ПРОЕКТЫ
«Проект — это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эколого-просветительский проект «МЫ ШАРЫ НЕ ЗАПУСКАЕМ» | 116.26 КБ |
Проект «Год перед школой» | 670.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Родничок» г.Советский»
Эколого-просветительский проект
«МЫ ШАРЫ НЕ ЗАПУСКАЕМ»
Авторы: ШаймордановаО.В. учитель-логопед
Тамонова Т.Н. воспитатель
Эколого-просветительский проект
«МЫ ШАРЫ НЕ ЗАПУСКАЕМ»
(для воспитанников дошкольных учреждений)
Цель проекта:
Содействие формированию экологической культуры участников Проекта (детей дошкольного возраста), как начального этапа проявления у них экологического поведения и естественнонаучной грамотности.
Задачи проекта:
1.Формирование представлений об экологии через знакомство с разнообразием растительного и животного мира округа.
2. Подготовка дошкольников к реализации деятельностного подхода к решению локальных и региональных экологических проблем, посредством их вовлечения в практическую деятельность.
3.Развитие потребностей у детей в здоровом образе жизни, в сохранении и улучшении социоприродной среды.
4.Формирование на уровне города единого экологического пространства, посредством включения специалистов детских садов в мероприятия Проекта, и поддержки и сопровождения деятельности дошкольных учреждений по формированию ЭКО культуры на этапе «последействия».
Ожидаемый результат:
- Повышение и пропаганда экологической культуры среди дошкольников города Советский.
- Повышение уровня заинтересованности у целевой группы Проекта в защите и охране растительного и животного мира своего округа, ближайшей территории, где они проживают.
- Сформированность у участников Проекта элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе, умений использовать эти знания в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение ближайшей социоприродной среды, навыков ЗОЖ и безопасного поведения в природе.
- Функционирование единого экологического пространства города Советский, развитие практической природоохранной деятельности в ДОУ, их включенность в План мероприятий по экологическому образованию и просвещению Советского района.
- Привлечение внимание родительской общественности к мероприятиям Проекта, к необходимости семейного экологического образования, к проблеме экологической безопасности по месту жительства.
Показателями сформированности экологической культуры, ее элементов, выступают:
- Интерес участников Проекта к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, оценка их состояния с позиции «хорошо – плохо».
- Желание участвовать в экологически ориентированной деятельности;
- Выполнение правил ЗОЖ, поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др.
- Готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям.
- Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинить вред окружающей среде.
Содержательный блок №1: Системная организация окружающего мира.
Задача: Формирование представлений об экологии через знакомство с разнообразием растительного и животного мира округа.
Сентябрь 2022 г.
1 занятие: «Где мы живем? Мой округ. Мой город. Мой дом».
Цель: Формирование представлений о месте проживания, географических особенностях малой родины. Знакомство с воздушным шариком.
- Опыт-практикум: «Куда полетел воздушный шар?».
- Знакомство с климатом округа, полезными ресурсами. Правила утилизации воздушных шаров.
Октябрь 2022 г.
2 занятие: «Чудо дерево – кедр сибирский, давай дружить?»
Цель: Знакомство с разнообразием растительного мира округа, системой воспроизводства растительного мира.
- Мастерская «Косметический салон для комнатных растений».
- Знакомство с основными жизненными формами растений (трава, куст, дерево), стадиями роста, потребностях.
Ноябрь 2022 г.
3 занятие: «Хозяин тайги - хозяин дома!»
Цель: Расширение знаний о домашних и диких животных, знакомство с многообразием животного мира округа. Знакомство с Красной книгой Югры.
- Практическое занятие по уходу за животным «Любимый питомец мини-зоопарка».
- Игра-имитация «Изобрази животное».
- Знакомство с местами обитания животных, потребности животных, роль животных в природе, в жизни человека.
Содержательный блок №2: Бережное отношение к окружающему миру
Задача: Подготовка дошкольников к реализации деятельностного подхода к решению локальных и региональных экологических проблем.
Декабрь 2022 г.
4 занятие: «Удивительная планета Земля» Знакомство с картами, глобусом, символикой нашего государства, округа.
- Сюжетно-ролевая экологическая игра-моделирование: «Строим экологический город».
- Выработка правил бережного отношения к природе, окружающему социуму (дому, людям, животным и пр..).
Январь 2023 г.
5 занятие: «Человек. Деятельность. Земной и космический мусор»
Цель: Знакомство со сферами деятельности человека. Влияние результатов деятельности человека на окружающую среду.
- Опыт-наблюдение «Бумага, древесина, ткань».
- Творческая мастерская: «Вторая жизнь упаковки».
- Использование природного/не природного материала для формирования полезных экологических традиций, формирование навыка минимизации вреда окружающему миру.
Февраль 2023 г.
6 занятие: «Спасем планету или консерватория мусора».
Цель: Знакомство с видами мусора, способами борьбы с ним.
- Квест-игра «Собери раздельно или умный взгляд на мусор».
- Формирование навыка раздельного сбора отходов, мусора.
Содержательный блок №3: Формирование ЭКО поведения.
Задача: Развитие потребностей у детей в здоровом образе жизни, в сохранении и улучшении социоприродной среды.
Март 2023 г.
7 занятие: «Разведчик окружающего мира».
Цель: Знакомство с природоохранной деятельностью человека, возможностями для оказания помощи ближайшему окружению.
- «Акция «Предупреждения ЭКО нарушений».
- Акция «День зеленой службы Айболита».
- Формирование навыка оказания помощи ближайшему окружению (растения, животным, людям).
- Формирование способности предупреждать ЭКО нарушения, и использовать свои знания для сохранения и улучшения социоприродной среды.
Апрель 2023 г.
8 занятие: «Здоровая природа. Здоровый Я. Здоровая планета».
Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, полной взаимосвязи человека и природы, состояния окружающей среды и здоровья человека.
- Решение экологических ситуаций: «Что ты можешь сделать для сохранения своего здоровья?», «Что ты можешь сделать для сохранения природы?», «Почему необходимо беречь и заботиться о животных?», «Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?», «Почему нельзя запускать воздушные шары в небо?» и др.
- Формирование ответственности за экологическую безопасность территории, где проживаешь, своего здоровья, здоровья окружающих.
Май 2023 г.
9 занятие: «Мама, папа, я – ЭКО семьЯ».
Цель: Формирование у участников проекта экологии быта и семейных экологических традиций. Подведение итогов участия в проекте.
- Экологическая тропа.
- Конкурс-выставка «Фотоальбом «Моя семья: любим и сохраняем все вместе».
- Конкурс стихов, рассказов и сказок «Мы пишем о природе».
- Выставка «Огород на окне».
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г.Советский»
Проект
Авторы: Шаймарданова О.В. учитель-логопед
Трушникова О.И., педагог-психолог
высшей квалификационной категории
г. Советский
2023
Проект «Год перед школой»
Психолого-педагогическое сопровождение
заботливых родителей юных умников и умниц
Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит, быть готовым всему этому научиться»
Венгер Л.А
В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. По закону от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Согласно статье 44 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В современном образовании в качестве одной из наиболее актуальных признается проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста психологических качеств, которые обеспечивали бы успешность адаптации на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе.
Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей. Сотрудничество семьи и детского сада является необходимым условием готовности ребенка к обучению в школе. Согласно ФГОС ДО взаимодействие с семьями воспитанников включает: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6); создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (п.3.1).
Следует отметить, что в нашем ДОУ не все родители имеют представления о психофизических возможностях детей, которые позволяют им успешно овладевать различными видами деятельности, нормами поведения, необходимыми при обучении в школе. В то же время со стороны современных родителей наблюдаются: недостаток времени, неоправданно завышенные требования к образованности детей без учета реальных возможностей дошкольников.
Именно поэтому актуальной становится разработка совместного проекта педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей «Год перед школой».
Цель: создание благоприятных условий для воспитательного опыта родителей и повышения эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы. | |
Задачи: | Ожидаемый результат: |
- познакомить с играми, развивающими речевую и познавательную сферу ребенка; - показать возможность использования слова как игрового средства общения с ребенком. 3. Обогатить методическую копилку для родителей «Год перед школой». | Установление партнерских отношений – дети, педагоги, родители. Формирование представления у родителей о семье – как основном ресурсе подготовке ребенка к регулярному обучению в школе. Сформированность универсальных учебных действий будущих школьников. Успешность адаптации ребенка в школе. |
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий.
По содержанию: психолого-педагогический.
По характеру контактов: в рамках ДОУ
Срок реализации: сентябрь 2015 года – май 2016 года.
Практическое применение проекта: для воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов ДОУ, родителей воспитанников.
Участники реализации проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, учитель – логопед, педагог – психолог.
Авторы проекта:
Трушникова О.И., педагог-психолог первой квалификационной категории, Кондратьева В.В., учитель-логопед первой квалификационной категории.
Реализации проекта основывается
на следующих принципах:
- Принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи, влияющие на развитие ребенка.
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми.
- Принцип гуманного и деликатного отношения к членам семьи и к самому ребёнку.
- Принцип конфиденциальности и профессиональной этики педагога.
- Принцип личностной заинтересованности родителей.
- Принцип самоценности семьи.
- Принцип эмансипации родителей.
- Принцип активности.
- Принцип развивающего образования;
- Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения
Формы работы:
- Привлечение родителей и педагогов к изучению литературы, статей по проблеме готовности старшего дошкольника к регулярному обучению в школе, по оптимизации детско-родительских отношений.
- Анкетирование, тестирование, экспресс - опрос, интервьюирование.
- Организация консультаций, тематических родительских собраний, лекций для родителей и педагогов.
- Использование активных методов работы: конкурсы, занятия с элементами тренинга, практические занятия, детско-родительские мероприятия.
- Обсуждение видеофрагментов по вопросам готовности ребенка к обучению в школе.
- Создание наглядно-текстовой информации: буклеты, памятки, методическая копилка для родителей «Год перед школой», стендовая информация, папки-передвижки.
- Просмотр родителями видеофрагментов организации жизнедеятельности детей в детском саду.
- Обобщение опыта работы по психологической и речевой готовности детей к школе.
Этапы реализации проекта
Таблица 1
Этапы реализации | Содержание | Ожидаемый результат |
I этап Подготовительный сентябрь 2015 | Изучение проблемы и создание информационного – методического обеспечения |
|
II этап Реализация октябрь 2015 – апрель 2016 | Решение задач психолого-педагогического практикума «Год перед школой |
|
III этап Заключительный май 2016 |
|
Характеристика
ресурсов образовательного учреждения для реализации проекта:
кадровые, материально-технические.
Ресурсы | |
Правовые | Нормативно-правовая база: Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, СанПиНы, Конвенция о правах ребенка, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, инструкция по охране жизни и здоровья детей. |
Кадровые | Учитель-логопед, высшее образование, первая квалификационная категория Педагог-психолог, высшее образование, первая квалификационная категория Педагоги прошли обучение по темам: «ИКТ в образовании», «Инклюзивное образование». Прошли обучение на вебинарах Издательства «Просвещение», «Мерсибо», «Инфоурок». |
Технические | ноутбук, мультимедиапроектор с экраном, принтер, сканер |
Собственные образовательные ресурсы | Собственные педагогические сайты, сайт ДОУ, подключение к сети Интернет. Авторские ресурсы: мультимедийные презентации, информационные стенды для родителей, памятки, буклеты, методическая копилка для родителей «Год перед школой», настольно-печатные игры, картотеки, мультимедийные игры. |
Учебно-наглядные пособия и оборудование | Методические пособия, литература, медиатека, настольно-печатные, конструкторы. Цветные карандаши, фломастеры, альбомы, мячи, мягкие игрушки и другие вспомогательные материалы. |
Проектная карта
Направление работы с педагогами и семьями | Временной промежуток | |||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||
Информационно-аналитическое (опросы, анкеты, интервью и т.д.) | Анкета для родителей «Что вы хотите узнать о будущем школьнике» | Анкета «Изучаем ФГОС ДО» | Анкета «Определение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. | Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка” | Анкета «Удовлетворенность занятиями» | Анкета для родителей "Развитие речи детей 6-7 лет" | Анкета | Анкета «Готов ли ваш ребенок к обучению в школе?» | Диагностика «Психолого-педагогическая готовность детей к регулярному обучению в школе», «Речевая готовность» | |
Досуговое (досуги, праздники, выставки, конкурсы, походы и т.д.) | Праздник «День знаний» | «Как мама и папа в школу ходили» | Изготовление книжек-малышек | Конкурс рисунков «Школа Деда Мороза» | «Школа глазами ребенка» | Выставка детских коллажей «Что мне в школе пригодится» | Всероссийский конкурс: Викторины по произведениям А. Барто, А. Пушкина | Работа с лего-конструктором «Наша школа», выставка работ из пластилина «Школьные принадлежности», «Буквы и цифры» | Конкурс рисунков «Я будущий школьник» | |
Познавательное (родительские собрания, консультирование, семинары, занятия) | Консультация для педагогов «Психическое развитие 6-7 лет», Рассматривание иллюстраций на тему «Школа», «Кто работает в школе» | «Использование графических диктантов в пространственной ориентировке» | Стендовая информация «Звукобуквенный анализ», «Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей» | Стендовая консультация для педагогов «Как развить память, внимание и мышление ребенка» | Практическое занятие с привлечением родителей, педагогов. «Развиваем пальчики – улучшаем речь» | Групповая консультация для родителей «Формирование мотивационной готовности будущих первоклассников» | Экскурсия в школу Стендовая информация «Речевое развитие детей 6-7 лет» Организация сюжетно-ролевой игры «Школа» | Общее родительское собрание «Психолого-педагогическая готовность детей к школе» | Консультирование по итогам диагностики по готовности к школе. | |
Наглядно-информационное (буклеты, памятки, информационные листы и т.д.) | Консультация «Кризис 7 лет: особенности и тактика поведения», Буклет «Развитие мелкой моторики у дошкольников» | Методическая копилка (М.К.) для родителей «Год перед школой» | Пополнение М.К. «Что делать если у ребенка плохая память?», «Скоро в школу» | М.К. «Занимательные игры для внимательных детей» «Речевая азбука для родителей» Логопедическое объявление «Цепочка слов» | М.К. «Учимся думать рассуждать, сравнивать», «По развитию мелкой моторики у детей 6-7 лет» | М.К. «Воображение важнее знаний», «Развиваем творческие способности», «Копилка советов от логопеда» | М.К. «Самоконтроль» Памятка «Родителям будущих первоклассников», «Скоро в школу» | Стендовая консультация «Готовим руку к письму» | Размещение опыта работы на сайте ДОУ |
Тематический план проведения занятий для родителей
№ | Дата | Тема | Цель | Планируемый результат |
1 | сентябрь | Будущий школьник. Какой он? | Помочь родителям внимательнее присмотреться к своему ребенку, лучше его узнать. Дать представление родителям о семье – как ресурс адаптации будущих первоклассников. | Составление родителями портрета будущего школьника. Разработка ими рекомендаций (советов) родителям будущих первоклассников. |
2 | октябрь | «Высоко сижу, все вижу» (Формируем восприятие, наблюдательность) | Дать представление о понятиях и видах восприятия. Совместно с родителями выявить трудности у детей, связанные с недостаточным уровнем восприятия. | Подборка родителями игр для детей, которые направлены на воспитание умения внимательно всматриваться в окружающий ребенка мир. |
3 | ноябрь | «Веселые запоминалки» (Развиваем память) | Познакомить со способами, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала. | Разработка рекомендаций «Развивающие игры для памяти» |
4 | декабрь | «Королевское искусство речи» (Развиваем речь) | Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. | Участие детей в конкурсе «Книжки-малышки» Обогатить методическую копилку для родителей «Год перед школой» |
5 | январь | «Из чего сделан крепкий орешек» (Формируем мышление) | Разобрать ключевые понятия мышления. Проиграть с родителями в игры, направленные на развитие логики, умение обобщать и рассуждать. | Пополнение методической копилки играми «Учимся думать, рассуждать, сравнивать». |
6 | февраль | «Страна Вообразилия» (Развиваем воображение) | Показать родителя важность развития воображения - как одно из условий готовности ребенка к обучению в школе. | Знакомство родителей с играми, упражнениями, психологическими этюдами на развитие у детей воображения |
7 | март | «Куда идет король – большой-большой секрет» (Развитие самоконтроля) | Дать представление родителям о способах формирования самоконтроля у детей. | Составление памяток для родителей «Развитие самоконтроля у детей 6-7 лет» |
8 | апрель | Общее собрание. Встреча с учителями начальных классов | Знакомство родителей с образовательными программами начальной школы. | Сформированность представлений у родителей о программах, о психоречевой готовности детей к школе. |
9 | май | Диагностика | Дать родителям рекомендации по итогам диагностики | Пополнение игротеки кабинетов |
Итог май | КВН для команды детей и команды родителей «Умники и умницы» |
Вывод. Одним из основных принципов построения коррекционно-развивающего обучения, согласно современным требованиям государственного стандарта, является принцип комплексности, который был учтен нами при разработке данного проекта. Реализация принципа комплексности обеспечила установление партнерских отношений учителя – логопеда, педагога – психолога и родителей.
В связи с этим, система работы с родителями по повышению их компетентности в вопросах готовности к обучению ребенка к школе дала положительные результаты. Мы отмечаем повышение активности родителей в следующем:
- посещение консультаций специалистов и проведение совместных занятий,
- участие в конкурсах, проводимых мероприятиях в детском саду,
- потребности индивидуальных консультаций.
Практическая значимость проекта заключается в разработке психолого-педагогических рекомендаций для родителей, способствующих психическому и речевому развитию детей, а также обеспечивающих успешность адаптации ребенка на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе. Разработанный методический материал может быть полезен родителям, педагогам-психологам, учителям-логопедам.
Все результаты и практические материалы, полученные в ходе работы по реализации проекта найдут отражение:
- в материалах публикаций на персональных сайтах, сайте ДОУ.
- в обобщении опыта работы на педагогическом совете ДОУ и заседаниях методических объединений;
- в создании методической копилки авторских разработок.
Список литературы:
- Закон «Об образовании в РФ»
- Методические рекомендации о взаимодействие образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001г.№90/30-16)
- Агеева И.Д. Веселые загадки-складки и загадки-обманки для всех праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Активные методы обучения: электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет http://www.moi-universitet.ru/
- Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребёнка к школе. Тула: Арктоус, 2007. – 71 с.
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития», 1998
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А. Логопедические игры и задания. – Спб.: КАРО. – 2004
- Гуткина Н. И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению» 1997г.
- Дьяченко О.М.. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. Издательство «Знание», 1994г.
- Заходер Б. Моя вообразилия. М., 1987 г.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000. .
- Игры в логопедической школе с детьми. М., 1987 г.
- Копилочка активных методов обучения Образовательный портал Мой университет http://www.moi-universitet.ru/
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.:ТЦ СФЕРА, 2011 (Приложение к журналу «Управление ДОУ» (2)
- Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями: метод. пособие. - СПб: Инт-т Тренинга, 1997.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института Психотерапии, 2003.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы.
- Сидорчук Н.Н., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. http://www.trizminsk.org/e/260025.htm
- Технология интерактивного обучения электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет http://www.moi-universitet.ru/
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Изд. «Владос», 1995.-296с.
- Хухлаева О.В. «Активные формы групповой работы с родителями» ст. в газете «Школьный психолог» № 19, 2006 г
- Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1993 г.