Для вас,родители!
19.12.2023 год
17.01.2024 год
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2024/05/03/1000058095.jpg?itok=-A_k_rcK)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2024/05/03/1000058088.jpg?itok=2Yl15SBH)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2024/05/03/1000058094.jpg?itok=a6UshKDY)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2024/05/03/1000058093.jpg?itok=625azhOc)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2024/05/03/1000058092.jpg?itok=9F7Y5Yuo)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2024/05/03/1000058091.jpg?itok=ALTRgCoQ)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2024/05/03/1000058090.jpg?itok=phLxj_Dm)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2024/05/03/1000058089.jpg?itok=6K_MzSMr)
12.02.2024 год
19.03. 2024
02.04. 2024
19.05.2024
28.06 2024 год
05.09. 2024 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 491.6 КБ |
![]() | 755.49 КБ |
![]() | 871.4 КБ |
![]() | 19.61 КБ |
![]() | 83.08 КБ |
![]() | 42.66 КБ |
![]() | 38.41 КБ |
![]() | 14.3 КБ |
![]() | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Психологически эффективный отдых для детей»
Итак, наступило лето!
И теперь так хочется покинуть душную квартиру и отправиться за город или к морю.
Конечно же, родители, планируя такую поездку, берут с собой и детей. При этом им необходимо позаботиться о том, чтобы поездка пришлась по душе ребенку, развивала его познавательный интерес, активность, способствовала укреплению здоровья и развитию психических процессов.
Моря недостаточно.
Когда мы планируем отдых, важно чтобы он не превращался только в поездку на море. Лето - это прекрасная возможность быть ближе к природе, заниматься простыми, но ресурсными делами, и здесь психологические рекомендации мало отличаются от медицинских: поездка в деревню, с неустойчивой интернет связью, свежий воздух, чистая вода, купание, простая и полезная еда, хождение босиком по траве, совместные игры и традиции (поход на велосипедах, чай на природе, турнир по бадминтону) общение с домашними животными. Все виды деятельности, где не надо думать, а больше чувствовать, воспринимать, двигаться.
Для тех, кто остался в городе.
Вы остались в городе? Для того чтобы занять ребенка интересными играми, необязательно покидать город, ведь и здесь можно найти массу полезных занятий.
Психологически эффективный отдых, о котором мы сказали, доступен и в городских условиях. Здесь важнее всего то, чтобы родители принимали в этом активное участие, находили время в выходные, выезжали из дома и вместе с ребенком планировали время на природе. Конечно, странно ждать, что ребенок сам придумает себе отдых, если он не привык это делать, ему будет проще просидеть все лето у компьютера или телевизора, но в наших силах – показать другой пример и постепенно – это здоровое времяпровождения может превратиться в семейную привычку.
Это, например, рисование цветными мелками на асфальте - занятие, которое придется по душе и малышам, и детям школьного возраста. На асфальте можно не просто рисовать, но и изучать алфавит, математические понятия, создать лабиринт, поиграть в классики, нарисовать препятствия, дорожную разметку и, к примеру, изучить правила дорожного движения.
Доказано, что игры на свежем воздухе не только приносят огромную пользу для здоровья, но и развивают творческий потенциал. Главное - подобрать такие игры, которые будут соответствовать его возрасту и интересам. Разберемся по порядку.
Песок и вода
Маленьким детям дошкольного возраста будет интересно возводить замки и домики из песка. Такие игры не только порадуют вашего кроху, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук, что, несомненно, самым положительным образом скажется на развитии ребенка.
Дети постарше также с удовольствием будут заниматься строительством из песка и воды. При этом такую игру можно разнообразить, устроив, например, соревнование между детьми, предложив им построить самую высокую или красивую башню.
Игры с песком и водой все дети просто обожают. Помимо этого, они создают благоприятные условия для сенсорного воспитания.
На пляж можно взять и большой надувной мяч, игры с которым придутся по нраву, как дошколятам, так и более старшим детям. Игры с мячом способствуют развитию ловкости, реакции и координации движений.
Знакомство с природой
Лето – самое удачное время для походов с малышом в лес. В лесу ребенок может увидеть много нового и интересного, что существенно расширит его познания об окружающем мире, флоре и фауне. Ему будет очень интересно наблюдать за птицами и насекомыми, смотреть на различные растения и цветы.
В этот момент взрослому необходимо задавать наводящие вопросы, учить ребенка отличать и сравнивать предметы, тем самым способствуя развитию мыслительных процессов совместно с игровой деятельностью.
Кроме того, с ребенком-дошкольником полезно собирать различные шишки, веточки, листочки, которые пригодятся вам для дальнейшего совместного творчества.
Детям будут интересны такие игры, как, например, ориентирование на местности, «выживание» в лесу. Такое времяпровождение не только заинтересует ребенка, но и поспособствует развитию практических навыков, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Для родителей следует различать «психологическую разгрузку» и «психологическую загрузку»: большое скопление людей, сильные эмоции, много новых впечатлений, всевозможные дорогие развлечения, игровые комнаты, сложные игрушки – это загрузка. А время с семьей, природа, общение с животными, творчество – это разгрузка.
Следовательно, нужно заранее обдумать, как вы будете проводить время и чем занять вашего ребенка!
Научить ребенка отдыхать это задача взрослого.
Хотелось бы, чтобы вы, уважаемые родители, правильно обеспечили своим детям «психологически эффективный отдых».
Для того, чтобы понять какой отдых наиболее эффективен, нужно не много обратиться к истокам психологии, а именно физиологическим основам психики – центральной нервной системе. Весь учебный год у ребенка, и у нас с вами, в основном напряженно работало левое полушарие, которое отвечает за математику, логику, письмо, язык и речь. Поэтому главной задачей для полноценного восстановления деятельности мозга является «разгрузка» левого полушарие. Это значит, что отдыхать мы будем правым, которое отвечает за восприятие музыки, живописи, эмоции, танцы, любую деятельность, связанную с движением, творчеством.
А еще, очень полезно отдохнуть и самим взрослым, ведь отдохнувший родитель – залог отдыха для ребенка
Ну и в заключение, хотелось бы сказать, что наша задача не создать ребенку море эмоций и впечатлений, а создать условия для налаживания его биологических ритмов: полноценный сон, питание, спокойная атмосфера в семье. Не надо ходить рядом с ребенком и говорить: «ну займись ты чем-нибудь уже!» Лучше займитесь отдыхом сами и подключите ребенка. Свобода, ничегонеделание и пауза – приносят хорошие плоды. Многие из вас замечали, что спокойный, не много скучающий ребенок способен придумать массу творческих занятий. А лучшей наградой и ресурсом для ребенка – являются отдохнувшие родители. Пусть ребенок отдохнет от наших грустный и раздраженных лиц, от нашего «некогда» и «я устал (а)». Отдыхайте сами и подавайте позитивный пример ребенку. Главное осознать, что все мы имеем право и обязанность восстанавливать силы.
Самое главное — помнить, что совместные игры способствуют развитию памяти, мышления и речи, учат контролировать свои действия и выполнять определенные правила. С помощью них ребенок познает взрослый мир, учится общаться в коллективе.
И в любом случае, совместное и активное времяпрепровождение с родителями оставит самые яркие впечатления о лете, которые потом ваш ребенок будет с радостью вспоминать!
Консультация подготовлена педагогом - психологом МДОАУ № 10 Тухфатулиной Ильмирой Геннадьевной
по материалам статьи Института изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии Образовании
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 10»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей
«Детские страхи»
Подготовила:
Тухфатулина И.Г., педагог-психолог
высшей квалификационной категории МДОАУ № 10
Оренбург, 2024
«Детские страхи»
«Мой ребенок боится»……
Эту фразу довольно часто приходится слышать психологу от обеспокоенных родителей. Поводы для волнения могут быть весьма разнообразными – ребенок видит страшные сны, отказывается оставаться один в комнате, боится темноты или персонажей из «страшных мультфильмов» и т.п.
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но почему у одного ребенка страшная сказка вызывает лишь веселый смех, а у другого становится источником глубоких длительных переживаний? С чем связано возникновение устойчивого страха?
Прежде всего, конечно, с состоянием тревоги – переживанием отдаленной и неясной опасности. В свою очередь, причина повышенной тревожности, ослабления чувства безопасности кроется в нарушении детско-родительских отношений. Если у ребенка возникли и укрепились страхи, это означает, что в его общении с родителями, в стиле воспитания допущены какие-либо ошибки, что-то важное ускользнуло от внимания воспитателей.
Следует заметить, что необходимо отделять страхи, возникающие в ходе нормального развития ребенка на определенных этапах – так называемые, возрастные страхи и страхи устойчивые, невротические, которые нарушают эмоциональное благополучие ребенка и приводят к появлению нежелательных черт характера. Если возрастные страхи бесследно исчезают по прошествии в среднем трех-четырех недель, то устойчивые страхи сигнализируют нам о физической и нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, о конфликтных отношениях в семье.
Итак, что делать родителям, близким ребенка, в поведении которого возникли и укрепились страхи?
Прежде всего, не пытаться немедленно устранить страх, не высмеивать его. Очень часто своими поспешными действиями взрослые лишь усугубляют ситуацию. Так, бесполезно с фонариком демонстрировать, что под кроватью никого нет, или рассказывать ребенку о том, какие надежные в доме замки. Все это лишь убеждает ребенка в реальности ощущаемой им опасности, оставляет его наедине с проблемой. Погружая ребенка в состояние безысходности, мы усиливаем страх, создаем условия для его закрепления.
Реакция взрослого на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Дайте ребенку почувствовать, что бояться – это естественно, расскажите, чего сами боялись в детстве. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать свои чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о том, что его волнует, тем лучше.
Внимательно присмотритесь к ребенку, – в каких ситуациях проявляется страх, какова личность ребенка, его характер? Ответы на эти вопросы помогут в преодолении страха.
Помочь ребенку можно лишь в том случае, если устраняется внутренняя причина, вызывающая страх. Родителям необходимо проанализировать свое эмоциональное состояние, собственные страхи, стиль воспитания в семье (присутствует ли чрезмерная требовательность или напротив повышенная оберегаемость; какие используются методы поощрения и наказания, едины ли требования к ребенку и т.п.).
Существует множество методов преодоления детских страхов. Наиболее эффективный и простой способ – рисование. После предварительной беседы взрослый просит ребенка изобразить свой страх. Предпочтительнее использовать краски – они легче наносятся, смешиваются; изображение более динамично и лучше передает изменения эмоционального состояния.
Часто дети сомневаются в своих изобразительных способностях, поэтому не решаются начать рисовать. В этом случае взрослый может пояснить, что рисунок не должен быть хорошим – страхи плохие и незачем их украшать. Иногда ребенок не называет конкретных страхов, следовательно, неясен предмет изображения. В этом случае можно предложить представить страх в виде страшного животного, персонажа по выбору ребенка или же создать абстрактный рисунок, отражающий эмоциональное состояние (взрослый может первым сделать на бумаге несколько энергичных мазков или поставить на лист кляксу, а затем передать кисть ребенку).
Когда рисунок готов, важно сделать акцент на том, что теперь страх ребенка уже не внутри – в голове, сердце, груди – а снаружи. Это означает, что он теперь во власти ребенка, а не наоборот. Далее взрослый может предложить ребенку уничтожить страх, разорвав рисунок. Также можно предложить ребенку изменить что-то в рисунке, чтобы защитить себя.
Эффективна в преодолении страхов игротерапия, позволяющая ребенку отреагировать негативное эмоциональное состояние, снизить напряжение, пережить жизненные обстоятельства в условном, «ослабленном» виде, укрепить уверенность в себе.
Полезно проиграть пугающую ситуацию в виде сказки или реальной истории. При этом ребенок может играть роль того, кого он боится, а может выбрать роль защитника и избавителя. Помогают также эмоционально насыщенные, подвижные игры.
Детям свойственно чего-то бояться. Еще бы – их окружает такой большой, неизвестный мир! Порой малыша пугает то, что взрослому кажется совершенным пустяком. Но главное для родителей – не упустить сигнала тревоги, предупредить болезненное заострение страха. Не следует пренебрегать обращением за помощью к специалисту.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Какой бы способ борьбы со страхом не был выбран, важно не оставлять жалобы ребенка без внимания. Помощь и поддержка самых близких людей помогут малышу справиться со всеми неприятностями и вырасти уверенным в себе человеком.
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 10»
Консультация для взрослых: «Использование
нейрогимнастики и кинезиологических упражнений
в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила:
Тухфатулина И.Г., педагог-психолог
высшей квалификационной категории МДОАУ № 10
Оренбург, 2024
Известно, что головной мозг — это загадочный орган, его развитие начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет.
Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а также интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Мозг человека состоит из двух полушарий — левого и правого. Они соединены между собой мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между двумя полушариями. В протекании психических функций принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль.
Правое полушарие отвечает за воображение, которое позволяет человеку воображать, фантазировать, мечтать, и, как следствие, — сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор. Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы.
Работа обоих полушарий очень важна для человека, поэтому полушария мозга нужно развивать. Особенно это важно в дошкольном возрасте, ведь это период активного развития мозговых структур.
Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические и нейропсихологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.
Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям.
Кинезиология (от греческого слова «кинезис» — движение, «логос» — наука) -наука о развитии головного мозга через движение. Она направлена на развитии связей Ум-Тело, т. е. оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
Нейрогимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:
— стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
— помогает получить энергию, необходимую для обучения;
— снижает утомляемость;
— улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
— благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
— повышает продуктивную работоспособность.
Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте. В 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные
упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.
Во время выполнения упражнений должна царить доброжелательная атмосфера, заниматься нужно каждый день, не пропуская, но без принуждения. Продолжительность её – не более 5 минут, можно проводить в различных режимных моментах, а также непосредственно в образовательной деятельности с детьми.
В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание — например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу», 4-5 качественно выполненных упражнений вполне достаточно.
В нейрогимнастическом комплексе есть упражнения подвижные (под музыку выполняют дети) и более спокойные, которые мы можем выполнять сидя (пальчиковая гимнастика). Необходимо обращать внимание при выполнении нейроупражнений на настроение детей, степень их усталости (занятия в вечернее время, и в соответствии с этим подбирать упражнения конкретно в данной ситуации, что будет детям легко выполнить.
Простые упражнения, которые можно выполнять сидя:
1. «Фонарики» — правая ладонь раскрыта, левая- закрыта в кулак. Поочерёдно меняем положение рук. Выполняем сначала медленно, а затем быстро.
2. «Молоток» — правая рука ладонью вниз лежит на столе, левый кулак стучит по правой руке, затем кладём левую руку ладонью вверх и стучим правым кулаком.
3. «Кулачок-ладошка» — так крадётся кошка – правая рука сжата в кулак, левая ладонь лежит. Поочерёдно меняем положение рук.
4. «Змейка» — соединяем ладони и вращаем кисти рук, как змейка.
5. «Жучок» — кладём правую ладонь на левую и выполняем круговые вращения вперед – назад только большими пальцами. Хлопком меняем руки.
6. «Алмаз» — соединяем пальцы в форме алмаза и поочерёдно с каждым пальцем выполняем вращение. Делаем максимально быстро, перебирая пальцами сначала в одну сторону, затем в другую.
7. «Кулачки танцуют» — похлопываем внутренней стороной кулака и внешней.
8. «Блины» — вытянули обе руки вперёд: правая – ладонью вниз, левая – ладонью вверх. Поочерёдно меняем руки.
Подвижные нейрогимнастические упражнения:
«Кнопки мозга»
Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.
Исходное положение: Выполняется стоя.
Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.
«Колено – локоть»
Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур, обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.
Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
«Зеркальное рисование»
Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.
Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
«Рыбки»
Рыбки, рыбки, где вы, где? Рыбки плавают в воде. Вы плывете, рыбки, сами? Машете вы плавниками. Рыбки, рыбки, вы не спите. Вы плывите! Вы плывите! Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб. По сигналy взрослого замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается.
Рыбка — присесть.
Ночь — закрывают глаза- две сложенные руки вперед.
Червячок — руки — сложенные вместе, вверх.
Посадили зернышки — ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»
Выглянуло солнышко. Солнышко, свети — свети! — (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)
Зернышко, расти — расти! — (ладони вместе, руки двигаются вверх)
Появляются листочки — ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с
большим пальцем на двух руках одновременно
Распускаются цветочки — кисти сжимаем и разжимаем по очереди.
Упражнений огромное множество, все они очень разнообразные, интересные, а главное полезные для детей.
Нейрогимнастика — не только лёгкий и увлекательный способ «прокачать» мозг, который подходит как взрослым, так и детям: это ещё и прекрасный вариант совместного время провождения, своеобразный ежедневный ритуал, который может стать вашей семейной традицией.
Устраивайте семейные челленджи и обязательно покажите несколько упражнений бабушкам и дедушкам, ведь нейрогимнастика также является прекрасной профилактикой деменции!
Консультация подготовлена с различных источников сети интернет:
-https://www.vospitatelds.ru/categories/4/articles/7266
Предварительный просмотр:
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УСПОКОИТЬСЯ:
ПРОСТЫЕ ПРИЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Дети-дошкольники часто эмоционально реагирует на различные события. Это могут быть самые разные эмоции - от гнева, обиды или страха до ярко выраженной радости. Очень часто ребенку, в силу возрастных и индивидуальных особенностей, не удается самостоятельно и легко успокоиться в данных ситуациях, поэтому в этих случаях ему необходима помощь взрослого.
Чем же взрослый – родитель или воспитатель могут помочь ребенку?
- В первую очередь самому взрослому важно быть в спокойном состоянии. Только после того, как Вы смогли справиться со своими эмоциями - внимательно выслушайте ребенка, помогите ему понять, что привело к появлению данных эмоций.
- Расскажите ребенку о приемах, которые могут помочь ему успокоиться
Приемы снижения психоэмоционального напряжения и гармонизации психоэмоционального состояния.
- Попить воды, поиграть с водой, умыться.
- Медленно посчитать до 10.
- Написать или нарисовать, что чувствует ребенок, его эмоции.
- Сказать вместе: «Я спокоен, я могу с этим справиться».
- Заняться интересующей деятельностью (попеть, порисовать, почитать и посмотреть любимые книги, поиграть, потанцевать или послушать любимую музыку).
- Использовать нетрадиционные творческие техники, в т.ч. с применением природного материала.
- Пойти в тихое место, уединиться.
- Сделать несколько физических упражнений.
- Применить игры-релаксации:
-игры-релаксации с прищепками Монотонные движения рук затормаживают отрицательные эмоции. Игра «Лиса».
Ход игры: Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста:
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает.
- игра-релаксация «Ласковые ладошки». Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.
- психомышечные упражнения с чередованием напряжения, расслабления мышц тела.
Игра «Гора с плеч». Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.
- игры с выражением, «выплескиванием» негативных эмоций (топание ногами, «Мешочек для злых ручек», «Стоп, кулак», «Волшебная дудочка»).
-дыхательные упражнения:
«Волшебные звуки» Дыхательная гимнастика, в т.ч. с пропеванием звуков на выдохе («у», «х», «ч», т.д.).
«Дыхание в 3 этапа» (Ш.Мельник) Дыхание: сделайте вдох через нос, задержите дыхание, сделайте выдох через нос – все на равный счет (например, вдох на пять счетов, задержка дыхания на пять счетов и выдох на пять счетов). Положение рук: соедините кончики пальцев, чтобы уравновесить правое и левое полушария.
«Плач Дельфина». Два коротких вдоха и один продолжительный выдох. Такой плач «растворяет» обиду.
Предварительный просмотр:
КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЮТ НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА
НАКАЗАНИЯ
Взгляд на проблему
Телесное наказание не является хорошей дисциплинарной мерой. Но несомненно, найдутся люди, которые думают, что если отшлепать ребенка, он перестанет совершать нежелательные поступки. Конечно, в этом есть правда. Но знаете ли Вы, уважаемые родители, что происходит в этот момент в мыслях, чувствах и поведении ребенка? Если отшлепать малыша, да к тому же побольнее, это непременно приведет к совершенно определенному результату — он быстро научится бояться вовсе не того, что нельзя делать, а именно ВАС. В самом деле, всегда именно так и происходит. Если шлепки имели успех, значит, малыш стал бояться Вас. Вы преобразили его поведение, желание заменили страхом, и это самое худшее, что можно сделать для психического здоровья ребенка.
Самое интересное заключается в том, что с течением времени становится гораздо легче контролировать желания ребенка, чем бороться с его страхом. Подрастая, человек приобретает умение контролировать, изменять и направлять свои желания. Сама общественная жизнь помогает ему в этом. Но как бы мы ни учились владеть своим страхом, очень трудно освободиться от него полностью. Страх, к сожалению, очень сильно меняет наш облик: он делает нас робкими, нерешительными, теряющимися, неуверенными в себе и почти начисто лишает жизненного оптимизма.
Бить детей плохо еще и по другой причине. Научившись бояться нас, дети начинают испытывать к нам сначала неприязнь, а затем и ненависть. Если этот конфликт возникает в раннем детстве, ребенок привыкает ожидать враждебности от всех, кто любит его, и даже воспринимает ненависть как нечто сопутствующее любви. Подобные конфликты вносят большое смятение в жизнь детей.
Шлепки, как это ни прискорбно, часто вызывают совсем обратный результат, чем тот, которого мы добиваемся: они лишь прочнее закрепляют неверное поведение ребенка и нисколько не меняют его. Ребенок начинает думать, что стоит, пожалуй, иной раз получить подзатыльник ради удовольствия позлить родителей. Кроме того, он ждет наказания и хочет получить его просто ради очистки совести. Он знает: за то, что он натворил, нужно расплачиваться. А расплатившись, чувствует себя вновь свободным и начинает опять повторять свои выходки, только теперь уже с большей осмотрительностью, чтобы его не поймали на месте «преступления». Короче, ребенок удовлетворяет и свое желание сделать что-то недозволенное, и очищает свою совесть.
Конечно, всем нам, родителям, случалось приходить в отчаяние от поведения детей. Но если уж мы и шлепаем их «под горячую руку», то надо хотя бы отдавать себе отчет, что мы делаем это не для исправления ребенка, а лишь для того, чтобы разрядить свои нервы: дети вывели нас из терпения и мы берем реванш. Все это говорит о том, что мы гораздо хуже владеем собой, нежели добиваемся идеального поведения от детей.
Разумеется, нетрудно говорить обо всем этом, когда не приходится иметь дело с ребенком, доводящим нас до отчаяния.
Однако, помните, что:
1. Шлепая ребенка, Вы учите его бояться вас.
2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.
3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, Вы показываете им плохой пример.
4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
5. Задача дисциплинарной техники — изменить ЖЕЛАНИЯ ребенка, а не только его поведение.
Успехов!
Подготовлено по материалам ИТ
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Как помочь ребенку вернуться в детский сад после
долгого перерыва?
Когда подходят к концу долгие праздники, наполненные радостными встречами, улыбками и настоящим зимним волшебством, даже взрослым трудно переключиться на рабочие будни. Что уж говорить о дошкольниках, для которых любая перемена в распорядке дня может превратиться в настоящее испытание?
А ведь чтобы помочь ребенку вернуться в детский сад после каникул с минимальными потерями для его и родительской нервной системы, достаточно соблюдать несколько правил.
Конечно, лучше всего кардинально не менять время для детского сна и питания на время праздников. Но если Вы все же позволили себе отступить от привычного ритма (позволили себе подольше поспать, вместе с ребенком попробовать все самое вкусное), не стоит опускать руки. Перестроиться из «ленивого» режима в рабочие будет легче, если учесть маленькие хитрости:
1. Изменения режима должны быть плавными:
- Начните приближать меню и режим дня к рабочему ритму заранее, постепенно делая подъем и отход ко сну более ранними, а питание более разнообразным и полезным.
- Принимая гостей или отправляясь к родственникам, участвуйте с ребенком в общении с другими детьми и взрослыми. Не бойтесь оставлять ребенка с папой, бабушкой или другими близкими, которым доверяете. Так навыки, необходимые для успешной социализации, продолжат развиваться.
- Позволяйте ребенку проявлять самостоятельность, продолжайте обучение навыкам самообслуживания и умению просить о помощи в случае затруднений.
- Постарайтесь в спокойной обстановке вместе вспомнить, что малыш узнал на занятиях в прошлом году. Повторите то, что получалось не очень хорошо, еще раз похвалите за самые яркие предновогодние успехи и победы.
- Играйте в игры, читайте стихи и пойте песни, которые ребенок выучил в детском саду ранее
2. Создайте позитивный настрой:
- Не пугайте ребенка тем, что теперь вы будете меньше играть, гулять и веселиться вместе. У дошкольника не должно возникать ощущения, что его «сдают» в садик, потому что родители устали и больше не хотят проводить с ним время. Наоборот, можно запланировать какие-нибудь семейные развлечения на ближайшие выходные и подготовить небольшой сюрьприз для малыша, который так стойко держался всю первую рабочую неделю и замечательно себя вел.
- Перед возвращением в сад время от времени спрашивайте ребенка, не соскучился ли он по друзьям, воспитателям и игрушкам, которые ждут его в группе. А может быть, уже скучают по нему они? Правда было бы здорово встретиться снова?
- Вместе проговорите, о каких своих новогодних приключениях в первую очередь он расскажет детям и воспитателям. Если ребенок достаточно взрослый, обсудите, о чем стоит расспросить друзей из садика, во что можно будет поиграть с ними при встрече.
3. Чуть больше, чем обычно, помогайте ребенку в первые дни в саду после перерыва
- Старайтесь посещать детский сад регулярно и пропускать только по болезни;
- Подготавливайте все необходимое с вечера, чтобы вставать вовремя и приходить в группу в одно и то же время. По возможности, избегайте опозданий, чтобы они не стали источником дополнительного стресса для вас и ребенка;
- Если вам тяжело расставаться утром, не устраивайте долгих прощаний – лучше оставьте «присматривать» за ребенком игрушку или вместе положите в кармашек небольшой предмет-талисман, который будет напоминать о доме;
- Если малыш тревожится при расставании, напоминайте, что вы придете за ним в конце дня. А обозначая время, когда вы его заберете, всегда выполняйте свое обещание;
- Если возникают капризы, связанные с нежеланием возвращаться в детский сад, спокойно объясняйте ребенку, что это необходимо, так как мама и папа должны снова вернуться на работу, чтобы получать зарплату – и покупать все, что нужно семье и самому дошкольнику. Расскажите, что ходить в детский сад – это его работа, и он с ней обязательно справится. А если что-то пойдет не так – вы всегда ему поможете. Можно почитать сказки на данную тематику, разыграть ситуацию похода в детский сад с игрушками;
- Каждый день говорите ребенку, что любите его, расспрашивайте, как прошел день в садике. Внимательно слушайте рассказы, вопросы задавайте очень мягко, ненавязчиво, реагируйте на эмоции и, конечно, напоминайте, что вы всегда готовы оказать помощь и поддержку, если ребенку потребуется.
- Если Вы сами сомневаетесь, все ли в порядке, задавайте все интересующие вас вопросы воспитателю и педагогу-психологу – они смогут оказать вам и ребенку необходимую помощь.
Консультацию подготовила: педагог-психолог Тухфатулина И.Г.
по материалам статьи Института изучения детства,
семьи и воспитания Российской Академии Образования