Самообразование

Давлетбаева Ольга Сергеевна
Обучение младших школьников выразительности устной речи в условиях ФГОС НОО

 

«Речь  должна стать для него средством

самовыражения, предметом радости и гордости.»

 

М.Р. Львов

План самообразования

Тема самообразования «Обучение младших школьников выразительности устной речи в условиях реализации ФГОС НОО»

Цель: изучить, как выразительность устной речи ребёнка влияет на обучение младших школьников.

     Исходя из цели, ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Изучить мотивационно-личностные предпосылки развития одарённости;
  2. Выявить, как формируется исследовательская позиция у школьников;

Перечень вопросов по самообразованию:

1. Выявить какие основы лежат для развития устной речи в условиях ФГОС НОО У младших школьников.

2.Изучить, какие условия необходимы для развития выразительности устной речи.

3.Создать благоприятные условия для формирования выразительности устной речи младших школьников.

4. Продолжить изучать педагогический опыт по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx77.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

«Обучение младших школьников выразительности устной речи в условиях ФГОС НОО»

                                                

       

Выполнила:

Давлетбаева Ольга Сергеевна,               учитель начальных классов

 

                                                                   

План работы по теме самообразования:

Введение

Глава I.  Обучение младших школьников выразительности устной речи в условиях ФГОС НОО

I.1.Изучение средств развития устной речи младших школьников.

I.2. Формирование устной речи младших школьников.

Выводы по главе I

Глава II.Создание благоприятных условий для формирования обучения младших школьников выразительности устной речи в условиях ФГОС НОО

Выводы по главе II

Заключение

Источники информации

План самообразования

Тема самообразования «Обучение младших школьников выразительности устной речи в условиях реализации ФГОС НОО»

Цель: изучить, как выразительность устной речи ребёнка влияет на обучение младших школьников.

        Исходя из цели, ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Изучить мотивационно-личностные предпосылки развития одарённости;
  2. Выявить, как формируется исследовательская позиция у школьников;

Перечень вопросов по самообразованию:

1. Выявить какие основы лежат для развития устной речи в условиях ФГОС НОО У младших школьников.

2.Изучить, какие условия необходимы для развития выразительности устной речи.

3.Создать благоприятные условия для формирования выразительности устной речи младших школьников.

4. Продолжить изучать педагогический опыт по данной проблеме.

«Речь  должна стать для него средством

самовыражения, предметом радости и гордости.»

М.Р.Львов

         Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальнейших задач, стоящих перед современной школой. Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора.

Учёные доказали, что успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи.  Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически-грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

          Но главная задача развития речи детей состоит в том, чтобы каждый из них, независимо от его будущей профессии, приобрёл способность относиться к жизни, к людям, к природе, к животным, к себе, к истории своего народа так, как относится ко всему этому творческий художник, поэт, певец, и как человек, которому все это важно, дорого, любимо. Любить и понимать всё живое – это главная ценность в жизни человека.

           Одним их направлений в работе по обучению младших школьников создавать собственные тексты (на основе опоры) является включение в систему работы по развитию речи моделей урока, на которых создание собственного текста будет опираться на его прогнозирование.

           Начиная с первого класса, я использую в своей практике огромное количество упражнений на развитие речи и мышления. Разработала сама комплекс упражнений на развитие речи. Чтобы получился в итоге достойный результат, а именно, чтобы ученик умел мыслить и развивался, необходимо придерживаться системы в работе по развитию речи. Работать над развитием речи проходит  на всех уроках. Но основная работа по развитию речи младших школьников проводится на уроках русского языка и чтения.

Основной целью работы по развитию речи является вооружение учащихся

умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Задачи развития речи учащихся:

            1. Нужно целенаправленно учить детей не только созданию высказываний, но и их восприятию, то есть учить выступать в роли не только отправителя сообщения, но и адресата, так как речевая деятельность - это двусторонний процесс. Следовательно, обучать детей нужно каждой из четырех видов речевой деятельности (говорению, слушанию, чтению и письму).

           2. Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение.

         З. Предлагая детям создать текст, важно обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются (то есть необходимо создавать речевые ситуации).

            4. Чтобы совершенствование собственно речевой деятельности младших школьников проходило успешно, нужна параллельно проводимая целенаправленная работа

            Во многом мне помогла система Л.В. Занкова. Методика опережающего обучения дала возможность учителю с первых шагов обучения детей ставить сложные задачи, давать серьёзные задания и добиваться их выполнения. Методика написания сочинений по системе Л.В. Занкова помогла в работе над развитием речи детей. Я стала подбирать интересные темы сочинений, разнообразные приёмы в развитии творчества детей.

         Дети работают с удовольствием, оформляют интересные творческие работы и понимают, для чего им нужна развитая речь. В старших классах они легко переходят к таким предметам как литература, история, география, и учителя старших классов отмечают хорошую подготовку детей.

        Актуальность темы

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логическая чёткость, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Объект исследования – процесс развития выразительности устной речи учащихся начальной школы..                                                                                              

Предмет исследования – формирование выразительности устной речи  младших школьников в урочное и внеурочное время.

     Гипотеза исследования: формирование выразительности устной речи  ребёнка положительно влияет на обучение.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; тестирование, наблюдение.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обосновании необходимости формирования выразительности устной речи младших школьников.

     Практическая значимость: использование собранного материала в работе учителей начальных классов на уроках  и во внеурочное время.

     Исследовательская работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы.

     Базу исследования составили   учащиеся  МАОУ «Школа-сад № 10» г. Когалыма (2021-2024 гг.)  


Глава I.

I.1. Изучение средств развития устной речи младших школьников.

        Опираясь на анализ научных источников,  я пришла к убеждению, что начинать работу по развитию речи надо с первых дней пребывания ребёнка в школе, на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках русского языка и литературного чтения, специальных уроках по развитию речи учащихся.

           Всё более очевидной становится необходимость включения в работу по развитию речи учащихся новых методов и приёмов, основу которых составляет речетворчество учащихся. Работать над развитием речи я начала, когда поняла - надо учить видеть во всём, что нас окружает, не бесстрастную объективность внешнего мира, а нечто такое, что отвечает человеческим чувствам, соизмеримо с ними, может их вызывать и выражать.

Основной целью работы по развитию речи является вооружение учащихся

умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Задачи развития речи учащихся:

    1. Нужно целенаправленно учить детей не только созданию высказываний, но и их восприятию, то есть учить выступать в роли не только отправителя сообщения, но и адресата, так как речевая деятельность - это двусторонний процесс. Следовательно, обучать детей нужно каждой из четырех видов речевой деятельности (говорению, слушанию, чтению и письму).

   2. Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение.

 З. Предлагая детям создать текст, важно обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются (то есть необходимо создавать речевые ситуации).

    4. Чтобы совершенствование собственно речевой деятельности младших школьников проходило успешно, нужна параллельно проводимая целенаправленная работа по ряду направлений:

     а) над расширением кругозора учащихся, над их способностью наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать и т.д.: мысли и чувства, возникающие у детей - это потенциальные предметы их речевой деятельности;

      б) над осознанием школьниками системы языка, назначения различных языковых единиц, правил их функционирования, над обогащением арсенала средств, используемых детьми;

     в) над умением выбирать средства языка с учетом ситуации общения и грамотно формулировать мысли;

     г) над умением отбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом;

      д) над пониманием значимости всех элементов «чужого» текста (отбора сведений, их последовательности, группировки, использование языковых средств), а также над умением извлекать: из каждого элемента соответствующий смысл.

Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.

Главным условием развития речи младшего школьника является разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.

В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей.

Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:

- обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);

- обеспечить создание речевых ситуаций;

- обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;

- вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;

- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

         Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и  должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается не совсем понятным. Сам ученик обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств.

Общим требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная речь. Учить логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям, что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

I.2. Формирование устной речи младших школьников.

В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:

  • самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
  • работать в группе и принимать решения;
  • использовать новые технологии: информационные и коммуникативные.

Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение новых информационных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования.

            Одним из существенных факторов необходимости использования информационных технологий является еще и дефицит источников учебного материала, возможность представления уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и т.д.).

Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе.

        Передо мной встала проблема: как повысить познавательный интерес учащихся на уроках русского языка и литературы, используя информационно-коммуникативные технологии. Ведь, с одной стороны, необходимо дать прочные знания по русскому языку в рамках школьного курса и сформировать у них навыки практической грамотности. С другой стороны, необходимо приобщить своих учеников к информационной культуре.

        Современный урок русского языка немыслим теперь без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.

        На мой взгляд, компьютер на уроках русского языка и литературы выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Вместе с тем, уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее лингводидактические проблемы.

        Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, позволяет:

  • развивать у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
  • расширить возможности предъявления учебной информации;
  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
  • усилить мотивацию учения;
  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
  • дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
  • расширить наборы применяемых учебных задач;
  • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
  • приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.

Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

        Теперь конкретнее о том, как можно использовать ИКТ на уроках.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
        Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Применяемые приемы: разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.

        Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.
        Имея современную технику, учитель получает возможность создавать печатные материалы к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки — задания; созданные совместно с учащимися во время занятий схемы, таблицы. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

Таким образом, обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.

Для школьника компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой средой.

Взять одну из «болевых» точек изучения русского языка в школе – орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета.

На этапе изучения нового материала я координирую, направляю, организую учебный процесс. Учебный материал «рассказывает» либо полностью, либо частично компьютер, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы.

На этапе закрепления изученного материала я организую внутриклассную групповую дифференциацию. Обычно класс делю на три группы:

  1. учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять;
  2. учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы;
  3. учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение.

Каждая группа работает по своему варианту. С учащимися первой

группы занимаюсь сама, а учащиеся второй и третьей группы справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично». У них есть право выбора: выполнить компьютерное задание без подсказки или воспользоваться  помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить  каждому ребенку (средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера).

При повторении в начале урока в компьютерном варианте я использую любой формат (текст, изображение): репродуктивное тестирование, развивающую игру проблемную ситуацию.

В результате все ученики включены в мыслительную деятельность,

готовы к восприятию нового материала. Степень самостоятельности при таком виде деятельности может быть либо полной, либо частичной.

        При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний использую   итоговое тестирование, которым завершается каждая тема в  компьютерной программе. Все ученики выполняют контрольный тест, который занимает 3-4  минуты. И тут же получают оценку компьютера.

        Большой интерес вызывают у учащихся презентации в редакторе PowerPoint, которые я составляю сама. При подготовке к уроку составляю презентацию со схемами, но только их основы, которые ученики заполняют на уроке либо путём устного проговаривания и появления ответа на слайде.

        Быстро проверить знания учащихся позволяет работа с текстами. Для этого на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы, пунктограммы или допущены ошибки. После написания работы учащиеся проверяют свою работу по следующему слайду и выставляют оценки.

        Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценки. Кроме этого, учащиеся сами создают презентации по заданным лингвистическим темам.

На этапе контроля знаний, умений, навыков компьютерный контроль знаний имеет существенные преимущества по сравнению с традиционным. Преимущества состоят в следующем:

  • осуществляется индивидуализация контроля знаний;
  • повышается объективность оценки;
  • ученик видит детальную картину своих недоработок;
  • оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;
  • на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

        Использую разнообразные формы контроля: тесты, самоконтроль, взаимоконтроль, рейтинговый контроль.

Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени.

Важным этапом урока является домашнее задание.

В качестве домашнего задания каждый желающий может получить индивидуальное задание: составить мини-презентацию по теме урока (теория, практика), тестирование, проблемную ситуацию. В этом случае автором выступает сам ученик.

Широко использую компьютерные технологии при работе со словарными словами. Форм и приёмов в словарной работе достаточно много. Мною выработан алгоритм изучения новых слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями.

Важно самое начало работы со словарным словом. Система приёмов работы с трудными написаниями сводится к следующему:

1. Обращение к этимологии слова (происхождение слова).

2. Лексическое значение слова (толкование).

З. Морфемное строение (однокоренные слова).

4. Правописание. Нахождение орфограмм.

5. Определение части речи.

6. Проговаривание.

7. Включение слов в тексты, составление со словами словосочетаний, предложений.

Работая над словом дома, учащиеся обращаются к словарям: этимологическому, толковому, иностранных слов, словообразовательному и т.д. Эта работа увлекает, приучает их к ответственному и бережному отношению к слову.

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал.

Сегодня на уроках литературы все чаще использую современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов… Педагогика словесника – это педагогика экспрессии: «слово + чувство».

Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным.
Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма.

Самой распространенной формой работы на уроке литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности, что очень важно на уроках литературы. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Использование презентаций позволяют учащимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя, художника, общественного деятеля.

Существенны преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", «Фраза», энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни.

Презентация может оформляться не только всевозможными картинками, но и схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие - то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент.

Во-первых, это работа со схемами. При подготовке к уроку составляется схема (классификации частей речи). В начале выполнения задания учащимся открыто лишь название схемы. После того, как ребята вспоминают, на какие группы делятся все части речи, открывается вся схема. Используя имеющиеся знания, учащиеся группируют части речи, выявляют элементы схемы и восстанавливают ее в увлекательной форме. Одну и ту же схему можно использовать несколько раз: при объяснении нового материала, на уроках обобщения знаний. Учителя русского языка знают, что части речи являются предметом изучения во всех классах, и заготовленная один раз подобная схема может быть многократно использована. Таким образом, интерактивная доска освобождает учителя от затратных во временном отношении рутинных операций по созданию таких схем на каждом уроке в каждом классе. Увеличивается темп урока, информация воспринимается быстрее при использовании интерактивной доски.

Во-вторых, работа с текстами. На одной странице заранее набирается текст с пропущенными орфограммами(можно набрать отдельные слова, т.е. приготовить своеобразный словарный диктант), на другой странице – тот же текст в том виде, в котором он должен будет получиться в тетрадях учащихся после выполнения задания: списать текст, вставив пропущенные орфограммы. Используя эти две страницы, можно удобно и быстро выполнить задание. Другой вариант работы – текст с намеренно допущенными ошибками. После написания работы учащиеся проверяют ее по следующей странице и выставляют себе оценки. Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценки.

Очень удобна такая форма работы при проведении контроля знаний в виде тестов (распечатанных на листах или выведенных на экран). Сначала ребята выполняют задание и сдают работы, потом открываем ответы и даем возможность учащимся осознать свои результаты, задать вопросы, обсудить отдельные задания. Это очень важно, т.к. позволяет учителю осуществлять обратную связь с обучающимися и дает возможность получить оперативную информацию о предварительных результатах усвоения материала, а обучающиеся узнают о своих ошибках и анализируют их на данном уроке, а не через день-два. Ребенок видит свои ошибки, корректирует знания и умения, определяет оценку.

Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Таким образом, методически оправданное использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности развивает познавательные навыки, творческие способности учащихся, формирует у школьников умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности, создаёт благоприятный психологический климат на уроках.

Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

Выводы по главе I

Общим требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная речь. Учить логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям, что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

Глава II. Создание благоприятных условий для формирования обучения младших школьников выразительности устной речи в условиях ФГОС НОО

Исследуя тему «Создание благоприятных условий для формирования обучения младших школьников выразительности устной речи в условиях ФГОС НОО» была проанализирована научно-педагогическая литература. Появилось желание апробировать полученные знания.

     Практическую работу начала осуществлять в 2021/2022 году с учениками 2 класса. Реализация цели началась с подготовительного этапа. Провела анкетирование родителей с целью определения значимости развития выразительности устной речи младших школьников. Оказалось, что 20 человек (80% родителей), разделяют мнение о развитии выразительности устной речи, 20% родителей (5 человек) придерживается мнения «мне всё равно, лишь бы не был перегружен мой ребёнок».

Анализ результатов показал, что родители понимают необходимость формирования развития устной речи школьников. Значит, при работе над выразительностью устной речи я могу рассчитывать и на помощь родителей, но при этом продумать формы сотрудничества.

На первом этапе (2021/2022 учебный год) мы ориентировались на мнение, что развитие выразительности устной речи учащихся должна начинаться на уроках обучения грамоте, уроках русского языка и литературного чтения. Эти уроки  позволили учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками выразительности устной речи. В качестве примера кратко остановимся  на работе над словарём учащегося.

На первом этапе дети знакомятся с новым словом. При изучении новых слов использую загадки, ребусы, анаграммы. Отгадав слово, на доску вывешивается изображение предмета, обозначающий данное слово. Появляется карточка с надписью этого слова. Дети сравнивают произношение и написание слова. Делают вывод, что написание с произношением не совпадает, обозначают ударение, подчёркивают те буквы, написание которых расходится с произношением, т.е. определяют ошибкоопасные места. Карточки с изучаемыми словами помещаются  на стенд у доски. Далее дети орфографически произносят слово, записывают в тетради.

На втором этапе раскрывается значение и происхождение изучаемого слова. Затем предлагаю детям ответить на вопрос: «Что интересного заметили в этом слове, в его написании?»; сравнить несколько словарных слов и найти что-то общее, или найти «лишнее слово» среди записанных. Например:

                        морковь

                        огурец

                        помидор

Ребята определяют:                                                                                                                  

-  что все слова можно назвать одним словом – овощи, т.е. объединены одной темой;

- слово морковь «лишнее», т.к. оно двухсложное и в нём есть мягкий знак, а остальные слова трёхсложные.

- во всех словах в первом слоге есть гласная буква о;

- в словах огурец и помидор ударение падает на третий слог, а в слове морковь на второй.

            На этом этапе (на следующий день) подбираем однокоренные слова, расширяем словарный запас учащихся: помидорчик, помидорный, помидорина; огурчик, огуречный. В качестве домашнего задания предлагаю детям отыскать пословицы, поговорки, вспомнить или придумать загадку об этих словах, написать небольшую сказочную историю, рассказ про эти овощи, нарисовать рисунок и записать загадку или стихотворение с изучаемым словарным словом.

    На третьем этапе, включаем данные словарные слова в словосочетания или предложения. Например: вкусная морковь, красный помидор, большой огурец. Дополнительно для повторения пройденного материала по русскому языку, даются следующие задания: определить части речи, указать род, число. В предложении подчеркнуть грамматическую основу, указать связь слов.

    На четвёртом этапе, работаем с пословицами, поговорками приметами, крылатыми и образными выражениями.

      Обязательно для развития речи учащихся необходимо вводить пословицы, поговорки, крылатые выражения, так как они являются строительным материалом русского языка.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, языку, развивает память.

Пословицы

Корова в тепле - молоко на столе.

Старую лисицу хитростям на учат.

Спустя лето по малину не ходят.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

         Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и,  кстати, употреблять в речи  для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учиться.

          На уроках литературного чтения (2 класс) тексты соотнесены  с пословицами и поговорками, отражающими основную мысль произведения: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»); На языке медок, а на уме ледок (сказка «Лиса и тетерев»).

           К произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы пословицы в соответствии с возможностями класса.

        Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы: Труд кормит, а лень портит.  Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудиться. Кто не хочет трудиться, тот начинает жить нечестно. Лень портит человека». Раскрываем, смысл пословицы  Снег надует – хлеба прибудет. Дети отвечают: «Большой урожай будет, если выпадет много снега.  Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай. 
                     Приведу некоторые виды работ с пословицами.

        Перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе? Вместе с учащимися отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей Родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться, говорить о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать и отца. Провожу соревнования на знание пословиц. Распределяю между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую  они тему, подвожу итог. Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик  из второго ряда заканчивает ее, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы.

Без труда не вынешь                                  один раз отрежь

Друзья познаются                                        слушает, да ест

А  Васька                                                      рыбки из пруда.

Семь раз отмерь                                        в беде.

Провожу викторины о пословицах. Назови пословицы, чтобы в них были числа семь, один, четыре.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

Как свои пять пальцев. 

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

Без четырех углов изба не рубится.

Практическую работу с пословицами провожу по всем предметам, дети собирают пословицы, отыскивая в книгах, записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки – малышки.

На пятом этапе закрепляем изученные слова, работая с текстами. Например: выбрать правильно букву и вставить в слово или записываем небольшой текст под диктовку, подчёркиваем увиденные орфограммы.

 

                              Урожай, урожай!

                                       Наше лето пров(а/о)жай!

                              Сколько сладкого гороха!

                              (А/о)гурцы как на подбор,

                              На гр(я/е)де сорвать неплохо

                              Крупный красный п(а/о)мидор!

                              Пробеж(и/ы)шься  ог(о/а)родом-

                              Съешь м(о/а)рковку мимоходом.

 

        Чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.

         Разнообразие приемов и повышение активности самих учащихся в объяснении значений слов — важнейшая задача словарной работы в начальных классах.

      Для запоминания слов можно использовать и другие  задания.

  1. Чтение слова ребенком.
  2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
  3. Орфографическая работа над словом:
  • постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
  • звукобуквенный анализ слова,
  • деление слова на слоги и на слоги для переноса.
  1. Заучивание правописания данного слова:
  • подбор однокоренных слов,
  • составление словосочетания, предложения с этим словом,
  • подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
  1. Запись слова в орфографический словарик.
  2. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  3. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов).
  4. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  5. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  6. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  7. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  8. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
  • по родам;
  • по числам;
  • по склонениям; с непроверяемыми гласными. А, О, Е, И;
  • с непроверяемой и проверяемой гласной;
  • одушевленные или неодушевленные предметы;
  • по тематике – Например, «Город» и «Деревня»;
  • по частям речи;
  1. Выписать из данных слов:
  • слова, состоящие из двух, трех слогов;
  • слова с «Й»;
  • слова с шипящими.
  1. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор - красный, улица - широкая).
  2. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
  3. Подбор однокоренных слов.
  4. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  5. Разбор слов по составу.
  6. Запись слов с разными приставками. Например: шел, пришел, ушел, зашел
  7. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади)
  8. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  9. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
  10. Заменить одним словом набор слов («человек, который управляет трактором» – тракторист, «широкая проезжая асфальтовая дорога» – шоссе, «одерживать победу» - побеждать).
  11. Письмо по памяти.
  12. Самодиктант и взаимопроверка.
  13. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  14. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  15. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами («красное» - яблоко, «художественная» - литература, «драматический» - театр).
  16. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  17. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить…). Хорошо зарекомендовал себя.

Формирование у учащихся навыков развития устной речи  продолжается на всех уроках, так как речь является самой главной единицей работы... На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это приобретение и развитие ребёнком навыков развития устной речи.

Нужно отметить, что работа над развитием устной речи  ребёнка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классе создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. И не менее важно, эта работа объединяет учителей, детей и родителей.

Выводы по главе II

Проведя практическое исследование, можно сделать следующие выводы:

  • большинство родителей (80%) разделяют мнение о развитии выразительности устной речи.
  • формирование у учащихся навыков развития устной речи должно проводиться на всех уроках;
  • работа над своей речью  обогащает ребёнка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классе создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. И не менее важно, эта работа объединяет учителей, детей и родителей.

         


Заключение

Изучение данной темы привело нас к выводу, что в настоящее время в условиях личностного подхода к школьному образованию становится все более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование. Организовав работу над развитием устной речи, смогу помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: “Что мне интересно? Могу ли, хочу ли это учить, заниматься этим в дальнейшем?”, помогу учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, чтобы услышать в ответ: “Это делать умею, мне это интересно!” Хочу напомнить всем известную одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не всё. Задав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? А сам думает: «Скажет живая – её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребёнок будет чувствовать себя личностью.

        

Источники информации

1. Арефьева, О.М. Технологии формирования коммуникативных универсальных учебных умений учащихся / О.М. Арефьева // Мир образования - образование в мире. - 2011. - №1. - С.116-123.

2. Баева, И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов / И.А. Баева. - СПб. : Питер, 2010. - 414 с.

3. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М. : АПН, 1962. - 288 с.

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1976. - 332 с.

5. Кубасова, О.В. Выразительное чтение / О.В. Кубасова. - М. : Академия, 2001. - 144 с.

6. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Мотюшкин. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 354 с.

7. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. - М. : Просвещение, 1972. - 152 с.

8. Шишкина, Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи / Т.В. Шишкина // Начальная школа. - 2006. - № 9. - С. 44-47.

Интернет-источники

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vyrazitelnosti-rechi-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literaturnogo-chteniya