклодувы, полет ракеты в космос).
Огонек: Видите, как я необходим людям! (У мальчика горделивая поза).
Воспитатель: Да Огонек! Ты очень нужен людям!
Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремиться убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю.
Из доброго слуги огонь превращается в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.
Скажите, отчего может возникнуть пожар?
Дети: От спички, непотушенного окурка, зажигалки, от не выключенных бытовых приборов.
Огонек: Да! Спички - это не игрушка!
Могут целый дом спалить,
Если взрослых не послушать,
Больше негде будет жить.
Обещайте мне сейчас же, что играть со мной не будете?!
Воспитатель: Обещаем, обещаем! Послушай, Огонек, наших детей.
Ребенок: Спичками играть не будем,
Зажигалку не возьмем,
И себя мы не погубим.
И квартиру не сожжем!
Воспитатель: Чем кроме огня ещё опасен пожар?
Дети: Пожар опасен дымом. Им можно задохнуться.
Огонек: Ребята, мой братишка - Дымок, я его очень люблю и с ним никогда, никогда не расстаюсь.
Воспитатель: Мы это знаем, Огонек!
Огонек: Откуда вы это знаете?
Воспитатель: Наши дети знают это из пословиц и поговорок.
Дети:
1. Нет дыма без огня.
2. Где огонь, там и дым.
3. С огнем не шутят.
4. Ни огня без дыма, ни дыма без огня.
5. Огонь без дыма не живет.
Огонек: Молодцы много поговорок знаете! А давайте поиграем в игру.
Подвижная игра «Огонь - вода!»
(Огонек раздает детям красные ленточки, а воспитатель - голубые).
Воспитатель: Дети с красной ленточкой – это огонь, а с голубой – вода. Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, то есть потушить огонь.
Воспитатель: Молодцы! Садитесь. Для вас, ребятки, еще одна загадка: В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь.
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь!
- Как называется люди, которые тушат огонь, спасают людей и дома от пожара?
Дети: Это пожарные!
Огонек: Ой! Это – мои самые главные враги! Я их очень сильно боюсь, Поэтому мне пора возвращаться к моему братишке Дымку. До свидания!
(Огонек убегает!)
Воспитатель: Дети! А знаете, почему огонек убежал? Он боится, что мы его потушим. Внимательно посмотрите на эти предметы и подумайте, для чего они нужны?
Дети: Эти предметы нужны для того, чтобы тушить пожары.
Игра «Что нужно пожарным?»
Воспитатель: Найдите лишний предмет, с помощью которого нельзя потушить огонь. ( Ведро с песком, ведро с водой, одеяло, огнетушитель, спички).
Дети: Это спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить.
Воспитатель: А вот еще загадка:
Мчится огненной стрелой
Мчится вдаль машина
И зальет пожар любой
Смелая дружина.
Дети: Пожарная машина.
Воспитатель: Правильно - пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар. Что нужно сделать, пожарные приехали? Да, правильно, в случае возникновения пожара нужно позвонить по телефону «01» и попросить о помощи. Вот для вас опять игра:
«Сигнал тревоги»
(Дети на игрушечном телефоне набирают цифры «01» и выполняют задание).
Задание детям:
Набери номер «01»
Услышав ответ – назови свое имя.
Сообщи, что случилось.
Скажи точный домашний адрес - улицу, номер дома и квартиры.
Не клади трубку, пока об этом не попросят.
Воспитатель: А теперь встаньте, мы поиграем с мячом.
Игра « Лови - бросай, сразу отвечай».
Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все услышали и уступили дорогу)
Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы ее было заметно на дорогах: красный цвет- цвет огня).
Зачем пожарной машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи).
Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава).
Чем тушат бензин? (Пеной).
Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, в реке).
Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закаленными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными).
Почему пожарные должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, в дыму).
Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении).
Воспитатель: Всем людям нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Мы их закрепим в игре:
«Разрешается - запрещается».
Возьмите в руки светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок, если это делать можно:
1. В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;
2. Бросать горящие спички;
3. Кричать и звать на помощь взрослых;
4. Оставаться в помещении, где начался пожар;
5. Открывать все окна и двери во время пожара;
6. Закрывать нос, рот, голову мокрым полотенцем;
7. Прятаться в угол, под шкаф, под кровать;
8. Оставлять без присмотра включенные электроприборы;
9. Двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
10. Обливать водой стены и пол во время пожара;
11. Пользоваться лифтом;
12. Не бояться, слушаться во всем пожарных;
13. Тушить водой горящие электроприборы;
14. Обращаться к соседям за помощью;
15. По возможности пытаться тушить пожар;
16. Включать газ, электроприборы, свет.
Воспитатель: Молодцы, все правила назвали.
Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса , дома –пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?
Дети: Получает ожоги, задыхается от дыма.
Воспитатель: Очень важно оказать медицинскую помощь пострадавшим от пожара людям.
Дети вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом. Но все - таки от огня больше пользы, чем вреда. Как вы думаете почему?
Дети: Огонь делает нашу жизнь теплее и уютнее.
Огонь нужен для работы транспорта.
Огонь нужен для пекарей, чтобы печь хлеб.
На огне готовят пищу.
3. Итог. Рефлексия.
Воспитатель: наше занятие закончилось.
- Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей).
- Я хотела бы, чтобы вы все были очень осторожны с огнем, внимательны и помнили об опасности, всегда соблюдали правила пожарной безопасности и беда обойдет вас стороной.