Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

Давлетбаева Ольга Сергеевна

   Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (по профилю профессиональной деятельности педагога)). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Давлетбаева Ольга Сергеевна

Учитель начальных классов

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (по профилю профессиональной деятельности педагога)).

Организация учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, позволяет создать оптимальные условия для реализации поставленных целей образования. Для реализации данной задачи в своей педагогической деятельности, опираюсь на индивидуальные особенности обучающихся, так как имея опыт коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, всегда имею в классе таких учащихся, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Учитывая особенности каждого ребенка, на уроках осуществляю дифференцированный личностно-ориентированный подход, применяю технологию проблемного обучения, технологию развития критического мышления, при этом поддерживая интерес учащихся с ограниченными возможностями здоровья.. Это позволяет каждому ребенку усваивать знания по своим способностям. Так же, осуществлению личностного развития, на мой взгляд, способствует дифференцированный подход к образовательному процессу. Дифференцированная организация образовательной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности обучающихся, а с другой стороны – во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы. Дифференцированный подход в обучении часто применяю через работу в парах, группах, что даёт возможность уделить внимание каждому ученику, составить задания, учитывая индивидуальные особенности ребенка. При данной работе, важно систематически использовать те современные педагогические технологии, которые дают возможность повышать качество образования.

Активное использование на уроках элементов игровых технологий, например, учащимся задаётся загадка, ребус, шарада. На экран помещается слово, где буквы закрыты, как в кроссворде. Нажимая на «окошечко», появляется задание, выполнив которое даёт возможность открыть одну букву. Вот так можно проверить домашнее задание или с интересом отработать умения и навыки у обучающихся.

Работа с технологией проектной деятельности дает возможность развивать познавательный интерес, расширяет кругозор, личные качества учащегося, самооценку. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. В проекте ребята ставят цель и определяют способы ее достижения, обсуждают, доказывают, открывают, сопереживают и радуются, понимают себя и других. Эту технологию я часто использую на уроках литературы и окружающего мира. Получив домашнее задание, обучающиеся создают мини-проекты, сообщения, презентации, находят иллюстрации, готовят доклады. Всё это даёт возможность достигнуть поставленных перед ними цели.

Информационно-коммуникационные технологии использую для проверки знаний обучающихся, для построения собственной траектории процесса образования обучающегося на уроке, использую образовательную платформу Учи.ру., что позволяет использовать элементы данной технологии.

Элементы проблемного обучения, дают возможность не только достигнуть образовательных задач в процессе урока, но и подтолкнуть некоторых обучающихся к углубленному изучению той или иной проблемы.

Создание ситуации успеха – это один из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации к учению. Портфолио помогает вести персонифицированный учет достижений ученика, как инструмент педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

На уроках применяю здоровьесберегающие технологии, используя разный подход к охране здоровья, а соответственно, разные методы и формы работы: физкультминутки для учащихся. Чтобы ребята не уставали на моих уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их,  стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:  

- чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей;         - учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);

- проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения, гимнастики для глаз, физкультминуток;

- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент;

- стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);

- соблюдение психологического климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей).

Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.