ПРОЕКТЫ

Шаймарданова Оксана Валентиновна

«Проект — это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Родничок» г.Советский»

Эколого-просветительский проект

«МЫ ШАРЫ НЕ ЗАПУСКАЕМ»

Детский рисунок Воздушный шар Графика, воздушные шары счастливые дети,  ребенок, люди png | PNGEgg

Авторы: ШаймордановаО.В. учитель-логопед

Тамонова Т.Н.  воспитатель

Эколого-просветительский проект

«МЫ ШАРЫ НЕ ЗАПУСКАЕМ»

(для воспитанников дошкольных учреждений)

Цель проекта:

Содействие формированию экологической культуры участников Проекта (детей дошкольного возраста), как начального этапа проявления у них экологического поведения и естественнонаучной грамотности.

Задачи проекта:        

1.Формирование представлений об экологии через знакомство с разнообразием растительного и животного мира округа.

2. Подготовка дошкольников к реализации деятельностного подхода к решению локальных и региональных экологических проблем, посредством их вовлечения в практическую деятельность.

3.Развитие потребностей у детей в здоровом образе жизни, в сохранении и улучшении социоприродной среды.

4.Формирование на уровне города единого экологического пространства, посредством включения специалистов детских садов в мероприятия Проекта, и поддержки и сопровождения деятельности дошкольных учреждений по формированию ЭКО культуры на этапе «последействия».

Ожидаемый результат:         

  • Повышение и пропаганда экологической культуры среди дошкольников города Советский.
  • Повышение уровня заинтересованности у целевой группы Проекта в защите и охране растительного и животного мира своего округа, ближайшей территории, где они проживают.
  • Сформированность у участников Проекта элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе, умений использовать эти знания в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение ближайшей социоприродной среды, навыков ЗОЖ и безопасного поведения в природе.
  • Функционирование единого экологического пространства города Советский, развитие практической природоохранной деятельности в ДОУ, их включенность в План мероприятий по экологическому образованию и просвещению Советского района.
  • Привлечение внимание родительской общественности к мероприятиям Проекта, к необходимости семейного экологического образования, к проблеме экологической безопасности по месту жительства.

Показателями сформированности экологической культуры, ее элементов, выступают:

  • Интерес участников Проекта к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, оценка их состояния с позиции «хорошо – плохо».
  • Желание участвовать в экологически ориентированной деятельности;
  • Выполнение правил ЗОЖ, поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др.
  • Готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям.
  • Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинить вред окружающей среде.

Содержательный блок №1: Системная организация окружающего мира.

Задача: Формирование представлений об экологии через знакомство с  разнообразием растительного и животного мира округа.

                                 Сентябрь 2022 г.        

1 занятие:  «Где мы живем? Мой округ. Мой город. Мой дом».

Цель: Формирование представлений о месте проживания, географических особенностях малой родины. Знакомство с воздушным шариком.         

  • Опыт-практикум: «Куда полетел воздушный шар?».
  • Знакомство с климатом округа, полезными ресурсами. Правила утилизации воздушных шаров.

                                   Октябрь 2022 г.        

2 занятие: «Чудо дерево – кедр сибирский, давай дружить?»

Цель: Знакомство с разнообразием растительного мира округа, системой воспроизводства растительного мира.        

  • Мастерская «Косметический салон для комнатных растений».
  • Знакомство с основными жизненными формами растений (трава, куст, дерево), стадиями роста, потребностях.

                                   Ноябрь 2022 г.

3 занятие: «Хозяин тайги -  хозяин дома!»        

Цель: Расширение знаний о домашних и диких животных, знакомство с многообразием животного мира округа. Знакомство с Красной книгой Югры.        

  • Практическое занятие по уходу за животным «Любимый питомец мини-зоопарка».
  • Игра-имитация «Изобрази животное».
  • Знакомство с местами обитания животных, потребности животных, роль животных в природе, в жизни человека.

Содержательный блок №2: Бережное отношение к окружающему миру

Задача: Подготовка дошкольников к реализации деятельностного подхода к решению локальных и региональных экологических проблем.

                                                Декабрь 2022 г.

4 занятие: «Удивительная планета Земля»        Знакомство с картами, глобусом, символикой нашего государства, округа.

  • Сюжетно-ролевая экологическая игра-моделирование: «Строим экологический город».
  • Выработка правил бережного отношения к природе, окружающему социуму (дому, людям, животным и пр..).

                             Январь 2023 г.

5 занятие: «Человек. Деятельность. Земной и космический мусор»        

Цель: Знакомство со сферами деятельности человека. Влияние результатов деятельности человека на окружающую среду.         

  • Опыт-наблюдение «Бумага, древесина, ткань».
  • Творческая мастерская: «Вторая жизнь упаковки».
  • Использование природного/не природного материала для формирования полезных экологических традиций, формирование навыка минимизации вреда окружающему миру.

                 

                              Февраль 2023 г.        

6 занятие: «Спасем планету или консерватория мусора».

Цель: Знакомство с видами мусора, способами борьбы с ним.        

  • Квест-игра «Собери раздельно или умный взгляд на мусор».
  • Формирование навыка раздельного сбора отходов, мусора.

Содержательный блок №3: Формирование ЭКО поведения.

Задача: Развитие потребностей  у детей в здоровом образе жизни, в сохранении и улучшении социоприродной среды.

                     Март 2023 г.

7 занятие: «Разведчик окружающего мира».        

Цель: Знакомство с природоохранной деятельностью человека, возможностями для оказания помощи ближайшему окружению.        

  • «Акция «Предупреждения ЭКО нарушений».
  • Акция «День зеленой службы Айболита».
  • Формирование навыка оказания помощи ближайшему окружению (растения, животным, людям).
  • Формирование способности предупреждать ЭКО нарушения, и  использовать свои знания  для сохранения и улучшения социоприродной среды.

        

Апрель 2023 г.

8 занятие: «Здоровая природа. Здоровый Я. Здоровая планета».

Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, полной взаимосвязи человека и природы, состояния окружающей среды и здоровья человека.        

  • Решение экологических ситуаций: «Что ты можешь сделать для сохранения своего здоровья?», «Что ты можешь сделать для сохранения природы?», «Почему необходимо беречь и заботиться о животных?», «Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?», «Почему нельзя запускать воздушные шары в небо?» и др.
  • Формирование ответственности за экологическую безопасность территории, где проживаешь, своего здоровья, здоровья окружающих.

Май 2023 г.

9 занятие: «Мама, папа, я – ЭКО семьЯ».

Цель: Формирование у участников проекта экологии быта и семейных экологических традиций. Подведение итогов участия в проекте.        

  • Экологическая тропа.
  • Конкурс-выставка «Фотоальбом «Моя семья: любим и сохраняем все вместе».
  • Конкурс стихов, рассказов и сказок «Мы пишем о природе».
  • Выставка «Огород на окне».


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г.Советский»

Проект

1(7)

Авторы: Шаймарданова О.В.  учитель-логопед

Трушникова О.И., педагог-психолог

высшей квалификационной категории

г. Советский

2023

Проект «Год перед школой»

Психолого-педагогическое сопровождение  

заботливых родителей юных умников и умниц

Быть готовым к школе

 не значит уметь читать,  писать и считать.

 Быть готовым к школе –

значит,    быть готовым всему этому научиться»                                      

Венгер Л.А

В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. По закону от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Согласно статье 44 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

В современном образовании в качестве одной из наиболее актуальных признается проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста психологических качеств, которые обеспечивали бы успешность адаптации на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе.

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей. Сотрудничество семьи и детского сада является необходимым условием готовности ребенка к обучению в школе. Согласно ФГОС ДО взаимодействие с семьями воспитанников включает: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6); создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (п.3.1).

Следует отметить, что в нашем ДОУ не все родители имеют представления о психофизических возможностях детей, которые позволяют им успешно овладевать различными видами деятельности, нормами поведения, необходимыми при обучении в школе. В то же время со стороны современных родителей наблюдаются: недостаток времени, неоправданно завышенные требования к образованности детей без учета реальных возможностей дошкольников.

 Именно поэтому актуальной становится разработка совместного проекта педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей  «Год перед школой».  

 

Цель:   создание благоприятных условий для воспитательного опыта родителей и повышения эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы.

Задачи:

Ожидаемый результат:

  1. Создать представления у родителей о психологических качествах и речевых возможностях, которые обеспечивали бы успешность адаптации ребенка на новой ступени образования и освоения учебной деятельности.
  2. Сформировать у родителей  практический опыт игрового партнерства с детьми:

- познакомить с играми, развивающими речевую и познавательную сферу ребенка;

- показать возможность использования слова как игрового средства общения с ребенком.

3. Обогатить методическую копилку для родителей «Год перед школой».

Установление партнерских отношений – дети, педагоги, родители.

 Формирование  представления у родителей  о семье – как основном ресурсе  подготовке ребенка к регулярному обучению в школе.

Сформированность универсальных учебных действий будущих школьников.

Успешность адаптации ребенка в школе.

     

Тип проекта:

 По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий.

 По содержанию: психолого-педагогический.

   По характеру контактов: в рамках ДОУ

   

Срок реализации:   сентябрь 2015 года – май 2016 года.

  Практическое применение проекта: для воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов ДОУ, родителей воспитанников.

Участники реализации проекта: дети подготовительной к школе группы,  родители воспитанников, учитель – логопед, педагог –   психолог.

   

Авторы проекта:

Трушникова О.И., педагог-психолог первой квалификационной категории, Кондратьева В.В., учитель-логопед первой квалификационной категории.

Реализации проекта основывается

 на следующих принципах:

  • Принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи, влияющие на развитие ребенка.
  • Принцип психологической комфортности.
  • Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми.
  • Принцип гуманного и деликатного отношения к членам семьи и к самому ребёнку.
  • Принцип конфиденциальности и профессиональной этики педагога.
  • Принцип личностной заинтересованности родителей.
  • Принцип  самоценности семьи.
  • Принцип эмансипации родителей.
  • Принцип активности.
  • Принцип развивающего образования;
  • Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
  • Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения

Формы работы:

  1. Привлечение родителей и педагогов к изучению литературы, статей по проблеме готовности старшего дошкольника к регулярному обучению в школе, по оптимизации детско-родительских отношений.
  2. Анкетирование, тестирование, экспресс - опрос, интервьюирование.
  3. Организация консультаций, тематических родительских собраний,  лекций для родителей и педагогов.
  4. Использование активных методов работы: конкурсы, занятия   с элементами тренинга, практические занятия, детско-родительские мероприятия.
  5. Обсуждение видеофрагментов по вопросам готовности ребенка к обучению в школе.
  6. Создание наглядно-текстовой информации: буклеты, памятки, методическая копилка для родителей «Год перед школой», стендовая информация, папки-передвижки.
  7.  Просмотр родителями видеофрагментов  организации жизнедеятельности детей в детском саду.
  8. Обобщение опыта  работы по психологической и речевой готовности детей к школе.

Этапы реализации проекта

Таблица 1

Этапы реализации

Содержание

Ожидаемый результат

 I этап Подготовительный

сентябрь 2015

Изучение проблемы и создание информационного – методического обеспечения

  • Создание проектной карты
  •  Разработка перспективного плана реализации проекта
  • Создание банка данных

II этап

 Реализация

октябрь 2015 – апрель 2016

Решение задач психолого-педагогического практикума «Год перед школой

  • Активизация родителей
  • Использование знаний родителей и их практического опыта в вопросах готовности детей к обучению в школе.
  • Формирование  представления у родителей  о семье – как основном ресурсе  подготовки ребенка к обучению в школе.
  • Использование  педагогами и родителями современных методик и технологий для обеспечения условий успешной  адаптации ребенка к школе.
  • Участие в дистанционных конкурсах и викторинах.

III этап Заключительный

май 2016

  • Проведение итогового мероприятия с участием родителей.
  •  Оформление выставки детских работ «Я – будущий школьник», «Школа глазами ребенка», «Как мама и папа ходили в школу».
  • Обобщение и размещение опыта работы на педагогическом совете ДОУ, сайте детского сада.

   

Характеристика

ресурсов образовательного учреждения для реализации проекта:

кадровые, материально-технические.

Ресурсы

Правовые

Нормативно-правовая база: Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, СанПиНы, Конвенция о правах ребенка, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, инструкция по охране жизни и здоровья детей.

Кадровые

Учитель-логопед, высшее образование, первая квалификационная категория

Педагог-психолог, высшее образование, первая квалификационная категория

Педагоги прошли обучение по темам: «ИКТ в образовании», «Инклюзивное образование».

Прошли обучение на вебинарах Издательства «Просвещение», «Мерсибо», «Инфоурок».

Технические

ноутбук, мультимедиапроектор с экраном, принтер, сканер

Собственные образовательные ресурсы

 Собственные педагогические сайты, сайт ДОУ, подключение к сети Интернет.

Авторские ресурсы: мультимедийные презентации, информационные стенды для родителей, памятки, буклеты, методическая копилка для родителей «Год перед школой», настольно-печатные игры, картотеки, мультимедийные игры.

Учебно-наглядные пособия и оборудование

Методические пособия, литература, медиатека, настольно-печатные, конструкторы.

Цветные карандаши, фломастеры, альбомы, мячи,  мягкие игрушки и другие вспомогательные материалы.

Проектная карта

Направление работы с педагогами и семьями

Временной промежуток

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Информационно-аналитическое

(опросы, анкеты,  интервью и т.д.)

Анкета для родителей «Что вы хотите узнать о будущем школьнике»

Анкета «Изучаем ФГОС ДО»

Анкета «Определение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”

Анкета «Удовлетворенность занятиями»

Анкета для родителей "Развитие речи детей 6-7 лет"

Анкета

Анкета «Готов ли ваш ребенок к обучению в школе?»

Диагностика «Психолого-педагогическая готовность детей к регулярному обучению в школе», «Речевая готовность»

Досуговое

(досуги, праздники, выставки, конкурсы, походы и т.д.)

Праздник «День знаний»

«Как мама и папа в школу ходили»

Изготовление книжек-малышек

Конкурс рисунков «Школа Деда Мороза»

«Школа глазами ребенка»

Выставка детских коллажей «Что мне в школе пригодится»

Всероссийский конкурс:

Викторины по произведениям А. Барто, А. Пушкина

Работа с лего-конструктором «Наша школа», выставка работ из пластилина «Школьные принадлежности», «Буквы и цифры»

Конкурс рисунков

«Я будущий школьник»

Познавательное

(родительские собрания, консультирование, семинары, занятия)

Консультация для педагогов «Психическое развитие 6-7 лет»,

Рассматривание иллюстраций на тему «Школа», «Кто работает в школе»

«Использование графических диктантов в пространственной ориентировке»

Стендовая информация «Звукобуквенный анализ»,

«Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей»

Стендовая консультация для педагогов «Как развить память, внимание

и мышление ребенка»

Практическое занятие с привлечением родителей, педагогов. «Развиваем пальчики – улучшаем речь»

Групповая консультация для родителей «Формирование мотивационной готовности будущих первоклассников»

Экскурсия в школу

Стендовая информация «Речевое развитие детей 6-7 лет»

Организация сюжетно-ролевой игры «Школа»

 Общее родительское собрание «Психолого-педагогическая готовность детей к школе»

Консультирование по итогам диагностики по готовности к школе.

Наглядно-информационное (буклеты, памятки, информационные листы и т.д.)

Консультация «Кризис 7 лет: особенности и тактика поведения», Буклет «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Методическая копилка (М.К.) для родителей «Год перед школой»

Пополнение М.К. «Что делать если у ребенка плохая память?», «Скоро в школу»

М.К. «Занимательные игры для внимательных детей»

«Речевая азбука для родителей» Логопедическое объявление «Цепочка слов»

М.К. «Учимся думать рассуждать, сравнивать», «По развитию мелкой моторики у детей 6-7 лет»

М.К. «Воображение важнее знаний», «Развиваем творческие способности», «Копилка советов от логопеда»

М.К. «Самоконтроль»  

Памятка «Родителям будущих первоклассников», «Скоро в школу»

Стендовая консультация «Готовим руку к письму»

Размещение опыта работы на сайте ДОУ

Тематический план проведения занятий для родителей

Дата

Тема

Цель

Планируемый результат

1

сентябрь

Будущий школьник. Какой он?

  Помочь родителям внимательнее присмотреться к своему ребенку, лучше его узнать.  Дать представление родителям о семье – как ресурс адаптации будущих первоклассников.

 Составление родителями портрета будущего школьника. Разработка ими рекомендаций (советов) родителям будущих первоклассников.

2

октябрь

«Высоко сижу, все вижу» (Формируем восприятие, наблюдательность)

Дать представление о понятиях и видах восприятия. Совместно с родителями выявить трудности у детей, связанные с недостаточным уровнем восприятия.

 Подборка родителями игр для детей, которые направлены на воспитание умения внимательно всматриваться в окружающий ребенка мир.

3

ноябрь

«Веселые запоминалки» (Развиваем память)

Познакомить со способами, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала.

Разработка рекомендаций «Развивающие игры для памяти»

4

декабрь

«Королевское искусство речи» (Развиваем речь)

Повысить образовательный уровень компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей.

Участие детей в конкурсе

«Книжки-малышки»

Обогатить методическую копилку для родителей «Год перед школой»

5

январь

«Из чего сделан крепкий орешек»

(Формируем мышление)

Разобрать  ключевые понятия мышления. Проиграть с родителями в игры, направленные на развитие логики, умение обобщать и рассуждать.

Пополнение методической копилки играми «Учимся думать, рассуждать, сравнивать».

6

февраль

«Страна Вообразилия» (Развиваем воображение)

Показать родителя важность развития воображения -  как одно из условий готовности ребенка  к обучению в школе.

Знакомство родителей с играми, упражнениями, психологическими этюдами на развитие у детей воображения

7

март

«Куда идет король – большой-большой секрет» (Развитие самоконтроля)

Дать представление родителям о способах формирования самоконтроля у детей.

Составление памяток для родителей «Развитие самоконтроля у детей 6-7 лет»

8

апрель

Общее собрание. Встреча с учителями начальных классов

Знакомство родителей с образовательными программами начальной школы.

Сформированность представлений у родителей о программах, о психоречевой готовности детей к школе.

9

май

Диагностика

Дать родителям рекомендации по итогам диагностики

Пополнение игротеки кабинетов

Итог

май

КВН для команды детей и команды родителей «Умники и умницы»

Вывод. Одним из основных принципов построения коррекционно-развивающего обучения, согласно современным требованиям государственного стандарта, является принцип комплексности, который был учтен нами  при разработке данного проекта. Реализация принципа комплексности обеспечила установление партнерских отношений учителя – логопеда, педагога – психолога и родителей.

В связи с этим, система работы с родителями по повышению их компетентности в вопросах готовности к обучению ребенка к школе дала положительные результаты. Мы отмечаем повышение активности родителей в следующем:  

  • посещение консультаций специалистов и проведение совместных занятий,
  • участие в конкурсах, проводимых мероприятиях в детском саду,
  • потребности индивидуальных консультаций.

Практическая значимость проекта заключается в разработке психолого-педагогических рекомендаций для родителей, способствующих психическому и речевому развитию детей, а также обеспечивающих успешность адаптации ребенка на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе. Разработанный методический материал может быть полезен родителям, педагогам-психологам, учителям-логопедам.

Все результаты и практические материалы, полученные  в ходе работы по реализации проекта найдут отражение:

  • в материалах публикаций на персональных сайтах, сайте ДОУ.
  • в обобщении опыта работы на педагогическом совете ДОУ и заседаниях методических объединений;
  • в создании методической копилки авторских разработок.

Список литературы:

  1. Закон «Об образовании в РФ»
  2. Методические рекомендации о взаимодействие образовательного учреждения с   семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001г.№90/30-16)  
  3. Агеева И.Д. Веселые загадки-складки и загадки-обманки для всех праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  4. Активные методы обучения: электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет http://www.moi-universitet.ru/
  5. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребёнка к школе. Тула: Арктоус, 2007. – 71 с.
  6. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития», 1998
  7.  Быстрова Г.А., Сизова Э.А. Логопедические игры и задания. – Спб.: КАРО. – 2004
  8. Гуткина Н. И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению» 1997г.
  9. Дьяченко О.М.. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. Издательство «Знание», 1994г.
  10. Заходер Б. Моя вообразилия. М., 1987 г.
  11. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000. .    
  12.  Игры в логопедической школе с детьми. М., 1987 г.
  13. Копилочка активных методов обучения Образовательный портал Мой университет http://www.moi-universitet.ru/ 
  14. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.:ТЦ СФЕРА, 2011 (Приложение к журналу «Управление ДОУ» (2)
  15. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями: метод. пособие. - СПб: Инт-т Тренинга, 1997.
  16. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института Психотерапии, 2003.
  17.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы.
  18. Сидорчук Н.Н., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. http://www.trizminsk.org/e/260025.htm
  19. Технология интерактивного обучения электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет http://www.moi-universitet.ru/ 
  20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Изд. «Владос», 1995.-296с.
  21. Хухлаева О.В. «Активные формы групповой работы с родителями»     ст. в газете «Школьный психолог» № 19, 2006 г 
  22. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1993 г.