Для Вас, родители!
Для Вас, родители!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bzh_konsultatsiya.docx | 254.4 КБ |
gololed_papka_peredvizhka.docx | 1.41 МБ |
pamyatki.docx | 814.98 КБ |
papka_teatr.docx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста
Выполнила:
Фахертдинова
Гульназ
Даниловна
г. Нефтекамск 2023
Основная задача в работе ДОУ — охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению на игровых площадках и в помещениях детского сада.
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.
Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность.
Не случайно, в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования безопасность жизнедеятельности детей выделена в отдельную образовательную область, содержание которой направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности предполагает реализацию следующего механизма включающего рациональный, эмоциональный и поведенческо-деятельностный компонент.
Говоря о компонентах названного механизма необходимо отметить то, что первый рациональный компонент предполагает сферу сознания личности, так как отношение к объектам окружающего мира начинается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях. Второй эмоциональный компонент предполагает восприятие любого знания, действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира. Третий поведенческо-деятельностный компонент предполагает то, что знания о мире, их эмоциональная оценка неизменно приводят к определённому типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий).
Таким образом, во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, при этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.
Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то ребёнок мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка дошкольного возраста к некоторой логичности один из важных показателей способствующий эффективному обучению его правилам поведения в различных опасных ситуациях. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода. Первый — это дети 3−5 лет (младшая и средняя группа), второй — дети 5−7 лет (старшая и подготовительная группа).
Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребёнок 4−5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Говоря о втором периоде, то есть о детях 5−7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применением этих знаний в повседневной жизни.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить направления, на основе которых должно осуществляться формирование основ безопасности жизнедеятельности, таких как социально-психологическое направление, которое предполагает развитие потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни, интеллектуальное направление предполагающее получение комплекса теоретических знаний и оздоровительное, которое направленно на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.
Как отмечают многие исследователи занимающиеся проблемами безопасности, главной особенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой модели поведения, которая в сочетании с рассмотренными выше механизмом и направлениями способствуют наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности:
предвидеть опасность уметь принять меры во избежание опасности уметь обращаться за помощью к другим уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
Правила безопасности жизнедеятельности для детей должны прививаться совместно с родителями. Родители должны всегда оценить потенциальную опасность для ребенка в том или ином месте и приложить все усилия по её снижению. Возможно, это станет для кого-то откровением, но даже если ребенок в детском саду, у любимой бабули или подруги, это не снимает с родителей ответственности за него. Задача родителей — максимально обеспечить защиту своего ребенка дома и за его пределами, и быть готовыми оперативно отреагировать на любые возникшие проблемы. Ребенок должен знать базовые правила безопасного поведения, которые включают в себя такие подразделы, как.
" Я и окружающий мир" - знания о себе,
" Опасности окружающей природы" - опасности, присущие данному региону,
" Правила техники пожарной безопасности" - опасности при пожаре,
" Правила поведения в коллективе" - взаимодействие со сверстниками,
" Поведение на воде" - опасности на водоемах.
" Безопасное поведение в доме" - опасные места и предметы,
" Безопасность на улице" - незнакомые люди, агрессивные животные, транспорт и прочие опасности.
Следует проводить активную работу с родителями, чтобы они на практике закрепляли у малышей подобные знания. А также важно, чтобы взрослые не показывали своим поведением дурной пример.
Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.
Ребенок занимает позицию полноправного субъекта деятельности, в процессе планирования и реализации учебного проекта он выступает в роли активного участника, а не исполнителя указаний воспитателя. Ребенок реализует свои интересы, потребности в исследовании, общении, игре и других видах деятельности в основном на основе самостоятельности принятия решения об участии или не участии в общем, проекте.
Изучение содержания формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста позволяет рассмотреть все условия комплексного воспитания безопасного поведения.
Согласно выводам К. Д Ушинского, формирование характеризуется, как условия, при которых дети дошкольного возраста при помощи образования уменьшают число опасностей, угрожающих их жизни, уменьшают число причин страха и, получают возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшается напряженность страха ввиду этих опасностей.
Таким образом, содержание формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста являются:
формирование у детей основные понятия безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей выработать у них умение прогнозировать их последствия в процессе жизнедеятельности, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей в различных ситуациях на основе имеющегося дидактического материала;
важен пример безопасного поведения, демонстрируемый близкими, значимыми для ребёнка взрослыми, их поддержка и одобрение при попытках ребёнка продемонстрировать безопасное поведение в быту, социуме, природе;
создание для ребёнка условий, позволяющих ему планомерно накапливать опят безопасного поведения в быту, социуме, природе;
методика, направленная на освоение опята безопасного поведения ребёнка в быту, социуме, природе, должна осуществляться поэтапно, ступенчато;
эмоциональная включенность ребёнка в деятельность;
практическое применение навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе;
обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.
Содержание формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста предполагает: реализацию комплекса, который включает механизм, направления и модель, способствующие достижению эффективных результатов в формировании основ безопасности, так как данный комплекс поможет систематизировать знания и легко их применить в опасных ситуациях.
Из всего вышесказанного можно сказать, что специфика включает в себя особенности характерные данной ситуации, проведение инструктажей по ТБ.
Систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.
Дети должны чётко знать, что основы безопасного поведения необходимо (!) соблюдать всегда, везде и во всём, даже там, где, кажется и нечего опасаться.
Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т. д.).
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака), играми-драматизациями.
Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются сферой родительской ответственности.
Опасности на улице.
Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются:
ь неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, ь выход из-за стоящего транспорта, ь неподчинения сигналам светофора, ь нарушение правил езды на велосипедах и т. д.
Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому — детская жизнь.
Опасности в природе.
К природным опасностям относятся.
- · стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например, ураганы, наводнения, сели;
- · экстремальные ситуации;
- · растения, животные, грибы и другие явления и объекты.
Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление, излучения, холод и др.
Опасности контактов с незнакомыми людьми.
Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается. Статистика сексуальных преступлений против детей неполна и неточна. Большую часть подобных преступлений (61%) совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Более 60% насильников — люди моложе 21 года и лишь немногим более 10% - старше 30 лет. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Из них примерно 40% - отцы, братья и другие родственники, а 45% - друзья, соседи, учителя, воспитатели.
Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место. Вот некоторые из них: «Помогите, пожалуйста, убежала кошка в подвал.», «Пойдем, покажу тебе на чердаке котят», «Хочешь, я тебя прокачу» и т.д. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.
Таким образом, содержание формирования безопасного поведения в быту, социуме и природе у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью для условий формирования. Всё это позволило нам предположить, что одним из эффективных условий формирования безопасного поведения в быту, социуме и природе у детей дошкольного возраста будет специально организованная деятельность. Рассмотрению данного вопроса будет посвящен следующий параграф.