Для педагогов
Доклад "Работа ДОУ и семьи по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"
Консультация "Закаливающие мероприятия для детей в детском саду"
Семинар-практикум "Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Консультация "Роль организации проведения прогулок в зимний период"
Консультация "Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ"
Педсовет "Формы пропаганды здоровьесбережения среди родителей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 ЗАТО Озерный
Доклад
на муниципальное методическое объединение
круглый стол
на тему:
«Работа ДОУ и семьи по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель первой категории
МБДОУ детский сад №6
Лукина Ольга Николаевна
ЗАТО Озерный, 2019 г.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую (по результатам анкетирования) не считаются важными и вызывают лишь недоумение. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад.
Цель нашей работы: создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей, социально-педагогическая поддержка семьи.
В нашем детском саду первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Диагностический блок (анкетирование, опрос, беседы с родителями) помог выявить запросы родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что большинство родителей плохо осведомлены в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников и совместно с родителями мы составили ряд правил. Вот они:
- Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться.
- Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию.
- Покажи ребенку хороший пример.
Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе духовно-нравственному воспитания дошкольников. На теоретическом этапе был разработан план работы по духовно-нравственному воспитанию в содружестве с семьей.
Затем перешли к последнему блоку – практическому.
На первом этапе мне помогли такие нетрадиционные формы работы с семьей, как акции. Эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат собственного участия.
Акция «Вместе дружная семья», где родители младших групп вместе с детьми рассказывали стихотворения, пели песни, танцевали, играли. Эта акция помогла сплотить семьи, помочь родителям быть ближе к своим детям, укрепить дружеские отношения.
Акция «Семейные традиции», где родители вместе с детьми представляли традиции своей семьи в виде коротких фоторассказов, проектов, развлечений, семейных гостиных. Эта акция помогла мне в формировании ценностного отношения к своим близким, традициям, толерантности и уважения к каждой семье.
Рождественская встреча с батюшкой Иоанном, на которой он рассказал о Рождестве Христовом, его истоках.
Информативно наполненная и вызвавшая душевный отклик была акция «Герб моей семьи». Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей. Акция вдохновила семьи на изучение своих истоков и стимулировала стремление быть достойными членами своего рода. Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи. Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи.
Нетрадиционная форма работы с семьей "Родительская почта" также помогает наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью.
Очень увлекательным и полезным в духовно-нравственном воспитании оказался проект «Генеалогическое древо». После моей консультации о составлении генеалогического древа семьи у родителей появилось желание составить родословные семей. В группе мы, совместно с родителями оформили выставку «Семейные древа». Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному. Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
В практике духовно-нравственного воспитания мы также используем
Родительские встречи. В форме семейных гостиных, ярмарок мастерства, педагогический ликбез, деловых игр, дискуссий. Это наиболее эффективные формы повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
- Одна из встреч была посвящена теме «Я – семья – род – народ! Она прошла в нетрадиционной форме с участием семей воспитанников. Каждая семья продемонстрировала «Герб семьи», «Девиз семьи», национальные обычаи и традиции своей семьи.
Дети читали стихи о семье, пели песни.
Родители вспоминали пословицы о семье.
2. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. Ежегодно проводятся фольклорные праздники «Яблочный спас», «Рождественские посиделки», «Масленица раздольная», «Пасхальный перезвон».
Праздник «Ай, да, папы!» (соревнования, пропагандирующие армейскую доблесть), помог пробудить в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских мужчин, стремление стать такими же и служить в рядах вооруженных сил. Уважение к защитникам Отечества также воспитывает акция «Подарок солдату» (дети с родителями собирают посылку и пишут письмо для служащих в рядах армии).
Праздники для мам «День Матери», «Международный женский день 8 марта» воспитывает в детях любовь и уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить на мам и бабушек.
Патриотическому празднику 9 мая в нашем детском саду посвящается ряд мероприятий: акция «Мы помним! Мы гордимся!», «Бессмертный полк», «Памяти героям», мини-музей, «Лента памяти», тематические занятия, праздники.
Задача проводимых мероприятий – проследить связь поколений, и поэтому почётные гости на нём – непосредственные участники тех событий – родственники наших воспитанников.
Не забываем мы и о 12 июня, где чествуем государственные символы России.
Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
Очень помогают мне наглядно-информационные формы работы:
1. Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями, позволяющий обратить их внимание на проблемы современного общества и получить косвенные советы по духовно-нравственному воспитанию.
2. Фотовыставки: «Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе», «Для меня всегда герой самый лучший папа мой», «Наши предки», «История нашего города», и многие другие. Родители приняли в их организации активное участие. Эта форма работы показала, что она пользуется у родителей популярностью.
3. Библиотека для родителей.
Мы даем рекомендации по использовании в условиях семьи художественной литературы по определённой теме и предлагаем для чтения детям.
4. В своей работе используем информационные буклеты в помощь родителям.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Родители помогли в оформлении альбомов по духовно-нравственному воспитанию: «Моя Родина – Россия», «Золотое кольцо России», «Рода войск», «Вооружённые силы Российской Федерации», «Символика РФ», «Праздники России».
Все эти формы нам помогают активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:
- Социальная адаптация личности ребенка;
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей, стремления его к добру.
Предварительный просмотр:
Закаливающие мероприятия для детей в детском саду
Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.
Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.
Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.
Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.
При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.
1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.
2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.
3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.
4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…
5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1- дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2- дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3- имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).
6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.
Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:
• если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,
• если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,
• повышенная температура у ребенка вечером,
• страх у ребенка перед закаливанием.
Закаливание мы проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды)
По каким признакам определить, эффективно ли закаливание? 1) Настроение – жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее. 2) Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях. 3) Утомляемость – нормальная, наблюдается умеренная усталость. 4) Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается. 5) Сон – спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5 – 15 мин.), время сна отмечается расслабления мышц, ребенок не пробуждается от звука и света.
Формы закаливания:
1) Закаливание воздухом.
- Прогулки на свежем воздухе! Свежий воздух – замечательное средство закаливания детского организма
- Дыхательная гимнастика во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна, ежедневно.
- Физкультурные занятия на воздухе в течение года (15 мин., в зависимости от возраста) – от 3 до 4 лет
- Самомассаж с помощью индивидуальных массажных мячей
- Точечный массаж
- Дыхательная гимнастика
- Облегченная одежда в течение дня ежедневно, (в течение года)
- Выполнение режима проветривания помещения по графику, ежедневно, в течение года (температура воздуха +22)
2) Закаливание водой: Умывание после каждого приема пищи, после прогулки, после сна (t воды + 28 +20), ежедневно
- Обливание ног в летнее время после прогулки (нач. t воды +36 +18 +36);
- Игры для закаливания рук: Водопад – ребенок набирает воду в емкость и, сливая ее, создает водопад, другой ребенок подставляет под него ладони. Игры с мелкими игрушками – маленькие игрушки опускаются на дно таза. Ребенок ловит их ладошками. Сквозь сито – ребенок льет воду из ведерки в сито. Спросите у него, почему вода утекает?
3) Закаливание солнцем - Отдых в тени
Дневной сон (t воздуха +18 +20), ежедневно
Гимнастика после сна 1) Упражнения, лёжа в кровати 2) Упражнения, сидя в кровати
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы.
Этому может помочь комплекс гимнастики, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность (в среднем от 7 до 15 мин.). Желательно в течение года использовать разные варианты гимнастики после дневного сна. Предлагаем их рассмотреть.
Гимнастика игрового характера состоит из 2-3 игровых упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены»
Разминка в постели и самомассаж, комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции; лежа в постели, поверх одеяла, они в течение 3-4 мин. выполняют 4-5 упражнений общеразвивающего воздействия: 1 - повороты головы вправо - влево; поглаживание рук, живота, ног, пяток; 2 - разведение и сгибание рук; 3 - подтягивание к себе ног, обхватив колени руками, и выпрямление их; 4 - лежа на спине, одновременный подъем обеих ног и опускание их; 5 - движения ногами, как при езде на велосипеде.
Можно предложить упражнения из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После этих упражнений по указанию воспитателя дети встают с постели, быстро выполняют несколько движений в разном темпе (ходьба на месте, постепенно переходящая в бег, и т. д.); выбегают из спальни в групповую комнату, хорошо проветренную (температура 17-19 градусов).
В группе дети выполняют произвольные, танцевальные, музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание и затем одеваются.
В любой комплекс гимнастики после сна необходимо включать разные. виды ходьбы, бега, прыжков, коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Например, ходьба на носках, руки за головой; ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе, локти отведены назад и др.
Пробежки по массажным дорожкам могут осуществляться воспитателем группы ежедневно или 2-3 раза в неделю в сочетании с контрастными воздушными ваннами по мере пробуждения детей после дневного сна. «Беговую массажную дорожку» можно обозначить в разных местах группы (спальня, игровая комната, раздевалка, коридор), насыщая ее разными физкультурными пособиями (ребристая доска, резиновые коврики с шипами, пластмассовые коврики с шероховатой поверхностью и т. д.). Этот инвентарь располагается таким образом, чтобы дети всей группы или небольшой подгруппы могли свободно заниматься, перебегая от одного пособия к другому. Введение в двигательный режим непрерывного бега в среднем темпе способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Дети занимаются в одних трусиках, босиком.
Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек), при этом учитывается уровень физической подготовленности ребенка.
Методика оздоровительного бега должна соответствовать функциональным возможностям организма ребенка. Поэтому оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее двух раз в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий во время утренней прогулки. Советуем проводить их в теплое время года в самом начале прогулки, а в холодное время - в конце ее.
При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально дифференцированный подход.
Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, после этого предлагаются упражнения стоя на расслабление мышц (2-3 мин.).
Во время бега воспитателю необходимо помнить:
- при выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;
- все дистанции для бега должны быть размечены (длина полукруга и одного круга);
- бег должен доставлять детям «мышечную радость» и удовольствие;
- нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, определенный темп;
- после оздоровительного бега не забывать об использовании упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания;
- в зимнее время года желательно не прекращать пробежки, но при этом учитывать одежду детей и длину дистанций, которая значительно сокращается.
Контрастные воздушные ванны, после сна, ежедневно, в течение года (5 – 10 мин.,), а также в течение дня
Воздушные ванны после сна
Самое главное – не прекращайте закаливания! Всё это способствует активному включению в рабочий ритм и даёт возможность всем детям развить выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, кроме того создаётся база для успешного овладения достаточным запасом движений и поступать в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий и к более значительным нагрузкам. Самое главное – не прекращайте закаливания!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
Семинар-практикум
на тему:
«Дыхательная гимнастика
А. Н. Стрельниковой»
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой получила особенное распространение в нашей стране. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний. Нужно отметить, что высокая эффективность методики известна и за рубежом. Иностранные специалисты также сегодня включают в терапевтические комплексы упражнения на дыхание, разработанные Стрельниковой Александрой Николаевной.
Предварить описание последовательности выполнения упражнений специальной дыхательной гимнастики необходимо несколькими общими правилами, которые требуется соблюдать при каждом проведении комплекса.
Правила методики дыхания:
Правило 1. Первооснову дыхательной гимнастики Стрельниковой, как известно, составляет вдох. Именно данный элемент следует тренировать в первую очередь. При выполнении упражнений рекомендуется резко и энергично вдыхать. При этом вдох должен быть коротким, но достаточно сильным. Вдыхать следует, втягивая воздух через нос шумно и активно.
Правило 2. Другой составляющей комплекса дыхательных упражнений Стрельниковой считается выдох. Его следует воспринимать как противоположность вдоха. А потому выдыхать нужно медленно и плавно, выводя воздух через рот. Если вдох требует усилий и определенных энергетических затрат, то выдох характеризуется произвольностью. При этом нет необходимости выталкивать из себя воздух, он должен выходить свободно и беспрепятственно. Нередко стремление сделать выдох активным и энергичным приводит к сбою ритма дыхания.
Правило 3. Все упражнения, направленные на отрабатывание техники правильного дыхания, нужно выполнять, производя счет. Это поможет не сбиться с ритма и к тому же последовательно и правильно сделать все требующиеся элементы.
Правило 4. Ритм, который является еще одной важной составляющей комплекса упражнений дыхательной гимнастики, должен соответствовать ритму маршевого шага. Все упражнения следует проводить в определенном темпе. Это важно для сохранения ритма и достижения максимального эффекта. Каждый элемент дыхательной гимнастики рекомендуется выполнять менее чем за секунду. Это достигается путем упорных и регулярных тренировок.
Правило 5. В методике дыхания по Стрельниковой. вдох и выполняемое движение составляют единое целое. Их нужно проводить одновременно, а не поочередно.
Правило 6. Все упражнения, составляющие дыхательную гимнастику Стрельниковой, можно выполнять в положении как стоя, так сидя или лежа. Правило 7. Количество повторений того или иного упражнения должно быть кратно четырем. Как известно, четверка — это величина одного музыкального размера, наиболее удобного для проведения гимнастических упражнений. По мере освоения дыхательных элементов данную величину повышают в 2 раза. И это происходит вовсе не случайно. Считается, что восьмерка является символом бесконечности и вечности.
Для выполнения упражнений дыхательной гимнастики на три и пять счетов, по мнению последователей представленного метода, требуются значительные физические усилия. А это возможно только при условии специальной предварительной подготовки.
Увеличивать число вдохов до восьми за серию рекомендуется уже на второй день занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой А. Н. На четвертый день это число увеличивают до шестнадцати повторений, в дальнейшем — до двадцати четырех и до тридцати двух. Максимальное число вдохов на одном занятии может достигать девяноста шести. Таким образом последняя цифра считается своеобразным рекордом, преодолеть который должен стремиться каждый занимающийся.
Во время занятий после выполнения каждой серии элементов дыхательной гимнастики следует прерваться и сделать кратковременный перерыв. Его продолжительность составляет не более десяти секунд.
Правило 8. К занятиям следует приступать, находясь в радостном и бодром настроении. Это поможет повысить эффект, оказываемый гимнастикой.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, упражнения:
Упражнение 1. «КУЛАЧКИ»
Представленное упражнение является наиболее простым для выполнения в дыхательной гимнастике Стрельниковой А. Н. Его еще можно назвать элементом разминки. При его проведении в основном работают только легкие и другие органы системы дыхания, а также пальцы рук.
Для выполнения данного упражнения необходимо принять следующее исходное положение: стать прямо, голову поднять, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, выпрямленные руки свободно опустить вдоль туловища. Все мышцы должны быть расслаблены.
После этого следует произвести короткий, шумный и резкий вдох, втягивая воздух через нос, и в то же время сильным движением необходимо сжать пальцы рук в кулаки. Далее спокойно вывести воздух через рот и одновременно разжать кулаки, выпрямив пальцы. Продолжить выполнение упражнения в той же последовательности: быстрый вдох и сжимание рук в кулаки — медленный выдох и разжатие пальцев, которое сопровождается расслаблением кисти.
Упражнение требуется повторить не менее четырех раз. Далее нужно отдохнуть в течение трех-пяти секунд, после чего вновь провести упражнение четыре раза с последующим отдыхом, продолжающимся несколько секунд. Так сделать 24 раза.
Упражнение 2. «СБРОСЬТЕ ГРУЗ!»
Для выполнения данного упражнения дыхательной гимнастики необходимо занять исходную позицию: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, голову поднять, плечи расслабить и опустить, руки согнуть в локтях и поставить на пояс Пальцы при этом должны быть сжаты в кулаки.
На первый счет требуется свободно опустить руки вдоль тела, одновременно разжимая кулаки, расслабляя кисти и производя вдох. При этом нужно представить, будто нужно сбросить с рук и плеч тяжелый груз. В момент, когда руки опускаются, мышцы предплечья, плеч и кистей следует максимально напрягать и в то же время требуется с силой растопырить пальцы, воображая, что между ними появились перепонки.
Далее нужно принять исходное положение, поставив руки на пояс, одновременно сжав пальцы в кулаки и произведя медленный выдох. Как уже было замечено ранее, выдох не должен быть резким и шумным, поскольку он имеет в гимнастике Стрельниковой А. Н. второстепенное значение, а потому должен происходить самопроизвольно, без каких бы то ни было усилий. Делать его активным и энергичным нельзя. В противном случае может возникнуть такое явление, как гипервентиляция легких, что крайне нежелательно.
Упражнение 3. «НАКАЧАЕМ МЯЧ»
Для того чтобы выполнить предложенное упражнение, необходимо занять исходную позицию: стать прямо, голову поднять, плечи опустить и расправить, руки свободно опустить вдоль туловища, ноги расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу.
Далее нужно немного наклониться вперед, руки расслабить, вывести вперед, плечи округлить, голову опустить, мышцы расслабить и одновременно сделать резкий и энергичный вдох, втягивая воздух через нос. После этого следует принять исходное положение и в тот же момент произвести слабый выдох только через рот либо через рот и нос. Выдыхать, акцентируя внимание на том, чтобы вывести воздух лишь через рот, не нужно. С течением времени и освоением техники выполнения упражнения умение правильно выдыхать придет само собой.
Далее следует вновь с шумом, активно и коротко вдохнуть, наклоняя корпус и расслабляя мышцы верхней части тела, после чего сделать выдох и принять исходное положение: выпрямиться, поднять голову, расправить плечи, руки опустить вдоль туловища. При выполнении данного упражнения требуется делать сильный и резкий вдох таким образом, словно вы разозлились на свою болезнь и хотите навсегда изгнать ее из своего тела.
Для того чтобы полностью освоить технику выполнения данного упражнения, рекомендуется прибегнуть к помощи воображения и фантазии. Нужно представить, будто вам необходимо накачать резиновый мячик. В данном случае мяч будет являться своеобразным символом болезни, от которой необходимо избавиться. Если настоящий мяч накачивать с излишним усилием, то он, как известно, может лопнуть. Таким образом, каждый вдох, символизирующий поступление воздуха в полость мяча, следует делать лишь с некоторым усилием, стараясь не переусердствовать и «не разорвать мяч».
Своеобразным символом избавления от недуга может стать и другая игра. При этом необходимо представить, будто вы хотите вступить в футбольный поединок со своей болезнью. По завершении выполнения серии дыхательных упражнений и после того, как мяч окажется накаченным, вы можете легко толкнуть его ногой и забить гол в воображаемые ворота, победив таким образом болезнь.
На первый взгляд может показаться, что фантазия не способна предотвратить развитие заболевания и привести к выздоровлению. Однако изобретательница метода дыхательной гимнастики, Стрельникова А. Н., не однажды подтверждала возможность избавления от недуга с помощью внутреннего потенциала пациента, его психологической настроенности на исцеление. И главными помощниками в воспитании оптимизма часто становились воображение, вера в себя и неразгаданный потенциал своего организма
Для проведения предложенного упражнения существуют частичные противопоказания. Так, не рекомендуется делать глубокий наклон вперед при наличии следующих заболеваний: остеохондроз, межпозвонковая грыжа, смещение межпозвонковых дисков, радикулит, образование камней в мочевом пузыре, печени, почках, гипертоническая болезнь, повышение глазного и внутричерепного давления. При этом руки следует опускать не ниже уровня коленных суставов.
Сопровождать выполнение данного упражнения лучше всего ритмичным маршем. Тогда движения принесут вам не только пользу, но и радость. Выполняя элементы, не стоит прикладывать чрезмерные усилия. Все движения должны быть плавными и спокойными.
Упражнение 4. «КОШАЧИЙ ТАНЕЦ»
Для выполнения представленного упражнения требуется принять исходное положение: стать прямо, ноги выпрямить и расставить немного уже ширины плеч, голову поднять, плечи расслабить, руки свободно опустить вдоль туловища. Далее необходимо слегка согнуть руки в локтевых суставах и сжать пальцы в кулаки, после чего присесть, одновременно развернув корпус в левую сторону и сделав резкий, активный и короткий вдох. Не стоит стесняться того, что он получится слишком шумным. Нужно помнить одно из правил дыхательной гимнастики: вдох и должен быть довольно шумным.
После этого следует принять исходное положение, повернувшись и встав прямо, опустив руки, выпрямив ноги и в тот же момент медленно выдохнув. При этом можно вообразить себе, что с обратной стороны обоих колен находится маленькая пружинка, которая во время выполнения упражнения помогает быстро и вместе с тем достаточно плавно сгибать и разгибать ноги.
Завершив движения в одну сторону и заняв исходную позицию, необходимо повернуться вправо, слегка сжав пальцы в кулаки и присев, немного согнув ноги в коленях. Далее нужно вновь принять исходное положение. Продолжать упражнение следует, поочередно разворачивая корпус то в левую, то в правую сторону. Спина должна оставаться прямой, стопы — прижатыми к полу. Руки рекомендуется держать на уровне линии талии
Полностью освоить предложенные движения поможет фантазия. При выполнении заданных элементов нужно представить, будто вы превратились в грациозную и гибкую кошечку, которая выслеживает маленькую птичку, присевшую слева (справа) от нее, хочет поймать ее и затем съесть.
Упражнение 5. «КРЕПКИЕ ОБЪЯТИЯ»
Для того чтобы выполнить предложенное упражнение, входящее в комплекс дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой А. Н., нужно занять исходную позицию: стать прямо, голову поднять, плечи расправить, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, руки согнуть в локтевых суставах, поднять и выставить перед собой на уровне грудной клетки, развернув ладони к полу, после чего с некоторым усилием следует сжать пальцы в кулаки и развести руки на ширину кулака.
Не перекрещивая, требуется завести руки как можно дальше за спину, проведя одну под мышкой, а вторую — поверх плеча, одновременно производя резкий и шумный вдох. После этого вернуть руки в исходное положение и в тот же момент легко и медленно выдохнуть. Стоит заметить, что для того, чтобы сделать выдох в таком положении, нет необходимости прикладывать какие бы то ни было усилия. Он производится самопроизвольно при разведении рук и вследствие следующего за тем расширения грудной клетки.
Вернувшись в исходную позицию, сразу же нужно повторить движения и вновь сделать шумный вдох, а затем развести руки и выдохнуть. Руки следует заводить далеко за спину, удерживая их параллельно друг другу. Продолжить упражнение по предложенной схеме: завести руки за спину и сделать вдох — принять исходное положение и выдохнуть.
Для того чтобы выполнить упражнение правильно, необходимо представить, будто голова откидывается назад посредством распрямления пружинки, связывающей ее и локти. Таким образом, в момент, когда руки заходят за спину и нажимают на невидимую кнопку, голова мягко отводится назад. Взгляд должен быть устремлен вверх, на потолок.
При выполнении упражнения «Крепкие объятия» не нужно разводить руки слишком широко. При этом правую и левую руку нужно проводить поверху поочередно. Однако менять их положение можно только после завершения движения и принятия исходного положения. Во время проведения упражнения спина должна оставаться прямой.
Упражнение 6. НАКЛОНЫ ВПЕРЕД И НАЗАД
Для того чтобы выполнить данное упражнение сначала нужно занять исходную позицию: стать прямо, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, руки свободно опустить вдоль туловища, голову поднять, плечи расправить.
Сделать небольшой наклон вперед, вывести руки перед собой, удерживая их на уровне колен, и одновременно сделать резкий и короткий вдох, после чего подняться, произведя пассивный и медленный выдох. Не останавливаясь, согнуть руки в локтевых суставах, поставить перед собой и завести за спину, слегка прогнувшись в пояснице. Стараясь удерживать руки параллельно, вновь произвести энергичный и короткий вдох. Затем принять первоначальное положение и одновременно выдохнуть.
Продолжать по той же схеме: наклониться вперед выбросить руки перед собой и произвести резкий вдох — возвратиться в исходное положение и сделать пассивный выдох — завести руки за спину, немного прогнуться в пояснице и с силой шумно вдохнуть — занять исходную позицию. Усложнить упражнение можно, осторожно откидывая голову при втором вдохе и заведении рук за спину назад.
Во время выполнения представленного упражнения можно вообразить себя маятником, который, раскачиваясь в направлении вперед и назад, заставляет работать все детали большого механизма. Он же, безусловно, поможет восстановить работу такого механизма, как человеческий организм. Важно только выполнять главное условие — проводить занятия регулярно и делать упражнения старательно.
Во время проведения наклонов вперед и назад нужно держать спину прямо. Слишком низко наклоняться вперед и сильно прогибаться в пояснице нет необходимости. В первом случае наклоняться можно лишь, оставляя руки на уровне коленных чашечек. Более важное значение в дыхательной гимнастике Стрельниковой А. Н. имеют ритм и темп вдоха и выдоха.
Упражнение 7. ПОВОРОТЫ ГОЛОВЫ ВЛЕВО-ВПРАВО
Для выполнения предложенного упражнения необходимо принять исходную положение: стать прямо, ноги выпрямить и расставить чуть шире плеч, руки опустить вдоль туловища, пальцы расслабить, голову поднять, плечи расправить, мышцы живота напрячь, спину выпрямить.
Далее нужно повернуть голову в левую сторону и одновременно сделать резкий и короткий вдох, после чего принять исходное положение и медленно выдохнуть. Затем, не останавливаясь, следует повернуть голову вправо и в тот же момент с шумом вдохнуть, занять исходную позицию и спокойно выдохнуть
Во время выполнения предложенного упражнения мышцы шеи должны быть расслабленными, а плечи и верхняя часть туловища — оставаться неподвижными.
Упражнение 8. НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ВЛЕВО-ВПРАВО
Для выполнения данного упражнения прежде всего необходимо принять исходное положение: стать прямо, голову поднять, плечи расправить, руки свободно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу. При выполнении упражнения следует опираться на полную стопу. Мышцы живота нужно напрячь, ягодицы сжать.
Потом нужно наклонить голову к левому плечу и одновременно сделать короткий, шумный и резкий вдох, после чего медленно вернуться в исходное положение, плавно выдохнув. Далее, не прекращая движения, следует наклонить голову к правому плечу и в тот же момент отрывисто вдохнуть. После этого принять исходное положение, сделав плавный выдох.
Продолжать упражнение по предложенной схеме: наклон головы в одну сторону и вдох — возвращение в исходную позицию и выдох, наклон головы в другую сторону и вновь вдох — исходное положение и произвольный выдох. Выполняемые движения представленного упражнения должны напоминать непрерывные покачивания головой из стороны в сторону китайского болванчика. А еще оно похоже на движения головы взрослых в моменты, когда они журят малыша за какую-либо провинность. При выполнении данного упражнения в работе должны принимать участие только мышцы шеи. Руки, корпус и ноги при этом остаются неподвижными. Начинать занятия рекомендуется с двенадцати подходов по восемь движений. Далее можно перейти к проведению шести серий по шестнадцать вдохов-выдохов. После полного освоения техники выполнения упражнение можно разделить на три подхода по тридцать два движения в каждом.
Упражнение 9. НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ВПЕРЕД-НАЗАД
Для того чтобы правильно выполнить данное упражнение требуется принять исходное положение: стать прямо, голову поднять, мышцы живота и ягодиц напрячь, плечи опустить и слегка развести, руки расслабить и свободно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч. Тяжесть тела должна приходиться на полные стопы, поставленные параллельно друг другу.
Потом надо наклонить голову вниз, стараясь максимально приблизит? подбородок к груди, и одновременно сделать резкий и шумный вдох. После этого необходимо принять исходное положение, произведя произвольный выдох. Далее, не останавливая движения, наклонить голову вниз и вновь, сделать активный вдох. Возвращаясь в исходное положение, произвести медленный и плавный выдох.
При выполнении представленного упражнения напряженными должны быть только мышцы шеи. Руки, ноги и корпус нужно оставлять расслабленными и неподвижными. Сосредоточивать внимание на выдохе не стоит. Следует помнить о том, что главной его характеристикой, по мнению разработчицы метода А. Н. Стрельниковой, является самопроизвольность.
Движения головы следует делать плавными и мягкими, нерезкими. В противном случае возможно травмирование мышечной ткани. Кроме того, наклонять голову слишком быстро и резко не рекомендуется лицам, страдающим такими заболеваниями, как остеохондроз, черепно-мозговые травмы, гипертоническая болезнь, повышенное внутриглазное или внутричерепное давление и т. п. Более важным при этом является сохранение правильного ритма и темпа дыхания.
В том случае, если во время выполнения предложенного упражнения дыхательной гимнастики возникает головокружение, лучше всего проводить его в положении сидя, а не стоя. Однако вовсе отказываться от занятий все же не стоит. С течением времени, в процессе регулярных тренировок, сосуды наполнятся кислородом, станут крепкими, и вы уже не будете чувствовать неприятных симптомов.
Упражнение 10. «ВЕСЕЛЫЙ ТАНЕЦ»
Для выполнения данного упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. нужно занять исходную позицию: стать прямо, голову поднять, плечи расправить, руки расслабить и свободно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить и соединить, носки слегка развести.
На первый счет следует сделать небольшой шаг левой ногой вперед, немного согнуть ноги в коленных суставах и присесть, перенеся вес тела на левую ногу и поставив правую высоко на носок, руки согнуть в локтях, выставить перед собой, вывести в левую сторону и одновременно резко и с шумом вдохнуть, после чего вернуться в исходное положение, сопровождая движения самопроизвольным выдохом.
После этото нужно шагнуть вперед правой ногой, ноги согнуть в коленях и присесть, перенести тяжесть тела на правую ногу, левую пятку высоко поднять, слегка согнутые в локтевых суставах руки вывести в правую сторону и в тот же момент сделать активный и энергичный вдох. Возвращаясь в исходное положение, выдохнуть.
Продолжается выполнение представленного упражнения по той же схеме: шагнуть вперед одной нотой, руки согнуть и вывести в одноименную сторону, перенести вес тела на опорную ногу, сделать резкий вдох — исходное положение и выдох, шаг вперед другой ногой, перенос на нее веса тела, выведение согнутых рук в противоположную сторону, шумный вдох — исходная позиция и произвольный выдох.
В тот момент, когда необходимо вернуться в исходное положение, ногу, находящуюся впереди, следует выпрямить, а противоположную слегка согнуть в коленном суставе. Выдох рекомендуется производить одновременно с разгибанием ноги. Выдох, как уже не раз было замечено, должен быть пассивным и слабым.
Упражнение 11. «ШАГАЕМ ВПЕРЕД»
Для того чтобы выполнить предложенное упражнение, сначала нужно занять исходную позицию: стать прямо, голову поднять, плечи расправить, руки свободно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить и поставить вместе, носки слегка развести. Вес тела должен при этом приходиться на полную стопу.
Сильным движением нужно согнуть в коленном суставе левую ногу, подтянуть ее к животу, правую немного согнуть в колене, присесть и одновременно произвести резкий и шумный вдох. Затем необходимо опустить левую ногу, в тот же момент самопроизвольно выдыхая.
Далее требуется согнуть в колене, выставить вперед и с силой подтянуть к животу правую ногу, левую при этом необходимо слегка согнуть в коленном суставе, присесть и в тот же момент произвести активный и энергичный вдох. Возвращаясь в исходное положение, опустить правую ногу и сделать медленный выдох.
Выполнение упражнения продолжается по представленной схеме: поднять одну ногу и вдохнуть — опустить ногу и выдохнуть — поднять согнутую в колене другую ногу и резко вдохнуть — возвратиться в исходное положение и сделать произвольный выдох.
Во время проведения гимнастических элементов спину нужно удерживать прямой и сохранять осанку правильной. Грудную клетку следует немного вывести вперед. Руки можно оставлять свободными или, слегка согнув в локтевых суставах, поднимать и держать на уровне линии талии.
Упражнение 12. «ШАГАЕМ НАЗАД»
Для того чтобы выполнить предложенное упражнение, нужно принять исходное положение: стать прямо, голову поднять, плечи расслабить и расправить руки свободно опустить вдоль тела, ноги выпрямить и соединить, носки немного развести. Мышцы живота и ягодиц должны быть при этом напряженными.
Надо поднять согнутую в коленном суставе левую ногу, отвести ее назад, прижимая пятку к ягодице, слегка согнуть в колене правую ногу, присесть и одновременна произвести резкий и шумный вдох. Далее следует вернуться в исходное положение, сделав спокойный выдох. После этого требуется согнуть в колене и отвести назад правую ногу, вновь прижав пятку к ягодице, в то же время слегка согнуть в коленном суставе левую ногу, немного присесть и сделать короткий и активный вдох. Затем следует принять исходное положение, сопровождая движения самопроизвольным выдохом.
Продолжается выполнение представленного упражнения по следующей схеме: согнуть и отвести назад одну ногу, присесть и произвести шумный вдох — принять исходное положение и сделать выдох — поднять и отвести назад, прижав пятку к одноименной ягодице, другую ногу и одновременно произвести резкий вдох — занять исходную позицию и произвольно выдохнуть. На вдохе все движения должны быть активными и сильными, на выдохе, напротив, — пассивными и плавными.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
Консультация на тему:
«Роль организации проведения прогулок в зимний период»
Воспитатель
Лукина О.Н.
- Организация проведения прогулок.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь представляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях. В самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Прогулка хорошо влияет на формирование физического воспитания детей, укрепление их здоровья, а также на эмоциональное состояние.
В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только понижение температуры до -15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и помощник воспитателя, начиная рабочий день, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов.
При организации прогулки на участке дошкольного учреждения помощник воспитателя помогает подготавливать на участке игровую среду. Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.
- Создание условий для эффективного проведения прогулок.
Помимо стационарно установленного оборудования, на участок непременно следует выносить разнообразный дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения и конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, развивает наблюдательность, умение детей сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы.
В зимнее время, среди припорошенных снегом кустов, с горки спускаются лыжники и саночники (одетые в соответствующие костюмы куклы). За день здесь могут произойти изменения, например, какие-то из кукол изменили свое положение. Кто из ребят заметит это первым? В следующий раз на пригорке появился заяц, а из-за кустов за ним будет следить хищники - волк или лиса. Грамотный педагог всегда найдет повод как для наблюдения, так и для развернутой беседы с детьми, для инсценировки сказки с этими персонажами или сюжетно-ролевой игры с использованием этих сюрпризных моментов. Нужна только фантазия воспитателя.
Нарядный, хорошо украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.
Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной.
- Условия для активизации движений детей.
Особенностью детей дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях.
Особое внимание уделяется двигательной активности детей на прогулке в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку.
Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными движениями. Постройки из снега, расположенные по все территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из снега кота, петуха, зайца, собаки, подлезать под оленя, слоненка. Можно покатить под каждым из них мячики, шары, побросать снежки в корзину снеговика, печки, на длинную шею гуся, хобот слоненка, набросить серсо. По спине удава или крокодила можно поупражнять в равновесии, а перепрыгивая через змейку упражнять детей в прыжках. Влезая на горку, и скатываясь с нее, дети получают огромное удовольствие.
Такая активная деятельность на прогулках требует правильно одевать малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, но не сковывающей движения детей. Воспитатель так продумывает прогулку, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались и не потели, что особенно опасно в зимнее время.
Увлеченные разнообразной игровой и развивающей деятельностью, дети постоянно находятся в хорошем настроении, с радостью откликаются на все предложения взрослого и порой выказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена.
- Структурные компоненты прогулки.
Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей – их труда, взаимоотношений, обогащают детские эстетические представления.
Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки.
Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, испытывая радость от полученных результатов.
Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.
Следует учитывать, что дети постоянно и довольно разнообразно двигаются на участке. Увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в подвижных играх, занимая интересной самостоятельной деятельностью, ребенок достигает хороших результатов без приложения сверх усилий, как бы само собой. Очевидно, что подвижные игры, игровые упражнения, а также дидактические задания являются основным обязательным компонентом каждой прогулки.
Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:
- наблюдение
- дидактические задания
- трудовые действия детей
- подвижные игры и упражнения
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано воспитателем в конкретной прогулке. В зависимости от различных погодных и сезонных условий, объекта наблюдения, общего настроя детей, проведенных занятий, эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности.
Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание для физического воспитания детей, укрепления их здоровья, а также эмоционального состояния.
Таким образом, правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это является залогом привития детям здорового образа жизни.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
Консультация
« Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»»
Воспитатель
Лукина О.Н.
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Возникают вопросы: Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Как сделать привлекательным занятие физкультуры для всех детей? Как достичь в процессе занимательного дела оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения.
Материально-техническое обеспечение.
Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников и для реализации приоритетного направления в дошкольном учреждении имеется музыкально - физкультурный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, спортивные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На участке детского сада оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков.
Система физкультурной работы включает в себя:
• Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
• Проведение двигательных разминок между занятиями;
• Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
• Организация оздоровительного бега в конце прогулки;
• Гимнастика после дневного сна;
• Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
• Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
• Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
• Организация досугов, праздников;
• Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»
• Организация работы с семьёй.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. На воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий) .
Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения включаем разные типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.
Варианты проведения утренней гимнастики:
• Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.
• Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.
• Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе – в течении 5–7 мин. Непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.
Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)
В содержание утренней гимнастики включаем различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Комплекс утренней гимнастики повторяем в течение двух недель. Продолжительность утренней гимнастики соотносится с возрастом детей, во время проведения используем музыкальное сопровождение.
Ежедневно, в процессе образовательной организованной деятельности детей и по мере необходимости, воспитателем проводится физкультминутка (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин., наступает утомление, педагог предлагает несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе.
Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.
В работе используются разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры и др.
Введение двигательной разминки во время перерыва между занятиями позволяет детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин.
Для организации двигательной активности в режиме дня с детьми проводятся подвижные игры, физические упражнения на прогулке.
Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.
Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения.
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут) .
• Гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены».
• Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений.
Воспитатели предлагают упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха педагоги учитывают климатические условия, особенности сезона и природные факторы.
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Организация системы закаливания – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня.
Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.
Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по «Тропе Здоровья».
Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания.
В оздоровительной деятельности использую обширное умывание, ножные ванны, обливание ног, обливания рук до локтя, в младших группах сухое обтирание. Обливание ног проводится перед сном, хождение по дорожкам здоровья после сна.
Понятие «Здоровье» мы рассматриваем в широком социальном аспекте, который включает в себя физическое, психологическое и социальное здоровье ребенка.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.
В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, выпуск буклетов «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением медицинского работника, спортивные семейные эстафеты.
Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику:
• Единство целей и задач в воспитании ребёнка.
• Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания в ДОУ.
• Индивидуальный подход к каждой семье.
• Взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критике и самокритике.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает:
• Ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;
• Участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;
• Целенаправленную работу, пропагандирующую необходимость рационального, полного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и теплового режима и т. д.
• Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
• Обучение конкретным методам и приёмам оздоровления;
• Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ;
• Обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
Педсовет
"Формы пропаганды здоровьесбережения среди родителей"
Воспитатель
Лукина О.Н.
2015г.
Задачи:
• обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
• формировать представления о вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ у педагогов и родителей ;
• реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для сохранения и укрепления детей дошкольного возраста;
• оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы?
В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.
Так что же взрослые: педагоги и родители могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Хотелось бы немного порассуждать. Давайте ответим на один, кажется, очень простой вопрос: "Кто такой здоровый человек? "
Блиц-опрос:
1. Что такое здоровье?
ОТВЕТ:
По определению Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.
2. Как вы понимаете, что такое здоровьесберегающиеся технологии?
ОТВЕТ:
(Нетрадиционная методика оздоровления дошкольников, формирование у детей осмысленного отношения к здоровью через создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы) .
3. Назовите виды здоровьесберегающихся технологий .
ОТВЕТ:
уроки здоровья «артикуляционные упражнения, пальчиковая гимнастика»;
физическое развитие и оздоровление детей (закаливание, двигательный режим, упражнения, способствующие формированию осанки, плоскостопия, и развитие органов дыхания) ;
лечебно-профилактическая работа (лечебный массаж, физиотерапия и т. д.)
обеспечение психологического благополучия (музыкотерапия, коррекционно-развивающая работа) .
4. Назовите малые формы активного отдыха детей в условиях детского сада.
ОТВЕТ:
(физминутки, минутки здоровья, массаж, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация и т. д.)
5. Назовите формы двигательной активности дошкольников в течение дня.
ОТВЕТ:
(физкультурные занятия, оздоровительный бег, гимнастика, прогулки с включением подвижных игр, побудка)
6 Назовите компоненты ЗОЖ
ОТВЕТ:
(рациональный режим, систематические физкультурные занятия, закаливание, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка в ДОУ и семье)
7. Назовите праздники, способствующие оздоровлению детей.
ОТВЕТ:
(«День Нептуна», спортивные досуги, праздники, игры-забавы, двигательно-игровой час, «Дни здоровья» и т. д.)
8. Назовите малые формы активного отдыха детей в условиях семьи.
ОТВЕТ:
(катание на лыжах, купание, и т. д.)
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.