Маршрут индивидуального сопровождения

Шаймарданова Оксана Валентиновна

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической группы определить проблемы ребенка и наметить пути помощи при индивидуальной работе, успешно взаимодействуя в процессе коррекции и развитии речи и личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ по коррекции речевого развития

МАДОУ "Детский сад "Родничок"  на 2022- 2023 учебный год.

Фамилия, имя ребенка  ______________

Логопедическое заключение: ОНР III ур.  Стертая форма дизартрии.

Логопед:  Шаймарданова О.В..

Краткая характеристика уровня речевого развития

(по материалам речевой карты)

Направления работы

Периоды

Задачи коррекционной работы  

Понимание речи.

Ребенок понимает обращенную речь.

 

Развитие понимания речи.

1-2-3 периоды  

Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду.

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого распознавать:

- правильное и неправильное употребление времен глаголов;

- различение на слух правильного  и неправильного употребления личных окончаний глаголов;

- правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

- понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

- родовых окончаний прилагательных.

Определять правильность смысла предложенных предложений.

Работать над  точным  пониманием значения слов, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации.

Развитие слухового внимания и логического мышления.

Звукопроизношение.

Нарушено произношение свистящих, шипящих, звуков: Л-Ль, Р-Рь.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период

Подготовительные артикуляционные упражнения для постановки звуков.

2 период

Работа над четким произношением шипящих звуков; постановка свистящих; изолированная автоматизация.

3 период

Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, тексте.

Постановка Л; подготовительные упражнения к постановке Р.

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. 

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период

Уметь различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона.

Подготавливать  к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференцировать существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходными по звуко-слоговой структуре (палка - галка).

Формировать умения воспроизводить слоговые ряды.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развивать интонационную выразительность речи.

Формировать слоговую  структуру слов: типы 1, 2, 3.

2 период

Дифференцировать глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает)

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова, отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 4, 5, 6, 7.

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формировать  слоговую структуру слов: типы 8, 9, 10.

Состояние мелкой моторики.

Нарушено частично

Ведущая - правая рука.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды  

Освоение различных движений пальцев рук  (статические, динамические).  

Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Уровень зрительного восприятия.

Не ориентируется в частях собственного тела.

Не называет части предметов (чайник).

Путает цвета, формы.

Работа по предупреждению дисграфии, ориентировки.

1-2-3 периоды.

Работать с графическими заданиями.

Знать части собственного тела,  предметов .

Уточнять, закреплять в речи названия цвета, формы, величины.

Состояние словарного запаса.

Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса, усвоение первоначальных навыков словообразования.

1-2-3 периоды.

 Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима», «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части»,  «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

 Различение на слух и самостоятельное употребление в речи  хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Состояние грамматического строя речи. Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в построении предложений простых конструкций,

встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы,

не всегда правильно употребляет предлоги, падежи, имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагательных  и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1-2-3 периоды.

- Учить дифференцировать глаголы: ед. и мн. числа (идёт - идут); прошедшего времени ед. числа муж и жен рода.

- Понимать падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш), глаголы, обозначающие голосовые реакции животных.

- Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

- Использовать простые предлоги ( в, на, под, за, над).

- Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе.      - Обучать разным способам словообразования (заяц — зайчата; сахар — сахарница).

- Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию.

- Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса.           - Обучение последовательному рассказу (макеты, игры-драматизации).

- Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Не сформирована

Рассказ-описание воспроизводится  с  сокращениями; даже  после минимальной помощи логопеда.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации,    отсутствие связующих звеньев, наблюдается стереотипность грамматического оформления, неточное словоупотребление.  

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены  с     сокращениями, наблюдается   поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период

- Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

- Составление предложений  по картинке.

- Составление рассказа-описания по схеме, плану.     

2 период

- Составление рассказа-описания по наглядному образцу.                 - Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

- Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок.

- Пересказ простых текстов.



Предварительный просмотр:

Дата

Фамилия, имя ребенка

Фамилия, имя, отчество специалиста

Проблема

Взаимодействие

Результат (обсуждения)

Диагностика

Рекомендации

Упражнения, задания