Взаимодействие со школьным психологом и логопедом

Риянова Юлия Юрьевна

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера - появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Вследствие этого возникает острая необходимость в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Поэтому целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с развитием высших психических функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Н.С.Франко

за 2019-2020 учебный год

  1. Готовность к школьному обучению

        С целью оказания психологической помощи учителям, родителям и учащимся была проведана диагностика готовности к школьному обучению. Для исследования была использована «Экспресс-диагностика готовности к школе» Вахортовой Е.К. (М., «Генезис» 1998г.»), содержащая 11 субтестов и  позволяющая оценить: фонематический слух, уровень развития речи детей, словарный запас, наглядно-образное и основы логического мышления, произвольность поведения, пространственное ориентирование, начальные математические навыки, знание геометрических фигур, навыки чтения, а также определить общий уровень подготовки детей к школе в баллах и в процентном выражении.

В результате проведенного исследования получены следующие данные:

В целом по параллели первых классов высокий уровень готовности имеют 18ч. /18%, хороший уровень у 43ч./44%, средний уровень  показали 25ч./24% и низкий уровень выявлен у 11 учащихся/12% .

К обучению в школе абсолютно готовы 85 первоклассников,  что составляет  86 %: эти дети достаточно легко идут на контакт, положительно мотивированы на учебу, с заданиями справляются хорошо, общая осведомленность в норме.

        Условно готовы к школе 11 человек (12%):  это дети с низкой школьной подготовкой. Родителям рекомендуется заниматься с детьми по развитию логического мышления, обобщения, поиска закономерностей, развивать мелкую моторику руки. Учителям – больше внимания уделять данным учащимся, использовать дифференцированный подход в обучении, применять мотивацию достижения, похвалу.

Не готовы к школе 1 человек (1 %). С родителями этой  девочки в ближайшее время будут проведена консультация, даны конкретные рекомендации.

Также выявлено три одаренных ребенка, достаточно легко набравших максимальное количество баллов.

        

Сводная таблица  результатов исследования готовности первоклассников к школе

Класс

Кол-во учащихся

протестированных

Высокий уровень

Хороший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Не готов

1 Г

25

4ч./16%

13ч./52%

7ч./28%

1ч./4%

0

В среднем по параллели

97

18%

(18 чел.)

44%

(43 чел.)

25%

(24 чел.)

12%

(11 чел.)

0

Таким образом, проведенная диагностическая работа позволила сделать выводы о сформированном уровне готовности детей к школе, выявить детей с низким уровнем подготовки  для последующей консультативной и коррекционной помощи, а также выявить одаренных детей и детей не готовых на сегодняшний день к обучению.  По результатам исследований проведены консультации с классными руководителями. Итоги диагностического обследования озвучены на родительских собраниях, родителям даны рекомендации.

2. Адаптация к школьному обучению

Для исследования социально-психологической адаптации учащихся 1-х классов к школе была использована «Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе» З.М. Александровской М., 1983 г.

Данная методика основывается на анализе деятельности ребенка в школе и вскрывает учебный и поведенческий аспект.

1-е классы        

        Первый класс - один из важных периодов в жизни школьника, и от того, как пройдет его адаптация к школе, во многом будет зависеть не только успешность обучения, но и его психическое развитие. Чтобы своевременно выявить учащихся, не усваивающих школьных норм поведения, с низкой эффективностью учебной деятельности, эмоционально             неблагополучных и учащихся, имеющих проблемы в социальных контактах, для последующей консультативной и  психо-коррекционной помощи было проведено 2 диагностических             среза. Первый - в начале октября, второй         - в конце ноября, что дало возможность проследить адаптацию первоклассников в динамике.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1 г      - 25ч.

по параллели

77ч.

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Зона адаптации учащихся

13 ч./55 %

19ч./76%

62 ч./81%

72 ч./93 %

Зона неполной адаптации

7 ч./30 %

2ч./8%

10 ч./13 %

2 ч./3 %

Зона дезадаптации учащихся

4ч./16%

3ч./12%

5 ч./6 %

3 ч./4 %

Итак, в целом по параллели 1 классов по результатам второго среза  72 ч. из 77 благополучно адаптировались, это составляет 93%. Это учащиеся, которые в школе чувствуют себя уверенно, спокойно, уравновешенно и даже комфортно. 2 ч./3 % не полностью адаптировались, 3 ч./4 % пока находятся в зоне дезадаптации.

Выводы:

  1. На сегодняшний момент у 72 учащихся из 99 в целом по параллели первых классов выявлен высокий и хороший уровень адаптации, это составляет 93 %.  Эти учащиеся хорошо осознают требования учителя, и могут соответствовать им; умеют устанавливать межличностные отношения с педагогами и одноклассниками; имеют навыки совместной (коллективной) и самостоятельной деятельности.  2 ч. / 3 % не полностью адаптировались.
  2. Выявлены учащиеся (3 ч. / 4 %), которые продолжают оставаться в зоне дезадаптации.  Проблемы этих детей не только в слабой школьной готовности, низком усвоении знаний, но и поведенческого характера: неумение строить конструктивные взаимоотношения с одноклассниками и учителем, неумение вести себя на перемене и на уроках, не усваивание школьных норм поведения. Надо заметить, что у не у всех ребят отмечается улучшение в адаптации по баллам по сравнению с первым срезом.