Консультация для воспитателей "Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников"

Соколова Олеся Анатольевна

БДОУ г. Омска «Детский сад №116 комбинированного вида»

 

Консультация для воспитателей

 

«Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников

 по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников»

   Подготовила воспитатель

Соколова О.А.

 

Здравствуйте, коллеги! Хотелось бы начать нашу встречу с музыкального вступления.

Песня Марка Бернеса «С чего начинается Родина»

 

                                               “Любовь к Родине начинается с семьи”. Френсис Бекон

 

Семья, это среда, где начинается воспитание чувства любви к родине. Именно в семье формируется чувство патриотизма к месту, где ты родился и вырос.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.

Патриотизм (согласно словарю С. И. Ожегова) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу

 

3 слайд

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Патриотическое воспитание дошкольников является одной из важных задач детского сада, ведь детство- самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине.

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.

Необходимость целенаправленной работы отмечена в ряде нормативных и правовых документов:

 • Закон Российской Федерации «Об образовании»

• Закон «О днях воинской славы и памятных датах России»

• Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

• Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»

• Закон «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» и т.д.

   Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Любовь к Родине начинается с семьи, с любви к своим близким. Каждая семья имеет свои традиции, свою историю, свой опыт, передаваемый из поколения в поколение. Ценности семейной жизни, приобретённые ребенком с первых лет, имеют исключительно важное значение в становлении его личности. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому работа детского сада по нравственно- патриотическому воспитанию невозможна без участия семьи.

 

По указу президента 2024 год РФ объявлен Годом семьи

 

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

 4 слайд Взаимодействие детского сада и семьи будет эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:

- повысить педагогическую грамотность родителей;

- обеспечить взаимодействие детского сада и семьи, которое проявляется в активном участии родителей в образовательном процессе.

 

5 слайд Труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Сухомлинского и современных ученых  С.Л. Соловейчика, Т.Н. Дороновой, Е.П. Арнаутовой, подчеркивают, что многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Сотрудничество - это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, и которым следует искать позитивные способы и формы общения.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

 Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.

Взаимодействие предполагает также без оценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на педагогических мероприятиях;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Следовательно, детский сад должен стать открытой образовательной системой, т.е. с одной стороны, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, а с другой, - вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

6 слайд

Детский сад в развитии ребенка играет важную роль: здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

 

Поэтому в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

 

Чтобы у детей появилось чувство любви к Родине недостаточно знаний, получаемых в процессе познавательной НОД. Нужна система воспитательно - образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию, основанная на сотрудничестве педагогов, воспитанников и родителей.

 

   Функции семьи в нравственно патриотическом воспитании детей:

 • Обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;

 • Привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков-защитников Отечества;

 • Формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;

 • Через семью ребёнок осознаёт такие понятия, как «малая Родина», «Государство», «родная земля», «родной язык», «моя семья», «мой дом».

 

   Работа с родителями должна быть построена на следующих принципах:

• принципы комплексности;

 • принцип доступности;

 • принцип гуманизации;

• принцип дифференциации и индивидуализации;

• принцип системности.

 

7 слайд

Современные познавательные формы организации общения воспитателей, родителей и детей, которые можно и нужно использовать для успешного и плодотворного взаимодействия:

• Дни открытых дверей.

 • Традиционные и нетрадиционные(тематические) родительские собрания.

• Семейный онлайн - клуб «Делимся опытом семейного воспитания дошкольников» - соц. Сети. – раздел обсуждения.

• Консультации (стендовые, индивидуальные устные, онлайн- консультации).

• Мастер-классы.

• Реализация проектов «Россия-Родина моя», «9 Мая- день Победы»,  акция к 23 февраля, 9 мая – «Помним! Гордимся!», участие в конкурсе «Уголок памяти»

 

8-21 слайд    Фотографии

«День открытых дверей в детском саду» - одна из форм работы с родителями, которая представляет им возможность познакомиться с образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно – образовательного процесса. А как это важно – ощутить атмосферу детской жизни, своими глазами увидеть работу педагогов.

 

Тематические родительские собрания

Тематические родительские собрания помогают родителям раскрыть важные стороны воспитания, развития и обучения ребёнка, а также выстроить правильную педагогическую стратегию.

   Эффективное взаимодействие детского сада и семьи возможно лишь в том случае, если детский сад хорошо знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья, в свою очередь, информирована о задачах и возможностях дошкольного учреждения, в котором находится ребёнок. Таким образом тематические родительские собрания становятся особенно актуальными.

Создание Лепбука– «Моя семья», Национальные блюда моей семьи», «Национальная одежда»

Консультации (стендовые, индивидуальные устные, онлайн- консультации).

Консультация является одной из традиционных форм работы педагогов и родителей. Все стендовые консультации, которые находятся в приемной группы, дублируются в группу В контакте, для охвата большей аудитории родителей.

Консультация - передача знаний собеседнику, повышение его компетенции в конкретных вопросах.

Мастер-классы

Цель:
Развитие основ нравственно-патриотического воспитания через приобщения к истории родного города, ознакомление с прошлым и настоящим. Укрепление связи поколений в семье, углубить традиции, семейные ценности.
Задачи:
Наладить взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств.
Содействовать воспитанию у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
Способствовать формированию бережного отношения к родной природе и всему живому.
Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям.

Семинары/ Семинары – практикумы

«Семинар-практикум для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию»

Цель: поддержка системы патриотического воспитания в детском саду через организацию педагогического просвещения родителей, активизация родительского участия в воспитании детей.

Задачи:

- установить партнерские отношения между педагогом, детьми и родителями;

- повысить компетентность родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания;

- вызвать интерес родителей к этой проблеме;

-развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать.

Такие мини проекты как «Россия-Родина моя», «9 Мая- день Победы»

акция к 9 мая – «Уголок памяти», позволяют сплотить воспитателей, детей и родителей за одним общим делом.

«Мини-музей народной игрушки»

 

Новая форма  взаимодействия – это интерактивное общение, когда родители и воспитатели рассказывают про традиции своей семьи через социальные сети

Новые формы, подходов взаимодействия детского сада с родителями остается всегда актуальным. Современным подходом в вопросах взаимодействия с родителями является создание мини проектов совместно с семьёй.

С целью:

• установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединения усилий для развития и воспитания детей;

• создания атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;

• активизации и обогащения воспитательных умений родителей

Нужно применять современные подходы взаимодействия детского сада и семьи в воспитании дошкольников. Привлечение родителей к проблемам нравственно - патриотического воспитания и развития детей способствует установлению благоприятного микроклимата в отношениях, между воспитателями, детьми и родителями. Создает благоприятные условия для патриотического воспитания дошкольников. Применяя в воспитательно - образовательной работе разнообразные методы, формы, подходы, создание определенных организационно- педагогических условий позволяет обеспечивать эффективность в нравственно патриотическом воспитании дошкольников.

Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод, что родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.

   Мы не останавливаемся на достигнутом, и будем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких.

   Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.

Планируемая работа:

• Изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения, и семьи для выработки общей стратегии действий по развитию личности ребёнка, формированию общего образовательного пространства ребёнка дошкольника;

 • осознание участниками взаимодействия такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса;

• Наличие прочных знаний в области патриотического воспитания каждого участника образовательного процесса.

22 слайд   Спасибо за внимание.