Мастер классы, Аналитический отчет, обобщения опыта....

Шаймарданова Оксана Валентиновна

Аналитический отчёт представляет собой исследование о проделанной работе по изучению и обощению новационного опыта, предполагает не простой перечень выполненной работы, а прежде всего анализ материалов, полученных в результате ее выполнения. Позволяет проанализировать свою работу и выявить положительные и отрицательные стороны образовательного процесса. 

  Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Использование дидактического пособия тауматропа в работе учителя – логопеда».163.65 КБ
Файл Презентация к «Использование дидактического пособия тауматропа в работе учителя – логопеда».492.72 КБ
Файл Каталог речевых игр с тауматропом14.71 КБ
Microsoft Office document icon Буклет «Использование дидактического пособия тауматропа в работе учителя – логопеда».1.66 МБ
Файл Использование мнемотаблиц при обучении дошкольников грамоте.550.42 КБ
Файл «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»42.14 КБ
Файл Консультация для воспитателей. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов.189.23 КБ
Файл Консультация для педагогов по теме: Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамот22.28 КБ
Файл Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г.Советский»

«Использование дидактического пособия тауматропа в работе учителя – логопеда».

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ О.В\курсы\IMG_20240318_134039_313.jpg

учитель – логопед:

 Шаймарданова Оксана

Валентиновна

Использование дидактического пособия тауматропы в работе учителя – логопеда.

В современном мире, невозможно стоять на месте, у нас есть отличная возможность идти в ногу со временем, а самое главное идти в ногу с ребенком. Мы можем знакомиться с новыми методами, способами и технологиями в развитии современных детей дошкольного возраста.

Сегодня современный ребёнок с малых лет окружён различными электронными ресурсами. Компьютеры и смартфоны уверенно вошли практически во все сферы жизни и деятельности человека

В наше время заинтересовать детей дошкольного возраста на занятиях очень сложно и приходится искать новые формы работы. Набор детей в этой группе гиперактивные- все, и нужно их заинтересовать.

Организация обучения детей с нарушением речи требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и их интереса к изучаемому материалу. Возникает вопрос, как же заинтересовать ребенка? Использование игрушек и игр на коррекционных занятиях приучает ребенка фиксировать внимание.

          Цель игры – развитие фразовой речи, пальчикового и кистевого праксиса.

         Моя задача как  логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.

Правильно организовав игру, мы не только автоматизируем звук, работаем над грамматическим строем речи и массируем ладони, но и создаем условия для развития воображения, понимания причинно- следственных отношений. И одно из них это - «Тауматроп».

ТАУМАТРОП (от др.-греч. θαῦμα —чудо и τροπή—вращение)—«вращающееся чудо», игрушка, основанная на оптической иллюзии: при быстром вращении кружка с двумя рисунками, нанесенными с разных сторон, они воспринимаются как один благодаря инертности зрительного восприятия.

На своих занятиях  очень часто использую тауматропы с целью: Автоматизации звукопроизношения (картинки подбираются на отрабатываемый звук);

- Пчела летит на цветок. Какой звук издает пчела? /Ззззззззз/

Развитие причинно-следственных связей (составление коротких рассказов);

- Составьте предложения к картинке «Цветок в горшке».

 Развитие лексико-грамматических категорий (уточнение рода, числа, использование предлогов НА, ПОД, В, ЗА); Стрекоза. - Стрекоза что делает? (летит). Сколько стрекоз? (одна). Где летит стрекоза? (над головой, под столом, за спиной, перед Мишей и т. д.). Но так же могут использовать и воспитатели на :

Развитие математических способностей. Солнце. -Какие геометрические фигуры можно увидеть на солнце? (круг, треугольники). -Сколько геометрических фигур изображено на солнце? (9). - Сосчитай треугольники на солнце, сосчитай круги. (8, 1). - Составь задачу про геометрические фигуры изображенные на солнце.

Игра, является профилактикой нарушений зрения (повышают и фиксируют угол обзора, время удержания зрительного внимания на объекте)-это не мало важно, так как я работаю в детском саду.

       С помощью этой игры ребёнок без посторонней помощи производит самомассаж биологически активных точек на ладони(для малышей можно выполнить тауматроп на шестигранном карандаше), так же игра способствует работе над темпом и ритмом движений мелкой моторики(для правильного восприятия требуется удержание определенной скорости вращения).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование дидактического пособия тауматропа в работе учителя – логопеда. учитель – логопед Шаймарданова Оксана Валентиновна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» город Советский»

Слайд 2

Цель игры: развитие фразовой речи , пальчикового и кистевого праксиса .

Слайд 3

Задачи использования данного пособия: Способствовать воспитанию интереса ребёнка в познании окружающего мира и закреплению ранее изученного материала. Способствовать повышению уровня ловкости, координации движений, быстроты реакции и активизации кровообращения. Способствовать развитию активного словарного запаса у детей, закреплению арифметического счёта, развитию игровых познавательных способностей, активизации памяти, логики, мышления. Развивать понимание причинно-следственных связей. Игровое пособие может быть использовано воспитателями, логопедами, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми.

Слайд 5

Как действует тауматроп ? При быстром вращении картонного диска с двумя рисунками наш глаз воспринимает сразу оба изображения, а так как диск вращается на одном месте (вокруг своей оси), то мы видим оба рисунка. Это оптическая иллюзия — в нашем восприятии оба изображения оказываются совмещенными. Если нарисовать с одной стороны картонки птичку, а с другой клетку, то при вращении нам кажется, что птица сидит в клетке.

Слайд 6

Автоматизация звукопроизношения; Развитие причинно-следственных связей ; Развитие лексико-грамматических категорий . Развитие математических способностей Варианты использования тауматропов :

Слайд 11

Каталог речевых игр с тауматропом Палочку (карандаш) в руке кручу-верчу, фокус показать хочу . Вперед-назад , назад-вперед – лягушка в банку попадет. Вперед-назад, назад-вперед – мартышка в рот банан кладет. Вперед-назад, назад-вперед – белочка орех грызет. Вперед-назад, назад-вперед – с совой сидит на ветке кот. Вперед-назад, назад-вперед – ягодку хомяк несет. Вперед-назад, назад-вперед – попал под дождик самолет. Вперед-назад, назад-вперед – поймает мышку рыжий кот. Вперед-назад, назад-вперед – на тарелке бутерброд. Вперед-назад, назад-вперед – Винни Пух нашел свой мед. Вперед-назад, назад-вперед – в чашку мы нальем компот. Вперед-назад, назад-вперед – солнышко увидел крот. Вперед-назад, назад-вперед – мы на стол поставим торт. Вперед-назад, назад-вперед – ловит рыбку енот . Вперед-назад, назад-вперед – в клетке птичка (попугай) поет.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Каталог речевых игр с тауматропом

Палочку (карандаш) в руке кручу-верчу, фокус показать хочу.

  • Вперед-назад, назад-вперед – мяч в ворота попадет.
  • Вперед-назад, назад-вперед – цыпленок червячка найдет.
  • Вперед-назад, назад-вперед – лягушка в банку попадет.
  • Вперед-назад, назад-вперед – мартышка в рот банан кладет.
  • Вперед-назад, назад-вперед – белочка орех грызет.
  • Вперед-назад, назад-вперед – с совой сидит на ветке кот.
  • Вперед-назад, назад-вперед – ягодку хомяк несет.
  • Вперед-назад, назад-вперед – попал под дождик самолет.
  • Вперед-назад, назад-вперед – поймает мышку рыжий кот.
  • Вперед-назад, назад-вперед – на тарелке бутерброд.
  • Вперед-назад, назад-вперед – Винни Пух нашел свой мед.
  • Вперед-назад, назад-вперед – в чашку мы нальем компот.
  • Вперед-назад, назад-вперед – солнышко увидел крот.
  • Вперед-назад, назад-вперед – мы на стол поставим торт.
  • Вперед-назад, назад-вперед – ловит бабочку енот.
  • Вперед-назад, назад-вперед – в клетке птичка (попугай) поет.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование мнемотаблиц при обучении дошкольников грамоте.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и запоминание информации путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехнику разные авторы называют по-разному: Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями; Глухов В.П. – блоками – квадратами; Большева Т.В. – коллажем; Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа, Воробьева В.А. называет эту методику сенсорно-графическими схемами.

Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно – это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.

Педагоги уже давно пользуются в своей работе мнемотаблицами (для

развития связной речи), они помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи направленные на:

• развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти;

• развитие зрительно-пространственных функций;

• развитие связной речи.

Мнемотаблицы при обучении детей грамоте позволяют:

*Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов);

*Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый);

*сравнивать звуки (в таблице наглядно видно, чем один звук отличается от другого).

Составляем мнемотаблицы

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям

интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать идеи для рисунка.



Например, простые таблицы на гласные звуки и буквы.

Буква

Цветовое обозначение звука

Зрительный

символ

напоминающий

очертания губ

при

произнесении

звука*

Картинка на

заданный звук


https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/25/s_5fe5af919e5a8/1601247_1.png














Опора на зрительный символ очертания губ очень помогает детям со слабо развитым фонематическим восприятием.

Усложненный вариант мнемотаблицы на гласный звук включающий характеристику буквы обозначающей звук.


https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/25/s_5fe5af919e5a8/1601247_2.png Задачи, решаемые при работе с таблицей

  • Познакомить (или закрепить) с образом буквы;
  • Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение;
  • Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый);
  • Формировать фонематические представления;
  • Развивать зрительное внимание и память;
  • Развитие зрительно-пространственных представлений;
  • Развитие графо-моторных навыков;
  • Развитие логического мышления;
  • Развитие связной речи;

Более сложные таблицы могут быть составлены для согласных звуков и

букв. Например, для звука и буквы «П»

Варианты работы с мнемотаблицей согласных (с небольшими изменениями можно применять и в работе с таблицей гласных)

I вариант. “Запомни и заполни”

Правила работы с таблицей:

Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить.

Одновременно педагог рассказывает, что там нарисовано и почему.

- В верхнем квадрате посередине находится буква П. Она состоит из 3-х палочек: 2-х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки.

- Под буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, это значит, что она обозначает глухой звук ( голосок не звенит). Слева от колокольчика синий, а справа зеленый квадраты которые показывают, что буква П обозначает твердый [П] и мягкий [Пь] звуки.

- В левом нижнем углу, (под синим квадратом) находится паук, т.к. это слово начинается с твердого звука [П]. В правом нижнем углу (под зелёным кругом) нарисован пень, т.к. это слово начинается с мягкого звука [Пь]. Между пауком и пнем находится папирус, так как в нем есть звуки [П] и [Пь]

Взрослый убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту таблицу. После того, как дети заполнили таблицу, им предлагается рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.


https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/25/s_5fe5af919e5a8/1601247_3.png


II вариант “Найди ошибку”

Правила работы с таблицей:

Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку. Дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно, т.к. звуки [пь], [п] глухой (голосок не звенит).


https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/25/s_5fe5af919e5a8/1601247_4.png


III вариант “Подбери букву”

Правила работы с таблицей:

Детям предоставляется заполненная таблица, только без буквы, им предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.


https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/25/s_5fe5af919e5a8/1601247_5.png

IV вариант “Заполни сам”

Правила работы с таблицей:

После того, как дети познакомились с 1-3вариантами работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали.


https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/25/s_5fe5af919e5a8/1601247_6.png

Практика показывает, что использование метода мнемотехники в обучении дошкольников грамоте активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению представляемой информации, а

также облегчает понимание связей и отношений в мире звуков и букв.

Используя в работе по обучению старших дошкольников данные или

аналогичные таблицы, можно достичь следующих результатов:

  • уменьшение количества ошибок при написании букв имеющих свойство;
  • зеркальности;
  • лучшее усвоение абстрактных понятий, таких как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, графо-моторных навыков;
  • повышение интереса к занятиям.

Список источников.

  1. Подготовка к обучению грамоте. 6-7 лет: воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Авт.-сост. Савченко М.В., Сипачева Е.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
  2. Сульина Ю.С., Малкина Ю.В Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте. ЛОГОПЕД. Ru; https://www.logoped.ru/sulus01.htm



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей группы комбинированной направленности

«Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»

Цель познакомить воспитателей  с системой игр и упражнений, основанных на  звуковом методе подготовки детей к обучению чтению.

Одной из главных аналитико-синтетическом задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма.
В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д.Б. Эльконин, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше,   В.Н. Зайцев, В.И. Городилова, С.Ф. Иваненко). Педагоги вправе выбирать ту или иную методику, учитывая особенности развития каждого ребенка, его возможности и способности.

Как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Большинство детей из массовых групп не владеют навыками анализа и синтеза слов. Дети не умеют различать понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.

Анализ работы педагогов по обучению детей грамоте показал, что воспитатели большое внимание уделяют запоминанию детьми графического образа букв, слиянию и чтению, в то время как фонематическому анализу и синтезу внимание не уделяется. Но следует помнить, что навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение есть воссоздание звуковой формы слова пот его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова». 

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  • Требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  • Появилсь много трудностей с темпом, предложенным школьной программой;
  • Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
  • Обучение грамоте в детском саду является предупреждением дислексии и дисграфии и поможет ребенку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно чтобы ребенок:        

  • Не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  • Умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опозновательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  • Под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

Основным содержанием обучения чтению является звукослоговой анализ слов. Работа по звукослоговому анализу слов должна сочетаться с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям: лексика, грамматика, связная речь.
Прежде чем приступить к обучению чтению, надо тщательно изучить ребенка, используя различные методики и технологии.

На что необходимо обратить внимание при обследовании

  • Физическое состояние ребенка, как часто он болел, какова его моторная ловкостью соматически ослабленные дети недостаточно усидчивы, у них отмечаются повышенная утомляемость, трудности поведения.
  • Развитие познавательной активности ребенка: обнаруживает интерес к обучению или безразличен, с трудом входит в контакт с педагогом, отказывается выполнять задания, проявляет речевой негативизм.
  • Развитие психических функций ребенка: памяти, внимания, мышления. Неустойчивость внимания, плохая память, несформированность мыслительной деятельности могут препятствовать обучению ребенка грамоте.
  • Соответствие уровня речевого развития возрастной норме; трудности в звукопроизношении: пропуски, замена и искажение звуков (корова – «коова»; санки – «шанки»).

Все эти особенности необходимо учитывать педагогу. Если они ярко выражены, то следует проконсультироваться со специалистами. Если дети физически крепкие, если у них активная познавательная деятельность, сформированы учебные навыки, речевое и психическое развитие соответствует возрасту, не отмечается негативных особенностей поведения, значит, можно начинать обучение грамоте.

Не буду предлагать, какую либо методику обучения – как уже упоминалось, методики широко представлены в литературе. Однако всегда надо помнить, что ведущая деятельность ребенка – игра, а следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнать особенности слов, учиться применять их в речи.

Знакомясь с различными инновационными подходами к обучению и воспитанию детей по развитию речи и обучению грамоте, я выделила для себя творческий проект «Кубигород». Цель которого: развивать все стороны речи, психические процессы: внимание, память, мышление.

Данное игровое пособие представляет собой серию кубиков, на гранях которых даны символы дидактических игр или упражнений. Оно многофункционально, вариативно. Каждый кубик может быть использован, как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению педагога.

Представленная система игр и упражнений, построенная с учетом последовательного усложнения материала, поможет ребенку научиться различать понятия звук и буква, подготовит их к чтению. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.

Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и потребность владения языком, совершенствования речи.

 Что необходимо знать взрослому, который хочет научить ребенка читать

  • Проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.
  • Учитывать состояние ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.
  • Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.
  • Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до конца.
  • Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда ребенок будет ждать встречи с вами, у него возникнет желание научиться читать.
  • Каждая игра включает в себя цель, ход и рекомендации для взрослого, который проводит игру.

Представленные игры делятся на две группы: игры со звуками и игры с буквами.
Игры со звуками можно проводить в любое время – утром, после сна, вечером.

 Что необходимо знать взрослому, который хочет научить ребенка читать

  1. Проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.
  2. Учитывать состояние ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.
  3. Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.
  4. Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до конца.
  5. Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда ребенок будет ждать встречи с вами, у него возникнет желание научиться читать.
  6. Каждая игра включает в себя цель, ход и рекомендации для взрослого, который проводит игру.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук А»
Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.
Ход
Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук 
А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.

«Три слова»
Цель.  Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход
Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: 
утка, уши, узел.
Ребенок. Звук 
У.
Взрослый. Где ты услышел звук 
У в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки»
Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход
Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребенок. 
Апельсин, аист, арбуз. Звук А.
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.

 «Путешествия по комнате (группе)»
Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход
Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли. 
Рекомендации. Не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У вас по четыре фишки: как только они закончились – это сигнал к окончанию игры. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука С. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.
 Игры подбираются с учетом основного принципа обучения – от простого к сложному. На начальном этапе ребенку предлагаются игры, в которых требуется различать гласные звуки, выделять звуки в начале слова, а затем в конце и в середине слова, подбирать слова, отбирать картинки, находить предметы с заданным звуком в названии. Впоследствии педагог использует эти же игры, но с заданиями на согласные звуки. Правила остаются теми же. 
Когда ребенок усвоит понятие «звук» и «буква», научится различать гласные и согласные звуки, будет самостоятельно справляться с анализом и синтезом односложных слов (
мак, дом), вы можете использовать следующие, более сложные игры.

 «Составь слово из отдельно названых звуков»
 («Поймай словечко в ладошки»)
Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.
1-й вариант.
Ход
Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?
Ребенок. Слово мак.
Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы :ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.
2-й вариант.
Ход
Взрослый называет звуки слова  в нарушенной последовательности: 
Д, М, О. ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.
Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»
Цель. Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.
Ход
Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?
Ребенок. Не знаю.
Взрослый. Попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.
Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.
1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.
Образец:
Картинки: шапка, автобус, рак.
Звуки: ш,а,р.
Слово: 
шар.
2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.
Образец:
Картинки: комар, трава, сок.
Звуки: р,а,к.
 Слово: 
рак.
3-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.
Образец:
Картинки: куст, крот, кукла.
Звуки: с,о,к.
Слово: 
сок.
Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и , что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.
Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз правила игры, дайте образец выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.

 «Цепочка слов»
Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход
1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.
Ребенок. Коза
И т.д.
Например: 
рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).
Эти игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с подгруппой детей. Проводя игры с подгруппой детей, можно внести элементы соревнования. Например: «Кто назовет больше слов с заданным звуком – получит звездочку». Такие игры учат ребенка играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе, искать новые слова.
Любят дети игры с мячом. Бросая мяч, ребенок не не только должен поймать его, но и быстро вспомнить и назвать слово с заданным звуком.
Дети стоят вокруг педагога; педагог с мячом – в центре круга.
Взрослый. Я буду называть звук и бросать мяч, а вы, возвращая мне мяч, должны назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.

Взрослый

Ребенок

Звук  А

Апельсин

Звук  У

Улитка

Звук  И

Иголка

Другой вариант игры с мячом. Дети стоят в круге (педагог вместе с детьми). Педагог предлагает детям определить, с каким звуком нужно называть слова. Назвав звук, педагог, передавая мяч ребенку, произносит слово, которое начинается с этого звука. Игра заканчивается, когда мяч оказывается снова в руках педагога.
Постепенно темп игры ускоряется. Можно поставить песочные часы, чтобы дети, наблюдая за тем, как высыпается песок, стремились быстрее называть слова.
Игры можно проводить, сидя за столами, которые стоят в группе каждый раз по-разному: буквой П, Т, в виде круга, овала. Главное, чтобы столы не стояли, как парты в школе. Психологи считают, что дети чувствуют себя наиболее психологически защищенными, если занимаются с педагогом за круглым столом.
Итак, дети (6-7 человек) сидят за круглым столом. Педагог сидит вместе с детьми и предлагает им выбрать любой звук, с которым все дети будут называть слова. Например, дет выбрали звук 
М. Считалка помогает определить игрока, который начинает игру. Назвав слово на звук М, ребенок берет за руку соседа справа, сосед называет  свое слово на звук М и берет за руку своего соседа, и т.д.  игра заканчивается, когда все дети соединили руки. Все поднимают руки вверх и кричат «ура!» - цепочка из рук получилась. Если ребенок не может вспомнить слово, цепочка считается разорванной, но огорчаться не стоит, так как друзья помогут.
Сначала эта игра проводиться медленно, педагог дает возможность ребенку подумать: затем темп ускоряется.
Интерес детей к таким играм не пропадает, если игры будут разнообразными, неожиданными, с сюрпризами – всегда новыми для ребенка.

«Волшебники»
Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.
Ход
Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком 
С.

Взрослый

Ребенок

 

Ток

Сок

(т-с)

Дом

Сом

(д-с)

Лук

Сук

(л-с)

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый звук в слове. Дайте образец ответа.

«Имена детей»
Цель. Учить детей путем добавления согласных звуков образовывать новые слова.
Ход
Взрослый. Вспомни имя девочки, которое начинается со звука 
А.
Ребенок. Алиса, Аня, Антонина...
Взрослый. Красивое имя Аня.  Давай это имя с помощью согласных звуков превратим в новые имена девочек и мальчиков. К имени Аня добавь звук 
Т. какое имя девочки мы услышим?
Ребенок. Таня.
Взрослый к имени Аня добавь звук 
С. Какое имя мальчика мы услышим?
Ребенок. Саня.
И т.д.
Если вы сами проводите эти занятия с увлечением, в игровой и занимательной форме, то вскоре убедитесь, что у детей появляется особый интерес к слову, они начинают экспериментировать со словом, задают вопросы, ждут, когда вы найдете время чтобы 
поиграть снова.

При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса можно добиться удивительных результатов. Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.
Уважаемые педагоги, не превращайте обучение в детском саду в школьный урок. Дошкольники должны получать знания об окружающем мире только в игровой форме. Радуйтесь успеху каждого ребенка и помогайте преодолеть трудности в обучении. Поверьте, от нас зависит, захотят наши дети пойти в первый класс или нет.

Основные направления подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В условиях внедрения в практику работы образовательных учреждений вариативных образовательных программ, реализующих различные подходы к образованию и развитию ребенка, проблема преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования стала более острой. На современном этапе решение данной проблемы рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Известно, что успешное обучение ребёнка в школе может осуществляться на основе определенного уровня готовности, который предполагает наличие у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и социальную подготовку. Для обучения в школе необходимы достаточно высокий уровень ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения.

При существующей вариативности содержания программ дошкольного образования необходимо сохранить направленность педагогической деятельности на постановку тех приоритетных задач, обозначенных в Концепции непрерывного образования, решение которых повлечет за собой именно изменения в физическом, познавательном, художественно-эстетическом и социально-личностном развитии ребенка (т.е. приведет к формированию значимых новообразований дошкольного возраста), а не типичную подготовку к школе, превратившуюся в "натаскивание" ребенка по различным предметным областям.

В настоящее время существует множество вариативных программ по подготовке детей к школе и программ начального обучения. Их содержание постоянно обновляется и уточняется с учетом требований времени и новейших достижений в области научных исследований. К сожалению, необходимо признать, что эти изменения касаются, в основном, содержания в образовательных областях "Словесность" и "Математика".

Не претендуя на подробный анализ программ, укажем лишь на некоторые факты. Так, частично материал программы начальной школы перенесен в ДОУ (например, чтение текстов, введение правил написания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, анализ слов с йотированными буквами Е,Ё,Ю,Я когда они обозначают два звука и т.д.). Вследствие такого переноса происходит увеличение объема изучаемого материала и автоматический рост нагрузки. Позже, при обучении в школе, ребенок вдруг замечает, что это он уже "учил в садике", хотя материал был предложен педагогом как ознакомительный, пропедевтический.

Поэтому педагогам ДОУ необходимо более тщательно подходить к отбору материала. Желательно исключить из программы школьный материал и увеличить время на продуктивную работу по становлению личностных качеств дошкольника, необходимых в качестве его готовности к школе (например, исключить изучение правил о гласной после шипящих, о Ь и Ъ разделительных знаках, обязательное чтение текстов всеми детьми и др.).

Рассмотрим примерное содержание программы обучения грамоте. Успешное обучение грамоте в школе предполагает, что на этапе дошкольной подготовки основной задачей подготовки к ОГ является ПРАКТИЧЕСКОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ со звуками речи и предложением. Сюда же войдут правильная посадка при письме, умение располагать тетрадь, правильно держать ручку и карандаш, развитие и укрепление мелких мышц пальцев и кисти руки, элементарных графических навыков (пространственная ориентировка на листе бумаги и др.)

Если условно разделить всю работу по общей теме "Звуки речи", то можно выделить в подготовке к ОГ два этапа:

  • на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатываем четкую артикуляцию звуков, уточняем их звучание. Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;
  • на втором этапе развиваем у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.

Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте. Основная задача подготовительного курса - формирование умений интонационно выделять любой звук в слове, что поможет детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных и согласных звуков (возможна дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, мягкости-твердости, также возможно первичное ознакомление со слоговой структурой слова и словесным ударением). Основная задача - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

В подготовительной группе дети знакомятся с буквами русского алфавита и правилами их печатного начертания, начинают овладевать слоговым способом чтения, строят схемы по следам звукового анализа, выкладывают слова из букв разрезной азбуки (возможно обучение и слитному способу чтения, выкладывание простейших предложений из букв разрезной азбуки). Основная задача - анализ и синтез слов и предложений разной конструкции.

Помочь реализовать все вышеназванные задачи поможет развивающая среда, которая окружает ребенка и в ДОУ, и дома. Это специально организованная личностно-ориентированная среда, которая побуждает ребенка делать осознанный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, учит принимать и осуществлять самостоятельные решения, самому оценивать свои действия и вносить в них свои коррективы, следовательно, идти по пути творческого развития. Эта среда учит уважать и учитывать интересы и потребности других, умению сообща и бесконфликтно решать возникающие проблемы, отвечать за свои слова и поступки.

В помощь педагогам разработаны памятки по формированию навыков звукового анализа у дошкольников; речевые задачи, стоящие перед детьми каждой возрастной группы; направления работы со словом, приемы работы со словом; направления работы по обучению построению предложения и связного высказывания; приемы работы с предложением и текстом.

Например, общие правила по формированию навыков звукового анализа.

1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:

  • выделение звука из слова;
  • определение первого звука;
  • определение последнего звука;
  • установление места звука в слове (начало, конец, середина слова);
  • полный звуковой анализ.

2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:

  • с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
  • в речевом плане (проговаривание);
  • по представлению - в уме (самое трудное).

3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа:

  • слова из двух гласных (ау, уа);
  • слова из двух звуков (ум, ах, ус);
  • слова из трех звуков (дым, мир);
  • слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
  • слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
  • слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
  • слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
  • слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.




Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

 

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов.

 

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, которая состоит перед педагогами дошкольного учреждения.

Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.

Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной.

В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.

Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом («З» - песенка комара, «Р» - работа мотора самолёта, «Ш» - из лопнувшего шара выходит воздух).

Такие вспомогательные средства помогают эффективно готовить детей с проблемами речевого развития к усвоению письма и чтения.

Полезны детям игры, разработанные с символами, в которых автоматизируются и дифференцируются звуки. Кроме этого, зрительные символы развивают память, внимание, воображение.

Из всего сказанного следует что, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности. необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.

Для этого следует систематически проводить соответствующие игры и упражнения. В проведении таких игр большую роль играют символы.

Например, с детьми старшего дошкольного возраста проводятся игры на придумывание слов с определенным звуком. Для этого используются картинки – символы.

Таким образом, в дошкольном возрасте правильная речь является главным формантом, определяющим дальнейшее развитие ребенка. Поэтому, нашей с вами целью является  развитие фонематического восприятие у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

 

 

 

                                                                         Зрительные символы гласных звуков

 

https://documents.infourok.ru/bf3fdd0d-8c7b-47f8-87a8-5d4323b9031b/0/image001.jpg

 

 

https://documents.infourok.ru/bf3fdd0d-8c7b-47f8-87a8-5d4323b9031b/0/image002.jpg

https://documents.infourok.ru/bf3fdd0d-8c7b-47f8-87a8-5d4323b9031b/0/image003.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме:

Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС).

         

Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели. Поэтому необходимо до знакомства с буквами и обучения чтению и письму ознакомить детей со звуковой действительностью языка.

Для того  чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и письме первых слогов ребенок смог открыть позиционный принцип русского чтения, то есть учился  ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, необходимо, чтобы в добуквенный  период обучения дети научились различать звуки (фонемы) гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками фонемного анализа  (расчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое).

Цель фонемного анализа – научить малыша ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звука.

В своей исходной форме фонемный анализ есть установление последовательности фонем в полном слове. В отличие от естественного интуитивного деления слова на слоги, расчленению слова на звуки нужно специально учить. Если спросить ребенка из группы, какой первый звук он слышит в слове МАМА, он ответит МА.  И это не случайно, так как именно такое деление слова отражает естественный механизм его членения: сочетание согласного с последующим гласным (слияние) представляет собой настолько неразрывную в артикуляционном отношении целостность, что нужно специально обучаться членить ее на отдельные звуки. Недаром Д.Б.Эльконин писал, что для формирования способов фонемного анализа естественный механизм членения звуковой структуры слова необходимо перестроить. Так же по данным В.К.Орфинской выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. Принимая во внимание все вышесказанное, в старших и подготовительных группах должна проводиться специальная работа по формированию у дошкольников навыков звукового анализа  и синтеза. Эта работа проводиться по следующим этапам:

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале  неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру, различение слов, близких по звуковому составу.

На данном этапе используются игры: «Что звучит?», «Где звучит колокольчик?»,  «Что за чем звучало?», «На чем играет Буратино?», «Тихо-громко», «Высоко-низко», «Угадай, кто в домике живет», «Угадай, кто позвал», «Найди правильное слово» и другие.

Формирование  понятий «звук», «слово», предложение».

На втором этапе дети получают знания об основных законах речи: речь состоит из слов; словами обозначаются предметы, их признаки, действия предметов и с предметами; слова состоят из звуков; из слов можно составлять предложения; даются понятия «звук», «слово», «предложение». Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., строят схемы предложений. В качестве основного методического приема используется «живая модель», когда сами дети обозначают слова предложения. Используемые на этом этапе игры: «Живые звуки», «Живое предложение», «Добавь слово», «Собери словечко», «Слова рассыпались», «Кто больше составит слов» и т.п.

Формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение фишек для обозначения звуков.

 Д.Б. Эльконин  характеризовал фонемный анализ как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. Образец такого произнесения дает педагог. Ребенок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем – то же с остальными звуками в слове.  Например,  ребенок произносит: «МММАК. Первый звук – [M]».  Далее ребенок произносит слово, интонируя следующие звуки: «МАААК. Второй звук – [A]. МАККК. Третий звук –[K]».

Для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать звучащее слово. Что нужно, чтобы узнать звук? Всего лишь услышать его. Почему так трудно услышать отдельные звуки, из которых состоит слово? Звуки до обучения очень часто вообще не существуют в сознании ребенка. В отличие от невидимого летучего и мгновенного звука букву и увидеть можно и даже потрогать. Задача педагога  сформировать у ребенка целенаправленный и осознанный способ действия для вычленения звуковой последовательности слова, научить его выполнять определенную последовательность операций, контролировать и оценивать свои действия. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Чтобы увидеть звук и материализовать его педагог использует специальные цветные фишки (квадратики желтого цвета). Можно использовать игровые персонажи Звуковички. Звуковички живут в Стране Живых Слов и занимаются звуковым строительством. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются педагогом  вместе с детьми от имени этих лингвистических персонажей. Чтобы «увидеть» анализируемое слово ребенку предлагается карточка-схема, на которой изображен предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками - квадратиками желтого цвета. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. На этом этапе необходимо научить детей последовательному  интонационному выделению звуков в слове и пооперационному контролю за правильностью звукового анализа. Используемые на этом этапе игры:  «Скажи, как я», «Добавь звук», «Веселый мяч», «Поймай звук», «Звуковой лес», «Звуковички», «Дружные звуки», «Цепочка слов», «Расшифруй слово» и другие.

Формирование понятий «гласные звуки», «согласные мягкие звуки», «согласные твердые звуки», формирование навыков восприятия и различения звуков речи, формирование навыка интонационного выделения изучаемого звука в слове, предложении и тексте, формирование умения давать характеристику звуку (гласный-согласный, согласный твердый - согласный мягкий, звонкий согласный-глухой согласный),  обучение фиксации звуков цветными фишками, определение позиции звука в слове ( начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор слов с определенной позицией звука в слове.

На четвертом этапе, когда дети знакомятся с гласными звуками,  согласными твердыми и согласными мягкими звуками, желтые фишки  меняются: гласные звуки обозначаются красной фишкой, согласные твердые – синей, а согласные мягкие – зеленой. Дети узнают, что произнесению гласных звуков ничто «не мешает» - ни губы, ни зубы, ни язык, воздушная струя выходит через рот свободно. Звуки поются, тянутся. На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык. Сразу вводится названия твердых и мягких согласных звуков. Усвоению теоретического материала и новых для детей понятий помогает  знакомство и игра  с волшебниками Страны Слов – Тимом и Томом. Тим и Том воплощают различение мягкости и твердости согласных звуков. Тиму соответствует зеленая фишка, Тому – синяя.    Так в соединении игровой и обучающей форм действия с условными значками (фишками) подготавливается будущее учебное действие моделирования.  Дети определяют позицию звука в слове (начало, конец, середина), подбирают слова на заданный звук с помощью волшебников Тима и Тома. Используемые на этом этапе игры: «Полечим звуки», «Поможем Тиму (Тому)», «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Угадай-ка», «Подбери слово»  и другие.

Деление слов на слоги, подбор слов с заданным количеством слогов, построение (моделирование) слоговой схемы слова, анализ обратного и прямого слогов;  

Используемые игры:  «Поможем Мастеру слогов», «Прохлопай слово», «Прошагай слово», «Подбери слово» и т.д.

Определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы (модели) слова.

Сначала дети обучаются определять ударный слог и составлять слогоударные схемы, а затем определять ударный гласный звук.  В этом детям помогает  сказочный персонаж - Ударный Мастер, который живет в Стране Слов. Ударный гласный звук хорошо слышен, если слово «позвать», но при этом произнести его не по слогам, а целиком. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением. Можно предложить детям произнести слово быстро, тихо, шепотом. В этом случае ударение становится еще более различимым.

На седьмом этапе педагог обучает детей фонемному анализу: дети не только осваивают определенную последовательность операций, но и приобретают способность контролировать и оценивать свои действия. Педагог вооружает дошкольника алгоритмом звукового анализа:

Скажи слово и послушай себя. Ребенок произносит вслух слово, которое он будет разбирать. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, кроме как произнести его, нет. Для проведения звукового анализа подбираются слова сначала односложные, затем двусложные с открытыми слогами, далее трехсложные и двусложные со стечением согласных,  состоящие из фонем в сильных позициях, например, СЫН, МАК,  ЛАПА, РУКА, БУМАГА, ТАРАКАН, СТАКАН, ЧАШКИ.

Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови его и дай характеристику. С этого момента начинается собственно звуковой разбор. Требование протянуть первый звук напоминает детям способ действия, а указание на то, что звук протягивается в составе целого слова, подсказывает средство контроля за правильностью выполнения действия. После того, как ребенок назвал нужный звук, то есть не только выделил его в составе полного слова, но и произнес изолированно, он характеризует звук: гласный звук, согласный твердый звук или согласный мягкий звук.

Обозначь выделенный звук. Необходима материализация действий звукового анализа. Без этого дети забывают, какое слово они анализируют, какой звук они уже выделили, нужно ли им продолжать разбор, или он уже закончился.

Проверь, все ли звуки слова уже выделены, прочитай свою запись. Эта операция позволяет сделать фонемный анализ действительным средством обучения чтению. Называя последовательно найденные звуки, ребенок осуществляет ту самую аналитико-синтетическую работу со звуками. Ведя пальчиком вдоль составляемой схемы, и «пропевая» звук за звуком, он реально читает еще до знакомства с буквами. При этом последовательное слитное произнесение звуков становится пропедевтикой слитно-протяжного чтения.

Найди ударный слог. Нахождение ударения не является неотъемлемой частью звукового анализа. Однако, учитывая задачи последующего обучения грамоте, а главное трудности перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, формирование умения самостоятельно определить ударный гласный звук включается в звуковой разбор.

Последняя операция. Проверь, получилось ли слово. Для этого прочитай его по слогам. Хотя вычленение каждого звука осуществляется в полном слове и, значит, контролируется по ходу анализа, нужно еще раз подряд произнести все звуки слова (прочитать), чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Сформированный способ слогоделения существенно поможет детям на начальных этапах чтения.

Итак, этап звукового анализа предшествует этапу введения букв и обеспечивает исходную лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как о значащей форме.

Звуковой анализ не служит исключительно практической цели – выделению фонемы, а имеет более широкие задачи. Он должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать.



Предварительный просмотр:


Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Одной из задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.

В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, В. Н. Зайцев, Г. А. Глинка, Л. Е. Журова, Н. С, Жукова, Н. С. Нищева). Педагоги вправе выбирать ту или иную методику, учитывая особенности развития каждого ребенка, его возможности и способности.

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте :

• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных и согласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; последовательно выделять звуки и устанавливать их место в слове. Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемами-моделями.

    Навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

Создателем наиболее совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К. Д. Ушинский, который разработал звуковой аналитико-синтетический метод. Звуковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан.

Рассмотрим на примерах организацию работы по формированию фонетических умений.

Педагогам всегда надо помнить, что ведущая деятельность ребёнка – игра, а следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом и синтезом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи.

Далее предлагаются методические приёмы, методы и игры, которые педагог может использовать на занятиях по обучению грамоте и отдельно.

Во–первых, даём понятие «предложение» как часть рассказа. Педагог говорит детям : «Чтобы мы понимали, о чём мы говорим друг с другом, нужно говорить предложениями, а не просто отдельными словами».

- Что я хочу сказать?

Большой… Вы меня поняли?

- Нет.

- Большой стол, шкаф, мяч, мальчик?

- Это всё отдельные слова, и мы не знаем, что делает «большой мальчик».

Большой мальчик идёт гулять. Вот это предложение. Предложение всегда несёт нам какую-либо информацию, о чём-то говорит. Предложение содержит законченную мысль.

Первое задание: составляем предложение по картинке (н-р, о лисёнке, о зайчонке и т. д.).

Сообщаем детям, что рассказ состоит из предложений. Второе задание: будем считать предложения, и загибать пальцы, для чего руку, согнутую в локте, поставим на стол. Вслух читается небольшой текст (из 2-3 предложений) с выразительными паузами между предложениями.

Вопросы:

- Что мы делали? (Считали предложения.) Сколько предложений в этом рассказе?

Третье задание: прислушаться, чтобы сосчитать предложения, обратив внимание на паузы (остановки). Считать надо «по секрету», спрятав руки под парту.

Вопросы:

- Сколько предложений в этом рассказе? Что длиннее: рассказ или предложение? Что короче: рассказ или предложение? Из чего можно составить рассказ? Как удалось правильно подсчитать предложения? К чему прислушивались? (К паузам, к остановкам.) Где была пауза? (В конце предложения.)

Делаем вывод: надо не просто слушать, а прислушиваться.

Предложение можно произнести, его можно записать, обозначить на бумаге. Дети ещё не знают букв, но уже учатся «записывать» предложения, изображать его в виде схемы, моделировать. Педагог объясняет, что предложение, даже не зная букв, можно записать. Оно будет выглядеть так:. Начало предложения обозначено уголком, а в конце ставится точка, которая показывает, что надо сделать остановку голосом (паузу).

Далее переходим к толкованию термина «слово». Рассмотрим следующие приёмы.

Взрослый:

- Серый волк в густом лесу встретил рыжую? Предложение закончилось? Что нужно добавить? (Слово.) Вот загадки-добавлялки:

* Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал (заяц).

*Верещунья-белобока, а зовут её (сорока).

*-Где обедал, воробей?

-В зоопарке у (зверей).

*Не хотел котёнок мыться –

Убежал он из (корытца).

- Что мы добавляли? (Слова.) Что получалось? (Предложения.) Делаем вывод: из чего можно составить предложение? (Из слов.) Что короче? Что длиннее? Предложение или слово?

- Машинка. Кукла. Конструктор. Что я сказала? (Слова.) Сколько слов? Можно ли назвать это предложением? Почему? (Предложение всегда понятно. В предложении говорится о ком-то или о чём-то.)

Педагог объясняет, что можно записать предложение и указать количество слов в нём с помощью схемы.

Следующий этап – составление предложений по ситуативным картинкам с опорой на схемы. Так дети сами приходят к правилу правописания«Слова в предложении пишутся отдельно одно от другого».

Дети учатся составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

Взрослый предлагает поиграть в следующие игры:

1. Игра «Покажи цифру 3». Воспитатель читает предложения, дети должны показать цифру 3, когда услышат предложение из трёх слов.

   1. Дети играют. 2. Катя одевает куклу. 3. Таня шьёт кукле платье. 4. Зина помогает Тане.

2. Игра «Покажи цифру».  Воспитатель читает предложения. Дети определяют количество слов в предложениях и показывают с помощью цифры.

1. Наступила золотая осень. 2. Желтеют листья. 3. Птицы улетают. 4. Колхозники убирают богатый урожай.

3. Задание: составить предложение по схеме с заданным количеством слов.

4. Упражнение: дети придумывают предложения и составляют схемы (самостоятельно; коллективно; 1 ребёнок у доски, остальные на местах).

Формирование понятия слог.

Произнесённое слово делится на части, каждая из которых произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. Слог – естественная минимальная произносительная единица. Иначе говоря, членение слова на слоги (в отличие от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений.

Детям предлагаем отгадать загадку.

За деревьями кустами

Пробежала будто пламя.

Промелькнула, пробежала

Нет ни дыма ни пожара. (Лиса)

- Произнесите слово лиса и понаблюдайте, сколько раз вы открывали ротик.

- Что мы сказали, открыв ротик первый раз? (Ли.)

- Это целое слово или его часть? (Часть.)

- А что надо ещё добавить, чтобы получилось слово ЛИСА? (Са – ещё одну часть.)

- Так как же мы говорим слово ЛИСА, сразу всё слово или по частям? (По частям.)

- Скажем слово ЛИСА по частям. (ЛИ-СА.) Сколько частей в этом слове? (2 части.) Какая первая? (ЛИ.) Какая вторая? (СА.)

- Можно ли назвать часть ЛИ словом? (Нет, это не слово.)

- Как же называются такие части, из которых слагаются слова? Такие части называются СЛОГИ. Обозначать слоги мы будем вот так:

Воспитанники, как правило, более активны, контактны, понятливы и дружелюбны с введением игровых приёмов. Пользуясь мячиком как учебным инструментом, легко смоделировать слоговой состав слова. Деление слова на слоги производится под удары мяча об пол по образцу учителя, который, стоя в кругу перед детьми, демонстрирует и речевое, и предметное действие, тем самым, приглашая детей к совместным сопряжённым активным действиям.

1. Приглашением к началу упражнений с мячом часто служат и речевые причины, с внедрением в их канву слов-терминов:

- Буду я сейчас водить

Буду я произносить

Какое-нибудь слово.

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить.

Под мяч! Начинаем!

Мама! (Ма-ма) Сады! (Са-ды) Родина! (Ро-ди-на) Cливы! (Сли-вы) Ура! (У-ра)

Буду я сейчас водить,

Буду я произносить

Только части слов сначала.

Части нужно так составить

Чтобы слово зазвучало: ды, са; вы, сли; ки, ру.

- Сады, сливы, руки! – угадывают дети.

2. Договори слово.

Цель: выработать навык деления слов на слоги, научить выделять закрытый слог.

Ши…на вет…ка

Ти…на Сум…ка

Ра…на шут…ка

Пе…на мар…кА

3. Договори последний слог (с мячом)

Я начну, а вы кончайте,

Часть любую добавляйте,

Можно «сы», можно «са»,

Бу-, ве-, но-, ли-, ко-.

4. Деление слов на слоги и составление слов

из слогов (с мячом)

Буду я сейчас водить,

Слово вслух произносить.

Слово нужно повторить

И на части разделить.

5. Игра «Паровозики»«Весёлый паровозик».

По предметным картинкам, дети делят слова на слоги, определяют количество слогов и помещают картинку в соответствующий вагон паровоза.

6. Дидактическая игра «Дом, за-мок, из-буш-ка».

Слова, состоящие из одного слога заселяются в дом, из двух слогов – в за-мок, из трёх слогов – в из-буш-ку.

7. Соотнеси картинки и схемы.

Предлагаются слоговые схемы слов, состоящие из разного количества слогов и предметные картинки. Дети должны соотнести картинки со схемами.

8. Подбери слово (картинку).

При изучении какой-либо лексической темы (например, овощи, педагог предлагает детям слоговую схему слова и предметные картинки. Далее просит подобрать слова (картинки, соответствующие данной схеме.

9. Покажи цифру.

Воспитанники делят заданное слово на слоги и показывают нужную схему.

Усвоению темы «Звуки речи» помогают следующие приё мы работы:

1. Составление слога (слова) по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала.

Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам [т], [о], придумывают слова с данным слогом. Аналогично составляют слова.

2. «Строители». Сейчас поиграем в игру, которая называется «Строители». Теперь мы будем «строить» слова, собирать из звуков. Я буду произносить отдельные звуки, а вы их будете объединять в слова.

Учитель«Есть два звука: [АА], [УУ], а вместе получится…»

Ребё нок: «[ААУУ] (ау)».

      Воспитатель: «Кто так кричит?»

     Ребё нок«Тот, кто заблудился в лесу».

Звуки: а) [УУ], [АА]; б) [ИИ], [АА]; в) [ОО], [ОО]; г) [с-у-п].

         Работаем над понятием звуки гласные и согласные.

Изучение темы «Знакомство с гласными и согласными звуками» можно организовать так:

- Мы с вами сделали важное открытие: мы узнали, что слова, когда их произносят, состоят из звуков.

- Вместе потянем и послушаем первый звук: а-а-аист. Назовите его: [а]. Понаблюдаем друг за другом: как мы произносим этот звук. Произнесём тихо., а теперь громче., ещё громче… Что происходит со ртом? (Открывается.) Один учёный так и назвал эти звуки – «ртораскрыватели». А попробуем плотно закрыть рот и произнести этот звук. Получилось? Почему? Хотите объясню? Нам помогает звуки произнести воздух. Когда мы произносим звук [а], воздух проходит свободно, не встречая преград. Проверьте.

- А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился. Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, учёные назвали ГЛАСНЫМИ. Чтобы нам не потерять гласный звук [а] в слове аист, обозначим его схемой красного цвета.

Теперь послушаем последний звук в слове аист. Давайте вместе его произнесё м: аист-т-т. Ещё раз произнесите его и понаблюдайте: воздух тоже проходит свободно или встречает преграду? Где же эта преграда, чем она создана – понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга… Проверим. Попробуем произнести так, чтобы язык ни к чему не прикасался… Получилось? Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, назвали СОГЛАСНЫМИ. Согласные звуки в русской речи всегда идут рядом с гласными – вот они и согласные. Их будем обозначать схемами синего цвета.

Произнесём ещё раз наше слово аист и послушаем: между звуками [а] и [т] есть ещё звуки: а-а-и-и-с-с-т-т. Какие же это звуки, гласные или согласные – как узнать? (Понаблюдать, есть ли преграда для воздуха.) Произносим, наблюдаем и узнаём… Обозначим эти звуки. Может быть использовано и другое объяснение: «Гласные – ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные – ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, тем плотнее надо сжать рот. Произнесите сначала тихонько, а потом громко: а! А! Заметили, что рот во втором случае хочет шире открыться? Произнесите сначала тихонько, а потом громче: с! С! Заметили, когда громче, то язык стремиться плотнее примкнуть к зубам?»

1) Задание: назвать картинку (дом, кот, лук, мак, кит, бык, выделить на слух согласные звуки.

2) «Скажи слово с нужным звуком».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Игра с мячом. Учитель предлагает придумать слово со звуком [а] (бросает мяч любому играющему). Ребё нок«Шапка». Бросает дальше. … Так закрепляются гласные и согласные звуки. Затем игра усложняется, можно предложить назвать согласный (гласный) звук в начале слова, в середине или в конце.

3) «Определи гласный звук». А теперь послушайте слова. Какие гласные звуки в них слышите? Отвечайте полным ответом. Слова: мак, зуб, кот, мышь, дуб, сон, таз, дым, суп, лось, рысь.

4) «Звуковой мячик». Учитель бросает детям по очереди мячик с заданием, а дети возвращают с ответом. Если учитель бросит с заданием «гласный», то ребёнок «бросает» в ответ название одного из гласных звуков. Если воспитатель бросает мячик с заданием «согласный», ребёнок – ответ с согласным звуком. Аналогично твёрдые и мягкие звуки. А если в задании прозвучит какой-то согласный (гласный) звук, то нужно будет ответить, какой это звук.

5) «Измени слово». В слове «бак» замени гласный звук на звук [ы]. Что получилось? и т. д.

6) "Разложи картинки" : подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

7) При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Вот некоторые виды упражнений, способствующие формированию умений различать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.

Лучше всего выделяет человек качества согласных при сопоставлении пар слов, в которых единственным различителем лексического значения является именно это подлежащее выделению свойство. Вот почему легче всего ребёнок улавливает различие между твёрдыми и мягкими согласными, сравнивая слова, например: хор – хорь, жар – жарь, нос – нёс, галка – галька. Дети наблюдают над артикуляцией. Обозначаем твёрдые и мягкие согласные схемами синего и зелёного цвета.

1) «Фонарики». Для данной игры у каждого ребё нка по три квадратика: красный, синий и зелёный.

- «А сейчас берите в руки фонарики и показывайте красный глазок, если услышите … Какой звук? Правильно, гласный. А если будет твёрдый согласный звук, то вы покажете … Какой глазок фонарика? Конечно, синий. Мягкий согласный? Зелёный. Начнём.

Звуки: [ИИ], [АА], [В'], [К], [ОО], [Л'], [ЫЫ].

2) При помощи звуковых схем, обозначающих твёрдые и мягкие звуки, дети показывают, какие звуки они слышат в словах, названных педагогом.

Воспитатель подбирает слова, в которых изучаемые звуки находятся в начале слова, в середине слова, в конце: петух, полка, паук, пустырь, пират, пятка.

3) Воспитанники подбирают слова на предложенный учителем звук.

4) Упражнение проводится в виде игры, например: купите на рынке овощи с мягкими (твёрдыми) согласными звуками.

Ознакомление со звонкими и глухими согласными также проводится с опорой на наблюдения над произношением звуков.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.