17.02.2025 Методическая разработка для педагогов детского сада. Экологический КВН «Знатоки природы»
Экологический КВН «Знатоки природы» для педагогов детского сада
Цель: повышение экологической компетенции педагогов ДОУ
Задачи:
- развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии
- активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей
- воспитывать чувство уважения к партнерам и соперникам по игре
Ход конкурса
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы знаем, что сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им и правила поведения в природе. При этом важно научить видеть красоту природы, тот кто не видел этой красоты, хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того у кого слепа душа не жди добра и честности, преданности и мужества. А нужно ли говорить о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру? Мы воспитываем в детях четкое понимание – человек – часть природы. Не будет зелени, животных, и ему не жить на Земле, и наоборот: чем богаче мир вокруг, чем лучше человеку жить в этом мире.
Сегодня у нас проводится экологический конкурс “Знатоки природы”. Наши педагоги сегодня постараются отстоять свои знания по экологии, по экологическому воспитанию дошкольников. Педагогический состав нашего детского сада богат многочисленными талантами, знаниями и опытом.
А чтобы конкурсы начать, предлагаем разделится на две команды: «Бабочки», «Рыбки». Правильные ответы жюри будет оценивать цветочками.
1 конкурс. “Приветствие”.
Ведущий. первое задание командам, которое и объединит участников игры, называется “Придумай девиз”.
Каждая команда должна придумать девиз и представить себя. Но, прежде чем приступить к выполнению задания, командам необходимо выбрать капитанов, которые будут представлять свою команду. Время для обсуждения – 1 минута, время для представления – 1 минута.
2 конкурс. Экологическая разминка.
Ведущий. В данном конкурсе времени для обсуждения не будет. Каждой команде по очереди будет задаваться вопросы. За большинство правильных ответов команды получают 1 смайлик
Вопросы командам “Бабочки”
1.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
2.Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью.)
3. Какое дерево является символом России? (Берёза)
4.Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб.)
5.Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)
6.Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб.)
7. Кто написал сказку “Гадкий утенок”? (Г.Х. Андерсен)
8.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
9.Какую траву любят кошки? (Валериана.)
10.Самая высока трава? (Бамбук.)
Вопросы команде «Рыбки»
1. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)
2.Лесной петух. (Глухарь.)
3.Что означает “плач” берёзы весной? (Сокодвижение.)
4. Какое дерево является символом Канады? (Клён)
5.Почему лиственницу называют “добрым деревом”? (Не колется.)
6. Кто написал музыку к балету “Лебединое озеро”? (П.И. Чайковский)
7.Пингвин птица или животное? (Птица.)
8.Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.)
9.Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц.)
10.Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота.)
3 конкурс. “Картины - загадки”.
Ведущий. Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения.)
- И.И. Шишкин “Рожь”;
- И.И. Левитан “ Большая вода”;
- А.К. Саврасов “Грачи прилетели”;
- И.И. Левитан “Март”;
- И.Э. Грабарь “Зимний пейзаж”;
4 конкурс. “Простые истины”. Поясни проблемную ситуацию.
Ведущий. Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды пояснить ситуацию. Каждой команде дается по 5 минут.
Первая педагогическая ситуация.
Вы идете на работу. На дороге мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У детей в руках по большой охапке.
Как вы поступите в этой ситуации: пройдете мимо в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь и поговорите с мамами, что скажете?
Вторая педагогическая ситуация.
Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.
-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок – попросил Сережа родителей.
-Нельзя их ловить, – сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?
5 конкурс. “Народный барометр” (Звучит музыка Антонио Вивальди “Времена года”).
Ведущий.
Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс “Как растения и животные предсказывают погоду”. Напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. За быстрые ответы выдаются смайлики.
1.Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (будет дождь).
2.Комары и мошки вьются столбом (будет хорошая погода).
3.Синичка с утра начинает пищать (жди мороза).
4.Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода).
5.Лошадь храпит – (к ненастью), фыркает – (к теплу).
6.Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь).
7.Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде).
8. Стрижи, ласточки низко летают (дождь предвещают).
9.Когда цветет черемуха (к холоду, заморозкам).
10.Если утром трава сухая (к вечеру ожидай дождя).
11.Цветы перед дождем (пахнут сильнее).
12.Вороны садятся на нижние ветки деревьев (к ветру).
13. Куры раскудахтались (будет снег).
14.Из березы течет много соку (к дождливому лету).
15. Лягушки вечером громко квакают (будет теплая погода).
16. Много шелухи на луковицах (быть зиме холодной).
6. конкурс. «Отгадай ребус»
Командам необходимо придумать признак живой и неживой природы и на бумажном формате гекса схематически изобразить
7. конкурс. “Песенно-поэтический марафон”
Ведущий. Последнее конкурсное задание – самое интересное. Командам предстоит вспомнить стихи и песни, в содержании которых присутствует название дерева. Зачитывается или поется только одна строчка. За каждое выступление – 1 цветочек
Подведение итогов. Награждение команды-победителя.
Литература/
1. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999г.
3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – М., 2000.
4. Рыжова Н.А. “Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ”. Дошкольное воспитание, 2000 г. № 9.
5. Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.





