Самообразование
Планы по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobraz_mnemotablitsy.docx | 25.06 КБ |
plan_po_samoobrazovaniyu_sinkveyn.docx | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №189»
План работы по самообразованию
на 2019-2020 уч. год
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Морозенкова Т. В.
г. Оренбург
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование опорных таблиц, схем описания и приемов мнемотехники.
Задачи:
• Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Актуальность
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.
Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Сроки реализации: 2019-2020 учебный год.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практический выход |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | Изучить статью на тему «Учим стихи — развиваем память», автор Широких Т.Д./ Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62. Изучить статью на тему: «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи». Изучить статью на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В. / Логопед. 2008. №4. С.102 - 115. | |
Работа с детьми | Сентябрь, 4 неделя | Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. | Составление рассказа по теме «Фрукты, сад». |
Сентябрь, 5 неделя | Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. | Составление рассказа по теме «Моя семья». | |
Октябрь, 1 неделя | Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. | Составление рассказа по теме «Грибы, ягоды». | |
Октябрь, 2 неделя | Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. | Составление рассказа по теме «Осень, признаки осени» | |
Октябрь, 3 неделя | Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. | Составление рассказа по теме «Лес, деревья». | |
Октябрь, 4 неделя | Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. | Составление рассказа по картинке «Детский сад» | |
Ноябрь, 1 неделя | Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. | Составление рассказа по теме «Домашние птицы» | |
Ноябрь, 2 неделя | Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. | Составление рассказа по теме «Профессии» | |
Ноябрь, 3 неделя | Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. | Составление рассказа по теме «Посуда» | |
Ноябрь, 4 неделя | Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. | Составление рассказа по теме «Одежда, обувь» | |
Ноябрь-декабрь | Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворения перед слушателями. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей. | ||
Январь | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, активизация и обогащение словарного запаса детей. | Лексическая тема: «Зимние забавы», «Мебель», «Домашние животные». | |
Февраль | Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке | ||
Март | Работа по составлению рассказов по картине. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на схему. | Лексические темы: «Весна, первоцветы», «8 марта –Международный женский день», «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Рыбы». | |
Работа с родителями | Октябрь –Ноябрь | Разработка консультации | Консультации для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дома» |
Предметно развивающая среда | Октябрь - апрель | Составление схем. | Схемы для занятий |
Самореализация | Май | Анализ проделанной работы. | Отчет |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №189»
План работы по самообразованию
на 2024-2025 уч. год
«Технология «Синквейн»
как средство развития речи старших дошкольников»
Воспитатель: Морозенкова Т. В.
г. Оренбург
Актуальность:
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна
на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.
Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к
предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с
окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени
представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью
связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует
использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа
педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с
незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными
средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют
простые распространенные и сложные предложения. Но главным
недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже
только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать
несколько однообразных однотипных рассказов.
Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи,
является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия
Для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать
лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и
означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн –это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного
словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о
развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления.
Специалисты отмечают, что у старших дошкольников часто имеются
нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ
по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть
стихотворение.
Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.
Задачи:
- закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета
- научить использовать модели существительного, прилагательного и
глагола при составлении предложений
- учить выделять главную мысль, классифицировать
- автоматизировать корригируемые звуки речи
- пополнять и активизировать слова
- формировать умение кратко пересказывать текст
- обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель
Составление синквейна –один из способов частичного решения этих
проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять
синквейны.
Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда
у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На
первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в
парах, в малых группах и только затем –индивидуально
. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Алгоритм составления синквейна
Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.
-Первая строка –это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно
существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
-Вторая строка –два слова. Прилагательные. Это описание признаков
предмета или его свойства, раскрывающие тему.
-Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.
-Четвёртая строка –это словосочетание или предложение, состоящее из
нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к
тому, о чем говорится в тексте.
-Пятая строка –последняя. Одно слово –существительное для выражения
своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение
правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5
слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.
Пример: тема «Деревья».
1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. На берёзе растут
почки.
5. Лиственное дерево
Сроки реализации: 2024-2025 учебный год.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практический выход |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. –Ростов Н/Д;изд. Феникс, 2011. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» No 5 (2005). Ушакова О.С. « Придумай слово ». –Т.Ц. Сфера, 2010 | Представление педагога по теме самообразования |
Работа с детьми | Сентябрь- октябрь 1 этап - подготовительный | Знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов. | Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.) - Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.) |
Ноябрь-январь 2 этап- основной | Способы работы с синквейном:
| Дидактическое пособия «Елочка» для составления синквейна | |
Февраль-май 3 этап- практический |
| Самостоятельное составление детьми синквейнов по лексическим темам. | |
Работа с родителями | Октябрь –Ноябрь | Разработка консультации | Консультации для родителей на тему: «Составление синквейна в развитии речи детей дома» |
Предметно развивающая среда | Октябрь - апрель | Дидактические игры, символы синквейна, дидактическое пособие | Дидактическое пособие «Елочка» |
Самореализация | Май | Анализ проделанной работы. | Итоговое занятие |