Транслирование педагогического опыта
Протокол заседания методического муниципального объединения
Сертификаты
Публикации
Выступления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Актуальность обоснования психолого-дидактических аспектов проектирования экспертизы образовательной среды в начальной школе
Риянова Юлия Юрьевна
Цивилизованный мир нашего века переживает значимые изменения в отношении к образованию. Ведущей тенденцией современной педагогики признана ориентация на личностное начало человека. В личностно ориентированной парадигме целью образования признается личность. В новой социальной ситуации в России социокультурное пространство отмечается динамичной неустойчивостью информационного потока. Содержание образования не всегда адекватно отражает данный процесс, так как новые источники информации влияют на уровень знаний.
Появляется педагогическая проблема – как нужно организовать образовательную среду и каким содержанием нужно ее наполнить, которая могла бы обеспечить педагогические условия равновесия опыта взаимодействия с внешним миром и внутренней собственной средой развития ребенка.
Человек старается принять «средовую» идентичность (З.И. Рибикина, А.Н.Кимберг, Г.М.Андреева и др.), позволяющие ему успешно адаптироваться в ее условиях, в этом процессе колоссальная роль образовательной среды.
Образовательная среда – новое понятие, вошедшее в термин педагогической психологии в последнее десятилетие. Образовательную среду в разных направлениях изучают педагоги, психологи, социологи, философы, культурологи. Большинство специалистов используют понятие образовательной среды для целостного (надпредметного, надличностного и т.п.) описания специфических особенностей конкретной школы, и в данном понимании сама проблема не нова.
Всякая образовательная среда обусловливаться совокупностью локальных сред, в которых функционирует ребенок: 1) я- ситуация; 2) семья; 3) классный коллектив; 4) образовательное учреждение; 5) микрорайон и др. При этом такое понятие как «образовательное пространство» можно рассматривать как одну из характеристик образовательной среды.
Следует заметить, что при теоретическом анализе проблем образования понятие образовательного пространство более точно подходит для использования его в качестве основного, чем образовательная система или образовательная среда.
Внимание к индивидуальной среде развития поменяла направления исследования проблемы определения образовательной среды. Большое внимание уделяется внутренней личностной среде развития и ее взаимосвязи с внешней культурной средой.
В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как многофункциональная система. Так, С.В. Тарасов обусловливает образовательную среду, как совокупность социальных, культурных и специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия.
Современному обществу необходимы социально-активные, творческие, интеллектуально и нравственно развитые личности. Как известно, задатки и их развитие формируются в детстве, в школьные годы. Но, к сожалению, мало внимания уделяется начальной школе, хотя давно уже известно, что младший школьный возраст является уникальным и весьма значимым периодом становления личности и общего развития ребенка. В некоторых школах образовательная среда не всегда соответствует современным задачам. Например, многие лицеи и гимназии практически не отличаются от общеобразовательных школ. В школах не уменьшается количество проблем, требующих комплексных психолого-педагогических исследований. Их сложность отражается на подготовке школьников к действиям в новых условиях после окончания образовательного учреждения.
Возраст первоклассников за последние годы значительно расширился. Кроме того, актуальность проблемы организации образовательной среды определена еще и социальными факторами, связанными с изменениями социального состава родителей детей.
В связи с этим государство в Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992г.), «Концепции общего среднего образования»(2000г.), Доктрине национального образования в РФ (2000г.), как одну из приоритетных своих задач ставит создание такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию творческой индивидуальности каждого ребенка.
Еще А.С.Макаренко обратил внимание на то, что воспитывает не столько воспитатель, сколько среда, организованная более выгодным образом.
Следовательно, вопрос об образовательной среде, ее создании, компонентах, характеристиках очень актуален на данном этапе развития российских образовательных учреждений.
Сегодня в психологических исследованиях вопрос экспертизы и проектирования образовательных сред находиться в центре внимания. Ученые уже более 30 лет занимаются описанием моделей образовательных сред. Разработаны несколько моделей образовательных сред, которые описывают взаимодействие человека и среды с точки зрения различных психопедагогических аспектов. В работах российского психолога В.И. Панова систематизированы основные модели образовательной среды, разработанные российскими учеными.
Эколого-личностная модель образовательной среды предложена В.А. Ясвиным.
Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды предложена В.В.Рубцовым.
Антрополого-психологическая модель образовательной создана В.И.Слободчиковым.
Психодидактическая модель образовательной среды школы создана коллективом авторов: В.П.Лебедевой, В.А.Орловым, В.А.Ясвиным и др. В этой модели само понятие «образовательная среда» ограничено рамками образовательного учреждения.
Экопсихологический подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом В.И. Пановым.
Следует заметить, что при теоретическом осмыслении проблемы психолого-дидактического аспекта проектирования экспертизы образовательной среды в начальной школе считается актуальной и недостаточно разработанной в теории и практике работы начальной школы.
Таким образом, психолого-педагогическая экспертиза и изменения образовательных сред, становятся необходимыми и важными, так как для реализации целей современного развивающего образования нужна соответствующая образовательная среда, создающая все условия (психологические, экологические, материальные и социальные) для личностного развития каждого школьника.