2.3.-2.4-2.5 Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив (связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы гимназии, с развитием партнерства с социальными партнерами гимназии, с развитием партнерства с родителями учеников)
Ежегодно
Разработан и внедрен проект «Битва хоров», который каждый год пользуется у учащихся, родителей и учителей.
http://gimnaziya-uray.ru/169-shkolnaya-zhizn/novos...
- Активное участие в ежегодной реализации школьных проектов: «Солнечная страна» (начальная школа), "Ступени успеха"(основная школа), «Конференция отцов». «8 Марта». «Неделя ЗОЖ».
- Является членом жюри школьных конкурсов в рамках Декады наук «Цицерон года» (2017г), (2017г., 2018г., 2019 г., 2021 г.), конкурс чтецов «Парус» (2017г.).
Диссеминация педагогического опыта:
Показ открытых уроков:
1. 2017 Городской семинар (шк.№2) http://gimnaziya-uray.ru/169-shkolnaya-zhizn/novosti-gimnazii/2523-27-12-2016
2. 2016 Второй муниципальный конкурс «Активные методы обучения в образовательном процессе» http://gimnaziya-uray.ru/169-shkolnaya-zhizn/novosti-gimnazii/2190-02-02-2016
- Информационно-просветительская и развивающая работа через интерактивные методы воздействия: опыт по работе с одарёнными детьми.
2017 год
- Региональный уровень:
ДИПЛОМ: Участвую в Региональном смотре-конкурсе творческих коллективов «Салыкве», что в переводе означает «Оленёнок».Участниками стали коллективы школ и культурных объединений всего округа. Участвовали целыми семьями. Ребята танцевали, играли на этнических музыкальных инструментах и пели песни на родном языке.
Программы курса внеурочной деятельности:
Программы курса внеурочной деятельности «Вокально-хоровое пение» для учащихся 1-х классов
Программы курса внеурочной деятельности «Вокально-хоровое пение» для учащихся 2-4 классов
Программы курса внеурочной деятельности «Вокальная студия "Индиго» для учащихся 5 - 7 классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени А.И. Яковлева
Принята на заседании НМС Протокол №_1_ от 29.08. 2021 г. | Утверждена приказом директора № 314 от 31.08.2021г. ___________________ |
Программа курса внеурочной деятельности
для учащихся 1 классов
на 2020-2021 учебный год
Вокальная студия «Индиго»
Учитель: Баскакова О.М.
г. Урай, 2021
Содержание
- Пояснительная записка
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
- Содержание курса внеурочной деятельности
- Тематическое планирование
- Литература
- Пояснительная записка
Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!
Программа курса внеурочной деятельности «Вокально-хоровое пение» разработана для учащихся 1-х классов начальной школы и составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального и общего образования, авторской программы «Вокал», автор Е.И. Коротеева. Программа переработана и дополнена.
В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача - значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.
Программа курса «Вокально-хоровое пение» приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
Цели программы:
- привить любовь к вокальному искусству
- научить правильно исполнять вокальные произведения.
- через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
- На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
- Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
- Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
- Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
- Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Программа курса «Вокально-хоровое пение» для 1-х классов рассчитана на 33 часа из расчета 1 час в неделю для реализации учебного плана внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное».
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, энтической. региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций.
Ожидаемые результаты обучения
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу первого года обучения дети должны:
знать/понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокально-технической деятельности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Модули курса:
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
4.Ансамбль. Унисон.
Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен. Певческая установка и навыки певческого дыхания. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля.
5.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
6. Звукообразование. Музыкальные штрихи.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| |||
1 | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 1 | Знакомятся с Правилами пения, правилами поведения на занятиях Знакомятся с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике. Знакомятся с голосовыми и музыкальными данными учеников. Узнают о целях и задачах вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. |
2 | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 1 | |
2. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | |||
3 | Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Репетиция хора. | 1 | |
4 | Певческое дыхание. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Репетиция хора. | 1 | |
5 | Певческое дыхание Смена дыхания в процессе пения. Репетиция хора. | 1 | |
6 | Музыкальный звук. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Репетиция хора. | 1 | Узнают в беседе о правильной постановке голоса во время пения, о правилах пения, распевания, знакомятся с упражнениями. Узнают также о понятии «певческая установка», о правильном положении корпуса, шеи и головы. Поют в положении «стоя» и «сидя». Учатся владеют мимикой лица при пении. Владеют первоначальными певческими навыками. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. |
7 | Высота звука. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Репетиция хора. | 1 | |
8 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Способы формирования гласных в различных регистрах (головное звучание). Репетиция хора. | 1 | |
| |||
9 | Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения Репетиция хора. | 1 | |
10 | Работа над дикцией и артикуляцией. Разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Репетиция хора. | 1 | |
11 | Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Репетиция хора. | 1 | |
| |||
12 | Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Репетиция хора. | 1 | |
13 | Использование акапелла Формирование чувства ансамбля. Репетиция хора. | 1 | |
14 | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Репетиция хора. | 1 | |
| |||
15 | Воспитание самовыражения через движение и слово. Репетиция хора. | 1 | Учатся узнавать мелодии по слуху, Запоминают определённую высоту нот и длительность звуков, Учатся определять качество звучания своего голоса или голоса сверстника (слуховой самоконтроль). Осознают равномерность музыкального пульса, Осваивают общепринятую систему ритмослогов. Знакомиться с более сложными ритмическими формулами (встречающимися в изучаемых произведениях) Определяют характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимают участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. |
16 | Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Репетиция хора. | 1 | |
17 | Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Репетиция хора. | 1 | |
18 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. | 1 | |
19 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Репетиция хора. | 1 | |
20 | Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. Репетиция хора. | 1 | |
| |||
21 | Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Репетиция хора. | 1 | Выявляют характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Откликаются на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. Определяют и сравнивают характер, настроение в музыкальных произведениях. Определяют на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш). Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражают свое впечатление. |
22 | Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). Репетиция хора. | 1 | |
23 | Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Репетиция хора. | 1 | |
24 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 1 | |
25 | Пение нон легато и легато. Репетиция хора. | 1 | |
26 | Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. Репетиция хора. | 1 | |
27 | Работа над дикцией и артикуляцией. Репетиция хора. | 1 | |
28 | Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных. Репетиция хора. | 1 | |
29 | Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных. Репетиция хора. | 1 | |
30 | Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Репетиция хора. | 1 | Различают тембр музыкального инструмента – скрипки; выделяют отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, Осмысленно владеют способами певческой деятельности: пропевают мелодии, проникаются чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. Участвуют в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Совместно отбирают лучшие номера, участвуют в репетициях. Анализируют выступления. |
31 | Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Репетиция хора. | 1 | |
32 | Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. Репетиция хора. | 1 | |
33 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 1 | |
Итого: | 33 |
- Литература
- Агапова, И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: Изд. ООО «Дом. XXI век», 2007.
- Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд.МГПИ,1983.
- Битус, А.Ф., Битус, С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд. «ТетраСистемс», 2007.
- Крупенчук, О.И. Стихи для развития речи. СПб: Издательский Дом «Литера»,2007.
- Миловский, С. А. Распевание на занятиях пения. М., «Музыка», 1997.
- Михайлова, М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Ярославль: Академия развития, 2008.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия»,2004.
- Овчинникова, Т. Пение и логопедия. СПб.: Изд. «Союз художников», 2005.
- Охомуш, Т.В. Методика обучения эстрадному вокалу. «Чистый голос». Иваново, 2008.
- Пилипенко, Л.В. Постановка слуха. М.: Издательский Дом Катанского.,2006.
- Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком. Ярославль: Академия развития, 2002.
- Рыбкина, Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Изд. «Классика-XXI», 2005.
- Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка,1996.
Литература для детей:
- «Молодежная эстрада» журналы
- «Молодежный меридиан» журналы
- «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
- «100 великих композиторов» М.,1999.
- А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени А.И. Яковлева
Принята на заседании НМС Протокол №_1_ от 29.08. 2020 г. | Утверждена приказом директора № 314 от 31.08.2020 г. ___________________ |
Программа курса внеурочной деятельности
для учащихся 2 - 4 классов
на 2020-2021 учебный год
Вокальная студия «Индиго»
Учитель: Баскакова О.М.
г. Урай, 2021
Содержание
- Пояснительная записка
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
- Содержание курса внеурочной деятельности
- Тематическое планирование
- Литература
- Пояснительная записка
Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!
Программа курса внеурочной деятельности «Вокально-хоровое пение» разработана для учащихся 2-4 классов начальной школы и составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального и общего образования, авторской программы «Вокал», автор Е.И. Коротеева. Программа переработана и дополнена.
В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача - значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.
Программа курса «Вокально-хоровое пение» приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
Цели программы:
- привить любовь к вокальному искусству
- научить правильно исполнять вокальные произведения.
- через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
- На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
- Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
- Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
- Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
- Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Программа курса «Вокально-хоровое пение» для 2-4 классов рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю для реализации учебного плана внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное».
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций.
Ожидаемые результаты обучения
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу второго года обучения дети должны:
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки.
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-4 классов предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокально-технической деятельности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Разделы курса:
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
4.Ансамбль. Унисон.
Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен. Певческая установка и навыки певческого дыхания. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля.
5.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
6. Звукообразование. Музыкальные штрихи.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1.Вводное занятие. | |||
1 | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 1 | Знакомятся с Правилами пения, правилами поведения на занятиях Знакомятся с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике. Знакомятся с голосовыми и музыкальными данными учеников. Узнают о целях и задачах вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. |
2 | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 1 | |
2. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | |||
3 | Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Репетиция хора. | 1 | |
4 | Певческое дыхание. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Репетиция хора. | 1 | |
5 | Певческое дыхание Смена дыхания в процессе пения. Репетиция хора. | 1 | |
6 | Музыкальный звук. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Репетиция хора. | 1 | Узнают в беседе о правильной постановке голоса во время пения, о правилах пения, распевания, знакомятся с упражнениями. Узнают также о понятии «певческая установка», о правильном положении корпуса, шеи и головы. Поют в положении «стоя» и «сидя». Учатся владеют мимикой лица при пении. Владеют первоначальными певческими навыками. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. |
7 | Высота звука. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Репетиция хора. | 1 | |
8 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Способы формирования гласных в различных регистрах (головное звучание). Репетиция хора. | 1 | |
| |||
9 | Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения Репетиция хора. | 1 | |
10 | Работа над дикцией и артикуляцией. Разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Репетиция хора. | 1 | |
11 | Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Репетиция хора. | 1 | |
| |||
12 | Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Репетиция хора. | 1 | |
13 | Использование акапелла Формирование чувства ансамбля. Репетиция хора. | 1 | |
14 | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Репетиция хора. | 1 | |
| |||
15 | Воспитание самовыражения через движение и слово. Репетиция хора. | 1 | Учатся узнавать мелодии по слуху, Запоминают определённую высоту нот и длительность звуков, Учатся определять качество звучания своего голоса или голоса сверстника (слуховой самоконтроль). Осознают равномерность музыкального пульса, Осваивают общепринятую систему ритмослогов. Знакомиться с более сложными ритмическими формулами (встречающимися в изучаемых произведениях) Определяют характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимают участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. |
16 | Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Репетиция хора. | 1 | |
17 | Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Репетиция хора. | 1 | |
18 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. | 1 | |
19 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Репетиция хора. | 1 | |
20 | Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. Репетиция хора. | 1 | |
| |||
21 | Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Репетиция хора. | 1 | Выявляют характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Откликаются на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. Определяют и сравнивают характер, настроение в музыкальных произведениях. Определяют на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш). Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражают свое впечатление. |
22 | Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). Репетиция хора. | 1 | |
23 | Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Репетиция хора. | 1 | |
24 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 1 | |
25 | Пение нон легато и легато. Репетиция хора. | 1 | |
26 | Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. Репетиция хора. | 1 | |
27 | Работа над дикцией и артикуляцией. Репетиция хора. | 1 | |
28 | Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных. Репетиция хора. | 1 | |
29 | Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных. Репетиция хора. | 1 | |
30 | Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Репетиция хора. | 1 | Различают тембр музыкального инструмента – скрипки; выделяют отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, Осмысленно владеют способами певческой деятельности: пропевают мелодии, проникаются чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. Участвуют в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Совместно отбирают лучшие номера, участвуют в репетициях. Анализируют выступления. |
31 | Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Репетиция хора. | 1 | |
32 | Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. Репетиция хора. | 1 | |
33 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 1 | |
34 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 1 | |
Итого: | 34 |
- Литература
- Агапова, И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: Изд. ООО «Дом. XXI век», 2007.
- Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд.МГПИ,1983.
- Битус, А.Ф., Битус, С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд. «ТетраСистемс», 2007.
- Крупенчук, О.И. Стихи для развития речи. СПб: Издательский Дом «Литера»,2007.
- Миловский, С. А. Распевание на занятиях пения. М., «Музыка», 1997.
- Михайлова, М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Ярославль: Академия развития, 2008.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия»,2004.
- Овчинникова, Т. Пение и логопедия. СПб.: Изд. «Союз художников», 2005.
- Охомуш, Т.В. Методика обучения эстрадному вокалу. «Чистый голос». Иваново, 2008.
- Пилипенко, Л.В. Постановка слуха. М.: Издательский Дом Катанского.,2006.
- Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком. Ярославль: Академия развития, 2002.
- Рыбкина, Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Изд. «Классика-XXI», 2005.
- Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка,1996.
Литература для детей:
- «Молодежная эстрада» журналы
- «Молодежный меридиан» журналы
- «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
- «100 великих композиторов» М.,1999.
- А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени А.И. Яковлева
Принята на заседании НМС Протокол №_1_ от 29.08. 2020 г. | Утверждена приказом директора № 314 от 31.08.2020 г. ___________________ |
Программа курса внеурочной деятельности
для учащихся 5 - 7 классов
на 2020-2021 учебный год
Вокальная студия «Индиго»
Учитель: Баскакова О.М.
г. Урай, 2021
Содержание
- Пояснительная записка
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
- Содержание курса внеурочной деятельности
- Тематическое планирование
- Литература
- Пояснительная записка
Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!
«Педагог музыки!
Искусством увлекает он детей,
Он дарит людям солнечные дали,
Педагог! Он еще и - чародей!»
Программа курса внеурочной деятельности Вокальной студии «Индиго» составлена на основе ФГОС ООО и предназначена для подростков 5-7 классов.
При работе по данной программе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребят. Современное общество характеризуется повышением внимания к нравственному, эстетическому развитию обучающихся и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В связи с этим на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности, степени его одаренности, начиная с самого детства. Основным ориентиром Программы выступает формирование личности ребенка, обладающей духовно-нравственными ценностями, а также способной к дальнейшему самообразованию в области искусства.
Цель программы: создать условия для самореализации обучающихся в области музыкального - эстетического искусства и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами музыкального искусства. Создание условий для формирования музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста через интеграцию синтеза искусств и художественных видов деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- способствовать раскрытию творческих способностей, стимулировать общественную активность обучающихся;
- развитие слуха и голоса детей.
- развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
- приобщение учащихся к вокальному искусству, формирование голосового аппарата.
Программа курса Вокальной студии «Индиго»: для 5-7 классов рассчитана на 34 недели из расчета 1 часа в неделю для реализации учебного плана внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное».
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций.
Ожидаемые результаты по окончании реализации внеурочной деятельности Вокальной студии «Индиго»:
Выпускник научится:
- владеть необходимым запасом специфических вокально-хоровых навыков согласно содержанию программы;
- увеличение количества участников Вокальной студии «Индиго»; просветительская деятельность коллективов в социуме (пропаганда музыкального искусства, освещение творческой деятельности в СМИ, концертная деятельность).
Выпускник получит возможность научиться:
- обогащение духовного, интеллектуального мира обучающихся;
- самореализация обучающихся, раскрытие их творческого потенциала;
- главный из ожидаемых результатов - развитие творческих способностей, приобретение учеником новых знаний, умений и навыков.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Модули курса:
- «Учимся играя»
- «Я красиво петь могу!»;
- «Музыкальная палитра».
Характерным для каждого раздела является наличие в ней:
- - обучающей задачи;
- - содержания;
- - правил;
- игровых действий.
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом Программы является обучающая цель. Все остальные элементы подчинены этой цели и обслуживают ее. Основной вид деятельности - практический, включающий в себя обучающую игровую деятельность, репетиции, концерты, музыкальные гостиные, конкурсы, вовлечение детей в проектную деятельность, работа с информацией, создание стенгазет и газет на музыкальную тематику.
Основными средствами достижения поставленных цели являются:
- коллективные творческие дела Вокальной студии «Индиго» и Гимназии;
- деятельность разделов «Учимся, играя», «Я красиво петь могу!», «Музыкальная палитра»;
- диагностика и мониторинг, коррекция деятельности;
- информационные формы работы.
- качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях.
Организационные формы: репетиционные занятия, музыкальные спектакли и театрализованные концерты, конкурсы, КТД, проекты, праздники, выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми, фестивали и т.д.
Хитросплетение творческих, познавательных, интеллектуальных форм работы, содержание которых пронизано творчеством, игрой, превратят деятельность в Вокальной студии «Индиго» в яркое и запоминающееся событие в жизни ребенка.
ИКТ-технологии:
- использование в работе ЭОР и ЦОР;
- использование интерактивной доски;
- работа с Интернет-ресурсами;
- создание собственной мультимедийной библиотеки;
- проведение, организация мероприятий;
Современному учителю музыки информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.
- Модуль «Учимся, играя»
Использование музыкально - дидактических игр для:
- развития чувства ритм
- развития динамического слуха
- развития восприятия характера музыки
- развития звуковысотного слуха
- развития тембрового слуха
- развития музыкальной памяти
- развития творческих навыков
Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
II. Модуль «Я красиво петь могу» - «Звучит, поет моя душа!»
- Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне.
- Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.
- Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.
- Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.
- Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего перечисленного в эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный материал. Пение по нотам.
III. Модуль «Музыкальная палитра» (Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса).
Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни.
Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни. Уделяется место музыкально-театральной деятельности, где обучающиеся получают первые навыки актерского мастерства. Занятия музыкальной театрализацией способствуют развитию творческого воображения, фантазии школьников. Дети учатся высказывать свое мнение и предлагать свои варианты решения той или иной проблемы, начинают импровизировать на сцене.
Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания). Анализ музыкальных произведений.
Концертная деятельность. Выступление ансамбля и солистов.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
«Учимся, играя» | ||||
1 | Использование музыкально - дидактических игр для: развития чувства ритма в исполнении. Репетиция хора. | 1 | Развитие артикуляционного аппарата. Учатся формировать гласные и согласные звуки в пении и речи. Закрепляют навыки резонирования звука. Продолжают работать над скороговорками в пении и речи. Учатся соотносить работу артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Узнают о формировании высокой и низкой певческой форманты. Речевые игры и упражнения Развивают чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учатся при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрывают творческое воображение фантазии, доставление радости и удовольствия. Укрепление дыхательных функций в пении. Учатся в упражнениях тренировать дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха, а также, чувство «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Выполняют специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Поют с паузами и формированием звука. | |
2 | Использование музыкально - дидактических игр для: развития динамического слуха в исполнении. Репетиция хора. | 1 | ||
3 | Использование музыкально - дидактических игр для: развития восприятия характера музыки в исполнении. Репетиция хора. | |||
4 | Использование музыкально - дидактических игр для: развития звуковысотного слуха в исполнении. Репетиция хора. | 1 | ||
5 | Использование музыкально - дидактических игр для: развития тембрового слуха в исполнении. Репетиция хора. | 1 | ||
6 | Использование музыкально - дидактических игр для: развития музыкальной памяти в исполнении. Репетиция хора. | 1 | ||
7 | Использование музыкально - дидактических игр для: развития творческих навыков в исполнении. | 1 | ||
8 | Укрепление дыхательных функций в пении. Репетиция хора. | 1 | ||
9 | Речевые игры и упражнения в исполнении. Репетиция хора. | 1 | ||
«Я красиво петь могу» | ||||
10 | Работа с народной песней. Репетиция хора. | 1 | Работают с народной песней. В работе формируют чистоту интонации и средства музыкальной выразительности в народной песне. Работают над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Поют соло и в ансамбле. Учатся работать над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Продолжают овладевать навыками пения без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельно подбирают сценические движения к народной песне. Работают над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Осваивают характерные особенности композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.). Поют с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Поют под фонограмму. Самостоятельно анализируют сольные и ансамблевые записи, сделанные в процессе обучения в студии. Учатся работать с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работают над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Формируют навыки вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Работают по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Поют с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. Учатся устранять неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, учатся переносить технологии со специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный материал. Учатся петь в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья. | |
11 | Работа с народной песней. Репетиция хора. | 1 | ||
12 | Работа с произведениями русских композиторов. Репетиция хора. | 1 | ||
13 | Работа с произведениями русских композиторов. Репетиция хора. | 1 | ||
14 | Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Репетиция хора. | 1 | ||
15 | Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Репетиция хора. | 1 | ||
16 | Работа с солистами. | 1 | ||
17 | Работа с солистами. | 1 | ||
«Музыкальная палитра» (Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса). | ||||
18 | Формируем навыки вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). | 1 | Разучивают движения для передачи образа песни. Умеют передавать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни. Осваивают место музыкально-театральной деятельности, где получают первые навыки актерского мастерства. Учатся высказывать свое мнение и предлагать свои варианты решения той или иной проблемы, начинают импровизировать на сцене. Прослушивают аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещают театры, музеи, концерты. Формируют навыки общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждают прослушивания и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Собирают материал для архива студии. Готовят стенды, альбомы по итогам выступлений (индивидуальные творческие задания). Анализируют музыкальные произведения. Выступление ансамбля и солистов. Формируют культуру поведения на сцене, развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбирают ошибки и участвуют в поощрении удачных моментов. Продолжается работа над пением в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья. | |
1 | ||||
19 | Формируем навыки вокально-исполнительских приемов Репетиция хора | 1 | ||
20 | Актёрское мастерство. Репетиция хора | 1 | ||
21 | Актёрское мастерство. Репетиция хора. | 1 | ||
22 | Актёрское мастерство. Репетиция хора. | 1 | ||
23 | Поем с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. Репетиция хора. | 1 | ||
24 | Поем с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. Репетиция хора. | 1 | ||
25 | Поем с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. Репетиция хора. | 1 | ||
26 | Работа с солистами. | 1 | ||
27 | Работа с солистами. | 0,5 | ||
«Звучит, поет моя душа!» | ||||
28 | Индивидуальные занятия. | 1 | Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
| |
29 | Индивидуальные занятия. | 1 | ||
30 | Индивидуальные занятия. | 1 | ||
31 | Исполнение и развитие вокально-хоровых навыков. Репетиция хора | 1 | ||
32 | Исполнение и развитие вокально-хоровых навыков. Репетиция хора | 1 | ||
33 | Собираем материал для архива студии. Репетиция хора. | 1 | ||
34 | Собираем материал для архива студии. Репетиция хора. | 1 | ||
35 | Готовим стенды, альбомы по итогам выступлений (индивидуальные творческие задания). Концертное исполнение. Итого: 35 часов | 1 |
- Литература
- Агапова, И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: Изд. ООО «Дом. XXI век», 2007.
- Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд.МГПИ,1983.
- Битус, А.Ф., Битус, С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд. «ТетраСистемс», 2007.
- Крупенчук, О.И. Стихи для развития речи. СПб: Издательский Дом «Литера»,2007.
- Миловский, С. А. Распевание на занятиях пения. М., «Музыка», 1997.
- Михайлова, М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Ярославль: Академия развития, 2008.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия»,2004.
- Овчинникова, Т. Пение и логопедия. СПб.: Изд. «Союз художников», 2005.
- Охомуш, Т.В. Методика обучения эстрадному вокалу. «Чистый голос». Иваново, 2008.
- Пилипенко, Л.В. Постановка слуха. М.: Издательский Дом Катанского.,2006.
- Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком. Ярославль: Академия развития, 2002.
- Рыбкина, Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Изд. «Классика-XXI», 2005.
- Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка,1996.
Литература для детей:
- «Молодежная эстрада» журналы
- «Молодежный меридиан» журналы
- «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
- «100 великих композиторов» М.,1999.
- А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.