Выступления на педсоветах и статьи

Морозенкова Татьяна Вячеславовна

выступления на педсоветах, статьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 189»

Выступление на городской августовской педагогической интернет-конференции                                                       «Городская образовательная среда 2021»

 Тема: «Использование международного проекта Посткроссинг         в решении задач патриотического и социально-нравственного воспитания дошкольников» (опыт работы)

Воспитатель: Морозенкова Т. В.

Оренбург 2021

Выступление на тему: «Использование международного проекта Посткроссинг в решении задач патриотического и социально-нравственного воспитания дошкольников»

Морозенкова Т. В. воспитатель МДОАУ № 189 г. Оренбурга

      Не секрет, что люди сейчас пишут друг другу все меньше бумажных писем. Да и зачем нужны конверты и бумага, если электронная почта доставит ваше послание адресату за долю секунды в любой уголок мира. Но есть и те, кто хранит верность старой доброй почтовой связи.  В этом году исполнится 16 лет посткроссингу –  международному проекту, который был создан для обмена открытками посредством реальной почты. Придумал эту онлайн-платформу студент-компьютерщик Пауло Магальяйнш . Он задумал объединить людей во всем мире, вне зависимости от их местонахождения, возраста, пола, расы или убеждений. «Благодаря открыткам мир становится счастливей, — уверен португалец. — И Россия, как наиболее активная в посткроссинге страна, играет в этом важную роль». На сегодняшний день Россия занимает первое место по числу участников проекта, по отправленным открыткам мы на второй позиции, уступая лишь Германии. Участники пишут на открытках все:  от любимого рецепта или собственного стихотворения, до перечисления достопримечательностей  города. 

     Одна из задач дошкольного воспитания – это патриотическое и социально-нравственное воспитание дошкольников. Знакомство с родной страной должно проходить для дошкольников в увлекательной форме. А что, если нам не просто познакомиться со страной, но и найти друзей в разных городах России. Для решения этой задачи мы и включили в работу проект «Посткроссинг между детскими садами». За основу взят существующий и популярный сегодня во всем мире проект Посткроссинг, но предполагающий помимо простого получения открытки работу с картой России, дальнейшее общение между детскими садами посредством почтовой переписки и получение доступной для детей дошкольного возраста информации о других городах в письмах и презентациях.

Задачи проекта: 

  • способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
  • познакомить с картой России, с графическими обозначениями на карте: моря, реки, озера, города, области;
  • познакомить с природой и достопримечательностями родного города Оренбурга, с другими городами России, их особенностями природы,  национальных традициях, основных исторических событиях, достопримечательностях, великих людях.
  • воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину;
  • прививать интерес к эпистолярному жанру общения между людьми

Предполагаемые  результаты проекта:

  • дети получат базовые знания из области географии;
  • познакомятся с картой России: смогут различать на карте участки суши и водоемы, узнают названия крупных городов, рек России и т.д.;
  • возрастет уважение и гордость к своей Родине;
  • заинтересуются эпистолярным жанром общения: узнают, как пишутся и отправляются открытки;
  • создадут коллекцию открыток, писем, магнитов,  полученных из разных городов России

     Подготовка к реализации проекта началась с объявления детям и родителям о проекте, рассказе о нем, в чем его суть. Затем нашли базу адресов детских садов, желающих переписываться. Они были найдены в социальной сети  ВКонтакте в сообществе «Посткроссинг для детских садов». Мы не только воспользовались готовыми адресами, но и сами дали объявление со своим адресом. Нашли открытки с изображением города Оренбурга, магнитики Оренбург, распечатали с интернета фото достопримечательностей, ребята сами нарисовали рисунки. Проведены были ознакомительные беседы с презентациями о Почте, ее истории, о работе в наше время, о посткроссинге.

    Первые письма - знакомства были отправлены в пять  городов. Ребята с интересом и воодушевлением участвовали в написании первого письма, каждый хотел поделиться эмоциями, чтобы друзья по переписке узнали, кто они и как живут. В первом письме рассказали не только о себе, своей группе, детском садике, но и родном Оренбурге. Поход на почту, чтобы отправить письмо и бросить в почтовый ящик – было самое интересное. Каждый ребенок в ходе проекта совершил это «чудо».  

    А дальше было ожидание ответов от друзей по переписке. Но в это время шла другая работа. Разместили в группе карту России, рассматривали ее, отметили на карте наш город.  Решили отмечать города, от  которых нам будут приходить письма. Во время ожидания готовили материал для следующего письма, чем еще можно поделиться с другими городами. Решили рассказать о богатствах нашего Оренбургского края (пуховый платок), о знаменитых людях, связанных с Оренбургом (Ю. А. Гагарин, Чкалов). Во следующих письмах в качестве сувенира отправили маленькие пуховые платочки новым друзьям.  Так как в 2020 году праздновали  75 лет со дня Победы в ВОВ, то последующие письма были связаны с этой темой.

    Наконец пришли первые письма – ответы, радости не было предела. Думаю, дети испытали это чувство впервые, когда приходит письмо и тебе не терпится прочитать его. Когда приходит письмо или открытка, мы с детьми обсуждаем, откуда она к нам прилетела, или приехала, смотрим по карте, где расположен этот город или поселок,  смотрим фотографии этих мест, достопримечательности. В письмах всегда есть подарочки от детей – рисунки, открытки, сделанные своими руками. Почти в каждом письме открытка и поздравление, приуроченное к общероссийским праздникам. Полученные открытки и письма аккуратно хранятся в альбоме, бережно достаются для рассматривания.   Из   них   составляется   коллекция.   Открытки   чистые,   готовые   к отправке, конверты так же хранятся в специальном альбоме.

В течении всего времени присоединялись новые детские сады из других городов для переписки, кто - то стал постоянным нашим другом по посткроссингу, некоторые присоединились позже. На карте появлялись новые города-друзья.

    В конце года для родителей был представлен отчет о ходе проекта «Посткроссинг между детскими садами» в виде стенгазеты с фотографиями, а для педагогов презентация из опыта работы.

     Благодаря проекту дети много узнали о стране, познакомились с эпистолярным жанром   общения,   научились   писать   открытки   и письма.  У   детей   расширяется кругозор,   формируются   представления   о   людях   нашей страны, их культуре, обычаях, достопримечательностях.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 189»

Опыт работы по теме:

«Ширмы-трансформеры и карманы-органайзеры

 как компоненты развивающей

предметно - пространственной среды

с учетом требований ФГОС ДО»


   

                                                                    Воспитатель: Морозенкова Т. В.

Оренбург 2020

Групповая комната в типовых детских садах – место для игр, творчества, питания, обучения детей, а нередко и сна. Чтобы каждый ребенок мог организовать игровое пространство по своим интересам, предлагаем внести в развивающую среду групп ширмы-трансформеры, карманы-органайзеры и еще несколько новых компонентов.

Ширмы-трансформеры

ЦЕЛЬ: трансформируемая, вариативная и доступная

развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ

Основные преимущества ширм –трансформеров:

  • Легкие, дети могут самостоятельно перемещать их по группе
  • Специальные соединители позволят менять размеры и форму ширм по желанию детей
  • Ширмы удобно хранить
  • На них, как и на стулья, можно сшить тематические чехлы: «дом», «палатку», «корабль»
  • На внутреннюю сторону ширм можно нашить кармашки и поместить в них атрибуты к играм
  • Нашить петли и ленты с липучкой. На эти приспособления дети смогут крепить ламинированные картинки с бытовой техникой, кухонной утварью, медицинским оборудованием или таблички с надписями «Аптека», «Столовая» для создания антуража при игре в «Дом», «Магазин», «Поликлинику
  • Внутреннюю сторону ширм можно также дополнить пластиковой сеткой, которая удержит небольшие корзинки с игрушками и атрибутами.

Этапы изготовления ширмы:

  • Изготовить каркас ширмы .Высота 80-100 см. Части ширмы должны легко разъединяться и соединяться между собой
  • Тканевые органайзеры (съемные тканевые элементы) которые можно легко крепить с помощью липучек, завязок на ширмы. На одну ширму-трансформер сшейте несколько тематических комплектов съемных элементов, например: «Кафе», «Школа», Мастерская», «Ателье мод», «Парикмахерская».
  •  К комплектам изготовьте дополнительные съемные элементы на липучках – деревья, окна, часы, цветы и атрибуты к этим играм
  • Храните все комплекты и элементы к ним в специальных игровых коробках.

Коробки-трансформеры.

         Это оборудование можно сделать тематическим – «корабль», «дом», «ракета». Коробки легко складывать и раскладывать, они занимают мало места при хранении. К процессу изготовления таких коробок, а также картонных ширм-декораций, привлеките детей. Пусть каждый ребенок получит возможность проявить себя в проектировании будущего игрового материала, в его раскрашивании.

         Съемные чехлы на стулья и столики. В ходе игры дети часто «выгораживают» индивидуальное игровое пространство с помощью подручных средств – стульев, коробок, зонтов. Сшейте для стульев и столиков съемные чехлы и разрешите детям применять эту мебель в игре. На чехлы нашейте аппликации из ткани, которые будут обозначать разные предметы, например, – пожарную машину. С помощью такого решения каждый ребенок сможет реорганизовать игровое пространство по своему желанию.

Карманы-органайзеры

        Карманы-органайзеры обеспечат доступность мелкого игрового материала и выполнят функцию хранения. Сделайте их из ткани, клеенки, кожи или пластика. Карманы-органайзеры можно расположить на стене, обратной стороне мебели, на двери, под окнами, прикрепить к потолку. Они имеют съемные крепления, поэтому их можно перевешивать на другое место в зависимости от ситуации.

        В карманы можно складывать как групповые игровые атрибуты, так и мелкие игрушки, которые дети приносят из дома.

Предметы неопределенного назначения

        Дети любят дополнять игровое пространство лоскутами ткани, лентами, пуговицами, камешками. Включите такие предметы в игровой арсенал группы детского сада. Дети смогут использовать многофункциональность предметов неопределенного назначения в разных игровых сюжетах.

            Бросовый или природный игровой материал будет стимулировать воображение и творческие способности детей. Например, дошкольники легко превратят платки в озера, пастбища в холмы, легкие шелковые шарфы станут на время облаком или дождем. Из тканей однотонной расцветки ребенок может придумать костюм для персонажа: юбку или фату для принцессы, плащ для рыцаря.

Примеры предметов неопределенного назначения

Бросовые:
• коробочки и баночки разного вида, размеров и форм;
• спичечные коробки;
• бумажные пакеты, тканевые сумки;
• одноразовая посуда, колпачки, крышки от детского питания;
• корзинки из лозы, мешочки;
• покрывала;
• подставки под горячее, деревянные ложки, кухонные доски, губки, мочалки, салфетки, ведра;
• мотки пряжи, обрезки ткани, прищепки, фантики
• шарфики, пуговицы (крупные), носовые платки, полотенца, «вещи из бабушкиного сундука»;
• резинки для волос, заколки, разновидности ремней, украшения;
Природные: палочки, бруски, пеньки, камешки, шишки, желуди.

            Небольшие отрезы ткани, скрепленные прищепками, текстильные полотна с пуговицами или лентой-липучкой, платочки, веревки, ленты, клубки ниток позволят детям создавать «дома», «пещеры», «сказочные дворцы», «транспорт». Камешки, шишки, желуди, каштаны, так же как и фантики, монетки, пуговицы, красивую упаковку, дети смогут применить для ландшафтных композиций или в качестве предметов-заместителей – конфет, сокровищ, денег для покупок в игрушечном магазине.

           Составьте примерный список предметов неопределенного назначения, раздайте его родителям и попросите принести в группу. Природный материал можно собрать с детьми на прогулках. Не забудьте о прищепках, веревочках и других крепежах и приспособлениях, с помощью которых дети будут крепить и соединять ткани.

          Храните этот игровой инвентарь в коробках. Коробки подпишите, снабдите понятными для детей картинками-ярлыками и разместите в специальных шкафчиках, доступных дошкольникам.

МАРКЕРЫ – многофункциональные конструкции для игрового пространства

Преимущества маркеров:

  • доступные и безопасные для детей материалы: цветные листы полипропилена (красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный)
  • которые легко складываются, переносятся и обрабатываются
  • возможность их использовать, как в помещениях, так и на улице
  • В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты.
  • Материалы для изготовления маркеров
  • цветные листы полипропилена (красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный)
  •  цветной скотч
  •  канцелярский нож
  • линейку и карандаш.
  • Из больших листов полипропилена изготавливают детали для основных маркеров: прямоугольники 45*30, затем их соединяют и обрабатывают края цветным скотчем

            Используя маркер зеленого цвета мы можем получить лес, забор, тоннель, спортивный тренажер.

           Используя маркер сине-белого цвета, мы можем трансформировать его в «корабль» и предложить детям отправится на нем в морское путешествие.  Отрабатываются лексические темы: «Обитателей морей и океанов», «Речные рыбы», «Животные жарких стран», «Профессии на корабле».

          Корабль или лодка может превратиться в самолет или космический корабль, достаточно изменить конструкцию корабля и поменять спасательный круг на шасси и можно предложить детям отправиться на Северный полюс.

          Если мы полетим в космос на ракете, то можно назвать планеты на заданный звук: на гласный — Уран. на мягкий согласный — Венера, Земля, Меркурий, Нептун; На твердый согласный — Марс, Плутон

Как изменится РППС и возможности детей и воспитателя после обновления

Развивающая предметно-пространственная среда группы :
• Соответствует ФГОС ДО.
• Является трансформируемой, многофункциональной, вариативной, безопасной.
• Содержит предметы, элементы, которые дети могут использовать многофункционально и вариативно.
• Содержит компоненты, которые удовлетворяют индивидуальные интересы детей, способствуют проявлению творческих способностей каждого ребенка, формированию его субъектности.
• Материал и игровое оборудование компактно складываются, удобны в хранении.
• Весь игровой материал доступен детям.
• Дети могут его использовать самостоятельно, начиная с младшего дошкольного возраста.

Ребенок
• Может создавать игровое пространство в соответствии со своими индивидуальными интересами и игровым сюжетом.
• Может самостоятельно (или при незначительной помощи взрослого) изменить игровую среду по мере развития сюжета игры.
• Организует игровое пространство при воплощении задумки к игровому сюжету, удовлетворяет дизайнерские потребности, программирует развитие сюжета игры, подстраивает и достраивает в процессе игры бутафории и реквизит, подбирает предметы неопределенного назначения.
• Активно участвует в изготовлении игрового материала.
• Имеет личный «кармашек-сейф» для мелких вещей и предметов.
• Может уединиться для игры с помощью ширмы, шатра.

Педагог
• Организует игровое пространство в группе, используя съемные чехлы, ширмы-трансформеры, коробки-трансформеры и другие компоненты.
• Наполняет и дополняет коробки-накопители предметами неопределенного назначения для расширения игрового репертуара и сюжета игры.
• Разрабатывает и дополняет съемные элементы для ширм-трансформеров, чехлов.

C:\Users\1\Pictures\2020-2021 уч год\IMG-32d12a1a3f035156543c528a03d6c979-V.jpg

C:\Users\1\Pictures\2020-2021 уч год\IMG-b639678795ced7f7c0315762ec8ce01c-V.jpg

        

C:\Users\1\Pictures\2020-2021 уч год\IMG-a89f4975ad43404239cc54ea10b8c993-V.jpg

        C:\Users\1\Pictures\2020-2021 уч год\IMG-97966c64dfbf50c17c7f623d330f0b06-V.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №189»

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Эффективные формы и методы нравственно-патриотического  воспитания дошкольников»

Таболова Зарема. Ознакомление с родным городом как средство патриотического  воспитания детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Морозенкова Т. В.

Оренбург 2019

Эффективные формы и методы нравственно-патриотического  воспитания дошкольников.

Одним из компонентов образовательной области  «Социально - коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание дошкольников. В нашем детском саду оно осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов ежедневно, в первую и/или вторую половину дня через различные формы и методы организации деятельности детей.  

В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

 

  1. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.)
  2. Беседы с детьми о стране, родном городе, его истории;
  3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей. При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны, воспитателю приходится многое рассказывать, поэтому при составлении рассказа важно помнить:
  • По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки, мнемотаблицы и др.).
  • При составлении рассказа необходимо продумать и включить в него вопросы к детям, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более  успешному усвоению знаний.
  •   Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например, «князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
  • Так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология, воспитателю не следует употреблять даты, рассказывая о каких-то исторических событиях. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п.  
  1. Знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов, героев родного города (Аксаков Иван Сергеевия, Юрий Алексеевич Гагарин…..
  2. Использование детских художественных произведений, в том числе фольклорных (их обсуждение);
  3. Показ иллюстраций, фильмов, слайдов (ИКТ);
  4. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений и аудиозаписей (Гимн страны, песни о Родине, птичьи голоса русского леса и др.);
  5. Ознакомление с продуктами народного творчества (народной декоративной росписью, вышивкой и т.д.
  6. Организация тематических выставок
  7. Участие в общественных и календарных праздниках;
  8. Экскурсии (в том числе виртуальные) и целевые прогулки;
  9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении;  
  10. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
  11. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - один из сильнодействующих факторов воспитания);

Важно помнить!!!

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

C:\Users\1\Pictures\2020-2021 уч год\IMG-714e28fcf606bb1bd152a092eeb4b448-V.jpg