Логопедический кабинет и дидактические пособия

Дальчанина Ольга Сергеевна

Мой кабинет разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью. В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений, а также адаптации детей-логопатов.

При создании среды  учитывала следующие принципы:

  • Доступность. 
  • Системность. 
  • Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал  подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
  • Мобильность. Столы мобильны, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
  • Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры  многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
  • Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.
  •  

 

  •      
  •    
  •  
  •       
  •  

Дидактическое логопедическое пособие: "Лепбук" изучаем звук Р 

 

Цель данного пособия:

Коррекционная работа над произнесением звука Р.

 

Пособие предназначено для логопедов  и воспитателей на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Пособие позволяет охватить все направления коррекционной работы над звуком Р. Задания представлены детям  в доступной, игровой форме, которые он может выполнять самостоятельно без помощи взрослого.

 

     

 

 

Логопедическое пособие из фетра для своими руками

Краткое описание игры: игра для детей 5 – 7 лет на формирование фонематического восприятия и развития логического мышления.
Цель и задачи: Развитие фонематического слуха, закрепление знаний о геометрических фигурах, логического мышления и развитие зрительного восприятия.
Актуальность и значимость игры: игра может быть использована логопедами, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми.
Оборудование: игра выполнена из фетра, состоит игеометрических фигур.
Практическое применение: Занятия могут быть, как подгрупповыми, так и индивидуальными, попросить ребёнка отгадать загадку с опорой на наглядность , затем на столе выложить , посчитать сколько углов у фигуры и сколько букв в слове.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики
Цель пособия: помочь детям в проведении артикуляционной гимнастики в игровой форме, наглядно показав правильное положение органов артикуляции.

Задачи пособия:

- Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

- Привить детям интерес к выполнению артикуляционных упражнений.

- Развитие мелкой моторики и правильной осанки детей при выполнении комплекса артикуляционных упражнений.

- Развитие речи и  памяти детей, благодаря разучиванию стишков.

 

 

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЗВУКОВЫЕ ГНОМИКИ И ЗВУКОВЫЕ  ДОМИКИ»

Пособие предназначено для непосредственной образовательной области «Речевое развитие». Направлено на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей 4–7 лет. Способствует отработке навыка выделения в слове заданного звука. Формирует умение выполнять звукобуквенный анализ слова.  Может использоваться для индивидуальной деятельности и занятий с подгруппой детей.  Пособие  будет полезно  старшим дошкольникам,  воспитателям и  логопедам. Игра «Звуковые гномики и звуковые домики» востребована детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. Развивает интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся звуков, букв, написания слов и т.д.  Дети используют данное пособие  в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры «Школа», «В гости к гному», «Домик гнома», что способствует развитию творчества, воображения.

Цель пособия:  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Картинки эмоций — полезный наглядный материал для логопедических игр и занятия с детьми 5-7 лет.

Что дети должны знать об эмоциях

К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:

  • радость
  • грусть
  • страх
  • гнев
  • обида
  • удивление

Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.Картинки для детей с изображением эмоций учат ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт.

Дидактическое пособие «ЛогоЛадошки»

Предметы, входящие в комплект:  поле с изображением ладошек, предметные картинки.

Цель: развитие речи у детей дошкольного возраста посредством нейроупражнений.

Задачи:

1. Развивать лексическо-грамматические средства языка;

2. Развивать фонетико-фонематическую сторону речи;

3. Совершенствовать межполушарные связи и мелкую моторку рук.

Варианты дидактических игр

  Словарный запас

Обобщающие слова

1.                Дидактическая игра: «Подходит – не подходит». Инструкция: «Подними только те пальцы, где изображены, например, домашние животные (дикие животные, овощи, фрукты и др.). Назови их».

Детеныши животных, птиц

Дидактическая игра: «Чей малыш?». Инструкция: «Подними палец, где изображена, например, кошка (собака, корова, лошадь и др.), а теперь найди ее детеныша и подними советующий палец. Назови детеныша».

Антонимы                                                                                                                                                                                                                             Дидактическая игра: «Скажи наоборот». Инструкция: «Найди противоположные по смыслу слова над правой и левой ладонью, подними соответствующие пальцы и назови их».                                                                                                                                                                                       Грамматический строй речи

Словоизменение

1.                  Дидактическая игра: «Один-много». Инструкция: «Расскажи, что нарисовано над левой и правой ладонью. Продолжи предложение, поднимая пальцы: «Слева нарисован, например, дом (кукла, машина, мяч и др.) а справа – например, дома (куклы, машины, мячи и др.)».

2.                  Дидактическая игра: «Посчитай-ка». Инструкция: «Поднимая пальцы поочередно (слева-направо), посчитай, например, карандаши – 5 карандашей (лопаты – 5 лопат, столы – 5 столов, зонты – 5 зонтов и др.)».

Словообразование

1.                  Дидактическая игра: «Назови ласково». Инструкция: «Над левой ладонью слова Великана, над правой – Гномика. Найди одинаковые предметы, поднимая пальцы, назови слово Великана, а затем – Гномика ласково».

2.                  Дидактическая игра: «Чей хвост?». Инструкция: «Найди хвосты животных. Подними палец, где изображен, например, волк (медведь, заяц и др.). А затем подними палец, где – хвост животного? Чей это хвост? Например, волчий (медвежий, заячий и др.). Продолжи дальше».

 Автоматизация звуков

1.                  Дидактическая игра: «Живое-неживое». Инструкция «Подними пальцы и назови картинки, где нарисованы сначала живые предметы, затем неживые».

2.                  Дидактическая игра: «Эхо». Инструкция: «Послушай, слова (взрослый (напарник) называет 2-5 картинок). Запомни их и повтори в том же порядке, поднимая пальцы».

3.                  Дидактическая игра: «Жадина». Инструкция: «Назови и покажи с помощью пальцев только те картинки, про которые можно сказать, например, мой (моя, мое, мои). Составь словосочетания по образцу, например, моя арбуз».

 Фонематические процессы

1.                  Дидактическая игра: «Найди звук». Инструкция: «Назови картинки и подними соответствующие пальцы, где в названии картинки есть, например, звук [а]».

2.                  Дидактическая игра: «Где спрятался звук?». Инструкция: «Назови картинки и подними соответствующие пальцы, где есть, например, звук [с] в начале (середине, конце) слова».

3.                  Дидактическая игра: «Придумай слово на заданный звук». Инструкция: «Подними пальцы в соответствии с очередностью букв (слева-направо), назови букву и придумай слово, начинающееся на данный звук».

4.                  Дидактическая игра: «Город гласных и согласных звуков». Инструкция: «Подними пальцы, где звуки, например, гласные (согласные мягкие, согласные твердые)».

5.                  Дидактическая игра: «Собери слово». Инструкция: «Подними пальцы в соответствии с очередностью букв, а затем одновременно, которые есть в слове, например, дом».

Дидактическое пособие для детей 5-7 лет на развитие фонетико-фонематических представлений                                                                     Описание: Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 5-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». В ходе занятий дети научатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.
Цель: Развитие умения составлять характеристику звука с опорой на схему.                                                                                                                                 

Дидактическое пособие: "Какое варенье?" 

Пособие может быть использовано в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также в индивидуальной работе с воспитанниками по направлениям: познавательное, речевое развитие.  Данное пособие разработано для воспитателей ДОУ, а так же может быть полезно для родителей (законных представителей) воспитанников.

 Дидактическое пособие «Какое варенье? Какой сок ?», выполнено вручную, представляет собой макет банки с набором ягод и фруктов . Ягоды и фрукты выполнены из фетра, что делает их безопасными в ходе использования .

Цель: развитие навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений у детей дошкольного возраста.
Предложите ребенку рассмотреть ягоды и фрукты из фетра, прилепить на липучку один из фруктов или ягоду на банку. Из него приготовлено варенье. 
Попросите назвать, какое варенье будет из яблок (яблочное) и т.д.

Задачи: 

1. Научить детей различать основные цвета.

2.Научить детей различать ягоды и фрукты.

2. Ознакомить детей с величиной и формой предметов.

3. Формировать  навыки самостоятельной  деятельности.

4. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

6. Совершенствовать движения рук, произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.

Игровое пособие "Домино"

игра предназначена от двух до четырёх человек; каждому игроку предназначено семь карточек; игра заключается в том, чтобы на руках не осталось ни одной карточки;
Цель: Домино – настольная игра, в процессе которой выстраивается цепь карточек, соприкасающихся половинками с одинаковым картинками. Игра помогает развитию памяти детей, способствуют формированию словарного запаса, развивают логику, мышление, быстроту реакций и другие качества.
Задачи:
- формировать практические навыки работы с бумагой;
- развивать умственных способностей детей;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, фантазию, эстетический вкус, композиционные умения и пространственное мышление;
- закреплять умения обращения с простейшими орудиями труда – ножницами и бумагой.
- умение работать с ламинатом и листами для ламинирования;
- совершенствовать навыки и умения работы с бумагой;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение, усидчивость.

 Дыхательное упражнение «Горячий чай».

Цели: развивать речевой аппарат; весело и с пользой проводить время; тренировать умение координировать свои движения.

Задачи:

Воспитательные: создать благоприятные условия для обеспечения всех тканей организма кислородом;

Развивающие: развить и укрепить дыхательные мышцы;

Образовательные: обучить каждого ребёнка правильно и глубоко дышать; разрабатывать голосовые связки.

Пальчиковый театр

пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:
стимулирует развитие мелкой моторики;
знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
развивает воображение, память, мышление и внимание;
помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
формирует творческие способности и артистические умения;
знакомит с элементарными математическими понятиями;

для детей в возрасте от 3 мес-8 лет.

   

Игровое пособие «Веселые прищепки»

 

Дидактическое игровое пособие «Веселые прищепки» предполагает использование детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Игра может использоваться, как для групповой работы, так и для индивидуальной.

Цель игрового пособия: развитие тонких движений пальцев рук.
Задачи:

1. Закрепить у детей знания об основных цветах, правильно их называть, соотносить предметы определенного цвета.

2. Развивать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление, обогащать словарный запас.

 

3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.