Скрайбинг

Дальчанина Ольга Сергеевна

 

 

 

 

 

Сегодня я хочу с вами поделиться одной из технологий, которую использую в речевом развитии детей. Что же это за технология?    XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь, стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей. Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики. Это одна из современных технологий «скрайбинг». Это новое иностранное слово совсем недавно появилось в сфере образования. Что это? Мне стало интересно и, конечно, у меня сразу возник вопрос, как можно эту технологию использовать в работе с детьми?  Что же такое скрайбинг?.Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего. Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком.      

Скрайбинг  бывает ручной и компьютерный. Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.                                                       

В том виде и в тех формах, в которых скрайбинг встречает нас сегодня, он существует не так давно. Но нельзя сказать, что он стал уникальным открытием, не имевшим аналогов. Мы все видели наскальные рисунки-истории, сделанные еще до нашей эры. Так, может, именно они и положили начало процессу, который любой способен с легкостью использовать, чтобы донести информацию без текста?  Представьте себе, что вам нужно донести информацию о Солнечной системе до людей, которые увидят это сообщение только через тысячу лет. Что вы будете использовать?  Надпись «Солнечная система» или ее рисунок?                           

 Если все-таки надпись, то на каком языке? Вы уверены, что он будет понятен? А рисунки? Думается, что у них гораздо больше шансов быть понятыми через тысячу лет.  Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.                                                                                                                                             

На первый взгляд, термин «скрайбинг» совершенно нам не знаком. На самом деле в детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. С помощью обычных рисунков мы пытались передать определенную информацию, настроение, эмоции, чувства.                                             Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинг, у них развивается критическое и образное мышление.

Инструменты для скрайбинга

Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения. Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:

  • фломастер, маркер, ручка, карандаши
  • скетчбук,
  • флипчарт,
  • доска для рисования.

В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов – знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

Рисованный скрайбинг - это  ручной  классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках - пример классического скрайбинга. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.

Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.

Скрайбинг «фланелеграфный» Для такого скрайбинга понадобится доска, обтянутая фланелью. На нее будут крепиться готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей.

Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

То, что представляет собой технология «скрайбинг» - это в принципе не новое в образовании, такие методы и приемы встречаются и в других технологиях. 

Но самое важное отличие в скрайбинге - это принцип параллельного следования, т.е. речь выступающего одновременно зарисовывается.
При пересказе или рассказе дети с нарушением речи, а таких детей сейчас много, затрудняются строить фразы, теряют основную суть содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.  Скрайбинг помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим. Детский писатель К. И. Чуковский говорил о связи между детскими стихами и рисунками, параллельном развитии рисунка и речи. Одна из заповедей детских писателей - образность текста - на каждые две строчки, ребёнок должен нарисовать картинку. Овладев средствами знаково-графических схем, старший дошкольник учится излагать свои мысли, интересно рассказывать, хорошо обосновывая выводы и заключения. В своей практической работе я постоянно сталкиваюсь с тем, что дети плохо запоминают тексты, не умеют составлять рассказы, пересказывать произведения, правильно отвечать на вопросы. А, вот играть со словами, самим придумывать символы – гораздо интереснее и полезнее.  Схемы помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память.  Очень важным моментом при составлении схем является детская исследовательская деятельность, т. е. разбор отдельных сюжетов и совместное составление опорных символов и знаков. Предварительно проводится обсуждение содержания текста, отдельных фраз, разбор трудных слов. Картинки к трудным словам составляются совместно, дети сами ищут смысл этих слов, а затем придумывают к ним картинку в схеме. Кроме графических схем в виде картинок я также использую знаковые символы содержащие скрытый смысл. Это способствует развитию воображения, фантазии ребёнка, его способности к мыслительным операциям, что служит благоприятной основой для дальнейшего обучения детей в школе.

Можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

В результате использования скрайбинга расширяется  не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов  как память, внимание, образное мышление.

Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.

Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Речь - это, прежде всего инструмент общения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

Одной из задач ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Связная речь - это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку. Связная речь - один из компонентов устной формы речи детей. Владение связной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической. Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие педагоги, это К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, М. М.Конина, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и др. [7, 27]

Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов используют небольшой активных словарь. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного значения.

Усвоение смысла слова происходит в неразрывной связи с ознакомлением ребенка с окружающей жизнью, поэтому жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения

Следуя из выше сказанного, встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. -коллажем, Ефименкова Л. Н -схемой составления рассказа [2, 24, 25]. Итак, что же такое мнемотехника?

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный словарный запас; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что данный процесс обучения должен быть для них интересным, занимательным, развивающим. Как раз такими качествами обладает мнемотехника.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Технология мнемотехники помогает в решении задач развития речи в процессе: формирования умений и навыков диалогической и монологической речи (рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы и др.); активизации и обогащения словарного запаса, в т.ч, при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов; формирования грамматически правильной речи; обучения детей грамоте.

Изучив большое количество литературы по данной теме, остановилась на необходимости применения в своей работе мнемотехник с целью улучшения коррекционного процесса. Так как характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов, а так же бедная диалогическая речь (неспособность грамотно сформулировать вопрос и построить краткий развернутый ответ), недостаточная сформированность таких процессов как внимание и память, возникает необходимость использования методов моделирования: использование схем-моделей и мнемотаблиц для эффективного развития связной речи.

Свою работу я строю с учетом основного принципа от простого к сложному.

  • мнемоквадраты
  • мнемодорожки
  • мнемотаблицы

Для начала детей знакомила с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Использовала их при работе над автоматизацией звуков в качестве нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий, поскольку они позволяют ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Образцы мнемоквадратов:

раскрасить, дорисовать, зачеркнуть, обвести по контуру

«Посчитай» (назвать предметы по одному; по два; по одному и по два сразу)

Затем усложняла задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Мнемодорожка:

И, наконец, вводила самую сложную структуру – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Первоначально таблицы составляла сама, потом к этому процессу подключала и детей. Таким образом, пыталась повлиять через мнемотехнику не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов детьми.

Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. Поэтому мнемотаблицы – схемы использую:

  • для ознакомления детей с окружающим миром;
  • для обогащения словарного запаса для детей с ТНР;
  • для автоматизации звуков в чистоговорках, скороговорках;
  • при заучивании стихов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при согласовании числительных с прилагательными и существительными;
  • при формировании лексико-грамматического строя речи.

Подобрала материал для картотеки чистоговорок и скороговорок в мнемотаблицах. (Приложение № 3)

Важной частью работы с мнемотехникой являются правильно подобранные игры и упражнения:

на развитие внимания

на развитие зрительного восприятия

на развитие слухового восприятия

активизирующие двигательную память, мелкую моторику

связанные с тактильным восприятием

связанные с фантазией

В моей работе применение мнемотехник с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, способствовало активизации психических процессов, что в свою очередь благотворно отразилось на развитии речи детей. Такая работа позволила добиться положительной динамики в конце учебного года. У большинства детей быстрее автоматизировались звуки речи, заметно увеличился словарный запас, дети стали увереннее выражать свои мысли, грамматически правильно строить предложения. Работа с детьми в такой форме не только благоприятно повлияла на весь коррекционный процесс, но и принесла удовольствие, как детям, так и мне, специалисту.