Самообразование

Морозенкова Татьяна Вячеславовна

Планы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobraz_mnemotablitsy.docx25.06 КБ
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_sinkveyn.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №189»

План работы по самообразованию

на 2019-2020 уч. год

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Морозенкова Т. В.

                                                                                     

г. Оренбург

Цель: развитие связной речи детей  старшего дошкольного возраста через использование опорных таблиц, схем описания  и приемов мнемотехники.

Задачи:

• Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.

 • Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.

• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Актуальность

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.

Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Сроки реализации: 2019-2020 учебный год.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

Изучить статью на тему «Учим стихи — развиваем память», автор Широких Т.Д./ Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.

Изучить статью на тему: «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи». Изучить статью на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В. / Логопед. 2008. №4. С.102 - 115.

Работа с детьми

Сентябрь,

4 неделя

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Составление рассказа по теме «Фрукты, сад».

Сентябрь,

5 неделя

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Составление рассказа по теме «Моя семья».

Октябрь,

1 неделя

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Составление рассказа по теме «Грибы, ягоды».

Октябрь,

2 неделя

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Составление рассказа по теме «Осень, признаки осени»

Октябрь,

3 неделя

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Составление рассказа по теме «Лес, деревья».

Октябрь,

4 неделя

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Составление рассказа по картинке «Детский сад»

Ноябрь,

1 неделя

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Составление рассказа по теме «Домашние птицы»

Ноябрь,

2 неделя

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Составление рассказа по теме «Профессии»

Ноябрь,

3 неделя

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Составление рассказа по теме «Посуда»

Ноябрь,

4 неделя

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Составление рассказа по теме «Одежда, обувь»

Ноябрь-декабрь

Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворения перед слушателями. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей.

Январь

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, активизация и обогащение словарного запаса детей.

Лексическая тема:

«Зимние забавы», «Мебель», «Домашние животные».

Февраль

Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке

Март

Работа по составлению рассказов по картине. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на схему.

Лексические темы:

«Весна, первоцветы», «8 марта –Международный женский день», «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Рыбы».

Работа с родителями

Октябрь –Ноябрь

Разработка консультации

Консультации для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дома»

Предметно развивающая среда

Октябрь - апрель

Составление схем.

Схемы для занятий

Самореализация

Май

Анализ проделанной работы.

Отчет



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №189»

План работы по самообразованию

на 2024-2025 уч. год

«Технология «Синквейн»

как средство развития речи старших дошкольников»

Воспитатель: Морозенкова Т. В.

                                                                                     

г. Оренбург

Актуальность:

         Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна

на  сегодняшний  день  и  является  важной  и  трудно  решаемой  задачей.

Успешное  решение  этой задачи необходимо  как  для  подготовки детей к

предстоящему  школьному  обучению,  так  и  для  комфортного  общения  с

окружающими.  Однако  развитие  речи  у  детей  в  настоящем  времени

представляет  собой  актуальную  проблему,  что  обусловлено  значимостью

связной речи для дошкольников.

Традиционная  методика  обучения  дошкольников  рекомендует

использовать  в  качестве  основного  приема  обучения  образец  рассказа

педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с

незначительными  изменениями,  рассказы  бедны выразительными

средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют

простые  распространенные  и  сложные  предложения.  Но  главным

недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже

только  что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать

несколько  однообразных  однотипных  рассказов.

     Детям  этот  вид деятельности  становится  скучным  и  неинтересным,  они  начинают отвлекаться.

     Одним  из  эффективных  интересных  методов  который  позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи,

является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

.

    Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия

Для развития  личности,  способной  критически  мыслить,  т.  е.  исключать

лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

      Слово  «синквейн»  происходит  от  французского  слова  «пять»  и

означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн –это    стихотворение,  написанное  в  соответствии  с определёнными правилами. Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного

словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о

развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления.

     Специалисты  отмечают,  что  у  старших  дошкольников  часто  имеются

нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ

по  картинке,  пересказать  прочитанное,  им  трудно  выучить  наизусть

стихотворение.

    Цель: развитие  связной  речи дошкольников  посредством  составления  синквейна  с  помощью  символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

    Задачи:

  • закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета
  • научить использовать  модели  существительного,  прилагательного  и

глагола при составлении предложений

  • учить выделять главную мысль, классифицировать
  • автоматизировать корригируемые звуки речи
  • пополнять и активизировать слова
  • формировать умение кратко пересказывать  текст
  • обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель

     Составление  синквейна –один  из  способов  частичного  решения  этих

проблем.  Уже  в  дошкольном  возрасте  можно  учить  детей  составлять

синквейны.

   Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда

у  детей  уже  имеется  достаточный  словарный  запас  по  данной  теме.  На

первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в

парах,  в  малых  группах  и  только  затем –индивидуально

.    Необходимо поощрять  синквейны,    в  которых  содержится  наиболее  точная характеристика различных сторон темы или предмета.

    Алгоритм  составления  синквейна

Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.

-Первая строка –это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно

существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

-Вторая  строка –два  слова.  Прилагательные.  Это  описание  признаков

предмета или его свойства, раскрывающие тему.

-Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.

-Четвёртая строка –это словосочетание или предложение, состоящее из

нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к

тому, о чем говорится в тексте.

-Пятая строка –последняя. Одно слово –существительное для выражения

своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение

правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5

слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.

Пример: тема «Деревья».

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. На берёзе растут

почки.

5. Лиственное дерево

Сроки реализации: 2024-2025 учебный год.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. –Ростов Н/Д;изд.

Феникс, 2011.

Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал

«Логопед» No 5 (2005).

Ушакова  О.С. « Придумай

слово ». –Т.Ц. Сфера, 2010

Представление педагога по теме самообразования

Работа с детьми

Сентябрь- октябрь

1 этап - подготовительный

Знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)

- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.

Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)

Ноябрь-январь

2 этап- основной

Способы работы с синквейном:

  1. «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
  2. «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
  3. Составь «Синквейн по образцу»
  4. «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
  5. «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
  6. «Чужое слово». Аналогичное задание.
  7. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.

Дидактическое пособия «Елочка» для составления синквейна

Февраль-май

3 этап- практический

  1. Игровые приемы для разнообразия занятий по составлению синквейна
  2. «Чей синквейн Лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.
  3. «Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.
  4. «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.
  5. «Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.
  6. «Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»

Самостоятельное составление детьми синквейнов по лексическим темам.

Работа с родителями

Октябрь –Ноябрь

Разработка консультации

Консультации для родителей на тему: «Составление синквейна в развитии речи детей дома»

Предметно развивающая среда

Октябрь - апрель

Дидактические игры, символы синквейна, дидактическое пособие

Дидактическое пособие «Елочка»

Самореализация

Май

Анализ проделанной работы.

Итоговое занятие