Главные вкладки
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации
Была в составе рабочей группы по разработке основной образовательной программы детского сада №18 «Мишутка» в 2021 году.
Разработала Проект на тему: «Огород на окне» , «Основы безопасного поведения», "Югра-здесь живет счастье", Проект "Родные просторы моей души".
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «МИШУТКА»
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ №18 «Мишутка» Протокол № 2 от «18» января 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ №18 «Мишутка» А.А. Нухова приказ ДС18-11-70/3 от «18» января 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«Юный шахматист»
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Количество часов в год: 8
Срок реализации программы: июнь 2023 года
Педагог реализующий программу:
Рамазанова Анфиса Мирзекеримовна,
педагог дополнительного образования
СУРГУТ, 2023 г.
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 « Мишутка»
Название программы | «Юный шахматист» |
Направленность программы | Физкультурно-спортивная |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Рамазанова Анфиса Мирзекеримовна |
Год разработки | 2023 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная программа | Педагогическим советом МБДОУ №18 «Мишутка» Протокол № 2 от 18.01.2023 г. Приказ от 18.01.2023 №ДС18-11-70/3 |
Информация о наличии рецензии | Нет |
Цель | создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы. |
Задачи | а) образовательные: - Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами. б) развивающие: -формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач. в) воспитывающие: -воспитывать, усидчивость, целеустремленность. |
Ожидаемые результаты освоения программы | Воспитанник: - имеет представление о шахматной доске; - правильно размещает доску между партнерами; -ориентируется на шахматной доске; -различает и называет шахматные фигуры; -правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение перед партией; -умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами; -имеет представление об элементарных правилах игры в шахматы; -умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали; -знает правила хода, взятие каждой фигуры; -владеет основными шахматными терминами; - умеет делать рокировку; - умеет объявлять шах; -умеет ставить мат; - умеет решать задачи на мат в один ход. |
Срок реализации программы | 1 месяц |
Количество часов в неделю/год | 2/8 |
Возраст обучающихся | 5-7 лет |
Формы занятий | Групповые, очные |
Методическое обеспечение | Уникальная авторская методика развития логики и мышления «Шахматы для малышей» Береславский Леонид Яковлевич , Москва. Шахматный учебник для детей и родителей Часть I Костров Всеволод Викторович, Давлетов Джалиль Ахнафович, Москва Шахматный учебник для детей и родителей Часть II Костров Всеволод Викторович, Давлетов Джалиль Ахнафович, Москва |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) |
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер). |
Пояснительная записка
Программа «Школа шахмат» разработана на основе уникальной авторской методики развития логики и мышления «Шахматы для малышей» Береславского Л.Я.
Данная программа реализуется в МБДОУ №18 «Мишутка» с детьми дошкольного возраста, посещающими дошкольное учреждение по заявкам родителей (законных представителей).
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Актуальность программы. Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Нормативной базой разработки дополнительной общеобразовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад «Мишутка» № 18 являются:
- Конвенция о правах ребенка ООН;
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273(ст.2,п.9);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- Устав МБДОУ;
- Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 Об утверждении Порядка организации и осуществения образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Адресат программы: предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Характеристика особенностей развития детей старшей группы (5-7 лет).
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,
Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
Объем программы:
Количество часов в неделю | 2 |
1Академический час *2 раза в неделю | 2 |
Общее количество часов в год | 8 |
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Срок освоения программы: 1 месяц (июнь 2023 года).
Уровень освоения программы: стартовый.
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.
Задачи программы:
а) образовательные:
-Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
- Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.
-Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.
-Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.
б) развивающие:
-формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.
- развивать мыслительные операции.
в) воспитывающие:
-воспитывать, усидчивость, целеустремленность.
-учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение. -прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы «Школа шахмат»
Режим занятий: обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Группы формируются по 10 человек. Зачисление на обучение по данной программе происходит по заявлению родителей (законных представителей).
Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Формы организации занятий:
Групповая работа, режим занятий.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Реализация программы «Школа шахмат» требует наличия кабинета. Учебный кабинет со столами и стульями, который соответствует санитарным нормам и правилам для полного состава группы.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете содержательно-насыщенна, трансформируема, полу функциональна, вариативна, доступна и безопасна, и эстетически-привлекательна.
При теплых погодных условиях занятия переносятся на улицу. Оборудование: стол, стулья, шахматы, дидактические пособия.
Материально-техническое обеспечение Программы
- шахматные столы;
- настольные шахматы разных видов;
- демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
- шахматные часы;
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
- шахматы напольные;
- автоматизированное рабочее место тренера;
- электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и игровые шахматные программы);
- книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.);
- комплект методической литературы.
Ожидаемые результаты на конец реализации программы:
- формирование к концу реализации программы учебно- познавательных компетенций
К концу курса дети будут знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.
К концу курса дети будут уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Вариативные формы, методы и средства реализации программы
Основные формы и средства обучения:
1. Теоретические занятия
2. Практическая игра.
3. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
4. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
- При знакомстве с шахматными фигурами.
- При изучении шахматной доски.
- При обучении правилам игры;
- При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Учебный план программы
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Теорет. | Практич. | Всего часов | |||
1 | Раздел 1. Шахматная доска | Опрос, практические задания | |||
1. Знакомство с шахматной доской. | 1 | - | 1 | ||
2 | Раздел 2. Шахматные фигуры | Опрос, практические задания | |||
1. Знакомство с шахматными фигурами. | 1 | 2 | |||
3 | Раздел 3. Начальная расстановка фигур | 1 | - | 1 | Опрос, практические задания |
4 | Раздел 4. Ходы и взятие фигур | Опрос, практические задания | |||
1. Ладья. Слон. Ферзь. | 1 | 2 | |||
2. Конь. Пешка. Король. | 1 | 2 | |||
5 | Раздел 5. Цель шахматной партии | - | Опрос, практические задания | ||
1. Шах. Мат | 1 | - | 1 | ||
2. Игра в шахматы | 1 | 1 | |||
3. Игра в шахматы | 1 | 1 | |||
Итого часов | 4 | 4 | 8 |
Содержание учебного плана
Особенности содержания программы:
Программой предусматривается 8 занятий (два занятия в неделю). Учебный курс включает в себя 5 разделов. В каждом из разделов прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.
Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих занятии возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.
Особое внимание следует уделить шахматным играми и отработке шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.
Особую трудность представляет усвоение учащихся понятия «мата» и «пата», то есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год обучения дети получают лишь общее представление об этих понятиях. На втором году обучения этому моменту программы уделяется гораздо большее внимание. Для разъяснения этих понятий педагог подбирает как можно больше матовых и патовых позиций и применяет разнообразные формы. Одной из эффективных форм этой работы является коллективное, групповое и индивидуальное придумывание таких позиций самими учащимися.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
Раздел 1. Шахматная доска
Белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ. Дидактические игры и задания "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
Раздел 2. Шахматные фигуры
Первое знакомство, расстановка фигур перед шахматной партией: ладья; слон; конь; пешка; король; ферзь. Дидактические игры и задания "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет". "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Раздел 3. Начальная расстановка фигур
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет". Дидактические игры и задания "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
Раздел 4. Ходы и взятие фигур
Правила хода и взятия каждой из фигур, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их. "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. 17 "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
Раздел 5. Цель шахматной партии
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха. "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Раздел 6. Игра всеми фигурами из начального положения
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
Календарный учебный график на летний 2022-2023 уч. г.
№ п/ п | Дата проведения | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 15.40 – 16.10 (1 подгруппа) 16.20 – 17.20 (2 подгруппа) 17.30 – 18.00 (3 подгруппа) | Беседа | 1 | Знакомство с шахматной доской | Прогулочная веранда | Опрос, практические задания | |
2 | Беседа | 1 | Знакомство с шахматными фигурами. | Прогулочная веранда | Опрос, практические задания | ||
3 | Практическая работа | 1 | Начальная расстановка фигур | Прогулочная веранда | Опрос, практические задания | ||
4 | Беседа | 1 | Ладья. Слон. Ферзь. | Прогулочная веранда | Опрос, практические задания | ||
5 | Игра | Конь. Пешка. Король. | Прогулочная веранда | Опрос, практические задания | |||
6 | Игра | Шах. Мат | Прогулочная веранда | Опрос, практические задания | |||
7 | Игра | Игра в шахматы | Прогулочная веранда | Опрос, практические задания | |||
8 | Игра | Игра в шахматы | Прогулочная веранда | Опрос, практические задания |
Педагогический мониторинг
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей, которая проводится в рамках педагогического мониторинга в ходе наблюдений за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности в начале (сентябре) и конце (апреле) года.
Инструментарием для мониторинга являются карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной услуги проводится в форме организации:
- фотовыставок,
- слайдовых презентаций детских праздников,
- присутствия родителей (законных представителей) в непосредственно образовательной деятельности и на праздниках;
- создания «методической копилки» конспектов и сценариев для детей старшего дошкольного возраста;
- мониторинга детей по усвоению программы, для которого разработаны диагностические критерии и карты программных требований.
Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
№ п\п | Фамилия имя ребенка | Шахматная доска | Знание шахматных фигур | Умеют играть по частям, знают правила | Увлече-ние. | Итог | ||
Правильно помещать шахматную доску между партнерами, расставлять фигуры перед игрой | Различать горизон-таль, вертикаль, диагональ | Дети знают названия шахмат-ных фигур и умеют отличать их друг от друга игрой | Правила хода и взятия каждой фигуры |
Критерии уровней развития детей
Высокий уровень – Дети с интересом самостоятельно играют в шахматы «по частям» (фрагмент игры), добиваясь победы. Знают названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют ориентироваться на шахматном поле
Средний уровень – Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, играют с помощью воспитателя.Ошибаются в названии шахматных фигур, путают правила хода и взятия каждой фигуры. Ориентируются на шахматном поле с помощью воспитателя, не всегда различают горизонталь, вертикаль, диагональ.
Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре. Знают несколько шахматных фигур, не знают правила хода и взятия каждой фигуры. Не умеют ориентироваться на шахматном поле.
Список литературы:
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980..
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре.– М.: ГЦОЛИФК, .1984.
Дидактические шахматные сказки
1. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
2.Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
3.Сухин И. От сказки – к шахматам.
4.Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // 5.Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
6.Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
7.Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
8.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
9.Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
№18 «Мишутка» города Сургута
Проект на тему: «Огород на окне»
Авторы:
Рамазанова. Анфиса Мирзекеримовна
Моисеева Ирина Григорьевна
Педагогами ДОУ в ходе работы над проектом в старшей группе "Огород на окне" была поставлена и реализована цель, создать условия, стимулирующие интерес у дошкольников к исследовательской деятельности, вовлечь детей детского сада в практическую деятельность по выращиванию овощей.
Подробнее о проекте:
В процессе педагогического проекта в старшей группе детского сада на тему "Огород на окне" дети приобщались к трудовой деятельности, учились ухаживать за растениями, обобщили представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. В рамках проекта детьми были выращены овощи.
В готовом педагогическом проекте в ДОУ на тему "Огород на окне" содержатся материалы проведенных воспитателем мероприятий с детьми, в результате которых дети получили новые знания и умения в области земледелия и огородничества, научились самостоятельно и коллективно выполнять поручения взрослых. В данной работе в рамках должностной инструкции помощника воспитателя ДОУ педагогам помогал младший воспитатель старшей группы №10 «Пчелка» Мустафаева Сабина Залимхановна
Оглавление
Введение
1. Этапы работы над проектом «Огород на окне» в ДОУ.
2. Планирование мероприятий в рамках проекта «Огород на окне» в старшей группе.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Огород на окне в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. На территории нашего сада создадим мини - огород и цветник, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников.
Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста.
Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян укропа, подсолнухов, кабачков; посадки лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность.
Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей.
Задачи:
- приобщать детей к трудовой деятельности;
- учить детей ухаживать за растениями;
- развивать познавательные и творческие способности;
- обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;
- формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;
- учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;
- развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели: родители.
Вид по доминирующему методу: познавательно - исследовательский
Время реализации проекта: с 01.04.22 г.- 30.05.22г.
Предполагаемый результат:
- Знания о строении растений, способах ухода за овощами;
- Практические навыки и умения прополки, рыхления, полива;
- Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений;
- Появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности, повышение уверенности в своих способностях, своих силах Формирование социокультурных, личностных компетенций.
Продукт проектной деятельности: рисунки, творческие работы из овощей, выставка растений. Этапы проекта в ДОУ «Огород на окне»
Вводный этап
- Вовлечение детей в обсуждение темы «Наш огород»
- Сбор методического материала по теме проекта
- Постановка задач.
- Составление перспективного плана работы над проектом.
- Перспективный план реализации проект «Огород на окне».
- Привлечь детей к процессу, выращивания, уходу и охране цветов;
- Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
Предварительная работа с родителями и детьми:
беседы об условиях роста растений изучение строения растений проведение экспериментов, подтверждающих значение света, тепла, воды для роста растений (в домашних условиях, на собственных приусадебных участках)
проведение дидактических и подвижных игр, способствующих обогащению представлений детей о работе человека в саду и огороде наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (в детском саду и на семейных приусадебных участках)
Практический этап
- Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).
- Конкретизация представлений детей об условиях роста растений, уходе за ними.
- Экспериментальным путем выяснили – для роста растениям нужен свет.
- Экспериментальным путем закрепили знания о том, что растениям для роста необходима влага.
- Экспериментальным путем закрепили знания о том, что для роста растениям нужно тепло.
Заключительный этап
Подведение итогов.
Анализ результативности
Итоговая беседа
Планирование мероприятий в рамках проекта «Огород на окне» в старшей группе
Этапы | Организованная деятельность в режимных моментах с детьми | Взаимодействие с родителями |
Подготовительный этап | Проведение опроса среди детей «Что такое огород?». | Сбор и информации и подбор иллюстраций по теме «Наш огород». Информационный стенд о проекте |
Основной этап: Соц.коммуникативное развитие, Создание игровых ситуаций. | Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «Приготовь салат» | Беседы с родителями об участии в проекте |
Основной этап: Познавательное и речевое развитие. | Беседы с детьми: «Человек и растение» «Значение овощей в жизни человека» Чтение худ. литературы Русская народная сказка «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых» украинская сказка «Колосок» татарская песенка «Мешок» Ю. Тувин «Овощи» Пословицы и поговорки «Без капусты щи не густы» Заяц – трус, а и тот на капусту охотиться» «Щей поел – словно шубу надел» «Огород – для семьи доход» Загадки Про овощи Стихи. Посадила в огороде; Помидоры и картофель, А. Максакова Летом огород- что город! Ж. Дарк А у нас в саду порядок Мы вскопали десять грядок Т. Казырина | В родительском уголке выставляется наглядная информация о том, что узнают по теме дети. Рекомендации по чтению художественной литературы: |
Основной этап: Познавательно- исследовательская деятельность | Наблюдение за: «Рост и развитие растений» «Строение растений» «Движение растений за солнцем в течении дня», «Состав почвы» Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений», «Сравнение плодов разных культур» | Рекомендации по наблюдениям |
Трудовая деятельность | Освобождение грядок от старой травы, рыхление земли, полив растений, прополка, | |
Основной этап: художественно –эстетическое развитие. | Рисование «Любимые овощи» | Совместная деятельность: Выставка поделок |
Основной этап: физическое развитие. | Подвижные игры и игровые упражнения «Съедобное - несъедобное», «Найди пару», «Огуречик». Физкультминутка. «Жил один садовод...» | Рекомендации «Игры с детьми на свежем воздухе» |
Заключительный этап: | Обработка результатов по реализации проекта. |
Заключение
Так как наши дети являются городскими жителями, часто они не могут знать о том, как выращиваются овощи, цветы. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности. Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и со сверстниками и взрослыми.
Участие детей в экологическом проекте «Огород на окне» способствовало развитию поисково-исследовательской деятельности, экологического воспитания, трудовой деятельности. Наш проект расширил диапазоны живого общения с природой, воспитало в наших детей бережное отношение к природе, к окружающему миру, к труду взрослых, открыло возможность формирования собственного жизненного опыта.
Дети участвовали в проекте с большим энтузиазмом, они получили удовлетворение от процесса ухаживания и наблюдения за цветами и огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека.
Литература
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.
Интернет-ресурсы.
Приложение. Огород в Детском саду
Никак без нашей помощи
Не родятся овощи.
Только лишь пришла весна
Мы сажаем семена.
В ходе проекта у детей появились:
Интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию культурных растений;
Желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за культурными растениями;
Навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети пополнили словарный запас.
Развивали воображение и мышление,
Сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности,
Познакомились с культурными растениями и научились передавать свои чувства.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уважаемые коллеги! В последние годы становится актуальной задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи. Это возможно благодаря созданию единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Данную задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. В ней заложена идея приобщения взрослых и детей к социокультурной традиции нашего народа. Книги для развития детей являются составной частью комплекта «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте для дошкольного образования» . Комплект состоит из 4 книг: « Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово ».
Основная цель книг этой серии – создание условий для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации, а также создание единого контекста воспитания и общения в ДОУ и семье. В процессе освоения книг для развития реализуются следующие основные задачи: - Формировать и закреплять знания детей об основных нравственных понятиях программы - Формировать эмоционально – образное восприятие ближней и дальней среды - Формировать личностное отношение к окружающему миру и способствовать духовно- нравственному развитию ребенка
Основной целью книги «Дружная семья» является создание единого контекста воспитания и общения в ДОУ и семье. Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решать следующие задачи: - объединить усилия детского сада и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей; - осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей; обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим --- ---- формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста .
Основной целью книги «В добрый путь . Дороги добра» углублять представления детей о доброте, как о ценном качестве человека. Задачи: - образовательные: учить детей подбирать подходящие слова, согласовывать с другими словами в предложении, формировать умения употреблять слова в уменьшительно – ласкательной форме; - развивающие: продолжать развивать коммуникативные навыки ( умение выслушать товарища, высказать свое мнение, проявлять доброжелательность); - воспитательные: воспитывать любовь к ближнему, содействовать улучшению поведения ребенка, воспитывать навыки культурного общения.
Основной целью занятия «Сказочный лес» является -формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе; - развитие способности договариваться, приходить к единому мнению; развитие эмоциональной сферы ребенка; -дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы».
Основной целью книги «Добрая забота» является - первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной» - воспитание у детей доброго отношения к животным. - развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. - развитие речи детей: активизация слов, обозначающих названия домашних животных, отношение человека к ним.
Результатом такой системной целенаправленной работы является интеграция ДОУ и семьи, создание единого контекста воспитания детей, развитие социокультурного пространства в ДОУ. Мы надеемся, что данная разработка поможет вам в работе с родителями. Общими усилиями нам легче укрепить семью, создать условия для формирования дружного, крепкого общества. Желаем вам успешной творческой работы и взаимопонимания с родителями !
Спасибо за внимание!