Взаимодействие с родителями обучающихся
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями»
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – эта важная и ответственная задача учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание во 2 - м классе по теме;
«Исследовательская деятельность»
Риянова Ю.Ю. учитель начальных классов
Цель: знакомство родителей с исследовательской деятельностью
Задачи собрания:
- познакомить с исследовательскими работами учащихся.
- активизировать родителей для участия и сотрудничества в исследовательской деятельности; разработка памяток
Форма проведения: практическое занятие.
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, памятки
Ход собрания
1. Вступительное слово учителя.
Добрый день, уважаемые родители, гости. Сегодня у нас необычное собрание. Тема нашего собрания «Исследовательская деятельность младших школьников»
Представляю вам повестку дня:
1.На нашем собрании будет рассмотрена очень актуальная тема «Исследовательская деятельность».
2. Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.
3. Исследовательские работы учащихся.
1. Знакомство родителей с проектной деятельностью
Ребенок любознательный с рождения. Ему все интересно, все хочется попробовать, изучить принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. В раннем детстве интересно абсолютно все. Но проходит немного времени, появляется избирательность – исследуется то, что вызывает настоящий интерес. Затем ребенок идет в школу, ему приходится исследовать очень много заданного – запланированного разными программами, стандартами. И на исследование того что наиболее интересно уже не хватает времени. Исследовательские качества не угасают, они переходят в пассивный багаж. А в классе 7-8 начинаются олимпиады, конференции. И тут учителя начинают развивать исследовательские умения и качества. Исследовательский дух может проснуться, а может и нет, остаться в «спячке». Детям на первой ступени обучения близко исследование и развивать его надо сейчас, в этой творческой работе главными помощниками будем мы с вами.
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
2.При подготовке к нашему собранию было проведено анкетирование детей и родителей. Подведем анализ анкет.
Анкета для родителей
Знаете ли вы о исследовательской деятельности?
Нужно ли в школе заниматься этой работой?
С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении?
Нужна ли вам информациями по данной теме?
Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?
Окажете ли вы ему помощь?
(Учитель подводит анализ анкетирования).
По результатам анализа анкет видно, что родители в нашем классе мало слышали о исследовательской деятельности, хотят получить информацию, окажут помощь детям, но хотят получить подробную информацию по теме.
Анкета для обучаемых
Любишь ли ты исследовать, открывать что-то новое?
С кем бы ты хотел сотрудничать?
По какой теме ты хотел бы узнать, как много больше?
(Учитель подводит анализ анкетирования).
По результатам анализа анкет видно, что наши дети любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия новых знаний и с родителями, и со своими друзьями.
Правила выбора темы исследовательской работы
Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
2) Какими могут быть темы исследования?
- «фантастические» – о несуществующих фантастических объектах и явлениях;
- «экспериментальные» – предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; «теоретические» – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, фильмах и т.д.)
3) Цель исследования.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.
4) Задачи исследования.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
5) Гипотеза исследования.
Гипотеза – предложение, догадка, ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
Этапы реализации исследовательской работы
Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.
Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования:
- подумать самостоятельно;
- прочитать книги о том, что используешь;
- познакомиться с фильмами по этой проблеме;
- найти информацию в сети Интернет;
- спросить у других людей;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
Подготовка к защите исследования.
Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:
- Дать определения основным понятиям.
- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.
- Выработать суждения.
- Сделать выводы.
- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.
- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Этап защиты и оппонирования. Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т.д., мультимедийная презентация)
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.
Памятка
С чего начать научно-исследовательскую деятельность
План проведения исследовательской работы с учащимися
А. Подготовительный
1.Выбор темы (актуальность)
2. Цели и задачи
3. Предварительное обследование объекта, сбор необходимых данных
4. Работа с литературными источниками
5. Определение методик, приемов, объемов исследования, необходимого оборудования
6. Составление плана работ
7. Составление первичной рабочей таблицы
Б. Сбор материала
1. Выполнение работ (ведение записей, заполнение таблицы в ходе выполнения работ в определенной последовательности)
2. Обработка полученных данных, составление таблиц, графиков. Диаграмм
3. Обсуждение полученных данных, выдвижение новых гипотез
4. Сбор дополнительного материала для проверки гипотез
5. Заключение, выводы, рекомендации.
В. Оформление работ
1. Введение (актуальность выбранной темы, обзор литературы)
2. Цели и задачи
3. Материал и методика (описание объекта, методов сбора материала, перечень оборудования, точное описание эксперимента)
4. Результаты и их обсуждение (статистическая обработка данных, по мере накопления материала его осмысление, сопоставление с литературными данными)
5. Заключение (Выводы, рекомендации), должны соответствовать целям и задачам
6. Список литературы (библиографическая грамотность)
3.Защита исследовательских работ
Спасибо большое за работу.
Я желаю вам активно принимать участие в исследовательской деятельности, проявлять инициативу, разрабатывать проекты в сотрудничестве с детьми и классным руководителем, самые лучшие проекты будут представлены на школьной конференции «Мы будущее России».
Рефлексия по первому вопросу
Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение по теме собрания, пожелания, замечания, предложения.
(Родители высказываются)
Посмотрите на результаты нашей проектной работы.
7. Решение собрания:
Организовать в классе исследовательскую деятельность в тесном сотрудничестве с родителями.
Принимать активное участие в жизни класса и школы.