2.6. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 16.19 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii_po_podgotovke_materialov_dlya_rassmotreniya_na_zasedanii_kdn_i_zp_po_st.docx | 22.96 КБ |
pamyatka_roditelyam.docx | 547.49 КБ |
pamyatka.docx | 438.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Роль положительного примера родителей в воспитании детей»
Поступки говорят больше, чем слова.
Анг.пословица
Дети естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности их родители. По сути дела, именно сильно развитая способность подражать чужим действиям учит их, как поступать в той или иной ситуации. Дети воспроизводят типы поведения и эмоции, которые видят в повседневной жизни. Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример. Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь - развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Дети непроизвольно стараются во всем походить на своих родителей, даже если последние не всегда желали бы этого. Всем нам свойственно ошибаться, но нужно стремиться самим поступать в соответствии с теми принципами, которые мы хотим преподать своим детям.
Затрагивая тему воспитания детей, необходимо говорить о целом комплексе факторов, которые оказывают влияние на поведение ребенка. В первую очередь следует заметить, что родители играют ключевую роль в формировании мировоззрения ребенка, поведения и его отношения к жизни в целом, являясь для него примером с самого детства. Только появившись на свет, ребенок видит рядом с собой папу и маму, считая их центром вселенной. Он запоминает их голоса, привыкает к их мимике, а позже, став немного взрослее, ребенок начинает подражать родителям, пытаясь быть похожим на отца или мать.
Как же совместить идеальную картинку, которую мы словесно пытаемся детям внушить, с реальной жизнью, столь от идеала далекой?
Прежде всего, не стоит считать себя истиной в последней инстанции, а собственное мнение - непреложным и единственно верным. Дайте малышу возможность рассуждать, выбирать, иметь точку зрения (возможно, ошибочную), отличную от вашей. Психологи считают такой подход полезным для развития личностных качеств лидерства, для и доверия к окружающему миру.
По возможности старайтесь себя вести (для начала - хотя бы при ребенке) так, как вы хотели бы, чтобы вел себя он. Будьте вежливы, терпеливы, спокойны, рассудительны и справедливы. Если считаете, что примера родителей в воспитании детей недостаточно - дополнительно обсуждайте отдельные моменты и ситуации, объясняйте, как и почему вы поступили (это будет как мораль в баснях Крылова).
Общайтесь с ребенком (вне зависимости от его возраста и даже поведения в конкретный момент) на равных: не «давите авторитетом», не угрожайте, ничего не навязывайте.
Учитывайте ваши собственные недостатки и старайтесь их усмирять, от вредных привычек - избавляться. Пусть каждый день будет «маленькой битвой» за совершенство! Важно, чтобы ребенок видел, что вы стремитесь «расти», и глядя на маму с папой, «рос» бы сам.
Недаром говорят, что родители – это пример для детей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, получил необходимые знания и смог правильно их использовать в жизни, станьте для него примером в этом. С малых лет дети должны видеть правильное поведение родителей в семье, добрые, искренние отношения. Именно от родителей ребенок получает ту базу ценностей, которая и остается с ним до конца жизни. Разумеется, не только родители оказывают влияние на мировоззрение ребенка. Это и воспитатели в детском саду, и школа, откуда ребенок черпает много новых знаний, знакомится с новыми людьми, вступает в новый коллектив. И здесь очень важно, чтобы ребенок не пошел по неверному пути, попав в неправильную компанию. Именно поэтому родители должны с самого детства прививать ребенку ключевые понятия того, что есть правильно и неправильно.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ КДН И ЗП ПО СТ. 5.35 КОАП РФ
В соответствии п. 3.3. ст. 3 «Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Мурманской области», утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области № 72-ПП от 12.03.2004 г., образовательные организации незамедлительно информируют органы внутренних дел о выявленных фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних. По данным фактам сотрудники ОМВД составляют протоколы об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.35 КоАП РФ. Данная статья предусматривает административную ответственность родителей или иных законных представителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
При подготовке материалов для привлечения к административной ответственности родителей специалисты образовательных организаций должны знать следующее:
- Протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.35 КоАП РФ, должен составляться за деяния родителей, а не за совершенное его ребенком правонарушение.
Необходимо знать, что не каждый проступок несовершеннолетнего обязательно является следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей родителей по его воспитанию. Ребёнок — это личность со своими правами и обязанностями; совершение им правонарушения часто связано с особенностями личности, и привлечение родителей к административной ответственности во многих случаях неправомерно.
Однако, следует учитывать то, что правонарушение, совершённое подростком, может являться следствием неисполнения родителями обязанностей по его воспитанию. Кроме того, если установлено, что причиной (одной из причин) совершения несовершеннолетним не административного правонарушения, а общественно опасного деяния до достижения возраста уголовной ответственности или преступления явилось неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родителями, правомерно привлечение их к административной ответственности по ст. 5.35. Кодекса.
2. Понимать разницу между неисполнением и ненадлежащим исполнением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Неисполнение обязанностей должно быть выражено в практически полном бездействии родителей, т.е. когда они не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей, укреплении их здоровья, полноценном питании, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения, организации досуга детей. Кроме того, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное (высокомерное), оскорбляющее, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (ч. 1 ст. 65 Семейного кодекса).
3. Неисполнением обязанностей также считается злоупотребление родительскими правами, т.е. использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, эксплуатация детей. Большинство случаев неисполнения обязанностей являются следствием заболевания алкоголизмом, в результате чего родители теряют нравственную ориентацию, не желают и не могут работать, утрачивают возможность считаться полноценными членами общества. В силу деградации они не могут реализовывать родительские права и осуществлять родительские обязанности. Как правило, бездействие данной категории родителей влечёт решение вопроса об ограничении либо лишении их родительских прав. Неисполнение обязанностей может выражаться также в том, что родители (один из них), либо законные представители, проживающие отдельно от ребёнка, не принимают участие в воспитании ребёнка, не желают нести ответственность за его воспитание и развитие.
4. У родителей есть право отдавать своих детей на воспитание в различные детские воспитательные организации (интернаты, сады, пансионаты и т. п.), а также временно поручать другим лицам отдельные действия по воспитанию, но, тем не менее, родители остаются в полной мере ответственными за воспитание своих детей.
Неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию детей должно быть умышленным: родители предвидят последствия своего бездействия и желают их наступления либо сознательно допускают их наступление, или относятся к ним безразлично. Это и является одним из признаков состава административного правонарушения.
В случае, когда родители, несмотря на прилагаемые усилия, не смогли в полной мере привить ребёнку моральные ценности, сформировать устойчивое законопослушное поведение, нужно вести речь о нравственной ответственности родителей, а не административной. В подобных случаях необходимо принимать меры воздействия к самим несовершеннолетним. Для подростка, не достигшего возраста административной ответственности (16-ти лет), предусмотрены меры общественного воздействия.
Часть статьи 5.35 КоАП РФ, в которой дается описание правонарушения можно условно разделить на две части:
1. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
2. Ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Под данной категорией родителей подразумеваются лица в силу определённых причин выполняющие обязанности не должным образом, не в полной мере.
Такими причинами могут быть употребление спиртных напитков, проживание отдельно от ребёнка и частичное, эпизодическое выполнение обязанностей по его содержанию, воспитанию, обучению; такие личные качества как легкомыслие, небрежность, безответственность также могут послужить причинами, ведущими к системе ненадлежащего исполнения обязанностей, а впоследствии к неисполнению обязанностей. Родителями могут не исполняться или исполняться не в полной мере отдельные обязанности, например, по обучению (бездействие или создание препятствий) и (или) заботе о здоровье, обязанность по содержанию и т.д.
Необходимо обращать особое внимание на родителей, выполняющих обязанности ненадлежащим образом, так как проведение с ними профилактической работы, применение мер административного и общественного воздействия может вернуть их к нормальному образу жизни. Задача специалистов образовательной организации оказать помощь семье по преодолению обстоятельств, препятствующих исполнению родительских обязанностей должным образом.
Выявление данной категории лиц является положительным моментом в деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так как позволяет проводить так называемую раннюю профилактическую работу с семьей.
К ходатайству в ОМВД о привлечении родителей к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ должны быть приобщены:
1. Информационная справка о работе, ранее проведенной с семьей специалистами органов и учреждений системы профилактики.
2. Акты посещений семьи по месту жительства, другие материалы, необходимее для полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Для определения возможности составления протокола по ст. 5.35 КоАП РФ в случае девиантного поведения подростков необходимо внимательно изучить причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения. В данном случае проводится следующая работа:
1. Осуществляется сбор подробных объяснений с несовершеннолетнего, с родителей (иных законных представителей), при необходимости с родственников, соседей, коллег, знакомых семьи, педагогов. Данную работу проводят инспектора по делам несовершеннолетних.
2. Работники образовательных организаций осуществляют обследование жилищно-бытовых условий семьи, предоставляют подробную характеристику несовершеннолетнего и его семьи.
В случае, когда выяснилось, что отсутствуют достаточные основания для привлечения к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ родителей, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе принять к несовершеннолетнему меры общественного воздействия. А также направить информацию о противоправном, или ином, отклоняющемся от нормы, поведении в образовательную организацию для принятия мер воспитательного воздействия.
Напоминаем, что привлечение к административной ответственности родителей – крайняя мера воздействия.
Приложение 2
к письму администрации Кондинского района
Об административной ответственности родителей (законных представителей), предусмотренной ч.1 ст.5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по вопросу обучения несовершеннолетних.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность для нерадивых родителей и иных законных представителей несовершеннолетних.
Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с правами и защитой интересов несовершеннолетних. Объем этих прав законодательно закреплен в ст.ст. 63-65, 137, 148, 148-1, 153 Семейного кодекса Российской Федерации.
Ответственность по данной статье КоАП РФ несут только родители или иные законные представители несовершеннолетних (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а также руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ, составляется за совершение следующих деяний:
1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей.
2. Лишение детей в общении с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам несовершеннолетних. В данном случае защищается право ребенка на общение не с любыми, а только близкими родственниками, т.е. родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами. В целях защиты прав ребенка установлено правило, что такое общение не должно противоречить его интересам.
3. Намеренное сокрытие местонахождения детей помимо их воли. Скрывается местонахождение ребенка с тем, чтобы ограничить его право на общение. В этом случае подлежит учету мнение ребенка по правилам ст. 57 Семейного кодекса РФ.
4. Неисполнение судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.
5. Неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.
6. Иное воспрепятствование осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов. В силу диспозиции ст. 5.35 КоАП РФ такое воспрепятствование может совершить только один из родителей или иной законный представитель несовершеннолетнего.
Полномочия по составлению протокола об административном правонарушении по статье 5.35 КоАП РФ принадлежат:
- должностным лицам полиции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);
- членам комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ);
- судебным приставам исполнителям (п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);
- прокурору (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35 КоАП РФ рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 23.2 КоАП РФ).
За совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ (за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних) предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.
Согласно положениям ст. 4.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении по ст. 5.35 КоАП РФ не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по делу, рассматриваемому судьей, - не позднее трех месяцев.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное комиссией по делам несовершеннолетних, как коллегиальным органом, может быть обжаловано в районный суд по месту нахождения коллегиального органа. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Памятка
родителям по профилактике суицида
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
- пренебрежение собственным видом, неряшливость;
- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
- внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
- плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
- склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
- самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Что делать? Как помочь?
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.
Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
Если Вы слышите | Обязательно скажите | Запрещено говорить |
«Ненавижу всех…» | «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» | «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!» |
«Все безнадежно и бессмысленно» | «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» | «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня!» | «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» | «Не говори глупостей. Поговорим о другом.» |
«Вы не понимаете меня!» | «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» | «Где уж мне тебя понять!» |
«Я совершил ужасный поступок» | «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» | «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» |
«У меня никогда ничего не получается» | «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» | «Не получается – значит, не старался!» |
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Важно соблюдать следующие правила:
-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
- будьте терпеливы;
- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:
«Ты не можешь убить себя, потому что...;
- делайте все от вас зависящее.
И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!