Для вас,родители!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние родительских установок | 491.6 КБ |
О развитии восприятий детей | 755.49 КБ |
Каим ребёнок видит мир | 871.4 КБ |
Психологически эффективный отдых для детей | 19.61 КБ |
dlya_roditeley_detskie_strahi.docx | 83.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Психологически эффективный отдых для детей»
Итак, наступило лето!
И теперь так хочется покинуть душную квартиру и отправиться за город или к морю.
Конечно же, родители, планируя такую поездку, берут с собой и детей. При этом им необходимо позаботиться о том, чтобы поездка пришлась по душе ребенку, развивала его познавательный интерес, активность, способствовала укреплению здоровья и развитию психических процессов.
Моря недостаточно.
Когда мы планируем отдых, важно чтобы он не превращался только в поездку на море. Лето - это прекрасная возможность быть ближе к природе, заниматься простыми, но ресурсными делами, и здесь психологические рекомендации мало отличаются от медицинских: поездка в деревню, с неустойчивой интернет связью, свежий воздух, чистая вода, купание, простая и полезная еда, хождение босиком по траве, совместные игры и традиции (поход на велосипедах, чай на природе, турнир по бадминтону) общение с домашними животными. Все виды деятельности, где не надо думать, а больше чувствовать, воспринимать, двигаться.
Для тех, кто остался в городе.
Вы остались в городе? Для того чтобы занять ребенка интересными играми, необязательно покидать город, ведь и здесь можно найти массу полезных занятий.
Психологически эффективный отдых, о котором мы сказали, доступен и в городских условиях. Здесь важнее всего то, чтобы родители принимали в этом активное участие, находили время в выходные, выезжали из дома и вместе с ребенком планировали время на природе. Конечно, странно ждать, что ребенок сам придумает себе отдых, если он не привык это делать, ему будет проще просидеть все лето у компьютера или телевизора, но в наших силах – показать другой пример и постепенно – это здоровое времяпровождения может превратиться в семейную привычку.
Это, например, рисование цветными мелками на асфальте - занятие, которое придется по душе и малышам, и детям школьного возраста. На асфальте можно не просто рисовать, но и изучать алфавит, математические понятия, создать лабиринт, поиграть в классики, нарисовать препятствия, дорожную разметку и, к примеру, изучить правила дорожного движения.
Доказано, что игры на свежем воздухе не только приносят огромную пользу для здоровья, но и развивают творческий потенциал. Главное - подобрать такие игры, которые будут соответствовать его возрасту и интересам. Разберемся по порядку.
Песок и вода
Маленьким детям дошкольного возраста будет интересно возводить замки и домики из песка. Такие игры не только порадуют вашего кроху, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук, что, несомненно, самым положительным образом скажется на развитии ребенка.
Дети постарше также с удовольствием будут заниматься строительством из песка и воды. При этом такую игру можно разнообразить, устроив, например, соревнование между детьми, предложив им построить самую высокую или красивую башню.
Игры с песком и водой все дети просто обожают. Помимо этого, они создают благоприятные условия для сенсорного воспитания.
На пляж можно взять и большой надувной мяч, игры с которым придутся по нраву, как дошколятам, так и более старшим детям. Игры с мячом способствуют развитию ловкости, реакции и координации движений.
Знакомство с природой
Лето – самое удачное время для походов с малышом в лес. В лесу ребенок может увидеть много нового и интересного, что существенно расширит его познания об окружающем мире, флоре и фауне. Ему будет очень интересно наблюдать за птицами и насекомыми, смотреть на различные растения и цветы.
В этот момент взрослому необходимо задавать наводящие вопросы, учить ребенка отличать и сравнивать предметы, тем самым способствуя развитию мыслительных процессов совместно с игровой деятельностью.
Кроме того, с ребенком-дошкольником полезно собирать различные шишки, веточки, листочки, которые пригодятся вам для дальнейшего совместного творчества.
Детям будут интересны такие игры, как, например, ориентирование на местности, «выживание» в лесу. Такое времяпровождение не только заинтересует ребенка, но и поспособствует развитию практических навыков, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Для родителей следует различать «психологическую разгрузку» и «психологическую загрузку»: большое скопление людей, сильные эмоции, много новых впечатлений, всевозможные дорогие развлечения, игровые комнаты, сложные игрушки – это загрузка. А время с семьей, природа, общение с животными, творчество – это разгрузка.
Следовательно, нужно заранее обдумать, как вы будете проводить время и чем занять вашего ребенка!
Научить ребенка отдыхать это задача взрослого.
Хотелось бы, чтобы вы, уважаемые родители, правильно обеспечили своим детям «психологически эффективный отдых».
Для того, чтобы понять какой отдых наиболее эффективен, нужно не много обратиться к истокам психологии, а именно физиологическим основам психики – центральной нервной системе. Весь учебный год у ребенка, и у нас с вами, в основном напряженно работало левое полушарие, которое отвечает за математику, логику, письмо, язык и речь. Поэтому главной задачей для полноценного восстановления деятельности мозга является «разгрузка» левого полушарие. Это значит, что отдыхать мы будем правым, которое отвечает за восприятие музыки, живописи, эмоции, танцы, любую деятельность, связанную с движением, творчеством.
А еще, очень полезно отдохнуть и самим взрослым, ведь отдохнувший родитель – залог отдыха для ребенка
Ну и в заключение, хотелось бы сказать, что наша задача не создать ребенку море эмоций и впечатлений, а создать условия для налаживания его биологических ритмов: полноценный сон, питание, спокойная атмосфера в семье. Не надо ходить рядом с ребенком и говорить: «ну займись ты чем-нибудь уже!» Лучше займитесь отдыхом сами и подключите ребенка. Свобода, ничегонеделание и пауза – приносят хорошие плоды. Многие из вас замечали, что спокойный, не много скучающий ребенок способен придумать массу творческих занятий. А лучшей наградой и ресурсом для ребенка – являются отдохнувшие родители. Пусть ребенок отдохнет от наших грустный и раздраженных лиц, от нашего «некогда» и «я устал (а)». Отдыхайте сами и подавайте позитивный пример ребенку. Главное осознать, что все мы имеем право и обязанность восстанавливать силы.
Самое главное — помнить, что совместные игры способствуют развитию памяти, мышления и речи, учат контролировать свои действия и выполнять определенные правила. С помощью них ребенок познает взрослый мир, учится общаться в коллективе.
И в любом случае, совместное и активное времяпрепровождение с родителями оставит самые яркие впечатления о лете, которые потом ваш ребенок будет с радостью вспоминать!
Консультация подготовлена педагогом - психологом МДОАУ № 10 Тухфатулиной Ильмирой Геннадьевной
по материалам статьи Института изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии Образовании
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 10»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей
«Детские страхи»
Подготовила:
Тухфатулина И.Г., педагог-психолог
высшей квалификационной категории МДОАУ № 10
Оренбург, 2024
«Детские страхи»
«Мой ребенок боится»……
Эту фразу довольно часто приходится слышать психологу от обеспокоенных родителей. Поводы для волнения могут быть весьма разнообразными – ребенок видит страшные сны, отказывается оставаться один в комнате, боится темноты или персонажей из «страшных мультфильмов» и т.п.
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но почему у одного ребенка страшная сказка вызывает лишь веселый смех, а у другого становится источником глубоких длительных переживаний? С чем связано возникновение устойчивого страха?
Прежде всего, конечно, с состоянием тревоги – переживанием отдаленной и неясной опасности. В свою очередь, причина повышенной тревожности, ослабления чувства безопасности кроется в нарушении детско-родительских отношений. Если у ребенка возникли и укрепились страхи, это означает, что в его общении с родителями, в стиле воспитания допущены какие-либо ошибки, что-то важное ускользнуло от внимания воспитателей.
Следует заметить, что необходимо отделять страхи, возникающие в ходе нормального развития ребенка на определенных этапах – так называемые, возрастные страхи и страхи устойчивые, невротические, которые нарушают эмоциональное благополучие ребенка и приводят к появлению нежелательных черт характера. Если возрастные страхи бесследно исчезают по прошествии в среднем трех-четырех недель, то устойчивые страхи сигнализируют нам о физической и нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, о конфликтных отношениях в семье.
Итак, что делать родителям, близким ребенка, в поведении которого возникли и укрепились страхи?
Прежде всего, не пытаться немедленно устранить страх, не высмеивать его. Очень часто своими поспешными действиями взрослые лишь усугубляют ситуацию. Так, бесполезно с фонариком демонстрировать, что под кроватью никого нет, или рассказывать ребенку о том, какие надежные в доме замки. Все это лишь убеждает ребенка в реальности ощущаемой им опасности, оставляет его наедине с проблемой. Погружая ребенка в состояние безысходности, мы усиливаем страх, создаем условия для его закрепления.
Реакция взрослого на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Дайте ребенку почувствовать, что бояться – это естественно, расскажите, чего сами боялись в детстве. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать свои чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о том, что его волнует, тем лучше.
Внимательно присмотритесь к ребенку, – в каких ситуациях проявляется страх, какова личность ребенка, его характер? Ответы на эти вопросы помогут в преодолении страха.
Помочь ребенку можно лишь в том случае, если устраняется внутренняя причина, вызывающая страх. Родителям необходимо проанализировать свое эмоциональное состояние, собственные страхи, стиль воспитания в семье (присутствует ли чрезмерная требовательность или напротив повышенная оберегаемость; какие используются методы поощрения и наказания, едины ли требования к ребенку и т.п.).
Существует множество методов преодоления детских страхов. Наиболее эффективный и простой способ – рисование. После предварительной беседы взрослый просит ребенка изобразить свой страх. Предпочтительнее использовать краски – они легче наносятся, смешиваются; изображение более динамично и лучше передает изменения эмоционального состояния.
Часто дети сомневаются в своих изобразительных способностях, поэтому не решаются начать рисовать. В этом случае взрослый может пояснить, что рисунок не должен быть хорошим – страхи плохие и незачем их украшать. Иногда ребенок не называет конкретных страхов, следовательно, неясен предмет изображения. В этом случае можно предложить представить страх в виде страшного животного, персонажа по выбору ребенка или же создать абстрактный рисунок, отражающий эмоциональное состояние (взрослый может первым сделать на бумаге несколько энергичных мазков или поставить на лист кляксу, а затем передать кисть ребенку).
Когда рисунок готов, важно сделать акцент на том, что теперь страх ребенка уже не внутри – в голове, сердце, груди – а снаружи. Это означает, что он теперь во власти ребенка, а не наоборот. Далее взрослый может предложить ребенку уничтожить страх, разорвав рисунок. Также можно предложить ребенку изменить что-то в рисунке, чтобы защитить себя.
Эффективна в преодолении страхов игротерапия, позволяющая ребенку отреагировать негативное эмоциональное состояние, снизить напряжение, пережить жизненные обстоятельства в условном, «ослабленном» виде, укрепить уверенность в себе.
Полезно проиграть пугающую ситуацию в виде сказки или реальной истории. При этом ребенок может играть роль того, кого он боится, а может выбрать роль защитника и избавителя. Помогают также эмоционально насыщенные, подвижные игры.
Детям свойственно чего-то бояться. Еще бы – их окружает такой большой, неизвестный мир! Порой малыша пугает то, что взрослому кажется совершенным пустяком. Но главное для родителей – не упустить сигнала тревоги, предупредить болезненное заострение страха. Не следует пренебрегать обращением за помощью к специалисту.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Какой бы способ борьбы со страхом не был выбран, важно не оставлять жалобы ребенка без внимания. Помощь и поддержка самых близких людей помогут малышу справиться со всеми неприятностями и вырасти уверенным в себе человеком.