Консультации для педагогов

Морозенкова Татьяна Вячеславовна

Консультации для коллег

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №189»

Консультация для воспитателей

«Коллекционирование как форма организации образовательного процесса»

                                                   Подготовила: Морозенкова Т. В.

                                                                Должность: воспитатель МДОАУ №189

                                                               

г. Оренбург, 2023г.

Коллекционирование как форма организации образовательного процесса

Что только не хранится в "закромах" наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое, поддавшись на очередной рекламный трюк производителей товаров. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка - это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие - коллекционирование.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как "систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес". Его корни уходят в далекое прошлое. Так, при раскопках древнеславянского города Берестье, который датируется X-XII вв., археологи обнаружили коллекцию раковин тропических морей. Как они попали в наши северные широты? По всей видимости, их владелец был не равнодушен к коллекционированию.

Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Польза от таких занятий неоспорима

Во-первых, собирая коллекцию, дети занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

 Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов детей. И если ваши крохи жить не могут без машинок или любят мастерить бумажные модели, попробуйте сделать их увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что начало коллекции могут положить уже имеющиеся  предметы. И вот тому пример.

Осенью можно собрать в группе общую коллекцию из овощей и фруктов, но не обычную, а в виде поделок из них. Собирая эту коллекцию, мы закрепляем с детьми названия овощей и фруктов, животных, можно  использовать экспонаты коллекции на занятиях по математике для развития внимания, закрепления количественного и порядкового счета (детям предлагались игры “Кого не стало”, “Четвертый лишний”, “Кто на каком месте стоит”). Дети с удовольствием играли в игру “Узнай по описанию”, рассказывали, из чего сделана поделка.

Во время прогулок, играя в песочнице, представить с детьми, что мы пираты, которые ищут клад. Проводя “раскопки” вместе с детьми найти несколько камешков и начать собирать коллекцию камней . Коллекция будет пополняется после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море.

Интересно детям ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу; провести интересные игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства .

Во время экскурсий вместе с детьми в  группе собрать коллекцию листьев с разных растений. А потом изготовить с детьми дидактическое лото из сухих листьев. После летних отпусков группа может пополнится коллекцией из ракушек

Коллекционирование ракушек, камешков и т. д. - примеры того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает малыша более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор.

Вместе с детьми на занятиях по конструированию можно собрать макет доисторического мира с динозаврами. С большим интересом дети складывают и склеивают фигурки динозавров из бумаги. Свой макет выставить в мини-музей .Предложите детям пригласить на экскурсию в свой мини-музей приятелей из детского сада и выступить в роли экскурсовода. Только представьте, сколько полезных навыков приобретет юный экскурсовод. Ведь ему нужно будет не просто назвать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а значит, подготовиться к такому рассказу заранее. Возможно, кто-то из друзей малыша тоже захочет собрать свою коллекцию

После начала коллекционирования дети проявляют все больший интерес к собиранию коллекций, становятся более любознательными и увлеченными. У детей появляется желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в сад. Они приносят коллекцию игрушек из киндер-сюрпризов, коллекцию солдатиков и самолетов, коллекцию машин и военной техники и т. д.

Особое внимание стоит уделить хранению детских коллекций. Для этого, по возможности, нужно выделить отдельную полку или такую полку специально соорудитьДля ракушек, камешков и прочих мелких предметов удобны коробки из-под шоколадных конфет и печенья с ячейками. Для этих же целей подойдет любая коробка с крышкой, в которую вы вклеите картонные или поролоновые перегородки. Значки хорошо смотрятся на треугольных вымпелах разных стран. Всевозможные программки, билеты, буклеты, открытки, наклейки, этикетки можно хранить в картонных коробках, папках с файлами, обычном или магнитном фотоальбоме. Можно завести альбом для рисования, на страницы которого наклеить бумажные конвертики и складывать туда этикетки и наклейки. Для мелких предметов, вроде бусин или пуговиц, склейте "комод" из спичечных коробков. Кстати, пуговицы можно хранить, пришивая их на какую-нибудь подходящую вещь, например любимую футболку ребенка, из которой он вырос. Постепенно с вашей помощью малыш может сам научиться это делать. Из конфетных этикеток или шоколадных оберток можно склеить бумажное "одеяло", которое постоянно будет расти, пополняясь все новыми и новыми экспонатами. А еще для хранения детских коллекций можно использовать пластиковые контейнеры из-под продуктов, стеклянные банки от детского питания, кофе, майонезов.

Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима. Сначала для выяснения позиции родителей  провести анкетирование. Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое,  предложить консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.

Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.



Предварительный просмотр:

муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад  №189»

Консультация для воспитателей

«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»»

                                                     

                                                  Подготовила: Морозенкова Т. В.

                                                                Должность: воспитатель МДОАУ №189

                                                               

                                               г. Оренбург, 2022г.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём из Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник:

- способствует снятию детских страхов;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- знакомит с разнообразным материалом;

- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Виды нетрадиционного рисования.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса? ", "Кого или что она тебе напоминает? " - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Разрисовка маленьких камешков.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Метод монотипии.

Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Объёмная аппликация.

С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Учимся делать фон.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Рисование солью.

Рисунок рисуем клеем, посыпаем солью. Излишки стряхиваем.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля;

- рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

- рисование песком;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- кляксография обычная;

- пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение                                                    «Детский сад комбинированного вида №189»

ЦИКЛ БЕСЕД

ПО БЕЗОПАСНОСТИ  ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

«Пожарный-доброволец; вчера, сегодня, завтра!» - 26 Января 2017 - ЦДЮТиЭ  г.Амурск

                                                                          Подготовила воспитатель гр. №7:

                                                                                                  Морозенкова Т. В.

Оренбург, 2020г.

Цикл бесед «Уроки безопасности» для детей старшей группы

Пояснительная записка

Цикл бесед составлен для детей старшего возраста, где к ребятам приходят друзья бельчонок и зайчонок, которые своим поведением учат детей правильно поступать в различных чрезвычайных ситуациях.

Цикл бесед:

1. «Пожар»

2. «Опасности на улице и во дворе»

3. «Опасные ситуации на улице и во дворе»

Цель. Знать правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Воспитывать чуткость, сострадание, взаимопомощь, внимательность, осторожность. Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях дома, на дороге, в детском парке и около дома.

Беседа №1

Тема: Пожар.

Задачи:

Учить детей совершать правильные действия при пожаре.

Формировать общественное сознание гражданской позиции о том, что беспечность может привести к пожару.

Воспитывать в детях чуткость, сострадание, взаимопомощь.

Оборудование: плоскостное изображение домика, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка, зайчихи.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям, конкурс рисунков на тему: «Осторожно, огонь!», дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Мы - пожарные», отгадывание загадок, разучивание стихотворений.

Словарная работа: пожарные, электроплита, лестница, огонь, опасность.

1. Беседа.

Ребята, отгадайте загадку: Без рук, без ног, а на гору быстро ползет. (Огонь.) О чем эта загадка? От чего происходят пожары? Можно ли оставлять включенным утюг? Телевизор? Электроплиту?

2. Сегодня мы с вами послушаем и посмотрим сказку о том, как и от чего случился пожар у зайчихи.

3. Показ настольного театра с речевым сопровождением сказки.

Жили в лесу зайчонок и бельчонок. Один раз, как обычно, утром они отправились в лес на прогулку. Друзья бегали, играли, догоняли друг друга.

Вдруг они учуяли запах дыма. Друзья быстро побежали к месту, откуда шел запах. Беда случилась у тетушки зайчихи. Из окна её дома и из всех щелей валил дым. Она включила электроплиту, чтобы приготовить борщ, а сама пошла в огород за овощами. Плита нагрелась, дунул в окошко ветерок, шторка коснулась плиты и загорелась. Зайчиха звала на помощь. Двое друзей знали, как надо быстро действовать, чтобы не сгорел весь дом.                                      

Физминутка :

Скок-поскок! Скок-поскок!

Прыгнул зайка на пенек.

Зайке некогда играть:

надо всех на помощь звать.

Лапки вверх, лапки вниз,

на носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

на носочках скок-скок-скок!

Зайчонок побежал вызывать пожарных и звать на помощь, а бельчонок освободил тетушку, нашел лестницу. Услышав крики о помощи, прибежали звери и начали тушить пожар. Кто-то носил воду, кто-то подавал ведра, а бельчонок, стоя на лестнице, тушил огонь, поливая его водой. Когда приехала пожарная машина, огонь уже был потушен.

4. Заключение

Понравилась вам сказка? О чем эта сказка? Какие правила поведения при возникновении пожара вы знаете?

Очень давно люди научились добывать огонь. И сегодня без него не обойтись: он согревает, кормит нас. Но когда забывают об осторожном обращении с огнем, он становится опасным. Ребята, не играйте и не шутите с огнем! Будьте осторожными

 

Беседа №2

Тема: Опасности на улице и во дворе.

Задачи:

Учить детей быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях.

Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях на дороге, в детском парке и около дома.

Воспитывать у детей внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому.

Оборудование: дорожный знак, альбомный лист, карандаши и фломастеры, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка.

Предварительная работа: рассматривание и знакомство с дорожными знаками, беседа о правилах дорожного движения.

Словарная работа: улица, дорога, опушка, переход, качели, ушиб.

1. Вступительная беседа воспитателя.

Где бы вы ни были, в городе большом или маленьком, в деревне, в селе – везде вы встретите дороги. А чтобы дорога была безопасной, мы должны соблюдать правила дорожного движения.

Давайте вспомним, как надо ходить по улице и переходить дорогу? (Ответы детей)

Какие вы знаете правила для пешеходов?

2. Сегодня мы с вами еще раз встретимся с друзьями: бельчонком и зайчонком, послушаем, в какие непредвиденные обстоятельства они попадали.

3. Слушание сказки

Бельчонок и зайчонок решили сходить в детский парк, покататься там на качелях. Детский парк находился за лесом. Добежав до опушки леса, друзья увидели, что в парк не сразу можно попасть. Для этого нужно перейти широкую улицу. Зайчонок предложил перебежать улицу между машинами, которые мчались по дороге. Но бельчонок был очень внимательный: он заметил недалеко дорожный знак, который разрешал переход. По этому знаку друзья без опаски перешли улицу и оказались в парке. (Физминутка)

Друзья сели в качели. Бельчонок пристегнул ремни, а зайчонок решил, что и так сойдет. И вот качели качнулись….. Зайчонок не удержался и выпал. Бельчонок действовал очень быстро. Он позвонил 03, вызвал машину «Скорая помощь», а сам успокаивал своего друга, что все будет хорошо и все обойдется. Врачи, осмотрев зайчонка, сказали, что , к счастью, ушибы незначительные и , пожурив его, отпустили друзей домой.

4. Беседа по прочитанному.

Понравилась вам сказка? Какая неприятность могла встретить друзей на дороге? Почему выпал из качелей зайчонок? Как действовал бельчонок?

5. Практическая работа

Какой дорожный знак подсказал друзьям, где переходить дорогу?

Давайте сейчас мы его нарисуем.

6. Заключение

Этот дорожный знак – помощник пешеходов, и они должны дружить с ним.

На улицах, дорогах много разных дорожных знаков. Они – лучшие помощники и друзья для водителей и пешеходов, рассказывают о том, какова дорога, как нужно ездить, что разрешается и чего нельзя делать. Будьте внимательны на дорогах, ребята!

 

Беседа №3

Тема: Опасные ситуации на улице и во дворе.

Задачи:

Учить детей правильно вести себя в ситуациях обнаружения незнакомых предметов и при встрече с незнакомыми людьми.

 Развивать умение объективно оценивать положительные качества людей.

 Воспитывать у детей внимательность, осторожность.

Оборудование: плоскостные изображения деревьев, домика, красиво упакованная коробочка, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка, зайца большого.

Предварительная работа: беседа о несовпадении приятной внешности и добрых намерений незнакомцев, о правилах поведения при обнаружении незнакомых предметов

Словарная работа: похититель, добро, зло, упаковка, многоликий, злоумышленник

1. Вступительная беседа воспитателя.

Ребята! Мы живем в огромном многоликом мире людей. Взрослые заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы вы выросли здоровыми, сильными, умными, честными, добрыми.

Но, к сожаленью, есть и люди, которые творят зло. Они грабят, убивают, воруют людей и совершают разные гнусные преступления.

Человека со злыми мыслями, замышляющего зло, называют злоумышленником.

Какое зло может причинить такой человек вам, вашей семье?

Как научиться разбираться в людях, угадывать, кто добрый, а кто злой?

2. Сегодня, ребята, нас опять ждет встреча с бельчонком и зайчонком. Вы узнаете, какие опасности подстерегали друзей.

3. Показ настольного театра с речевым сопроводением.

Бегут друзья по лесу обратно домой: бельчонок по веткам деревьев прыгает, зайчонок по тропинке между кустами.

Вдруг зайчонок увидел красивую коробочку, перевязанную большим бантом. Он позвал друга, чтобы посмотреть, что же там внутри. Подойдя к коробке поближе, друзья услышали тиканье часов. Бельчонок вспомнил, как в лесной школе их учитель Барсук рассказывал о таких странных находках, которые могут принести беду. Недолго думая они позвали своего учителя. Он поблагодарил друзей за их внимательность, осторожность и бдительность. (Физминутка)

Прибежав к дому, зайчонок заметил какого-то странного незнакомого дядюшку зайца, который ходил вокруг их жилища. Зайчонок быстро подскочил к нему и начал расспрашивать, кто он такой и что делает возле их дома. На что незнакомец вежливо ответил, что он друг отца, находится здесь проездом, и ему хотелось встретиться с ним. Поэтому он хочет подождать его дома. Зайчонок совсем забыл о том, как опасно вести разговоры с незнакомцами.

Хорошо, что мама пришла вовремя домой. А то….

4. Беседа по услышанному. Разыгрывание ситуаций.

В какие опасные ситуации попадали бельчонок и зайчонок? Как они избежали беды? Что могло произойти, если бы вовремя не пришла мама?

Ситуация 1. (Дети разыгрывают сценку)

Незнакомка: Здравствуй, девочка.

Девочка: Здравствуйте.

Незнакомка: Как тебя зовут?

Девочка: Таня.

Незнакомка: А где ты живешь?

Девочка: Извините, меня ждут. Мне родители не разрешают разговаривать с незнакомыми людьми. (Вот я сейчас милиционера позову, он вам расскажет, где я живу! Простите, но я очень спешу!)

Ситуация 2. Незнакомый человек угощает тебя чем-то очень вкусным: «Угощайся, мальчик! Возьми конфетку! Выпей стаканчик фанты!»

5. Заключение

Ребята, никогда нельзя грубить незнакомцу. Может это вовсе не злоумышленник, а хороший человек, любящий детей, и ты ему покажешься грубияном, невоспитанным ребенком. А если это злой человек, то на грубость он может ответить грубостью – толкнуть, ударить. Нельзя есть и пить то, что предлагают тебе на улице незнакомцы. С едой тебе могут дать яд или снотворное средство. Будьте внимательны, осторожны и бдительны, ребята!

Беседа для старшей группы «Если ты гуляешь один».

Цель:

Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых, сформировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание пословиц, беседы.

Материал: дидактическая игра «Составь портрет»; иллюстрации-портреты сказочных героев; цветы, вырезанные из цветного картона (по количеству детей) ; гуашь темного цвета, кисточки, белая бумага для рисования (по количеству детей) ; солнышки и тучки для рефлексии.

 Беседа:

Дети заходят и встают в круг. (На полянке разложены цветочки)

1. Игра «Цветочек»: идут по кругу и приговаривают

На полянке, на лугу

Выросли цветочки.

Я по лугу побегу

И сорву цветочки.

Дети берут по цветочку и дарят кому захотят, при этом говорят слова приветствия, добрые, ласковые слова («ты мне нравишься», «я рад тебя видеть», «ты красивый» и т. д.)

Далее дети проходят на стульчики.

2. Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения на прогулке, если вы гуляете одни. Ребята, давайте вспомним сказки и посмотрим иллюстрации-портреты сказочных героев: Карабас - Барабас, Бармалей. Эти герои добрые или злые? (ответы детей). Как вы думаете, а может ли у злого человека быть красивое лицо? Вспомните Снежную королеву. (ответы детей). Красота её холодная и глаза злые.

Давайте вспомним ещё одну сказку «Волк и семеро козлят». Что сделал волк со своим голосом, чтобы козлята ему поверили? (ответы детей)

Мы можем сделать вывод: злой человек может притвориться добрым, чтобы принести вам зло.

3. Дидактическая игра «Составь портрет доброго и злого человека».

Дети делятся на две команды. Одна команда делает портрет злого человека, а другая - доброго. Рассказы и объяснения детей.

4. Прошли на стульчики.

Воспитатель: Ребята, вы гуляете одни на улице и к вам подходит незнакомый человек. Рассмотрим следующие ситуации:

1) Уговаривает пойти с ним куда-нибудь (в цирк, зоопарк, обещая показать что-то интересное…

2) Пойдем со мной я подарю тебе игрушку…

3) Взрослый представляется папиным или маминым другом, они просили привести ребенка домой…

4) Незнакомый открывает дверцу машины и предлагает покататься…

5) Угощает конфетой или другими сладостями…

Выслушав ответы детей, воспитатель акцентирует внимание на следующих правилах:

• Не надо разговаривать с незнакомцем на улице

• Не уходи никуда с чужим

• Не садись в машину с незнакомцем

• Не бери конфеты, игрушки.

• Не входи в лифт с незнакомцем

• Не ходи один далеко от дома

Дети запомните - доверять следует только близким людям, а незнакомый человек может быть опасен и может причинить большой вред- разлучить с близкими и испугать.

5. Разминка:

Жили - были зайчики на лесной опушке.

Жили - были зайчики в беленькой избушке.

Мыли свои ушки, мыли свои лапочки.

Наряжались зайчики, надевали тапочки.

6. Воспитатель: Наши ребята знают много пословиц. Дети рассказывают пословицы.

Бережоного бог бережет.

Добро всегда побеждает зло.

Одним глазом спит, другим видит.

Волков бояться в лес не ходить.

7. Воспитатель приглашает детей к столам для рисования.

Игра «Клякса».

Воспитатель: Что такое клякса? (ответы детей) Да, ребята, это расплывчатое пятно краски на бумаге. На согнутый пополам лист бумаги темной гуашью наносят пятно, сгибают лист, проглаживают рукой, раскрывают лист. В темном пятне дети должны увидеть какой-нибудь образ и дорисовать его - ушки, лапки, рожки, хвост и т. д. Нарисуйте что – то страшное, плохое и злое. Кого вы нарисовали? (ответы детей) Хотите ли этих чудищ оставить в комнате, в нашей группе? (ответы детей) Давайте порвем листочки - чудища нам не нужны!

8. Рефлексия: (звучит тихая спокойная музыка) Дети подходят к столу и выбирают солнышко или тучку. Солнышко - если что-то понравилось, тучку – если что-то не понравилось. Дети объясняют свой выбор.

Беседа в старшей группе «Если ты потерялся»
                                                                                                                                         Цель: Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потерялся на улице (в магазине, в многолюдном месте).

Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми.

Способствовать развитию осторожности, осмотрительности.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитывать желание и умение находить выход из трудного положения, вместе обсуждать проблему, вести диалог, вместе познавать, делать открытия.

Материал: игрушка: котенок, кошка, телевизор, видеокассета «Колобок».

Беседа:

1. Сюрпризный момент.

-Ребята, сегодня у нас будет необычное, интересное занятие (раздается мяуканье) .

-Ребята, вы слышите? Кто бы это мог быть? (ответы детей)

(кошка, котенок)

Беру котенка в руки.

-Ребята, конечно – это котенок!

-Как вы думаете, как сюда попал маленький котенок? (ответы детей)

(прибежал с улицы, убежал от мамы – кошки, потерялся)

-Правильно ребята, котенок потерялся.

-Как его жалко, давайте его пожалеем.

(предлагаю погладить котенка)

-Смотрите, пригрелся и уснул.

(укладываю на стул)

-Ребята, почему котенок потерялся? (предполагаемые ответы детей)

(убежал от мамы, отстал от других котят, не слушался маму кошку)

-Действительно ребята, не послушный котенок убежал от мамы, и теперь

она его ищет!

-Ребята, только котенок может потеряться?

-А кто еще?

-(собака, щенок, взрослый, ребенок)

-Правильно, потеряться может каждый: и собака, и взрослый, и ребенок)

-Как вы думаете, как должны вести себя дети, чтобы не потеряться?

-Чтобы не потеряться, дети не должны гулять одни, без взрослых. На улице большого города или в многолюдной толпе обязательно держитесь за руку мамы, папы или другого взрослого, с которым вы идете.

-Если же вы все-таки потерялись:

-Постарайтесь успокоиться и оглядеться по сторонам, может ваши родители рядом, и тоже ищут вас.

-Как вы думаете, к кому же можно обратиться за помощью? (ответы детей)

-Хорошо если вам повезет, и вы встретите знакомого человека, а если нет?

-Постарайтесь среди незнакомых людей найти человека в форме (охранник или милиционер, женщину или мужчину, гуляющих с ребенком, или к продавцу магазина, аптеки.

-Ребята, теперь вы знаете, что делать, если потерялись!

-А что же нам делать с котенком? (ответы детей)

(найти маму)

-Давайте вместе поищем маму-кошку, может она где-то рядом? (ребята вместе с воспитателем ищут маму-кошку). Динамическая пауза «найдем котенку маму».

- Так вот же она. Тоже ищет своего котенка и сильно переживает!

-Ребята, может отпустим домой маму-кошку и котёнка! (уношу котенка и маму-кошку из группы).

Физ. мин. «Дует ветер нам в лицо»

2.–Ребята, а я знаю одного сказочного героя, который убежал из дома.

-Послушайте загадку, и вы сразу его узнаете, только дослушайте до конца.

«Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке» (ответы детей)

-Правильно - это колобок!

-Давайте посмотрим, что же случилось с колобком?

Просмотр мультфильма «Колобок»

(Обсуждение с детьми мультфильма «Колобок»)

- Ребята, почему колобок попал в беду? (ответы детей)

(ушел из дома без спроса и разговаривал с незнакомыми)

-Случилась бы такая история, если бы колобок гулял с бабушкой или

дедушкой? (нет)

-Кто помог колобку убежать от лисы?

(пчелка)

3. Закрепление материала:

-Чтобы с вами не случилась такая история как с колобком, что надо

знать? (ответы детей)

(нельзя гулять одним без взрослых, уходить далеко от дома, со двора)

-Нельзя разговаривать с незнакомыми взрослыми.

-Обращаться за помощью к человеку в форме (охранник или милиционер, женщине или мужчине, гуляющих с ребенком, продавцу магазина, аптеки.

-Теперь вы знаете, как вести себя, если потерялись, и что делать чтобы не потеряться!

- Ребята, к следующему занятию постарайтесь выучить свой домашний адрес.

Беседа в старшей группе «Раз, два, три, четыре, пять — я иду один гулять»

Задачи:

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения во время прогулок.

Развивать умение анализировать, сравнивать, оценивать свои поступки и поступки других людей.

Формировать представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Закреплять правила безопасной прогулки и знание своего домашнего адреса.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, выполнять задания сообща.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я пригласила к нам в гости клоуна Клепу. Только он почему-то задерживается.

Входит Клепа весь замотанный бинтами и на костылях.

Воспитатель: Здравствуй, Клепа. Что случилось? Почему у тебя голова забинтована? Что с твоей рукой? И почему ты на костылях?

Клоун рассказывает, как он сбивал палкой сосульку, заглянул в брошенный пакет и чем обернулись его прыжки на люке.

Дети дают свою оценку поступкам Клепы.

Воспитатель: Клепа, а разве ты не знаешь, как надо вести себя во время прогулки во дворе?

Клепа: Не знаю, может раньше и знал, а теперь забыл.

Воспитатель: Тогда ты вовремя к нам пришел. Ребята могут рассказать тебе о правилах поведения во время прогулки.

Клепа: Да были у меня эти правила в картинках, только я их нечаянно разрезал. Вот они (достает разрезанные картинки). Что с ними теперь делать – не знаю.

Воспитатель: Ребята, что делать Клепе?

Дети предлагают сложить все картинки.

Игра «Собери картинку»

Дети по 2-3 человека собирают картинки и рассказывают Клепе об опасных ситуациях и правилах поведения во время прогулки.

Воспитатель: Клепа, теперь ты запомнил правила поведения во время прогулок?

Клепа: Спасибо, ребята, теперь я запомнил все правила. А картинки я хочу вам оставить.

Воспитатель: Спасибо. Мы еще поиграем, а потом передадим малышам, чтобы они тоже знали правила поведения во время прогулки. Клепа, а ребята еще стихи знают об опасностях, которые могут встретиться во время прогулок.

Дети читают стихи с демонстрацией больших плакатов.

Клепа: Вот уж теперь я точно знаю все правила и могу один гулять.

Воспитатель: Клепа, а если ты вдруг заблудился, ты знаешь свой адрес? Назови нам его.

Клепа: Конечно, знаю. Я живу около аптеки на девятом этаже. Квартира – дверь железная.

Воспитатель: Ребята, вы поняли, где живет Клепа? Пожалуй, мы покажем тебе одну игру. Кто свой адрес точно знает – с нами весело играет.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду один гулять».

Клепа: Теперь я обязательно выучу свой адрес, чтобы не потеряться и поиграть в такую игру.

Воспитатель: И все-таки, ребята, чтобы Клепа не забывал правила, давайте сделаем для него памятку безопасной прогулки.

Продуктивная самостоятельная деятельность «Памятка безопасной прогулки».

Беседа с детьми старшей группы на тему: «Предметы, требующие осторожного обращения».

Задачи:

1. Закрепить знания об основных предметах, опасных для жизни и здоровья.

2. Упражнять в умении самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ними.

Материал: красный карандаш или фломастер.

Ход беседы:

Воспитатель вместе с детьми становится в круг. Берет в руки красный воздушный шар. Начинает стихотворную строку, которую должен закончить тот ребенок, которому передают шар. Если он ответит неправильно или будет медлить – просит его выйти из круга, а шар передать воспитателю.

Воспитатель:

Где с огнем беспечны люди,

Там взорвется в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…

Ребенок: Пожар (передача шара)

Воспитатель:

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …

Ребенок: Утюг.

Воспитатель:

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками …

Ребенок: Играл.

Воспитатель:

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над…

Ребенок: Газом?

Воспитатель:

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг…

Ребенок: Траву?

Воспитатель:

Кто в огонь бросал при этом

Незнакомые…

Ребенок: Предметы?

Воспитатель:

Помни каждый гражданин:

Этот номер…

Ребенок: «01»!

Воспитатель:

Дым увидел – не зевай

И пожарных …

Ребенок: Вызывай.

Воспитатель: а теперь, ребята я раздам вам картинки с изображенными предметами, из которых вы должны выбрать предметы, которыми в отсутствии взрослых вы пользоваться не должны и обвести их красным карандашом.

Беседа с детьми старшей группы на тему: «Предметы,  требующие осторожного обращения» по основам безопасности жизнедеятельности.

Воспитатель: давайте посмотрим, как вы справились с заданием. (разъяснение ошибок, если они есть). Скажите, почему вы обвели эти предметы? В каких случаях они могут быть опасны? (предполагаемые ответы детей) .

Воспитатель: ребята, послушайте, в конце нашей беседы я вам прочитаю стихотворение о неосторожном обращении с огнем, чтобы вы запомнили с чем нельзя играть, чтобы не случилось беды.

Очень-очень важные правила!

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен.

Спички не тронь!

В спичках огонь!

Не играй, дружок, со спичкой,

Помни, ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Возле дома и сарая,

Разжигать огонь не смей!

Может быть беда большая,

Для построек и людей.

Если имущество хочешь сберечь-

Не уходи, когда топится печь!

Когда без присмотра оставлена печь –

Один уголек может дом ваш поджечь.

Не играй с электроплитою.

Спрыгнет с плитки пламя прыткое!

С газом будь осторожен,

От газа пожар возможен!

Нельзя над газовой плитой

Сушить промокшую одежду!

Вы сами знаете, какой

Большой пожар грозит невежде!

Не суши белье над газом.

Все сгорит единым разом!

Погладить рубашку и брюки

Утюг вам поможет, всегда,

Сухими должны быть руки

И целыми провода.

Включен утюг, хозяев нет,

На простыне дымится след.

Ребята, меры принимайте,

Утюг горячий выключайте!

Воизбежании всяких бед

Огню на елку хода нет!

Запомните, дети,

Правила эти:

Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал!

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер — 01!

Беседа с детьми старшей группы «Насильственные действия незнакомых взрослых на улице»

  

Цель: научить ребенка правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, чтобы окружающим было понятно, что над ними совершается насилие, что это не детские капризы.

Материал:

- настольный театр по р.н.сказке «Кот, петух и лиса»

- иллюстрации «Полицейский. Полицейская машина»

- иллюстрации опасных ситуаций связанных с поведением незнакомых ребёнку взрослых людей

Ход занятия:

I. Инсценировка сказки

Воспитатель предлагает детям инсценировать р.н. сказку «Кот, петух и лиса». Затем обсуждается поведение героев сказки:

- Кто из героев сказки нарушил правило безопасности? (петушок)

- Назовите это правило? (нельзя доверять незнакомцам)

- Как петушок привлекал внимание кота, когда оказывался в лапах лисы? (громким криком)

II. Опасные ситуации, связанные с насильственными действиями незнакомых взрослых

Воспитатель: В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Такие, как лиса из сказки «Кот, петух и лиса». Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, похитить человека. От таких людей нас защищает милиция (выставляется иллюстрация «Полицейский. Полицейская машина»). Люди этой профессии всегда придут на помощь в опасной ситуации.

На улице нас могут подстерегать опасные ситуации:

- Незнакомец хватает ребенка за руку и тащит за собой (выставляется иллюстрация данной ситуации) Что нужно делать? (мнение детей) кричать. Но как кричать?(мнение детей). Окружающие могут подумать, что кричит просто капризный ребенок. Кричать нужно так: «На помощь! Помогите! Я этого человека не знаю!». Если тебя пытаются взять на руки. Нужно принять такую позу, когда тебя трудно поднять, например, сесть на землю и поднять руки кверху. Стараться увернуться, убежать.

- Ты гуляешь на улице - к тебе подходит ласковый и добрый мужчина (или женщина) предлагает сладости и покататься на машине (выставляется иллюстрация данной ситуации). Какие будут твои действия? (Не принимай от чужих угощения. Не подходи к незнакомым машинам). Если тебя хотят затащить в машину, кричи: «Помогите меня увозят чужие люди!»

Чтобы такого с вами не случилось нужно знать и всегда выполнять вот такие

правила безопасности:

- не ходи в безлюдном месте.

- не играй вблизи машин, в которых сидят люди.

- не гуляй до темноты.

- ходи в магазин или к другу всегда одной дорогой.

- не вступай в разговор с чужими людьми.

- не стесняйся при необходимости громко просить о помощи.

III. Тренинг

В нем отрабатывается защитное поведение ребенка в случае насильственных действий. Чрезвычайно важно научить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих,

Вначале педагог просит позвать на помощь, как это делал петушок в сказке:

«Несет меня лиса за темные леса, За быстрые реки, за высокие горы... Кот и дрозд спасите меня!»

Разыгрывается сценка, где один из детей изображает лису, а другой - петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь.

В следующем сюжете тренинга предлагается вообразить ситуацию: незнакомый, чужой человек на улице хватает ребенка за руку и тащит куда-то. Пусть дети попарно изображают "чужого человека" и "ребенка", которого похищают и насильно желают посадить в машину. Важно чтобы в роли "похищенного" побывал каждый ребенок. Закончите ситуацию счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых.

Предложите детям подумать о других способах защиты: укусить за руку, ударить по ноге ботинком, кинуть песком в лицо обидчику и т. д.

IV. Итог занятия

Воспитатель: Дети, опасных ситуаций можно избежать, если всегда выполнять правила безопасности. Давайте назовём их! (дети называют правила безопасности).

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет.

Отвечайте твердо: "Нет!"

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет

Отвечайте твердо: "Нет!"



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

Актуальность проблемы интеллектуального развития дошкольников через обучение игре в шахматы.

Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?».

Если проанализировать историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, Г. Агзамов – в 4 года, В. Стейниц, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер, О. Рубцова, Ю. Балашов – в 6-летнем возрасте.

Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.

Успешное обучение ребёнка в начальной школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой, ведь игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации.

Огромную роль в воспитании успешного, самостоятельного, гармонично развитого человека играют шахматы. И это не фантастика, дети легко осваивают шахматные премудрости с 3-х лет.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д.

Работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А. Вегнера, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И. Никитина, З.А. Михайловой, Е.В. Колесниковой, современные концепции обучения самых маленьких детей доказывают, что не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний дошкольников является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только измерять и вычислять, но и рассуждать. Ведь логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно- следственных связей. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребёнка отстаивать свою точку зрения.

Применение в работе с детьми методики раннего обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.  Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. 

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования. 

Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день.  Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. 

Основные направления и содержание деятельности 
по обучению игре в шахматы


        Обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т. д.):


Формировать умение классифицировать, сравнивать и обобщать и развивать пространственное мышление, простейших графических умений и навыков.

– Подготовка к изучению математики в начальной школе: узнавать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться); собрать объект из готовых частей (синтезировать); расчленить, выделить составные части (анализировать); видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.

– Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, сопровождая сравнение словесно.

– Ориентироваться на странице альбома и тетрадном листе (различать верх, низ, левую и правую части и т.п.); понимать выражения: между, за, перед, посередине, раньше, позже и т.п..

– Обладать начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.).

– Устанавливать простейшие математические связи между воспринимаемыми предметами и явлениями: количественные отношения, пространственные, процессуальные (связь между изменением количественной характеристики ситуации с ее символическим описанием, т.е. выбор действия)

– Производить операции сравнения и обобщения, самостоятельно выбирая для них основу.

– Выполнять простые задания на классификацию с разнообразными объектами, самостоятельно выбирая основание для классификации.

– Абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основные признаки (форму и количество).

– Анализировать строение простых объектов, выделяя существенное для выполнения задания соотношение их частей.

– Выполнять несложные трансформации исходных объектов по заданным параметрам, получать схематическое изображение объекта (графическую модель).

– Совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.

– Формировать внимание, умение работать по образцу. 

– Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. 

– Развивать практически-действенное мышление.

– Выполнять несложное рассуждение и завершать его умозаключением, соблюдая причинно-следственную связь. Расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника.

– Учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т. п.; 

– Вырабатывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.

– Научить ребёнка учиться с интересом и удовольствием, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, элементы поисковой деятельности, умение мыслить, доказывать правильность своего решения.

– Развивать комбинаторные способности, смекалку, сообразительность, логическое мышление.

– Развивать умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащать детскую фантазию, приносить эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой.

– Развивать физическую выносливость, физическое здоровье.

Первые шаги в шахматы.

С чего следует начинать обучение шахматной игре в дошкольном возрасте? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, друзей, телевизионных передач, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав. Какой-либо «принудительный элемент» здесь должен начисто отсутствовать, ни в коем  случае не приниматься на вооружение тренером.

 Игровой метод обучения шахматам

Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Попробуем начать играть, например, в «ладью». Расскажем  о ней сказку, покажем на шахматной доске, где ее «домик», нарядим ее, начнем за ней охотиться – и ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода  изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.

Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Нельзя хвалить одних и в то же время ругать других за временные неудачи. Очень важно в процессе обучения игре воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны.

У тренеров и родителей нередко возникает вопрос: «Как играть с ребенком?». Вопрос далеко не праздный. Можно сделать вид, что проиграл, но злоупотреблять этим не следует: дети могут привыкнуть к легким победам и проигрыши будут восприниматься ими весьма болезненно. Лучше всего дать малышу фору: одну-две пешки при игре одними пешками, без фигур, или ферзя, ладью, а то и несколько фигур сразу, при игре всеми фигурами, чтобы уравнять шансы. Довод тренера, взрослого: «Мне без форы пока неинтересно сражаться с тобой на равных» - бывает, как правило, достаточно убедительным для ребят. Когда же дети повысят класс игры, то фора, естественно, уменьшается настолько, насколько станет сильней игра юного шахматиста.

После игры тренеру следует разобрать с детьми их наиболее типичные ошибки: плохо развиты фигуры, не сделана вовремя рокировка, рано вывели в игру ферзя, делали ходы одной и той же фигурой несколько раз подряд без необходимости и т.п. Нужно стремиться приучать малышей из нескольких возможных в позиции ходов выбирать самый лучший.

На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть сразу всеми фигурами. Соблюдая это условие, тренер постепенно приучает их видеть  всю доску, а также отдельное поле (клеточку, квадрат), равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом. Нужно научить ребят запоминать различные простейшие ловушки и комбинации: «Детский мат», «Мат Легаля» и др., а затем переходить  к решению элементарных шахматных задач и этюдов, отгадыванию загадок.

Наибольшего эффекта удается достичь, когда вся группа детей условно делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними раздельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего,  приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы. Через какое-то время пары (подгруппы, команды) могут изменяться в зависимости от уровня игры, его повышения или понижения.

Объяснения должны быть доступными, лаконичными. Но все же некоторые дети могут не понять того или иного материала. Такие дети, как правило, утрачивают интерес к игре, начинают отвлекаться. В этом случае повторное объяснение (если ошибка не типична для всех ребят) вовсе не обязательно. Просто кого-то можно пересадить, чтобы он поиграл с другим товарищем. Иногда рекомендуется дать задание хорошо играющим детям позаниматься в свободное время с отстающим товарищем. Часто такие подопечные быстро догоняют по классу игры своих «юных тренеров», а бывает, что и обыгрывают.

Перед игрой нужно провести беседу об общих правилах поведения во время шахматных поединков, например:

- Дети, в шахматы играют не торопясь, спокойно, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший и сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, так как этим вы будете мешать себе и другим.

           Малыш должен запомнить, как называется каждая из фигур, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, с удовольствием по-своему играют в них.

Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Даже не всегда можно проверить, усвоил ли малыш это. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребёнка, он может  и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил малыш, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре. На выбор поиграем с детьми в следующие игры-задания:

“Волшебный мешочек”. По очереди прячем в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просим малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позволим и ребёнку прятать фигуры, а сами угадываем, какая фигура в мешочке. Иногда мы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на нашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

“Шахматный теремок”. Сделаем из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди
 забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

“Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба”
– ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

“Шахматная репка”. Посадим “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

“Большая и маленькая”. Поставим перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросим выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

“Запретная фигура”. Поставим шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По нашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяемся ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибаемся”. Если ребёнок не заметит нашу ошибку, сами указываем на неё.

“Что общего?”. Возьмем две любые шахматные фигуры и спросим малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).

“Белые и чёрные”. В беспорядке поставим на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставим в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру  и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета, обязательно называя её. Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляем мы и т. д.

“Угадайка”. Загадаем какую-нибудь шахматную фигуру и спрячем её в кулаке. Предложим ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

“Куча мала”. Все шахматные фигуры лежат в куче. Мы закрываем глаза, берём какую-нибудь из фигур и ощупываем её. Выбранную шахматную фигуру мы умышленно называем неправильно, открываем глаза и спрашиваем ребёнка: “Так?”.  Малыш поправляет нас. Затем поменяемся ролями.

“Школа”. Перевернем шахматную доску клетками вниз, в углубления поставим шахматные фигуры и скажем ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..”

“Цвет”. Попросим малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяемся ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, “по ошибке” поставим там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить нашу ошибку и указать на неё.

“Ряд”. Предложим ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом нас и проконтролировать выполнение задания.

“Пирамида”. Посоветуем малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросим у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

“По росту”. Попросим ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

“Догонялки”. Выберем одну из белых фигур, например, пешку, имитируем её бег по столу. После этого предложим ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за нашей фигурой. Пусть наша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяемся ролями.

“Прятки”. Спрячем в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае мы рискуем остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

“Кто быстрее?”. Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложим ребёнку посостязаться с нами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

“Над головой”. Назовем какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

“На стуле”. Поставить на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаем с ребёнком. Досчитаем до трёх и на счет “три” бежим к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

“Убери такую же”. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберем одну из фигур в коробку. Попросим малыша назвать эту фигуру и положить в коробку аналогичную шахматную фигуру и т. д.

“Полна горница”. Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложим ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете мы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.

Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.

Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: “Волшебный мешочек”,  “Шахматный теремок”,  “Шахматный колобок”,  “Шахматная репка”,  “Запретная фигура”,  “Угадайка”,  “Пирамида”,  “Прятки”,  “Догонялки”,  “Школа”,  “Полна горница”.

При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: “Кто быстрее?”,  “На стуле”,  “Над головой”,  “Ряд”,  “Белые и чёрные”,  “Что общего?”,  “Большая и маленькая”,  “Запретная фигура”,  “Волшебный мешочек”,  “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”,    “Шахматная репка”.

Как правило, двух-трех занятий по 15–25 минут достаточно, чтобы все дети в возрасте 5-6  лет усвоили названия  шахматных фигур.

Таким образом, использование элементов шахматной игры в развитии логического мышления дошкольников способствует:

  • обобщению, систематизации и апробации методов и приемов развития логического мышления;
  • повышению уровня подготовки дошкольников к усвоению математических знаний;
  • формированию умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.

Данная научно – исследовательская разработка отражает инновационные подходы повышения эффективности развития логического мышления младших дошкольников с использованием нетрадиционных форм, а именно через обучение элементам шахматной игры.

Новизна опыта состоит:

  • в раннем обучении игре в шахматы в непринужденной игровой форме;
  • в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности) по обучению игре в шахматы.

Список использованной литературы:

  1. Балашова Е.Ю. Шахматная азбука, 1 ступень. Герои сказки играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2009. – 72 с.
  2. Балашова Е.Ю. Герои сказки играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2009. – 96 с.
  3. Балашова Е. Задачник Ι ступень. – М.: Просвещение, 2009. – 64 с.
  4. Балашова Е. Шахматная азбука. Первая ступень. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.
  5. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь: Книга для учащихся \Пер. с чеш.  Е.и. Ильина, Н.Н. Попова; ил. И. Карт. – Петрозаводск: БНП, «Кругозор», 1994. – 112 с.
  6. Гришин В.Г. малыши играют в шахматы: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
  7. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам! – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.
  8. Журавлев Н.И. В стране шахматных чудес. – М.: А\О «Международная книга», 1991. – 128 с.
  9. Касаткина В. Шахматная тетрадь. – М.: Просвещение, 2009. – 32 с.
  10. Костенюк А., Костенюк Н. Как научить шахматам. Дошкольный шахматный учебник. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
  11. Лобач П. Правила шахмат. – Саратов, 2009. – 16 с.
  12. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Просвещение, 2007. – 280 с.
  13. Фоминых М. Шахматы для друзей. – Чебоксары, 2009. – 64 с.