Кейс-технологии в ДОУ
В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образовательном процессе. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Задача дошкольного воспитания состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей дошкольника. Данная установка регламентирована Федеральными государственным стандартом образования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka.docx | 2.71 МБ |
keys_proekt.pptx | 2.48 МБ |
kartoteka_problemnyh_situatsiy_s_ispolzovaniem_keys.docx | 896.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кейс-технология интерактивная технология обучения, использующая описание реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки , умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с взрослым и сверстниками , получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формировать собственную точку зрения.
Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации. Описание и редактирование кейса Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития сит уации Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации » Определение контекста Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям Для создания кейса нужно:
Первый этап: Подготовительный Деятельность педагога Деятельность детей Показывает фотографию, зачитывает текст Знакомятся с ситуацией Второй этап: Мотивационный Деятельность педагога Деятельность детей - формирует суть проблемы; - формирует задание; - мотивирует к поиску решения. - осознают проблему; - концентрируются на поиске решений в данной ситуации. Третий этап: «Мозговой штурм» Деятельность педагога Деятельность детей - активизирует детей при помощи ключевых вопросов; - помогает проанализировать принятое решение. - представляют свои варианты решения; - находят совместное решение; - формулируют выводы. Четвертый этап: оценочно-рефлексивный Деятельность педагога Деятельность детей - побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания - размышляют, выдвигают аргументы; - применяют полученные знания
Технология кейс– стади (ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы . Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади Название этапа Деятельность взрослого Деятельность детей 1.Постановка проблемы Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию. Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации. Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать. Осознает проблему. Присваивает проблему. Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.
Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади Название этапа Деятельность взрослого Деятельность детей 2. Мозговой штурм Организует детей в малые группы. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации. Помогают проанализировать принятое решение. Объединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы. 3. Презентация Организует презентацию решения кейса. Помогает сравнить предложенные решения. Участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами. 4. Рефлексия Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. Применяют знания в различных ситуациях.
Кока-кола –она какая?
Кейс-иллюстрация Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Кейс-иллюстрации используются во время образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части .
Фото-кейс Эта технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста.
Ситуационно-ролевая игра Ролевое проектирование – это вид кейс–технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей . Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации. Важной особенностью данной технологии является: • умение дошкольников принять на себя роль; • умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками; • ролевое взаимодействие. Игровое проектирование: Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
В процессе освоения кейс-технологий дети: - учатся получать необходимую информацию в общении; -умение соотносить свои устремления с интересами других; -учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, -участвовать в дискуссии; -учатся отстаивать свою точку зрения; -умение принимать помощь.
П рименение кейс-технологии как инновационной социально-педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Картотека проблемных ситуаций с использованием кейс – технологий
Ролевой кейс
«Запрет или компромисс»
Направлен на:
- умение создать позитивный психологический климат в группе и доброжелательные отношения между детьми;
- способность строить образовательную деятельность с учетом актуальных интересов воспитанников;
- умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями воспитанников для решения образовательных задач, использовать разные методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
Адресован педагогам дошкольного образования
Ситуация
Ваши воспитанники изо дня в день приносят в группу игрушки, которые имеют сомнительное назначение, внешний вид и функциональную нагрузку (антигуманные и злобные существа, символизирующая смерть атрибутика, имитация оружия и др.). Вы просите родителей не давать подобные предметы детям с собой в группу и аргументируете просьбу их отрицательным воздействием на развитие детей и организацию безопасности жизнедеятельности воспитанников в ходе образовательной деятельности, т. к. дети проявляют агрессию друг к другу во время игры. Родители восприняли просьбу спокойно, однако не запретили детям приносить эти игрушки в группу. На повторное обращение с вашей стороны они стали разводить руками и жаловаться на то, что дети видят рекламу и просят эти игрушки
Задание: Опишите возможные варианты Ваших действий
Вопросы
- Считаете ли вы, что запрет приносить такие игрушки в группу нарушает право ребенка быть субъектом образования? Почему?
- Считаете ли вы, что жесткая позиция педагога – единственный выход в данной ситуации? Если нет, предложите варианты.
- Какими способами и методами вы подключите родителей к выгодной для образовательного процесса позиции?
Рекомендации к ролевому кейсу | |
Вариант ответа | Интерпретация |
1. Жесткая позиция педагога иногда бывает нужна. И, скорее всего, это тот самый случай, когда реклама рекламой, а в группе данным игрушкам не место | Данный ответ категоричен. Партнерское взаимодействие с детьми и их родителями исключает проявление доминирующей позиции педагога. Если необходимо проявить твердость, первым шагом должна стать попытка понять детский мотив |
2. В данной ситуации наиболее эффективным будет общение и тесное взаимодействие с родителями. Однако разногласия с ними тоже могут возникнуть. Поэтому следует просить детей убирать подобные игрушки в личный шкаф до прихода родителей. Безопасность дороже | Положительным моментом данного ответа является то, что педагог программирует дальнейший ход ситуации на диалог. В данном позицию самого конкретном случае возникает эффект «двойных стандартов» для воспитанников: то, что можно с родителем, с воспитателем нельзя. Это, в первую очередь, ставит в невыгодную воспитателя в глазах детей |
3. Кроме конструктивного общения с родителями, нужно вести активный диалог с детьми. Категорическое отрицание таких предметов вызовет обратный эффект, например, недоверие воспитанников в сочетании с повышенным интересом к подобным игрушкам. Педагогу важно понять, чем тот или иной предмет привлек ребенка. Кроме метода «убери в шкаф», следует использовать другие методы, в т. ч. игровые. Например, если идет речь о нежелательной имитации оружия, можно завести правило «сдавать его на хранение в общий сейф» | Желание понять детский мотив в данном ответе говорит об умении педагога создавать позитивный психологический климат и доброжелательные отношения между детьми. Обыгрывание ситуации иногда уместнее, чем мотивированный отказ. Способность объединять детские мотивы, строить образовательную деятельность с учетом актуальных интересов воспитанников характеризует педагога, как готового выстраивать партнерское детско-взрослое общение |
Ролевой кейс
«А если не по плану?»
Направлен на:
- умение осуществлять гибкое планирование и его реализацию, применять ситуационный подход в образовательном процессе;
- умение увидеть и поддержать детскую инициативу
Адресован педагогам дошкольного образования
Ситуация
Представьте, Вы готовитесь провести занятие с детьми старшего дошкольного возраста, цель которого – обогатить представления воспитанников о медицине. Вы продумали сценарий занятия и подготовили атрибуты. Основу сюжета составляет «вызов врача на дом для заболевшего члена семьи». Однако в ходе занятия (неожиданно для вас) воспитанники предлагают свой сюжет. Например, когда кто-то из членов семьи заболел, дети стали настаивать «на поездке в больницу», вместо того чтобы «вызвать врача домой» (как того требует ваш сценарий)
Задание: Обоснуйте вашу готовность поддержать иной сюжет
Вопросы
- Проанализируйте необходимые условия, которые позволят реализовать поставленные задачи, если следовать сценарию детей.
- Представьте, что занятие, на котором дети проявили такую инициативу, – открытое
Рекомендации к ролевому кейсу | |
Вариант ответа | Интерпретация |
1. В данной ситуации нет необходимости менять запланированный ход событий. Если вдруг такое случится на открытом занятии, то придется оправдываться перед контролирующим лицом в том, «почему я провел занятие не по плану». Достаточно похвалить детей за предложенный вариант и вернуться к своему сценарию | Подобные ответы говорят об отсутствии у педагога гибкости мышления. Педагог пока не может самостоятельно моделировать образовательный процесс. А действие только по заданному сценарию не позволяет ему учитывать и поддерживать детскую инициативу |
2. Такие предложения детей нужно поддерживать, однако лучше в игровой форме вывести их на запланированный сценарий, чтобы не упустить из-за импровизации поставленные задачи. Кроме того, на открытом занятии тоже следует «оставаться верным» запланированному сценарию | Положительный момент в этом ответе – педагог хотя бы в повседневной деятельности готов подержать подобное детское творчество. Если эта модель поведения постепенно войдет в ежедневную практику педагога, он поймет, что следование за детской затеей придаст изюминку любой ситуации общения, тем более на открытых мероприятиях |
3. В этой ситуации нет ничего страшного. Хорошо, когда дети фантазируют, проявляют инициативу. Это нужно поддерживать. Кроме того, сценарий занятия, знает только сам педагог. Если педагог четко сформулировал задачи, которые он должен решить на занятии, то подобные предложения детей ему только помогут. Ведь дети предлагают варианты из своего личного опыта. Возможность проявить инициативу активизирует их деятельность. Кроме того, у педагога на вооружении должно быть соответствующее оснащение. В данном конкретном случае, кроме муляжей медицинской атрибутики, необходимо иметь полифункциональный материл для моделирования антуража выбранного сюжета | Подобный ответ демонстрирует способность педагога гибко планировать и реализовывать образовательный процесс, т. е. достигать поставленных целей и задач через ситуационный подход. Это не означает, что у воспитателя не должно быть плана действий. Но излишняя детализация совместных действий, наряду с паническим желанием их выполнить, сбивает воспитателя с основных задач. Умение увидеть и поддержать детскую инициативу отражает не только методичность действий, но и педагогическое творчество |
Проективный кейс
«Один за всех и все за одного»
Направлен на:
- умения предотвратить и урегулировать конфликтную ситуацию;
- умения выстраивать партнерское взаимодействие с родителями воспитанников для решения образовательных задач, использовать разные методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
Адресован педагогам дошкольного образования
Ситуация
Представьте, в ДОО идет подготовка к выпускному балу. Время еще есть, но сценарий пока не готов. Мама одной из воспитанниц увидела в социальной сети видеозапись вальса девочек с их папами. Эта идея ей понравилась, и она решила предложить сделать такой же номер мамам других детей и музыкальному руководителю. Идею поддержали. Когда воспитатель об этом узнал, попросил отказаться от подобного танца, т. к. у одной из девочек данной группы сложная семейная ситуация: папа ушел из семьи. Мнения родителей разделились. Кто-то считает, что «Невелика важность именно такого вальса. Какая разница, кто с кем будет танцевать». Другие, наоборот, возражают: «Один ребенок – не повод портить такую идею. Пусть потанцует с кем-нибудь»
Задание: Как поступить воспитателю в данном случае?
Вопросы
- Является ли такая ситуация поводом для того, чтобы вести речь об индивидуальных потребностях одного ребенка, связанных с его жизненной ситуацией?
- Считаете ли вы, что ответственность за выбор решения лежит на воспитателе? Обоснуйте свой ответ
Рекомендации к проективному кейсу | |
Вариант ответа | Интерпретация |
1. Данную идею предложили родители и поддержал музыкальный руководитель. Поэтому воспитатель не обязан брать ответственность решения данного вопроса на себя. В конце концов, его поставили перед фактом | В данном ответе видно стремление переложить вину на других и нежелание урегулировать конфликтную ситуацию. Это говорит о недостаточном умении выстраивать партнерское взаимодействие с родителями воспитанников |
2. Данная ситуация – повод для вмешательства со стороны воспитателя, ведь это его воспитанники. Кроме того, нельзя игнорировать отдельно взятую семейную ситуацию. Воспитатель должен сам принять решение: согласовать этот танец с папами или предложить другой вариант | Положительным моментом данного ответа является то, что воспитатель не уходит от своих прямых функций. Однако, принимая решение самостоятельно, он нарушает право остальных участников образовательных отношений влиять на ситуацию. Безусловно, должен быть человек, который из многообразия различных мнений выберет оптимальное решение. Для этого нужно узнать мнение всех родителей, в т. ч. мамы воспитанницы, которая предложила идею с танцем. Кроме того, отсутствие вариативности блокирует возможность детского выбора, не позволяет учесть индивидуальную ситуацию не только конкретной воспитанницы, но и остальных детей |
3. В данной ситуации должны быть учтены интересы всех участников образовательных отношений: музыкального руководителя, родителей и воспитанников, в частности той самой девочки. Прежде всего, не надо делать описанное семейное событие предметом обсуждений. Следует побеседовать с мамой воспитанницы и предложить совместно найти решение. Оптимальный способ выхода из данной ситуации – возможность предоставить право выбора воспитанникам, когда каждая девочка сможет пригласить на белый танец любого кавалера | В подобном ответе проявляется умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями воспитанников для решения образовательных задач. Педагог показывает практическое умение в реализации принципа индивидуализации через активную субъектную позицию детей, возможность детского выбора, учет индивидуальных интересов и потребностей воспитанников |
Ролевой кейс
«Каприз или креативность»
Направлен на:
- умения увидеть и поддержать детскую инициативу;
- способность оценить образовательный потенциал ситуативного общения с ребенком;
- способность учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка, в т.ч. для оптимизации работы с группой детей
Адресован педагогам дошкольного образования
Ситуация
Представьте, что вы – воспитатель подготовительной группы. Во время утренней прогулки зимой вы совместно с детьми лепите снеговика. Работа спорится, дети дружны, активны, веселы, вовлечены в процесс. Одна из воспитанниц, склонная быть в центре внимания, демонстративно лепит своего снеговика отдельно от всех и постоянно озвучивает его превосходство над «общим»: «А у меня уже большой комок готов. А у меня уже голова готова…ручки, пуговки… Красивый! Он же у меня красивый?! Мой снеговик гораздо красивее!».
После лепки дети переключаются на другую деятельность, а воспитанница продолжает привлекать к себе внимание и объявляет намерение взять слепленного снеговика в группу.
Задание: Смоделируйте ваши действия. Предложите вариант своего решения в случае, если бы снеговик был маленький и его можно было перенести в группу.
Вопросы
- Чем для вас является такое поведение воспитанника: капризом ребенка, склонного к эпатажу, или личным мотивом, интересом, примером креативности детского поведения? Может быть, ни тем, ни другим? Обоснуйте.
- Какое решение в данной ситуации для вас неприемлемо?
- Основой для каких дальнейших событий может послужить такая ситуация?
Рекомендации к ролевому кейсу
Кейс-задача
«Если не знаем, почему»
Направлен на:
- умение строить партнерскую деятельность с учетом интересов воспитанников;
- умение оптимизировать работу с группой детей;
- способность оказывать недирективную помощь в разных видах деятельности детей, в т.ч. самостоятельной поисковой и познавательно-исследовательской
Адресован педагогам дошкольного образования
Ситуация
Представьте, что вы наблюдаете с детьми старшего дошкольного возраста за погодными явлениями. Вы обращаете их внимание на красивые кучевые облака. Во время наблюдения или после него ребёнок задает вам вопрос: «Почему облака не падают на землю?»
Задание: Опишите характер дальнейшей беседы в случае, если вы знаете ответ на вопрос. Если вы не имеете точных естественно-научных представлений по данному вопросу, предложите вариант, как выйти из данной ситуации.
Вопросы
- Чем для вас является подобная ситуация: просто вопросом со стороны ребенка или проблемной ситуацией?
- Что такое проблемная ситуация? Объясните своими словами.
- Каким образом вопрос ребенка может стать предпосылкой для взаимодействия всех детей?
Рекомендации к кейс-задаче