Нравственное воспитание
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
Нравственное воспитание - это:
- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;
- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Основой нравственного воспитания является мораль.
Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_horosho_i_chto_takoe_ploho.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Программное содержание.
Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Формировать у детей понятие о дружбе, учить представлять, чем можно помочь, чем порадовать друга в случае огорчения. Формировать положительные чувства через улыбку.
Воспитывать чувство вежливости, доброты, стремление к дружелюбию, умение сорадоваться.
Материал:
Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», иллюстрации описанных в стихотворении ситуаций, 2 стола, с картинками хорошего и плохого настроения , «Хорплоша», копилка с монетами, кукла-мальчик, мягкая игрушка свинья.
Ход занятия.
- Я приглашаю вас сесть на стулья. Сели удобно, красиво. Покажите мне свои лучистые, добрые глаза. Какие они у вас красивые! Посмотрев на вас, легко и радостно забилось мое сердце.
-Ответьте, пожалуйста, когда человеку бывает хорошо?
-А всегда ли у нас бывает хорошее настроение? А плохое?
Ребята, а скажите, кто живет у нас в группе и помогает понять хорошие поступки мы делаем или плохие, или хорошее у нас настроение или плохое?
_- Хорплоша!
- Давайте мы познакомим гостей с Хорплошей.
Мы вам расскажем гости
О странном существе
Его вы не встречали,
В нем половинки две.
Одна из половинок:
Тепла, добра, мила,
Красива и приветлива,
Веселая она.
Глаза другой прикрыты,
Не видно в них тепла,
Мы видим половинку,
Где только грусть одна.
Веселого и грустного
Нам в ней не сосчитать,
И мы ее Хорошею
Все будем называть.
За маленькими детками
Хороша наблюдает
И знает всех послушных,
И непослушных знает.
-Какой бы вы всегда хотели видеть Хорплошу?
-Какие поступки вы должны совершать, чтобы Хорплоша всегда была добродушной и веселой?
- Ребята, а вы сами знаете, что такое хорошо и что такое плохо?
Вот я сейчас это и проверю. Давайте прочитаем стихотворение
В. Маяковского, которое так и называется «Что такое хорошо и что такое плохо». Я буду читать стихотворение, а вы – выбирать картинки к нему и ставить либо на стол с лицом хорошего настроения, либо на стол с лицом грустного настроения.
- Крошка сын
(показывает куклу)
к отцу пришёл,
И спросила кроха:
(меняет голос, подражая мальчику)
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
У меня
секретов нет, -
слушайте, детишки, -
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
Воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку в соответствии со стихами.
- Если ветер крыши рвёт,
если град загрохал, -
каждый знает – это вот
для прогулок…
Воспитатель делает паузу и жестом предлагает ребёнку выбрать стол и разместить на нём картинку.
Все. Плохо.
Воспитатель (вызвав другого ребёнка).
Дождь покапал и прошёл.
Солнце в целом свете.
Это…
Все (после того, как ребёнок поставит выбранную картинку).
Очень хорошо и большим
и детям.
Воспитатель:
Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице, -
ясно, это…
Ребёнок размещает картинку.
Все. Плохо очень
для ребячьей кожицы.
Воспитатель. Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает…
Все (когда картинка поставлена). Хорошо.
Воспитатель:
Этот вот кричит:
- Не трожь
Тех, кто меньше ростом! –
Все. Этот мальчи так хорош,
загляденье просто!
Воспитатель: Если ты порвал подряд
книжиц и мячик,
про такого говорят:
Все. Плоховатый мальчик.
Воспитатель. Если мальчик любит труд,
тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
Все (когда картинка поставлена).
Он хороший мальчик.
Воспитатель. От вороны карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Все. Это очень плохо.
Воспитатель. Этот хоть и сам с вершок,
спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
Все. Хорошо!
Воспитатель. В жизни пригодится.
Вызывает другого ребёнка.
Этот в грязь полез и рад,
что грязна рубаха.
Про такого говорят:
Все. Он плохой, неряха.
Воспитатель. Этот чистит валенки,
моет сам галоши.
Он, хотя и маленький,
Все. Но вполне хороший.
Воспитатель обращается к кукле-малышу и к каждому ребёнку.
Помни это каждый сын.
Знай любой ребёнок:
вырастет из сына свин,
если сын – свинёнок.
Показывает свинью, вызывая смех.
Мальчик радостный пошёл,
и решила кроха: «Буду делать хорошо, и не буду – плохо».
Ну, что ж, вы правильно оценили каждый поступок. А на самом деле каждый сумеет поступить так же?
Дети. Да.
Физминутка!!!!
-Ребята, если бы можно было обозначить хорошие и плохие поступки цветом, то какой цвет подойдет для хороших, добрых дел?
- Желтый!!! (Цвет солнышка)
-А плохие поступки каким цветом можно обозначить?
- Черным!!! Почему???
- Сейчас мы заглянем в копилку Хорплоши и узнаем, каких же поступков больше увидела Хорплоша, наблюдая за вами?
- Вы сами как думаете, больше желтых или черных?
- Проверим?
- Вы рады? Я тоже очень рада. Мне приятно, что вы живете в группе дружно, умеете договариваться, уступать друг другу, жалеете и любите друг друга, и Хорплоше сегодня не приходится сердиться и грустить.
Мы с вами должны жить дружно, помогать друг другу, не обижать своих друзей.
Скажи, Никита, кто у тебя друг? А у тебя, Дима? Давайте, для своих друзей прочтем стихи о дружбе, которые мы с вами учили.
1 ребёнок. «Подружки»
А. Кузнецова
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам!
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
2 ребенок: Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам её куклу, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!»
3 ребёнок. З. Александрова
Подарили нашей Вере
Шарик с красным петушком,
Ой, какой красивый шарик,
Все мечтали о таком.
Но поднялся ветер вдруг,
Шарик выхватил из рук.
4 ребенок: Подошла к подружке Таня:
- Ну, чего же мы стоим?
Шарик твой мы не достанем,
Так давай играть с моим.
Посмотри, цветы на нём,
Будем с ним играть вдвоём.
Воспитатель. Молодцы, ребята, хорошие стихи прочитали. А кто мне скажет, как очень просто можно доставить радость другим?
Дети. Надо улыбнуться.
Воспитатель. Давайте улыбнёмся друг другу.
-Молодцы! Не забывайте, что каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду и, конечно, все добрые люди всегда совершают только добрые поступки. От них на нашей планете становится светлее и радостнее.
-Давайте мы с вами соберем пирамидку из добрых пожеланий. Выходите по одному и протягивайте ладонь с пожеланием.
Воспитатель: Я желаю всем терпения и послушания.
Я желаю …
-Подкинем нашу пирамидку высоко-высоко, пусть она рассыплется, и полетят наши пожелания по всей земле, пусть их услышат все люди на свете, и пусть им будет хорошо и радостно.
-Спасибо вам, ребята! Будьте щедрыми и добрыми.
Зайцы.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.