3.3. Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
- Диагностика сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов : диссеминация опыта представлена с "Окружного конкурса на звание лучшего педагога ХМАО-Югры 2020 года" (технология АМО)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс, тема | Методы обучения | Тип урока | Планируемые результаты освоения содержания урока | ||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | Виды учебной деятельности | Система средств обучения | |||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |||||||||
Музыка 4 класс «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда | Сопоставление музыкальных образов и литературного произведения наблюдение, слушание музыки, устный опрос, пластическое интонирование | Комбинированный | Способствование эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения, создание условий для развития творческого потенциала, формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально – творческую деятельность | Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышления о музыке | владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышления о музыке | Оценка действий партнера в групповой деятельности, умение устанавливать причинно – следственные связи, создавать обобщения, анализировать, строить логическое рассуждение | Конкретизация знаний о средствах музыкальной выразительности, их роли в создании музыкального образа, создание условий для ознакомления учащихся с особенностями интонационно - образного словаря композитора Н. А. Римского – Корсакова | Работа в группах, с текстом учебника, ведение диалога, объяснение, слушание собеседника | Средства обучения: оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, экран, синтезатор презентация «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда Образовательные ресурсы: учебник стр. 48 – 51; иллюстрации сказок А. Пушкина; портрет Н. Римского - Корсакова; рабочая тетрадь с 14, 15 Музыкальный материал: вступление ко 2 действию оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…», музыкальная запись оркестровых фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане» |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационно - мотивационный | Приветствие с обучающимися «Здравствуйте!»: создаёт условия для формирования эмоционально позитивного настроя учащихся через исполнение попевки – приветствия, организует диалог, направленный на повторение пройденного: - С творчеством какого поэта связаны наши уроки? - Зачем сопоставляем поэзию Пушкина и музыкальные произведения? - Каждый урок – страничка из альбома о жизни А.С.Пушкина. Какой теме был посвящен последний листок? Организует появление интереса у детей (через побуждающий диалог): - О чем А.С.Пушкин мог сказать следующие строки: « Наперсница волшебной старины, друг вымыслов, игривых и печальных?» | Коллективно исполняют попевку «Здравствуйте!» Включаются в диалог, закрепляют ранее полученные знания Проявляют интерес к теме Обсуждают и ищут правильный ответ | Личностные: - пробуждение эмоциональной отзывчивости - формирование учебной мотивации Коммуникативные: - согласование своих действий с действиями одноклассников, - проявление доброжелательного отношения к окружающим Регулятивные: - согласование песни и музыки Познавательные: - построение логической цепи рассуждений |
2. Актуализация знаний | Задает вопросы - Какие сказки Пушкина вы знаете? Через побуждающий диалог организует перевод интереса в область проблемы данного урока: - Как могли начинаться сказки А.С.Пушкина? - А как может начинаться музыкальная сказка, без слов? Показ музыкальных примеров на фортепиано (синтезаторе) | Внимательно слушают и отвечают на вопросы Используют знания, полученные ранее Вспоминают варианты зачинов, начинающих сказки Слушают музыкальный фрагмент, анализируют средства музыкальной выразительности, представляют каким персонажам соответствовало музыкальное вступление, подбирают тембры инструментов оркестра, соответсвующие характеру интонации | Познавательные: - умение осознанно строить речевое высказывание - сравнение, классификация, анализ, установление причинно- следственных связей Коммуникативные: - вступление в диалог с учителем - умение точно и полно выражать свои мысли Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу |
3. Постановка цели, задач | Организует через подводящий диалог перевод интереса в область проблемы данного урока: - Мы уже пришли к выводу о том, что речь сегодня пойдет о сказке, но зачем же тогда мы слушаем и анализируем музыкальные интонации? ( подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока, корректирует ее - «Сказка в музыке») Организует через побуждающий диалог формулировку цели : «Познакомиться с тем, как одна из сказок Пушкина была отражена в музыке Н.А. Римского-Корсакова, смогла ли музыка без слов рассказать сказку так же интересно и понятно. Как у Пушкина?» Беседует о том, каких персонажей из сказок Пушкина знают ученики, с какими уже встретились на уроках музыки в предыдущих классах, какие композиторы обращались к сказкам Пушкина | Формулируют тему, участвуют в диалоге, беседе с учителем, формулируют цель, работают с тетрадью, активизируют знания, отвечают на вопросы | Познавательные: - самостоятельное формулирование темы, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ, установление причинно – следственных связей Личностные: - смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью) |
4. Физкультминутка | Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся | Учащиеся повторяют физические упражнения | Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни |
5. Открытие нового | Организует восприятие вступления ко 2 действию и подводящий диалог для ответа на вопросы: какую стихию изображает музыка? о какой сказке сегодня пойдет речь? Использует нотную запись на доске, просит пластикой проинтонировать мелодию Организует восприятие фрагмента «Три чуда» Просит обратить внимание на средства музыкальной выразительности, смену настроения, количество частей Организует анализ каждого прозвучавшего фрагмента, средств музыкальной выразительности, поиск аналога этого музыкального фрагмента в литературной основе Подводит итоги групповой работы (дети называют описанные образы: Белочка., 33 богатыря, царевна - лебедь) | Слушают музыку, анализируют средства музыкальной выразительности, моделируют музыкальный образ, расширяют интонационно- слуховой запас Слушают музыку, включаются в сравнительный анализ музыкальных частей, овладевают умениями осознанного построения речевого высказывания Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие муз. фрагмент Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра. | Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу Регулятивные: - умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание ( зачем слушаем музыку) Познавательные: - логический анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей - подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений - умение пластикой смоделировать музыкальную тему, осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: - определение функции участников, - сотрудничество - управление поведением партнера - умение полно и точно выражать свои мысли |
6. Первичное усвоение новых знаний, проверка понимания | Анализирует пластическое интонирование, восприятие фрагмента «Три чуда», определение учащимися средств музыкальной выразительности в каждом прозвучавшем музыкальном фрагменте | Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие музыкальный фрагмент Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра | Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу Регулятивные: - умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание ( зачем слушаем музыку) Познавательные: - логический анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей - подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений - умение пластикой смоделировать музыкальную тему, осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: - определение функции участников, - сотрудничество - управление поведением партнера - умение полно и точно выражать свои мысли |
7. Первичное закрепление нового материала | Актуализирует полученные на уроке новые знания Предлагает продолжить фразы: «Я не знал, что……», «Я понял, что……» «Теперь я смогу……» | Слушают учителя Обобщают новые знания | Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений Коммуникативные: - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи |
8. Обобщение знаний, связь с ранее полученными | Организует эмоциональное и осознанное усвоение музыкального содержания через систему вопросов Закрепляет знания с помощью сопоставления с литературным текстом | Отвечают на вопросы Слушают (или сами читают) фрагмент « Сказки о царе Салтане» | Познавательные: - извлечение необходимой информации из текста, смысловое чтение - логические сравнения Личностные: - нравственно – эстетическое оценивание, эмоциональный отклик на содержание урока |
9. Рефлексия (подведение итогов) | Организует подведение итогов урока через организацию вопросов - ответов о полученных на уроке знаниях - Получилось ли композитору рассказать нам сказку при помощи музыки? Была ли она нам ясна? - Что помогло нам понять музыкальные образы? -Какой фрагмент вызвал наибольшее затруднение в понимании? Рассказывает о том, что Римского- Корсакова прозвали « Великим музыкальным сказочником» - Наш урок закончен, я благодарю всех за работу и желаю успехов! | Обобщают свои музыкальные впечатления, облачая их в словесную форму Размышляют о том, что они узнали на уроке Включаются в активную позицию на уроке, проявляют лидерские качества | Регулятивные: - выделение и осознание того, что усвоено - формирование умения анализировать свою деятельность на уроке Коммуникативные: - постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничество - коррекция ответов и вопросов одноклассников Личностные: - формирование эмоционально – нравственное отношение к музыкальному образу |
10. Домашнее задание | Объясняет задание Играет музыкальный выход с урока | Слушают объяснение учителя Осмысливают домашнее задание Записывают в дневнике – Учебник стр. 48-51 Уходят с урока под музыку |
Предварительный просмотр:
Диагностика сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов
Содержание урока музыки состоит из 4 видов учебной деятельности:
- Слушание музыки.
- Освоение и систематизация знаний
- Вокально-хоровая работа.[1]
- Творческая деятельность
Ниже, в таблице по каждому виду деятельности представлен результат в форме соответствующей компетенции и критерии оценивания:
Виды деятельности | Результат | Критерии оценивания |
Слушание музыки | Знание: -степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности; -самостоятельность в разборе музыкального произведения; Умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. Слушает музыку и отвечает на вопросы: по схеме. | Учащиеся должны уметь внимательно слушать музыкальное произведение и анализировать его. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать |
Освоение и систематизация знаний. | Умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений. | |
Вокально-хоровая работа. | Оцениваются: -чистота интонирования и ритмическая точность; -знание стихотворного текста песни; -качество звучания: выразительность, эмоциональность, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность; - умение петь в коллективе (слышать и себя и других). | Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу. |
Творческая деятельность. | Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала. |
К данной таблице предлагается шкала перевода критериев в отметку.
«5» -Учащийся активно проявляет себя во всех видах деятельности на уроке. При прослушивании музыкальных произведений высказывает и аргументирует свое мнение. Правильно определяет форму, тембровую окраску и исполнителя произведения. При пении чувствует мелодическую линию, исполняет в соответствии с характером произведения. Задания в тетради выполняются правильно и аккуратно в соответствии с инструкцией.
«4» - Учащийся выполняет все инструкции учителя. Допуская ошибки, но исправляется при наводящих вопросах. Исполняет произведения эмоционально.
«3»- учащийся работает не активно, отвечает однозначно без рассуждения. Просто повторяя за одноклассниками мысли. В коллективе работает без желания, не проявляя инициативу и своих эмоций. Поет равнодушно интонационно не верно.
«2»- за урок не ставится т.к. не каждый ребенок в силу своих возможностей талантлив и одарен, для каждой индивидуальности учащегося требуется разное количество времени для раскрытия своих возможностей.
Предметные результаты осуществляются в виде входящего, текущего и итогового контролей в форме тестовых заданий, музыкальных игр и проверочных работ. Оценить личностные и метапредметные результаты на уроке музыки возможно через: использование учебно-практических заданий, направленных на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующего совместной работы в парах или группы с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.
Также, в рамках формирования учебно-познавательной компетенции и внедрения в практику критериального подхода к оцениванию знаний и умений учащихся, уровня владения новыми способами деятельности, в методической разработке предлагаются карты для самопроверки, предназначенные для организации систематического анализа учителем и самоанализа приобретенных знаний и умений учащимися в процессе обучения. В течение каждого урока дети самостоятельно могут оценить свою работу, сверить достигнутый уровень с определённым минимумом требований, заложенных в урок; а также оценивается домашнее задание Это дает возможность самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию. Учащиеся заполняют в течение урока и сдают их в конце данного мероприятия.
Диагностика сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов
Перед проведением мониторинга на уровень сформированности предметных, личностных и метапредметных результатов была проведена входящая диагностика.
В эксперименте участвовала параллель 4-х классов в количестве 116 обучающихся.
Результаты входного диагностического контроля учащихся по результатам обучения раздела (модуля) «В концертном зале»
Результаты обучения | Базовый уровень | Повышенный уровень +базовый |
Предметные | 68 уч. (78%) | 45 уч. (52%) |
Личностные | 70 уч. (87%) | 66 уч.(76%) |
Метапредметные | 65 уч. (75%) | 67 уч.(77%) |
Итоги контроля по результатам проведенного цикла уроков в технологии АМО:
Результаты обучения | Базовый уровень | Повышенный уровень +базовый |
Предметные | 78 уч. (90%) | 74 уч. (85%) |
Личностные | 81 уч. (93%) | 85 уч. (98%) |
Метапредметные | 69 уч. (80%) | 80 уч. (92%) |
Выводы: эксперимент показал, что у учащихся 4-х классов наблюдается положительная динамика роста успешности по предмету «Музыка»:
- базовый уровень повысился в предметных результатах обучения - на 12 %, личностных результатах обучения – на 6 % , метапредметных результатах обучения – на 5 %;
- повышенный уровень повысился в предметных результатах обучения - на 33 %, личностных результатах обучения – на 22 % , метапредметных результатах обучения – на 15 %, что в целом, свидетельствует о личном прогрессе обучающихся, в том числе детей с ОВЗ по формированию и развитию предметных, личностных и метапредметных навыков.
Мониторинг сформированности предметных, личностных и метапредметных результатов позволяет увидеть личный прогресс каждого ученика и дает возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. Это позволяет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 ГРУППА : «РАЗМЫШЛЕНИЕ» 2 ГРУППА : «СХЕМА» 3 ГРУППА :«ЧУТКОСТЬ К СМЫСЛУ» А ТАКЖЕ, ВСЕ ГРУППЫ: СЛУШАТЕЛИ ПОМОШНИКИ ИСПОЛНИТЕЛИ
1 . ВСПОМНИТЕ, КАК НАЗЫВАЛАСЬ ПЕСНЯ ФРАНЦУЗСКИХ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ. ПОЧЕМУ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ У ПЕСНИ? 2 .ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕРТ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ТЕРМИН)? 3 . НАЗОВИТЕ ФАМИЛИЮ КОМПОЗИТОРА, МУЗЫКА КОТОРОГО ЗВУЧАЛА НА ПРЕДЫДУЩЕМ УРОКЕ? ПРИВЕДИТЕ ФАКТ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ КОМПОЗИТОРА.
Взволнованные интонации искусства. ПОПЫТАЙТЕСЬ ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАДАЧИ УРОКА! Тема урока?
А. Н.СКРЯБИН (1872–1915) Слуш .: А.Н.Скрябин Этюд №12 (1893 год).
Э Т Ю Д Упражнение для развития беглости пальцев. Инструментальная пьеса виртуозного характера.
Работа 1, 2, 3 группы: внимательно послушайте «Этюд №12» 1.Какие чувства выражены в главной мелодии? 2.Как развивается музыка? 3. Почему современники А. Скрябина назвали его этюд «Буревестником»? Кто такой буревестник? Задания для1 группы «Размышление»: Этюд №12 – 1893 год!!! Задание для 2 группы в «СХЕМЕ »
А.Н. СКРЯБИН «ЭТЮД №12» 2.СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЛАД – мажор, минор ДИНАМИКА – сила звучания музыки (громко, тихо, затихая, усиливая звучание) Т ЕМБР – звучание, голоса инструментов РЕГИСТР – высота звучания музыки 4 . НАСТРОЕНИЕ, ЧУВСТВА, ЧЕРТЫ , ВЫРАЖЕННЫЕ В МУЗЫКЕ 3 . НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ МУЗЫКИ. ( НАРОДНАЯ ИЛИ написана композитором) 1 .САМОСТОЯТЕЛЬ-НОЕ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЛИ ЧАСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОГО ЖАНРА? Задания для 2 группы ( а также, для 1 и 3 группы)
«Песня о Буревестнике» М.Горький. «Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике…» СОПОСТАВЬТЕ НАСТРОЕНИЕ МУЗЫКИ И СТИХОТВОРЕНИЯ То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и- тучи слышат радость в смелом крике птицы .
ЭТЮД №12 В ПРЕКРАСНОМ ИСПОЛНЕНИИ ПИАНИСТА НИКОЛАЯ ЛУГАНСКОГО 3 Группа: «ЧУТКОСТЬ К СМЫСЛУ» В ЭТО ВРЕМЯ ПОДВОДИТ ИТОГ РАЗГОВОРУ О МУЗЫКЕ А.Н. СКРЯБИНА
Вывод: 3 Группа: «ЧУТКОСТЬ К СМЫСЛУ»
Разговор о музыке Скрябина мы закончим словами самого композитора из своего дневника: «Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной. «Я жить хочу! Хочу нового, неизведанного…» « Жизнь – деятельность, стремление борьба».
Домашнее задание: Слушать музыку и определять музыкальные средства выразительности. Подготовить в сообщении 5 интересных фактов о жизни и творчестве А. Скрябина.
«Я ВЕРЮ ТОЛЬКО МАЧТАМ И МЕЧТАМ»