Педагогические проекты

Морозенкова Татьяна Вячеславовна

Познавательные, исследовательские и творческие проекты 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_put_k_zvezdam.docx1.18 МБ
Файл proekt_9_maya_starsh_gruppa.docx774.4 КБ
Файл proekt_postkrossing.docx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                    «Детский сад комбинированного вида №189»

Проект                                                                                                «Этот День Победы…»

http://site-273218.mozfiles.com/files/273218/medium/1_3.jpg

        

                                                                                                    Воспитатель: Морозенкова Т. В.

                                                                                 

                                                 

        

Оренбург 2018

Проект «Этот День Победы…»

Цель:

Развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

Задачи:

  • Познакомить детей с основными событиями войны - с Ленинградской блокадой, наступлением на Москву.
  • Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и простым людям в те суровые военные годы.
  • Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
  • Расширение знаний о защитниках отечества, о функциях армии.
  • Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне.
  • Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
  • Воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа.
  • Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.

Актуальность.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в ДОУ является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм предполагает,   формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Вид проекта – групповой, краткосрочный

Тип проекта – познавательный, творческий, информационный, игровой

Срок реализации проекта – проект является краткосрочным, так как рассчитан на неделю.

Участники проекта - дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

Предполагаемые результаты:

В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1.Подбор иллюстраций и фотографий о войне, создание презентации «Великая Отечественная война 1941-1945 г. г.».
2. Подбор музыкального материала, составление конспектов занятий и консультаций для родителей.
3. Разработка сценария итогового музыкально-спортивного мероприятия «Парад Победы»

4. Оформление тематической выставки

Основной этап:

1.Создание в группе условий для реализации проекта.

2.Организация работы с детьми  в соответствии с планом проекта.

    Заключительный этап:

  1. Организация выставки  продуктов художественной деятельности  изготовленных совместно родителями и  детьми.
  2. Проведение праздника «Парад Победы»

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательная деятельность

  1. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Этот День Победы»
  2. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме.
  3. Рассматривание открыток «Города –герои»
  4. Просмотр презентации «Великая Отечественная война 1941-1945»

Коммуникативная деятельность

  1. Беседы «Почему война называется Великая Отечественная?», «Дети войны», «Они сражались за Родину», «Ордена и медали Вов», «Что такое героизм»
  2. Чтение художественной литературы:  Е. Благинина «Шинель»;  главы  из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат», А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки»,  «Почему армия родная?» , Л. Кассиль «Твои защитники», «Главное войско», А. Барто «На заставе»,  С. Я. Маршак «Пограничники».
  3. Чтение пословиц и загадок о войне и победе.
  4. Составление рассказов по иллюстрациям.

Художественно-эстетическая деятельность

  1. Рисование воском и акварелью «Голубь Мира»
  2. Аппликация «Поздравительная открытка к 9 Мая»
  3. Аппликация способом торцевания «Голубь Мира» для оформления тематической выставки
  4. Лепка-барельеф «Вечный огонь»
  5. Рисование на асфальте «Салют Победы»
  6. Прослушивание музыкальных произведений : «Священная война», «Этот День Победы», «Катюша», «Вечный огонь», «Пусть всегда будет солнце».

Игровая деятельность

  1. Дидактические игры: «Подбери картинку», «Воину -солдату своё оружие», «Чья форма», "Военный транспорт», «Разрезные картинки»,
  2. Сюжетно-ролевые игры: «На границе», «Мы военные», «Моряки», «Летчики», «Разведчики», «Медсанчасть».
  3. Подвижные игры «Разведка», «Попади в цель», «Меткий стрелок»
  4. Игры-эстафеты «Донесение», «Перетягивание каната»
  5. Конструктивные игры из модулей, строительного материала, Лего, счетных палочек, мозаики: «Танк», «Самолет», «Застава», «Звезда для героя»

Работа с родителями

  1. Папка-передвижка «День Победы»
  2. Оформление плаката- коллажа «Этих  дней  мы не забудем никогда»
  3. Акция «Георгиевская ленточка своими руками»
  4. Акция «Поздравительная открытка для ветеранов»
  5. Выставка совместных работ родителей и детей «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  6. Участие в празднике «Парад Победы»

Вывод

В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

Приложение

Конспект ОД по познавательному развитию «Этот День Победы!»

Цель: воспитание патриотических чувств у детей.

Задачи:

1. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям во время ВОВ; развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

2. Расширять познавательную активность детей и обогащать представления об общественно значимых событиях ВОВ, празднике Победы; побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников; ветеранам ВОВ.

3. Формировать интерес к героическому прошлому своей Родины;

4. Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, слушание песен и стихов.

Материалы для использования: иллюстрации о Великой Отечественной войне, «фронтовое письмо», аудиозапись песен, листы бумаги, цветные карандаши и восковые мелки.

Предварительная работа

1. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин о войне;

2. Беседы о войне, ветеранах памятниках погибшим защитникам и т.п.;

3. Знакомство с песнями военных лет и современными музыкальными произведениями военной тематики, заучивание стихов, песен о войне (воспитатель совместно с музыкальным работником; стихи Е.Трутневой «Фронтовая сестричка», «Фронтовой треугольник»).

4. Воспитатель поручает детям (и привлекает к этому родителей) узнать о военной судьбе их дедов и прадедов, о боевых наградах.

Ход занятия:

Воспитатель показывает иллюстрации о войне  (Наглядно-дидактическое пособие «ВОВ в произведениях художников» под редакцией А. Дорофеева. Издательство «Мозаика-синтез, 2014г.»)

- Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ...

- Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену.

- Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наше занятие.

Воспитатель: Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной войне, которая шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа.

(Звучит песня «День Победы»)

Воспитатель: О каком празднике поется в песне?

Дети: О празднике Победы.

Воспитатель: Что это за праздник, кто объяснит?

Дети: 9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

Воспитатель: В этот день и радость, и скорбь рядом.

Радость – от победы, скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто погиб на полях сражений.

Воспитатель: Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в этой войне.

А ещё 9 Мая поздравляют ветеранов той великой войны.

Воспитатель: Ребята, а у кого из вас есть дедушки, прадедушки, которые воевали или были в фашистском плену?

Дети рассказывают о своих дедах и прадедах, их подвигах.

Воспитатель: За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?

Дети: За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились.

Воспитатель: Были на войне и короткие минуты отдыха. Между боями на привале солдаты пели песни. Знаменитой на весь мир стала «Катюша»

Дети поют 2-3 куплета песни «Катюша».

Воспитатель: Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?

Дети: Это письмо треугольной формы, без марки.

Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким.

Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта.

Давайте послушаем одно такое письмо.

Стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник»

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Физкультминутка: «Каким должен быть воин?»

Дети становятся в круг и, предавая звезду по кругу, называют качества воина - защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)

Воспитатель: Но не только мужчины проявляли героизм во время войны. Многие женщины и девушки тоже ушли на фронт. Они летали на боевых самолётах, были радистками, оказывали помощь раненым бойцам. (показ иллюстраций)

Стихотворение Е.Трутневой «Фронтовая сестричка».

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком солдат.

Шепчет сестричка: «Давай поддержу,

Рану твою я перевяжу!»

Всё позабыла: опасность и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла!

Воспитатель: Не только на фронте, но и в тылу люди ковали Победу – поставляли на фронт танки, снаряды, боеприпасы, боевые машины. Люди работали с девизом: «Всё для фронта – всё для Победы».

Воспитатель: Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания. Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов.

Дети встают, минута молчания.

Воспитатель:

Вдруг из темной темноты

В небе выросли кусты.

А на них — то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми, разноцветными.

Что же это такое?

Дети: Салют

Воспитатель: Правильно, салют. Салют каждый год можно увидеть в честь героев второй мировой войны. А вы видели салют? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, а в завершение  давайте перенесем радость, восхищение подвигами солдат, благодарность за мирное, светлое небо над головой на лист бумаги. (Дети рисуют карандашами и восковыми мелками салют).

Воспитатель: Послушайте стихотворение С.Маршака «Пусть не будет войны никогда».

Пусть не будет войны никогда,

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над твоей головой.

Не один пусть не рвётся снаряд,

Не один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года.

Пусть не будет войны никогда!

Воспитатель: Ребята, о каком же событии мы с вами сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

- Всем спасибо, вы все большие молодцы, все отлично поработали!

Выставка детских работ.

Конспект ОД по лепке  «Вечный огонь»

Цель:  Формировать знаний детей о вечном огне, учить изготавливать поделки методом барельефной лепки. Совершенствовать общую ручную умелость, мелкую моторику.

Задачи:
-развивать мелкую моторику, творческие способности;

-воспитывать аккуратность в работе, усидчивость;

-учить самостоятельно подбирать пластилин по цвету;

-продолжать вызывать интерес к достопримечательностям города.

Материалы и инструменты: картон, пластилин, доски для лепки, стеки, свеча, иллюстрации, фотографии, макет Вечного огня.

Ход ОД:

Воспитатель входит в группу со свечой и читает стихи:

 Над могилой в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко

Вечно тут огонь горит

Тут солдат советский спит

Мы склонились низко, низко

У подножья обелиска

Наш венок расцвёл на нём

Жарким пламенным огнём

Мир солдаты защищали

Жизнь они за нас отдали

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них.

Воспитатель: «Дети о чем говорится в этом стихотворении?»

Ответы детей...

Воспитатель: «Ребята, поднимите руки, кто был у Вечного огня в нашем городе на площади Ленина? Как вы думаете, зачем он, и почему никогда не гаснет?»

Дети: «Он сохраняет память солдат. Туда приносят цветы на День Победы».

Воспитатель (показывает фотографии и иллюстрации): «Правильно, ребята». Много лет назад, мирно как мы с вами сейчас, жили люди. Они работали, дети играли и учились. Однажды, июньским утром, в мирных городах началась Великая Отечественная Война, которая принесла всем людям много горя. Весь народ встал на защиту Родины, победа в войне досталась дорогой ценой: погибло много людей, но память о них не умрет никогда. Вечный огонь – это памятник павшим в Великой Отечественной Войне воинам. Он горит и днем и ночью, и в лютый мороз, и в летнюю жару. Огонь никогда не гаснет, как не гаснет память о солдатах. К Вечному огню люди приносят цветы. Приходят сюда и ветераны».

Физкультминутка: "На параде"

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой – раз, левой – раз

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки -

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки -

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим -

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки, поднимаем -

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Воспитатель: «Немного размялись, а теперь, я предлагаю вам слепить памятник погибшим солдатам, достопримечательность нашего города, Вечный огонь».

Дети проходят за круглый стол, посередине стоит зажженная свеча и макет Вечного огня.

Деятельность детей с показом и помощью воспитателя.

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика):

«Бойцы-молодцы»

Пальцы эти - все бойцы, удалые молодцы. (Растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

Два больших и крепких малых и солдат в боях бывалых. (Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.)

Два гвардейца-храбреца! (Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.)

Два сметливых молодца! (Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.)

Итог занятия  и самооценка.

Конспект занятия по рисованию  «Голубь — символ мира»

Цель: Формирование патриотических чувств на основе беседы подвиге родного народа и рисования голубя, символа мира.

Задачи:

1. Прививать детям чувство гордости за героизм нашего народа, единения с людьми в борьбе за мир;

2. Обогащать словарный запас, развивать связную речь: совершенствовать умения детей давать полные ответы;

3. Продолжать развивать умения и навыки работы с восковыми мелками, гуашевыми красками в технике мазка;

4. Продолжать развивать умения и навыки работы с палитрой, смешивать краски для получения нужного оттенка (не работать чистыми цветами;

5. Продолжать развивать умение правильно определять местоположение предмета (объекта на листе,

6. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Материалы: Восковые мелки, гуашь белого и синего цветов, акварельная бумага, крафт, кисти, иллюстрации на военную тематику, портрет Пабло Пикассо, стихи о войне, мире и символе мира. Презентация «Голубь – символ мира», аудиозаписи «Журавли», «Священная война», «День Победы».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! сегодня мы с вами поздороваемся вот как: давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Затем садимся на стульчики. Звучит фонограмма песни «Журавли»

Мир — это главное слово на свете,

Мир очень нужен нашей планете.

Мир нужен взрослым,

Мир нужен детям,

Мир нужен всем!

Воспитатель: Сегодня к нам прилетел голубь, но непростой, а несущий мир.

Посмотрите на него. Что в клюве держит эта птичка? Ответы детей

Оливковая веточка тоже являлась символом мира, еще со времен Великого потопа. Ведь олива была первым деревцем, которое проросло на Земле после потопа.

Голубь стал символом мира в 1949 году, когда представители многих стран собрались на всемирном конгрессе сторонников мира. Это было обусловлено окончанием ВОВ в 1945 году и тем, что никто не хотел повторений такой войны. Эту эмблему придумал и нарисовал известный испанский художник Пабло Пикассо

Воспитатель:  Ребята, голубь хотел напомнить вам вот о чем:

Ты, знаешь, что была война

Когда тебя на свете не было.

И сколько помнила страна,

Такой войны на свете не было.

Летней ночью на рассвете

Когда мирно спали дети

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас.

Вставал, народ!

Услышав клич Земли

На фронт солдаты Родины ушли

Отважно шли солдаты в бой

За каждый город и за нас с тобой

Хотели отомстить скорей

За стариков, за женщин и детей.

Долгих четыре года длилась эта страшная война. Через тяжелые испытания пришлось пройти людям. Но наступила весна 1945года – весна долгожданной Победы и весь народ с замиранием в сердце слушал голос Левитана оповестивший всех о Победе.

Каждый год 9 мая наша страна отмечает большой праздник - День Победы в Великой Отечественной войне.

Физкультминутка

Дышим носом глубоко,

Поднимаемся легко (на носочки,

Наклоняемся вперед,

Прогибаемся назад,

Как деревья ветер гнет,

Так качаемся мы в лад.

Воспитатель:  А сейчас мы свами нарисуем символ символ мира, возьмем белый лист бумаги и голубой мелок – нарисуем символ мира(поэтапно, с демонстрацией). Осталось только оживить нашу птицу. Дорисовываем фон и приступаем к работе с палитрой, смешиваем краски до нужного оттенка, мазками прорисовываем перья.

Какие замечательные, добрые птицы у нас получились… Но глубь хотел бы, чтобы мы всегда помнили о том подвиге, который совершили наши солдаты. Поэтому давайте возьмем свой комок и сделаем из него рамку для голубя. ПОказ

Воспитатель: Выставка работ. Посмотрите, каждая работа несет в себе мир и память о героическом подвиге нашего народа для сохранения этого .

Конспект занятия «Открытка ко Дню Победы»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе занятий аппликацией.

Задачи:

• создать условия для совершенствования умений и навыков работы с бумагой, ножницами, клеем.

• создать условия для развития познавательного интереса к методам и приёмам работы с бумагой.

• создать условия для побуждения детей к речевой активности.

• создать условия для развития мелкой моторики рук.

Материал к занятию:

• шаблоны цифры 9

• картон цветной (серебристого и золотистого цвета)

• клей – карандаш

• ножницы

• шаблоны листочков и веточки из цветной бумаги зеленого цвета

Интеграция образовательных областей: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие.

Ход занятия:

1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Дети рассматривают картинки с тематикой праздника 9 мая и рассказывают, что знают о нем. Воспитатель спрашивает детей, кто-то может рассказать стихотворение ко Дню Победы? (дети рассказывают).

Такой важный для всех нас праздник День Победы. Давайте сделаем открытку-подарок для наших ветеранов, им будет приятно.

2. Основная часть.

Воспитатель предлагает детям выбрать цветной картон по желанию (фон открытки).

- Замечательно, ребята, а теперь возьмите шаблон цифры 9 и расположим и приклеим ее на картоне ближе к левому краю.

- Теперь нам надо вырезать веточку из бумаги зеленого цвета и расположить ее рядом с цифрой.(показ образца, дети выполняют.) А теперь берем ножницы и вырезаем листочки по шаблону среднего размера. Дети вырезают. И еще вырезаем листочек по шаблону размером меньше.

-Молодцы, ребята! А теперь наклеиваем листочки таким образом, чтоб получилась веточка ( показ образца воспитателем).

Дети приступают к аппликации. Воспитатель подходит к каждому ребенку, если возникают трудности, подсказывает, направляет.

3. Заключительная часть.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми проводит анализ проделанной работы и подводит итог занятия.

Воспитатель: молодцы, ребята, красивые у нас открытки получились, ветеранам будет очень приятно.

Стихотворения

«Шинель»  Е. Благинина

Почему ты шинель бережешь? -
Я у папы спросила. -
Почему не порвешь, не сожжешь? -
Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!

Потому я ее берегу, -
Отвечает мне папа, -
Потому не порву, не сожгу, -
Отвечает мне папа. -

Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

А.Барто «На заставе»

1

Лесная застава. приземестый дом.
Высокие сосны за тёмным окном…
В тот дом ненадолго спускаются сны,
В том доме винтовки стоят у стены.
Здесь рядом граница, чужая земля,
Здесь рядом не наши леса и поля.

2

Горит на заставе
Ночной огонёк.
Начальник не спит,
Ни на час не прилёг.

Тревожно он смотрит
В слепое окно.
Ночь не проходит,
Всё так же темно.

Но кто там стучит?
Кто ломится в, в дом?
У двери мальчишка.
Он дышит с трудом.

Он громко кричит:
– Пропусти, часовой
Мне нужен начальник,
Впустите, я свой!

Без шапки, босой,
Он бежал через лес.
Он полз под кустами,
Oвpaг перелез;

Бежал он, боясь
Оглянуться назад,
И сосны, казалось.
Ветвями грозят.

– Я видел собаку.
Исчезла в лесу.
– Откуда-то издали
Свистнули псу.

При отблеске молнии
Я видел вблизи:
Прижатые уши,
Вся морда в грязи.
Ошейник плетёный
На шею надет.
Собака не наша.
Такой у нас нет!

И вот уж начальник
Вскочил на коня.
Товарищ начальник.
Возьмите меня!

Я метко стреляю,
Без промаха бью.
Мне брат доверяет
Винтовку свою! —
Но молча начальник
Пригнулся в седле,
И конь поскакал
По pa.змытой земле.

3

Хлещет всё яростней
Дождь проливной.
Сквозь заросли
Мчится вперёд вороной.

А лес не пускает,
Встречает в штыки,
Колючих кустов
Выставляет полки.

Но к лесу ночному
Начальник привык,
Он знает участок.
Он мчит напрямик.

Хлещет всё яростней
Дождь проливной,
Сквозь заросли
Мчится вперёд вороной.

С ним рядом собака,
По кличке «Пират».
Не раз посылали
Пирата в наряд.

Он след находил
На земле, на снегу,
Он в правую руку
Впивался врагу.

Вздрогнули ноздри
Волнуется пёс,
Метнулся к оврагу.
Сбежал под откос;

К земле припадая,
Шарахнулся вбок
И вдруг, как струну.
Натянул поводок.

И видит начальник:
Вдали, за сосной,
Чужая собака
С лохматой спиной.

По лужам, по выступам
Скользких корней
Пират, задыхаясь,
Несётся за ней.

Хрипит он и рвётся
Вперёд с поводка,
Но сосны редеют,
Граница близка…

Взбежать на пригорок
Лохматому псу…
Но выстрел короткий
Раздался в лесу.

У самой границы,
На тропке лесной,
Упала собака
С лохматой спиной.

Собака не наша,
Такой у нас нет,
Ошейник плетёный
На шее надет.

Зашита в ошейнике
Пачка бумаг
– Собаку прислал
С донесением враг.

4

Тревога! Тревога!
И с разных концов
Стекаются к лесу
Отряды бойцов.

Кольцом окружить.
Перерезать пути!
Живым на заставу
Врага привести!

Лес будет прочёсан
И выверен весь.
Но враг не уйдёт.
Он останется здесь.

Он выбрал ненастье,
Дождливую ночь,
Он думал, что дождь
Ему сможет помочь.

Он крался вперёд,
Раздвигая кусты.
Но скрыты за соснами
Наши посты.

И в зарослях частых
Залёг часовой,
Не видно бойца
За высокой травой.

5

Вот начало небо
Светлеть наконец.
С заставы к начальнику
Скачет гонец.

На лошади мальчик
Сидит верховым.
– Товарищ начальник.
Он пойман живым!

Он там, на заставе,
Скачите за мной!..
А где же собака
С лохматой спиной?

– Собака уже нe
Послужит врагу,
А я тебя, парень,
Поздравить могу.

Ты завтра в подарок
Получишь щенка,
Ты сам его будешь
Спускать с поводка.

6

…Лесная застава. Приземистый дом.
Высокие сосны за тёмным окном…
В тот дом ненадолго спускаются сны,
В том доме винтовки стоят стены.
Здесь рядом граница, чужая земля,
Здесь рядом не наши леса и поля.

С. Маршак «Пограничники»

На ветвях заснули птицы,
Звёзды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.

Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море,
Нашу землю
Наше небо сторожат.

А. Митяев «Землянка»

Всю ночь артиллерийский дивизион мчался по шоссе к фронту. Было морозно. Луна освещала редкие лесочки и поля по краям дороги. Снежная пыль клубилась за автомобилями, оседала на задних бортах, покрывала наростами чехлы пушек. Солдаты, дремавшие в кузове под брезентом, прятали лица в колючие воротники шинелеи, прижимались плотнее друг к другу.

В одном автомобиле ехал солдат Митя Корнев. Ему было восемнадцать лет, и он ещё не видел фронта. Это непростое дело: днём быть в тёплой городской казарме далеко от войны, а ночью оказаться на фронте среди морозных снегов.

Ночь выдалась тихая: не стреляли пушки, не взрывались снаряды, не горели ракеты в небе.

Поэтому Митя не думал о сражениях. А думал он о том, как могут люди всю зиму пробыть в полях и лесах, где нет даже плохонькой избушки, чтобы отогреться и переночевать! Это тревожило его. Ему казалось, он непременно замёрзнет.

Наступил рассвет. Дивизион свернул с шоссе, проехал полем и остановился на опушке соснового бора. Автомобили один за другим медленно пробирались между деревьями в глубь бора. Солдаты бежали за ними, подталкивали их, если колёса буксовали. Когда в посветлевшем небе появился немецкий самолёт-разведчик, все машины и пушки стояли под соснами. Сосны укрыли их от вражеского лётчика мохнатыми ветками.

К солдатам пришёл старшина. Он сказал, что дивизион будет стоять тут не меньше недели, поэтому надо строить землянки.

Мите Корневу поручили самое простое дело: очистить площадку от снега. Снег был неглубокий. На лопату Мите попадали шишки, опавшая хвоя, зелёные, будто летом, листики брусники. Когда Митя задевал лопатой землю, лопата скользила по ней, как по камню.

"Как же в такой каменной земле копать яму?" - думал Митя.

Тут пришёл солдат с киркой. Он долбил в земле канавки. Ещё один солдат всаживал в канавки лом и, налегая на него, отковыривал большие заледеневшие куски. Под этими кусками, как мякиш под жёсткой коркой, был рыхлый песок.

Старшина ходил и глядел, всё ли делается правильно.

- Не кидай песок далеко, - сказал он Мите Корневу, - пролетит фашистский разведчик, увидит в белом лесу жёлтые квадраты, вызовет по радио бомбардировщиков... Достанется на орехи!

Когда широкая и длинная яма стала Мите по пояс, в середине прокопали канаву - проход. По обе стороны от прохода получились нары. У краёв ямы поставили столбы, на них прибили бревно. Вместе с другими солдатами Митя пошёл рубить слежки.

Слежки клали одним концом на бревно, другим - на землю, так же, как делают шалаш. Потом их закидали лапником, на лапник положили мёрзлые земляные глыбы, глыбы засыпали песком и для маскировки припорошили снегом.

- Иди за дровами, - сказал старшина Мите Корневу, наготовь побольше. Чуешь, мороз крепчает! Да руби только ольху и берёзу - они и сырые хорошо горят...

Митя рубил дрова, его товарищи в это время застелили нары мелким мягким лапником, прикатили в землянку железную бочку. В бочке было две дыры - одна снизу, чтобы класть дрова, другая сверху, для трубы. Трубу сделали из пустых консервных банок. Чтобы не было видно ночью огня, на трубе укрепили козырёк.

Первый фронтовой день Мити Корнева прошёл очень быстро. Стемнело. Мороз усилился. Снег скрипел под ногами часовых. Сосны стояли будто окаменевшие. В синем стеклянном небе мерцали звёзды.

А в землянке было тепло. Жарко горели ольховые дрова в железной бочке. Только иней на плащ-палатке, которой завесили вход в землянку, напоминал о лютом холоде. Солдаты расстелили шинели, под головы положили вещевые мешки, укрылись шинелями и уснули.

"До чего же хорошо спать в землянке!" - подумал Митя Корнев и тоже уснул.

Но спать солдатам пришлось мало. Дивизиону было приказано немедля отправиться на другой участок фронта: тамначались тяжёлые бои. В небе ещё дрожали ночные звёзды, когда автомобили с пушками стали выезжать из леса на дорогу.

Дивизион мчался по шоссе. Клубилась снежная пыль за автомобилями и пушками. В кузовах на ящиках со снарядами сидели солдаты. Они прижимались друг к другу потеснее и прятали в колючие воротники шинелей лица, чтобы не так жгло морозом.

Пословицы

  • Худой мир лучше любой брани.
  • Дружно за мир стоять - войне не бывать.
  • Веселое горе - солдатская жизнь.
  • Если хочешь мира, будь готов к войне.
  • Войну хорошо слышать, да тяжело видеть
  • Пуля чинов не разбирает.
  • Что с бою взято, то свято.
  • Войной да огнём не шутят.
  • Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую.
  • Кому война, а кому мать родна.
  • Война-это большое болото: легко влезть, но трудно выбраться.
  • Хочешь победить на войне, работай вдвойне.
  • Воин воюет, а детки горюют.
  • Один в поле не воин.
  • Кому мир недорог, тот нам и ворог.
  • Мир строит, война разрушает.
  • Держи порох сухим - будешь непобедим.
  • В бою побывать - цену жизни узнать.
  • Война войной, а обед, по расписанию.
  • Миром дорожить - людям долго жить.
  • Война приносит шрамы и раны.
  • Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
  • Былой славой боя не выиграешь.
  • На войне, как на войне.
  • Мир да лад - божья благодать.
  • Хочешь мира - готовься к войне.
  • Мир вам, и я к вам!
  • С миру по нитке - Гитлеру веревка.
  • Чем дальше в лес, тем хуже для СС.
  • Друзья познаются в бою.
  • Шаг ВПЕРЕД - шаг к ПОБЕДЕ!
  • Война-забава королей.
  • Две воли в поле - кому Господь поможет
  • Война привлекает тех, кто ее не знает
  • Кто любит войну, у того все со временем становятся врагами
  • Мир на свете будет - его хотят все трудящиеся люди.
  • От Москвы и до Берлина дороженька узкая.
  • Сколько Гитлер не воюй, победа будет русская!
  • Война кровь любит.
  • Не мечи таких стрел, которых ты не в силах отразить.
  • Стремись завоевать не мир, а его знание.
  • Выиграна война, но не мир.
  • Мир-добродетель цивилизации, война - её преступление.
  • Худой мир лучше доброй брани.
  • Без смелости не возьмешь крепости.
  • Бой красен мужеством, а приятель дружеством.
  • На войне рать крепка воеводою.
  • Не пуля, а человек человека из ружья убивает.
  • Солдат близко - кланяйся ему низко.
  • Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.
  • Бой отвагу любит.
  • Бой - святое дело, иди на врага смело.
  • Враг рядом - бей прикладом.
  • Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
  • Врага в слезах не утопишь.
  • Гвардейский миномет везде врага найдет.
  • Для советского солдата граница свята.
  • До Москвы на танках, а от Москвы на санках.
  • Живя в мире, не забывай о войне.
  • За край свой насмерть стой.
  • Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.
  • Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
  • Лучше умереть в поле, чем в бабьем подоле.
  • На героя и слава бежит.
  • Не силою дерутся, а умением.
  • Плох тот солдат, который не думает быть генералом.
  • Русский солдат не знает преград.
  • Сапер ошибается только один раз.
  • Славу свою добываю в бою.
  • Смелости учись у разведчика, осторожности у сапера - никогда не ошибешься.
  • Умелый боец везде молодец.

Загадки:

На корабле ходить я буду,
Когда на Флот служить пойду.
И тот корабль, подобно чуду,
Взметает встречную волну.
На нём живёт его команда — Все люди разных возрастов.
Я буду младшим, это правда,
А кто назвать меня готов?
(Матрос)

Я служу сейчас на флоте,
Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте — Дружим с рацией не зря!
(Радист)

Родина дала приказ,
И он сразу на Кавказ!
Прыгнул ночью с парашютом — ДорогА, порой минута!
(Десантник)

Машина эта непростая,
Машина эта — боевая!
Как трактор, только с «хоботком» — Всем «прикурить» даёт кругом.
(Танк)

Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:
«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню».
(Танкист)

Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(Военный летчик)

Я современный «Бог войны»,
Защитник рубежей страны.
Ведь, прежде, чем пойти на бой,
Меня пускают на «разбой».
(Артиллерия)

«Там, где мы, там — победа!» — Девиз наш славный, боевой.
Мы с моря на берег из века,
Бежали «каменной» стеной!
(Морская пехота)

У нас есть «Тополь», «Тополь-М»,
Не Флоре служим мы совсем.
Стоим на страже мы страны,
Чтоб больше не было войны.
(Ракетные войска)

Автор Юрий Чистяков

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
(Пограничник)

Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной.
(Моряки)

Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою …
(Страну)

Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником — Станешь …
(Пограничником)

Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …
(Корабле)

Как называется подросток,
Изучающий морское дело?
(Юнга)

Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат — военный …
(Летчик)

Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется …
(Танкистом)

Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота — Ждет тебя, солдат, …
(Пехота)

Недорогой капитал все души напитал.
(Щи)

Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
(Войны)

Автор: Наталья Майданик

Все он в один миг решает,
Великий подвиг он совершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно.
(Герой)

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост.
(Солдат)

У офицера-новичка,
Всего две звёздочки пока.
До капитана не дорос.
В каком он звании, вопрос.
(Лейтенант)

Был вначале он курсантом,
В полк приехал лейтенантом,
Он обучен воевать,
Как его, скажи, назвать.
(Офицер)

Что на плечах у военных?
(Погоны)

Она у нас в войсках традиционно
Крупней чем взвод, но меньше батальона
(Рота)

Не Бог, не царь, а ослушаться нельзя.
(Командир)

Что общего между деревом и винтовкой?
(Ствол)

На тропе, на берегу,
Преграждает путь врагу. (Пограничник)


C:\Users\1\Desktop\Фото 9 мая\20180508_112437.jpg


Предварительный просмотр: