Главные вкладки
Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Являюсь одним из разработчиков Инновационного проекта «Начало+ единая цифровая образовательная среда». Результатом реализации данного проекта является присвоение статуса федеральной инновационной площадки МПАДО под кураторством Н.Е. Веракса.
Инновационный Проект «Модернизация технологий и содержания образования и развития детей младенческого и раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на педагогическом совете МБДОУ №18 «Мишутка» Протокол от «20» декабря 2018 года. | СОГЛАСОВАНО Председатель Управляющего совета _______________С.С. Маигов «_____» __________ 201__г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ №18 «Мишутка» ____________ А.А. Нухова «_____» __________ 201__г. |
Проект
«Модернизация технологий и содержания образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет»
г. Сургут
Паспорт проекта
Наименование проекта | Модернизация технологий и содержания образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. |
Разработчики проекта | Рамазанова Анфиса Мирзакеримовна, воспитатель |
Исполнители проекта | Педагогический коллектив МБДОУ № 18 «Мишутка» |
Нормативно-правовая и методическая база для разработки проекта | 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (в части образования), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. 3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р. 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. |
Срок реализации проекта | Период реализации – с 2019 по 2022 г.г. |
Основные этапы реализации проекта | 1 этап (подготовительный) март 2019. Цель: изучение психолого – педагогических условий развития детей младенческого и раннего возраста в системе дошкольного образования. 2 этап (реализация подпрограмм) апрель 2019 – август 2022 г.г. Цель: практическая реализация проекта. 3 этап (заключительный) сентябрь 2022 – декабрь 2022г.г. Цель: оценка эффективности, подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целью и задачами проекта. |
Цель проекта | «Модернизация технологий и содержания образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет». |
Задачи проекта | 1.Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации работы с детьми младенческого и раннего возраста. 2.Обеспечить соответствие РППС потребностям и интересам детей младенческого и раннего возраста. 3.Разработать, апробировать и внедрить ОПДО на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет. 4.Разработать методические и практические рекомендации по моделированию образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет. |
Прогнозируемые результаты по каждому этапу реализации проекта | Подготовительный этап: март 2019г (изучены психолого – педагогические условия разностороннего развития детей младенческого и раннего возраста в системе дошкольного образования); Реализационный этап: апрель 2019 – август 2022 г.г. (повышена профессиональная компетентность педагогов ДОУ в организации работы с детьми младенческого и раннего возраста, создана РППС, соответствующая потребностям и интересам детей младенческого и раннего возраста, внедрена ОПДО на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет, разработаны методические и практические рекомендации по моделированию образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет.). Заключительный этап: сентябрь 2022 – декабрь 2022г.г. (итоговая презентация на официальном сайте детского сада, в средствах массовой информации). |
Разделы проекта | Целевой раздел Цель, задачи проекта; Актуальность проекта; Основная идея, новизна проекта; Обоснование значимости проекта для развития системы образования. Содержательный раздел Исходные теоретические положения проекта; Этапы реализации проекта; Содержание проекта (краткое описание проекта); Методы деятельности по реализации проекта; Прогнозируемые результаты по каждому этапу реализации проекта; Необходимые условия организации работы по реализации проекта; Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта; Перечень конечной продукции (результатов); Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством РФ в области образования или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта; Распространение и внедрение результатов проекта в массовую практику; Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы ресурсного обеспечения проекта Организационный раздел Календарный план реализации проекта; Перечень научных и учебно-методических разработок по теме проекта; Мониторинг реализации проекта. |
Порядок управления реализацией проекта | Текущее управление проектом осуществляется администрацией ДОУ. Корректировки проекта проводятся рабочей группой и педагогическим советом ДОУ. |
Порядок мониторинга реализации проекта Ресурсное обеспечение реализации проекта | Мониторинг проводит рабочая группа, администрация ДОУ. Результаты обсуждаются один раз в год. Предусмотрены анализ и оценка результатов мониторинга, коррекция процесса на основе мониторинга. Объемы и источники финансирования – муниципальный бюджет и внебюджетные средства ДОУ (спонсорские средства, добровольные пожертвования, прочие доходы, разрешенные нормативно-правовыми документами, регламентирующими финансово-хозяйственную деятельность ДОУ). |
Механизмы реализации проекта:
1. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса.
2. Повышение квалификации педагогических работников в вопросах внедрения технологий образования и развития детей младенческого и раннего возраста.
3. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для образования и развития детей младенческого и раннего возраста.
4. Материально-техническое и финансовое обеспечение проекта.
5. Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки качества образования.
Введение
Используемые термины и сокращения.
ДОУ – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Мишутка»;
Проект– проект «Модернизация технологий и содержания образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет».
ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ОПДО - образовательная программа дошкольного образования;
РППС - развивающая предметно-пространственная среда.
Проект направлен на модернизацию технологий и содержания образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет.
Целевой раздел
Цель проекта: модернизация технологий и содержания образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет.
Задачи проекта:
1.Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации работы с детьми младенческого и раннего возраста.
2.Обеспечить соответствие РППС потребностям и интересам детей младенческого и раннего возраста.
3.Разработать, апробировать и внедрить ОПДО на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет.
4.Разработать методические и практические рекомендации по моделированию образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет.
Актуальность проекта обусловлена тем, что в современной практике воспитания детей часто не реализуются резервы раннего возраста. С одной стороны, многие родители и педагоги до сих пор рассматривают этот период жизни ребенка как время преимущественно физического развития и физиологического созревания, когда заботы взрослого ограничиваются уходом за малышом. С другой стороны, в последнее десятилетие все большее распространение получает мода на «раннее развитие» ребенка. Стремление родителей как можно раньше подготовить ребенка к школе, обеспечить ему успешность в дальнейшей жизни побуждает их с самого раннего возраста обучать малыша школьным предметам – чтению, счету, письму. Во многом этому способствует появление большого числа методик, авторы которых обещают родителям в короткий срок развить у ребенка внимание, память, логическое мышление, научить его читать, считать. Такой подход свидетельствует о том, что развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками. При этом эмоциональная и социальная сферы жизни ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением. Использование методов такого характера приводят к тому, что обучение сводится к «дрессуре», заучиванию формальных, бесполезных для жизни малыша знаний. Внедрение проекта «Модернизация технологий и содержания образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет» позволит создать в ДОУ необходимые условия для развития детей младенческого и раннего возраста.
Основной идеей проекта является организация условий работы с детьми младенческого и раннего возраста. Новизной проекта является внедрение в практику МБДОУ №18 «Мишутка» программно – методического комплекса «Теремок» (для детей от двух месяцев до трех лет).
Обоснование значимости проекта. Обоснованием значимости проекта для развития системы образования является модернизация подходов в организации работы с детьми младенческого и раннего возраста, позволяющие реализовать государственную политику в области сопровождения развития детей младенческого и раннего возраста. Проект основам на современных научных представлениях о закономерностях развития ребенка в раннем и младенческом возрасте и отвечает его потребностям и возможностям, направлен на развитие целостной личности ребенка. С внедрением проекта «Модернизация технологий и содержания образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет» муниципальные системы образования смогут достичь следующих результатов:
- создать комплекс современных педагогических условий в ДОУ и инновационную развивающую предметно – пространственную среду;
- сформировать профессиональные компетенции педагогов ДОУ в вопросах развития детей младенческого и раннего возраста;
- наработать практический опыт использования технологий работы с детьми младенческого и раннего возраста.
Содержательный раздел
Исходные теоретические положения. Проект основан на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в младенческом и раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослыми.
Исходными теоретическими позициями проекта являются:
-концепция генезиса общения ребенка М.И. Лисиной;
-периодизация психологического развития Д.Б. Эльконина;
-положения теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского.
В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребенка младенческого и раннего возраста выступает общение ребенка со взрослым и ведущая предметная деятельность. В проекте предложены адекватные методы воспитания, развития и образования детей младенческого и раннего возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребенка, учитывающие возрастные особенности детей данного возраста.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: март 2019г.
Реализационный этап: апрель 2019 – август 2022 г.г.
Заключительный этап: сентябрь 2022 – декабрь 2022г.г.
Краткое описание проекта.
Проект направлен на модернизацию педагогических технологий в работе с детьми раннего возраста. Целью проекта является модернизация технологий и содержания образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. В результате реализации проекта планируется повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в организации работы с детьми младенческого и раннего возраста, обеспечение соответствия РППС потребностям и интересам детей младенческого и раннего возраста, внедрение ОПДО на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет, разработка методических и практических рекомендации по моделированию образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет.
Методы деятельности по реализации проекта.
Реализация проекта осуществляется через систему методов:
методы активного обучения педагогов - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие педагогов к инициативному и творческому освоению материала;
анализ конкретных ситуаций - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы;
анализ и обобщение рабочих материалов - выявление проблемных вопросов, пути решения и разработка рабочих материалов;
дискуссионные методы - вид групповых методов активного обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач;
метод мотивации педагогов - побуждение педагогов к более качественному творческому труду; метод контроля и мониторинга – осуществление контрольной деятельности с целью выявления затруднений в педагогической деятельности.
Прогнозируемые результаты по каждому этапу реализации проекта.
Подготовительный этап: март 2019г (изучены психолого – педагогические условия разностороннего развития детей младенческого и раннего возраста в системе дошкольного образования);
Реализационный этап: апрель 2019 – август 2022 г.г. (повышена профессиональная компетентность педагогов ДОУ в организации работы с детьми младенческого и раннего возраста, создана РППС, соответствующая потребностям и интересам детей младенческого и раннего возраста, внедрена ОПДО на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет, разработаны методические и практические рекомендации по моделированию образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет.).
Заключительный этап: сентябрь 2022 – декабрь 2022г.г. (итоговая презентация на официальном сайте детского сада, в средствах массовой информации).
Необходимые условия организации работы по реализации проекта
Для успешной реализации проекта должны быть обеспечены психолого-педагогические, кадровые, материально – технические и финансовые условия.
Психолого-педагогические условия (уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность).
Кадровые условия реализации проекта. Группы раннего возраста укомплектованы на 100%. Коллектив педагогов дифференцируется по уровню образования, стажу работы, квалификации. Педагоги повышают свое профессиональное мастерство в рамках курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, это позволяет педагогическому коллективу эффективно осуществлять образовательную деятельность и успешно распространять педагогический опыт учреждения в профессиональном сообществе города, округа.
Материально – технические условия. В МБДОУ №18 «Мишутка» для детей младенческого и раннего возраста оборудованы 2 группы (каждая из групп имеет групповые помещения, приемные, отдельные спальни, умывальные и раздевальные комнаты). Каждая группа имеет свою площадку для прогулок с верандой, группы оборудованы системами безопасности. Развивающая предметно – пространственная среда соответствует требованиям СанПин и ФГОС, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей младенческого и раннего возраста, охраны укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию ОПДО.
Финансовые условия. Финансирование проекта осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта.
Реализация проекта «Модернизация технологий и содержания образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет» подразумевает осуществление контроля за ходом выполнения поставленных задач с целью корректировки проводимой работы. Основная цель контроля: повышение эффективности осуществляемой деятельности. Контроль за процессом реализации проекта позволяет сгладить отклонения от плана и добиться результатов, несмотря на воздействующие на реализацию проекта обстоятельства. Контроль за реализацией проекта базируется на принципах четкости планов контроля, эффективной системы анализа полученных данных и своевременного реагирования на обнаруженные отклонения в ходе реализации проекта. Эффективность реализации проекта контролируется с помощью:
- оценки условий, в которых осуществляется деятельность по организации работы с детьми младенческого и раннего возраста (материальное и кадровое обеспечение, соответствия требованиям программы имеющейся РППС);
- анализ эффективности используемых технологий, методов и приемов (через систематический оперативный контроль проводимой работы с детьми и родителями);
- мониторинг освоения обучающимися содержания ОПДО.
- оценки уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) в вопросах организации деятельности с детьми младенческого и раннего возраста;
- диагностика уровня компетентности педагогов в вопросах работы с детьми младенческого и раннего возраста.
Таким образом, контроль за реализацией проекта позволит повысить ее эффективность, скорректирует осуществляемую деятельность в соответствии с целью и задачами, а также позволит выявить проблемные зоны в ОПДО для дальнейшей детальной проработки.
Перечень конечной продукции (результатов).
Результаты: 1.Модернизированы технологии и содержание образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет.
2.Организована деятельность с детьми младенческого и раннего возраста.
3.Педагоги владеют компетенциями и технологиями работы с детьми младенческого и раннего возраста.
4. Внедрена ОПДО на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет
Продукт: Разработаны методические и практические рекомендации по моделированию образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет.
Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством РФ в области образования или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта.
Увеличение внимания к проблеме развития детей раннего возраста и необходимости обеспечения доступности дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет, а также поручение Президента России по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей 28.11.2017 (№Пр-2440 от 01.12.2017, п.3), вылилось в госпрограмму «Развитие образования» (Постановление Правительства от 26.12.2017 №1642 и Постановление Правительства №187 от 22.02.2018 «О внесении изменений в госпрограмму «Развитие образования»). Внедрение проекта «Модернизация технологий и содержания образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет» позволит модернизировать технологии и содержание, необходимые для образования, развития детей младенческого и раннего возраста, соответствующего социальному заказу со стороны государства и семьи, ФГОС ДО, и новым подходам к организации первого уровня образования.
Распространение и внедрение результатов проекта в массовую практику планируется через обеспечение систематических публикаций в педагогической прессе и специализированных сборниках, презентаций опыта проекта на региональных, межрегиональных и всероссийских научно – практических конференциях, на интернет – форумах; проведение конференций и участие в семинарах с презентациями результатов работы инновационного проекта, внедрение результатов проекта в работу дошкольных образовательных организаций города Сургута в виде использования разработанных методических и практических рекомендаций.
Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения.
Преимущество организации деятельности с детьми младенческого и раннего возраста в том, что появится возможность увеличить охват детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, дошкольным образованием.
Реализация проекта «Модернизация технологий и содержания образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет» позволит расширить сотрудничество с семьями воспитанников на основе социального партнерства, повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей младенческого и раннего возраста, уровня их активности в жизни дошкольного учреждения. Создание современного предметно-игрового пространства позволит детям безболезненно пройти адаптацию при посещении детского сада, получить полноценное развитие всех психических функций на данном возрастном этапе. Реализация проекта позволит привлечь образовательные организации к созданию условий для образования и развития детей младенческого и раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Организационный раздел
Календарный план реализации проекта
Участники проекта | Педагогические работники, администрация МБДОУ, законные представители детей. |
Сроки реализации проекта | 2019- 2022 годы |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Результаты: 1. Модернизированы технологии и содержание образования и развития детей младенческого и раннего возраста посредством внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. 2.Организована деятельность с детьми младенческого и раннего возраста. 3.Педагоги владеют компетенциями и технологиями работы с детьми младенческого и раннего возраста. 4. Внедрена ОПДО на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет Продукт: Разработаны методические и практические рекомендации по моделированию образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет. |
Этапы и мероприятия реализации Подготовительный этап: март 2019г. | 1.Определение рабочей группы/ оформление работы рабочей группы локальным актом ДОУ. 2. Составление рабочего плана по реализации проекта с назначением ответственных и определением сроков. 3. Изучение и анализ программ, направленных на соответствие содержания потребностям и интересам детей от 2 – х месяцев до одного года. 4. Проведение экспресс-диагностики и самодиагностики уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов в работе с детьми младенческого и раннего возраста. 5. Изучение запроса родительской общественности в реализации вариативных и разнообразных ОПДО. 6. Определение пилотных групп для реализации новых программ. 7. Обучение педагогов пилотных групп на курсах повышения квалификации ФГБНУ ИИДСВ РАО, организованными авторами образовательной программы «Теремок». 8. Составление примерной сметы расходов на реализацию проекта и приобретение УМК к реализуемым программам. 9. Заключение соглашения о сотрудничестве с ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания "Российской академии образования". Согласование плана инновационной площадки. 10.Презентация проекта на управляющем, педагогическом совете и на родительском собрании. |
Реализационный этап: апрель 2019 – август 2022 г.г. | 1. Обеспечение прохождения курсов повышение квалификации педагогов, в том числе КПК «Организация работы с детьми раннего возраста в контексте ФГОС ДО». 3. Организация семинара – консультации для педагогов «Дошкольное образование: разнообразное и вариативное». 3. Учебно-методический семинар «Моделирование образовательной среды по вектору амплификации детей младенческого и раннего возраста» 4. Обогащение учебно – методическим, дидактическими и наглядными пособиями образовательного процесса пилотных групп по планируемым к реализации ОПДО. 5. Проектирование ОПДО на основе ПООПДО «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева и «Теремок» под ред. И. А. Лыковой, Т. В. Волосовец. 6. Внесение изменений в образовательную программу дошкольного образования МБДОУ № 18 «Мишутка»: включение образовательной технологии программы «Теремок» (под ред. И.А.Лыковой, Т.В.Волосовец) в состав вариативной части образовательной программы. 7. Организация образовательного процесса в пилотных группах с использованием вновь введённых ОПДО. 8. Открытые просмотры организации непрерывной образовательной деятельности по вновь введённым реализуемым ОПДО в пилотных группах. 9.Систематизация материалов для методических и практических рекомендаций по вновь введённым реализуемым программам. (на основе ПООПДО «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева и на основе программы «Теремок» под ред. И.А.Лыковой, Т.В.Волосовец). |
Заключительный этап: сентябрь 2022 – декабрь 2022г.г. | 1.Анализ эффективности использования технологии программы «Теремок» (под ред. И.А.Лыковой, Т.В.Волосовец) в развитии детей от 2 месяцев до 1 года лет в вариативной части ОПДО, формируемой участниками образовательных отношений. 2.Подготовка предложений для разработчиков материалов программно – методического комплекса с целью коррекции по результатам апробации ОПДО на основе ПООПДО «Теремок» под ред. И. А. Лыковой, Т. В. Волосовец. 2.Мониторинг овладения педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми при реализации ОПДО (на основе ООПДО «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева и на основе программы «Теремок» под ред. И.А.Лыковой, Т.В.Волосовец) 3.Разработка методических и практических рекомендаций для воспитателей по вновь реализуемым ОПДО (на основе ПООПДО «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева и на основе программы «Теремок» под ред. И.А.Лыковой, Т.В.Волосовец). 4.Анализ и оценка результативности реализации проекта. 5.Итоговая презентация на официальном сайте детского сада, в средствах массовой информации. |
Одним из условий эффективности в реализации проекта является работа с родителями. В детском саду создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.
Успех в адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и педагогов.
Формы работы с родителями:
- Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду.
- Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
- Беседы.
Основные задачи в работе с родителями (законными представителями):
- Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
План мероприятий по работе с родителями в рамках проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
- создание банка данных о будущих воспитанниках; - экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - организационное родительское собрание - создание методического обеспечения; | - знакомство с семьей; | - наблюдение; |
Игровая деятельность:
- Настольно-печатные («Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки»)
- Сюжетно-ролевые («Больница», «Отведем дочку в садик»)
Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли»)
Музыкальные игры («Отгадай, что звенит»)
Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Догоню тебя» и т.д.)
Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Карусели»)
Пальчиковые игры («Этот пальчик», "Мы капусту рубим", "Замок", "Мы делили апельсин")
Словесные игры («У кого какая мама - домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду».)
Конструктивная деятельность: Разнообразные конструкторы
Задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню».)
Изодеятельность:
Рисование («Нарисуем для Тани мячик», «Украсим платье - пальчиками», «Мостик для бычка».)
Лепка («Мячик для Тани», «Колобок», «Рябинка».)
Аппликация («Тарелочка с ягодами», «Клубочки».)
Художественная литература: Чтение цикла стихотворений А.Барто «Мои игрушки»
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Произведения К.Чуковского «Муха-цокотуха», Стихотворение С.Михалкова «Щенок», Е.Благининой «Котенок».
Осеннее развлечение (Без родителей)
Новогодние развлечение (для детей и родителей)
Перечень научных и учебно – методических разработок по теме проекта
1.Образовательная программа дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3 лет «Теремок» под редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой и О.С. Ушаковой.
2. Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. «Адаптационные игры для детей раннего возраста» под редакцией Е.Е. Кривенко. Москва 2018 год.
3.Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». «Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста». Под редакцией И.А. Лыкова, Е.Д. Файзуллаева. Москва 2018 год.
4.Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. « Материнский фольклор в образовательной среде». Под редакцией А.Б. Теплова. Москва 2019 год.
5. Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». «Первые игры и игрушки игровая среда от рождения до трех лет». Под редакцией И.И. Казунина, И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. Москва 2018 год.
6. Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». «Портрет педагога раннего детства особенности профессии». Под редакцией А.А. Майер, Н.В. Микляева, Л.И. Кириллова, Е.Е. Кривенко. Москва 2018 год.
7. Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». «Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста». Под редакцией Е. Д. Файзуллаева. Москва 2018 год.
8. Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет «Дидактические игры для детей раннего возраста». Под редакцией Е.И. Косаткина. Москва 2018 год.
9. Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет «Познавательное развитие детей третьего года жизни». Под реакцией Е.Ю. Пратасова,
Н.М. Родина. Москва 2019 год.
10.Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». «Познание окружающего мира». Под редакцией Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. Москва 2018 год.
11. Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет «Экологическое воспитание детей третий год жизни». Москва 2018 год.
12.Книга для бесед и занятий с детьми раннего возраста. «Мишка одевается». Под редакцией И.А. Лыкова, В.А. Шипунова.
13.Книга для бесед и занятий с детьми раннего возраста. «Мишка играет». Под редакцией И.А. Лыкова, В.А. Шипунова.
13.Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. «Речевое развитие детей первого года жизни». Под редакцией О.С. Ушакова. Москва 2019 год.
14.Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. «Речевое развитие детей второго года жизни». Под редакцией О.С. Ушакова. Москва 2019 год.
15.Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. «Речевое развитие детей третьего года жизни». Под редакцией О.С. Ушакова. Москва 2019 год.
16.Книга для бесед и занятий с детьми раннего возраста «Мишкин праздник». Под редакцией И.А. Лыкова, В.А. Шипунова.
17.Комплексно-образовательная программа «Теремок» .Воспитание и развитие детей раннего возраста. Потешки и беседы по картинкам. «Кисонька-Мурысонька». Под редакцией О.С. Ушакова, И.А. Лыкова.
18.Комплексно-образовательная программа «Теремок» .Воспитание и развитие детей раннего возраста. Потешки и беседы по картинкам. «Курочка-Рябушечка». Под редакцией О.С. Ушакова, И.А. Лыкова.
19.Комплексно-образовательная программа «Теремок» .Воспитание и развитие детей раннего возраста. Потешки и беседы по картинкам. «Сорока-Белобока». Под редакцией О.С. Ушакова, И.А. Лыкова.
20.Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». «Изобразительная деятельность в детском саду». Под редакцией И.А. Лыкова. Москва 2018 год.
21.Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. «Арт-Методики для развития малышей». Под редакцией И.А. Лыкова. Москва 2018 год.
22.Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. «Приобщаем малышей к народной культуре третий год жизни». Под редакцией И.А. Лыкова. Москва 2019 год.
23.Книга для бесед и занятий с детьми раннего возраста «Где мои карандаши». Под редакцией И.А. Лыкова.
24.Книга для бесед и занятий с детьми раннего возраста «Вот моя рыбка». Под редакцией И.А. Лыкова.
25.Книга для бесед и занятий с детьми раннего возраста. Самая простая аппликация «Вот моя птичка». Под редакцией И.А. Лыкова.
26.Книга для бесед и занятий с детьми раннего возраста. Самая простая аппликация «Каляки-Маляки». Под редакцией И.А. Лыкова.
27.Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. «Адаптационные игры для детей раннего возраста». Под редакцией Е.Е. Кривенко. Москва 2018 год.
28.Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. «Физиология ребенка особенности развития третий год жизни». Под редакцией О.Г. Фатхи, А.Х. Сундукова. Москва 2018 год.
Мониторинг реализации проекта
Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателя на начало реализации проекта | Значения показателей | Значение показателя на конец реализации проекта | |||||
2019 год | 2020 год | 2021 год | |||||||
1 | Количество ОПДО, реализуемых в ДОУ. | Единиц | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | ||
2 | Доля педагогических работников прошедших курсы повышения квалификации по теме «Организация работы с детьми раннего возраста в контексте ФГОС ДО» (% от общего количества). | Процентов | 50 | 50 | 100 | 100 | 100 | ||
3 | Количество групп реализующих ОПДО на основе ООПДО «Теремок» под ред. И.А.Лыковой, Т.В.Волосовец | Единиц | 0 | 1 | 2 | 3 | 3 | ||
4 | Доля педагогов прошедших курсы повышения квалификации по программе ПООПДО «Теремок» под ред. И. А. Лыковой, Т. В. Волосовец (% от общего количества). | Процентов | 17 | 17 | 50 | 50 | 50 |
Приложения к проекту
Игры
Цель: Способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Задачи: Обогащать и совершенствовать физический опыт детей; побуждать к активным самостоятельным действиям, подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками; расширение социальных контактов детей, формирование доверия к окружающим; развитие умения конструктивно взаимодействовать, развитие познавательной и эмоциональной сфер ребёнка.
Прыжки под считалки
Встаем лицом к лицу ребёнка, возьмем его руки в свои и начнем приговаривать считалку – небыстро.
Две хлопушки, два хлопка.
Холмик, деревце, овраг.
Испугали хомяка.
Выходи скорей, хомяк!
Ребёнок должен почувствовать ритм считалки и начать на носочках легко в такт прыгать. Держа ребёнка за руки, помогите ему почувствовать ритм, слегка поднимая его руки и опуская их. Через некоторое время позвольте ребёнку прыгать в такт без поддержки. А затем привлечь других детей: встать в круг и попрыгать под одну общую считалку всем вместе.
Топ-топ
Сначала проиграть считалку со своим ребёнком. Затем организовать для игры несколько детей. Дети стоят в кругу. Начинаем вместе топать и хлопать под считалку:
Топ-топ, кто идет?
Топ-топ, мы идем.
Хлоп-хлоп, кто несет?
Хлоп-хлоп, мы несем.
Колокольчик, позвони
Подвешиваем колокольчик на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Взрослый говорит, что колокольчик волшебный, его звон радует окружающих. Предлагает ребёнку дотянуться до колокольчика и позвонить в него. После освоения игры, привлекаем других детей. Выбираем активного ребёнка и, называя его по имени, предлагаем тоже позвонить. После того как ребёнок позвонил, хвалим его: какой ты молодец! Как высоко ты смог дотянуться! А теперь …(выбираем ещё кого-нибудь) тоже позвонит. Спросите детей, как звенит колокольчик (динь-динь)
Потанцуй со мной
Сверху подвешиваем заводную погремушку («карусельку»). Заводя, предлагаем ребёнку потанцевать (покрутить кистью рук, приседать, покружиться – что сможет сделать ребёнок)- показываем, как это сделать. Под музыку «танцуем» вместе с ним. Когда игра освоена, вовлекаем других детей.
Дорожка для мяча
На песке взрослый палочкой рисует дорожку. Предлагает прокатить по ней мячик. Показывает, как это сделать. После того как ребёнок прокатил мяч, хвалит (как ловко, какой ты молодец, прямо по дорожке…) и ловит его, посылая обратно и предлагая словить (а теперь я к тебе мячик отправлю по дорожке). После изучения игры со своим ребёнком, предлагает нескольким детям катать и ловить один или несколько мячей.
Закати мяч в ворота
Взрослый делает «ворота» из любых подручных средств (расставленные на определенном расстоянии кубики из строительного материала, коробки из-под игрушек…) и просит детей по очереди закатывать мяч в промежуток между ними. Сначала руками, нагнувшись или присев на корточки, а затем ногой. Расстояние между ребенком и воротами можно варьировать в сторону усложнения, т.е. помещая детей все дальше от ворот; можно предоставить ребенку возможность самому выбирать расстояние. Закатывать мяч в импровизированные (разной высоты и ширины ворота) можно не только рукой или ногой, но и каким-нибудь предметом (клюшкой, деревянным молоточком).
Размеры мяча и молоточка (клюшки) можно варьировать. Лучше подобрать такой мяч, который легко и быстро катится по земле (полу).
После того, как игра освоена вашим ребёнком, включайте в игру других заинтересованных детей. Возможно использование нескольких мячей.
Мини-баскетбол
Предложите ребёнку забросить мяч в какую-нибудь емкость, находящуюся на земле (полу) - корзинка, коробка, таз, пустой надувной бассейн и т.д.
Взрослый может держать емкость в руках и ловить ею мяч, брошенный ребенком. Эту игру легко разнообразить, меняя размер емкости и размеры мячей, а также высоту, на которую помещена эта емкость, и расстояние, с которого ребенок пытается забросить мяч. После освоения игры ребёнком, включайте в игру других заинтересованных детей.
Езда по дорожкам
Начертить палочкой на земле «дорогу» и попросить ребёнка проехать по дороге машинкой, детской коляской... После освоения ребёнком игры вовлекайте других заинтересованных детей (кто ещё хочет поехать по дорожке?), пусть едут друг за другом.
Молоток и колышки
Покажите ребёнку молоточек и возможные действия с ними. Например, поставив колышек в песок и придерживая его одной рукой, второй рукой - берет молоточек и сверху слегка ударяет по колышку несколько раз. Когда колышек войдет в песок до половины и будет держаться сам, взрослый убирает руку и забивает колышек в песок полностью. Помогите ребёнку освоить это действие. Предложите другие предметы, которые легко можно забить молоточком в песок.
Можно сопровождать действия с молоточком стишком:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Молоток мой лучший друг»
Чтобы заинтересовать детей этим действием, его можно немного продлить. Например, колышек забивается в песок не полностью. С его помощью в песке проделывается углубление, в которое можно «посадить деревце» (любой природный материал, который дети находят на прогулке).
После освоения игры ребёнком, привлекайте внимание других детей, включайте их в игру.
Секретик
Научите ребёнка делать «секретики»: выкопайте в уголке песочницы ямку, положите в нее фантики, кусочки разноцветной фольги, травинку или любую другую мелкую игрушку, накройте чем-нибудь (досточкой, тряпочкой…) и засыпьте песком. Затем раскопайте и радостно «удивитесь»: «Вот какой у нас, секретик!» Предложите ребёнку самому сделать секретик, в случае затруднений, окажите необходимую помощь. Сделайте секретики с несколькими детьми.
Игра «Ку-ку»
В песочнице закапайте игрушку так, чтобы было видно более половины спрятанного. Спросите: Кто (что) там спрятался? Угадай! Давай вместе откопаем и посмотрим! Показывайте, как по чуть-чуть надо откапывать, чтобы можно было узнать игрушку. После освоения игры ребёнком, привлекайте к игре других детей, закапывая несколько фигур, для всех детей или, закопав одну фигуру, раскапывают несколько детей с разных сторон.
Игра «Поливайка - узнавайка»
В детскую леечку налить немного воды. Разровнять часть песка в песочнице. Расскажите какой песок: Песочек сухой, теплый. Он сыпется. Давай дадим песочку пить. Ребёнок поливает разровненный участок из леечки. Скажите: Какой стал песок? Мокрый, сырой, влажный, прохладный, липкий… Пусть ребёнок «напоит» несколько участков с сухим песком, предварительно его разровняв. После освоения игры ребёнком, привлекайте других детей. Можно просить, чтобы дети разровняли песочек, при этом расскажите какой песок, затем сами полейте и расскажите, какой стал песок, что из него можно сделать. Поиграйте сырым песком вместе: слепите «пирожки», формочки, горки…
Игра «Построим забор»
Приготовим счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка: Выбери синие палочки и построй заборчик синего цвета (втыкаем палочки в мокрый песок). Обязательно покажите, как это сделать. Потом — красные палочки и построим заборчик красного цвета. Если ребёнок не может сделать по цветам, предложите сделать просто ровный забор разных цветов. Включайте в игру большее количество детей, предлагая построить 1 большой забор.
Игра «Огород»
Предложите ребёнку игрушечные овощи. Ребёнок с помощью взрослого закапывает их не глубоко в песок. Спросите: Что ты посадил? Говорящий ребёнок отвечает, что он посадил. Если ребёнок ещё не говорит, вопрос задайте так: Ты морковку посадил? Ребёнок сигнализирует доступным способом о правильности вашей догадки или просто усваивает информацию. После освоения игры ребёнком, предложите поиграть нескольким детям. Давайте посадим огород! Что там растет? Называя других детей по именам, предложите «посадить» овощи, обязательно покажите, как это сделать: Надя, посади капусту, Света, посади свеклу… После «посадки» говорите каждому ребёнку, что он молодец. Спросите: что посадила Надя? (если ребёнок не может ответить, скажите за него, привлеките внимание детей к овощу и к ребёнку: посмотрите, Надюшка посадила нам капусту, а Света свеклу….Расскажите, для чего нужно выращивать овощи (чтобы сварить вкусный суп, с витаминами).
Игра «Кто там спрятался?»
Покажите ребёнку 1-2 яркие игрушки. Затем вместе с ребёнком одну закапайте. Спросите: Что там спряталось? Ребёнок (говорящий) отгадывает и раскапывает её. Если ребёнок ещё не говорит, закопав игрушку, спросите: где зайчик? После того, как он игрушку раскопает, скажите: вот он зайчик! После освоения игры ребёнком, привлекайте других детей.
Игра «Муравей»
Сделайте не большую горку из песка и покажите, как там ползают муравьишки или просто наши пальчики. Начните делать норки пальчиками с разных сторон, встретившись пальчиками с ребёнком, выразите свою радость о встрече. После освоения игры ребёнком включайте в игру других детей. Дети руками, лопаточками (можно использовать сито, ведерочки, формочки) делают горку из песка, взрослый помогает. Затем предлагает поиграть в муравьишек, которым необходимо пролезть внутри горки (если ребёнок или кто-то из детей выражает тревогу по отношению к муравьям, можно предложить пролезть пальчикам). Дети с разных сторон заталкивают пальчики в песок и внутри встречаются пальчиками.
Игра «Куличики»
Покажите ребёнку как с помощью формочек делать куличики. Постряпайте куличики разных форм. После постройки вместе угадайте, что получилось или на что похоже. Проговорите вместе с ребёнком, предлагайте свои варианты ответов (а ещё похоже на…) После освоения ребёнком игры, научите играть в куличики других ребят.
Игра «Рисунок на песке»
Ладонями вместе с ребёнком разровняйте «полянку» на песке. Полейте водой, вместе утрамбуйте «полянку». Возьмите не большую палочку, нарисуйте простую фигурку (кружок, солнышко…). Пусть ребёнок отгадает, на что это похоже. Если ребёнок не говорит или не может отгадать, расскажите ему, что нарисовано. Разровняйте рисунок вместе с ребёнком и попросите ребёнка порисовать самому (по желанию). Обязательно похвалите. Спросите, что нарисовал ребёнок или отгадайте сами. Привлекайте к игре других детей. Полейте им большую «полянку» дайте палочки и попросите порисовать, обязательно покажите, как это делать. Спросите, кто, что нарисовал, похвалите каждого за рисунок, например, так: какая красивая картинка у Маши…Молодец Маша!
Иди ко мне
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется по желанию ребёнка. Подзывайте к себе всех детей по очереди.
Пришел Петрушка
Взрослый приносит игрушку Петрушку (или любую другую), рассматривает его с ребёнком. Петрушка гремит погремушкой (вместо погремушки могут быть коробочки с песком, крупой, звенящие игрушки и др), потом дает ребёнку погремушку. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются. Привлекайте к игре нескольких детей, вместе устройте оркестр погремушек.
Ловим мыльные пузыри
Взрослый на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал? Затем учит каждого ребенка ловить пузыри. Сначала можно проиграть только со своим ребёнком или с малым количеством детей, а затем со всеми.
Поезд
Взрослый предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а ты – вагончик, иди за мной!». Идут друг за другом, взрослый говорит «чух-чух… ту-ту». После освоения ребёнком игры, увеличьте количество «вагонов». Дети идут друг за другом. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чух-чух-чух». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Солнечные зайчики
Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
Дети ловят солнечных зайчиков. Можно пускать зайчиков по земле, а дети на него будут пытаться наступить.
Подуй на шарик
На уровне лица ребенка подвешивается (или держим на веревочке) воздушный шарик. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем можно предложить дуть сразу нескольким детям. Показать, что вместе с другими детьми можно шарик сдуть быстрее. Поблагодарить детей за помощь.
Забава с «глазком»
Взрослый дает ребенку листок картона с вырезанной посередине дырочкой. Объясняем: это наши очки, они помогают разглядывать. Подходим с «очками» к травинке, листику, камешку, игрушке… и показываем, как смотреть через «очки». Предлагаем ребенку посмотреть сквозь «очки» на свои пальцы, ноготки – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д. Через несколько дней включайте в игру других заинтересовавшихся малышей, сделав им «очки». Можно смотреть через сито для песка.
Игра с куклой
Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Куклу можно: переодеть, расчесать, умыть, уложить спать, покормить… Желательно действия сопровождать потешками, стишками. После освоения ребёнком игры предложите и другим детям куклы и поиграйте все вместе.
Водичка, водичка, умой кукле личико!
Чтоб смеялся роток, чтоб смотрел наш глазок!
Соберем игрушки
Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем». Привлекайте к игре всех детей.
Мяч
Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После освоения ребёнком игры попробуйте поиграть с другими детьми или со всеми вместе. Встав в круг вы имитируете движение (стук по мячику), проговариваете стишок, а дети прыгают в такт стишку.
Игра с собачкой
Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
После того как ребёнок ознакомился с игрой, предложите поиграть с собачкой всем детям. Участие принимают все заинтересованные в участии детки. Читайте стих и затем подходите с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагайте взять ее за лапу и поздороваться. Можно покормить собачку. Приносят вместе миску с воображаемой едой ( в миску насыпать песок), собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» Если детки боятся собачки можно использовать другую игрушку.
Кто в кулачке?
Взрослый раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читаем стишок и вместе с ребенком выполняем движения:
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
После того, как ребёнок освоил игру, проводите её с большим количеством детей.
Игра с кистями рук
Выполняя движения, взрослый просит ребенка повторить их. Опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Разучите все действия со своим ребёнком, затем включайте в игру других детей.
Передай колокольчик
Дети стоят полукругом (если в помещении, то можно сесть на стульчики). В центре стоит взрослый с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой). Если ребёнок не может выбрать, взрослый помогает.
Повтори за мной
Поиграйте в игру сначала со своим ребёнком, затем играйте все вместе. Играющие, становятся в круг, на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Взрослый сначала один, а через несколько занятий вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении и показывает, как это делать:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг.)
Предварительный просмотр:
Заявка
на открытие инновационной проектной площадки
Международной педагогической академии дошкольного образования
по теме: «Начало+: единая цифровая образовательная среда»
№ | Параметры информации | Содержание информации | |
| |||
1. | Полное наименование образовательной организации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Мишутка» | |
2. | Субъект РФ | Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | |
Почтовый индекс | 628404 | ||
Адрес ОО | Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Сургут, ул. С.Билецкого 14/1. | ||
ФИО заведующего/директора | Нухова Альфия Анваровна | ||
Телефон/факс | 83462562155 | ||
ds18@admsurgut.ru | |||
Web-site | https://ds18-surgut-r86.gosweb.gosuslugi.ru/ | ||
3. | Сотрудник (и) образовательной организации, ответственный за ИПП | ФИО | Караева Альмира Амирхановна, Соболева Вера Сергеевна |
должность | Заместители заведующего по учебно-воспитательной работе | ||
Телефон | 89227679266 89227854215 | ||
| |||
2.1. | Состав и количество участников инновационной площадки | Детей | 938 |
Педагогов | 72 | ||
Других участников (указать) | 1562 | ||
2.2. | Взаимодействие образовательной организации с научными и другими организациями | Сургутский Государственный педагогический университет | |
| |||
3.1 | Проблема, на решение которой направлена инновационная деятельность, обоснование актуальности. Рассмотрение мирового опыта по данной теме, разработанность данной темы в науке и практике. Обоснование значимости для образовательной организации | Преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловленные цифровизацией, привели к изменениям в системе дошкольного и начального общего образования. В практике работы с первоклассниками появились такие формы работы, как проведение онлайн-уроков с использованием цифровых технологий, обучение на образовательных онлайн-платформах, ведение электронного дневника, использование мессенджеров и другие. Ребенку - дошкольнику, переступившему порог общеобразовательного учреждения, приходится адаптироваться к условиям школы, одновременно накладываются и новые формы взаимодействия, обусловленные цифровизацией образования. В совокупности, перечисленные факторы, могут стать причиной тяжелой адаптации как будущего первоклассника условиям общеобразовательного учреждения. Вышеперечисленные факторы определяют новые запросы к системе дошкольного образования, предъявляют требования к педагогам дошкольных учреждений в части формирования у воспитанников, наравне с предпосылками учебных навыков, умений использовать цифровые технологии. Также возрастает значимость формирования цифровой компетентности родителей (законных представителей), как «проводников» детей в «мир» цифры. Таким образом, сформировав цифровые компетенции всех участников образовательных отношений, создав единую, современную и безопасную цифровую образовательную среду, способствующую качественному, доступному образованию, возможно обеспечить «бесшовный» переход из одной ступени образования в другую. Научно-теоретической основой проекта являются основные подходы педагогической науки, в частности системный подход, обеспечивающий взаимосвязь традиционного обучения и цифровых технологий. Мы исходим из положений отечественной и зарубежной педагогической науки, научных исследований Д. Белла, В. Беспалько, Н. Бибик, Дж. Гэлбрейта, Э. Масуда, Ю. Машбица, Е. Пометун и других. Также мы принимаем во внимание дидактико-педагогические и методические проблемы цифровизации процесса обучения исследователей В. Беспалько, Н. Горбунова, Ю. Машбиц, О. Саган, Х. Селевко, О. Смирнов, Е. Починок, В. Лазарук. Недостаточная разработанность диагностического инструментария для оценки уровня цифровых компетенций педагога дошкольного образования позволила обратиться к методике Digital Competence Framework for Educators, разработанной Институтом Европейского Союза, позволяющей определить «ведущие» цифровые навыки педагога в шести областях по двадцати двум цифровым компетенциям. Практическая значимость проекта заключается в создании кейса практических материалов по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования в цифровой среде, а также модели взаимодействия между ДОУ и начальной школой в цифровом образовательном пространстве. Предлагаемые материалы могут быть использованы другими дошкольными образовательными учреждениями для создания единой цифровой образовательной среды. | |
3.2 | Объект исследования | создание единой современной цифровой образовательной среды, обеспечивающей преемственность дошкольного и начального общего образования | |
3.3. | Предмет исследования | единая современная цифровая образовательной среды, обеспечивающая преемственность дошкольного и начального общего образования | |
3.4 | Гипотеза эксперимента | Преемственность дошкольного и начального общего образования будет обеспечена при создании единой современной цифровой образовательной среды. | |
3.5 | Цель эксперимента | Цель: обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования посредством создания единой современной цифровой образовательной среды. Задачи: 1. Разработать и внедрить модель взаимодействия между ДОУ и начальной школой в цифровом образовательном пространстве; 2. Повысить «цифровую» компетентность всех участников образовательного процесса; 3. Создать кейс практических материалов по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования в цифровой среде. | |
3.6 | Направления инновационной проектной площадки (указать специфику, относительно существующих практических разработок в этом направлении) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ | С внедрением проекта появится возможность обеспечения «бесшовного» перехода детей из одной ступени образования в другую. Дошкольные организации смогут адаптировать практические материалы в условиях своего учреждения: - апробировать модель взаимодействия между ДОУ и начальной школой в цифровом образовательном пространстве; - повысить «цифровую» компетентность всех участников образовательного процесса; - использовать кейс практических материалов по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования в цифровой среде. Ожидаемые результаты: Результаты: - обеспечена преемственность дошкольного и начального общего образования посредством создания единой современной цифровой образовательной среды; - создана единая современная образовательная среда (внедрена информационно-коммуникативная образовательная платформа «Сферум»); - у 85% педагогов МБДОУ повышена «цифровая» компетентность; - сформирована «цифровая культура» у обучающихся и их родителей (законных представителей). Продукты: - модель взаимодействия между ДОУ и начальной школой в цифровом образовательном пространстве; - кейс практических материалов по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования в цифровой среде; - сайт МБДОУ №18 «Мишутка» «Цифровое пространство». | |
3.7 | Используемые методики, формы организации работы пед. коллектива | Реализация проекта осуществляется через систему методов: методы активного обучения педагогов - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие педагогов к инициативному и творческому освоению материала; анализ конкретных ситуаций - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы; анализ и обобщение рабочих материалов - выявление проблемных вопросов, пути решения и разработка рабочих материалов; дискуссионные методы - вид групповых методов активного обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач; метод мотивации педагогов - побуждение педагогов к более качественному творческому труду; метод контроля и мониторинга – осуществление контрольной деятельности с целью выявления затруднений в педагогической деятельности. | |
3.8 | Предполагаемые результаты | Результаты: - обеспечена преемственность дошкольного и начального общего образования посредством создания единой современной цифровой образовательной среды; - создана единая современная образовательная среда (внедрена информационно-коммуникативная образовательная платформа «Сферум»); - у 85% педагогов МБДОУ повышена «цифровая» компетентность; - сформирована «цифровая культура» у обучающихся и их родителей (законных представителей). Продукты: - модель взаимодействия между ДОУ и начальной школой в цифровом образовательном пространстве; - кейс практических материалов по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования в цифровой среде; - сайт МБДОУ №18 «Мишутка» «Цифровое пространство». | |
3.9 | Перспективный план инновационной проектной площадки (по этапам эксперимента) Подготовительный этап (изучение литературы) не является первым этапом; у каждого этапа должен быть результат | Подготовительный этап (январь 2023– март 2023) 1. Разработка локальных актов учреждения по проекту. 2. Диагностика уровня цифровых компетенций педагогических работников, самодиагностика «цифровой» культуры родителей (законных представителей). 3. Выявление уровня сформированности у обучающихся навыков цифровой культуры. 3. Анализ результатов исследований, разработка интеллектуальных карт в соответствии с выявленными дефицитами. 4. Разработка модели взаимодействия между ДОУ и начальной школой в цифровом образовательном пространстве. 5. Организация курсов повышения квалификации «Современные педагогические технологии и использования цифрового образовательного контента в работе воспитателя детского сада, как удобный инструмент подбора, материала для занятий с детьми и взаимодействия с родителями». Реализационный этап: (апрель 2023 – август 2025 г.г.) 1.Внедрение модели взаимодействия между ДОУ и начальной школой в цифровом образовательном пространстве. 2. Создание единой цифровой образовательной среды, обеспечивающей преемственность дошкольного и начального общего образования (внедрение информационно-коммуникативной образовательной платформы «Сферум») 3.Обеспечение материально-технических условий для использования современных цифровых информационных технологий в работе организации. 4. Реализация мероприятий интеллектуальной карты по формированию цифровых компетенций педагогов. 5. Внедрение комплекса мероприятий взаимодействия с семьями воспитанников по формированию их цифровой культуры. 6. Создание сайта «Цифровое пространство» (разделы сайта: - мультимедиа гиды по презентации кабинетов специалистов, групп раннего возраста, - электронная библиотечная система, - виртуальный кабинет специалистов (учитель-логопеда, педагога-психолога), - сэмплированные занятия для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет), - виртуальный концертный зал, - ирреальная выставка) 7. Анализ уровня освоения обучающимися ОПДО и сформированности у них навыков цифровой культуры. 8. Диагностика уровня цифровых компетенций педагогических работников, самодиагностика «цифровой» культуры родителей (законных представителей) для определения результативности проекта и перспектив развития. Заключительный этап: (сентябрь 2025 – декабрь 2025г.г.) 1. Создание кейса практических материалов по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования в цифровой среде 2.Представление опыта работы на муниципальных и региональных мероприятиях. | |
3.10 | Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления | Реализация проекта подразумевает осуществление контроля за ходом выполнения поставленных задач с целью корректировки проводимой работы. Основная цель контроля: повышение эффективности осуществляемой деятельности. Контроль за процессом реализации проекта позволяет сгладить отклонения от плана и добиться результатов, несмотря на воздействующие на реализацию проекта обстоятельства. Контроль за реализацией проекта базируется на принципах четкости планов контроля, системы анализа полученных данных и своевременного реагирования на обнаруженные отклонения в ходе реализации проекта. Эффективность реализации проекта контролируется с помощью: - диагностики уровня цифровых компетентности педагогов ДОУ; - оценки условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - анализа уровня освоения обучающимися ОПДО и сформированности у них навыков цифровой культуры; - самодиагностики цифровых компетенций родителей (законных представителей). Таким образом, вышеуказанный инструментарий позволит повысить ее эффективность, скорректирует осуществляемую деятельность в соответствии с целью и задачами, а также позволит выявить проблемные зоны для дальнейшей детальной проработки. |
Заведующий | _____________________ | Нухова Альфия Анваровна |
Сотрудник образовательной организации, ответственный за ИПП | __________________ | Караева Альмира Амирхановна |
Сотрудник образовательной организации, ответственный за ИПП | __________________ | Соболева Вера Сергеевна |
Караева Альмира Амирхановна
тел. (3462) 56-21-53