Программа кружковых работ
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………3
2. Актуальность программы………………………………………………………3
3. Цель программы…………………………………………………………………4
4. Задачи программы……………………………………………………………….4
5. Материально-техническое оснащение………………………………………….5
6. Ожидаемые результаты………………………………………………………….6
7. Основные направления и содержание деятельности…………………………..6
8. Учебно-тематический план………………………………………………………6
9. Перспективный план……………………………………………………………..9
10. Литература……………………………………………………………………..15
1. Пояснительная записка
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Умение абстрактно мыслить, анализировать, делать умозаключения формируется на протяжении всего детства, но дошкольные годы играют наиболее важную роль в этом процессе. Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать и писать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того чтобы школьник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть привычка и желание думать, стремление узнавать что – то новое.
Уже в детском саду много внимания уделяется знакомству с цифрами и числами, развитию устных навыков счета, решению простейших математических задач, измерению различных величин по вопросам математического развития детей дошкольного возраста отражают и проблему готовности ребенка к школе. Работа в математическом кружке «К знаниям по солнечным ступенькам» позволит приобщать детей к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
2. Актуальность
В 5-6 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объем информации. Ребенок начинает использовать новое средство – слово: с его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 5-6 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
В настоящее время математика необходима огромному числу людей различных профессий.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.
Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
3. Цель: развитие логического мышления, смекалки, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширить кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Задачи
- образовательные:
- Формировать навыки прямого и обратного счёта.
- Продолжать работу по умению работать на листе бумаги.
- Продолжать формировать знания детей о геометрических фигурах.
- Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.
- Продолжать учить называть дни недели, времена года, месяцы.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Формировать у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам.
- Закреплять умение соединять точки.
- Формировать умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки «>», «<», «=».
- Продолжать учить обобщать предметы
- Учить решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка);
- Учить детей распознавать фигуры (квадрат и треугольники) независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости;
- развивающие:
- Развивать память, логическое мышление, внимание.
- Обогащать словарный запас детей
- Продолжать развивать логику, внимание, мелкую моторику рук, концентрацию зрительного внимания.
- Активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами
- Продолжать формировать правильный по смыслу подбор слов.
- Развивать привычку при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаками отношения равно (=);
- воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, умение слушать, навыки учебной деятельности.
- Воспитывать целеустремленность, желание выполнить работу аккуратно, доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать у детей самоконтроль и самостоятельность при выполнении заданий.
5. Материально-техническое оснащение:
- рабочие тетради «Солнечные ступеньки» математика 1-2 часть
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 5-6 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы - 1 год.
Формы и режим занятий: 2 раза в неделю, длительность 30 минут.
Форма подведения итогов реализации программы: проведение итогового занятия-развлечения - квест-игры.
Методы обучения: наглядный, практический, словесный, игровой.
Основное содержание работы: работа в тетрадях
Основные виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, работы в тетрадях.
6. Ожидаемые результаты:
1. Дети пользуются навыками прямого и обратного счёта.
2. Дети работают на листе бумаги.
3. Дети называют геометрические фигуры.
4. Дети называют в окружающих предметах геометрические фигуры.
5. Дети называют дни недели, времена года, месяцы.
6. Дети пользуются навыками количественного и порядкового счета в пределах 10.
7. Дети ориентируются в тетради по клеточкам.
8. Дети соединяют точки.
9. Дети сравнивают 2 рядом стоящих числа, используя знаки «>», «<», «=».
10. У детей активизирована речь
7. Основные направления и содержание деятельности.
Возраст – 5-6 лет
Количество детей- 13 человек
Продолжительность деятельности - 30 минут
Количество в неделю - 2 раза в неделю
Расписание:
Вторник – 18:00 – 18:30 Четверг – 18:00-18:30
8. Учебный план
возраст | продолжительность занятий | количество занятий в неделю | количество занятий в месяц | количество занятий в год |
5-6 лет | 30 минут | 2 раза в неделю | 8 | 64 |
Учебно-тематический план для детей 6-7 лет
Подготовительная группа
№ | Тема | Количество часов |
1 | В мире математики | 1 |
2 | «Найди, дорисуй, нарисуй» | 2 |
3 | «Пропиши, напиши, раскрась, реши» | 2 |
4 | «Подбираем, обобщаем» | 2 |
5 | Графический диктант | 2 |
6 | «Дорисуй, раскрась, продолжи» | 2 |
7 | «Реши, заполни, соедини, увеличь, уменьши» | 2 |
8 | «Подбираем, обобщаем» | 2 |
9 | Математический кроссворд | 1 |
10 | «Дорисуй, раскрась, заполни, расставь» | 2 |
11 | «Реши, нарисуй, заполни» | 2 |
12 | «Подбираем, обобщаем» | 2 |
13 | Найди и сосчитай | 2 |
14 | «Нарисуй, продолжи, найди, впиши» | 2 |
15 | «Реши, соедини, расставь, впиши» | 2 |
16 | «Подбираем, обобщаем» | 2 |
17 | Рисуем по точкам | 2 |
18 | «Дорисуй, впиши, раскрась» | 2 |
19 | «Впиши, уравновесь, реши» | 2 |
20 | «Подбираем, обобщаем» | 2 |
21 | Графический диктант | 2 |
22 | «Впиши, расставь, помоги» | 2 |
23 | «Напиши, заполни, реши, расставь» | 2 |
24 | «Подбираем, обобщаем» | 2 |
25 | Найди и сосчитай | 2 |
26 | «Запиши, расставь, соедини» | 2 |
27 | «Реши, впиши, расставь, нарисуй» | 2 |
28 | «Подбираем, обобщаем» | 2 |
29 | Рисуем по точкам | 2 |
30 | «Расставь, нарисуй, заполни, раскрась» | 1 |
31 | «Сосчитай, реши, впиши, покажи, расставь» | 2 |
32 | Графический диктант | 2 |
33 | Квест-игра «В мире математики» | 1 |
ИТОГО | 62 |
9. Перспективный план
Тема занятия | Цель | Методические приемы | Оборудование | Литература |
октябрь | ||||
В мире математики | Продолжать работу по умению работать на листе бумаги. | 1. Вступительная беседа 2. Основное содержание 3. Динамическая пауза 4. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 1 |
«Нарисуй, выполни, продолжи» | Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры. | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 4-7 |
«Пропиши, напиши, раскрась, реши» | Развивать привычку при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаками отношения равно (=); | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 2 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 1-4 |
«Подбираем, обобщаем» | Продолжать формировать правильный по смыслу подбор слов. | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 2-5 |
Графический диктант | Формировать у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам. | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 8-9 |
ноябрь | ||||
«Дорисуй, раскрась, продолжи» | Закреплять знания детей о геометрических фигурах. | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 9-13 |
«Реши, заполни, соедини, увеличь, уменьши» | Продолжать формировать навыки прямого и обратного счёта. | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 2 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 6-9 |
«Подбираем, обобщаем» | Продолжать учить обобщать предметы | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 6-9 |
Математический кроссворд | Развивать привычку при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаками отношения равно (=); | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 2 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 10-11 |
декабрь | ||||
«Дорисуй, раскрась, заполни, расставь» | развивать умение находить и различать противоположности | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 14-17 |
«Реши, нарисуй, заполни» | Сформировать представления о сложении как объединении группы предметов. | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 2 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 12-15 |
«Подбираем, обобщаем» | Упражнять детей в ориентировке во времени, используя слова: «утром», «днём», «вечером», «раньше», «позже», «в одно и то же время» | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 10-13 |
Найди и сосчитай | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 18-19 |
январь | ||||
«Нарисуй, продолжи, найди, впиши» | Продолжить учить решать простые арифметические задачи | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 20-23 |
«Реши, соедини, расставь, впиши» | Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета первого десятка | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 2 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 16-19 |
«Подбираем, обобщаем» | Продолжать учить называть дни недели, времена года, месяцы. | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 14-17 |
Рисуем по точкам | учить работать со схематическими изображениями предметов. | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 2 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 19-20 |
февраль | ||||
«Дорисуй, впиши, раскрась» | Закрепить навыки количественного счета в пределах 10. | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 24-27 |
«Впиши, уравновесь, реши» | Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, учить называть соседей числа, пропущенное число. | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 2 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 21-24 |
«Подбираем, обобщаем» | Продолжать формировать правильный по смыслу подбор слов. | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 28-29 |
Графический диктант | Продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить выполнять задания под диктовку. | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 18-21 |
март | ||||
«Впиши, расставь, помоги» | Дать представление детям, что такое «прямая линия», «отрезок прямой» | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 30-33 |
«Напиши, заполни, реши, расставь» | Учить отгадывать математическую загадку и записывать ее решение с помощью знаков и цифр | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 2 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 25-28 |
«Подбираем, обобщаем» | Продолжать учить обобщать предметы | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 22-25 |
Найди и сосчитай | Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов с цифрой; | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 2 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 28-29 |
апрель | ||||
«Запиши, расставь, соедини» | Учить как из неравенства сделать равенство; | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 34-37 |
«Реши, впиши, расставь, нарисуй» | Продолжать формировать умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки «>», «<», «=». | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 2 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 30-33 |
«Подбираем, обобщаем» | Продолжать учить обобщать предметы | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 26-29 |
Рисуем по точкам | Закреплять умение соединять точки. | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 38-39 |
май | ||||
«Расставь, нарисуй, заполни, раскрась» | Учить считать по образцу и названному числу; | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 1 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 40-41 |
«Сосчитай, реши, впиши, покажи, расставь» | Учить анализировать узор и продолжать его по образцу | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 2 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1 часть, стр. 34-37 |
Графический диктант | Продолжать работу по умению работать на листе бумаги | 1. Вступительная беседа 2. Рефлексия прошлого занятия 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Рабочая тетрадь «Математика 2 часть» | К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 2 часть, стр. 37-38 |
Квест-игра «В мире математики» | Закрепление математических знаний. | 1. Сюрпризный момент 2. Рефлексия прошедших занятий 3. Основное содержание 4. Динамическая пауза 5. Рефлексия прошедшего занятия | Сундук с наградой |
10. Литература
1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа (5-6 лет).
2. К. Якушева «Солнечные ступеньки» математика 1-2 часть.
3. К. Якушева «Солнечные ступеньки» подбираем, обобщаем.