Программа кружковых работ

Фахертдинова Гульназ Даниловна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_gulnaz.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………………3

2. Актуальность программы………………………………………………………3

3. Цель программы…………………………………………………………………4

4. Задачи программы……………………………………………………………….4

5. Материально-техническое оснащение………………………………………….5

6. Ожидаемые результаты………………………………………………………….6

7. Основные направления и содержание деятельности…………………………..6

8. Учебно-тематический план………………………………………………………6

9. Перспективный план……………………………………………………………..9

10. Литература……………………………………………………………………..15

 

1. Пояснительная записка

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Умение абстрактно мыслить, анализировать, делать умозаключения формируется на протяжении всего детства, но дошкольные годы играют наиболее важную роль в этом процессе. Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать и писать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того чтобы школьник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть привычка и желание думать, стремление узнавать что – то новое.

Уже в детском саду много внимания уделяется знакомству с цифрами и числами, развитию устных навыков счета, решению простейших математических задач, измерению различных величин по вопросам математического развития детей дошкольного возраста отражают и проблему готовности ребенка к школе. Работа в математическом кружке «К знаниям по солнечным ступенькам» позволит приобщать детей к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

2. Актуальность

В 5-6 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объем информации. Ребенок начинает использовать новое средство – слово: с его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 5-6 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

В настоящее время математика необходима огромному числу людей различных профессий.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст –  самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте –  школе.

Математическое развитие ребенка –  это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача –  развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.

3. Цель: развитие логического мышления,  смекалки, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширить кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

4. Задачи

  • образовательные:
  1. Формировать навыки прямого и обратного счёта.
  2. Продолжать работу по умению работать на листе бумаги.
  3. Продолжать формировать знания детей о геометрических фигурах.
  4. Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.
  5. Продолжать учить называть дни недели, времена года, месяцы.
  6. Совершенствовать навыки количественного и  порядкового счета  в пределах 10.
  7. Формировать у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам.
  8. Закреплять умение соединять точки.
  9. Формировать умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки «>», «<», «=».
  10. Продолжать учить обобщать предметы
  11. Учить решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка);
  12. Учить детей распознавать фигуры (квадрат и треугольники) независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на  плоскости;
  • развивающие:
  1. Развивать память, логическое мышление, внимание.
  2. Обогащать словарный запас детей
  3. Продолжать развивать логику, внимание, мелкую моторику рук, концентрацию зрительного внимания.
  4. Активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами
  5. Продолжать формировать правильный по смыслу подбор слов.
  6. Развивать привычку при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаками отношения  равно (=);
  • воспитательные:
  1. Воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, умение слушать, навыки учебной деятельности.
  2. Воспитывать целеустремленность, желание выполнить работу аккуратно, доводить начатое дело до конца.
  3. Воспитывать у детей самоконтроль и самостоятельность при выполнении заданий.

5. Материально-техническое оснащение:

  • рабочие тетради «Солнечные ступеньки» математика 1-2 часть

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 5-6 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы - 1 год.

Формы и режим занятий: 2 раза в неделю, длительность 30 минут.

Форма подведения итогов реализации программы: проведение итогового занятия-развлечения - квест-игры.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, игровой.

Основное содержание работы: работа в тетрадях

Основные виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, работы в тетрадях.

6. Ожидаемые результаты:

1. Дети пользуются навыками прямого и обратного счёта.

2. Дети работают на листе бумаги.

3. Дети называют геометрические фигуры.

4. Дети называют в окружающих предметах геометрические фигуры.

5. Дети называют дни недели, времена года, месяцы.

6. Дети пользуются навыками количественного и  порядкового счета  в пределах 10.

7. Дети ориентируются в тетради по клеточкам.

8. Дети соединяют точки.

9. Дети сравнивают 2 рядом стоящих числа, используя знаки «>», «<», «=».

10. У детей активизирована речь

7. Основные направления и содержание деятельности.

Возраст – 5-6 лет

Количество детей- 13 человек

Продолжительность деятельности - 30 минут

Количество в неделю - 2 раза в неделю

Расписание:

Вторник – 18:00 – 18:30                    Четверг – 18:00-18:30

8. Учебный план

возраст

продолжительность занятий

количество занятий в неделю

количество занятий в месяц

количество занятий в год

5-6 лет

30 минут

2 раза в неделю

8

64

Учебно-тематический план для детей 6-7 лет

Подготовительная группа

Тема

Количество часов

1

В мире математики

1

2

«Найди, дорисуй, нарисуй»

2

3

«Пропиши, напиши, раскрась, реши»

2

4

«Подбираем, обобщаем»

2

5

Графический диктант

2

6

«Дорисуй, раскрась, продолжи»

2

7

«Реши, заполни, соедини, увеличь, уменьши»

2

8

«Подбираем, обобщаем»

2

9

Математический кроссворд

1

10

«Дорисуй, раскрась, заполни, расставь»

2

11

«Реши, нарисуй, заполни»

2

12

«Подбираем, обобщаем»

2

13

Найди и сосчитай

2

14

«Нарисуй, продолжи, найди, впиши»

2

15

«Реши, соедини, расставь, впиши»

2

16

«Подбираем, обобщаем»

2

17

Рисуем по точкам

2

18

«Дорисуй, впиши, раскрась»

2

19

«Впиши, уравновесь, реши»

2

20

«Подбираем, обобщаем»

2

21

Графический диктант

2

22

«Впиши, расставь, помоги»

2

23

«Напиши, заполни, реши, расставь»

2

24

«Подбираем, обобщаем»

2

25

Найди и сосчитай

2

26

«Запиши, расставь, соедини»

2

27

«Реши, впиши, расставь, нарисуй»

2

28

«Подбираем, обобщаем»

2

29

Рисуем по точкам

2

30

«Расставь, нарисуй, заполни, раскрась»

1

31

«Сосчитай, реши, впиши, покажи, расставь»

2

32

Графический диктант

2

33

Квест-игра «В мире математики»

1

ИТОГО

62

 

9. Перспективный план

Тема занятия

Цель

Методические приемы

Оборудование

Литература

октябрь

В мире математики

Продолжать работу по умению работать на листе бумаги.

1. Вступительная беседа

2. Основное содержание

3. Динамическая пауза

4. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 1

«Нарисуй, выполни, продолжи»

Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 4-7

«Пропиши, напиши, раскрась, реши»

Развивать привычку при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаками отношения  равно (=);

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 2 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 1-4

«Подбираем, обобщаем»

Продолжать формировать правильный по смыслу подбор слов.

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 2-5

Графический диктант

Формировать у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам.

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 8-9

ноябрь

«Дорисуй, раскрась, продолжи»

Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 9-13

«Реши, заполни, соедини, увеличь, уменьши»

Продолжать формировать навыки прямого и обратного счёта.

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 2 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 6-9

«Подбираем, обобщаем»

Продолжать учить обобщать предметы

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 6-9

Математический кроссворд

Развивать привычку при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаками отношения  равно (=);

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 2 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 10-11

декабрь

«Дорисуй, раскрась, заполни, расставь»

развивать умение находить и различать противоположности

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 14-17

«Реши, нарисуй, заполни»

Сформировать представления о сложении как объединении группы предметов.

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 2 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 12-15

«Подбираем, обобщаем»

Упражнять детей в ориентировке во времени,  используя слова: «утром», «днём», «вечером», «раньше», «позже», «в одно и то же время»

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 10-13

Найди и сосчитай

Упражнять в ориентировке на листе бумаги;

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 18-19

январь

«Нарисуй, продолжи, найди, впиши»

Продолжить учить решать простые арифметические задачи

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 20-23

«Реши, соедини, расставь, впиши»

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета первого десятка

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 2 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 16-19

«Подбираем, обобщаем»

Продолжать учить называть дни недели, времена года, месяцы.

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 14-17

Рисуем по точкам

учить работать со схематическими изображениями предметов.

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 2 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 19-20

февраль

«Дорисуй, впиши, раскрась»

Закрепить навыки количественного счета в пределах 10.

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 24-27

«Впиши, уравновесь, реши»

Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, учить называть соседей числа, пропущенное число.

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 2 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 21-24

«Подбираем, обобщаем»

Продолжать формировать правильный по смыслу подбор слов.

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 28-29

Графический диктант

Продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить выполнять задания под диктовку.

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 18-21

март

«Впиши, расставь, помоги»

Дать представление детям, что такое «прямая линия», «отрезок прямой»

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 30-33

«Напиши, заполни, реши, расставь»

Учить отгадывать математическую загадку и записывать ее решение с

помощью знаков и цифр

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 2 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 25-28

«Подбираем, обобщаем»

Продолжать учить обобщать предметы

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 22-25

Найди и сосчитай

Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством

предметов с цифрой;

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 2 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 28-29

апрель

«Запиши, расставь, соедини»

Учить как из неравенства сделать равенство;

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 34-37

«Реши, впиши, расставь, нарисуй»

Продолжать формировать умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки «>», «<», «=».

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 2 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 30-33

«Подбираем, обобщаем»

Продолжать учить обобщать предметы

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 26-29

Рисуем по точкам

Закреплять умение соединять точки.

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 38-39

май

«Расставь, нарисуй, заполни, раскрась»

Учить считать по образцу и названному числу;

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 1 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 40-41

«Сосчитай, реши, впиши, покажи, расставь»

Учить анализировать узор и продолжать его по образцу

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 2 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 34-37

Графический диктант

Продолжать работу по умению работать на листе бумаги

1. Вступительная беседа

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Рабочая тетрадь «Математика 2 часть»

К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 37-38

Квест-игра «В мире математики»

Закрепление математических знаний.

1. Сюрпризный момент

2. Рефлексия прошедших занятий

3. Основное содержание

4. Динамическая пауза

5. Рефлексия прошедшего занятия

Сундук с наградой

10. Литература

1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа (5-6 лет).

2. К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1-2 часть.

3. К. Якушева «Солнечные ступеньки» подбираем, обобщаем.